Сочинение на тему роль луки в пьесе горького на дне

12 вариантов

  1. Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.
    Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

    Образ Луки

    Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости.  С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».
    Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.
    Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

    Праповедник

    Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.
    Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.
    Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

    Отношение автора

    Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.
    Сочинения по пьесе Горького «На дне»

  2. 1. «Правда» Луки.
    2. Трактовка образа Луки.
    3. Роль Луки в жизни обитателей «дна».
    Социально-философская драма «На дне» была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве «Знание» в 1903. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни не осталось ничего светлого.
    Образ Луки по праву считается самым сложным в пьесе. Этот человек пытается утешить страдающих. Его позиция прямо противоречит фразе: «Правда — бог свободного человека». Лука не приемлет жестокой и злой «правды». Для него истиной является та «правда», в которую верит человек.
    Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни. Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью? В пьесе поставлен сложный философский вопрос, является ли сострадание Луки лучшим, чем голая «правда», обнажающая обитателям «дна» всю убогость их существования… Каждый на этот вопрос может отвечать по-разному. Но нельзя не признать, что роль Луки в жизни других персонажей пьесы велика.
    Лука не пытается кого-то в чем-то убедить: Он просто утешает тех, кто в этом нуждается. Он не навязывает свою точку зрения, и в этом проявляется его мудрость. Лука уверен: «Во что веришь, то и есть». С этим нельзя не согласиться. Субъективное восприятие человеком окружающей действительности может сильно расходиться с мнением других. Но ведь мнение окружающих совсем необязательно считать истинным. Лука помогает обездоленным обрести надежду. А ведь это очень важно для человека.
    Критики не могли придти к однозначным выводам относительно образа Луки. Некоторые считали, что Лука — это положительный герой, ведь он помогает людям найти в себе что-то хорошее. Другие считали Луку отрицательным персонажем, ведь после его ухода из ночлежки обитателям «дна» пришлось еще тяжелее, потому что они были вынуждены распрощаться с иллюзиями. Отношение самого Горького к Луке было весьма противоречивым. В 1910 году писатель говорил о герое пьесы: «Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он им и говорит разные слова — для утешения».
    Обитатели ночлежки относятся к Луке как к сказочнику. Они и не обольщаются относительно слов старика. Например, Пепел говорит: «Врешь ты хорошо… Сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…». Значит, слова Луки все-таки находят отклик в душах измученных людей.
    Анну Лука утешает разговорами о покое, который наступит после смерти. Для умирающей женщины эти слова могут значить гораздо больше, чем рассуждения «рабочего человека», ее мужа Клеща о том, что после ее смерти он сможет устроить свою жизнь. Значит, в данном случае роль Луки, безусловно, положительная. Актеру, страдающему от пьянства, Лука говорит о специальных лечебницах, где могут вылечить алкоголиков. Эта надежда могла бы придать силы. И нельзя вменять Луке в вину, что утратив надежду, Актер решает покончить жизнь самоубийством. Надежда на лучшую долю могла бы сделать человека сильнее, если бы у него изначально было хоть немного больше сил и желания вырваться из замкнутого круга.
    Ваське Пеплу Лука говорит о том, что в Сибири его жизнь сложится не так уж плохо. «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!» Пусть слова старика могут вызвать сомнение. Но с другой стороны, попытка вселить уверенность в завтрашнем дне лучше намерения втоптать человека в грязь, лишить его последней мечты.
    Далеко не случайно Лука рассказывает притчу о том, как некий человек верил в то, что где-то есть праведная земля. И когда вера была разрушена ученым, который сумел доказать, что земли этой не существует, человек повесился. Он не смог пережить крушения своих надежд. Старик уверен в том, что ложь может нести спасение, а правда, напротив, опасна и жестока.
    Образ Луки — это олицетворение гуманности и человеколюбия. Парадоксально, но он сам — такой же обитатель «дна», как и другие. Но он не утратил человеческих качеств, находит в себе доброту и сострадание для окружающих. Остальные давно уже не находят в себе хоть каплю сочувствия к тем, кто рядом. Как же удалось Луке сохранить в себе доброту? Возможно, причина этого в том, что он, в отличие от окружающих, не перестает любить и уважать людей вокруг. Даже в тех случаях, когда любить и уважать их не за что. Попытки утешить страждущих для Луки не самоценны. Он не упивается своей ролью как утешителя, он использует ложь как средство пробудить что-то человеческое в омертвевших душах обитателей «дна». И не его вина в отсутствии результата. Можно упрекнуть Луку в том, что после его ухода жизнь обитателей ночлежки стала еще более тяжелой. Им пришлось расстаться с иллюзиями, вновь они оказались лицом к лицу с реалиями жизни. Но с другой стороны, упреки в адрес старца выглядят необоснованными. Беда обитателей «дна» в том, что они бездействуют, покоряются обстоятельствам, не пытаются сделать хоть что-нибудь для изменения своей судьбы. Лука мог бы стать для Актера путеводной звездой. Но тому проще верить Сатину. Не Лука, а Сатин и Барон стали причиной самоубийства Актера. Ведь именно они убедили несчастного в том, что нет больниц для алкоголиков. С другой стороны, разве в лечебницах было дело? Разве не мог Актер поверить в свое будущее и делать попытки что-то изменить в жизни? Лука пытался повлиять на него, говорил Сатину: «А ты — почто его с толку сбиваешь?» Остальные с безразличием относятся к словам, как своим, так и чужим.
    Лука покидает ночлежку, потому что он не может изменить ход вещей. Не в его власти помочь людям покинуть «дно», стать полноправными членами общества. Лука понимает, что его помощь обездоленным не может быть чем-то материальным, ощутимым. Роль утешителя не может быть постоянной, иначе она обесценится. Попытки вселить надежду, ободрить должны напоминать вспышку света в непроглядной темноте. А потом люди уже сами станут решать, предпринимать ли им что-нибудь или нет. Пьеса не дает ответа, изменится ли жизнь хоть кого-то из обитателей дна. И, на мой взгляд, это не случайно; Горький в произведении поставил сложнейшие вопросы, ответить на которые каждый может по-своему.

  3. Ночлежка, в рассказе М.Горького – место сбора «отбросов», людей которым уже нечего терять, которые «потеряли себя».
    Один из главных действующих лиц «На дне» является Лука. Пожилой странник, появившийся из ниоткуда в ночлежке. Он такой же бедный и нищий как и все обитатели онной, но он помогает всем обитателям ночлежки морально. Анне, которая уже одной ногой в могиле он рассказывает про рай в котором нет мучений. Вору Ваське он предлагает уехать в Сибирь и начать там жизнь заново. Актеру который пьет беспросветно, он рассказывает о некой бесплатной лечебнице для алкоголиков. И обитатели ночлежки верили ему, хоть и выглядели эти рассказы неправдоподобно, но это был тот самый луч надежды, за который всеми руками хватались обитатели этого места.
    У Луки была цель вселить в человека надежду, ведь вера во что-то выше позволит человеку «открыть второе дыхание». И Лука как раз таки принес им эту веру. Многие критикуют Луку за то что он вселил в людей надежду и в момент преступления покинул ночлежку. Его обман не «поднял людей с колен», а наоборот усугубил их положение. Они перестали верить в людей.
    Нельзя винить Луку за то, что он пытался обманывать во благо. Люди которые не хотят ничего менять, но хотят жить лучше, обречены на провал, ибо как говориться: «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих».

    Видео: Роль Луки в драме М . Горького ” На дне”.

  4. Роль Луки в драме «На дне»

    М. Горький:
    Жизнь и творчество
    Ранние романтические рассказы
    Старуха Изергиль
    Пьеса «На дне»
    Особенности жанра и конфликта
    Роль Луки в драме
    Тексты:
    Старуха Изергиль

    Господа! Если к правде святой
    Мир дорогу найти не умеет, –
    Честь безумцу, который навеет
    Человечеству сон золотой!
    Беранже

    Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.
    Вопрос
    Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?
    Ответ
    «Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
    Вопрос
    Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?
    Ответ
    О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.
    У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.
    Вопрос
    Каким образом Лука действует на ночлежников?
    Ответ
    Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.
    Вопрос
    Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.
    Ответ
    Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.
    Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.
    Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.
    Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.
    Вопрос
    Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?
    Ответ
    Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»
    Вопрос
    В чем видит смысл жизни Лука?
    Ответ
    По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!
    Вопрос
    В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.
    Ответ
    Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».
    В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:
    «Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».
    Вопрос
    Как Сатин относится к работе?
    Ответ
    Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.
    Вопрос
    Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?
    Вопрос
    В чем смысл имени Лука?
    Ответ
    С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».
    Вопрос
    В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?
    Ответ
    Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.
    Позиция Сатина ближе всего к авторской, и именно в устах Сатина озвучена горьковская концепция человека. Однако анализ пьесы обнаруживает в образах Сатина и Луки гораздо больше сходства, чем могло бы показаться.
    И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).
    Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.
    Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.
    Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.
    Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.
    Итоги
    Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.
    Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
    Литература
    Текст «На дне»: http://www.веб-библиотека.рф/text/505/p.1/index.html
    Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001
    Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002
    Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005
    К содержанию

  5. Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
    Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия — только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
    Другая точка зрения — та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.
    Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
    Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков — его имя происходит от слова «лукавый». Рассмотрим его действия в пьесе.
    Его появление — завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей «роковой любви», торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.
    Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
    В такой обстоновке появляется Лука.
    Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, «ни одна блоха н плоха». Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
    Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
    Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага — он старается дать им толчок к действиям.
    Однако это мало кто ценит — все лишь обвиняют его во вранье.
    А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит — тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.
    В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
    Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать
    Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов — у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.
    (Добавьте свою оценку его)

  6. Он врал… Но это только из жалости к вам.
    М. Горький. На дне.
    Пьеса М. Горького «На дне» создавалась в 1902 году. Во многом это было переломное время для страны, в это время человеческая жизнь обесценилась. Вокруг царила бедность и бесправие. Пьеса «На дне» повествует как раз об этом.
    Все события произведения происходят в костылевской ночлежке. С самого начала пьесы мы видим ругань, пьянство, жестокость, в которой живут босяки. Перед нами предстает «бывший» Барон, с сожалением вспоминающий о своей былой значимости и богатстве; Актер, тоскующий по сцене и заливающий свою тоску вином; потомственный вор, родившийся с клеймом и идущий по проторенной воровской дорожке. Перед нами -умирающая Анна, не видевшая в жизни ни одного светлого дня. Мы знакомимся с девушкой Настей, вынужденной заниматься проституцией, но при этом мечтающей о сильной, страстной, книжной любви.
    Как ни странно, в этом подвале, похожем скорее на пещеру, происходит столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Основой этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни именно такой, какая она есть, со всей безнадежностью положения персонажей, или жизни с надеждой (пусть и иллюзорной) на улучшение своего положения.
    Этот спор начинается еще до появления на сцене странника Луки и продолжается после его ухода. Но, тем не менее, именно Луку можно назвать катализатором всех споров и конфликтов. Ведь именно с его приходом в ночлежке обостряется философская сторона споров.
    С момента написания пьесы именно образ Луки вызывал самые ожесточенные споры. Что это за человек? Добро или зло приносит он в ночлежку? Способна ли его жизненная позиция принести людям пользу?
    Лука утешает людей, пытается каждому дать надежду. Поэтому герой прибегает к спасительной лжи. Благодаря своей житейской мудрости, он удивительно точно затрагивает в душе каждого нужные струнки, говорит единственно верные слова. Никто другой не заботился о несчастной, умирающей Анне так, как Лука. Благодаря ему последние дни жизни смертельно больной женщины прошли хоть в каком-то подобие покоя. Анна ни одного дня своей жизни не была не только счастлива, а просто спокойна. И вот странник рисует ей приближающуюся смерть как «утешительницу». Он говорит, что теперь-то она отдохнет, вдохнет спокойно: «…Вот, значит, помрешь и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…». И Анне уже не так страшно умирать.
    Лука — единственный человек, который не смеется над Настей из-за ее выдумок о большой любви. Наоборот, он всячески поддерживает девушку, разговаривает с ней: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она».
    Странник один раз уберегает Ваську Пепла от убийства Коростылева. Лука понимает, что Пепел — хороший человек, он действительно любит Наташу, готов ради нее на многое. Просто этот человек запутался, ему надо помочь, поддержать его. И Лука советует ему отправиться в Сибирь, начать там честно трудиться. Возможно, странник еще и понимал, что близкое соседство с Василисой и Костылевым рано или поздно может плохо кончиться для Василия.
    Лука поддерживает и Актера. Ему жалко видеть, как этот человек губит себя. Поэтому он рассказывает ему о бесплатной клинике для алкоголиков. Лука пытается уговорить героя: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и — терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!»
    Очень важно, что Лука не просто врет героям. У него есть своя философия, он объясняет свою позицию. Это как нельзя лучше проявляется в его рассказе о двух каторжниках. В нем Лука ратует за то, что спасти человека и научить добру может не насилие, а только добро: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился».
    Нельзя сказать, на мой взгляд, что Лука негативно влияет на жизнь ночлежников. Актер перестал пить, держался какое-то время. Оказывается, силы для того, чтобы бросить пьянство, были у него. Он сорвался, когда оборвалась его вера в возможность вылечиться в клинике. Он не понял, что сам способен излечить себя. Если бы Васька Пепел вовремя ушел из ночлежки, возможно, беды бы не произошло, он остался бы на свободе.
    Даже главный оппонент Луки по пьесе, Сатин, говорит о нем: «Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету». Этот герой утверждает, что Лука врал из жалости к ночлежникам. И, действительно, мы понимаем, что на самом деле Лука не уважает человека, для него все люди достойны лишь жалости.
    Значение образа Луки для пьесы, безусловно, велико. Пожалуй, это самый неоднозначный персонаж произведения. Благодаря ему герои пьесы раскрываются во всей полноте. К тому же, с появлением странника в ночлежке спор о человеке, о правде и лжи принимает особо острое звучание.
    Пьесу Горького «На дне» можно смело назвать социально-психологическим произведением. Здесь затрагиваются важные проблемы, касающиеся социальной стороны жизни человека, а также его внутренних проблем, психологии. Развить все эти вопросы автору помогают его герои, одним из основных среди которых является странник Лука.

  7. С тех пор как во многих
    вузах отменили на вступительных экзаменах
    сочинение, учителю литературы в старших классах
    (особенно в выпускном) стало работать очень
    сложно. Школьники относятся к урокам литературы
    как к чему-то второстепенному, не заслуживающему
    внимания. Думаю, что и читают заданное если не
    единицы, то очень немногие. И дело не только в
    лени ребят. Подготовительные курсы, репетиторы,
    масса других предметов — когда же читать-то? Вот
    и получается, что работают на уроках одни и те же,
    а остальные спят с открытыми глазами или
    незаметно посматривают на часы.
    Конечно же, есть учителя, на уроки к которым
    дети идут как на праздник, учителя, наделённые
    способностью занимательно рассказывать, увлечь
    за собой, имеющие актёрские данные. Но что же
    делать, если Бог не наделил тебя такими
    талантами? Думаю, что многие преподаватели
    согласятся со мной: вести литературу в старших
    классах, особенно если это ещё и пятые-шестые
    уроки, трудно. Очень хотелось бы услышать советы
    опытных учителей, что делать в такой ситуации.
    Можно много сетовать на лень учащихся, на
    сложность программы, на сокращение часов (у нас в
    10-х и 11-х классах по три урока в неделю) — от этого
    ничего не изменится.
    Нужно делать.
    Если в силу разных причин ребята не могут
    работать дома, пусть работают на уроке. Причём
    все. Для этого можно использовать лабораторные,
    практические работы — самостоятельное чтение и
    попытку разобраться во фразе, отрывке,
    произведении.
    Может быть, вам покажется интересной
    практическая работа «Подготовка к сочинению по
    теме “Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»”. Как
    неоднократно признавались мне мои ученики,
    самостоятельная работа над сочинением — самая
    сложная работа по литературе. И часто они
    списывают не потому, что лень самому писать или
    нет времени, а потому, что боятся не справиться с
    этой работой.
    Я преподаю в основном в старших классах и, когда
    ко мне приходят новые ученики, обычно провожу
    анкетирование учащихся 10-х классов. На вопрос
    “Чем бы вы хотели заниматься на уроках
    литературы?” я постоянно получаю просьбы
    объяснить, “что нужно и что не нужно в написании
    сочинений и анализе стихотворений” (строки из
    реального ответа).
    Помочь надо. Для этого и провожу такие
    практические работы.

    Практическая работа

    1. Работа над вступлением. Чтобы не
    уклониться от темы, используем известный приём —
    “переделываем” формулировку темы в вопрос
    “Какова роль Луки в пьесе?”. Во вступлении мы
    должны обосновать, почему возможна такая
    постановка вопроса, то есть почему слова,
    действия одного персонажа важны для понимания
    смысла пьесы. (Очень важное замечание: во
    вступлении мы не должны отвечать на
    тему-“вопрос”, этому будет посвящено заключение
    — итог наших рассуждений.) Вам предложены
    материалы для вступления. Какой из них (№ 1, № 2
    или № 3) соответствуют теме? Аргументируйте.
    Выпишите заинтересовавшие вас предложения,
    словосочетания.
    № 1. “В начале 900-х годов голод совпал с
    жесточайшим промышленным кризисом. На краю
    голодной смерти оказалось около 30 млн крестьян.
    Потоки голодающих хлынули в города, они были
    встречены полицейскими кордонами. Безработных
    же из городов отправляли в деревни, обрекая их на
    верную голодную смерть. «Дно» стало реальной
    угрозой почти для половины населения России.
    Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы.
    Говорить о людях «дна» в официальной печати было
    очень трудно, о них сообщали только нелегальные
    издания“
    (1; источники цитат см. в конце статьи).
    № 2. “В начале XX века Горький, уже будучи
    европейски известным прозаиком, обратился к
    драматургии. Первым замыслом была пьеса,
    отражающая проблемы, характерные для его
    рассказов 1890-х годов, действующими лицами в
    которой стали бы «бывшие люди», обитатели трущоб
    и ночлежек. Тем не менее раньше была закончена
    драма «Мещане», а затем завершены картины «На
    дне». Обе пьесы были приняты к постановке в
    Московском Художественном театре. Постановки
    новаторской социально-философской драмы «На
    дне» состоялись и в ряде европейских театров.
    Везде им сопутствовал огромный зрительский
    интерес”.
    № 3. “Большинство критиков рассматривало
    «На дне» как пьесу статическую, как серию
    зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как
    натуралистическую пьесу, лишённую действия,
    развития драматических конфликтов. На самом деле
    в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика,
    развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы
    определяется не бытовыми или фабульными
    мотивировками, но развёртыванием
    социально-философской проблематики, движением
    тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное
    течение, которое В.Немирович-Данченко и
    К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у
    Горького в «На дне» приобретает решающее
    значение”. “Горький изображает сознание людей
    «дна». Сюжет разворачивается не столько во
    внешнем действии, сколько в диалогах героев.
    Именно разговоры ночлежников определяют
    развитие драматургического конфликта”
    (2).
    2. Лука — персонаж, чьё имя чаще всего
    встречается в пьесе. Что это имя обозначает?
    Прочитайте следующий материал, составьте
    предложение(я), включив в него словосочетания,
    которые отражают неоднозначное отношение к
    имени.
    “Лука — один из евангелистов, Горький даёт
    ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские
    ведомости», 23.12.1902: «Этот странник вошёл в подвал,
    как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное
    и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука
    происходит от слова «лукавый». Именно таким
    видят старика и современники Горького”
    (Д.Мережковский. «Религия старца лукавого есть
    религия лжи»)
    (3).
    3. Появление Луки — завязка пьесы. Как жили
    ночлежники до его прихода? Прочитайте материал,
    выпишите интересные для вас мысли.
    “Самая важная, мучительная проблема для
    обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи.
    В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у
    людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все
    ночлежники, как могут, спасаются от этой
    «правды», выдумывают себе суррогаты будущего,
    надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка
    Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня
    гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел —
    ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник
    Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула…
    Только два персонажа из обитателей «дна» лишены
    иллюзий — это Бубнов и Сатин.

    Удивительное дело: чем больше ночлежники
    хотят скрыть от самих себя реальное положение
    дел, тем с большим наслаждением начинают уличать
    других во лжи. Им доставляет особое удовольствие
    мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь
    отнять у них последнее, что у них есть, —
    иллюзию”
    (4).
    И в такой обстановке появляется Лука.
    4. Прошлое Луки. Выпишите цитаты, которые
    относятся к Луке.
    Служил я сторожем на даче… у инженера одного
    под Томском-городом.

    Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел…
    Мне кажется, что я всю жизнь только
    переодевался…

    …жена у меня с мастером связалась… и задумал
    я тут — укокошить жену…

    Мяли много, оттого и мягок…
    …убил подлеца в запальчивости раздражения.
    Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и
    польстить, и остроумно ответить.
    5. Заполните пропуски во фразе: “Лука —
    странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждого

    сообразно его тайной мечте: Анну — …, Актёра —
    …, Пепла и Наташу — …, Настю — …”
    (5).
    6. В пьесе герои много рассуждают о
    морально-нравственных ценностях. Выпишите
    высказывания, которые принадлежат Луке.
    А куда они — честь, совесть… честь-совесть
    богатым нужна.

    Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не
    плоха.

    Все люди на земле — лишние…
    …человек… всегда своей цены стоит…
    …Во что веришь, то и есть…
    По-моему, вали всю правду, какая она есть!
    Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя?
    Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому
    себя можно было уважать…

    7. А) Прочитайте следующие высказывания Луки.
    И чего тебе правда-то больно нужна… Она…
    может, обух для тебя.

    Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит…
    а человек — научит… да!

    …не всегда правдой душу вылечишь.
    Б) Перескажите в двух-трёх предложениях
    притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в
    чём её смысл.
    Пепел во втором акте спросил: “Старик! Зачем ты
    всё врёшь?” Как бы вы ответили на этот вопрос
    (исходя из его высказываний)?
    8. Итак, правда ночлежников в том, что у них
    отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую
    жизнь. Значит, он разоблачает “правду”
    ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой
    взгляд на человека можно аргументировать
    следующими высказываниями Луки?
    Коли веришь, — есть; не веришь — нет. Во что
    веришь, то и есть…

    Человек всё может… лишь бы захотел.
    Люди-то? Они — найдут! Кто ищет — найдёт. Кто
    крепко хочет — найдёт!

    …для лучшего люди живут…/p>
    9. В пьесе разные люди по-разному называют
    Луку.
    Горький в списке действующих лиц называет
    Луку странником.

    Лука: Все мы на земле странники… Говорят, —
    слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

    Василиса: Ты кто такой?
    Лука: Проходящий… странствующий…
    Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше —
    проходимец… всё ближе к правде-то…

    Прочитайте высказывания о Луке.
    “Светлый момент примирения вносит Лука в
    жизнь, которую он проходит со страннической
    котомкой на плечах… Фактически судьба
    обитателей ночлежки от пребывания Луки не
    улучшилась… но все эти люди от слов старика
    лишний раз почувствовали себя людьми, и свет
    засиял в их униженных душах”
    («Русская мысль»,
    1903).
    “Старик у вас — несимпатичный, в доброту его
    не веришь”
    (Л.Толстой).
    “Горький читал пьесу великолепно, особенно
    хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны,
    он не выдержал, расплакался. Оторвался от
    рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и
    говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал…
    Правда, хорошо!”
    (Из воспоминаний
    М.Ф. Андреевой).
    “Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не
    верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди.
    Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные
    слова для утешения!”
    (М.Горький, 1910).
    “Утешители этого ряда — самые умные, знающие
    и красноречивые. Они же потому самые вредоносные.
    Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе
    «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким.
    «На дне» — пьеса устаревшая и, возможно, даже
    вредная в наши дни”
    (Горький, 30-е годы).
    “Вся деятельность Луки состоит в том, что он,
    как медиум, улавливает сигналы индивидуальной
    мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт
    этой мечте оформиться в целое”
    (современный
    исследователь) (6).
    Сделайте вывод, как оценивался Лука героями
    пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы
    оценили его? Свой ответ аргументируйте.
    10. Выпишите характеристики Луки, данные ему
    Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог
    Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям
    нужны слова утешения Луки?
    11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее
    интересные для вас мысли.
    “Что же мы видим? Оказывается, нет одной
    правды. А есть по крайней мере две правды —
    правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая
    правда побеждает в пьесе Горького? На первый
    взгляд — правда «дна». Никому из ночлежников нет
    выхода из этого «тупика бытия». Никому из
    персонажей пьесы не становится лучше — только
    хуже. Анна умирает, Клещ окончательно
    «опускается» и оставляет надежду вырваться из
    ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже
    становится безработным, Наташа погибает
    морально, а может быть, и физически, Васька Пепел
    попадает в тюрьму, даже пристав Медведев
    становится одним из ночлежников. Ночлежка
    принимает всех и не выпускает никого, кроме
    одного человека — странника Луки, который
    натешил несчастных сказками да и исчез.
    Кульминация всеобщего разочарования — это
    смерть Актёра, которому именно Лука внушил
    тщетную надежду на выздоровление и нормальную
    жизнь”
    (7). Казалось бы, полная
    несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять
    слова Сатина: “Он подействовал на меня, как
    кислота на старую и
    грязную монету”?
    Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте
    вывод: какой взгляд на человека провозглашает
    этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин
    произносит именно после общения с Лукой. Какое же
    влияние оказал Лука на Сатина?
    12. Заключение. Подведём итог нашим
    размышлениям о Луке — это и будет ответом на
    вопрос “Какова роль Луки в пьесе?”. Дайте
    краткие ответы.
    Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для
    Насти и т.д.?
    Каковы взгляды у Луки на человека вообще?
    Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя
    и понимал, что тот лжёт?

    Литература

    Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима
    Горького «На дне». Литература. 2005. № 23 (цитаты № 4,
    5, 7).
    Русская литература XX века. 11-й кл.: Практикум для
    общеобразовательных учреждений / Под ред.
    Ю.И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2003 (цитаты № 1, 2, 3, 6).

  8. Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
    Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
    Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.
    Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
    Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.
    Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.
    Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
    В такой обстоновке появляется Лука.
    Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
    Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
    Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
    Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.
    А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.
    В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
    Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать
    Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.
    (Добавьте свою оценку его)
    Добавил: blond137

  9. Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».
    Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?
    На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.
    Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?
    Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.
    Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.
    Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».
    Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.
    Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.
    Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.
    Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

  10. Он врал. . . Но это только из жалости к вам.
    М. Горький. На дне.
    Пьеса М. Горького «На дне» создавалась в 1902 году. Во многом это было переломное время для страны, в это время человеческая жизнь обесценилась. Вокруг царила бедность и бесправие. Пьеса «На дне» повествует как раз об этом.
    Все события произведения происходят в костылевской ночлежке. С самого начала пьесы мы видим ругань, пьянство, жестокость, в которой живут босяки. Перед нами предстает «бывший» Барон, с сожалением вспоминающий о своей былой значимости и богатстве; Актер, тоскующий по сцене и заливающий свою тоску вином; потомственный вор, родившийся с клеймом и идущий по проторенной воровской дорожке. Перед нами -умирающая Анна, не видевшая в жизни ни одного светлого дня. Мы знакомимся с девушкой Настей, вынужденной заниматься проституцией, но при этом мечтающей о сильной, страстной, книжной любви.
    Как ни странно, в этом подвале, похожем скорее на пещеру, происходит столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Основой этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни именно такой, какая она есть, со всей безнадежностью положения персонажей, или жизни с надеждой (пусть и иллюзорной) на улучшение своего положения.
    Этот спор начинается еще до появления на сцене странника Луки и продолжается после его ухода. Но, тем не менее, именно Луку можно назвать катализатором всех споров и конфликтов. Ведь именно с его приходом в ночлежке обостряется философская сторона споров.
    С момента написания пьесы именно образ Луки вызывал самые ожесточенные споры. Что это за человек? Добро или зло приносит он в ночлежку? Способна ли его жизненная позиция принести людям пользу?
    Лука утешает людей, пытается каждому дать надежду. Поэтому герой прибегает к спасительной лжи. Благодаря своей житейской мудрости, он удивительно точно затрагивает в душе каждого нужные струнки, говорит единственно верные слова. Никто другой не заботился о несчастной, умирающей Анне так, как Лука. Благодаря ему последние дни жизни смертельно больной женщины прошли хоть в каком-то подобие покоя. Анна ни одного дня своей жизни не была не только счастлива, а просто спокойна. И вот странник рисует ей приближающуюся смерть как «утешительницу». Он говорит, что теперь-то она отдохнет, вдохнет спокойно: «… Вот, значит, помрешь и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!. . Смерть – она все успокаивает… Помрешь – отдохнешь…». И Анне уже не так страшно умирать.
    Лука – единственный человек, который не смеется над Настей из-за ее выдумок о большой любви. Наоборот, он всячески поддерживает девушку, разговаривает с ней: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она».
    Странник один раз уберегает Ваську Пепла от убийства Коростылева. Лука понимает, что Пепел – хороший человек, он действительно любит Наташу, готов ради нее на многое. Просто этот человек запутался, ему надо помочь, поддержать его. И Лука советует ему отправиться в Сибирь, начать там честно трудиться. Возможно, странник еще и понимал, что близкое соседство с Василисой и Костылевым рано или поздно может плохо кончиться для Василия.
    Лука поддерживает и Актера. Ему жалко видеть, как этот человек губит себя. Поэтому он рассказывает ему о бесплатной клинике для алкоголиков. Лука пытается уговорить героя: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!. . возьми себя в руки и – терпи. . . А потом – вылечишься.
    «
    1
    2
    »

  11. Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
    Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
    Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.
    Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
    Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.
    Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.
    Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
    В такой обстоновке появляется Лука.
    Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
    Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
    Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
    Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.
    А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.
    В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
    Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать
    Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.
    (Добавьте свою оценку его)

  12. Во все времена, исследуя грани души человеческой, люди приходят к выводу, что поверхностное ее изучение ничтожно, бессмысленно по сравнению с тем, что сокрыто глубже. Эта “глубина” и задаёт то самое подводное течение, по которому бессмысленно протекают рутинные дни героев пьесы “На дне” Максима Горького. Говоря о названии, можно ли утверждать, что оно выстроено, непостредственно касаясь лишь социального статуса персонажей. А быть может Горький под этим “дном” подразумевал как раз эту самую душевную глубину, которая робко таится в душе каждого обитателя?
    Если всё настолько тайно, ужель доверил бы нам писатель раскрытие этой истории, понадеялся бы на людей, в чьем существовании даже не был уверен? Думаю, нет. Вероятно по этой причине, вводит он в пьесу “разоблачителя” – Луку, давая герою имя, которое дорого ему, которое его оправдывает.
    Если вспоминать о трагичной судьбе каждого обитателя дна, невольно задумаешься над смыслом своей жизни. Каждый из героев говорит о себе самом в прошедшем времени. Все они чувствуют себя “бывшими” людьми, но при этом не теряют надежду на светлое будущее. Надежда умирает последней. А первой умрет Анна, кажется самая невинная, самая здравомыслящая, искренне напуганная гнетом наступающей на пятки смерти. Следом за ней, я думаю, пойдет и Настя, грезящая о бесконечной, сказачной любви, но при этом беспредельно грязная. Актер, который помимо пьянок совершает преступление против Бога – разрушает свою семью, представляя жену в роли балласта. Клещ, Василиса, Наташа, Пепел и многие другие – потерянные и опустошенные.
    Луку охарактеризовывают как утешителя, спасителя. Не спорю: много он на свете видывал, многим помог. Служил сторожем на даче, да двух мужиков от верной гибели спас, странствовал по свету, да успокаивал. Он и жуликов уважает, ни одна блоха – не плоха, говорит. ” А всё – люди! Как ни притворяйся, а человеком родился, человеком и помрешь…”. Мораль его построена не на лжи, а на искаженной правде, которой он обезоруживает обитателей дна, неосознанно подчиняя и заставляя верить ему. Даже сам Горький не знает каков Лука на самом деле. Человек, повидавший всё, но никому не позволяющий увидеть себя.
    Странник хорошо знает людей и к каждому может найти подход. Своей наглядной простотой и добротой он притягивает к себе всех и каждого. Я не знаю какие мотивы он приследует, но и в его подходе есть черты эгоизма : свою правду веры и сострадания он ставит прежде всего, не давая шанса другим правдам. Старец не задумывается о том, что жалеть – не всегда хорошо, что иногда сочувствие губительно, а сладкая ложь может ещё больше запутать и сбить с истинного пути. Горький дал герою самое подходящей имя – странник лукавит. Здесь и проявляется эфимизм – двойственное имя: свет и обман.
    Хотя не утаю, ложь хороша для тех, кто слаб для правды. Скорее всего поэтому большинство жителей дна тянутся к Луке, а не прямолинейному Бубнову или образованному Сатину. Старик находит слова утешения для каждого: Актеру он рассказывает о прекрасной бесплатной лечебнице для алкоголиков, Пеплу предлагает поехать в Сибирь, Настю просто выслушивает, тем самым давая ей возможность высказаться и быть услышанной. Для бедной Анны, которую люблю я больше всех, Лука играет самую важную роль – он ее спутник и наставитель, помогающий бедной женщине преодолеть страх смерти и поверить в другую, счастливую жизнь.
    “Старик, зачем ты всё врешь?” – однажды спрашивает у героя Пепел. И тогда, обманутый своими ожиданиями, или же просто преследующий другие цели, Лука исчезает так же внезапно, как и появляется, спасая чью–то жизнь или, напротив, разрушая ее окончательно.
    А теперь уместно узнать кто этот герой : злодей или добродеятель? Решать каждому. Единственное, что могу сказать, что своим видением этого мира он вносит свою лепту в концепцию трех правд, расширяя возможность выбора, и, открывая обитателям дна ещё несколько неизведанных прежде дорог.
    Добавил: viksonfor

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *