Сочинение на тему роль морфем в русском языке

7 вариантов

  1. Начнем с того, что в своей речи мы пользуемся словами. Каждое слово звучит. Значит, оно состоит из звуков, который каждый в отдельности не имеет лексического значения. Слово можно также разделить на минимальные значимые части, которые называются греческим термином “морфема”.
    Каждое изменяемое слово состоит из основы и окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании или предложении. Как словоизменительная морфема, оно выражает различные грамматические значения, например, у существительных – падеж и число, а у числительных – падеж:
    сосна – сосн-е, сосн-ой, сосн-ы;
    тр-и, тр-ёх, тр-емя.
    У глаголов в форме настоящего времени окончание выражает грамматическую категорию лица и числа, например:
    я бег-у, ты беж-ишь, они бег-ут.
    В основе слова выделим минимальные значимые части: приставку, корень, суффикс, постфикс.
    Корень – это главная морфема слова, в которой заключается общее лексическое значение родственных слов. Например, со словом “вода” связаны общим корнем прилагательные “водный”, “водянистый”, “подводный”, существительные “водичка”, “водица”, “подводник”.
    Суффикс служит для образования новых слов, например, суффиксы -чик и -щик образуют слова, обозначающие специальность, занятие человека: летчик, водопроводчик, банщик, сварщик, бетонщик.
    Приставка приютилась в начале слова и образует новые слова:
    автор – со-автор;
    бежать – при-бежать;
    когда – не-когда.
    С помощью приставок возникают слова с новым значением, сравним: при-ползти и вы-ползти; писать и пере-писать.
    В конце слова после окончания в глаголах может быть постфикс -ся, который указывает на возвратность действия:
    вернуть – вернуть-ся;
    собрать – собрать-ся.
    Вот так вкратце. Не знаю, для какого класса нужен сей опус. Может, сложновато написала и не все, конечно, например, о формообразующих суффиксах, об соединительных гласных не упомянула.

  2. Морфема — минимальная значимая часть слова, которая имеет какое-либо значение. Например, в слове псковичка четыре части-мор-фемы:псков-, -ич-,«т, -а. Морфема исков- (корень) содержит как бы ука-зание на местность, морфема -ич- (суффикс) имеет значение лица мужского пола- жителя этой местности, морфема *- (суффикс) означает лицо женского пола — жительницы этой местности, наконец морфема -а (окончание) — указывает, что данное слово является существительным ж.р. в форме ед.ч.
    Прочитайте определение понятия «норма», данное С. Ожеговым, в наиболее популярном до последнего времени «Словаре русского языка». Какие особенности нормы, указанные автором словаря, по вашему мне нию, являются главными?
    Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств я з ы к а , складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.
    Какие вы можете добавить еще два существенных признака н о р м ы , о к о т о р ы х упоминается в главе X учебника?
    На основе сходства произношения каких слов основан любопытный каламбур в книге «Избранное» В. Нарбиковой?
    Но ведь бывает и «-щастье», которое бывает только в нашем времени — «щас», в разговорной речи, когда совпадает транскрипции щастья — щас, и это счастье — счас останавливается прямо перед тобой, когда ты кнему не готовишься, за твоей спиной, чтобы не спугнуть своей воплощенностыо, подставляя зрению и слуху свое «щас».
    Почему в рекламе импортной продукции русские фамилии на-ов пишутся через -офф: «Смирнофф», «Синебрюхофф»?
    Назовите устаревающие (или устаревшие) и новые нормы произношения гласных, согласных и их сочетаний:
    А. [а] после твердых шипящих в словах жара, жаркое, шагать, шаги, шалить, шары, шаровары, шататъ(ся).
    Б. [г] в словах благо, бога, богатый.
    В. Долгого [ж] на месте орфографических зж, жж в словарях визжать, езжу, вожжи, жужжать.
    Г. [ч] в словах будничный, войлочный,десятикопеечный.
    О 28.5. Укажите старые и новые нормы произношения:
    А. Суффикса -ся (-«,) в возвратных глаголах умывался, сдаваясь, старается;
    Б. Окончания -ммпосле г, к, х у прилагательных мужского рода единственного
    числа именного падежа: тонкий, строгий, тихий.
    Как, по-вашему, следует произносить окончание в выделенных прилагательных: [ий] или [ъй]?
    А. Плески, крики
    Его приветствуют. Она
    певцу присесть принуждена;
    Поэт же скромный, хоть великий
    Ее здоровье первый пьет
    И ей куплет передает. Б. По имени Владимир Ленский
    С душою прямо геттингенской,
    Красавец, в полном цвете лет.
    Поклонник Канта и поэт. В. Он слушал Ленского с улыбкой.
    Поэта пылкий разговор,
    И ум еще в сужденьях зыбкий,
    и вечно вдохновенный взор…
    Прочитайте вслух слова, основа которых оканчивается на губной звук. Какой это звук — твердый или мягкий? Голубь, сыпь, ставь, обувь, церковь, восемь, кровь, семь, вкривь, выправь.
    Выпишите слова, в которых чн надо произносить, как [шн]. Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, взяточник, конечно, конечный, копеечный, молочный, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница.
    Укажите непроизносимые согласные в приведенных ниже словах. Безвозмездный, грустный, завистливый, квартирантка, костлявый, крепостной, поздний, праздник, совестно, счастливый, студентка, хлесткий.

  3. Начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема – вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин “морфема” ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма».Что такое морфема? Морфема – это мельчайшая несамостоятельная единица языка. Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ)Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы).Корень – это значимая часть слова. Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.Аффикс – это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК – суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш.Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова. Например, они могут располагаться перед корнем – префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т.д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т.д.Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами. Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т.д. Флексии меняются  в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ.Итак, как мы видим, морфема – это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема!

  4. Сочинение на лингвистическую тему : «Морфема – значимая часть слова»
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
    Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
    (По М. В. Панову)
    Как вы поняли смысл текста?
    Схема сочинения-рассуждения
    1.Тезис (это мысль, которую нужно доказать): я согласен с…; я поддерживаю мнение, что…
    2. Доказательства (аргументы): не менее двух
    3. Вывод ( Итак, таким образом, следовательно, на мой взгляд…)
    – Давайте обратимся к тексту М. В. Панова и найдем все структурные элементы текста-рассуждения.
    – Найдите тезис в тексте
    – Найдите первое и второе доказательство
    – Найдите вывод
    – Обратимся к теме нашего сочинения: «Морфема – значимая часть слова» и продумаем все элементы сочинения-рассуждения.
    – Запишите план сочинения с основными критериями в тетрадь

  5. Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
    Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.
    Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
    Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
    Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.
    Что такое суффикс?
    Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1
    В грамматике суффикс – это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2
    Суффикс – (лат. suffixus – прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке “дом-ик”) или основой (в русском языке “широт-н-ый”) и предшествующая окончанию.
    Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:
    тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, -н- и др.(совест-лив-ый,длин-н-ый); наречий –о-, -а-.
    Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения ( -и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.
    В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- (упоит-ельн-ый), -овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).
    Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)
    Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер )
    Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.
    1Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378
    2 Ожегов С. И. Толковый словарь
    3 Большой Энциклопедический Словарь
    Формообразующие суффиксы
    Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.
    К формообразующим суффиксам относятся:
    – суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е : -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о – глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.
    – суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс : дела-л – дела-л бы.
    – суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала — лежать; пас-л-а — пасти.( )
    – суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;
    – суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;
    – суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.
    С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.
    Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.
    Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.
    Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.
    Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.
    Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии : -арь, -тель , -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
    Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер ).
    Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» – «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.
    Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба – учебник )
    Уменьшительные суффиксы
    Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.
    Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.
    Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:
    -к-: гора — горка, рука — ручка, голова — головка;
    -ик-: стол — столик, дом — домик;
    -чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
    Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны
    -ишк- : город — городишко, платье — платьишко, хвастун — хвастунишка;
    -онк-/-ёнк-: лошадь — лошадёнка, корова — коровёнка, кляча — клячонка.
    Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» – то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.
    В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:
    « Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»
    В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»
    Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
    Пишет:
    Деточка,
    Все мы немножко лошади,
    Каждый из нас по-своему лошадь.

    Хвостом помахивала,
    Рыжий ребенок.
    Пришла веселая,
    Стала в стойло.
    И все ей казалось-
    она жеребенок,
    И стоило жить,
    и работать стоило
    В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.
    В произведение «Неизвестный цветок» пишет:
    «Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной, тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие».
    Автор использует однокоренные слова маленький и помаленьку, для того чтобы выразить свое отношение к этому хрупкому цветку. Автор несколько раз использует слово «пылинки», которое образовано с помощью уменьшительного суффикса –инк-, пылинки, хоть они и маленькие, но играют большую роль в жизни цветка.
    И в загадках тоже используются уменьшительно – ласкательные суффиксы.
    Мохнатенька,
    Усатенька,
    Лапки мягоньки,
    А коготки востры.
    В этой загадке говорится о кошке, потому что, читая представляешь себе это животное. Очень ласково говорится о ней, ведь используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые подразумевают под собой что-то хорошее и положительное, доброе, ласковое.
    Увеличительные суффиксы
    Увеличительность связана прежде всего с указанием на увеличение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный увеличительный суффикс .
    Увеличительные слова — так называются некоторые имена существительные, образованные при помощи известных суффиксов, выражающих побочное понятие особой величины, размеров, выходящих из ряду вон. Такими суффиксами являются -ищ- (с увеличительным значением):дом — домище, волк — волчище, лапа — лапища;
    В.В. Маяковский в стихотворении «хорошее отношение к лошадям» пишет:
    Подошел и вижу –
    За каплищей каплища
    По морде катится,
    Прячется в шерсти…
    Маяковский использует слово «каплища», не только выражая свое отношение, но и подчеркивая то, что это были не просто слезы, это были большие капли слез лошади, над которой «смеялся весь Кузнецкий». И не одна живая душа «Кузнецкого», кроме автора не пожалела бедную лошадь. Которая больше всего нуждалась
    Корней Иванович Чуковский в своей сказке «Тараканище» пишет:
    Вдруг из подворотне
    Страшный великан,
    Рыжий и усатый
    Та-ра-кан!
    Таракан, Таракан, Тараканище!
    Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И , по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».
    Приставка или префикс.
    Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т.е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т.д.
    В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи, что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить , ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.
    Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.
    Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.
    В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти ( Анти-мир, анти-герой ), де- ( де-милитаризация, де-тронизация ) и т. п. в прилагательных : анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.
    Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не- . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не- пишется слитно как часть производного слова : не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.
    Основные особенности приставки заключаются в следующем:
    приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).
    Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.
    Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.
    Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.
    По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова ( прежде всего предлоги и частицы ), ставшие морфемами.
    Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. ( Например, Из-, В-)
    С помощью приставок образуются Антонимы.
    Антонимы (греч. ????- «против» + ????? «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать, налить – вылить.
    С помощью приставок образуются антонимы. Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить – уходить).
    На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова
    Страницы: 1 2

  6. По своей роли в слове морфемы подразделяются на корни и аф­фиксы. В корне заключается основное лексическое значение слова, в аффиксах же — дополнительные значения, как лексические, так и грамматические. Значения аффиксов, как правило, более абстрак­тны, чем значения корневых морфем. Корень, в отличие от аффикса, является обязательной частью слова.
    2. Морфема и слово — основные единицы морфологии (морфема — минимальная, а слово — максимальная единица). При таком широком понимании морфологии в её состав могут включаться также морфеми­ка и словообразование. Однако ядром морфологии традиционно счи­тается описание грамматических (морфологических) характеристик слов и морфем.
    Морфология представляет классификацию слов с точки зрения их грамматических признаков, то есть на основе одинакового набора грам­матических категорий. Например, имя существительное как часть речи имеет общий набор таких грамматических категорий; род, число, падеж, одушевленность — неодушевленность. Глагол как часть речи имеет свой набор грамматических категорий: вид, время, наклонение, лицо, залог и т.д. Таким образом, части речи — это классы слов, имеющих сходные грамматические (морфологические) характеристики (см. Части речи).
    Внутри каждой части речи имеются грамматические основания для частных классификаций. Имена и глаголы распределяются по ти­пам склонения и спряжения, то есть устанавливаются разряды слов в зависимости от изменения формы слова при выражении различных грамматических значений. Материал с сайта //iEssay.ru

  7. Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы* слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются.
    Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух в слове петух (‘тот, кто поёт’, сравните: петь), -знь в слове жизнь (сравните: жить), -р в словах пир (сравните.-пить), дар- (сравните: дать).
    Мёртвые суффиксы и приставки сохраняются обычно всего только в нескольких словах. Приставка па- встречается в словах пасынок и падчерица. Если у первого слова связь со словом сын в какой-то степени ещё осознаётся, то у второго слова связь со словом дочь ослаблена в результате звуковых изменений, происшедших в этом слове.
    Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано. Так, когда произносят слово петух, никто не думает о пении, не связывает название этой птицы с глаголом петь. Петух просто домашняя птица определённой породы, а не певчая птица, которая поёт. Ведь соловей или жаворонок поют гораздо лучше. В подобных словах сглаживаются, зарастают швы между морфемами. Утратив составное, мотивированное значение, слово утрачивает и составное строение и из производного делается простым. Этот процесс называется о пр ощени ем слова. Состав простых слов постоянно пополняется за счёт производных, утративших смысловую связь с простыми, от которых они были когда-то образованы. Вряд ли кто-нибудь из наших современников непосредственно, без специального анализа, осознаёт связь между словами стрелять и стрела. В XX в стреляют не стрелами, а из пушек, винтовок и другого сложного оружия. Глагол стрелять перестал осознаваться как слово, производное от существительного стрела.
    Но не все суффиксы и приставки в опрощенных словах мертвы. Мёртвыми называются только те из них, которые нельзя выделить из состава ни одного слова и значение которых в языке неясно. Приставки на-, за- перестали осознаваться в глаголах находить, забыть, но живы в сотнях других глаголов (налететь, набежать, натолкнуть; запеть, закричать, зашуметь).
    Как проверить, является ли какое-либо слово производным? Замечательный лингвист Григорий Осипович Винокур (1896—1947) установил, что слово является производным, если его значение может быть истолковано через значение однокоренного базового слова: писательница — ‘женщина-писатель’, баранина — ‘мясо барана’, сахарница — ‘вместилище для сахара’. Если слово нельзя объяснить через значение более простого по составу однокоренного слова, значит, оно утратило свою про-изводность. Так порвалась связь между словами кружево и кружить, голубь и голубой, ходить и находить, быть и забыть, красивый, красота и красный (первоначальное значение слова красный ‘хороший, красивый’ сохранилось в выражениях красное солнышко, красная девица). Слова кружево, голубь, находить, забыть, красный утратили производность. Их
    значение не мотивировано значением простых слов, не складывается из суммы значений составляющих их частей.
    Слова дар, пир так же не воспринимаются теперь как отглагольные существительные, не связываются с глаголами дать, пить. В современном языке это простые слова, от которых образованы производные глаголы пировать, дарить.
    Этот способ отличать производные с точки зрения современного языка слова от непроизводных так и назвали — критерий Винокура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *