На сегодняшний день такое общественное явление как культура играет очень важную роль в жизни каждого из нас. Но какую именно и что вообще скрывается за термином культура?
Культура имеет очень большое разнообразие определений, и является предметом изучения многих отраслей, начиная с философии и заканчивая культурологией и педагогикой.
Под этим понятием в частности понимают деятельность человека во всем многообразии ее проявлений, и в первую очередь различных форм и способов человеческого самовыражения.
С другой стороны есть набором системой правил, которые определяют, как человек должен себя вести в той или иной ситуации.
На мой взгляд самые более удачным будет такое определение понятия культуры: культура представляет собой систему материальных и духовных достижений, приобретенных человечеством или его частью, за определенное время и гармонизируя между собой. Это и моральные нормы, которые определяют человеческое поведение и восприятие окружающего мира. И материальные вещи, например произведения искусства: картины, скульптуры, картины, музыкальные произведения и т.п.
Исходя из такого определения понятия культуры, можно сделать о ней несколько выводов:
– Культура является результатом деятельности человека и общества.
– Она представляет собой систему ценностей, которые со временем накапливаются. Итак в разное время она разная.
– Если культура понятие общественное, то при изменениях в жизни общества, меняется и культура. Это можно увидеть, как на проявлениях человеческой деятельности и в частности творчества. Так и на нормах поведения. То что считалось нормальным поведением сто лет назад, сейчас частично потеряло актуальность.
В наши дни культура играет важное место в жизни общества. Но сразу надо отметить, что она стала гораздо более однородной, чем была в двадцатом веке. И тем не менее, основные ценности сохранились неизменными: уважение к родителям, признание безценности человеческой жизни, ценности свободы выбора человека и т.п.
Культура выступает для человека системой ориентиров, которые помогают ему взаимодействовать в обществе. Это было актуально тысячелетия назад, актуально сейчас и наверняка будет актуальным в будущем.
28. Роль культуры в жизни человека
В настоящее время существует множество определений понятия культура.
Термин культура (лат.) – обработка, возделывание, улучшение, и применялся к сельскохозяйственной деятельности. Цицерон: Культура ума – это философия. Свободный человек должен совершенствовать свой ум, заниматься своим воспитанием.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура – надстройка над природой.
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.
Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.
С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры — наука, искусство, техника и др. — пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.
Существует еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.
Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.
Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.
Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности — во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
Сегодня основные характеристики культурного человека остаются теми же: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения — отмеченны высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков.
Культура. Мы часто слышим и произносим это слово, но не всегда четко понимаем его значение. Культура включает в себя много составляющих. Это и поведение, и отношение к окружающим и собственная осведомленность…
Можно ли считать культурным современного человека? По моему мнению, совсем не каждый из нас вообще понимает значение этого слова. Часто приходится наблюдать за подростками, которые могут позволить себе нецензурно высказываться, смеяться и громко разговаривать в общественном транспорте или в других местах общественного пользования. Разве можно их считать культурными? Они вообще не выполняют элементарных норм поведения. То же самое можно сказать о тех, кто мусорит на улицах, грубит старшим, не уступает место в транспорте… Это все, как ни странно, культура. Культура поведения, без которой невозможно стать самодостаточной и целостной личностью.
Бывает и иначе. Якобы воспитанный и культурный человек. Со всеми вежлива, и бабушке место уступит, и с соседкой поздоровается, а дома… Дома семья страдает от поведения этого человека. Она может нагрубить, обидеть близких ни за что, испортить всем настроение с самого утра и спокойно идти на учебу или на работу. Чаще всего так ведут себя именно подростки, но бывает, что и взрослые дома не считают нужным сдерживаться. Таких людей, конечно, не назовешь культурными, ведь их невоспитанность и бескультурье появляется с близкими и дорогими людьми.
Культура играет неотъемлемую роль в жизни каждого человека. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность людей и развитие общества в целом. И каждый человек соприкасается таким явлением, как культура, так как с самого рождения мы находимся в определенной сфере культуры: духовной и материальной.
Понятие культуры
Культурой называется развитие и организации человеческой жизнедеятельности, которые представлен в ее духовных и материальных продуктах. Все материальные и духовные достижения в совокупности представляют определенную культуру. К ней относят все объекты, созданные людьми и все приобретенные духовные ценности, в которые входят жизненный опыт поколений, знания науки технологических процессов и наработанные нормы поведения. Деятельность человека и его развитие тоже относится к культуре.
Какой бывает культура
Культура является многообразным понятием, в которое входит много видов культур. Это научная, экономическая, политическая, нравственная, эстетическая, экологическая виды культур. Каждая из них отображает определенный вид деятельности человека. Также культура делится на духовную и материальную. Духовная – это результат духовного производства, а материальная – результат материального производства.
Различают также культуру мнимую и подлинную. Такое распределение возникает, когда пытаются дать точно определение слову “культура” и обозначить это явление, как в повседневной жизни, так и в научном понимании. Культура потребления и культура творчества.
Помимо того, что культура является художественным явлением, в широком понимании она олицетворяет собой и процесс потребления. О культуре потребления говорят, как о частичном программировании людей и направлений их деятельности. Это обусловлено основной функцией культуры потребления, которая является массовой и доступной всем.
Приобщение человека к культуре
Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.
Таким образом, личность может получать новые знания и опыт, развивать свои способности и таланты, создавать новые предметы и общаться с другими людьми. Но так как культура считается динамическим процессом, то приобщение к традициям, обычаям и нормам поведения происходит на протяжении всей жизни человека. Это – непрерывный процесс, когда позволяет каждому индивиду расти духовно и плодотворно развиваться.
Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.
Нужна помощь в учебе?
Культура несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура – зеркало, в котором человек себя видит и в котором он себя узнает. Заметим, что человек оказался единственным животным, который узнает себя в зеркале, более того у которого появилась настоятельная потребность видеть себя со стороны. Отделив себя от природы, он отделил себя и от себя, получил способность видеть себя со стороны и относиться к себе самому. В этой способности – трансцендировать себя самого – заложена возможность развития образования как необходимого атрибута всякой культуры. Вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности, в этом заключена сущность культуры, этим определена ее структура. Этой деятельностью стала деятельность педагогическая. Строго говоря, в культуре такой деятельностью вначале было мудрствование, которое выделяло в культуре самые сокровенные смыслы, самые значимые для сообщества ценности, самые важные утверждения. Сентенции, притчи, мифы и рассказы самых опытных и умудренных жизнью людей были квинтэссенцией культуры народа, к которым приобщались новые поколения, проходя в древнейших сообществах обряды инициации. Затем мудрствование превратилось в философию, которая обсуждала вечные мировоззренческие вопросы человеческой жизни и конечные основания культуры, что было важно для понимания образа человека, но что не было непосредственно направлено на формирование человека по этому образу. И тогда возникла педагогика, которая сначала означала просто сопровождение детей в школу, а уж потом и сопровождение их в культуру. Единое мудрствование, которое некогда соединяло в себе и самосознание культуры и приобщение к ней, распалось на философию и педагогику, что привело к отделению непосредственной работы в культуре, непосредственной жизни в ее смыслах и ценностях от обучения ей.
Жизнедеятельность общества – многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования[1].
Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,
идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества[2].
Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].
Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].
Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура – непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов[5].
Список литературы
Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – М., 1998.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1993.
Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. – М., 2001.
Соколов Э.В. Культурология. – М.: Интерпракс, 1994.
Появление культуры было невозможно без человека, как её создателя и творца. Что представляет собой сам человек? Когда и как он появился? Прежде, чем ответить на эти вопросы, нужно уяснить, когда и как появилась жизнь? Большинство учёных придерживаются теории химического синтеза в объяснении возникновения жизни. Около двух миллиардов лет назад в бассейнах древнейших морей путём различных химических реакций произошло превращение неорганических веществ в органические образования, а тех – в живые организмы. Так возникла жизнь, и человек появился в результате её эволюции. Процесс эволюции человека составил примерно период от 2 до 3,5 млн. лет. Превращение животных – гоминидов в людей не могло быть мгновенным событием. Это был длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза), представляющих собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза. Для становления человека современного типа потребовалось в целом около одного млн. лет. Процесс его формирования в общих чертах завершился примерно 50-40 тысяч лет назад. Выделение человека из природы произошло благодаря его умению производить орудия труда, обладанию им членораздельной речью, наличию у него сознания и разума, способности быть нравственным и подниматься над своими естественными влечениями.
Выделившись из природы, человек стал развиваться как социальное и культурное существо. Создаваемая людьми культура выступила как дальнейший шаг человека в его естественной эволюции, стала определять в нем меру человеческого.
Сегодня человек – единственный из живых существ, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. С другой стороны, человек живет в мире неприродном, созданном им самим- в мире культуры., и в обществе человек и степень его развитости оцениваются в конечном счёте по социально-культурным качествам – уровню образованности, логическому мышлению, памяти, воли, целеустремлённости, наличию соответствующих моральных качеств, т. е. по самым важным признакам, отличающим человека от животных и делающих его личностью.
Факт рождения человека – это только факт рождения природного, т.е. биологического существа. Новорожденный ребенок представляет собой сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Биологическая единица вида homo sapiens становится человеком лишь по мере ее приобщения к миру и культуре себе подобных других людей. Существует точка зрения, согласно которой культурное взросление человека идёт параллельно его биологическому созреванию. Культурный облик человека в первую очередь формируется в семье. Кроме семьи большой воздействующей силой является непосредственное окружение человека. Постепенно человек входит в более крупные общности людей, через которые происходит его приобщение к принятой в обществе культуре. По мере своего развития и усвоения социального и культурного опыта людей человек постепенно превращается в человеческую личность. При этом он как бы рождается заново, второй раз. Неслучайно немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер трактовал культуру как второе рождение человека.
В жизни человека культура выполняет несколько важных функций. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т. е. формирования и воспитания человека. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Культура при этом выступает в качестве «социальной наследственности», значение которой не меньше биологической наследственности животных. Реализация функции социализации зависит от других функций культуры. Среди них, прежде всего, выделяется познавательная функция, суть которой состоит в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для осуществления трудовой деятельности, для определения линии своего поведения в обществе. Общество предписывает человеку определённые нормы его поведения. Выработка этих норм, регулирующих поведение людей в обществе, составляет содержание нормативной функции культуры. Эта функция осуществляется, прежде всего, через законы, мораль, а также правила поведения, соблюдение которых составляет необходимое условие нормального существования общества и человека. Нормативная функция культуры тесно связана с ценностной или аксиологической, которая способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Общество нуждается в том, чтобы знания, полученные в результате осуществления познавательной функции, сохранялись и становились достоянием людей. Отсюда информационная функция, обеспечивающая их сохранение и передачу, как в рамках данного поколения, так и будущим поколениям. Передача культурных ценностей невозможна без общения людей, при котором культура выполняет коммуникативную функцию. Коммуникативная функция осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Но наряду с естественным языком, все области культуры – наука, искусство, техника – обладают своим специфическим языком, без которого невозможно овладение культурой в целом. Важное значение для человека имеет также развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил, проведением досуга и психологической разрядкой. Жизнь и развитие человека немыслимы без выполнения культурой этих функций.
О том, насколько важна культура в жизни человека и общества, можно судить на примере так называемых «детей джунглей». Известны случаи, когда ребёнок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребёнок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры.
Человек- существо не только социальное, но и историческое. Он живет в определенном, исторически конкретном обществе, овладевая необходимыми для этого личностными качествами.
§8. Роль культуры в жизни общества Понятие культуры. Слово «культура» знакомо каждому из нас. Оно многозначно и широко используется, находя применение не только в средствах массовой информации, но и в повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к ее возрождению и подъему, требуют создать благоприятные условия для развития культуры.
Различные люди вкладывают в понятие культуры неодинаковый смысл. Одни отождествляют культуру с образованностью, другие – видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи – связывают культуру, прежде всего, с определенным уровнем нравственного развития людей. В повседневной речи это слово связано с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.
Впервые понятие культуры (в переводе с латинского – уход, возделывание, воспитание) появилось в Древнем Риме и использовалось там в нескольких значениях. Одно из них – понимание культуры как способа воспитания человека-гражданина, достойного члена своего общества. Это понимание также совпадало с древнегреческим «пайдейя» (воспитанием в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами). Гуманистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять ведущее место в мире. В Средневековье культура отождествлялась с умением истолковывать и понимать тексты Священного писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы.
По мере накопления знаний об общественной жизни и многообразии протекающих в ней процессов возникали новые попытки дать определение культуры. Одна из первых таких попыток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII веке слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, отличного от природного бытия. При этом культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей.
В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры.
Сторонники антропологического подхода считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящийприроде. Этот мирсоздан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качественное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, этнических и национальных общностей.
С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших творений человека. Однако зачастую их ценностьносит относительный характер. Так, например, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой ценность. Но для большинства здравомыслящих людей она – орудие, созданное для уничтожения всего живого и действительно ценного. Потому она не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь позитивные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, сопровождают, увы, человеческую жизнь, и невозможно понять культуру той или иной страны, если игнорировать их существование.
Подводя итог и суммируя разные подходы, можно дать следующее определение:Культура– это специфически человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.
Культура представляет собой сложное, многоплановое явление, пронизывающее все сферы жизни и деятельности общества и человека. Так, культура – это и материальные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие жизни наций и народов. Культура – ядро, основа, «душа» общества.
В своих творениях человек воплощает свои цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во все, что мы делаем. Определенный смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учеба, правила этикета, поведение человека и т.д.
Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определенное значение для человека. Так, основная функция автомобиля – служить средством передвижения. Вместе с тем для многих – это еще и предмет престижа. Для того, чтобы понять смысл исторических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, посетившие Египет, могут увидеть внешний вид пирамид, ученые – изучить их физико-химический состав, размеры и т.д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот почему так важно изучать всемирную историю, а также историю своей страны.
Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Самым универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяет передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.
Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем ее знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.
Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от латинского arte – искусственный, factus – сделанный). К ним относят не только сделанные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своем физическом и духовном облике. Структура и функции культуры. Культура выполняет в жизни человека и общества целый ряд функций. Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям приспособиться к жизни в различных природных условиях. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли – от Северного Заполярья до Антарктиды, приспособился к различным особенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди строили дома на легком деревянном каркасе, обтянутом бумагой, а эскимосы сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.
Еще одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче информации. Ее можно назвать функцией исторической преемственности. Нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «иванами, не помнящими родства». Ценностная функция культуры состоит в том, что она формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. Усвоенные культурные ценности позволяют человеку различать значимое и незначительное в жизни, усваивать те элементы культуры, которые гармонизируют и совершенствуют его жизнь и отказываться от того, что ведет к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры — залог стабильного развития. Нормативная функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной жизни. Выполнение этой функции опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность. Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, ведет к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.
Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всего назначения культуры. В реальной жизни они тесно переплетены.
Основное назначение культуры — делать человека Человеком. Развитие культуры дает возможность облегчить труд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершенствования и саморазвития личности. Материальная и духовная культура.
Культура имеет очень сложное строение, состоит из множества элементов. Неповторимое сочетание элементов культуры создает своеобразие национальных культур, а также малых «культурных миров» – субкультур (молодежная, профессиональная и т.д.).
К элементам духовной культуры относят правила поведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культуравключает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.
Храмы и жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвижения, компьютеры, и многое, многое другое, сотворенное руками человека, являются элементами материальной культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т.д.), физическая культура.
Материальная и духовная культуры связаны между собой, и границу между ними провести бывает сложно. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изделиях. Тем самым она облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Если же идеи писателя, скульптора или художника не воплотятся в книге, скульптуре или картине, то они останутся лишь творческим замыслом. И к материальной, и к духовной культуре одновременно принадлежат некоторые виды творческой деятельности. Например, архитектура — это и искусство, и строительство. Искусство кино и фотографии стали возможны только на основе соответствующих технических открытий.
Ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену, а также временные пределы потребления. Они могут «морально устареть», производственное оборудование изнашивается, здания ветшают и т.д. Наоборот, ценность достижений духовной культуры может и не иметь временных рамок. Например, ценность жизни, здоровья, любви и дружбы признается на протяжении всего существования человечества. Некоторые выводы:
1. Культура является ядром, основой, «душой» общества. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности человека.
2. Сторонники антропологического подхода считают культурой все, созданное человеком, ценностного – только совокупность лучших творений человека.
3. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества, запечатленный в знаках и символах.
4. В культуре выделяют материальную и духовную стороны, которые тесно взаимосвязаны. Вопросы и задания:
1. Почему, на ваш взгляд, понятие «культура» нельзя определить однозначно?
2. Чем отличается культура от природы?
3. К какому типу определений культуры можно отнести следующее: «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.Сорокин).
4. Какую роль играет культура в жизни общества?
5. Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать человеком высокой культуры?
6. Какое суждение о соотношении материального и духовного в культуре иллюстрирует высказывание: «рукописи не горят, но книги истрепываются»? Согласны ли вы с этим суждением?
?Сочинение на тему: “Культура в жизни человека”.
Этот наступивший год носит название года культуры и , думаю, неслучайно. Культура – одно из основных качеств, необходимых в человеке, она должна быть во всем: в одежде, в речи, в поведении.
А.П.Чехов писал: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, нельзя не согласиться с этим утверждением, однако очень трудно встретить человека, сочетающего в себе все эти качества. Как известно , нет идеальных людей, но к идеалу нужно стремиться. Так, что же такое культура и какое место она занимает в жизни человека?
Культурный человек – это благородный человек, с детских лет усвоивший такие понятия, как почитание родителей, уважение к старости, честь и справедливость, любовь к родному очагу и родной земле, верность слову, преданность в дружбе, прямота и смелость в суждениях, когда речь идет о правде и нравственной чистоте. Истинная культура неразрывно связана с духовным богатством человека, его внутренним миром. Духовно богатый человек, в моем понимании, это образованный человек, любящий и знающий литературу , понимающий музыку, живопись. С таким человеком можно найти тему для разговора, с ним интересно общаться, у него есть чему поучиться. К сожалению, таких встретишь нечасто.
Сегодня, в век информационных технологий, когда наблюдается сдвиг в техническом прогрессе, наблюдается понижение культурного уровня молодежи. Молодые люди, выехавшие за пределы Дагестана , ведут себя неподобающим образом и в итоге у населения появляется такое отношение к кавказцам. Наш знаменитый поэт Расул Гамзатов призывал в своих стихах не чернить другой народ и с уважением относиться к людям другой нации. Нам ,увы, часто не хватает мудрости наших предков, а ведь в наших обычаях и традициях заложены те принципы, которые существовали годами.
Культура человека проявляется не только в поведении, поступках, но и в речи: часто мы засоряем свой язык жаргонными словечками, считая, что выглядим при этом современно. Молодые люди, особенно девушки, одеваются слишком вульгарно и забывают о традициях гор, к сожалению, наши обычаи и традиции редко кто соблюдает. А ведь они были завещаны нам нашими предками.
На уроках КТНД нам , ученикам, внушают, что культурный человек- это тот, кто образован, всегда подтянут, хорошо одет, воспитан, уважает старших, заботится о родителях, всегда вежлив. Именно такие качества присущи высокообразованному культурному человеку. Достоин уважения тот человек, который верен традициям и мудрости наших предков.
Конечно, каждый из нас хочет видеть в своих современниках высокую культуру. Человек создаёт культуру, а культура создаёт человека. К сожалению, не всегда образованный человек есть культурный человек, не всегда чиновника, достигшего высокого положения в обществе, можно назвать культурным. Культура либо есть в человеке, либо его нет. Я , например, согласна с цитатой:
” Уровень культуры мужчины определяется его отношением к женщине”. Не могу знать, кому принадлежат эти слова, но согласна с ним. Естественно, что имеется в виду: отношение к жене, матери, сестре, дочери, коллеге. Мы в данное время изучаем традиции не только для того, чтобы воздать славу нашим предкам, а главным образом для того, чтобы усвоив их мудрость , следовать в своей жизни их идеям, заложенным в них.
Истинная культура, духовное богатство, этичность воспитания всегда сочетаются у человека с уважением к традициям, обычаям, этику других народов. Достоин уважения тот человек, который верен своим традициям, мудрости предков.
Наши духовные богатства берут свое начало из благодатного и чистого источника, единого, общего для братских народов Северного Кавказа , ибо мы происходим опять-таки из единого исторического корня, наделены общей судьбой и объединены общей борьбой за выживание. Опыт наших народов, накопленный за всю историю, вылился в такой богатый потенциал мудрости и гуманизма, что можно, не преувеличивая, вести речь о вкладе дагестанского народа в сокровищницу культуры мирового сообщества народов.
07.02.2016 22:05
Роль культуры в социализации личности. Роль языка в культуре и жизни общества. реферат 3. Творчество – сущностная сила человека и корень культуры. курс лекций на тему Культура в жизни человека и общества.
Реализация целевой программы развития культуры, придание особого. роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня.
6 2.1 Культура повседневной жизни 7 2.2. Главная Рефераты Сочинения Словари ГДЗ ГИА ЕГЭ Вузы Тесты. РЕФЕРАТ Предмет Обществознание Тема Культура, е значение в жизни человека и общества. Философия И ЕЕ РОЛЬ В Жизни Человека И Общества. Ф. возникла в конце 7-6 в до н э…
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей.
Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Объективно необходимое возрастание социальной роли культуры пока. на тему повседневности, т.е. повседневной жизни человека в современной.
Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством.
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому. открытая только человеку) стало жизненной средой человека.
На сегодняшний день такое общественное явление как культура играет очень важную роль в жизни каждого из нас. Но какую именно и что вообще скрывается за термином культура?
Культура имеет очень большое разнообразие определений, и является предметом изучения многих отраслей, начиная с философии и заканчивая культурологией и педагогикой.
Под этим понятием в частности понимают деятельность человека во всем многообразии ее проявлений, и в первую очередь различных форм и способов человеческого самовыражения.
С другой стороны есть набором системой правил, которые определяют, как человек должен себя вести в той или иной ситуации.
На мой взгляд самые более удачным будет такое определение понятия культуры: культура представляет собой систему материальных и духовных достижений, приобретенных человечеством или его частью, за определенное время и гармонизируя между собой. Это и моральные нормы, которые определяют человеческое поведение и восприятие окружающего мира. И материальные вещи, например произведения искусства: картины, скульптуры, картины, музыкальные произведения и т.п.
Исходя из такого определения понятия культуры, можно сделать о ней несколько выводов:
– Культура является результатом деятельности человека и общества.
– Она представляет собой систему ценностей, которые со временем накапливаются. Итак в разное время она разная.
– Если культура понятие общественное, то при изменениях в жизни общества, меняется и культура. Это можно увидеть, как на проявлениях человеческой деятельности и в частности творчества. Так и на нормах поведения. То что считалось нормальным поведением сто лет назад, сейчас частично потеряло актуальность.
В наши дни культура играет важное место в жизни общества. Но сразу надо отметить, что она стала гораздо более однородной, чем была в двадцатом веке. И тем не менее, основные ценности сохранились неизменными: уважение к родителям, признание безценности человеческой жизни, ценности свободы выбора человека и т.п.
Культура выступает для человека системой ориентиров, которые помогают ему взаимодействовать в обществе. Это было актуально тысячелетия назад, актуально сейчас и наверняка будет актуальным в будущем.
28. Роль культуры в жизни человека
В настоящее время существует множество определений понятия культура.
Термин культура (лат.) – обработка, возделывание, улучшение, и применялся к сельскохозяйственной деятельности. Цицерон: Культура ума – это философия. Свободный человек должен совершенствовать свой ум, заниматься своим воспитанием.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура – надстройка над природой.
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.
Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.
С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры — наука, искусство, техника и др. — пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.
Существует еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.
Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.
Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.
Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности — во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
Сегодня основные характеристики культурного человека остаются теми же: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения — отмеченны высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков.
Культура. Мы часто слышим и произносим это слово, но не всегда четко понимаем его значение. Культура включает в себя много составляющих. Это и поведение, и отношение к окружающим и собственная осведомленность…
Можно ли считать культурным современного человека? По моему мнению, совсем не каждый из нас вообще понимает значение этого слова. Часто приходится наблюдать за подростками, которые могут позволить себе нецензурно высказываться, смеяться и громко разговаривать в общественном транспорте или в других местах общественного пользования. Разве можно их считать культурными? Они вообще не выполняют элементарных норм поведения. То же самое можно сказать о тех, кто мусорит на улицах, грубит старшим, не уступает место в транспорте… Это все, как ни странно, культура. Культура поведения, без которой невозможно стать самодостаточной и целостной личностью.
Бывает и иначе. Якобы воспитанный и культурный человек. Со всеми вежлива, и бабушке место уступит, и с соседкой поздоровается, а дома… Дома семья страдает от поведения этого человека. Она может нагрубить, обидеть близких ни за что, испортить всем настроение с самого утра и спокойно идти на учебу или на работу. Чаще всего так ведут себя именно подростки, но бывает, что и взрослые дома не считают нужным сдерживаться. Таких людей, конечно, не назовешь культурными, ведь их невоспитанность и бескультурье появляется с близкими и дорогими людьми.
Культура играет неотъемлемую роль в жизни каждого человека. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность людей и развитие общества в целом. И каждый человек соприкасается таким явлением, как культура, так как с самого рождения мы находимся в определенной сфере культуры: духовной и материальной.
Понятие культуры
Культурой называется развитие и организации человеческой жизнедеятельности, которые представлен в ее духовных и материальных продуктах. Все материальные и духовные достижения в совокупности представляют определенную культуру. К ней относят все объекты, созданные людьми и все приобретенные духовные ценности, в которые входят жизненный опыт поколений, знания науки технологических процессов и наработанные нормы поведения. Деятельность человека и его развитие тоже относится к культуре.
Какой бывает культура
Культура является многообразным понятием, в которое входит много видов культур. Это научная, экономическая, политическая, нравственная, эстетическая, экологическая виды культур. Каждая из них отображает определенный вид деятельности человека. Также культура делится на духовную и материальную. Духовная – это результат духовного производства, а материальная – результат материального производства.
Различают также культуру мнимую и подлинную. Такое распределение возникает, когда пытаются дать точно определение слову “культура” и обозначить это явление, как в повседневной жизни, так и в научном понимании. Культура потребления и культура творчества.
Помимо того, что культура является художественным явлением, в широком понимании она олицетворяет собой и процесс потребления. О культуре потребления говорят, как о частичном программировании людей и направлений их деятельности. Это обусловлено основной функцией культуры потребления, которая является массовой и доступной всем.
Приобщение человека к культуре
Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.
Таким образом, личность может получать новые знания и опыт, развивать свои способности и таланты, создавать новые предметы и общаться с другими людьми. Но так как культура считается динамическим процессом, то приобщение к традициям, обычаям и нормам поведения происходит на протяжении всей жизни человека. Это – непрерывный процесс, когда позволяет каждому индивиду расти духовно и плодотворно развиваться.
Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.
Нужна помощь в учебе?
Культура несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура – зеркало, в котором человек себя видит и в котором он себя узнает. Заметим, что человек оказался единственным животным, который узнает себя в зеркале, более того у которого появилась настоятельная потребность видеть себя со стороны. Отделив себя от природы, он отделил себя и от себя, получил способность видеть себя со стороны и относиться к себе самому. В этой способности – трансцендировать себя самого – заложена возможность развития образования как необходимого атрибута всякой культуры. Вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности, в этом заключена сущность культуры, этим определена ее структура. Этой деятельностью стала деятельность педагогическая. Строго говоря, в культуре такой деятельностью вначале было мудрствование, которое выделяло в культуре самые сокровенные смыслы, самые значимые для сообщества ценности, самые важные утверждения. Сентенции, притчи, мифы и рассказы самых опытных и умудренных жизнью людей были квинтэссенцией культуры народа, к которым приобщались новые поколения, проходя в древнейших сообществах обряды инициации. Затем мудрствование превратилось в философию, которая обсуждала вечные мировоззренческие вопросы человеческой жизни и конечные основания культуры, что было важно для понимания образа человека, но что не было непосредственно направлено на формирование человека по этому образу. И тогда возникла педагогика, которая сначала означала просто сопровождение детей в школу, а уж потом и сопровождение их в культуру. Единое мудрствование, которое некогда соединяло в себе и самосознание культуры и приобщение к ней, распалось на философию и педагогику, что привело к отделению непосредственной работы в культуре, непосредственной жизни в ее смыслах и ценностях от обучения ей.
Жизнедеятельность общества – многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования[1].
Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,
идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества[2].
Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].
Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].
Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура – непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов[5].
Список литературы
Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – М., 1998.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1993.
Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. – М., 2001.
Соколов Э.В. Культурология. – М.: Интерпракс, 1994.
Появление культуры было невозможно без человека, как её создателя и творца. Что представляет собой сам человек? Когда и как он появился? Прежде, чем ответить на эти вопросы, нужно уяснить, когда и как появилась жизнь? Большинство учёных придерживаются теории химического синтеза в объяснении возникновения жизни. Около двух миллиардов лет назад в бассейнах древнейших морей путём различных химических реакций произошло превращение неорганических веществ в органические образования, а тех – в живые организмы. Так возникла жизнь, и человек появился в результате её эволюции. Процесс эволюции человека составил примерно период от 2 до 3,5 млн. лет. Превращение животных – гоминидов в людей не могло быть мгновенным событием. Это был длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза), представляющих собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза. Для становления человека современного типа потребовалось в целом около одного млн. лет. Процесс его формирования в общих чертах завершился примерно 50-40 тысяч лет назад. Выделение человека из природы произошло благодаря его умению производить орудия труда, обладанию им членораздельной речью, наличию у него сознания и разума, способности быть нравственным и подниматься над своими естественными влечениями.
Выделившись из природы, человек стал развиваться как социальное и культурное существо. Создаваемая людьми культура выступила как дальнейший шаг человека в его естественной эволюции, стала определять в нем меру человеческого.
Сегодня человек – единственный из живых существ, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. С другой стороны, человек живет в мире неприродном, созданном им самим- в мире культуры., и в обществе человек и степень его развитости оцениваются в конечном счёте по социально-культурным качествам – уровню образованности, логическому мышлению, памяти, воли, целеустремлённости, наличию соответствующих моральных качеств, т. е. по самым важным признакам, отличающим человека от животных и делающих его личностью.
Факт рождения человека – это только факт рождения природного, т.е. биологического существа. Новорожденный ребенок представляет собой сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Биологическая единица вида homo sapiens становится человеком лишь по мере ее приобщения к миру и культуре себе подобных других людей. Существует точка зрения, согласно которой культурное взросление человека идёт параллельно его биологическому созреванию. Культурный облик человека в первую очередь формируется в семье. Кроме семьи большой воздействующей силой является непосредственное окружение человека. Постепенно человек входит в более крупные общности людей, через которые происходит его приобщение к принятой в обществе культуре. По мере своего развития и усвоения социального и культурного опыта людей человек постепенно превращается в человеческую личность. При этом он как бы рождается заново, второй раз. Неслучайно немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер трактовал культуру как второе рождение человека.
В жизни человека культура выполняет несколько важных функций. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т. е. формирования и воспитания человека. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Культура при этом выступает в качестве «социальной наследственности», значение которой не меньше биологической наследственности животных. Реализация функции социализации зависит от других функций культуры. Среди них, прежде всего, выделяется познавательная функция, суть которой состоит в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для осуществления трудовой деятельности, для определения линии своего поведения в обществе. Общество предписывает человеку определённые нормы его поведения. Выработка этих норм, регулирующих поведение людей в обществе, составляет содержание нормативной функции культуры. Эта функция осуществляется, прежде всего, через законы, мораль, а также правила поведения, соблюдение которых составляет необходимое условие нормального существования общества и человека. Нормативная функция культуры тесно связана с ценностной или аксиологической, которая способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Общество нуждается в том, чтобы знания, полученные в результате осуществления познавательной функции, сохранялись и становились достоянием людей. Отсюда информационная функция, обеспечивающая их сохранение и передачу, как в рамках данного поколения, так и будущим поколениям. Передача культурных ценностей невозможна без общения людей, при котором культура выполняет коммуникативную функцию. Коммуникативная функция осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Но наряду с естественным языком, все области культуры – наука, искусство, техника – обладают своим специфическим языком, без которого невозможно овладение культурой в целом. Важное значение для человека имеет также развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил, проведением досуга и психологической разрядкой. Жизнь и развитие человека немыслимы без выполнения культурой этих функций.
О том, насколько важна культура в жизни человека и общества, можно судить на примере так называемых «детей джунглей». Известны случаи, когда ребёнок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребёнок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры.
Человек- существо не только социальное, но и историческое. Он живет в определенном, исторически конкретном обществе, овладевая необходимыми для этого личностными качествами.
§8. Роль культуры в жизни общества
Понятие культуры. Слово «культура» знакомо каждому из нас. Оно многозначно и широко используется, находя применение не только в средствах массовой информации, но и в повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к ее возрождению и подъему, требуют создать благоприятные условия для развития культуры.
Различные люди вкладывают в понятие культуры неодинаковый смысл. Одни отождествляют культуру с образованностью, другие – видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи – связывают культуру, прежде всего, с определенным уровнем нравственного развития людей. В повседневной речи это слово связано с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.
Впервые понятие культуры (в переводе с латинского – уход, возделывание, воспитание) появилось в Древнем Риме и использовалось там в нескольких значениях. Одно из них – понимание культуры как способа воспитания человека-гражданина, достойного члена своего общества. Это понимание также совпадало с древнегреческим «пайдейя» (воспитанием в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами). Гуманистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять ведущее место в мире. В Средневековье культура отождествлялась с умением истолковывать и понимать тексты Священного писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы.
По мере накопления знаний об общественной жизни и многообразии протекающих в ней процессов возникали новые попытки дать определение культуры. Одна из первых таких попыток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII веке слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, отличного от природного бытия. При этом культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей.
В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры.
Сторонники антропологического подхода считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящийприроде. Этот мирсоздан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качественное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, этнических и национальных общностей.
С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших творений человека. Однако зачастую их ценностьносит относительный характер. Так, например, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой ценность. Но для большинства здравомыслящих людей она – орудие, созданное для уничтожения всего живого и действительно ценного. Потому она не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь позитивные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, сопровождают, увы, человеческую жизнь, и невозможно понять культуру той или иной страны, если игнорировать их существование.
Подводя итог и суммируя разные подходы, можно дать следующее определение:Культура – это специфически человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.
Культура представляет собой сложное, многоплановое явление, пронизывающее все сферы жизни и деятельности общества и человека. Так, культура – это и материальные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие жизни наций и народов. Культура – ядро, основа, «душа» общества.
В своих творениях человек воплощает свои цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во все, что мы делаем. Определенный смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учеба, правила этикета, поведение человека и т.д.
Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определенное значение для человека. Так, основная функция автомобиля – служить средством передвижения. Вместе с тем для многих – это еще и предмет престижа. Для того, чтобы понять смысл исторических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, посетившие Египет, могут увидеть внешний вид пирамид, ученые – изучить их физико-химический состав, размеры и т.д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот почему так важно изучать всемирную историю, а также историю своей страны.
Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Самым универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяет передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.
Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем ее знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.
Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от латинского arte – искусственный, factus – сделанный). К ним относят не только сделанные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своем физическом и духовном облике.
Структура и функции культуры. Культура выполняет в жизни человека и общества целый ряд функций.
Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям приспособиться к жизни в различных природных условиях. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли – от Северного Заполярья до Антарктиды, приспособился к различным особенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди строили дома на легком деревянном каркасе, обтянутом бумагой, а эскимосы сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.
Еще одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче информации. Ее можно назвать функцией исторической преемственности. Нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «иванами, не помнящими родства».
Ценностная функция культуры состоит в том, что она формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. Усвоенные культурные ценности позволяют человеку различать значимое и незначительное в жизни, усваивать те элементы культуры, которые гармонизируют и совершенствуют его жизнь и отказываться от того, что ведет к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры — залог стабильного развития.
Нормативная функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной жизни. Выполнение этой функции опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.
Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, ведет к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.
Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всего назначения культуры. В реальной жизни они тесно переплетены.
Основное назначение культуры — делать человека Человеком. Развитие культуры дает возможность облегчить труд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершенствования и саморазвития личности.
Материальная и духовная культура.
Культура имеет очень сложное строение, состоит из множества элементов. Неповторимое сочетание элементов культуры создает своеобразие национальных культур, а также малых «культурных миров» – субкультур (молодежная, профессиональная и т.д.).
К элементам духовной культуры относят правила поведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культуравключает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.
Храмы и жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвижения, компьютеры, и многое, многое другое, сотворенное руками человека, являются элементами материальной культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т.д.), физическая культура.
Материальная и духовная культуры связаны между собой, и границу между ними провести бывает сложно. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изделиях. Тем самым она облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Если же идеи писателя, скульптора или художника не воплотятся в книге, скульптуре или картине, то они останутся лишь творческим замыслом. И к материальной, и к духовной культуре одновременно принадлежат некоторые виды творческой деятельности. Например, архитектура — это и искусство, и строительство. Искусство кино и фотографии стали возможны только на основе соответствующих технических открытий.
Ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену, а также временные пределы потребления. Они могут «морально устареть», производственное оборудование изнашивается, здания ветшают и т.д. Наоборот, ценность достижений духовной культуры может и не иметь временных рамок. Например, ценность жизни, здоровья, любви и дружбы признается на протяжении всего существования человечества.
Некоторые выводы:
1. Культура является ядром, основой, «душой» общества. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности человека.
2. Сторонники антропологического подхода считают культурой все, созданное человеком, ценностного – только совокупность лучших творений человека.
3. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества, запечатленный в знаках и символах.
4. В культуре выделяют материальную и духовную стороны, которые тесно взаимосвязаны.
Вопросы и задания:
1. Почему, на ваш взгляд, понятие «культура» нельзя определить однозначно?
2. Чем отличается культура от природы?
3. К какому типу определений культуры можно отнести следующее: «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.Сорокин).
4. Какую роль играет культура в жизни общества?
5. Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать человеком высокой культуры?
6. Какое суждение о соотношении материального и духовного в культуре иллюстрирует высказывание: «рукописи не горят, но книги истрепываются»? Согласны ли вы с этим суждением?
?Сочинение на тему: “Культура в жизни человека”.
Этот наступивший год носит название года культуры и , думаю, неслучайно. Культура – одно из основных качеств, необходимых в человеке, она должна быть во всем: в одежде, в речи, в поведении.
А.П.Чехов писал: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, нельзя не согласиться с этим утверждением, однако очень трудно встретить человека, сочетающего в себе все эти качества. Как известно , нет идеальных людей, но к идеалу нужно стремиться. Так, что же такое культура и какое место она занимает в жизни человека?
Культурный человек – это благородный человек, с детских лет усвоивший такие понятия, как почитание родителей, уважение к старости, честь и справедливость, любовь к родному очагу и родной земле, верность слову, преданность в дружбе, прямота и смелость в суждениях, когда речь идет о правде и нравственной чистоте. Истинная культура неразрывно связана с духовным богатством человека, его внутренним миром. Духовно богатый человек, в моем понимании, это образованный человек, любящий и знающий литературу , понимающий музыку, живопись. С таким человеком можно найти тему для разговора, с ним интересно общаться, у него есть чему поучиться. К сожалению, таких встретишь нечасто.
Сегодня, в век информационных технологий, когда наблюдается сдвиг в техническом прогрессе, наблюдается понижение культурного уровня молодежи. Молодые люди, выехавшие за пределы Дагестана , ведут себя неподобающим образом и в итоге у населения появляется такое отношение к кавказцам. Наш знаменитый поэт Расул Гамзатов призывал в своих стихах не чернить другой народ и с уважением относиться к людям другой нации. Нам ,увы, часто не хватает мудрости наших предков, а ведь в наших обычаях и традициях заложены те принципы, которые существовали годами.
Культура человека проявляется не только в поведении, поступках, но и в речи: часто мы засоряем свой язык жаргонными словечками, считая, что выглядим при этом современно. Молодые люди, особенно девушки, одеваются слишком вульгарно и забывают о традициях гор, к сожалению, наши обычаи и традиции редко кто соблюдает. А ведь они были завещаны нам нашими предками.
На уроках КТНД нам , ученикам, внушают, что культурный человек- это тот, кто образован, всегда подтянут, хорошо одет, воспитан, уважает старших, заботится о родителях, всегда вежлив. Именно такие качества присущи высокообразованному культурному человеку. Достоин уважения тот человек, который верен традициям и мудрости наших предков.
Конечно, каждый из нас хочет видеть в своих современниках высокую культуру. Человек создаёт культуру, а культура создаёт человека. К сожалению, не всегда образованный человек есть культурный человек, не всегда чиновника, достигшего высокого положения в обществе, можно назвать культурным. Культура либо есть в человеке, либо его нет. Я , например, согласна с цитатой:
” Уровень культуры мужчины определяется его отношением к женщине”. Не могу знать, кому принадлежат эти слова, но согласна с ним. Естественно, что имеется в виду: отношение к жене, матери, сестре, дочери, коллеге. Мы в данное время изучаем традиции не только для того, чтобы воздать славу нашим предкам, а главным образом для того, чтобы усвоив их мудрость , следовать в своей жизни их идеям, заложенным в них.
Истинная культура, духовное богатство, этичность воспитания всегда сочетаются у человека с уважением к традициям, обычаям, этику других народов. Достоин уважения тот человек, который верен своим традициям, мудрости предков.
Наши духовные богатства берут свое начало из благодатного и чистого источника, единого, общего для братских народов Северного Кавказа , ибо мы происходим опять-таки из единого исторического корня, наделены общей судьбой и объединены общей борьбой за выживание. Опыт наших народов, накопленный за всю историю, вылился в такой богатый потенциал мудрости и гуманизма, что можно, не преувеличивая, вести речь о вкладе дагестанского народа в сокровищницу культуры мирового сообщества народов.
07.02.2016 22:05
Роль культуры в социализации личности. Роль языка в культуре и жизни общества. реферат 3. Творчество – сущностная сила человека и корень культуры. курс лекций на тему Культура в жизни человека и общества.
Реализация целевой программы развития культуры, придание особого. роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня.
6 2.1 Культура повседневной жизни 7 2.2. Главная Рефераты Сочинения Словари ГДЗ ГИА ЕГЭ Вузы Тесты. РЕФЕРАТ Предмет Обществознание Тема Культура, е значение в жизни человека и общества. Философия И ЕЕ РОЛЬ В Жизни Человека И Общества. Ф. возникла в конце 7-6 в до н э…
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей.
Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Объективно необходимое возрастание социальной роли культуры пока. на тему повседневности, т.е. повседневной жизни человека в современной.
Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством.
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому. открытая только человеку) стало жизненной средой человека.