Сочинение на тему роль пушкина в русской литературе

10 вариантов

  1. Творчество Пушкина стало уникальным явлением в русской и мировой литературе. Пушкин одновременно подвел итог пре­дыдущему развитию русской литературы и дал ей новые направ­ления. Открытый всем сторонам жизни, в своем творчестве он удивительным образом синтезировал гражданский пафос и ка­мерное, сугубо личное содержание. Тематика пушкинских про­изведений разнообразна. Это история, судьба поэта и предназна­чение поэзии, свобода, дружба, любовь, жизнь простого челове­ка и др. Не менее широка проблематика его произведений. На­род и власть, национальные корни, дворянство и крестьянство, человек и общество, жизнь и смерть, человеческие страсти и по­роки, роль личности в истории, зарождение капиталистических отношений, социальные противоречия, жизнь большого города, жажда власти, долг, честь, счастье, жизнь провинциального и столичного дворянства, добро и зло, преступление и наказание — вот далеко не полный перечень как «вечных», так и актуальных для эпохи начала XIX века проблем, которые раскрываются в произведениях Пушкина и решение которых у поэта отличается жизнеутверждающим характером, высочайшей степенью духов­ности, нравственности и гуманизма.
    Пушкин создал огромное количество художественных обра­зов. Многие из них сыграли определяющую роль в истории рус­ской литературы. Пушкин художественно воплотил «героя свое­го времени»; во всем противоречии представил образы Петра I и других русских царей. Он создал галерею женских образов, в ко­торых отразились особенности национального характера — муд­рость, жертвенность, преданность; грандиозно раскрыл образ на­рода как движущей силы истории. Пушкин открыл образ Петер­бурга — города, воплощающего таинственность пути России; разработал образ «маленького человека» — далеко не «маленько­го» с точки зрения нравственности и отношения к общечелове­ческим ценностям. В дальнейшем эти образы будут неоднократ­но волновать русских писателей.
    В творчестве Пушкина представлены все литературные роды — лирика, драма, эпос. Он художественно обогатил многие литера– турные жанры: Пушкин впервые в истории русской драматургии создал реалистическую трагедию, написал уникальные в своем роде «маленькие трагедии», роман в стихах. В лирическом твор­честве Пушкин обращается к самым разным по художественным и содержательным особенностям жанрам: элегии, посланию, ли­рическому размышлению, оде, песне, сонету, эпитафии, роман­су, эпиграмме и др. Пушкин поднял на новый художественный уровень жанры литературной сказки, повести, романа. В творчестве Пушкина отразилась важнейшая тенденция развития рус­ской литературы 10—30-х годов XIX века — постепенное сниже­ние роли поэзии и усиление интереса к прозе.

  2. Пушкин – это солнце русской поэзии, как называли его современники однако Пушкин был не только выдающимся поэтом, но и публицистом, журналистом, чрезвычайно тонким литературным критиком и историком. Благодаря его ярким произведениям и самоотверженному труду возникла и дошла до наших времен современный русский литературный язык. Творчество Пушкина положила путь к литературной деятельности многим выдающимся писателям таким как: Лев Толстой, Антон Чехов, Николай Гоголь, Иван Тургенев. Таким образом, Александр Пушкин стал не только солнцем русской культуры, свет его таланта повлияло на русскую культуру в целом.
    Осведомленность Александра Сергеевича в ведущих европейских и мировых литературных течениях помогла создать большой вклад и привлечь российскую культуру до мировых традиций. Так, Пушкин был прекрасным знатоком французской, итальянской, английской и немецкой литературы, он очень интересовался фольклором разных народов мира, о чем свидетельствуют его записи и письма к единомышленникам. Также в течение всей жизни, любимой тематикой поэта была античная культура, каноны которой опирался Пушкин при написании своих произведений.
    До Пушкина над развитием и формированием новой русского языка работали: Тредіаковський, Ломоносов и Сумароков. Однако, Александр Сергеевич со своими единомышленниками – Жуковскому и Карамзину положили большие усилия и годы тяжелого труда на создание новой русской литературы. Между тем в своем творчестве поэт соединил красоту и реалистичность речи. Его поэзии , в отличие от стихов другого выдающегося классика – Державина, легкие для чтения даже для простого народа. Гаронія, присущая стихам Пушкина об’днала в себе все компоненты для создания гениального произведения: ритм, форму и содержание.
    Для русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин – это человек, который создал современный язык и литературу и проложила правильный вектор для развития выдающейся культуры.

  3. Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития.
    Сколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина «бездна пространства». По словам Чернышевского, до Пушкина «еще никто не писал таким легким и живым языком». Пушкин смело ломал роды, жанры и создавал новые. Он оставил примеры политической, философской, любовной и пейзажной лирики. Создал первый роман в стихах; писал трагедии и драмы, статьи, предисловия, рецензии, дневники и исторические исследования.
    Творчество Пушкина стало образцом реалистичного метода и стиля. Пушкин создал образы «лишнего человека», «маленького человека», самоотверженный образ русской женщины.
    По словам В. Г. Белинского, А.С. Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, «работая для настоящего, приуготовляют будущее». Сейчас его произведения переведены на многие языки и изучаются во многих странах мира, его идеи и сегодня сохраняют свою могучую силу.
    Значение А.С. Пушкина для русской литературы
    В русской культуре, богатой блестящими талантами, едва ли не найдется другое такое явление, как Пушкин. Он проявил свой дар в поэзии и прозе, в драматургии и литературной критике, в журналистике и исторической науке. Он стал основоположником новой русской литературы, которая вся – по крайней мере на протяжении XIX века – восходит к тем или иным сторонам его творчества, как к своему истоку. Но есть нечто более важное; в его личности, жизни и творчестве так ярко и многогранно воплотилось русское национальное начало, что уяснение значения Пушкина оказалось неотъемлемой часть самосознания всей русской культуры.
    Еще при жизни поэта, в 1832 году, Гоголь писал в статье «Несколько слов о Пушкине»: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитие, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»[1, с. 33]. В июне 1880 года Достоевский в речи на торжествах, посвященных открытию памятника Пушкина в Москве, отметил еще один аспект национального начала поэта: «…не было поэта с такой всемирной отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов. Это только у Пушкина, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое…ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила» [2, с. 146-147].

  4. Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа.
    Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир
    Действительно, талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим. Пушкин умел проникать в дух различных культур и эпох, в этом сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Достаточно ознакомиться с его статьями и заметками, чтобы понять, что он был прекрасным знатоком французской литературы, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом постоянного внимания поэта на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание.
    Пушкин был продолжателем дела, начатого Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым. Вместе со своими современниками Карамзиным и Жуковским он предпринял грандиозный труд по построению новой русской литературы как части и наследницы литературы мировой.
    Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным, — поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время творчество Пушкина отличается единством. Это как бы реализация некоего пути.
    Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу. Поэзия его была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки.
    Жанры развивались в творчестве Пушкина в тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы, дружеские письма — школой прозы. В известном смысле, все творчество Пушкина — единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба.
    Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского письма. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на “низкие” и “высокие”. Это явилось условием решения им важнейшей задачи — синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка.
    Первый период творчества Пушкина (1813 — лето 1817) приходится на время ожесточенной борьбы между сторонниками Карамзина и приверженцами Шилоова. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне последователей Карамзина. Но одновременно некоторые позиции молодого Пушкина несовместим с поэтикой карамзинистов. В творчестве Пушкина этих лет проявляется интерес к эпическим жанрам и в особенности к сатирической поэме. “Монах” (1813), “Бова” (1814), “Тень Баркова” и “Тень Фонвизина” (1815) связаны с сатирической традицией XVIII в. и противоречат сентиментализму карамзинистов. В лирике можно отметить влияние Державина и Дениса Давыдова.
    Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости поэта. Однако ученический период был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро поэт достиг совершенства зрелых мастеров. Так, в элегиях и романсах (например, “Желание” или “Певец”) Пушкин выступает как зрелый соперник Жуковского, а в дружеском послании “Городок” он равняется с Батюшковым.
    Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Его политическая лирика становится выразительницей идей “Союза благоденствия”. Под непосредственным влиянием Н. Тургенева создаются программные стихотворения: ода “Вольность” и “Деревня”, которые широко расходятся в рукописных копиях. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметны новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде “Вольность” решить задачу создания актуальной политической лирики, Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбеккера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение.
    Интересны попытки использовать “малые жанры” и на их основе создать гражданскую поэзию. Пушкин соединяет высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом (“Плюсковой”, “Краев чужих неопытный любитель”) и дружеским посланием. Особенно интересно в этом отношении послание “К Чаадаеву”.
    Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы унылой элегии. Жанр этот не встречал сочувствия в кругу декабристов. Строки: “Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман” воспринимались как жалоба на “преждевременную старость души”, разочарование в “юных забавах”. Достаточно сопоставить с ними элегию Пушкина “Я пережил свои желанья, /Я разлюбил свои мечты”, чтобы увидеть родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко все меняет. Не случайно она начинается с энергического “но”.
    Но в нас горит еще желанье,
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.
    Разочарованной душе противопоставлена душа, полная сил и мужества. Вместе с тем фразеологическое клише “горит желанье” намекает на то. что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства. Только с шестого стиха раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Напряженно-любовная фразеология сменяется образом боевого товарищества.
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    Новаторство это имело свои причины. Идеалом “Союза благоденствия” был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций осуждалась и любовная лирика, расслабляющая и уводящая от сурового героизма.
    Однако в целом позиция Пушкина была более сложной..В стихотворении “Краев чужих неопытный любитель” Пушкин поставил рядом два высоких идеала. Перед нами одновременно идеал гражданина “с душою благородной, / Возвышенной и пламенно свободной” и женщина “не с хладной красотой, / Но с пламенной, пленительной, живой”. В глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.
    Главным созданием этого периода была поэма “Руслан и Людмила”. Поэма имела большой читательский успех. Критики же обнаружили неспособность понять новаторство поэмы. Основной художественный принцип поэмы — контрастное соположение несовместимых жанрово-стилистических отрывков. Результатом этого эксперимета стала ирония, направленная на сам принцип жанровости. Критиков возмущала игривость некоторых сцен, а также соседство этих сцен с героическими и лирическими интонациями. Но уже здесь намечались принципы повествования, которые достигли зрелости в “Евгении Онегине”.
    Третий период творчества связан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820 — 1824). Творчество этих лет шло под знаком романтизма. В “южный период” были написаны поэмы “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, начаты “Цыгане”.
    В “южных поэмах” активно присутствует описание жизни народной, экзотического этноса и одновременно характеров, полных дикой силы и энергии. С такой тенденцией были связаны и “Братья разбойники”, и “Черная шаль”, и “Песнь о вещем Олеге”. Носителем протеста был энергичный, сильный духом “разбойник” или “хищник”. Колебание между двумя этими поэтическими идеалами определило своеобразие пушкинского романтизма.
    На дальнейшее развитие Пушкина повлияла тесная связь его с кишиневской группой декабристов. Именно в Кишиневе накал его политической лирики достигает высшего напряжения (“Кинжал”, “Давыдову” и др.). Поэзия Пушкина наполняется тираноборческими призывами.
    В последние месяцы в Кишиневе и особенно в Одессе Пушкин напряженно думал над опытом европейского революционного движения, перспективами тайных обществ в России и проблемой бонапартизма. Он перечитывал Руссо, Радищева, читал материалы по французской революции. Ближайшим итогом этого были кризисные настроения 1823 года.
    Трагические размышления этого периода выразились в элегии “Демон”, стихотворении “Свободы сеятель пустынный” и поэме “Цыганы”. В этих произведениях в центре оказывалась, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, ас другой — слепота и покорность “мирных народов”. При всем трагизме переживаний Пушкина в 1823 году кризис был плодотворным, так как он обращал мысль поэта к проблеме народности.
    Главным итогом творческих поисков 1822—1823 г.г. было начало работы над романом в стихах “Евгений Онегин”. Работа над этим произведением продлилась более семи лет. “Евгений Онегин” стал не только одним из центральных произведений Пушкина, но и важнейшим русским романом XIX в.
    Проблема народности включала для Пушкина в середине 1820-х гг. два аспекта. Один касался отражения в литературе народной психики и народных этических представлений, другой —роли народа в истории. Первый повлиял на концепцию “Евгения Онегина”, второй выразился в “Борисе Годунове” .
    “Борис Годунов” завершал трудные раздумья Пушкина, которые овладели им в Одессе в 1823 г. Поэту не давали покоя перспективы политической борьбы в России, безнародность революционных настроений декабристов и трагическая судьба “мирных народов”. Сама история перевернула страницу: 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов.
    Реакция Пушкина на события на Сенатской площади и на то, что последовало за ними, была двойственной. С одной стороны, остро вспыхнуло чувство солидарности с “братьями, друзьями, товарищами”. На задний план отступили сомнения и разногласия, мучившие поэта с 1823 года. Чувство общности идеалов продиктовало “Послание в Сибирь”, “Арион”, обусловило устойчивость декабристской темы в позднем творчестве Пушкина.
    С другой стороны, не менее настойчивым было требование извлечь исторические уроки из поражения декабристов. В феврале 1826 года Пушкин писал Дельвигу: “Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира”. “Взгляд Шекспира” — взгляд исторический и объективный. Пушкин стремится оценить события в свете объективных закономерностей истории.
    Интерес к законам истории, историзм сделаются одной из главных черт пушкинского реализма. Одновременно они повлияют и на эволюцию политических воззрений поэта. Стремление изучить прошлое России, чтобы проникнуть в ее будущие пути, надежда найти в Николае I нового Петра 1 продиктуют “Стансы” (1826) и определят место темы Петра в дальнейшем творчестве поэта. Нарастающее разочарование в Николае I выразится, наконец, в дневнике 1834 года записью: “В нем много от прапорщике и немножко от Петра Великого”.
    Плодом первого этапа пушкинского историзма явилась “Полтава” (1829). Сюжет позволил столкнуть драматический любовный конфликт и одно из решающих событий в истории России. Не только сюжетно, но и стилистически поэма построена на контрасте лирического романтизма и оды. Для Пушкина это было принципиально важно, так как символизировало столкновение эгоистической личности с исторической закономерностью. Современники не поняли пушкинского замысла и упрекали поэму в отсутствии единства.
    “Полтава” построена на конфликте романтического эгоизма, воплощенного в поэме в образе Мазепы, и законов истории, “России молодой” в лице Петра. Конфликт безоговорочно решен в пользу строителя новой России. Более того, в исторической перспективе не сила страстей и даже не величие личности, а слитность с историческими законами сохраняет имя человека в народной памяти:
    Прошло сто лет — и что ж осталось
    От сильных, гордых сих мужей,
    Столь полных волею страстей?
    Забыт Мазепа с давних пор.
    Совсем иное дело Петр. В нем воплощено веление Истории, что придает его образу характер героический и поэтический.
    В гражданстве-северной державы,
    В ее воинственной судьбе.
    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.
    Хотя в “Полтаве” верховное право Истории было торжественно провозглашено, в сознании Пушкина уже зрели коррективы этой идеи. Еще в 1826 году в черновиках 6-й главы “Евгения Онегина” мелькнула формула: “Герой, будь прежде человек”. А в 1830 г. она уже обрела законченность и афористичность формулировки: “Оставь герою сердце! Что же/ Он будет без него? Тиран…” В дальнейшем конфликт “бессердечной” истории и истории как прогресса гуманности совместится с конфликтом “человек — история”. Этот конфликт прозвучит в творчестве Пушкина и в другом варианте: как человек — стихия.
    В конце 1820-х г.г. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился возрастающий интерес к прозе. Проза и поэзия требуют принципиально разного художественного слова. Поэтическое слово — слово с установкой на особое его употребление. Новаторство Карамзина-прозаика состояло в том, что он начал употреблять в прозе поэтическое слово, этим “возвышая” прозу до поэзии. После него понятие “художественной прозы” отождествлялось с прозой поэтической.
    Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем “простое”, “голое” прозаическое слово было перенесено в поэзию. Это был закономерный следующий шаг от перенасыщенного слова “Евгения Онегина”.
    Белинский писал об этом: “Мы под “стихами” разумеем здесь не одни размеренные и заостренные рифмою строчки: стихи бывают и в прозе, так же как и проза бывает в стихах. Так, например, “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан” Пушкина — настоящие стихи; “Онегин”, “Цыганы”, “Полтава”, “Борис Годунов” — уже переход к прозе, а такие поэмы, как “Моцарт и Сальери”, “Скупой рыцарь”, “Русалка”, “Каменный гость” — уже чистая, беспримесная проза, где уже совсем нет стихов, хоть эти поэмы писаны и стихами.”.
    Время с начала сентября до конца ноября 1830 г. Пушкин провел в Болдине. Здесь он написал две последние главы “Евгения Онегина”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Домик в Коломне”, “Историю села Горюхина”, “Сказку о попе и работнике его Балде” и “Сказку о медведихе”, ряд стихотворений, критических статей, писем… Период этот вошел в историю русской литературы под названием “болдинской осени”. Здесь новые принципы пушкинского реализма получили осуществление. При всем разнообразии тем и жанров, произведения болдинского периода отличаются единством — поисками нового прозаического слова и нового построения характера человека.
    Завершение “Евгения Онегина” символизирует окончание предшествующего этапа творчества, “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” — начало нового. Онегинский опыт не был напрасным: от него осталась игра “чужим словом”, многоликость повествователя, глубокая ирония стиля. Еще в 1822 году Пушкин писал: “Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе. Ответ — Карамзина”. Новый период русской прозы должен был “свести счеты” с предшествующим: Пушкин собрал в “Повестях Белкина” как бы сюжетную основу прозы карамзинского периода и, пересказав ее средствами своего нового слога, отделил психологическую правду от литературной условности дал образец того, как серьезно и точно литература может говорить о жизни и иронически повествовать о литературе.
    Наиболее полным выражением реализма болдинского периода явились так называемые “маленькие трагедии”. В этом отношении они подводят итог развитию поэта с момента разрыва его с романтизмом. Стремление к исторической конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой позволили Пушкину достигнуть неслыханной психологической верности характеров.
    “Даже у Шекспира его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане. Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность”, — писал Достоевский. В “маленьких трагедиях’ перед нами исторические конфликты между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в “Скупом рыцаре”, классицизм и романтизм в “Моцарте и Сальери”, Ренессанс и средние века в “Каменном госте” и Ренессанс и пуританизм в “Пире во время чумы”.
    Один “ужасный век” сменяется другим. Человек может застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки. Но также он может встать выше “железного века”, прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным. Свобода — закон жизни. Растворение в любой безличности и несвободе — окаменение и смерть. Столкновение любых форм окостенения — от камней памятника Командора до догматизма Сальери — с жизнью несет смерть. Но вызов, отчаянный и безнадежный, который жизнь бросает чуме, могильным монументам, мертвящей зависти, — всегда поэтичен.
    Зависимость от внешней среды — это лишь обязательный низший уровень человеческой личности. Борьба со средой за духовную свободу — удел высокой личности. “Моцарт и Сальери” и “Каменный гость” дают столкновение жизни, бьющей через край, с жизнью, окаменевшей и превратившейся в смерть.
    В “Скупом рыцаре” Барон и Альбер — люди определенных эпох. Барон не лишен адского величия, Альбер — рыцарских добродетелей, но оба они растворены каждый в своей эпохе и оба жестоки, как их среда (“…ужасный век, ужасные сердца”).
    В “Пире во время чумы” и Председатель, и Священник — оба в трагическом положении: они оба враги и жертвы чумы и оба выше автоматического следования обстоятельствам. Председатель борется с чумой погружением в безудержную свободу, а Священник — призывом к нравственной ответственности. Но свобода и ответственность — две нераздельные стороны единого. Поэтому “Пир во время чумы” — единственная из пьес цикла, где борьба враждебных героев заканчивается не гибелью одного из них, а нравственным их примирением.
    Итак, зависимость от среды — лишь одна сторона бытия пушкинских героев. Другая — это стремление “подняться над жизнью позорной” (Пастернак). Свойственная лучшим из героев Пушкина, эта черта в высшей мере присуща и самому поэту.
    Особенно это проявилось в 1830-е годы, когда и жизнь, и творчество Пушкина вступили в новый — последний — этап и когда трагическая борьба за независимость сделалась основным в жизни поэта.
    Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. По России прокатилась волна народных беспорядков, напомнивших о том, какой непрочной и зыбкой была почва крепостничества. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер. Стремясь разглядеть в прошлом те исторические, силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, прошлое которых могло определить грядущую судьбу России. Это — самодержавная власть, просвещенное дворянство и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов.
    Самодержавная власть в ее высших возможностях мыслилась Пушкиным как сила реформаторская, но и деспотическая. Готовность ее беспощадно ломать сложившиеся формы жизни придавала ей черты, роднящие ее с революционностью. Сказав великому князю Михаилу Павловичу: “Все Романовы революционеры и уравнители”. Пушкин выразил свое глубокое убеждение Сила эта — творческая и разрушительная одновременно, в зависимости от того, куда она направлена. Размышления о роли этой силы в грядущей истории России связывались с надеждами на то, что удастся “поднять” реальных носителей -самодержавия до идеального эталона Петра Великого. Это та мерка, которой измеряются достоинства и недостатки власти.
    Основной порок самодержавной власти состоит в том, что, лишенная поддержки народа, она повисает в пустоте и вынуждена укреплять себя чиновниками-иностранцами, аппаратом доносчиков, тайной канцелярией. Преступление коренится в самой ее природе, и поэтому она чужда этическому чувству народа. У Пушкина Годунов для народа — “царь-Ирод”. В исторических заметках о великом императоре Пушкин пишет, что “народ почитал Петра антихристом”. Отсюда сочетание воли и бессилия, безграничной власти и ничтожных результатов.
    Образованное дворянство воспринималось Пушкиным прежде всего как сила, противостоящая самодержавию. Многовековое противостояние власти выработало в нем чувство человеческого достоинства, а непрерывное разорение сблизило с народом. Таким образом, в России возник класс людей, образованием сближенных с Европой, традицией — с русской деревней, материальным положением — с “третьим сословием”. Эта среда закономерно порождает бунтарские настроения, в частности декабризм.
    Родовое дворянство противостоит, по мнению Пушкина, русской аристократии, которая вся составлена по прихоти деспотизма из безродных выскочек и вместе с бюрократией представляет собой опору власти. В черновой заметке он писал: “Освобождение Европы придет из России, т. к. только здесь абсолютно не существует аристократических предрассудков”.
    Уже в одной из заключительных сцен “Бориса Годунова” Пушкин показал народный бунт. Народные волнения 1830 г. поставили тему восстания в повестку дня. Она впервые появляется в “Истории села Горюхина” и уже не сходит со страниц пушкинских произведений.
    Соотношение действующих в России социальных сил становится объектом изучения Пушкина как художника и как историка. В начале 1830-х гг. Пушкин склонен был считать старинное дворянство естественным союзником народа. Так родился замысел “Дубровского”. Переворот 1762 года — время разорения и отставки отца Дубровского (как позже и отца Гринева), в то время как “Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошел в гору”. Пути расходятся: Троекуров, опираясь на власть чиновников, становится самодержцем в миниатюре, а сын Дубровского — вождем крестьянского восстания. Однако реальность такого сюжета вызвала у Пушкина сомнения: 6 февраля 1833 г. он дописал последнюю главу “Дубровского”, а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева. Необходимо было проверить свои идеи начальном историческом материале.
    31 января 1833 г. Пушкин начал “Капитанскую дочку”. Первоначальный замысел развивался в русле сюжета “Дубровского”: в центре сюжета должна быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачева. Однако документальный материал разрушил эту схему. 2 ноября 1833 г. Пушкин окончил “Историю Пугачева”, В предназначенных для Николая I “Замечаниях о бунте” Пушкин дал исключительно четкий социологический анализ восстания: “Весь черный народ был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны”.
    Когда 19 октября 1836 году Пушкин поставил точку на рукописи “Капитанской дочки”, он уже не думало крестьянском восстании под руководством дворянина. Центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек “жестокого века”, странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.
    Изучая движение Пугачева по подлинным документам и собирая в заволжских степях и Приуралье народные толки, Пушкин пришел к новым выводам. Прежде всего он убедился, что Пугачев был для народа законной властью. Крестьянин, на свадьбе которого “гулял” Пугачев, был спрошен об этом Пушкиным. “Он для тебя Пугачев, отвечал мне сердито старик, а для меня он был великий государь Петр Федорович”.
    Художественный прием, к которому все чаще прибегает Пушкин в 1830-е годы, — рассказ от чужого лица, повествовательная манера и образ мыслей которого не равны авторским, хотя и растворены в стихии авторской речи.
    Искания Пушкина 1830-х годов вылились в систему образов, повторяющихся и устойчивых. Пушкинский реализм сочетает, с одной стороны, постановку вопросов, а с другой — возможность неоднозначных ответов на них. Произведение его заключает не ответ, а поиски ответов, многообразие которых отражает неисчерпаемое многообразие жизни.
    Сквозь все произведения Пушкина этих лет проходят разнообразные образы бушующих стихий: метели (“Бесы”, “Метель” и “Капитанская дочка”), пожара (“Дубровский”), наводнения (“Медный всадник’), чумной эпидемии (“Пир во время чумы”), извержения вулкана (“Везувий зев открыл”). Характерна также группа образов, связанных со статуями, столпами, памятниками, “кумирами”. Также мы встречаем на страницах пушкинских произведений образы людей, — жертв или борцов.
    Пушкину понятна поэтичность разбушевавшейся стихии:
    Есть упоение в бою.
    И бездны мрачной на краю,
    И в разъяренном океане,
    Средь грозных волн и бурной тьмы,
    И в аравийском урагане,
    И в дуновении Чумы.
    Поэзия третьей группы образов дает широкую гамму оттенков — от идеала частной жизни частного человека до гордой независимости и величия личности. Этой поэзией напоен так называемый “каменноостровский цикл” — заключительный цикл пушкинской лирики, не случайно увенчанный “Памятником”.
    Образы стихии могут ассоциироваться и с природно-космическими силами, и со взрывами народного гнева, и с потусторонними силами в жизни и истории (“Пиковая дама”, “Золотой петушок”). Статуя — прежде всего “кумир”, земной бог, воплощение власти. Но она же, сливаясь с образом, Города, может концентрировать в себе идеи цивилизации, прогресса, даже исторического Гения. Бегущий народ ассоциируется с понятием жертвы и беззащитности.
    Особое место у позднего Пушкина занимают образы Дома и Кладбища. Дом — сфера жизни, пространство Личности. Но он может двоиться в образах “домишки ветхого” и дворца. Оклеенная золотыми обоями изба Пугачева парадоксально соединяет два его облика. “Кладбище родовое” — “животворящая святыня”, естественно связана с Домом. Ему противостоит “публичное кладбище”, где уродливо сконцентрированы жалкие статуи — “дешевого резца нелепые затеи”.
    Создаваемые Пушкиным сюжеты состоят в нарушении соотношения образов. Так, стихия вырывается из плена, статуи приходят в движение, униженный вступает в борьбу, неподвижное начинает двигаться, движущееся каменеет.
    За всеми столкновениями и сюжетными конфликтами этих образов для Пушкина 1830-х годов стоит еще более глубокое философское противопоставление Жизни и Смерти. Все меняющееся, способное “мыслить и страдать” принадлежит Жизни; все неподвижное и застывшее — Смерти. И человеческая, и космическая жизнь — постоянное рождение, оживление, одухотворение или окаменение, механическое мертвое движение, безумное повторение одного и того же цикла.
    Все, от “маленьких трагедий” до ‘Пиковой дамы”, организовано этим конфликтом живого и мертвого. Показывая страшную силу смерти, способной превратить жизнь в псевдожизнь, Пушкин все же полон веры в торжество Жизни, высшим проявлением которой является Творчество.
    Мировое значение Александра Сергеевича Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова. Он создал литературу, которая сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

  5. Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны — дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи. Назначение литературы Пушкин видел в духовно-нравственном воспитании человека.
    С самого начала своего творчества Пушкин проявлял интерес к актуальным вопросам современности, откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьянства, общественного развития России («Борис Годунов», «Капитанская дочка»). Социальная активность стала отличительной чертой всей последующей прогрессивной отечественной литературы.
    Пушкин — самый яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Поэт писал о прозе: «Она требует мыслей и мыслей» и подтверждал свои слова. На протяжении всего творчества он придерживался декабристских идей, через всю жизнь пронес жизнеутверждающие идеи освободительной борьбы, оставаясь оптимистом, любящим жизнь, гуманистом и неутомимым пропагандистом передовых идей, объединяющих людей высокой нравственности, настоящего человеческого благородства, возвышенных чувств дружбы и любви.
    Свое назначение как поэта Пушкин видел в вольнолюбии, в защите бесправных людей, в народности. Об этом он говорит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:
    И долго буду я любезен тем народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
    Свободолюбивый голос Пушкина был слышен во всех концах страны и вселял надежду на лучшее.
    Пушкин был настоящим патриотом своей Родины, гордился величавым характером своего народа и славной историей Отечества, напоминал о всемирно-исторической миссии русского народа как освободителя Европы от восточно-монгольского нашествия и наполеоновской тирании.
    Без Пушкина не было бы Гоголя и Лермонтова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Гончарова, Толстова и Достоевского, Чехова и Блока и многих других писателей и поэтов. Пушкин русским темам придал общечеловеческое звучание.
    Идеал Пушкина — это человек, который хочет владеть всем положительным и преодолеть все отрицательное в опыте человечества за всю его историю. Гоголь писал о великом поэте: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Пушкин писал о России и для России, но все его произведения проникнуты духом мировой истории.
    В Пушкине понимание противоречий реальной жизни уравновешивается осознанием величия и благородства человека — единственного творца истории. Он глубоко и органически воспринял традиции эпохи Просвещения и Возрождения. Как и все просветители, Пушкин верил в силу разума и его победу над тьмой, и его вера основана на глубоком анализе своего времени. Но Пушкин отклонял просветительское противопоставление героя массе, он, наоборот, искал источники, объясняющие необходимость самых крутых поворотов истории.
    Пушкин преодолел классицистские и сентиментально-романтические влияния, прошел через гражданский романтизм и, опираясь на достижения своих прогрессивных предшественников — Фонвизина, Радищева, Крылова, Грибоедова, стал родоначальником новой русской литературы — литературы действительности. Поведение героев произведений Пушкина обусловлено их социальной средой, но они активно стремятся защитить свои человеческие права и преобразовать окружающую действительность. Переживания, чувства, настроения персонажей раскрываются во внешних действиях, поступках и жестах. Пушкин подчеркивает индивидуальные и раскрывает социально-типические черты героев.
    Сколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина «бездна пространства». По словам Чернышевского, до Пушкина «еще никто не писал таким легким и живым языком». Пушкин смело ломал роды, жанры и создавал новые. Он оставил примеры политической, философской, любовной и пейзажной лирики. Создал первый роман в стихах; писал трагедии и драмы, статьи, предисловия, рецензии, дневники и исторические исследования.
    Творчество Пушкина стало образцом реалистичного метода и стиля. Пушкин создал образы «лишнего человека», «маленького человека», самоотверженный образ русской женщины.
    По словам В. Г. Белинского, А. С. Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, «работая для настоящего, приуготовляют будущее». Сейчас его произведения переведены на многие языки и изучаются во многих странах мира, его идеи и сегодня сохраняют свою могучую силу.

  6. В этих словах предельно сжато и точно раскрывается основная направленность пушкинского творчества: страстное, неискоренимое свободолюбие и горячее сердце поэта, высокая гуманность, человечность.
    Вся его литературная деятельность продолжалась немногим более двух десятилетий, но за этот недолгий срок Пушкин сумел решить задачи огромной культурно-исторической важности: придал новой русской литературе достоинство подлинной национальной самобытности и поднял на уровень наиболее передовых литератур мира.
    Именно это сделало Пушкина родоначальником всей последующей русской литературы.
    Исключительно велика роль Пушкина как замечательного художника — живописца нашей природы. Во время своих вольных и подневольных скитаний он изъездил вдоль и поперек многие края нашей необъятной родины: от Петербурга до Крыма, Одессы, Закавказья, от Балтики до Урала, до начала степей Средней Азии. Он первый так широко, полно и, главное, так поэтично показал нам мир, в котором мы живем.
    Соединение мечты и действительности, глубоко реальное изображение идеальных образов составляют одну из существеннейших особенностей пушкинского реализма.
    Изумительно развилась, обогатилась созданиями, признанными во всем мире в качестве величайших шедевров, русская литература после Пушкина. Но и поныне он является, говоря словами Льва Толстого, “высшей точкой поэтической параболы”, самым “гармоническим” из всех русских писателей. И гармоничность пушкинских художественных творений тем замечательнее, что она была глубоко выстрадана.
    И поэтому солнечное пушкинское творчество — это прекраснейшее из самых прекрасных явлений искусства слова, не только источник величайших эстетических наслаждений. Это и целительный источник бодрости, силы, здоровья душевного, веры в торжество человеческого духа, в победу света и жизни над силами мрака. “Да здравствует солнце, да скроется тьма!” — повторяем мы вместе с Пушкиным, и это помогает нам жить.

  7. Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший евоим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны — дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи. Назначение литературы Пушкин видел в духовно-нравственном воспитании человека.
    С самого начала своего творчества Пушкин проявлял интерес к актуальным вопросам современности, откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьянства, общественного развития России (“Борис Годунов”, “Капитанская дочка”). Социальная активность стала отличительной чертой всей последующей прогрессивной отечественной литературы.
    Пушкин — самый яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Поэт писал о прозе: “Она требует мыслей и мыслей” и подтверждал свои слова. На протяжении всего творчества он придерживался декабристских идей, через всю жизнь пронес жизнеутверждающие идеи освободительной борьбы, оставаясь оптимистом, любящим жизнь, гуманистом и неутомимым пропагандистом передовых идей, объединяющих людей высокой нравственности, настоящего человеческого благородства, возвышенных чувств дружбы и любви.
    Свое назначение как поэта Пушкин видел в вольнолюбии, в защите бесправных людей, в народности. Об этом он говорит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”:
    И долго буду я любезен тем народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Свободолюбивый голос Пушкина был слышен во всех концах страны и вселял надежду на лучшее.
    Пушкин был настоящим патриотом своей Родины, гордился величавым характером своего народа и славной историей Отечества, напоминал о всемирно-исторической миссии русского народа как освободителя Европы от восточно-монгольского нашествия и наполеоновской тирании.
    Без Пушкина не было бы Гоголя и Лермонтова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Гончарова, Толстова и Достоевского, Чехова и Блока и многих других писателей и поэтов. Пушкин русским темам придал общечеловеческое звучание.
    Идеал Пушкина — это человек, который хочет владеть всем положительным и преодолеть все отрицательное в опыте человечества за всю его историю. Гоголь писал о великом поэте: “Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”. Пушкин писал о России и для России, но все его произведения проникнуты духом мировой истории.
    В Пушкине понимание противоречий реальной жизни уравновешивается осознанием величия и благородства человека — единственного творца истории. Он глубоко и органически воспринял традиции эпохи Просвещения и Возрождения. Как и все просветители, Пушкин верил в силу разума и его победу над тьмой, и его вера основана на глубоком анализе своего времени. Но Пушкин отклонял просветительское противопоставление героя массе, он, наоборот, искал источники, объясняющие необходимость самых крутых поворотов истории.
    Пушкин преодолел классицистские и сентиментально-романтические влияния, прошел через гражданский романтизм и, опираясь на достижения своих прогрессивных предшественников — Фонвизина, Радищева, Крылова, Грибоедова, стал родоначальником новой русской литературы — литературы действительности. Поведение героев произведений Пушкина обусловлено их социальной средой, но они активно стремятся защитить свои человеческие права и преобразовать окружающую действительность. Переживания, чувства, настроения персонажей раскрываются во внешних действиях, поступках и жестах. Пушкин подчеркивает индивидуальные и раскрывает социально-типические черты героев.
    Сколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина “бездна пространства”. По словам Чернышевского, до Пушкина “еще никто не писал таким легким и живым языком”. Пушкин смело ломал роды, жанры и создавал новые. Он оставил примеры политической, философской, любовной и пейзажной лирики. Создал первый роман в стихах; писал трагедии и драмы, статьи, предисловия, рецензии, дневники и исторические исследования.
    Творчество Пушкина стало образцом реалистичного метода и стиля. Пушкин создал образы “лишнего человека”, “маленького человека”, самоотверженный образ русской женщины.
    По словам В. Г. Белинского, А. С. Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, “работая для настоящего, приуготовляют будущее”. Сейчас его произведения переведены на многие языки и изучаются во многих странах мира, его идеи и сегодня сохраняют свою могучую силу.

  8. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы

  9. Пушкин и русская литература
    Пушкин — великий русский национальный поэт. По справедливому определению Гончарова, «он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников».
    Как Ломоносов был отцом русской науки, так Пушкин стал родоначальником новой русской литературы.
    1. Пушкин создавал новую литературу, опираясь на ценнейшие достижения своих предшественников и устной народной поэзии, учитывая в то же время и творческий опыт лучших писателей Запада. Но к прошлой и современной ему литературе как России, так и Запада Пушкин подходит строго критически. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Пушкин и русская литература. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Он продолжает, углубляет и развивает только то, что было исторически прогрессивным, что служило делу развития русской народной национальной литературы.
    2. Пушкин особенно ценил тех предшествовавших ему и современных русских писателей, в произведениях которых он видел народность. Такими писателями он считал Фонвизина, Крылова и Грибоедова.
    Поэзия Пушкина носит подлинно народный характер. Белинский указал на такую разницу между народностью Крылова и Пушкина: Крылов выразил своими баснями «одну только сторону русского духа» — национального русского характера. Пушкин отразил в своём творчестве всю полноту его.
    По мысли Пушкина, литература станет народной тогда, когда она будет выразителем народной культуры, отражением культурных интересов нации, основной темой возьмёт судьбу народа. Такими и являются произведения Пушкина.
    Народность его творчества проявляется и в темах, которые он ставил, и в подходе к разрешению их, и в раздумьях о судьбах страны, и в изображении действительности и типических особенностей русского национального характера, и в картинах русской природы, и в языке, которым он писал свои произведения.
    3. Величайшей заслугой Пушкина было утверждение в литературе критического реализма. Широта охвата действительности и глубина проникновения в неё, раскрытие противоречий общественной жизни, всестороннее раскрытие человеческого характера, критика современности в согласии со взглядами и чаяниями народных масс и указание перспектив развития общества — всё это составляет сильнейшие характерные черты пушкинского реализма.
    4. Творчество Пушкина отличается высокой идейностью, гуманизмом и демократизмом. В его произведениях звучит голос подлинного патриота-гражданина, горячо любившего свою страну и свой народ и гордившегося им. Любовь к родине и к её на многократно переводятся на разные языки, высоко оцениваются писателями и критиками.
    Пушкин находит на Западе восторженных поклонников своего творчества.
    В конце XIX века Пушкина уже считают, одним из величайших поэтов мира.
    Пушкин является великим национальным поэтом; его творчество с огромной полнотой, глубиной и художественной силой выразило национальные особенности, широту и могущество духовных сил русского народа. Это прежде всего и составляет тот вклад, который внёс Пушкин в общую сокровищницу мировой культуры, обогатив её. Подлинно национальный характер творчества Пушкина обусловил его мировое значение.
    История литературы есть история борьбы за реализм, за «поэзию действительности», за художественно правдивое отражение основных явлений, совершающихся в жизни. Определить мировое значение Пушкина — это значит определить то место, которое занимает пушкинское творчество в истории борьбы за реализм.
    В этом отношении место и значение Пушкина в истории мировой литературы определяется двумя основными моментами.
    Пушкин — родоначальник самого передового для своего времени русского критического реализма, явившегося результатом глубокой связи передовой русской литературы с народом, с его освободительной борьбой. «Евгений Онегин» — это первый образец действительно реалистического романа в XIX веке. В «Борисе Годунове» Пушкин создал подлинно реалистическую и народную трагедию, впервые показав народ как движущую силу истории. «Капитанская дочка» — первый реалистический исторический роман, новый этап в развитии этого жанра.
    Основой, на которой вырос реализм Пушкина, была связь творчества великого поэта с революционно-освободительным движением народа.
    Подлинный реализм, огромное идейное богатство, народность — высокая человечность и совершенная художественная форма — вот тот ценный вклад, который внёс Пушкин в сокровищницу передовой мировой литературы.

  10. Одна из моих любимых сказок – «Сказка о царе Салтане». Мама читала мне ее перед сном и я оказывался в волшебном, завораживающем мире. Эту сказку я мог слушать каждый вечер, она мне совсем не надоедала. Сейчас я стал старше, мне стала ближе лирика поэта. Такие стихи, как «Признание», «Желание», «Анчар» не могут оставить равнодушным никого.
    Пушкин одинаково хорошо писал и о любви, и о природе, и о войне, и о свободе. Его образы полноценны и объемны, все они несут определенный посыл. Поэт учит нас честности, щедрости, верности своим принципам. Он воспевает в своих произведениях лучшие душевные качества, призывая не терять их, какими бы ни были обстоятельства.
    Хорошим примером этому можно считать «Капитанскую дочку». Главный герой произведения, Петр Гринев, хоть и вырос в аристократической семье, не был испорчен. У него была добрая и честная душа, а еще он оказался верным долгу и очень отважным. Такие герои всегда восхищают читателя, с них хочется брать пример.
    Просто и красиво Пушкин доносит до читателя свои мысли и чувства. Его язык очень гармоничен и понятен каждому. Поэт не является сторонним наблюдателем происходящего, он всегда искренне сопереживает своим героям и заставляет сопереживать нас.
    Произведения Александра Сергеевича во все времена входили в школьную программу и не зря. Они многому нас учат, заставляют любить и гордиться родным языком, настолько красиво они сложены. Этот поэт уникален и, думаю, навсегда останется таковым, он «памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *