Сочинение на тему роль и место любовных историй в романе

7 вариантов

  1. Категория: Сочинения по русской литературе
    ХІХ век – период перемен. Россия стоит на пороге царских реформ. 1861 год известен отменой крепостного права. Новые тенденции влияют на формирование мировоззрения молодежи. Появляется нигилизм, пагубные идеи которого изображает И.Тургенев в известном произведении «Отцы и дети».
    Писатель много внимания уделяет чувствам. Это связано с тем, что нигилисты недооценивают их значимость. Недаром Базаров рассматривает влюбленных людей как глупых, бесполезных. Тургенев неоднократно подчеркивает, что чувства – неотъемлемая часть человека, и приводит несколько примеров.
    Первая история касается Павла Петровича. Он идет по стопам отца и выбирает военную карьеру. Молодой офицер блещет в высшем свете. Он бывает на приемах, ездит к друзьям. Павел Петрович красив, статен. Он популярен в женском обществе. Как-то Кирсанов знакомится с княгиней Р. Женщина замужем. Она не обладает пленительной красотой. Однако что-то таится в ее взгляде, в омуте красивых глаз, заставляя мужчин падать к ее ногам. Павел Петрович влюбляется в княгиню, но вскоре женщина порывает их отношения.
    Павел Петрович ищет с ней встречи. Княгиня, дабы избежать назойливого любовника, уезжает за границу. Кирсанов жертвует всем: бросает карьеру, отчизну, друзей, родственников. Он едет за возлюбленной. Любовь приносит лишь несчастье Павлу Петровичу. Между тем он не может ей противостоять.
    Вторая история связана с любовным треугольником. Николай Петрович живет с Фенечкой, которую безгранично любит. У них рождается сын. Павел Петрович тоже пылает любовью к девушке. Фенечка сильно отличается от княгини Р. Она добрая, простодушная. Невзирая на чувства, Павел Петрович отступает и даже просит брата жениться на девушке.
    Третья история касается Аркадия. Любовь полностью его меняет. Вначале Аркадий под влиянием Базарова поддерживает идеи нигилистов. Однако встречи с Катей изменяют течение его мыслей.
    Герой четвертой истории – Базаров. Он вопреки своим нигилистским убеждениям влюбляется в Одинцову. Только тогда Евгений осознает степень собственных заблуждений. Теория жизни, построенная нигилистами, рушится.
    В романе красной строкой проходит мысль: человек не может существовать без чувств. Любовь – платформа для семьи, а семья – фундамент государства.
    Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  2. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был написан в 1861 году – в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.
    В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его исто­рии, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повест­вуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объ­яснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в сле­дующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала отве­тила ему взаимностью, потом охладела, снова влюби­лась и снова охладела. После ее смерти Павел Петро­вич поселился в деревне и стал вести аристократиче­ский образ жизни, «пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с предста­вителями нового поколения ».
    Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь по­ставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не са­мец». В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Прав­да можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: «Нравится тебе женщина… – старайся до­биться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись -земля не клином сошлась». «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, роман­тическом, называл белибердой, непростительной ду­рью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
    Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не по­нимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!”, “Какой я смирненький стал…”. Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что “в обоих молодых людях… произошла перемена. В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало…”. Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: “… его мучило и бесило…” и от него “… он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью…”.
    Базаров считает, что он создан для “горькой, терпкой, бобыльной жизни…”
    Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: “Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…” Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: “Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…” Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова “с участием прятунла ему руку”, на что Евгений отвечает: “Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал”. Он находит в себе силы уехать из имения.
    И. С. Тургенев был сторонником “тайной психологии”, считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами “внешнего обнаружения психологии”. Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: “…лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца… Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп… Ведь вот ты, – прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, – ты, умница, есть у тебя жена?
    – Жена-то? Есть. Как не быть жене?
    – Ты ее бьешь?
    – Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем.
    – И прекрасно. Ну, а она тебя бьет?
    Мужик задергал вожжами.
    – Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить… – Он, видимо, обиделся.
    – Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили… вот оно что значит быть образованными людьми”.
    Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и “лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Воз­можно, тот порез, ставший роковым в жизни Базаро­ва, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озло­бился, а понял и простил любимую женщину.
    Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухо­стью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели». Можно не со­глашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родите­лям, но любовь его к Одинцовой открывает перед чи­тателем такую сильную и искреннюю натуру, что не­вольно проникаешься симпатией к этому герою.

  3. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был написан в 1861 году – в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.
    В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его исто­рии, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повест­вуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объ­яснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в сле­дующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала отве­тила ему взаимностью, потом охладела, снова влюби­лась и снова охладела. После ее смерти Павел Петро­вич поселился в деревне и стал вести аристократиче­ский образ жизни, «пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с предста­вителями нового поколения ».
    Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь по­ставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не са­мец». В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Прав­да можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: «Нравится тебе женщина… – старайся до­биться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись -земля не клином сошлась». «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, роман­тическом, называл белибердой, непростительной ду­рью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
    Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не по­нимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!”, “Какой я смирненький стал…”. Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что “в обоих молодых людях… произошла перемена. В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало…”. Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: “… его мучило и бесило…” и от него “… он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью…”.
    Базаров считает, что он создан для “горькой, терпкой, бобыльной жизни…”
    Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: “Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…” Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: “Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…” Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова “с участием прятунла ему руку”, на что Евгений отвечает: “Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал”. Он находит в себе силы уехать из имения.
    И. С. Тургенев был сторонником “тайной психологии”, считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами “внешнего обнаружения психологии”. Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: “…лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца… Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп… Ведь вот ты, – прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, – ты, умница, есть у тебя жена?
    – Жена-то? Есть. Как не быть жене?
    – Ты ее бьешь?
    – Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем.
    – И прекрасно. Ну, а она тебя бьет?
    Мужик задергал вожжами.
    – Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить… – Он, видимо, обиделся.
    – Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили… вот оно что значит быть образованными людьми”.
    Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и “лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Воз­можно, тот порез, ставший роковым в жизни Базаро­ва, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озло­бился, а понял и простил любимую женщину.
    Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухо­стью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели». Можно не со­глашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родите­лям, но любовь его к Одинцовой открывает перед чи­тателем такую сильную и искреннюю натуру, что не­вольно проникаешься симпатией к этому герою.
    < Предыдущая Следующая >

  4. ХІХ век – период перемен. Россия стоит на пороге царских реформ. 1861 год известен отменои? крепостного права. Новые тенденции влияют на формирование мировоззрения молодежи. Появляется нигилизм, пагубные идеи которого изображает И.Тургенев в известном произведении ??Отцы и дети??.
    Писатель много внимания уделяет чувствам. Это связано с тем, что нигилисты недооценивают их значимость. Недаром Базаров рассматривает влюбленных людей как глупых, бесполезных. Тургенев неоднократно подчеркивает, что чувства – неотъемлемая часть человека, и приводит несколько примеров.
    Первая история касается Павла Петровича. Он идет по стопам отца и выбирает военную карьеру. Молодой офицер блещет в высшем свете. Он бывает на приемах, ездит к друзьям. Павел Петрович красив, статен. Он популярен в женском обществе. Как-то Кирсанов знакомится с княгиней Р. Женщина замужем. Она ?? обладает пленительнои? красотой. Однако что-то таится в её взгляде, в омуте красивых глаз, заставляя мужчин падать к её ногам. Павел Петрович влюбляется в княгиню, но вскоре женщина порывает их отношения.
    Павел Петрович ищет с ней встречи. Княгиня, дабы избежать назойливого любовника, уезжает за границу. Кирсанов жертвует всем: бросает карьеру, отчизну, друзей, родственников. Он едет за возлюбленнои?. Любовь приносит лишь несчастье Павлу Петровичу. Между тем он ?? может ей противостоять.
    Вторая история связана с любовным треугольником.
    Понятие и виды, 2018.
    Николай Петрович живет с Фенечкой, которую безгранично любит. У них рождается сын. Павел Петрович тоже пылает любовью к девушке. Фенечка сильно отличается от княгини Р. Она добрая, простодушная. Невзирая на чувства, Павел Петрович отступает и даже просит брата жениться на девушке.
    Третья история касается Аркадия. Любовь полностью ??? меняет. Вначале Аркадий под влиянием Базарова поддерживает идеи нигилистов. Однако встречи с Катей изменяют течение ??? мыслей.
    Герой четвертой истории – Базаров. Он вопреки своим нигилистским убеждениям влюбляется в Одинцову. Только тогда Евгений осознает степень собственных заблуждений. Теория жизни, построенная нигилистами, рушится.
    В романе краснои? строкой проходит мысль: человек ?? может существовать без чувств. Любовь – платформа для семьи, а семья – фундамент государства.

  5. 5
    Текст добавил: Принцесс~КоIIIоколадка

    Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.
    Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» – так говорит Базаров о любимой женщине.

    Другие любовные истории в романе

    Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.
    Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее.
    Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.
    Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

  6. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» – роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
    В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.
    Любовная тема очень широко развернута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь – это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях.
    Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина – существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез.
    Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
    Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Свое чувство к Одинцовой он пронесет до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну: «Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. – Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни.
    Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами.
    Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут свое. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твердой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал: «Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».
    Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.
    Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому – образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает.
    Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.


  7. Роль и место любовных историй в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”был написан в 1861 году – в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.
    В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р.,а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его истории, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повествуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объяснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в следующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала ответила ему взаимностью, потом охладела, снова влюбилась и снова охладела. После ее смерти Павел Петрович поселился в деревне и стал вести аристократический образ жизни, “пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения .
    Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: “А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец. В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Правда можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: “Нравится тебе женщина… – старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась. “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…
    Но главному герою было суждено самому пройти “испытание любовью. Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не понимает себя, пытается ерничать над самим собой: “Вот тебе раз! Бабы испугался!”, “Какой я смирненький стал…”. Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что “в обоих молодых людях… произошла перемена. В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало…”. Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: “… его мучило и бесило…”и от него “… он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью…”.
    Базаров считает, что он создан для “горькой, терпкой, бобыльной жизни…”
    Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: “Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…”Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: “Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…”Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова “с участием прятунла ему руку”, на что Евгений отвечает: “Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал”. Он находит в себе силы уехать из имения.
    И. С. Тургенев был сторонником “тайной психологии”, считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами “внешнего обнаружения психологии”. Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: “…лучше камни быть на мостовой, чем позволи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *