Сочинение на тему роль лермонтова в русской литературе

7 вариантов

  1. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

  2. Автор: Лермонтов М.Ю.
    Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что «спасение находится только в народе» (Добролюбов). Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России. Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли.
    Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — воспринята была Некрасовым.
    Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам Тургенева и Л. Толстого. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.
    Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов.
    Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко прекрасно знал и любил произведения Лермонтова. Иван Франко, Леся Украинка и многие современные поэты Советской Украины называли и называют Лермонтова одним из своих учителей.
    В наши дни Лермонтов — один из любимейших поэтов всех народов Советского Союза.

  3. А.В. Луначарский, характеризуя социально-политическую сущность творчества Лермонтова, сказал: “Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений”.
    Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина. С творцом “Капитанской дочки” его связывают и ранние (образ кавказского пленника, Демона, поэта) и поздние произведения. В “Герое нашего времени” путевые записи странствующего офицера явно перекликаются с “Путешествие в Аразум”. Однако Лермонтов жил в иные годы, чем Пушкин. Подчеркивая это Белинский писал: “Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзией несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина”. “Безвременье” положило на Лермонтова тяжелую печать, но не сломило его. Лермонтов возненавидел аристократическую среду умом беспощадного аналитика и сердцем, пламенно устремленным к справедливости. Но поэт не видел для себя твердой социальной опоры. Все это определило трагические мотивы его творчества. НЕ веря в ближайшую победу свободы, великий жизнелюбец утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего.
    Своим беспощадным критицизмом Лермонтов явно сближается с Гоголем, но превосходит его силой социально-политического протеста и глубоким интеллектуализмом. Продолжая традиции декабризма, писатель в своих последних произведениях (“Мцыри”, “Демон”, “Герой нашего времени”) проявил и более глубокое понимание исторических событий. Это превратило его творчество в “соединительное звено между декабристами и демократической русской культурой, формировавшейся в 30х и 40х годах” и еще шире между дворянско-революционным и революционно-демократическим периодами русского освободительного движения.
    Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом гражданственно, философско-психологического романтизма.
    Реалистические произведения Лермонтова возникают в то время, когда романтические творения в своей основе им уже довершились. Лермонтов – последний представитель революционно-дворянского романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма.
    Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
    Подлинное истолкование творчества Лермонтова – самобытного писателя означившего новый этап в развитии русской литературы, дана революционная критика, начиная с Белинского. Белинский увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне 30х годов “без соперников по величине и блеску”.
    Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости.
    Дооктябрьская прогрессивная критика внесла в изучение творчества Лермонтова неоценимый вклад. Но только в советское время идейный облик и мастерство писателя, его связи с предшествующим и последующим литературным процессом предстали во всей полноте и конкретности.
    Животворное воздействие Лермонтова ощутили на себе и советские писатели: В.Маяковский, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, Е.Винокуров, Е.Исаев, С. Наровчатов, Н. Рыленко, А.Твардовский, В.Федоров и многие другие.
    “Лермонтов–прозаик, – заявил в 1939 году А.Н.Толстой, это чудо”.
    Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения поэтического обобщения не только отечественной, но и мировой литературы. Влияние Лермонтова испытывали и испытывают поэты Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и многих других народов.

  4. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что «спасение находится только в народе» (Добролюбов). Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России. Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли.
    Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — воспринята была Некрасовым.
    Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам Тургенева и Л. Толстого. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.
    Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов.
    Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко прекрасно знал и любил произведения Лермонтова. Иван Франко, Леся Украинка и многие современные поэты Советской Украины называли и называют Лермонтова одним из своих учителей.
    В наши дни Лермонтов — один из любимейших поэтов всех народов Советского Союза.

  5. Своеобразие Лермонтова и его место в развитии русской литературы.

    А. В. Луначарский, характеризуя социально-политическую сущность творчества Лермонтова, сказал: «Лермонтов являлся последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений». Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы, и прежде всего творчества Пушкина. С творцом «Капитанской дочки» его связывают и ранние (образ кавказского пленника, Демона, поэта), и поздние произведения. В «Герое нашего времени» путевые записки странствующего офицера явно перекликаются с «Путешествием в Арзрум». Печорин обнаруживает несомненное родство с Онегиным, а сюжет «Фаталиста» — с «Выстрелом» и «Пиковой дамой». Однако Лермонтов жил в иные годы, чем Пушкин. Подчеркивая это, Белинский писал: «Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзиею несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина».
    «Безвременье» наложило на Лермонтова тяжелую печать, но не сломило его. Лермонтов возненавидел аристократическую среду умом беспощадного аналитика и сердцем, пламенно устремленным к справедливости. Но поэт не видел для себя твердой социальной опоры. Все это и определило трагические мотивы его творчества. Не веря в ближайшую победу свободы, великий жизнелюбец утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, выражая стихийно-демократические идеи, предваряющие революционный демократизм Белинского и Герцена, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. Своим беспощадным критицизмом Лермонтов явно сближается с Гоголем, но превосходит его силой социально-политического протеста и глубоким интеллектуализмом. Герцен, характеризуя последекабристское время, сказал: «Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову». Лермонтов с честью выдержал это испытание и наиболее ярко отобразил дух беспощадного анализа, сомнения и отрицания, так свойственный самой передовой общественности этого периода.
    Продолжая традиции декабризма, писатель в своих последних произведениях ( «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени») проявлял и более глубокое понимание исторических событий. Это превратило его творчество в «соединительное звено между декабристами и демократической русской культурой, формировавшейся в 30-х и 40-х годах» и еще шире между дворянско-революционным и революционно-демократическим периодами русского освободительного движения. Чернышевский и Некрасов были уверены в том, что Лермонтов в дальнейшем оказался бы в их лагере. Но царизм не допустил этого. Писатель был убит на дуэли (15/27 июля 1841 г.) в самом начале расцвета своих поэтических возможностей.
    Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали (образ мужика в «Странном человеке») и росли реалистические тенденции (социальная среда в «Маскараде»). Их формирование в систему творческих принципов выразилось в таких шедеврах, как «Песня про… купца Калашникова», «Герой нашего времени» и «Выхожу один я на дорогу».
    Реалистические произведения Лермонтова возникают в то время, когда романтические творения в своей основе им уже довершались. Лермонтов — последний представитель революционно-дворянского романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма. Отражая более сложный и высокий период развития общественной мысли, Лермонтов, по мнению Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета».
    Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально-сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызвало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала (С. П. Шевырев, С. А. Бурачек), или, грубо искажая, ограничивала (Ф. В. Булгарин) достоинства его произведений. Ей претил непримиримо-дерзостный обличительный пафос писателя, свойственная ему «гордыня духа». Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова ив дальнейшем. Либеральный народник В. Д. Спасович характеризовал его как равнодушного к окружающему «мечтателя». Мистик Вл. Соловьев видел в нем крайнего субъективиста и эгоцентрика ницшеанского толка, а Д. Мережковский — поэта сверхчеловечества. Историк В. Ключевский, лишая поэта мятежности, представлял его творчество выражением личной грусти: христианско-смиренной и покорной. Некоторые литературоведы связывали его творчество со славянофилами. Исследователи компаративистского толка пытались представить Лермонтова лишь подражателем западноевропейских писателей.
    Подлинное истолкование творчества Лермонтова — самобытного писателя, означившего собой новый этап в развитии русской литературы, дала революционная критика, начиная с Белинского. Белинский увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне конца 30-х годов, «без соперников по величине и блеску». В поэзии Лермонтова он видел «бездонный океан» мыслей и чувств.
    Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости. Чернышевский считал, что он «очень скоро совершенно освободился от внешнего подчинения Пушкину», стал «оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Добролюбов, отмечая проницательное умение Лермонтова постичь недостатки современного ему общества и понять, что спасение находится только в народе, сослался на стихотворение «Родина», в котором поэт стал «решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». По его мнению, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». Не случайно, что некоторые исследователи говорят о лермонтовском этапе в развитии русской литературы.
    Дооктябрьская прогрессивная критика внесла в изучение творчества Лермонтова неоценимый вклад. Но только в советское время идейный облик и мастерство писателя, его связи с предшествующим и последующим литературным процессом предстали во всей полноте и конкретности.
    Животворное воздействие Лермонтова ощутили на себе и советские писатели: В. Маяковский, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, Е. Винокуров, Е. Исаев, С. Наровчатов, Н. Рыленков, П. Антокольский, А. Твардовский, В. Федоров и многие другие. «Лермонтов-прозаик, — заявил в 1939 году А. Н. Толстой, — это чудо».
    Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. «Мцыри» и «Демон», «Герой нашего времени» и многие другие его произведения — высшие достижения поэтического обобщения не только отечественной, по и мировой литературы. Влияние поэта испытали и испытывают на себе поэты Армении (Шах-Азис, О. Туманян, А. Исаакян), Грузин (Г. Орбелиани, И. Чавчавадзе, Важа Пшавела, С. Чиковани), Азербайджана (Ра-сул Рза), Украины (Т. Шевченко, И. Франко, М. Рыльский), Осетии (Коста Хетагуров) и многих других народов.
    Реклама от Literature-XIX.Ru

  6. Пушкин создал новую литературу, опираясь на достижения предшественников и устную народную поэзию, учитывая и творческий опыт лучших писателей Запада. Он развил и углубил тольо то. что считал историчски прогрессивным. что служило развитием руской национальной литературы. Особо оценил тех русских писателей, в произведениях которых видел народность (Фонвизин, Крылов, Грибоедов). Делинский сказал: Крылов выразил только одну сторону русского духа-нац-го русского характера. Пушкин отразил в своем творчестве всю полноту его. Народность его творчества в темах. в их разрешении, в раздумьях о судьбах страны, в изображении действительности, картинах русской природы. в языке. Творчество П. отличается высокой гуманностью. В его произведениях звучит голос подлинного патриота-гражданина, горячо любившего свою страну. Борясь против литературных течений. кот. тормозили развитие реалистичесой литературы, П. ломал рамки установившихся жанров создавал образцы новых: романтической поэмы, реалистического романа в стихах, стихотворных повестей, реалистической трагедии и драмы, повестей и романов в прозе. Гоголь говорил о П. “В нем как будто в лексиконе заключилось все наше богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более и далее всех раздвинул ему границы и более показал все его пространство”.И. АГончаров утверждал: “Пушкин был наш учитель-и я воспитался его поэзию”.Лев Толстой: “П. -наш учитель. Писателю надо не переставая изучать это сокровище”А. М. Горький: “Читайте почаще П., это-основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель”!
    Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом гражданственно, философско-психологического романтизма.
    Реалистические произведения Лермонтова возникают в то время, когда романтические творения в своей основе им уже довершились. Лермонтов – последний представитель революционно-дворянского романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма.
    Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной про
    Подлинное истолкование творчества Лермонтова – самобытного писателя означившего новый этап в развитии русской литературы, дана революционная критика, начиная с Белинского. Белинский увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне 30х годов “без соперников по величине и блеску”.
    Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости.
    Дооктябрьская прогрессивная критика внесла в изучение творчества Лермонтова неоценимый вклад. Но только в советское время идейный облик и мастерство писателя, его связи с предшествующим и последующим литературным процессом предстали во всей полноте и конкретности.
    Животворное воздействие Лермонтова ощутили на себе и советские писатели: В. Маяковский, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, Е. Винокуров, Е. Исаев, С. Наровчатов, Н. Рыленко, А. Твардовский, В. Федоров и многие другие.
    “Лермонтов–прозаик, – заявил в 1939 году А. Н. Толстой, это чудо”.
    Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения поэтического обобщения не только отечественной, но и мировой литературы. Влияние Лермонтова испытывали и испытывают поэты Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и многих других народов.

  7. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что «спасение находится только в народе» (Добролюбов). Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России. Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли.
    Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — воспринята была Некрасовым.
    Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам Тургенева и Л. Толстого. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.
    Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов.
    Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко прекрасно знал и любил произведения Лермонтова. Иван Франко, Леся Украинка и многие современные поэты Советской Украины называли и называют Лермонтова одним из своих учителей.
    В наши дни Лермонтов — один из любимейших поэтов всех народов Советского Союза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *