Сочинение на тему роль политики в жизни общества

6 вариантов

  1. Политика как сфера деятельности включает в себя отношения, возникающие между отдельными государствами, классами, другими социальными группами, нациями и народностями. В центре политики находятся вопросы, которые непосредственно связаны с завоеванием, использованием и удержанием власти в государстве. Острота политической борьбы на современном этапе развития общества такова, что ставит политику в первый ряд наиболее насущных проблем, решаемых цивилизацией.
    Политические деятели и те общественные силы, которые за ними стоят, активно участвуют во всех происходящих в социуме процессах, включая экономику и культуру. Органы государственного управления, осуществляя политическую программу правящих кругов, принимают и реализуют решения, имеющие значение для внутренней жизни государства и для налаживания взаимоотношений между странами в рамках мирового сообщества.
    Основные механизмы политического влияния – это контроль над всеми сферами деятельности общества, а также меры убеждения и принуждения. Важную роль в выполнении политических функций государства играют законодательные органы и структуры, ведающие исполнением законов. Обществу, стремящемуся сохранить свою демократическую природу, приходится искать компромисс между подчинением граждан требованиям государства и свободным изъявлением своей воли оппозиционными группами населения.

    Роль политики в жизни общества

    Будучи общественным явлением, политика призвана выполнять ряд социальных функций. Через нее общественные группы выражают и осуществляют свои коренные интересы. Участвуя в политических событиях, общественные движения, партии и другие организации сплачиваются для достижения своих целей, главной из которых является борьба за власть.
    Через политику общество достигает интеграции. Принимая участие в политических акциях, граждане получают возможность приобщиться к разрешению социальных конфликтов. Без политической активности масс любое государство может превратиться в закостенелый организм, не способный к изменениям. Участие в политике для граждан и социальных групп – школа социализации и способ проявить свою гражданскую позицию.
    Фундаментальной основой политики считается потребность общества в самоорганизации и регуляции своей деятельности. Общество, будучи неоднородным по своему составу, делится на множество групп, интересы и мотивы действий которых чаще всего не совпадают. Задача политиков и общественных деятелей как раз и заключается в том, чтобы увязать взаимоисключающие тенденции и найти разумные решения, позволяющие учесть насущные потребности всех слоев общества.

  2. Учреждение образования
    _______________________________________
    Факультет физического воспитания
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по курсу «Политология»
    тема:
    Политика и её роль в развитии общества
    2010
    План работы

    Политика, её сущность и функции

    Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни

    Роль политики в функционировании и развитии общества

    Список использованной литературы

    Политика, её сущность и функции.

    политика политология наука общество
    Современное понимание политики складывается в результате развития, существования и столкновения нескольких позиций или подходов. Суть первого подхода сводится к идентификации политики с феноменом власти. Чаще всего политику определяют как отношения по поводу государственной власти, её организации, направлений деятельности. М.Вебер определял политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение её между группами внутри государства.
    В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность. В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанциального и системного.
    Группа социологических определений политики (или социологический подход) основана на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Среди социологических определений можно выделить несколько вариантов:
    а) экономические определения политики наиболее ярко представлены в марксизме: политика есть концентрированное выражение экономики;
    б) правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Пример правового определения политики – теория общественного договора, которая трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека (Б.Спиноза, Дж.Локк);
    в) нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства – справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла ещё в древности (Платон и Аристотель);
    г) культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей.
    Группа субстанциальных (сущностных) определений ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики:
    а) силовые или директивные (властные) определения. В них политика – это действия, направленные на власть, её обретение, распределение, удержание и использование (Н.Макиавелли, М.Вебер, К.Маркс);
    б) институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства;
    в) конфликтно-консенсусные определения показывают то, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей.
    Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р.Дарендорф): политика – это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. «Политика – это борьба за власть; это навязывание воли господствующего класса».
    Консенсусное направление получило толчок в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии ( А.Бентли, Р.Даль). Политика – это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;
    г) антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика – это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К.Шмидт рассматривал политику как отношения « друзей – врагов».
    Третья группа включает системные определения политики. С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политика – это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс.
    Подводя итоги, приходим к заключению, что политика – это:
    · управление делами государства, определение форм и задач его деятельности; это наука и искусство.
    · регулирование отношений между различными социальными группами, которые возникают на основе различия интересов.
    · деятельность больших масс людей по поводу борьбы за власть, её завоевание и использование.
    Таким образом, политика – это деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.
    Если говорить в общем виде, политика выполняет две основные функции:
    · познавательную, служащую решению задач исследования политической действительности; результатом выполнения политологией данной функции выступают постоянно пополняемые знания о политической действительности, выраженные в различных формах – от простого описания политических явлений до их логического объяснения и теоретического истолкования;
    · прикладную, которая находит своё выражение в практическом применении политологического знания, в поиске ответов на возникающие в реальной политической жизни проблемы и в использовании результатов научного познания явлений политической действительности для решения конкретных политических задач.
    В рамках данных функций политология решает и более узкие задачи.
    Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов.
    Теоретическая функция – это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки.
    Описательная функция – накопление, описание, систематизация фактов, явлений, событий политической жизни. Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.
    Объяснительная функция – это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни, в частности: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особенности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неизвестных, гипотетических причин к уже известным следствиям. Объяснительная функция делает возможным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам.
    Прогностическая функция – научное предсказание будущего развития определенных политических явлений, событий, процессов. Предположения опираются на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного развития.
    Инструментальная функция – нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, чтобы достигнуть желаемого политического результата?
    Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах.
    Идеологическая функция – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости социальных отношений.
    Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни
    Политология как наука имеет свой специфический предмет исследования, который не может быть исчерпан другими общественными науками. Благодаря этому обстоятельству она выделилась в самостоятельную дисциплину. Однако политология продолжает развиваться в тесной взаимосвязи с рядом других общественных наук, в объект которых также входит политическая сфера общественной жизни. К их числу, прежде всего, относятся философия, политическая экономия, правоведение, история, социология, социальная психология, география.
    Философия рассматривает наиболее общие свойства феномена политики. В рамках социальной философии издавна развивается особое направление – философия политики, которая занимается мировоззренческим осмысливанием политики как социального явления. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.
    Экономическая наука, объектом которой является сфера производства, обмена и распределения материальных благ, стремится истолковывать политические процессы как проявление борьбы людей за реализацию своих экономических интересов. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Результатом исследования проблем в области пересечения предмета экономической науки и политологии стало формирование особой научной дисциплины – политической экономии, которая в настоящее время является одним из главных направлений американской политической науки.
    Правоведение, или юридическая наука, есть область познания, предметом которой является право и правоприменительная деятельность как особая система регулирования отношений и поведения людей в процессе общественной жизни, в том числе в сфере политики. Правоведение основывается на положениях и выводах политологической науки. В то же время юридическая наука изучает правовые аспекты взаимодействия участников политики, механизмы разработки, принятия и реализации политических решений, без чего не может нормально осуществляться политическая жизнь общества.
    История изучает прошлое отдельных стран и народов, а также человечества в целом во всей его конкретности и многообразии. Политическая наука помогает создавать теоретическую базу анализа реальной эволюции политических процессов. На стыке истории и политологии развивается такая относительно самостоятельная научная дисциплина, как политическая история, которая исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений.
    Социология и политология наиболее тесно связаны друг с другом. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология малоразличимы. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Социология политики этот процесс изучает не сам по себе, а его «человеческое измерение».
    Психология, социальная психология в частности, изучает закономерности и механизмы формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются классы, исторические общности, социальные группы, личности. Знание политических закономерностей позволяет вскрыть сущность психологических явлений в сфере политики. И наоборот, знание психологических закономерностей позволяет постигнуть глубинную суть политических процессов.
    На стыке политологии и социальной психологии сложилась и развивается относительно самостоятельная научная дисциплина – политическая психология, предметом которой являются психологические факторы политического поведения людей. Различают также и такое направление исследований, как психология политики, где предметом анализа выступает влияние психологических особенностей людей на реальные политические процессы.
    География, на первый взгляд, слабо связана с политологией. Однако, географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий, судеб целых народов. В структуре современных политических исследований сформировалась особая научная дисциплина – политическая география, предметом которой является выяснение зависимости политических явлений и процессов от пространственного положения страны, от территориальных, климатических, природно-биологических и других естественных факторов.
    Наука о политике развивается во взаимосвязи и с теми науками, непосредственным предметом которых не являются процессы и явления политической сферы общества. Среди них прежде всего следует выделить антропологию, демографию, этнографию и др. достижения этих наук позволяют полнее выявить общественный контекст и мотивы деятельности политических субъектов.
    Особое соотношение существует между политологией и формальными науками, например, логикой, кибернетикой, статистикой. Эти науки хотя и не вносят в предмет политологии специфического содержания, но предоставляют ей количественные измерения, образцы конструирования абстрактных трактовок политических явлений и процессов.

    Роль политики в функционировании и развитии общества

    О роли и значении политики в развитии общества принято судить по тому, как она выполняет свое социальное предназначение. Как общественное явление политика выполняет следующие функции:
    · выражение и реализация социальных интересов (выявление, согласование, представительство во властных структурах государства);
    · интеграция общества ( сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов);
    · управление общественными процессами (посредством принятия и выполнения политических решений, распределения ценностей и благ, использования ресурсов государственной власти, создания и применения мотивационных механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения);
    · политическая социализация личности (усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);
    · проектирование социально-политического развития;
    · регулирование отношений и поведения субъектов политики (выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации).
    Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры.
    Субъекты политики – участвующие в ней люди, общественные и государственные институты.
    Объекты политики – общество, государство и их институты, социальные группы, проблемы и процессы.
    Политическая организация общества – совокупность политических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными в законах государства.
    Политические интересы – побудительные причины поведения субъектов политики, их осознанные потребности, обусловленные условиями общественно-политической действительности.
    Субъекты политики вступают в политические отношения, регулируемые правовыми, политическими и нравственными нормами общества. Такие отношения выражаются в сотрудничестве, соперничестве, обмене информацией, согласии, конфронтации, взаимопонимании, разногласиях и иных формах. Демократичность политических отношений – залог стабильности государства и общества.
    Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и полномочия в политической деятельности. Её характер и результаты зависят от политической культуры субъектов политики, политического режима в государстве, возможностей общества.
    Содержание политики «материализуется» в обществе в разнообразных формах: политических ценностях, идеях, целях, действиях, убеждениях, интересах, нормах, решениях, концепциях, отношениях, программах, технологиях, процессах, социальной продуктивности.
    Политика обусловлена экономическими, правовыми, нравственными и другими социальными факторами. В то же время уровень и характер развития общественной системы напрямую зависит от состояния политических отношений, практической политики государства, степени зрелости и прогрессивности политической культуры граждан.
    Между политикой и иными сферами общественной жизни существуют причинно-следственные, функциональные связи и отношения. В стабильных демократических государствах проявляется тенденция к снижению «удельного веса» политического регулирования общественных отношений. Приоритетную роль здесь играют правовые способы, моральные нормы, методы самоуправления и самоорганизации жизни. В авторитарных и тоталитарных обществах, напротив, «удельный вес» политических методов более значителен и возрастает.
    Политика определяет стратегию и тактику развития экономической сферы. И положительные явления, и негативные факты в социально-экономическом развитии страны люди, как правило, связывают с политикой государства, деятельностью его властных структур. Но далеко не все понимают, в какой мере допустимо государственное вмешательство в экономику, какова роль политики в создании условий для динамичного экономического развития, повышения уровня и качества жизни граждан.
    Рыночная экономика и в демократическом государстве не способна разрешить многие противоречия. Ее неизбежные «спутники» — кризисы, массовая безработица, банкротство предприятий и другие явления, дестабилизирующие экономическую систему. Поэтому невмешательство институтов государства в экономическую сферу чревато разрушительными последствиями. Государственная политика способна оказывать активное влияние на рыночный механизм, его самоорганизацию и саморегулирование.
    Политика и право – явления взаимообусловленные. Политические идеалы, цели и интересы общества и государства немыслимо без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика определяет, формулирует и «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.
    Роль политики в конкретном обществе, границы её влияния зависят от исторических условий, политических традиций, политической культуры граждан, характера политической системы, уровня социально-экономического и духовного развития.
    Список использованной литературы
    1. Мельник В.А. Политология. – Мн.: Высш.школа, 1996. – 478 с.
    2. Белякович Н.Н. Политология: Прак.пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2001. – 248 с.
    3. Политология: курс лекций / Под ред. В.А.Бобкова, И.Н.Браима. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1995. – 310с.
    4. Белов Г.А. Политика как общественное явление // Кентавр. – 1993. — №2.
    5. Политология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Московского коммерческого ун-та,1993. – 432с.

  3. Первая функция политики – редистрибутивная, или функция перераспределения общественных благ с учетом как групповых интересов, так и интересов всех членов общества. Они является одной из старейших. Уже в примитивных обществах существовала система сбора прибавочного продукта для покрытия затрат на обеспечение различных общественных работ, для создания страхового фонда и массовых раздач в голодные периоды, для персонального потребления правителей и их приближенных. В настоящее время эта функция в системе политических властных отношений выполняется специализированными государственными органами через процессы формирования и распределения государственного бюджета.
    Вторая функция политики – поддержание институционального единства и целостности общества. Напомним, что главным отличием общества от родоплеменной общины является то, что в его рамках люди перестают жить общими делами. В общине, если что-то происходит – об этом знают все, если что-то надо сделать – делают всем миром. В общества люди начинают отдаляться друг от друга: земледельцы пашут, горожане занимаются ремеслом и торговлей. Чем интенсивнее развивается общество, тем больше оно дифференцируется.
    Люди, живущие в разных городах, занимающиеся разными ремеслами, обычно замыкаются на своих частных или групповых проблемах, у них возникают разные интересы, предпочтения, устремления. Удержать этих людей в рамках единого территориального и социального пространства может только политическая власть.
    Читая исторические источники, посвященные ранним периодам становления обществ и средневековью, вы обязательно найдете описания завоевательных походов или иных «усмирительных» акций. Однако не только насилие противопоставляет власть центробежным тенденциям в обществе. Главное заключается в том, что субъект политической власти обретает право на формирование, изменение и поддержание нормативного порядка в обществе.
    Нормы, регулирующие поведение индивидов, возникают в. обществе повсеместно: в семье, в группе, в трудовом коллективе. Они вырабатываются в ходе взаимодействий индивидов и существуют в виде традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, моральных запретов и нравственных требований. Специфика всех этих норм заключается в том, что они создаются самими участниками взаимодействия, и контроль за их выполнением осуществляется ими же.
    В рамках политических властных отношений возникает особый вид нормотворчества – институт права, – отличающийся предоставлением исключительных возможностей создавать нормы, регулирующие поведение, субъекту государственной власти; обязательным характером этих норм для всего населения; возможностью применения субъектом власти санкций в отношении тех, кто не соблюдает эти нормы. Благодаря институту права создается единое нормативное пространство, которое, не устраняя групповых различий, обеспечивает институциональное единство общества. Отношения политической власти создают те необходимые условия, без которых институт права не смог бы эффективно функционировать, а следовательно, не смог бы сложиться единый нормативный порядок, скрепляющий многообразные, разноплановые институциональные образования, организации, группы.
    Третья функция политики – выражение интересов различных социальных групп. Мы уже говорили, что в обществе живут люди с разными интересами, и именно политическая сфера является ареной выражения групповых интересов. Для решения этой задачи в современном обществе существуют различные организации, общественные движения. Интересы различных групп реализуются и через представительные органы государственной власти – парламенты.
    Четвертая функция политики – согласование интересов. Значение этой функции трудно переоценить, так как стремление групп добиться реализации своих целей может спровоцировать серьезные конфликты, чреватые разрывом сложившихся связей, распадом общества. История всех стран свидетельствует, как опытным путем люди искали приемлемые способы pазрешения возникающих споров, и обычно в роли арбитров выступали те, кто был наделен властью. Обладание властью делало слово судьи весомым, обязательным к исполнению всеми участниками конфликта. В современном обществе согласование интересов осуществляется в виде различных судебных процедур, определяющих соответствие выдвигаемых сторонами притязаний существующим нормам права, а также в виде консультаций, переговоров политических сил, представляющих различные, в том числе и взаимоисключающие, интересы.
    Пятая функция политики – мобилизующая. Ранее было сказано о том, что политика решает различные задачи регулирования общественных процессов (создание: единого правового пространства, согласование интересов), но в реальной жизни нередко складываются ситуации, угрожающие обществу и его членам: нападение внешнего врага, природные катаклизмы, экономические кризисы, разгул преступности и т.п. Защитить общество от любой опасности могут только сами люди, но для этого необходимо объединить, скоординировать усилия или большей части населения. Эта задача может быть успешно решена только в рамках политических властных отношений, когда решение субъекта власти, направленное на достижение определенной цели, не оспаривается населением и подлежит обязательному исполнению, в том числе под угрозой применения силы. Таким образом, можно говорить о мобилизующей функции политической власти, проявляющейся в ее способности организовывать и направлять массы на решение вставших перед обществом проблем.
    Выше были перечислены позитивные или, как говорил американский социолог Р. Мертон, явные функции политики, т.е. виды зависимости, которые подчеркивают, во-первых, что общество для сохранения своей целостности нуждается в политике, в политической власти, и, во-вторых, сама политика, политическая власть создают реальные возможности для поддержания этой целостности. Именно наличием этой сложной зависимости обусловлен сам факт неразрывности общества и политики: нет общества без политики, политической власти, а политика, политическая власть существуют только в обществе.
    Вместе с тем, взаимозависимость общества и политики не так проста и прямолинейна. Существует множество подводных течений, которые способны подчас до неузнаваемости изменить описанную выше логику взаимозависимости. И тогда политическая власть демонстрирует свое бессилие, более того, может сама стать источником конфликтов, социальной нестабильности, привести к разрушению общества.
    4. Политическая система общества
    политический власть общество либерализм
    Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
    Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
    Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
    Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.
    Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации), общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и конфликтных отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным), развитие конституционного процесса и системы суверенитетов (власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр.), формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в периоды выборов и т.д.). Разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.), развитие ассоциативных форм политической жизни – формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т.п.
    6.Функции политической системы
    Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях.
    Выделяют следующие функции политической системы:
    ) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
    ) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);
    ) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи заведомо обречены на не достижение);
    ) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
    ) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
    ) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
    ) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);
    ) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
    7. Политические режимы
    Политический режим – это способ осуществления политической власти в обществе, включающий в себя все многообразие связей и отношений, возникающих между ее субъектом и объектом. В каждой стране эти связи и отношения обусловлены конкретно-историческими условиями развития общества, культурой, сложившимися традициями политической жизни.
    Таким образом, можно говорить, что в каждой стране политический режим будет обладать своими особенными чертами. Вместе с тем, несмотря на многообразие реальных форм политических режимов, возможно выделение некоторых их типов. Ниже рассмотрены характеристики двух основных типов политических режимов, представляющих собой их полярное выражение.
    Таким полярными, противоположными по своему содержанию политическими режимами в современном мире является демократический и тоталитарный режимы. (Термин тоталитарный» происходит от латинского totalis – всеобщий, алый.) Каковы же их главные, отличительные черты?
    Во-первых; они различаются по объему отложений государственной власти в обществе. Для тоталитарного режима характерен очень высокий объем отношений государственной власти. Государственные органы и около государственным структуры наделены правом и имеют реальные возможности осуществлять управление практически всеми сферами солильной жизни. Все организации, объединения людей, созданные для решения конкретных практических задач, находятся в поле государственного влияния. Государство определяет приоритеты экономического развития страны, культурную политику, направления научных исследований. Оно стремится к тотальному контролю за всеми производственными и научными объединениями, культурными и образовательными учреждениями. Государство присваивает себе право на нормы морали и пресекает любое отклонение от установленных нравственных принципов. Наибольший эффект в распространении власти государства на все сферы общественной жизни достигается при ликвидации частной собственности и всех средств производства.
    Для демократического режима характерен высокий объем социальных связей и отношений, не контролируемых непосредственно государственными должностными лицами. Иными словами, в обществе существуют и успешно развиваются островки самоорганизации в виде самостоятельно действующих, не ждущих указаний от государства, организаций, учреждений, объединений граждан. Эта зона, свободная от государственного вмешательства, обычно обозначается термином «гражданское общество».
    Во-вторых, они различаются по степени свободы и права выбора. При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над личностью. Будучи не в состоянии обеспечить решение этой задачи силам собственного аппарата, оно создает «общественные» организации, членство в которых является фактически обязательным для всех членов общества, начиная с детского возраста. При помощи этих организаций людям прививаются определенные взгляды, вырабатываются требуемые установки поведения. Человек, прошедший с раннего возраста через серию таки организаций, адаптируется к требованиям тоталитарной власти, он действует в соответствии с принципом тоталитарной общества – «разрешено все, что позволено» государством. Государственные организации не только формируют человека определенного типа, но и постоянно контролируют его поведение. Любое отклонение от принятых норм наказывается.
    Демократический режим отличается от тоталитарного тем, что человек включен не только в систему политических властных отношений, но и в другие корпоративные организации и группы, независимые от государства, поэтому у него неизбежно возникают иные интересы, а главное – реальные возможности их реализации в независимых от государственного контроля действиях. Поле свободы личности при демократии не безгранично, оно определяется особым законодательством, но в рамках закона индивид самостоятелен в принятии решений, осуществлении выбора, ему «разрешено все, что не запрещено законом».
    В-третьих, они различаются по характеру отношений, складывающихся между государственными должностными лицами и гражданами. В рамках тоталитарного режима эти отношения носят произвольный характер, целиком и полностью определяются намерениями, желаниями и волей властвующих субъектов. Правящая элита не ограничена в праве принимать любые управленческие решения, мобилизовывать для их осуществления любые социальные группы, применять в отношении несогласных любые меры воздействия, вплоть до широкомасштабных репрессий и насилия над личностью. Бесконтрольность государственного аппарата закрепляется в практике обжалования действий чиновника: жаловаться можно только вышестоящему начальству, которое никогда не заинтересовано в объективном рассмотрении дела.
    Демократия отличается прежде всего правовой защищенностью личности и ограничением действий государственных должностных лиц рамками закона. Гражданские права личности в их современном понимании сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., и Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом ООН в 1966 г. В рамках демократического режима гражданину гарантируются государством те права, которые предусмотрены соответствующим национальным законодательством и которые в полной мере отвечают представлениям, разделяемым мировым сообществом.
    В-четвертых, они различаются по способам осуществления и характеру государственного управления. Система государственного управления при тоталитаризме основана на признании за государством или за правящей политической партией исключительного права на определение целей и приоритетных направлений развития всего общества. Исходя из выдвинутых вождем и правящей элитой программных задач, формулируются частные задачи, и, в конечном счете, выстраивается пирамида «больших и малых дел», где каждому человеку отводится строго определенное место. Такая система управления требует жесткой централизации и постоянного внешнего контроля за исполнением заданий. Государственные органы распределяют все основные ресурсы, доводят до конкретных исполнителей плановые задания, контролируют производство всех видов продукции, в том числе работу культурных, научных, образовательных учреждений. Другой особенностью этой системы управления является ее мобилизационный характер, ориентированный на управление путем непосредственного воздействия государства на человека с целью заставить, в лучшем случае убедить его выполнить именно эту, а не иную задачу.
    В демократических обществах регулирующее воздействие государства осуществляется главным образом в нормативно правовой форме. Законодательные и исполнительные органы вырабатывают правила, законы, единые для всех граждан и позволяющие им действовать в рамках создаваемого нормативного порядка по собственному выбору. Иными словами, совместные конкретные цели заменяются едиными правилами, а задачей государства становится принуждение к исполнению этих правил и тем самым ограждение индивида от насилия или вмешательства в сферу его личной свободы со стороны других.
    В-пятых, они различаются по структуре органов политической власти. Особенностью тоталитаризма является выдвижение на роль ведущей политической силы правящей партии. Ее партийный аппарат фактически сращивается с государственным, благодаря чему происходит соединение силы государства, опирающегося на значительные материальные ресурсы и репрессивные органы, с силой партии, опирающейся на разветвленную сеть партийных организаций, создаваемых практически в каждом трудовом коллективе. В итоге создается сверхмощный аппарат, способный осуществлять самый пристальный контроль за населением страны и подавлять любое нарушение установленного порядка. Партийно-государственный аппарат монополизирует средства массовой информации и утверждает принцип идеологического монизма. Господствующая идеология, легитимирующая режим, стремится к вытеснению всех островков инакомыслия.
    При демократическом режиме существует практика разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что препятствует концентрации всей полноты власти в одних руках. Складывается многопартийность, идеологический плюрализм, граждане получают право на создание различных ассоциаций.
    В-шестых, они различаются по степени влияния масс на формирование правящей группы и на принятие управленческих решений. В тоталитарных обществах массы бесправны и лишены возможности оказывать более или менее серьезное воздействие на деятельность органов государственной власти. Их удел – проводить в жизнь уже принятые в верхах решения.
    Демократия открывает возможности для граждан влиять на процесс формирования политической элиты прежде всего через систему всеобщего избирательного права. Важнейшими демократическими принципами являются открытость работы высших государственных органов, независимость средств массовой информации.
    Выше представлены две полярные модели политических режимов. Эти модели показывают возможный диапазон политических режимов, которые реально могут сложиться в различных странах. Например, в ХХ в. с большей или меньшей яркостью черты тоталитарного режима можно было наблюдать в СССР, особенно в сталинский период, а также в гитлеровской Германии, в фашистской Италии. Основные черты демократического режима в тот же период проявились в большей степени в США и некоторых странах Западной Европы.
    В реальной жизни нередко приходится наблюдать причудливое сочетание явлений, которые могут быть отнесены к противоположным моделям политических режимов. Например, закрытость правящей группы может сочетаться со свободой экономической деятельности, запреты на деятельность определи ленных видов политических организаций и движений со всеобщим избирательным правом, социальная защищенность личности с ее политическим бесправием и т.д. Неоднозначность развития политических процессов дает основания исследователям выделять и некоторые промежуточные типы политических режимов. В литературе, к примеру, часто употребляется понятие авторитарный режим, который описывается как своеобразный промежуточный вид между двумя полярностями. Его главное отличие – концентрация политической власти в руках одного человека при сохранении свободы экономической деятельности и некоторых других прав личности.
    Заключение
    Современное знание о политике позволяет трактовать ее как важнейший фактор естественноисторического процесса в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала общества и в качестве системы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран. Роль политики в обществе обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практические любые стороны жизни общества, элементы, звенья, отношения, начиная с государства и завершая индивидуальными чертами характера человека; включенностью или проникающей способностью, то есть возможностью безграничного проникновения и, как следствие, способностью сочетаться с неполитическими и общественными явлениями, отношениями и сферами.
    Политика как особая сфера взаимодействий и отношений складывается только в обществе. Общество и политика неразделимы, их становление и развитие – тесно взаимосвязанный процесс. Кризис политической власти ведет к серьезным потрясениям в обществе. И, напротив, изменения в обществе с неизбежностью отражаются и на способах осуществления политической власти, и нормах борьбы за обладание ею.
    Общество – это универсальный способ организации социальных связей, это система устойчивых отношений и взаимодействий, складывающихся на определенной территории. Политика – это один из видов этих взаимодействий и отношений, существующих наряду с другими компонентами экономикой, социально-бытовой сферой, культурой. Понимание места и роли политики в жизни общества предполагает осознание связи политики с другими сферами общества, а также определение ее социальных функций.
    Политика – это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
    Характерные черты политики:
    ·связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;
    ·любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства – такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;
    ·связь с действиями и интересами больших масс людей;
    ·целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);
    ·властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.
    Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.
    Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:
    ·осуществление авторитарного (властного) распределения основных социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;
    ·интеграцию, объединение всех элементов общественной жизни, мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества;
    ·реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентаций людей.
    Список литературы
    1.Белов Г.А. Политология. Уч. Пособие. М. 1996 г.
    2.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997 г.
    .Демидов А.И. Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995
    .История политических и правовых учений. Уч. для вузов/ под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996.
    .Мангейм Дж., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997 г.

  4. 4
    Текст добавил: рада любовь моя

    Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство.
    Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами.
    Понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”. Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
    Политика (от греческого politike – искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства
    Функции политики – ее назначение и ее роль:
    Организационная. Создает для общества организационные основания
    Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними
    Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам
    Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть
    Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

  5. Обществознание – это наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право. В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин – это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые дети приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу для практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу. Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания. У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой. Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Другая черта, объединяющая науку и обществознание – стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно иногда трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без проявлений духовности нет человеческого общества.

  6. 6
    Текст добавил: Принцесс~КоIIIоколадка

    Реферат
    по дисциплине “Политология”
    Роль политики в современном обществе
    Нижний Новгород
    2015

    Оглавление
    Введение
    Глава I. Понятие о политике в целом
    1.1 Основные элементы политики
    1.2 Функции политики
    Глава II. Роль политики в современном обществе
    Заключение
    Литература

    Введение
    В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.
    Актуальность работы заключается в том, что политика – важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Она буквально пронизывает все сферы (работу, быт, досуг, духовный мир, участие во власти и т. д.) социальной жизни отдельных людей и их групп, классов, наций. Участвуя в выборах, обсуждая политические проблемы, становясь членами политических организаций, движений, принимая на себя обязанности гражданина, депутата или посла, человек вступает и действует в мире политики, в той или иной форме воздействуя на механизм ее осуществления.
    Именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни. Политические отношения складываются между субъектами различных уровней и подсистем политической жизни. Неотъемлемый компонент и фактор политических отношения это интересы. Будучи формой проявления отношений, политические интересы составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов. Политические интересы такая же реальность, как и социально-экономические. Они выражают состояние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, а так же формируются в виде реакции на эти действия. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определённую направленность поведения социальных групп, в сфере политических отношений.
    Цель работы – изучить роль политики в современном обществе.
    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
    Изучить литературу по данной теме
    Ознакомиться с основными понятиями
    Сделать выводы
    Для написания данной работы использовались различные литературные источники: Политология. Курс лекций, под ред. М. Н.Марченко, Пугачев В. П. Введение в политологию, и ресурсы интернета.
    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    Глава I. Понятие о политике в целом
    политика государство общество
    Прежде чем начать разговор о том, какова роль политики в современном обществе, необходимо понять, что такое политика вообще?
    Итак, политика – многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Здесь видно, что политика трактуется в более практическом смысле.
    Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, политике профсоюзов…даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».
    Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, – это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство – не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.
    Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики можно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:
    Политика – это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;
    Политика – это форма соучастия и взаимодействия, властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;
    Политика – это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.
    С другой стороны все определения политики можно разбить на группы:
    Социологические определения политики. Эти определения опираются на социологический подход и выражаются через общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию и т.д.
    Субстанциальные определения политики. Здесь раскрывается первооснова (субстанция) политики. Политика определяется как действия направленные на обретение, удержание и использование власти.
    Научно сконструированные определения политики. Фактически это интерпретации характеризующие политику как процесс подготовки, принятия практической реализации обязательных для всего общества решений.
    Вот некоторые определения политики, опубликованные в издании «Международный словарь» в1961г.:
    Политика это политические действия, практика.
    Политика это раздел этики связанный более с государственным и общественным механизмом, чем с отдельными личностями. Это общественная и социальная этика.1
    Политика это политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов или отдельными личностями за власть и лидерство.2
    Политика это политическое руководство (проведение политики) в частных делах.2
    Политика это политические убеждения, принципы, мнения или симпатии отдельной личности.3
    Политика это общая совокупность взаимно-действующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе, а также лидерами и не лидерами.
    Политика это политическая наука.
    1.1 Основные элементы политики
    Основными элементами политики являются:
    А) субъекты политики – государство, политические партии, общественные организации и так далее
    Б) объект политики – общественные классы, группы, слои, нации, этносы, государства;
    В) функции политики – круг деятельности, ее основание направления и содержание;
    Г) средства политики – конкретные механизмы, рычаги, с помощью которых осуществляется политическое действие и в первую очередь властное действие государства
    1.2 Функции политики
    Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки.
    Функции политики – это основные направления ее влияния на общество. Поскольку влияние политики на общество является многообразным, то выделяются много разных функций. Главной из них является та, что вытекает из самой сущности политики и ее социального назначения и заключается в руководстве и управлении общественными процессами и обеспечении благодаря этому единству и целостности общества.
    В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:4
    – выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества
    – рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
    – распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
    – управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
    – интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
    социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;
    – обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз — особые техники связи с общественностью); ¦
    – созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.
    Более частные, разнообразные функции политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т. д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.
    В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни).
    Далее мы увидим, какие качественные изменения происходят с функциями политики в рамках тоталитарных обществ, на поздних стадиях развития современных индустриальных государств, в переходных процессах, острых кризисах государственной власти.
    Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.
    Таким образом, успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

    Глава II. Роль политики в современном обществе
    Политическая сфера жизни общества организована в рамках политической системы, которая включает в себя социальные институты и организации, имеющие непосредственное отношение к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и группы. Это свидетельствует о том, что политическая сфера исключительно разнообразна, динамична и противоречива.
    На практике политика представляет собой деятельность по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния.
    Политика также призвана решать задачу по охране, защите социальных ценностей – общественного порядка, личного достоинства граждан, их безопасности, свободы, законности, суверенитета и так далее, используя соответствующие институты и организации. Важный признак политики в том, что она обладает силой, способна осуществлять санкции в той или иной форме по отношению к отдельным гражданам и целым социальным группам, когда это становится необходимым.
    Назначение политики состоит в том, чтобы быть связующим звеном между личностью, ее потребностями, интересами и обществом, обладающим теми или иными возможностями их удовлетворения, найти их гармоничное сочетание. Чтобы добиться такого состояния вещей, политика должна быть гибкой, рациональной, динамичной. Эти качества помогут ей интегрировать людей в сообществе с упорядоченными социальными отношениями, четкой организацией, налаженным взаимодействием.
    В связи с этим можно сделать вывод, что политика является родом человеческой деятельности, который связан с осуществлением власти, с участием людей в управлении государством. Исходя из важности выполняемой ею функции, политику следует считать неотъемлемым звеном существования цивилизованного общества.
    В структурном плане политика представляет собой единство, по меньшей мере трех элементов: политические отношения (связи между социальными субъектами и их деятельность по поводу власти), политические институты (организации и учреждения, регулирующие политические явления), политическое сознание (взгляды, идеи, мнения, чувства, настроения, отражающие реальное политическое бытие).5

    Заключение
    В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).
    Во всем своём многообразии мир политики – это социальная реальность. Он так же есть в обществе, как существует экономика, социально классовая структура или, скажем различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно специфична, в отличие от социально-экономических сфер жизни. Реальность политики состоит, прежде всего, в том, что её образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формулируются общие интересы и цели обществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения. На исходе ХХ века еще четче стало видно влияние политики, политических институтов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время нет, пожалуй, другой такой страны, где так ярко и одновременно проявились бы парадоксы и перспективы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, средств массовой информации и политическая пассивность этого же населения, отказ участвовать в выборах органов власти; возникновение массы новых институтов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства; раскрытие мощного научного политологического потенциала и игнорирование его политических структур.
    Народ и его воля – единственный и абсолютный источник власти, служащий стержнем политики, центром притяжения политических сил. Именно вокруг власти разворачиваются важнейшие политические события, противоборство различных политических партий и движений. Но и сегодня главным носителем и проводником власти выступает государство, деятельность которого составляет основное содержание его внутренней и внешней политики.

    Литература
    1.- Политология. Курс лекций. / Под ред. М. Н.Марченко. – М., 2007.
    2. Пугачев В. П. Введение в политологию. – М.: Аспект-Пресс, 2009.
    3. Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2011
    4. Мухаев Р.Т. Политика как общественное явление
    5. Бабурин С.Н. Политология: курс лекций. – М.: Норма, 2006.
    6. Веркин Д.П. «Основы политологии» 2012
    Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *