Сочинение на тему роль эпилога в романе преступление и наказание

11 вариантов

  1. Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее. В эпилоге Достоевский рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась жизнь героев романа, и вместе с тем дает надежду для всех живущих на земле людей на искупление грехов.
    Раскольников получил сравнительно небольшой срок за свое преступление, т.к. раскаялся в содеянном. Судьи посчитали смягчающими обстоятельствами и явку с повинной, и то, что он не воспользовался ценностями, похищенными у убитой. Когда-то он спас детей на пожаре, рискуя собственной жизнью, а еще ухаживал за больным отцом своего умершего друга. Преступление, по мнению судей, было совершено в состоянии «временного помешательства».
    В результате Раскольников попадает на каторгу в Омский острог на восемь лет. Следом за ним едет Соня. Она любит его и хочет быть рядом. Зарабатывает шитьем и, чем может, помогает Раскольникову.
    Он же – замкнут и неразговорчив. Не общается с сокамерниками, неохотно разговаривает с Соней, когда ей удается добиться свидания. Она сообщила ему о смерти матери, о замужестве младшей сестры Дуни, но даже эти события особо не взволновали его. Заключенные относятся к нему с неприязнью.
    А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.
    Он попадает в больницу. Соня каждый день приходит и молча стоит под окнами тюремной палаты, чтобы просто быть рядом. Однажды он увидел ее, и это поразило его. Что-то дрогнуло в его сердце. На следующий день он опять выглянул в окно, но девушки не было. Он забеспокоился. Несколько дней Соня не появлялась. Раскольников не на шутку испугался и пытался выяснить, что случилось, почему она не приходит. Наконец удалось узнать, что Соня больна, но болезнь неопасная, и девушка скоро поправится.

  2. Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.
    Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.
    Мать героя – Пульхерия Александровна – умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.
    Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.
    Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.
    Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.
    В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.
    После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».
    Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».
    В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».
    Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».
    Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.
    Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.
    В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

  3. Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.
    Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.
    Мать героя – Пульхерия Александровна – умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.
    Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.
    Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.
    Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.
    В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.
    После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».
    Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».
    В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».
    Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».
    Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.
    Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.
    В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

  4. Одним из сильнейших моментов романа «Преступле­ние и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого, «физического» плана уже произошли (задумано и содеяно страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпило­ге роман достигает своего подлинного, духовного пика.
    Ведь, как выясняется, совершив признание, Расколь­ников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною», — пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме. Чувство собственной правоты не по­шатнулось в нем, он лишь возненавидел свою слабость. Но тут начинают происходить необъяснимые с человеческой точки зрения вещи: сокамерники-осужденные почему-то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступления порой ужаснее; да и особо не знакомы они с Раскольниковым, чтобы так его невзлюбить! В то же время они едва ли не плачут от восхищения, благо­говейно глядя на Соню, приходящую навестить Расколь-никова; хотя, опять-таки, они ведь и ее не знают вовсе! В конце концов каторжные с криком «Безбожник!» бро­саются на Родиона, избивают его, и лишь охранник пре­дотвращает кровопролитие… Что происходит? Почему?
    Ответ приходит Родиону во сне про непонятную эпи­демию, погубившую человечество. Якобы появились ка­кие-то новые микроскопические трихины, и «люди, при­нявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как счи­тали зараженные». Проснувшись, Раскольников еще не осознает, но уже душой чувствует то, что так же бессозна­тельно возненавидели в нем заключенные: он болен той самой заразой! И имя ей — безверие, нелюбовь, гордыня, презрение к людям! И когда Раскольников в очередной раз видит Соню, душа его наконец-то просыпается, и от­крывшиеся заново глаза наполняются слезами, и неизъ­яснимая боль, но уже не беспросветная, а свет дарующая, бросает его к Сониным ногам в рыданиях, и эти рыдания очищают его мятежное сердце!
    Вот истинная кульминация романа! Вот оно — тор­жество пресвятой любви и веры! Вот оно — настоящее раскаяние, дающее уверенность в спасении всякого греш­ника! Здесь, в эпилоге, между строк звучат самые свет­лые, жизнеутверждающие аккорды, знаменующие духов­ное возрождение героя, здесь в полной мере раскрывается глубокая убежденность великого человеколюбца Достоев­ского в том, что в каждом человеческом сердце теплится Божественная искра.

  5. Структура романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.
    Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.
    Мать героя — Пульхерия Александровна — умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.
    Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.
    Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.
    Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «…его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.
    В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.
    После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».
    Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».
    В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».
    Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского — к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».
    Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.
    Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.
    В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

  6. Чтение романа Достоевского «Преступление и на­казание» — процесс очень напряженный, требующий постоянной работы мысли. По мере развития событий повествование о судьбе студента Родиона Раскольни­кова обретает философский смысл. Описание миро­ощущения человека, совершившего преступление, раскрытие глубин его подсознания, переплетение жизненного пути Раскольникова с судьбами других людей — все это заставляет читать книгу на одном ды­хании. Однако, после того как Порфирий окончатель­но «уличает» Раскольникова и тот признается в убий­стве, жгучий интерес к роману как-то теряется, и эпи­лог прочитывается по инерции, второпях. Но если остановиться и вдуматься, понимаешь, что без эпило­га роман до конца непознаваем, и даже может быть понят искаженно.
    Признание Раскольникова в полицейской конто­ре — это далеко еще не «чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физиче­ской невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот… Порфирий». Это похоже на но­вое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал этого».
    Казалось бы, именно преступление и должно было сблизить его с остальными преступниками. В дейст­вительности получилось наоборот. Каторжные нена­видят его, но не только и не столько за безбожие. Они, не читавшие, разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», — инстинктивно чувство­вали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему. За это и убить хотели.
    Но все изменилось, когда он молча отрекся от сво­ей «проклятой мечты», когда Соня «поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее… Их воскресила любовь, сердце одного за­ключало бесконечные источники жизни для сердца другого…».
    Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ива­новна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с рез­ней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней стра­нице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».
    Молчаливое коленопреклонение Раскольникова заставляет вспомнить пушкинского «Пророка»: И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый…
    Это уже не то коленопреклонение, когда Расколь­ников «дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я все­му страданию человеческому поклонился». Соотнесе­ние этой фразы с законами раскольниковской «ариф­метики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию…» — слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже пока­залось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе,., отвечали ласково».
    Все исступленные речи Раскольникова разбивают­ся о слова тихой и непреклонной Сони: «Это чело­век-то вошь!.. Убивать то право имеете?». Она не спо­рит с ним, не разоблачает его. она просто его не пони­мает. И это непонимание оказывается сильнее всякой «казуистики».
    Не случайно в утро воскрешения Раскольникова зву­чит и тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольни­ков, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убий­ства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как буд­то все, что потом происходит с Раскольниковым, проис­ходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий гово­рит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».
    «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история посте­пенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе со­вершенно неведомою действительностью…», — эта за­ключительная фраза оставляет финал открытым, да­вая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

  7. Структура романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.
    Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.
    Мать героя – Пульхерия Александровна – умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.
    Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.
    Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.
    Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.
    В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.
    После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».
    Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».
    В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».
    Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».
    Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.
    Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.
    «
    1
    2
    »

  8. Всем ходом романа, цепью эпизодов, структурной
    совокупностью примененных им художественных
    средств Ф.Достоевский показал полное крушение
    идеи Раскольникова.
    В черновиках “Преступления и наказания”
    Достоевский под словами “идея романа” записал: “Человек
    не родится для счастья. Человек заслуживает свое
    счастье страданием. Тут нет никакой
    несправедливости, ибо жизненное знание и
    сознание “приобретается опытом pro и contra, которое
    нужно перетащить на себя”.

    К полному “жизненному знанию”, к истине
    Раскольников идет через страдание.
    Он страдает от социального зла, бросается к
    ложному выходу из него, обрекает себя на муки
    нравственного отчуждения и, наконец, через
    болезненную ломку ложных убеждений постепенно
    обретает общность с людьми.

    Зачем же писателю понадобился еще эпилог?

    Как правило, эпилог сообщает информацию о
    судьбах персонажей за пределами романного
    времени. В эпилоге Д. показывает, в каком
    направлении изменяет Раскольникова время.
    Эпилог состоит из 2-х частей.

    Назовем основные события, составляющие
    содержание 1-ой части эпилога.

    1) Судопроизводство по делу Раскольникова
    прошло без больших затруднений;
    2) суд принял во внимание “чистосердечное
    раскаяние” Раскольникова и много других
    смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно
    легкий приговор – каторжные работы второго
    разряда в течение восьми лет,
    3) еще в начале процесса мать Раскольникова
    заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла;
    4) Дуня вышла замуж на Разумихина;
    5) Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.
    Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и
    эпилог в нем носит своеобразный характер.
    Достоевскому надо было еще показать, что идея
    Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом,
    во имя которого и замышлялась. Красавец
    Раскольников не принят народом не просто за
    убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди
    не признали за ним право убивать.
    Мотив отвержения не получил полного развития в
    самом романе. Раскольников не хотел считаться с
    мнением не только процентщицы, но и Лизаветы,
    Миколки, мещанина и других. Но и они не понимали
    героя, что особенно ярко проявляется в сцене
    покаяния на площади. Уговаривая Раскольникова
    покаяться, Соня убеждала его прислушаться к
    голосу народной совести.
    Зачитаем страницу покаяния: “Поди на
    перекресток, поклонись народу, поцелуй землю,
    потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему
    миру вслух: “Я убийца”. Он весь задрожал,
    припомнив это. И до того уже задавила его
    безвыходная тоска и тревога всего этого времени,
    но особенно последних часов, что он так и ринулся
    в возможность этого цельного, нового, полного
    ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг
    подступило: загорелось в душе одной искрой и
    вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем
    размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и
    упал он на землю… Он стал на колени среди
    площади, поклонился до земли и поцеловал эту
    грязную землю, с наслаждением и счастием…”

    Покаяние перед народом не имело ничего общего с
    признанием своей вины перед Порфирием, перед
    государственным судом. Исповедь на площади
    должна была помирить Раскольникова с народом.
    Народ принял его за пьяного, отнесся к покаянию
    иронично.

    II ч. эпилога.
    Р. и на каторге ни с кем не мог
    сойтись. Он стыдился всех, даже Сони. Каторжане
    тоже сторонились Раскольникова: “Казалось,
    он и они были разных наций. Он и они смотрели друг
    на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и
    понимал общие причины такого разъединения; но
    никогда не допускал он прежде, чтобы эти причины
    были на самом деле так глубоки и сильны… Его же
    самого не любили и избегали все. Его даже стали
    под конец ненавидеть… Презирали его, смеялись
    над ним, смеялись над его преступлением те,
    которые были гораздо его преступнее”. “Ты
    барин! – говорили ему. – Тебе ли было с топором
    ходить; не барское вовсе дело”.

    Если “мокрое дело” не единило
    Раскольникова даже с уголовниками, то это
    означало одно: идея, лежавшая в основе убийства,
    превращала героя во врага народа.
    Почему же все-таки Раскольников тогда не убил
    себя? Как отвечает Достоевский?

    Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с
    мучением задавал себе этот вопрос и не мог
    понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой,
    может быть предчувствовал в себе и в убеждениях
    своих глубокую ложь. Он не понимал, что это
    предчувствие будущего перелома в жизни его,
    будущего воскресения его, будущего взгляда на
    жизнь”.

    И тот факт, что здесь, на каторге, где никому не
    нужно знать, по какой теории он совершил
    преступление, Раскольников снова обращается к
    своей теории и снова оправдывает ее перед самим
    собой, свидетельствует о том, что осознанно или
    неосознанно, но она уже поставлена под сомнение,
    иначе не было бы необходимости так горячо
    оправдывать ее, и что для окончательного
    перелома нужен только какой-то толчок.

    Что послужило таким толчком для окончательного
    перелома Раскольникова?

    Его размышления об отношениях между ними и
    каторжными и между каторжными и Соней (“пропасть
    между ними и всем этим людом”).

    “Неразрешим был для него еще один вопрос:
    почему все они так полюбили Соню?”

    И то, что Раскольников заметил эту пропасть
    между собой и каторжными, заметил, с какой
    любовью они относятся к Соне, означает его
    поворот к жизни, поворот, еще им не осознанный.
    Кроме того, разрушает остатки веры
    Раскольникова в его теорию сон, приснившийся
    ему, когда он уже выздоравливал. Вновь нарождение
    нового человека происходит в состоянии
    беспамятства. Это катастрофический переход из
    одного мира в другой, сопровождающийся
    разрушением старого и становлением нового
    сознания. Идеологическая болезнь выходит,
    возвращается духовное здоровье. В этот
    переломный момент Раскольникова посещает
    колоссальное пророческое видение. Свежи еще
    следы пережитого, и возрождающаяся душа опознает
    мучающих ее и выходящих из нее духов зла. Что
    предвещает сон Раскольникова в эпилоге?


    “Он пролежал в больнице весь конец поста и
    Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны,
    когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в
    болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то
    страшной, неслыханной и невиданной моровой язве,
    идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были
    погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих
    избранных. Появились какие-то новые трихины,
    существа микроскопические, вселявшиеся в тела
    людей. Но эти существа были духи, одаренные умом
    и волей
    . Люди, принявшие их в себя, становились
    тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда,
    никогда люди не считали себя так умными и
    непоколебимыми в истине, как считали зараженные.
    Никогда не считали непоколебимее своих
    приговоров, своих научных выводов, своих
    нравственных убеждений и верований. Целые
    селения, целые города и народы заражались и
    сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали
    друг друга, всякий думал, что в нем в одном и
    заключается истина, и мучился, глядя на других,
    бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не
    знали, кого и как судить, не могли согласиться,
    что считать злом, что добром. Не знали, кого
    обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг
    друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались
    друг на друга целыми армиями, но армии, уже в
    походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды
    расстраивались, воины бросались друг на друга,
    кололись и резались, кусали и ели друг друга. В
    городах целый день били в набат: созывали всех, но
    кто и для чего зовет, никто не знал того, а все
    были в тревоге. Оставили самые обыкновенные
    ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли,
    свои поправки, и не могли согласиться;
    остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались
    в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись
    не расставаться – но тотчас же начинали
    что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами
    предлагали, начинали обвинять друг друга,
    дрались и резались. Начались пожары, начался
    голод. Все и все погибало. Язва росла и
    подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем
    мире могли только несколько человек; это были
    чистые и избранные, предназначенные начать новый
    род людей и новую жизнь, обновить и очистить
    землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто
    не слыхал их слова и голоса”.

    В видении Раскольникову открывается сущность
    его духовной болезни и то, что немочь эта
    общечеловеческая. Он ощутил свое душевное
    помутнение как часть духовного заражения
    общества.
    Целые селения и города заражались моровой
    язвой и сумасшествовали: не знали, что считать
    злом, что добром, убивали друг друга в
    бессмысленной злобе, забыли ремесла. Начались
    пожары, голод. Спаслись только избранные,
    предназначенные начать новый род людей и новую
    жизнь. Людей истребляли трихины – круглые черви,
    личинки которых паразитируют в мышцах животных и
    с их мясом передаются человеку.
    Аллегория очевидна: низменное и животное
    передастся человеку через “вселявшихся в тела
    людей духов, одаренных умом и волей”. Образ
    трихинов использован потом Максимилианом
    Волошиным в стихотворении “Трихины”:
    Исполнилось пророчество: трихины
    В тела и в дух вселяются людей.
    И каждый мнит, что нет его правей.
    Ремесла, земледелия, машины
    Оставлены. Народы, племена
    Безумствуют, кричат, идут полками,
    Но армии себя терзают сами,
    Казнят и жгут: мор, голод и война.
    Ваятель душ, воззвавший к жизни племя
    Страстных глубин, провидел наше время:
    Пророчественною тоской объят,
    Ты говорил, томимый нашей жаждой,
    Что мир спасется красотой, что каждый
    За всех, во всем, пред всеми виноват.
    Так очень своеобразно отразилось в больном
    воображении Раскольникова картина будущего
    мира, если бы в нем восторжествовала идея
    Раскольникова о разделении людей на “высший” и
    “низший” разряды. Идея покидает его ум после
    видения, где она показана в полном развитии своей
    разрушительной силы — в виде моровой язвы,
    уничтожающей чуть ли не все человечество. Но
    Достоевский не заставляет Раскольникова прямо
    разубедиться и отказаться от своей теории, что
    выглядело бы откровенно натянуто. Просто в
    какой-то момент герой отдается “живой жизни”,
    непосредственным сердечным чувствам.

    И как спасение от этих страшных грез – желание
    видеть Соню,
    которую он замучил своим
    равнодушием и высокомерием, которая “всегда
    протягивала ему свою руку робко, иногда даже не
    подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет
    ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку,
    всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно
    молчал во все время ее посещения”.

    Достоевский подчеркивает в эпилоге осознание
    скорого перелома: чем хуже идут дела в мире, тем
    необходимей спасение. “Претерпевший до конца
    спасется
    ” – таким претерпевшим до конца в
    эпилоге и оказывается Раскольников. На пике
    мучивших его ужасов его пронзила любовь. И первым
    живым чувством, воскресившим его, была любовь к
    Соне. До сих пор на протяжении всего романа он
    только пользовался ее любовью как единственной
    нитью, связывающей его с людьми, но отвечал ей
    одной холодностью, жестоко мучая и безжалостно
    перекладывая часть своей тоски на ее хрупкие
    плечи. Ныне же, по выздоровлении от болезни его
    безотчетно потянуло к ней и “бросило к ее
    ногам”. Это уже не демонстративный жест, подобно
    поцелую ноги при первом свидании, но
    символический знак смирения в любви “гордого
    человека”. Теперь “сердце одного заключало в
    себе бесконечные источники счастья для другого”
    .
    Евангелие пока еще не читается Раскольниковым.
    Но мы помним, что у самого писателя как раз на
    каторге произошел духовный перелом, и потому
    естественно можем предположить, что он верит в
    реальность будущего прихода к Истине и
    воскресение своего героя.
    В оценке эпилога мнения исследователей, как
    правило, разделяются: одним он кажется натянутым,
    монологически прекращающим полифонию голосов в
    романе, искажающим первоначальный замысел
    характера Раскольникова. Нам же кажется, что он
    логически вытекает из всей философской
    концепции романа.
    Проблема, над которой бился герой Достоевского
    (Как освободить человека от страданий?), осталась
    в романе нерешенной. Но на пути к ее решению,
    писатель совершает подлинные открытия в
    сложнейшей сфере человеческих отношений. Читая
    роман, мы думаем о том, что ложные теории сознание
    своей исключительности, презрение к
    человеческому “муравейнику” – все
    рассеивается перед лицом истинной любви к людям.
    Вслед за Достоевским мы думаем о величии той
    задачи, которую он ставит перед искусством”.

    “Восстановление погибшего человека,
    задавленного несправедливо гнетом
    обстоятельств… оправдание униженных и всеми
    отринутых парий общества”.

    (Пария – (тамильск. paraiyan – в Южн. Индии человек,
    стоящий вне каст и потому лишенный тех прав,
    которые принадлежат кастам) – отверженное,
    угнетаемое, гонимое существл)

    “Любовь к ближнему – единственный выход из
    безвыходных страданий” (Д.).


    Мировое значение Д-го.

    Мировое признание “Преступления и наказания”
    определяется, прежде всего, нравственной
    сущностью Раскольникова. Он переступает
    существующие нравственные законы лишь потому,
    что убедил себя в их ложности. И он беспрерывно
    ждет подтверждения своей правоты именно в
    нравственном сознании любого другого человека
    (прежде всего Сони) и одновременно целого мира:
    ведь Соня для него, как он сам говорит, есть
    воплощение “всего человеческого страдания”,
    перед которым он преклоняется.
    Нравственная сущность Раскольникова
    непосредственно выражается в том, что каждый
    свой шаг он меряет целым миром. Это свойственно и
    всем другим основным героям в романе. Ф.М.
    Достоевский – это писатель, который не дает
    готовых рецептов, он учит мыслить.

    Дополнительный материал.
    Контрольные вопросы к “Преступлению и
    наказанию”:

    Какое место занимает роман “Преступление и
    наказание” в творчестве Достоевского?
    Каковы основные принципы изображения героев
    Достоевским?
    Каким предстает перед нами Петербург в
    “Преступлении и наказании”? В чем отличие
    образа Петербурга у Достоевского от Петербурга
    Пушкина, Гоголя, Некрасова?
    Чем было спровоцировано появление на свет и
    окончательное формирование теории
    Раскольникова? изложите сущность самой
    теории.
    Каковы были мотивации Раскольниковым своего
    преступления?
    Как изменялось душевное состояние
    Раскольникова до и после совершения
    преступления? В чем состояло само преступление?
    Расскажите о смысле названия романа.
    Кого и на каких основаниях можно считать
    двойниками Раскольникова?
    Какова роль снов в романе?
    В чем специфика женских образов романа?
    Какую роль в судьбе Раскольникова сыграли
    семья Мармеладовых, Соня, Порфирий, Свидригайлов?
    В чем значение эпилога романа?

    Библиография.

    Анненский И. Книга отражений. Статьи разных лет.
    // Избранное. М., 1987.
    Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского
    “Преступление и наказание”. Комментарий.
    М., 1985.
    Бердяев Н.А.Миросозерцание Достоевского. // О
    русских классиках. М., 1993.
    Кожинов В. “Преступление и наказание”
    Ф.М.Достоевского. // Три шедевра русской классики.
    М., 1971.
    Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество
    // Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

  9. Посмотрите эти сочинения

    Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше.
    С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание» Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.
    Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    Нравственный идеал в произведении Достоевского «Преступление и наказание» «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    Признание Раскольникова в преступлении (сочинение) Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи?процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    Противоречия теории Раскольникова (сочинение) Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как?то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что?либо не в его силах.
    В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    Образ «вечной Сонечки» в романе Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой.
    Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».
    Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание» Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    Причины преступления Раскольникова В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60?х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху?процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
    Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента.
    Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    Двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    Сравнительная характеристика «Раскольников и Лужин» (таблица)
    Раскольников
    Лужин
    Возраст
    23 года
    Около 45 лет
    Род занятий
    Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить
    Преуспевающий юрист, надворный советник.
    Внешность
    Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу.
    Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    Сравнительная характеристика «Лужин и Свидригайлов» (таблица)
    Лужин
    Свидригайлов
    Возраст
    45 лет
    Около 50 лет
    Внешность
    Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.
    Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.
    Род занятий
    Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    Духовные искания Раскольникова. Истоки бунта. В центpе pомана Ф. М. Достоевского “Пpестyпление и наказание” — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy.
    Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.
    В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.
    Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…» Первоначально Достоевский задумал написать “Преступление и наказание” в […]
    Красота человеческого поступка «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский был настоящим писателем?гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    Сонечка Мармеладова как олицетворение справедливости Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман “Преступление и наказание”.
    В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, “тварей дрожащих”. Самого Себя […]

  10. Сегодня у нас  заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского.  Его тема:
    «Их воскресила любовь…»
    (Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)
    ( Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы,  важные цитаты, фиксируем  интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал )
    Так совпало, что этот урок у нас проходит на Пасхальной неделе, и воскрешение человека в Раскольникове происходит  на «второй неделе после Святой».
    В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (… )Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его  и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но  в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
    Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.
    Цель урока – осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на  тернистом пути к Богу.
    Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.
    (Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, – это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить.  Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали  нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема. )
    Итак, вернемся к роману.
    – Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?
    «Пасха новозаветная – высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово.  В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых  заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный  красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи».
    «Библейская энциклопедия» (554 – 555 с.).
    – От какого же греха избавляется Родион Раскольников?
    – Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» – Соня Мармеладова)
    Раскольников. Обратите внимание на семантику слова. Как вы думаете, с каким значением связано это слово?
    Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.
    (Толковый словарь.  С.И.Ожегов,  Н.Ю.Шведова)
    Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.
    (Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
    Дьявол – гр. «раздвоение»;
    Грех – гр. «повреждение души».
    – Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?
    (Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя.)
    Эпиграф:
    Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет.                                                                    Н.А.Бердяев
    – Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?
    – Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)
    Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.
    – В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.
    «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)
    «…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно  к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».
    – С каким образом романа связано это появление света?
    – Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?
    – Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4; )
    – Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).
    Кроткий – незлобивый, незлобный,  безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.
    Словарь синонимов (с. 162).
    Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)
    2. Безумец обладающий даром прорицания.
    (Толковый словарь.  С.И.Ожегов,  Н.Ю.Шведова)
    «.. приниженное существо до того уж принижено».
    «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»
    «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»
    – Как  же такой слабый человек может спасти другого?
    –  Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте.
    – В чем же ее сила?
    – Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.
    (1) она «тоже переступила» (а Свидригайлов?);
    – Значит, они одинаковые?
    2) чтобы сохранить свое нравственное начало)
    – Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)
    «Что ж бы я без Бога-то была?»
    «Это человек-то вошь!»
    «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»
    «Убивать? Убивать-то право имеете?»
    «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись , поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».
    «Страдание принять и искупить себя им».
    «А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»
    Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»
    – Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?
    «Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому. Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.
    Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее  меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».
    Антоний Сурожский. Из книги «О встрече»
    – Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. ( Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда»)
    – Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)
    Эпиграфы:
    Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.                        Ф.М.Достоевский
    Обрести Христа – значит обрести собственную душу.                Ф.М.Достоевский
    – Подчеркните ключевые слова.
    – Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.
    – Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого  безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?
    – Что же привело  Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что «не вынес своего шага», и поэтому «Я не имел права разрешить себе этот шаг».
    – Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.
    «Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,
    – А как они относятся к Соне?
    «…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»
    – Как вы понимаете слово «болезная»? (Взявшая чужую боль на себя).
    В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. ( «А с ними-то что будет…»,)
    – О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?
    Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:
    Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
    А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
    Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.
    И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова.  До последних страниц герой верен своим идеям,  сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.
    – Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?( СОН ) Выразительно прочитайте.
    – Кто такие или что такое трихины?
    – Какие мысли у вас возникли?
    Послушайте стихотворение поэта 20 века.
    – О чем это стихотворение?
    – Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?
    1917г  М. А Волошин
    Трихины
    «Появились новые трихины…»
    Ф.Достоевский
    Исполнилось пророчество: трихины
    В тела и дух вселяются людей.
    И каждый мнит, что нет его правей.
    Ремесла, земледелия, машины
    Оставлены. Народы, племена
    Безумствуют, кричат, идут полками,
    Но армии себя терзают сами,
    Казнят и жгут: мор, голод и война.
    Ваятель душ, воззвавший к жизни племя
    Страстных глубин, провидел наше время:
    Пророчественною тоской объят,
    Ты говорил, томимый нашей жаждой,
    Что мир спасется красотой, что каждый
    За всех, во всем, пред всеми виноват.
    У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше  закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.
    – Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?
    К сожалению, история, как видим, людей не учит.  По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.
    Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».
    Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? – эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.
    – Какие выводы мы сделаем из этого урока?
    1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.
    2. Человека спасает другой человек.
    3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).
    -При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?
    (Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)
    «Их воскресила любовь»
    Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
    Теория идеи Раскольникова и ее крах
    Образ Петербурга в романе
    Автор и герой в романе
    Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
    Как развенчивается в романе теория Раскольникова
    Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
    Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
    О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
    «Правда» Сони Мармеладовой
    О каком наказании идет речь в романе?
    Смысл названия романа «Преступление и наказание»
    Использованная литература:
    1. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., «ВАКО», 2007.
    2. Лекция «Поэтика художественного текста». Доцент кафедры культуро-гуманитарного образования ПАПО Граблина Н.В.,       г. Москва
    «Всякий человек друг другу есть ближний: разумный – невежде, молодой и здоровый – старому, здоровый – немощному, сильный – беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом – странному должен быть».
    «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480)
    «… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, – так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата, так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу, с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал… День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека».                                                                                                                                                                                        Н.В.Гоголь                                                                                                       Из статьи «Светлое Воскресение»
    «В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».
    Феофан Затворник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *