Сочинение на тему роль лирических отступлений в романе евгений онегин

13 вариантов

  1. Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» – первый реалистический роман в русской литературе, в
    котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
    А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы. В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования
    к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В
    лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или
    иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так,
    мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее,
    знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом
    другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях
    романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого
    поэта. С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе
    романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое
    отношение к немую «Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты.» Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
    Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его
    с автором: «я был озлоблен, он угрюм», – и заставляет читателей испытывать
    к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты,
    которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным
    человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он
    всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не
    отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг
    на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных
    эмоций: «Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины»И тут же Пушкин отмечает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душою Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной.» Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным
    началом, находится в полной с ним гармонии. Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно
    близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит
    душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург, «Она, как с давними друзьями, С своими рощами, лугами

  2. В отечественной классике с трудом найдется произведение настолько же тематически богатое, как шедевр литературы «Евгений Онегин».
    Многообразие тем отступлений
    В каждой главе своего творения Александр Сергеевич рассказывает о жизни героев, а также раскрывает свои творческие планы, рассуждает на тему литературы, музыки, театрального искусства, говорит об идеалах и предпочтениях современников.
    Поэт начинает мнимую дискуссию с критиками, повествует о красоте родной природы, с иронией высказывается относительно моральных устоев дворянства. Благодаря наличию многочисленных отступлений сюжет о дружбе и любви разрастается до подробного описания эпохи, создавая тем самым единый образ нашей страны начала XIX века. Через призму авторского взгляда читатель знакомится с русской культурой.
    В начале произведения поэт пишет об успехах отечественного театра, предается воспоминаниям прошедшей любви («Я помню море пред грозою…»), кратко описывает уклад жизни общества тех времен, дает оценку привычкам господ из высшего света («К чему бесплодно спорить с веком…»).
    Любовь и дружба в отступлениях поэта
    Любовная тема, затронутая в начале романа, а именно строки о Марии Волконской, в последующем не единожды является поводом для лирических отступлений.
    Оставляя комментарии к «отповеди» Евгения Онегина со словами отвержения чувства Татьяны Лариной, Александр Сергеевич встает на сторону героя, тем самым выступая в качестве защитника Онегина, указывая, что тот «явил души прямое благородство».
    Строки, описывающие любовь Владимира к младшей из сестер Лариных, содержат нотки сарказма («Он был любим… по крайней мере так думал…»).
    Поэт не обходит вниманием тему дружеских отношений. В последних строфах четвертой главы Александр Сергеевич пишет о приятной атмосфере посиделок в кругу друзей и сочиняет шуточный гимн дружбе. Автор проводит параллели: верный друг и кокетка, Бордо и Аи («Но ты, Бордо, подобен другу…»).
    Повествуя о приятельских взаимоотношениях Онегина и Ленского, автор поднимает проблему эгоизма. «Мы все глядим в Наполеоны…» – отмечает Пушкин, акцентируя внимание на том, что нарциссизм – характерная особенность молодого поколения.
    Описание русской природы
    Художественным открытием поэта явились непревзойденные отступления о величии родной природы, коим отводится несколько страниц произведения. Александр Сергеевич делает описания всех сезонов, грамотно сопровождает события в жизни персонажей пейзажными зарисовками.
    Вот и момент, где главная героиня пишет любовное послание, начинается изображением ночного сада и заканчивается описанием деревенского утра. Также поэт рассказывает о собственном ощущении окружающего мира.
    Литературно-полемические отступления
    Большинство непринужденных бесед освещает проблемы родного языка, словесности, затрагивает творческую составляющую. К примеру, автор вступает в дебаты с критиками, требующими от лирики одической праздности, призывающими поэтов скинуть «элегии венок». Для Александра Сергеевича ода – устаревший жанр, однако Пушкин ставит в сравнение себя и других творцов, чьи посылы направлены на покорение мечтательных барышень.
    В тексте встречаются рассуждения о процессе написания произведения. Читатель слышит жалобы на сложности, вызванные применением иностранных слов. В окончании третьей главы автор с легкостью сообщает о том, что прерывает написание, потому что ему требуется отдых, а через главу решает, что в литературном творении переизбыток его мыслей. Заканчивая произведение, говорит прощальные слова.
    В предпоследней главе предметом обсуждения является патриотизм. Автор предстает перед читателями как истинный патриот: «Москва… как много в этом звуке…».
    В завершение рассуждений стоит упомянуть слова В. Г. Белинского. По его мнению, в литературном творении отражены чувства, взгляды и идеалы Александра Сергеевича Пушкина.

  3. Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.
    Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому : “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.
    Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор – действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет : “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор – действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.
    Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:
    Пора покинуть скучный брег
    Мне неприязненной стихии
    И средь полуденных зыбей,
    Под небом Африки моей,
    Вздыхать о сумрачной России…
    Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:
    Куда, куда вы удалились,
    Весны моей златые дни?
    Что день грядущий мне готовит?
    В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.
    Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.
    Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.
    Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.
    В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.
    Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:
    Описывать мое же дело:
    Но панталоны, фрак, жилет,
    Всех эти слов на русском нет…
    Автор ведет полемику с “критиком строгим”, который “повелевает сбросить” поэтам “элегии венок убогий”.
    “Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.
    Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.
    Роман , построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

  4. Роман в стихах «Евгений Онегин» – одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В.Г.Белинский по праву назвал роман «энциклопедией русской жизни».
    В «Евгении Онегине» А.С.Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами. И мироощущение автора отличается от мироощущения его героев.
    Поэт в романе поднимает множество проблем: положение человека в обществе, влияние исторических условий на личность, несчастная любовь, смысл жизни. Особое своеобразие роману придают лирические отступления, в которых автор выражает свое отношение к событиям и героям, а также философствует на различные темы.
    На мой взгляд, в лирических отступлениях Пушкин подчеркивает духовную близость себя и главного героя произведения: «Онегин – добрый мой приятель», «Татьяна милый идеал». Размышления автора – в первую очередь внесюжетный элемент, с помощью которого повествователь обращается к читателю со страниц книги, при этом определенные идеи высказываются непосредственно, а не от лица какого-нибудь персонажа.
    В «Евгении Онегине» насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок. Для романа, который сам автор называл «свободным», очень важна именно такая форма общения с читателем, так как создается ощущение непринужденного разговора на самые разные темы. Так, Пушкин размышляет о любимом занятии – литературе, о желании писать в прозе.
    Я считаю, лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина – человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: «Онегин» – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». В лирических отступлениях поэт поднимает насущные проблемы его современности, а также обращается к вечным, человеческим вопросам. Чаще всего это связано с любовью:
    Любви все возрасты покорны;
    Но юным девственным сердцам
    Ее порывы благотворны,
    Как бури внешние полям.
    В дожде страстей они свежеют,
    И обновляются, и зреют –
    И жизнь могущая дает
    И пышный цвет и сладкий плод.
    В другом отступлении Пушкин пишет о романтических литературных героях, которым автор дает свою, особую характеристику:
    Лорд Байрон прихотью удачной
    Облек в унылый романтизм
    И безнадежный эгоизм.
    Поэт обращается и к современному ему обществу, в котором много зависти, наигранности и жестокости. Нередко какая-нибудь нелепость в этом обществе может послужить причиной смерти или убийства человека:
    Враги!
    Они друг другу в тишине
    Готовят гибель хладнокровно…
    Не засмеяться ль им, пока
    Не обагрилась их рука,
    Не разойтиться ль полюбовно?..
    Но дико светская вражда
    Боится ложного стыда.
    Пушкин отказывается от традиционного вступления с обращением к музе, но есть что-то похожее на это в конце седьмой главы:
    Да, кстати, здесь о том два слова:
    Пою приятеля младого
    И множество его причуд
    Благослови мой долгий труд,
    О ты, эпическая муза!
    Язык лирических отступлений отличается живостью, простотой и выразительностью, что, на мой взгляд, создает непосредственность и дружелюбность по отношению к читателю и героям романа. Через язык повествования автор выражал свое отношение к персонажам. Так, в первой главе, знакомы читателя с Онегиным, Пушкин применил стиль светской речи с ее особенностью «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Он пользовался французскими, английскими словами, с усмешкой рассказал о воспитании Онегина, о его образовании. Характеризуя тонкую и впечатлительную натуру Ленского, автор использовал романтическую лексику: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнем душа воспламенилась в нем».
    Совершенно по-иному автор описывает свою любимую героиню Татьяну. Особая ласка и теплота звучат в его словах. Эпитет милая употребляется очень часто: «Я так люблю Татьяну», «Татьяна, милая Татьяна», «и меркнет милой Тани младость». Также, описывая ее образ, повествователь использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «прелестным пальчиком писала», «голосок звучит». Рассказывая о любви девушки, поэт украшает строки эпитетами и метафорами, подчеркивая ее душевные волнения: «пьет, обольстительный обман», «ланиты мгновенным пламенем покрыты». Таким образом, различные художественные и стилистические средства удачно использованы Пушкиным для выражения своего отношения к героям и для более точной их характеристики.
    Таким образом, можно говорить о том, что автор в романе предстает как человек образованный и мудрый. Он глубок и внимателен к проблемам современного ему общества. Его высказывания настолько ярки и выразительны, что впоследствии стали афоризмами («быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей..», «любви все возрасты покорны», «как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю»). Автор часто сопереживает своим героям, и он не равнодушен к их судьбам.
    Я думаю, «Евгений Онегин» – удивительное произведение, поскольку оно не было похоже на другие ни своей формой, ни содержанием. Особенность романа в его содержательности и актуальности как для века девятнадцатого, так и для наших дней.

  5. Роман в стихах «Евгений Онегин» – одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В.Г.Белинский по праву назвал роман «энциклопедией русской жизни».
    В «Евгении Онегине» А.С.Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами. И мироощущение автора отличается от мироощущения его героев.
    Поэт в романе поднимает множество проблем: положение человека в обществе, влияние исторических условий на личность, несчастная любовь, смысл жизни. Особое своеобразие роману придают лирические отступления, в которых автор выражает свое отношение к событиям и героям, а также философствует на различные темы.
    На мой взгляд, в лирических отступлениях Пушкин подчеркивает духовную близость себя и главного героя произведения: «Онегин – добрый мой приятель», «Татьяна милый идеал». Размышления автора – в первую очередь внесюжетный элемент, с помощью которого повествователь обращается к читателю со страниц книги, при этом определенные идеи высказываются непосредственно, а не от лица какого-нибудь персонажа.
    В «Евгении Онегине» насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок. Для романа, который сам автор называл «свободным», очень важна именно такая форма общения с читателем, так как создается ощущение непринужденного разговора на самые разные темы. Так, Пушкин размышляет о любимом занятии – литературе, о желании писать в прозе.
    Я считаю, лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина – человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: «Онегин» – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». В лирических отступлениях поэт поднимает насущные проблемы его современности, а также обращается к вечным, человеческим вопросам. Чаще всего это связано с любовью:
    Любви все возрасты покорны;
    Но юным девственным сердцам
    Ее порывы благотворны,
    Как бури внешние полям.
    В дожде страстей они свежеют,
    И обновляются, и зреют –
    И жизнь могущая дает
    И пышный цвет и сладкий плод.
    В другом отступлении Пушкин пишет о романтических литературных героях, которым автор дает свою, особую характеристику:
    Лорд Байрон прихотью удачной
    Облек в унылый романтизм
    И безнадежный эгоизм.
    Поэт обращается и к современному ему обществу, в котором много зависти, наигранности и жестокости. Нередко какая-нибудь нелепость в этом обществе может послужить причиной смерти или убийства человека:
    Враги!
    Они друг другу в тишине
    Готовят гибель хладнокровно…
    Не засмеяться ль им, пока
    Не обагрилась их рука,
    Не разойтиться ль полюбовно?..
    Но дико светская вражда
    Боится ложного стыда.
    Пушкин отказывается от традиционного вступления с обращением к музе, но есть что-то похожее на это в конце седьмой главы:
    Да, кстати, здесь о том два слова:
    Пою приятеля младого
    И множество его причуд
    Благослови мой долгий труд,
    О ты, эпическая муза!
    Язык лирических отступлений отличается живостью, простотой и выразительностью, что, на мой взгляд, создает непосредственность и дружелюбность по отношению к читателю и героям романа. Через язык повествования автор выражал свое отношение к персонажам. Так, в первой главе, знакомы читателя с Онегиным, Пушкин применил стиль светской речи с ее особенностью «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Он пользовался французскими, английскими словами, с усмешкой рассказал о воспитании Онегина, о его образовании. Характеризуя тонкую и впечатлительную натуру Ленского, автор использовал романтическую лексику: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнем душа воспламенилась в нем».
    Совершенно по-иному автор описывает свою любимую героиню Татьяну. Особая ласка и теплота звучат в его словах. Эпитет милая употребляется очень часто: «Я так люблю Татьяну», «Татьяна, милая Татьяна», «и меркнет милой Тани младость». Также, описывая ее образ, повествователь использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «прелестным пальчиком писала», «голосок звучит». Рассказывая о любви девушки, поэт украшает строки эпитетами и метафорами, подчеркивая ее душевные волнения: «пьет, обольстительный обман», «ланиты мгновенным пламенем покрыты». Таким образом, различные художественные и стилистические средства удачно использованы Пушкиным для выражения своего отношения к героям и для более точной их характеристики.
    Таким образом, можно говорить о том, что автор в романе предстает как человек образованный и мудрый. Он глубок и внимателен к проблемам современного ему общества. Его высказывания настолько ярки и выразительны, что впоследствии стали афоризмами («быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей..», «любви все возрасты покорны», «как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю»). Автор часто сопереживает своим героям, и он не равнодушен к их судьбам.
    Я думаю, «Евгений Онегин» – удивительное произведение, поскольку оно не было похоже на другие ни своей формой, ни содержанием. Особенность романа в его содержательности и актуальности как для века девятнадцатого, так и для наших дней.

  6. 6
    Текст добавил: Диванный Блогер

    Пушкин, Александр Сергеевич –
    Евгений Онегин
    Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.
    Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому : “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.
    Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор – действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет : “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор – действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.
    Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:
    Пора покинуть скучный брег
    Мне неприязненной стихии
    И средь полуденных зыбей,
    Под небом Африки моей,
    Вздыхать о сумрачной России…
    Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:
    Куда, куда вы удалились,
    Весны моей златые дни?
    Что день грядущий мне готовит?
    В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.
    Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.
    Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.
    Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.
    В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.
    Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:
    Описывать мое же дело:
    Но панталоны, фрак, жилет,
    Всех эти слов на русском нет…
    Автор ведет полемику с “критиком строгим”, который “повелевает сбросить” поэтам “элегии венок убогий”.
    “Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.
    Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.
    Роман , построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

  7. 1. Роль
    лирических
    отступлений
    в романе А.С.
    Пушкина «Евгений
    Онегин».
    Специалисты
    насчитывают
    в романе Пушкина
    «Евгений Онегин»
    двадцать семь
    лирических
    отступлений
    и пятьдесят
    разнотипных
    лирических
    вставок. Некоторые
    из них занимают
    всего лишь одну
    строчку. Враги
    его, друзья его
    (это может быть,
    одно и тоже).
    Его чистили
    так и сяк. Другие
    весьма обширны,
    а если их соединить,
    то они по своему
    объему образуют
    две самостоятельные
    главы.
    «Я теперь
    пишу не роман,
    а роман в стихах
    – дьявольская
    разница» – так
    сообщал А.С.
    Пушкин о начале
    работы над
    «Евгением
    Онегиным»,
    подчеркивая
    его нетрадиционность.
    Поэтическая
    речь предполагает
    определенную
    авторскую
    свободу, именно
    поэтому в восьмой
    главе автор
    называет свой
    роман в стихах
    «свободным».
    Свобода
    пушкинского
    произведения
    – это прежде
    всего непринужденная
    беседа автора
    с читателями,
    выражение
    авторского
    «я». Такая свободная
    форма повествования
    позволила
    Пушкину воссоздать
    историческую
    картину современного
    ему общества,
    говоря словами
    В.Г. Белинского,
    написать
    «энциклопедию
    русской жизни».
    Голос автора
    звучит в многочисленных
    лирических
    отступлениях,
    которые определяют
    движение
    повествования в различных
    направлениях.
    Одной из
    важнейших тем
    авторских
    отступлений
    в «Евгении
    Онегине» является
    изображение
    природы. На
    протяжении
    всего романа
    перед читателем
    проходит и зима
    с веселыми
    играми ребятишек
    и катанием по
    «опрятней
    модного паркета»
    льду, и весна
    – «пора любви».
    Пушкин рисует
    тихое «северное»
    лето, «карикатуру
    южных зим», и
    несомненно,
    он не оставляет
    без внимания
    любимую осень.
    Пейзаж существует
    в романе наряду
    с персонажами,
    что дает возможность
    автору характеризовать
    их внутренний
    мир через отношения
    к природе.
    Подчеркивая
    духовную близость
    Татьяны с природой,
    автор высоко
    оценивает
    нравственные
    качества героини.
    Порой пейзаж
    предстает
    читателю таким,
    каким его видит
    Татьяна: «…она
    любила на балконе
    предупреждать
    зари восход»,
    «…в окно увидела
    Татьяна поутру
    побелевший
    двор».
    В «Евгении
    Онегине» есть
    и другой ряд
    авторских
    отступлений
    – экскурс в
    Русскую историю.
    Знаменитые
    строки о Москве
    и отечественной
    войне 1812 года,
    отпечаток
    которой лег
    на пушкинскую
    эпоху, расширяют
    исторические
    рамки романа.
    Нельзя не
    отметить авторские
    описания быта
    и нравов общества
    того времени.
    Читатель узнает
    о том, как воспитывалась
    и проводила
    время светская
    молодежь, перед
    ним даже открываются
    альбомы уездных
    барышень. Мнение
    автора о балах,
    моде, привлекает
    внимание остротой
    наблюдения.
    Какие блистательные
    строки посвящены
    театру. Драматурги,
    актеры … Мы
    словно сами
    попадаем в этот
    «волшебный
    край», где блистал
    Фонвизин, друг
    свободы, и
    переменчивый
    Княжнине, «видим
    летящую, как
    пух от уст Эола»,
    Истомину.
    Некоторые
    лирические
    отступления
    в романе носят
    прямо автобиографический
    характер. Это
    дает нам право
    говорить о том,
    что роман –
    история личности
    самого поэта,
    личности творческой,
    мыслящей,
    неординарной.
    Пушкин – и создатель
    романа, и его
    герой.
    «Евгений
    Онегин» писался
    Александром
    Сергеевичем
    на протяжении
    семи лет в разные
    времена, при
    разных обстоятельствах.
    В поэтических
    строках описывают
    воспоминания
    поэта о днях,
    «когда в садах
    Лицея» к нему
    стала «являться
    Муза», о вынужденном
    изгнании («придет
    ли час моей
    свободы?»).
    Заканчивает
    поэт свое творение
    печальными
    и светлыми
    словами о прожитых
    днях и ушедших
    друзьях: «Иных
    уж нет, а те далече…»
    Словно с
    близкими людьми
    делится Пушкин
    с нами, читателями,
    размышлениями
    о жизни:
    Кто жил и
    мыслил, тот не
    может
    В душе не
    презирать
    людей…
    или:
    Но грустно
    думать, что
    напрасно
    Была нам
    молодость дана…
    Поэта беспокоит
    своя поэтическая
    судьба и судьба
    своего творения:
    Быть может,
    в Лете не потонет
    Строфа, слагаемая
    мной;
    Быть
    может (лестная
    надежда!),
    Укажет будущий
    невежда
    На мой прославленный
    портрет
    И молвит:
    то-то был Поэт!
    Выразились
    в лирических
    отступлениях
    и литературные
    пристрастия
    Александра
    Сергеевича,
    его творческая
    позиция, реализованная
    в романе:
    …просто
    вам перескажу
    Преданья
    русского семейства,
    Любви пленительные
    сны
    Да нравы
    нашей стороны.
    Дружба,
    благородство,
    преданность,
    любовь качества,
    высоко ценимые
    Пушкиным. Однако
    жизнь сталкивала
    поэта не только
    с лучшими
    проявлениями
    этих нравственных
    ценностей,
    поэтому и возникли
    такие строки:
    Кого ж любить?
    Кому же верить?
    Кто
    не изменит на
    один? –
    потому горько
    читать о «друзьях»,
    от которых
    «спаси нас
    Боже».
    Герои романа
    словно «добрые
    приятели» его
    создателя: «Я
    так люблю Татьяну
    милую мою»,
    «Сноснее многих
    был Евгений»,
    «…я сердечно
    люблю героя
    моего». Автор
    не скрывает
    своей привязанности
    к героям подчеркивает
    свою разность
    с Онегиным,
    чтобы «насмешливый
    читатель» не
    упрекнул его
    в том, что «намарал»
    он свой портрет.
    Трудно согласится
    с Пушкиным. Его
    образ живет
    на страницах
    романа не только
    в его героях.
    Поэт говорит
    с нами строками
    лирических
    отступлений,
    и мы, его потомки,
    имеем уникальную
    возможность
    через века
    беседовать
    с Пушкиным.
    Александр
    Сергеевич
    вложил в роман
    свой ум, свою
    наблюдательность,
    жизненный и
    литературный
    опыт, свое знание
    людей и России.
    Он вложил в
    него свою душу.
    И в романе, может
    быть, больше,
    чем в других
    его произведениях,
    виден рост его
    души. Как сказал
    А. Блок, творения
    писателя –
    «внешние результаты
    подземного
    роста души».
    К Пушкину, к
    его роману в
    стихах «Евгений
    Онегин» это
    применено в
    самой полной
    мере.

  8. Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин “.
    Роман Евгений Онегин писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому : Я пишу теперь не роман, а роман в стихах дьявольская разница! Стихотворная форма придает Евгению Онегину черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.
    Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор – действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет : Онегин, добрый мой приятель…. Здесь и вводится автор – действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.
    Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:
    Пора покинуть скучный брег
    Мне неприязненной стихии
    И средь полуденных зыбей,
    Под небом Африки моей,
    Вздыхать о сумрачной России…
    Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова Африки моей дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:
    Куда, куда вы удалились,
    Весны моей златые дни?
    Что день грядущий мне готовит?
    В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах Лицея ему стала являться муза. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.
    Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, когда мальчишек радостный народ коньками режет лед, и вьется первый снег, мелькает, падая на брег, и северное лето, которое автор называет карикатурой южных зим, и весна пора любви, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно и в то же время прекрасно.
    Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: …она любила на балконе предупреждать зари восход или …в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор.
    Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман энциклопедией русской жизни. И это действительно так. Энциклопедия это приведенное в систему обозрение, как правило от A до Я. Таковым и является роман Евгений Онегин: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от A до Я.
    В восьмой главе автор называет свой роман свободным. Эта свобода это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского Я. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом волшебном крае, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, одной ногой касаясь пола, вдруг летит легкая, как пушинка.
    Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:
    Описывать мое же дело:
    Но панталоны, фрак, жилет,
    Всех эти слов на русском нет…
    Автор ведет полемику с критиком строгим, который повелевает сбросить поэтам элегии венок убогий.
    Евгений Онегин это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: пересмотрел все это строго…. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.
    Образ автора в романе многолик: он и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.
    Роман , построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

  9. Какова роль лирических отступлений в романе “Евгений Онегин”, можно понять по тому, как он освящает тему дружбы. Это происходит в самом конце четвертой главы.
    В ней автор с удовольствием вспоминает беззаботные пирушки среди друзей, все это совсем скоро перерастает в ироничное воспевание истинной дружбы.
    Рассуждая о дружбе между Онегиным и Ленским, Пушкин поднимает тему самолюбования и пренебрежения к окружающим. Утверждая, что эгоизм – одна из типичных черт поколения.

    Образы русской природы

    Одним из открытий поэта в этом романе стало создание реалистичных образов русской природы. Им посвящена не одна глава “Евгения Онегина”.
    Автор уделяет внимание всем временам года без исключения, сопровождает все это пейзажными зарисовками. Например, перед тем как рассказать о письме Татьяны к Онегину, Пушкин описывает ночной сад, а завершается сцена картиной сельского утра.

    Литературные вопросы

    Интересно, что в романе Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” нашлось место и для лирических отступлений, посвященных проблемам современной автору литературы и родному языку. А также теме творческого кризиса, в котором часто оказываются писатели.
    Например, в четвертой главе Пушкин открыто полемизирует с воображаемым критиком, который требует от литераторов в произведениях одической торжественности.
    Для самого Пушкина ода – пережиток прошлого. В то же время поэт критикует многих своих современников, которые переусердствовали в слезливости и подражательстве. Пушкин даже делится с читателем тем, с какими трудностями сталкивается при написании романа. Жалуется на трудности при использовании иностранных слов.
    В одной из последних глав “Евгения Онегина” Пушкин в лирическом отступлении поднимает даже патриотическую тему. Поэт признается в искренней любви к России.
    Таким образом, можно убедиться, что роль лирических отступлений в романе “Евгений Онегин” велика. По словам Белинского, в них отразилась вся душа поэта.

  10. 1. В. Г. Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин».
    2. Историзм произведения.
    3. Лирические отступления в романе.
    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «”Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Оне-гин”есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».
    Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой… Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.
    Авторские лирические отступления раскрывают перед читателем особенности и закономерности эпохи, характеризуют отношение самого Пушкина к разным явлениям общественной или частной жизни.
    В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет — огромный срок.
    Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:
    Волшебный край! там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы,
    И предприимчивый Княжнин;
    Там Озеров невольны дани
    Народных слез, рукоплесканий
    С младой Семеновой делил;
    Там наш Катенин воскресил
    Корнеля гений величавый;
    Там вывел колкий Шаховской
    Своих комедий шумный рой,
    Там и Дидро венчался славой,
    Там, там под сению кулис
    Младые дни мои неслись.
    Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:
    Москва, я думал о тебе!
    Москва… как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!
    Вот, окружен своей дубравой,
    Петровский замок. Мрачно он
    Недавнею гордится славой.
    Напрасно ждал Наполеон,
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля:
    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.
    Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:
    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины;
    У них на масленице жирной
    Водились русские блины;
    Два раза в год они говели;
    Любили круглые качели,
    Подблюдны песни, хоровод;
    В день Троицын, когда народ
    Зевая слушает молебен,
    Умильно на пучок зари
    Они роняли слезки три;
    Им квас как воздух был потребен,
    И за столом у них гостям
    Носили блюда по чинам.
    У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:
    Но всех в гостиной занимает
    Такой бессвязный, пошлый вздор;
    Все в них так бледно равнодушно;
    Они клевещут даже скучно;
    В бесплодной сухости речей,
    Расспросов, сплетен и вестей
    Не вспыхнет мысли в целы сутки,
    Хоть невзначай, хоть наобум;
    Не улыбнется томный ум,
    Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
    И даже глупости смешной
    В тебе не встретишь, свет пустой.
    О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

  11. Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В. Г. Белинский по праву назвал роман «энциклопедией русской жизни».
    В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами. И мироощущение автора отличается от мироощущения его героев.
    Поэт в романе поднимает множество проблем: положение человека в обществе, влияние исторических условий на личность, несчастная любовь, смысл жизни. Особое своеобразие роману придают лирические отступления, в которых автор выражает свое отношение к событиям и героям, а также философствует на различные темы.
    На мой взгляд, в лирических отступлениях Пушкин подчеркивает духовную близость себя и главного героя произведения: «Онегин — добрый мой приятель», «Татьяна милый идеал». Размышления автора — в первую очередь внесюжетный элемент, с помощью которого повествователь обращается к читателю со страниц книги, при этом определенные идеи высказываются непосредственно, а не от лица какого-нибудь персонажа.
    В «Евгении Онегине» насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок. Для романа, который сам автор называл «свободным», очень важна именно такая форма общения с читателем, так как создается ощущение непринужденного разговора на самые разные темы. Так, Пушкин размышляет о любимом занятии — литературе, о желании писать в прозе.
    Я считаю, лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина — человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: «Онегин» — самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”. В лирических отступлениях поэт поднимает насущные проблемы его современности, а также обращается к вечным, человеческим вопросам. Чаще всего это связано с любовью:
    Любви все возрасты покорны;
    Но юным девственным сердцам
    Ее порывы благотворны,
    Как бури внешние полям.
    В дожде страстей они свежеют,
    И обновляются, и зреют —
    И жизнь могущая дает
    И пышный цвет и сладкий плод.
    В другом отступлении Пушкин пишет о романтических литературных героях, которым автор дает свою, особую характеристику:
    Лорд Байрон прихотью удачной
    Облек в унылый романтизм
    И безнадежный эгоизм.
    Поэт обращается и к современному ему обществу, в котором много зависти, наигранности и жестокости. Нередко какая-нибудь нелепость в этом обществе может послужить причиной смерти или убийства человека:
    Враги!
    Они друг другу в тишине
    Готовят гибель хладнокровно…
    Не засмеяться ль им, пока
    Не обагрилась их рука,
    Не разойтиться ль полюбовно?..
    Но дико светская вражда
    Боится ложного стыда.
    Пушкин отказывается от традиционного вступления с обращением к музе, но есть что-то похожее на это в конце седьмой главы:
    Да, кстати, здесь о том два слова:
    Пою приятеля младого
    И множество его причуд
    Благослови мой долгий труд,
    О ты, эпическая муза!
    Язык лирических отступлений отличается живостью, простотой и выразительностью, что, на мой взгляд, создает непосредственность и дружелюбность по отношению к читателю и героям романа. Через язык повествования автор выражал свое отношение к персонажам. Так, в первой главе, знакомы читателя с Онегиным, Пушкин применил стиль светской речи с ее особенностью «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Он пользовался французскими, английскими словами, с усмешкой рассказал о воспитании Онегина, о его образовании. Характеризуя тонкую и впечатлительную натуру Ленского, автор использовал романтическую лексику: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнем душа воспламенилась в нем».
    Совершенно по-иному автор описывает свою любимую героиню Татьяну. Особая ласка и теплота звучат в его словах. Эпитет милая употребляется очень часто: «Я так люблю Татьяну», «Татьяна, милая Татьяна», «и меркнет милой Тани младость». Также, описывая ее образ, повествователь использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «прелестным пальчиком писала», «голосок звучит». Рассказывая о любви девушки, поэт украшает строки эпитетами и метафорами, подчеркивая ее душевные волнения: «пьет, обольстительный обман», «ланиты мгновенным пламенем покрыты». Таким образом, различные художественные и стилистические средства удачно использованы Пушкиным для выражения своего отношения к героям и для более точной их характеристики.
    Таким образом, можно говорить о том, что автор в романе предстает как человек образованный и мудрый. Он глубок и внимателен к проблемам современного ему общества. Его высказывания настолько ярки и выразительны, что впоследствии стали афоризмами («быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.», «любви все возрасты покорны», «как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю»). Автор часто сопереживает своим героям, и он не равнодушен к их судьбам.
    Я думаю, «Евгений Онегин» — удивительное произведение, поскольку оно не было похоже на другие ни своей формой, ни содержанием. Особенность романа в его содержательности и актуальности как для века девятнадцатого, так и для наших дней.

  12. Что мы называем лирическим отступлением? Может быть, с точки зрения развития сюжета, это вообще лишнее в произведении? Во-первых, отвлекает от главной линии. Во-вторых, — лирика, а нам события и конфликты подавай, рассказ о поступках главных героев или, на худой конец, описание природы. Но такое мнение — поверхностно. Если вдуматься, то цель любого произведения — не развитие сюжета, а реализация связанных с ним идей автора, его отклик на события исторических или современных автору взглядов на жизнь.
    Пушкин и сам шагнул на страницы романа “Евгений Онегин”, стал рядом с героями, рассказывая о личных с ними встречах и беседах. Именно со слов автора мы во многом узнаем характер Онегина, именно его воспоминания и оценки становятся для читателя приметами времени. Лирические отступления в романе — не просто милые воспоминания из жизни автора, не только вспышки его яркой личности, а правдивейшие и ярчайшие иллюстрации русской жизни первой четверти XIX столетия, написанные величайшим художником, ростки, из которых, чудно переплетаясь, складывались, вырастали картины жизни.
    Например, лирическое отступление о женских ножках — вроде шуточное, забавное, словно наброски на полях черновика, которые нечувствительно чертит рука, пока разум рождает мысль, пока складывается строка. Но его окончание о юношеской влюбленности: Я помню море перед грозою:
    Как я завидовал волнам,
    Бегущим бурною чредою
    С любовью лечь к ее ногам!
    Как я хотел тогда с волнами
    Коснуться милых ног твоих! —
    не случайная вспышка-видение юной Марии Раевской, а важная деталь повествования, потому что именно к трагической судьбе этой гордой и отважной женщины Пушкин вернется не раз. Разве не ее самоотверженность и уважение к мужу зазвучат в последнем ответе любимой героини Пушкина — Татьяны! Именно ее верность и самопожертвование, умение жить долгом перед близкими символизирует для поэта душу русской женщины. Или лирическое отступление о Москве, о наполеоновском нашествии 1812 года, пронизанное чувством гордости за то, что
    …не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    Не праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар
    Нетерпеливому герою.
    Гордость за свою столицу, за свою родину, чувство сопричастности к ее истории, ощущение себя ее неотъемлемою частицей свойственны русскому характеру пушкинского современника и единомышленника. С этого-то и выросло желание изменить государственные устои, отсюда декабристы проложили путь на Сенатскую площадь и на рудники Сибири. В лирических отступлениях мы видим сплетение личного с общественным, голоса сердца и души и призывы разума. Вот еще одно лирическое отступление — в начале VIII главы. Итог отдельного отрезка жизни и творчества, когда муза
    Воспела
    И славу нашей старины,
    И сердца трепетные сны,
    когда поэт гордо говорит:
    Старик Державин нас заметил
    И, в гроб сходя, благословил.
    Сразу вспоминаешь, что у Державина и Пушкина много общих тем в поэзии и одна из них — “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… “. Нет, не лишни лирические отступления. В гениальном романе гениального русского поэта нет ничего “лишнего”, потому что “энциклопедия русской жизни”, написанная великим поэтом и яркой личностью, сложена из событий, осмысленных его разумом, и чувств, будораживших его душу.

  13. Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.
    Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому : “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.
    Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор – действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет : “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор – действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.
    Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:
    Пора покинуть скучный брег
    Мне неприязненной стихии
    И средь полуденных зыбей,
    Под небом Африки моей,
    Вздыхать о сумрачной России…
    Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:
    Куда, куда вы удалились,
    Весны моей златые дни?
    Что день грядущий мне готовит?
    В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.
    Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.
    Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.
    Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.
    В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.
    Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:
    Описывать мое же дело:
    Но панталоны, фрак, жилет,
    Всех эти слов на русском нет…
    Автор ведет полемику с “критиком строгим”, который “повелевает сбросить” поэтам “элегии венок убогий”.
    “Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.
    Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.
    Роман , построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *