Сочинение на тему роль религии в жизни человека и общества

10 вариантов

  1. В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
    В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея – «все мы – христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).
    Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением – источником общественной напряженности.
    В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ.
    Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.
    Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация, относя к последней все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией.
    А религия, составляющая основу и стержень культуры, – один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели – то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация. Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.
    Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.
    В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.)
    Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству…

  2. Термин религия пришел к нам из латинского языка и в переводе означает нечто связывающее, соединяющее. Одной из главных особенностей религии выступает вера в сверхъестественное. сам термин “религия” обществоведами определяется как вера в сверхъестественные силы, объединяющая людей в единую общность.
    Мир знает три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. самая древняя считается буддизм. А самой молодой религией признан ислам. Христианство делится на три ветви, это католичество, православие и протестанство.
    Религия в обществе реализует некоторые важные функции. Религия наполнена религиозными нормами и выступает одним из регуляторов общественного поведения. Религиозные нормы, наряду с нормами морали и правовыми нормами – являются социальными нормами.
    Религия воспитывает в человеке определенные качества. Зачастую эти качества очень положительно характеризуют человека верующего. Речь идет о таких качествах как доброта, любовь, преданность, милосердие и т.д.
    Только религия способна ответить на вопрос6 “В чем смысл жизни?”, ” что будет с человеком после его смерти?”. Таким образом, религия решает духовные проблемы человека в обществе.
    Утешительно-компенсаторная функция религии означает то, что религия способна помочь человеку найти новые стимулы к жизни, найти новые ориентиры и идеалы в своей жизни. Религия способна поддержать человека, подарить ему надежду и веру.
    Коммуникативная функция религии выражается в возможности расширить круг общения человека, тем самым избавив его от одиночества. Религия способна как интегрировать массы людей, так и дезинтегрировать, то есть разъединять людей, превращая их жизнь в религиозную борьбу за истинного Бога.
    Важными элементами религии выступают ее организации. В разных религиях такие организации называются по-разному, но суть у них одна – объединять под своим началом всех верующих. У таких организаций есть своя система иерархии, с распределением власти внутри религиозной структуры.
    В Конституции РФ закреплено, что все религии являются равными и добровольными для своих членов. В государстве Россия нет официальной государственной религии. государство гарантирует всем верующим свободно осуществлять свой культ.
    Ответы на другие вопросы из курса обществознания можно найти в РАЗДЕЛЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (5-11 КЛАСС) или перейти по ссылке.

  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
    БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «САМАРСКИЙ
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Министерства
    здравоохранения Российской Федерации
    Кафедра
    философии и культурологии
    Эссе
    На
    тему:
    «
    Роль религии в современном мире »
    Выполнила
    студент 1 курса
    стоматологического
    факультета
    СИ-13
    группы
    Е.А.
    Смирнов
    Научный
    руководитель
    Кафедры
    философии и культурологии
    Я.А
    Голубинов
    САМАРА
    2014
    В
    целом религия всегда играла и играет
    стержневую роль в попытках найти опору,
    с помощью которой можно если не перевернуть
    мир, то хотя бы не выпасть из него самого.
    Религия является особым типом общественного
    сознания, воли и бытия. Как общественное
    сознание она выступает в виде коллективного
    верования, веры в сверхъестественное,
    прежде всего, в Бога (Богов). Как
    общественная воля она выступает в виде
    тех или иных норм-правил поведения,
    частью моральных, частью правовых,
    частью сугубо религиозных. Как форма
    общественного бытия она выступает в
    виде системы обрядов и религиозных
    действий (молитв, крестного знамения,
    поста и т. д.).
    Сложно
    недооценить роль религии в жизни
    человечества. Более того, историю нашего
    с вами вида можно рассматривать как
    историю религии и отношения к ним людей,
    недаром же существует определение
    человека как «существа, поклоняющегося
    богам».
    Невозможно
    однозначно оценить влияние религии на
    развитие общества, поскольку в любой
    момент времени можно выделить как
    положительные, так и отрицательные
    стороны религии.
    Религия
    в современном обществе занимает все
    более важное место. Деятельность
    религиозных объединений охватывает
    широкий спектр общественных отношений:
    духовных, культурных, правовых,
    экономических политических.
    Религиозный
    фактор оказывает влияние на развитие
    многих общественных процессов в области
    межнациональных и межконфессиональных
    отношений, способствует формированию
    нравственных ценностей в сознании
    общества. Сегодня церковь является
    одной из хранительниц традиционных
    духовных ценностей в России и оказывает
    значительное влияние на формирование
    и развитие ее государственности и
    культуры. В современном демократическом
    государстве религиозные вероучения
    выполняют роль регулятора нравственных
    ценностей в обществе, носителя моральных
    традиций и устоев.
    Несмотря
    на процессы секуляризации, роль религии
    в современном обществе продолжает
    оставаться серьезной. Наука, решив
    многие проблемы познания мира и овладения
    человеком силами природы, вынудив
    религию встать на рискованный для нее
    путь модернизации, отодвинула границу
    познания к еще более сложным, чем ранее,
    проблемам, более сложным по философской
    глубине. В новых областях познания
    утратили значение многие привычные
    понятия, и это произошло прежде всего
    потому, что сегодня наука вышла далеко
    за пределы чувственно доступного
    человеку наглядного мира. Возникающие
    «ножницы» между обыденным и научным
    видением мира, ощущение соприкосновения
    с глубинами непознанного и остающегося
    для человеческого разума «тайной» – все
    это дает новый шанс для религиозного
    мировосприятия, не говоря уже о том, что
    сама гигантски возросшая мощь человеческого
    деяния ставит нас теперь перед проблемой
    последствий научно-технического
    прогресса и, стало быть, его нравственной
    состоятельности.
    В
    наш век религии вступили с грузом
    традиций сопротивления новым знаниям
    и движениям за обновление общества.
    Господствующие церкви пользовались
    поддержкой государства и официальным
    признанием, решительно выступая против
    демократических движений. Поэтому в
    широких слоях населения многих стран
    было распространено убеждение, что
    религия не помогает угнетенным и
    эксплуатируемым в борьбе за лучшие
    условия существования, а часто препятствует
    их усилиям.
    В
    то время, когда социальные волнения и
    стремление к демократизации общества
    охватили весь мир, религия оставалась
    оплотом тех сил, которые противились
    любым переменам, стремились сохранить
    старые порядки. На этом фоне укрепилось
    влияние марксизма с его критикой религии.
    Первая
    мировая война, унесшая 10 млн. жизней,
    подорвала религиозную веру, доверие к
    церковным властям, оправдывающим «свои
    правительства» и их участие в войне.
    Церкви – и прежде всего римско-католическая
    – дискредитировали себя поддержкой
    одиозных и антинародных режимов в разных
    странах. Однако уже в 20-30-е гг. и, особенно
    в годы Второй мировой войны, вступили
    в действие факторы, способствовавшие
    укреплению позиций религии, росту ее
    влияния.
    Тяготы
    и лишения войны создавали благоприятную
    почву для массового распространения
    таких чувств и переживаний, как страх
    за себя и своих близких, одиночество,
    отчаяние. Даже в СССР, где атеизм активно
    пропагандировался в течение 20 лет, народ
    потянулся к религии. Трудно оценить
    позицию церкви в годы войны однозначно.
    С одной стороны, церковь часто выступала
    духовной опорой Сопротивления, с другой
    стороны, трудно обойти вниманием такой
    факт, что в годы войны римско-католическая
    церковь в лице папы римского продолжала
    активно сотрудничать с фашистской
    Германией. После окончания Второй
    мировой войны религии более активно,
    чем когда бы то ни было, вступают в диалог
    с «миром». Католическая и православная
    церкви осудили марксизм, заняли более
    гибкую позицию, порвав с традициями
    холодной войны: церковь должна служить
    интересам человека, а не той или иной
    системы. Второй Ватиканский собор
    отразил тенденцию сближения церкви с
    «миром» , поставив задачу повернуть
    церковь лицом к современному миру, его
    заботам и нуждам. В настоящее время
    религиозные организации обращаются к
    вопросам экономической жизни, политики,
    демографии, но, в первую очередь, к
    проблеме предотвращения ядерной войны.
    Практически все конфессии и церкви
    высказались сегодня по вопросам
    губительности войн, необходимости
    решения экологических проблем, ценности
    семьи и семейных отношений, безнравственности,
    беспорядочных половых связей, употребления
    наркотиков. Положение религии в
    современном обществе достаточно
    противоречиво и оценить ее роль,
    возможности и перспективы однозначно
    невозможно. Определенно можно сказать,
    что характерным и закономерным для
    современности является развитие
    секуляризации общественного сознания.
    Сегодня очевидно, что религия играет
    заметную роль в жизни общества.

  4. Одесский
    Национальный Экономический Университет
    Эссе
    по психологии
    на тему:
    «Роль
    религии в жизни человека»

    Студентки
    2 курса
    Цьоць Анны
    22 группа,
    ФЭУП
    Одесса
    2011
    Вероятно,
    никто не будет спорить, что религия —
    это  один  из  важнейших факторов
    человеческой истории. Можно,  в
    зависимости  от  ваших  взглядов,
    утверждать, что человек без религии не
    стал бы человеком, можно (и это тоже существующая
    точка зрения) с  равным упорством
    доказывать,  что без нее человек был
    бы лучше  и  совершеннее.  Религия
    —  реальность  человеческой жизни,
    именно так и следует ее воспринимать.
    Роль религии в жизни конкретных людей,
    обществ и государств  неодинакова.
    Достаточно сравнить двух человек: одного
    — живущего по  законам  какой-либо
    строгой и изолированной секты, а другого
    — ведущего светский образ жизни  и
    абсолютно равнодушного к религии.
    Так  же  обстоит  дело  с
    различными обществами  и  государствами:
    одни  живут  по  строгим
    законам   религии (допустим, ислама),
    другие предлагают полную свободу в вопросах
    веры  своим гражданам и вообще не вмешиваются
    в религиозную сферу, а в третьих  религия
    может находиться под запретом.
    Религии могут объединять людей либо
    разъединять  их,  вдохновлять
    на  созидательный  труд,  на
    подвиги, призывать к бездействию, покою
    и созерцанию, способствовать распространению
    книжности и развитию искусства и в
    то  же  время  ограничивать
    какие-либо сферы культуры, накладывать
    запреты на отдельные виды деятельности,
    науки и т.д. Роль религии всегда необходимо
    рассматривать конкретно как роль данной
    религии в данном обществе и  в  определенный
    период.  Ее  роль  для  всего
    общества, для отдельной группы людей
    или  для  конкретного  человека
    может быть различна.
    Вместе
    с тем можно говорить, что религии
    обычно свойственно выполнять
    по отношению к обществу и отдельным личностям
    определенные функции. Это такие функции.

    Во-первых
    , религия,  являясь
    мировоззрением,  т.е.  системой
    принципов, взглядов,  идеалов  и
    убеждений,  объясняет   человеку
    устройство   мира, определяет его
    место в этом мире, указывает ему, в чем
    состоит смысл жизни.
    Во-вторых
    (и это следствие первого),  религия
    дает  людям утешение,
    надежду,
    духовное удовлетворение, опору. Совершенно
    не  случайно  люди  чаще всего
    обращаются к религии в тяжелые моменты
    своей жизни.
    В-третьих,
    человек, имея перед собой некий религиозный
    идеал,  внутренне меняется и становится
    способен нести идеи своей религии, утверждать
    добро и справедливость (так, как понимает
    их данное учение), смиряясь  с  лишениями,
    не обращая внимания на тех, кто  осмеивает
    или  оскорбляет  его.  (Конечно,
    доброе начало можно утверждать лишь в
    том случае, если ведущие  человека
    по этому пути религиозные авторитеты
    сами чисты душой, нравственны и  стремятся
    к идеалу.)

    В-четвертых
    , религия управляет поведением
    человека  через свою  систему ценностей,
    моральных установок и запретов. Она может
    существенно  влиять  на большие
    сообщества и целые государства, живущие
    по законам  данной  религии. Конечно,
    не стоит идеализировать положение: принадлежность
    к  самой  строгой религиозно-нравственной
    системе не всегда удерживает человека
    от совершения  неблаговидных  действий,
    а  общество  от безнравственности
    и  преступности.  Это   печальное
    обстоятельство   есть следствие
    слабости и несовершенства человеческой
    натуры  (или,  как  сказали бы последователи
    многих религий, «происки сатаны» в человеческом
    мире).
    В-пятых,
    религии способствуют  объединению
    людей,  помогают  складыванию наций,
    образованию и укреплению государств
    (например, когда Русь  переживала период
    феодальной  раздробленности,  отягощенный
    иноземным   игом,   наших далеких
    предков объединяла  не  столько
    национальная,  сколько  религиозная
    идея — «все мы — христиане»). Но  тот
    же  самый  религиозный  фактор
    может приводить к разделению, распаду
    государств и обществ,  когда  большие
    массы людей  начинают  противостоять
    друг   другу   по   религиозному
    принципу. Напряженность и противостояние
    возникает  и  тогда,  когда
    из  какой-нибудь церкви выделяется
    новое направление.
    Среди
    последователей  разных  религий
    периодически  возникают   крайние
    течения, члены которых считают, что только
    они живут по божеским  законам  и
    правильно  исповедуют  свою  веру.
    Нередко  эти  люди  доказывают
    правоту жестокими  методами,  не
    останавливаясь  перед  террористическими
    актами. Религиозный экстремизм (от лат.
    ехп-етиз — крайний), к  сожалению,
    остается и в  XXІ  в.  довольно
    распространенным  и опасным явлением
    — источником общественной напряженности.

    В-шестых
    , религия является вдохновляющим
    и сохраняющим фактором  духовной жизни
    общества.  Она  сберегает  общественное
    культурное  наследие, буквально преграждая
    дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь
    чрезвычайно неверно воспринимать как
    музей, выставку  или  концертный
    зал;  приезжая  в любой город или
    в чужую страну, вы наверняка одним из
    первых  мест  посетите храм, который
    вам с гордостью покажут  местные
    жители.  Не буду вдаваться в давний
    спор о том,  является  ли  культура
    частью  религии  или,  наоборот,
    религия частью культуры  (среди
    философов  бытует  и  та,  и
    другая  точка зрения), но совершенно
    очевидно, что религиозные  идеи
    со  времен  глубокой древности лежали
    в  основе  многих  сторон  творческой
    деятельности  людей, вдохновляли
    художников.   Конечно,   в
    мире   существует   и
    светское (внецерковное, мирское) искусство.
    Иногда искусствоведы пытаются  столкнуть
    светское и церковное начала в художественном
    творчестве  и  утверждают,  что
    церковные каноны (правила) мешали
    самовыражению.  Формально  это
    так,  но, если проникнуть в глубину
    столь непростого вопроса, можно убедится,
    что канон, отметая все лишнее и второстепенное,
    наоборот,  «раскрепощал»  художника
    и давал простор его самовыражению.
    Философы предлагают четко различать
    два понятия: культура и  цивилизация,
    относя к последней все достижения науки,
    техники,  расширяющие  возможности
    человека, дающие ему жизненный  комфорт
    и  определяющие  современный
    образ жизни. Цивилизация подобна  мощному
    орудию,  которое  можно  употребить
    во благо, а можно превратить в средство
    убийства:  в  зависимости  от
    того,  в чьих  руках  оно  находится.
    Культура,  как  медленная,  но
    могучая  река, вытекающая из древнего
    истока часто  вступает  в конфликт
    с  цивилизацией.  А  религия,
    составляющая  основу   и
    стержень культуры, — один  из  главных
    факторов,  который  предохраняет
    человека  и человечество от распада,
    деградации и  даже,  возможно,
    от  нравственной  и физической гибели
    —  то  есть  всех  угроз,
    которые  может  нести  с  собой
    цивилизация.
    Таким образом,  религия  выполняет
    в  истории  созидательную  культурную
    функцию.  Ее  можно проиллюстрировать
    на  примере Руси   после   принятия
    христианства в конце IX в. Христианская
    культура с  многовековыми  традициями
    утвердилась  и  расцвела тогда в
    нашем Отечестве, буквально преобразив
    его.
    Опять же не нужно идеализировать картину:
    ведь  люди  есть  люди,  а
    из человеческой истории можно извлечь
    и  совершенно  противоположные
    примеры. Извесно, что после утверждения
    христианства  государственной религией
    Римской империи, в Византии и в ее
    окрестностях  христианами  было
    разрушено немало величайших памятников
    культуры античной эпохи.

    В-седьмых
      (это связано с предыдущим
    пунктом),  религия способствует
    упрочению
    и  закреплению  определенных
    общественных  порядков,  традиций
    и законов жизни.  Так  как  религия
    более  консервативна,  чем  любой
    другой общественный институт, она в
    большинстве  случаев  стремится
    к  сохранению устоев, к  стабильности
    и  покою.  Хотя,  безусловно,
    и  это  правило  не обходится без
    исключений.

    -Важна
    ли вера и религия в
    жизни людей?

    Примерно такой
    вопрос задавали жителям 24 стран, в
    итоге было опрошено более 18 тысяч
    человек, и на основании этого
    сделаны следующие выводы:
    Из каждых десяти
    опрошенных – семеро респондентов
    заявили, что их религия играет важную
    роль в их жизни, и просто важна им.
    Причем данных
    по отношению к мусульманским
    и христианским странам разнятся:
    Мусульмане:
    97 процентов
    ответили, что религия важна в их жизни;
    61 процент верит,
    что именно их религия – это самый верный
    путь к спасению и освобождению;
    61 процент утверждает,
    что именно их вера и религия являлись
    и являются ключевыми мотивами для оказания
    помощи нуждающимся.
    Христиане:
    66 процентов
    – религия важна для них;
    19 процентов
    – именно христианская религия (те или
    иные ее течения) единственно верный путь
    к спасению;
    24 процента
    – только их религия побуждает их делать
    добрые дела.
    И это подытоживается
    напыщенными словами высокопоставленных
    лиц мира сего, к примеру такими:
    «Это исследование
    показывает, какое большое значение имеет
    религия и никакие политические или социальные
    проблемы современного мира не разрешаются
    без осознания соотношения религии и процесса
    глобализации
    «
    Хотя на самом
    деле – то зрелище довольно печальное…
    из мусульман более 60 процентов почти
    готовые фундаменталисты ,которые
    готовы любой ценой отстаивать свою религию,
    и готовы бороться против всякого, кто
    посмеет косо взглянуть на их религию, а
    среди христиан около 20 – 30 процентов
    живут в постоянном страхе, с тревогой
    оглядываясь на небо, опасаясь, что любой
    их шаг может быть расценен, как грехопадение…
    Да и с другой
    стороны, мир все еще выкорабкиваемся
    из кризиса, который ударил в основном
    по малоимущим и среднему классу, и естественно,
    что многие пытаются найти причины и ответы
    именно в религии, которая щедро дает обещания,
    но вот исполнение их откладывает на длительно
    – неопределенный срок.
    Литература
    http://www.inyemysli.ru/?p=1847
    Важна ли вера и религия
    в жизни людей?

    http://diplomforum.ru/f85/t1692.html
    Место и роль религии
    в духовном опыте человека
    и человечества

  5. Министерство образования и науки Республики Казахстан
    Государственный университет имени Шакарима г.Семей
    С.р. №1
    На тему: Религия в жизни общества
    Выполнила: Жолдина Найля
    Группа: ДЯ-406
    Проверила: Бралинова Д.И.
    г.Семей 2014
    Религиоведение – одна из интереснейших наук, изучающая особенные области культуры людей. Один из волнующих вопросов общества в области религии – ее значение в обществе.
    Религия на сегодняшний день является немаловажным фактором в развитии любой культуры. Ее место в жизни того или иного общества определяется разными обстоятельствами: человеческого восприятия, степенью развития общества, культуры, воспитания, традиций.
    Религия существует много веков, вероятно, также долго, как существует человечество. За это время оно развило множество разновидностей религии, такие как буддизм, христианство, ислам, индуизм, конфуцианство, синтоизм, сикхизм, иудаизм и др.
    Религия, в первую очередь, поясняет человеку, как устроен мир, находит его место в обществе и помогает понять, в чем состоит смысл его жизни.
    Религия представляет собой сдержанность, веру, духовное удовлетворение для человека. Неспроста люди, как правило, нуждаются в религии в нелёгкие моменты своей жизни. Религия важна для людей в плане духовного развития, посредством создания для себя религиозных идеалов, он начинает безвозмездно, бескорыстно помогать людям, становится добрее и справедливее, не смотря на усмешки, со стороны.
    Благодаря религии сплачиваются народы, образование выходит на новый уровень, усиливаются государства.
    Но в некоторых случаях религия может привести к обратному- разъединению, к распаду государств и обществ, начинается противоборство групп людей, вследствие религиозных ценностей и взглядов.
    Религия контролирует человеческие действия, через свои системы ценностей, духовные предписания и запреты.
    Но не для всех роль религии одна, она различна и представляет собой противоречивые взгляды. Стоит только сравнить двух людей: одного – строго соблюдающего правила, запреты присущие какой-либо религии, а другого – ведущего свободный, по отношению к религии, образ жизни, и совершенно равнодушного к ней. У них разные идеи, принципы, взгляды и ценности. религия вера ценность
    В заключении, хочу сказать, неважно придерживаетесь ли вы какой-либо религии или, наоборот, полностью отрицаете ее значимость и пользу, обретите веру. Неважно в какие силы вы будете верить, в первую очередь, верьте в себя, а потом в своих близких и вместе вы сможете преодолеть многие проблемы. Принуждать же к вере никто не имеет права, каждый человек сам почувствует ее, когда наступит время. Вера для каждого из нас очень важна и поможет, во всех трудных ситуациях.

  6. Характеризуя, анализируя высказывание Вольтера («Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать»), нельзя не отметить, что философ-просветитель придерживался мнения, что общество не может существовать без наличия какого-либо верховного, сверхъестественного, какого-то Божества, как упоминалось выше. Свою точку зрения он ясно выражает в данном афоризме. Действительно, если, согласно подходу Вольтера, общество обречено на гибель без понятия божества, тогда вполне логично, что в интересах самих людей будет придумать нечто главенствующее над всем. Не следует заниматься доказательством существования Бога, или же пытаться выяснить, есть ли вообще это сверхъестественное. Суть заключается не в самом божестве, не оно как отдельная категория интересует нас, важна его роль в обществе, слишком велико влияние существования понятия бога для нормальной жизни человечества. Именно поэтому мы не пытаемся выяснить истинность существования бога, нас интересует его роль, мы даже готовы придумать его, более того, нам это почти необходимо. В противном случае, цивилизация обречена на гибель.
    «Атеизм – это тонкий лед: один человек пройдет, а целый народ провалится» – Френсис Бэкон считал атеизм неприемлемым для целого народа, для толпы. Сам автор изречения – сторонник религии откровения, то есть той, которая признана государством. При этом нельзя назвать его ярым противником атеизма. Бэкон выделяет две «альтернативы» истинной религии, суеверие и атеизм. Суеверие – это искаженная вера в бога, выродившаяся, корыстная религия, оно благоволит развитию фанатизма и безнравственности. Бэкон признает, что неверие предпочтительнее, чем такая вера. Разумное неверие – своего рода религия, однако такой разумный атеизм может быть присущ одному человеку и поэтому приемлем, целый народ же провалится под этот тонкий лед.
    Эти высказывания объединены одной категорией, все они затрагивают тему религии, если быть точнее, тему роли, места религии в обществе. Авторы афоризмов определяют, что такое религия для общества, важность ее существования. Я выбрала именно эту категорию не случайно. Меня всегда интересовал вопрос существования чего-то сверхъестественного и институт церкви в обществе. Все народы с давних времен имеют свои, пусть различающиеся, религиозные установки, какие-либо верования. Ведь это не случайно. Наверное, людям просто необходимо верить в существование неземных сил, влияющих на человеческую судьбу и жизнь. Почему же это так? Я думаю, данное явление может быть объяснено рядом причин. Об этом я буду говорить позже.
    Вопрос религии рассматривался многими философами, практически все они имели определенный взгляд на существование Бога, на особенности веры людей. В частности, авторы высказываний, Фрэнсис Бэкон, Зигмунд Фрейд и Вольтер, уделяли внимание этой проблеме в своих трудах. Все они сходятся на том, что религия – неотъемлемая часть существующего общества. Каждый из них видит разные причины для этого существования. Интересно каждое объяснение, так, Зигмунд Фрейд рассматривает поставленный вопрос с точки зрения психоанализа. Возможно, специально созданная иллюзия бога и не идеальна, и не имеет прав на существование, однако как и любой невроз, трудно искоренима. Она стала уже неотъемлемой частью общества. Да и стоит ли вообще с ней бороться? Так ли она не нужна?
    Вольтер убежден, что религия имеет значимую роль, необходима в обществе, потому что общество просто не сможет существовать без такой объединяющей силы. Народная масса, чтобы не распасться и пребывать в порядке, должна быть чем-то сплочена. Ничто так не объединяет и не заставляет держаться вместе, как общая вера. На основе совместных убеждений создаются традиции, нормы, законы, единая цель и стремление. Религия – это идеологическая основа, без которой общество уже не общество. Ведь даже по определению общество – это не произвольная толпа, это люди, объединенные идеей и имеющие общую цель.
    Подход Бэкона предполагает три основных пути взаимодействия общества и религии: истинная религия (для него это религия откровения), суеверие, искаженная вера, и атеизм. Действительно, либо человек верит в существование высших сил, либо он отрицает их существование, тогда он атеист. Фрэнсис Бэкон считает, что для общества атеизм неприемлем, ибо он может быть доступен пониманию разумного индивида, массы же, как правило, не собранные вместе мыслящие индивиды, это уже толпа людей. Чтобы держать толпу в порядке, необходимы общие убеждения, подразумевающие наличие высшего авторитета, с его правилами. А атеизм может быть воспринят как отсутствие всяких правил и полная свобода.
    Я считаю, что связь общества и религии многосторонняя, и ряд причин обуславливает существование этой взаимосвязи. Религия возникла еще на заре появления человеческой цивилизации. Люди всегда во что-то верили, людям необходима вера, изначально господствовало многобожие и язычество. В честь божеств возводились храмы, гнева небесных обитателей боялись, им приносили жертвы. Уже тогда страх немилости богов и вера в их милосердие регулировали поведение, действия людей. Всегда важным был вопрос жизни после смерти, как составляющая религиозных верований. Ведь за недостойный образ жизни можно было понести вечное наказание за пределами этого мира, в неземной жизни. Так, мифы Древней Греции повествуют о Сизифе, который не слушался богов, за что поплатился в царстве Аида, будучи приговоренным к нескончаемому безрезультатному труду. Такие предания были поучительны для живущих членов общества. Таким образом, создавалось некое подобие моральных правил. Часто они были занесены в особую священную книгу: Евангелие, Коран. Встает вопрос, для чего вообще на ранних этапах развития человечества была изобретена религия, как произошло, что она стала так важна? На мой взгляд, одной из основных причин было то, что люди, не обладавшие обширными научными знаниями, имевшие очень ограниченные представления о мире, полном необычного и необъяснимого для них тогда, стремились дать какое-либо объяснение происходящим явлениям природы или событиям жизни. Будучи неспособными знать истину, получить разумное объяснение, они ссылались на невидимые силы, регулирующие жизнь на Земле. Такой подход давал определенность, понимание происходящего, создавал некие закономерности, упорядоченность. Теперь люди хоть как-то могли, как им казалось, влиять на события. Они делали это через связь с богами. Принеся жертву, совершив благой поступок, можно задобрить бога, можно надеяться, что он выполнит просьбу. Гневом всевышних сил объяснялись стихийные бедствия, засухи, природные катаклизмы. Низкий уровень развития науки, техники делал людей беспомощными, как они могли защититься от таких бедствий? Понятие же бога давало возможность надеяться на его милость, дарованную в награду за благопристойное поведение, часто за жертвенные приношения и почести в честь богов. То есть, религия изначально была создана как возможность объяснить неведомое, с помощью нее можно было косвенно влиять на независящие от человека того времени события. В этом вопросе мое мнение отчасти совпадает с точкой зрения З.Фрейда на то, как появилась, как возникла религия. Был рассмотрен период того самого «детства» цивилизации, которая создала себе отца, следящего за ребенком, методом кнута и пряника воздействующего на его поведение. С контролем свыше люди чувствуют себя более защищенными, так и проявляется невроз, синдром навязчивости.
    Впоследствии, когда развивается общество, многие явления природы становятся понятны разуму человека, люди умеют отчасти контролировать природу, становятся сильными, способными противостоять многим внешним бедствиям, религия приобретает несколько иное значение.
    Во-первых, то, которое описывает Фрейд, то есть она важна для общества, возвращающегося к ранним воспоминаниям о защитнике, берущем часть ответственности на себя. Наличие всевышнего облегчает выбор, зачастую являющийся источником зла. Когда знаешь, что такое хорошо, а что такое плохо, этот выбор уже предопределен, заранее известно, как нужно поступить, чтобы поступок согласовывался с волей бога, то есть был «правильным».
    Во-вторых, священные книги становятся определенным сводом моральных законов, по которым живет общество. Это как не обсуждающаяся данность, дающая возможность разграничить зло и добро. Вообще, как человек может понять, как поступать правильно с точки зрения морали. Ведь мы все, казалось бы, знаем, что так поступать нехорошо, непорядочно. А почему? Где тот критерий, определяющий наше мнение о правильности поступка. Попытавшись понять это, мы, скорее всего, придем к тому, что просто есть чувство, это, наверное, называется совестью. Она подсказывает нам, дает понять, как делать хорошо, нравственно, а как нет. Однако неужели мы рождаемся с таким пониманием? Кто гарантирует, что все обладают этой самой совестью? Как тогда объяснить поступки некоторых людей, которым их поведение кажется абсолютно нормальным, в то время, как для других оно просто неприемлемо, не согласуется с принципами совести? Тяжело представить себе, чтобы у человека было врожденная мера зла и добра. Я придерживаюсь мнения, что моральные представления индивида формируются. Многое зависит от воспитания и окружения. Человек в процессе своего развития, формирования, особенно в детском возрасте, чаще всего сильно подвержен влиянию и мнению авторитетных для него людей. Следовательно, нравственные правила конкретного члена общества закладываются в него извне. А религия предполагает наличие целого свода таких упорядоченных правил. Я не имею в виду, что каждый должен прочесть Библию или иной свод заповедей, чтобы стать нравственным человеком, просто священные книги являются источником морально-этических норм, которые могут прививаться ребенку родителями или другими людьми.
    Идя дальше, хочу выделить еще одно значение религии в обществе. Церковь – общественный институт, являющийся одним из инструментов власти. Во многих случаях именно властные структуры «создавали» религию. Ярким примером может послужить Русь, крещение которой произвел Владимир Креститель. Именно он в 988 году избрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. То есть государству было необходимо наличие единого Бога, принятие христианства имело под собой цель духовного объединения, которое бы упрочило целостность страны, укрепило государство. Показателен процесс выбора государственной религии. Владимир колебался между иудаизмом, исламом, христианством и еще несколькими верами. Примечательно то, что определяющей была совместимость правил, заповедей данной религии с традициями народа, привычным укладом жизни. Так, посланникам мусульманской веры, пытавшихся склонить великого князя к принятию их вероучения, Владимир отвечал, что запрет данной религии на употребление вина неприемлем, ибо вино есть веселие для русских. Возникает вопрос, а как же истинная вера, духовные убеждения? Совершенно ясно, что в нашем случае присутствует исключительно прагматичный подход, принятие христианства ради сплочения государства, усиления центральной власти. Русь – далеко не единственный пример такой связи религии с обществом.
    Есть и другие примеры, когда в реальности религия представлена совершенно по-иному, правила, пропагандируемые ею, разительно отличаются от прописанных в священных книгах и соответствующих нормам морали. В Средние века широко применялась практика искупления грехов. Достаточно лишь было заплатить определенную сумму, и все грехи прощались. Нет, не все. Те, на которые хватило денег. Так называемая индульгенция – искупление грехов. Странные, по меньшей мере, нравственные принципы формируются при таком подходе. Получается, за деньги можно купить все, раз уж душевное спокойствие продается. Такое провозглашение главенства денег формирует меркантильное общество, которое в итоге окажется раздробленным, ведь каждый будет стремиться заработать побольше, не сдерживаемый никакими ограничениями. Человек, позволяющий себе все, не имеющий внутренних ограничений, не может быть остановлен какими-то законами, только если они не могут запугать его. А в такого рода обществе и закон подкупен. Такой человек становится страшен. Он живет для себя. Общество, состоящее из эгоистичных индивидов, уже никакое не общество.
    Не секрет, что часто возникает ситуация, при которой церковь начинает борьбу за власть с представителями светского управления. Также существуют теократические государства, где церковь и осуществляет власть. Роль религии преображается. Это уже не возвышенные принципы, индивидуальные убеждения людей, искренне верующих, это законы, требующие беспрекословного выполнения. И такую роль играет религия в обществе. Однако сложно представить общество без какой-либо религии в широком понимании этого слова. Можно возразить, приведя в пример СССР, где устраивались гонения на представителей церкви, считалось аполитичной вера в бога. Но не стоит забывать, что в тот период партия была своеобразным богом для народа, люди практически молились на своих вождей, с благоговением говорили о них, верили в них. Чем же такая вера хуже традиционной веры в бога? Идея – это тоже религия.
    В современном обществе в развитых странах религия отделена от светской власти. Ныне человек сам решает, верить или нет. Это исключительно его выбор. На территории одной страны уживаются самые разные вероучения. Немалая часть населения считает себя атеистами. Это положение дел не согласуется с предсказаниями Вольтера и Бэкона, которые считали, что без религии не может существовать общество, что атеизм неприемлем для больших масс. Возможно, произошло то, о чем говорил Фрейд, и человечество избавилось, наконец, от невроза, от синдрома детских впечатлений. Выросло, повзрослело, поумнело, – более не нуждается в придуманной, иллюзорной защите.
    Мне кажется, что это не совсем так. Человек может не верить в существование сверхъестественного, при этом религия для него – внутренние моральные убеждения, его совесть, которая подсказывает, как правильно поступать. Эти внутренние установки, как я писала ранее, прививаются в процессе воспитания. Священные писания, на мой взгляд, это собранная веками человеческая мудрость. Представления людей о праведном образе жизни нашли свое отражение в религиозных книгах. Весь этот запас очевидных знаний и представлений о справедливости, добре и зле и есть наша религия, очищенная от внешних атрибутов, символов, не имеющая предмета веры.
    Стоит также рассмотреть точку зрения, по моему мнению, довольно рациональную, что каждый человек в душе эгоист, все, что он ни делает, он делает для себя. Я допускаю, что это преувеличение, однако само предположение не абсурдно. Действительно, часто наши желания вступают в противоречие с тем, что подсказывает воспитание и совесть. И часто побеждают желания. Ведь вполне разумно сказать: «Почему так поступать плохо? Кто сказал, что плохо? Мне же хорошо». Так вот, роль религии – совместить то, что хорошо для человека, с моральным «хорошо», развить в нем понимание блага для других, научить ценить интересы других, не ставить в центр собственное благополучие. Убедить человека в том, что для него что-то хорошо тогда, когда это не приносит вред окружающим.
    В заключение, хотелось бы сказать, что истинная религия – база, основа существования любого здорового общества. Она может иметь вид идеи, веры в бога или просто моральных норм, принятых в данной среде. Иными словами, религия в этом понимании – это общие нематериальные ценности, убеждения, духовное единство народа. При этом не следует забывать и о других функциях религии, таких как поддержка власти или путь объединения людей, укрепления единства народа.

  7. Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.
    Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.
    Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.
    1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
    2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.
    3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)
    4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).
    5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).
    В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.
    6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы, скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.
    Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.
    Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.
    И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.
    7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно.

  8. удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
    В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея – «все мы – христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).
    Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз – крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением – источником общественной напряженности.
    В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.
    Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация, относя к последней все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, – один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели-то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.
    Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.
    Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.
    Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.
    В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству…

  9. Все темы данного раздела:

    Казань 2009
    Содержание
    Введение. 4
    Курс лекций. 5
    Тема 1. ЭТНОГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА.. 5
    Тема 2. ЭТНОС и КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕ
    Становление этнологии и рождение этногеографии
    Рождение этногеографии как науки во многом обязано появлению и развитию двух областей человеческого знания – этнологии и географии. Обе эти науки зародились в Древней Греции, и их становление было
    Предмет этнологии и этногеографии
    Общественное сознание издавна пыталось объяснить многообразие этнического состава населения Земли. Одно из таких свидетельств – библейский рассказ о возведении Вавилонской башни высотой до небес. Б
    Этногеография в системе наук
    Обладая культурной компонентой и социальной структурой, этносы занимают определенное место в географическом пространстве. Этот факт является решающим для причисления этногеографии к комплексу геогр
    Методы этногеографических исследований
    В последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований.
    Одним из основ
    Понятие об этносе
    Сегодня каждый житель Земли входит в несколько сообществ: все мы, земляне, представляем сообщество людей – человечество; живущие в России, граждане одной страны, – россияне. Однако все мы уже с рож
    ЭТНИЧНОСТЬ – совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий
    Термин «этничность» пришел в отечественную этнологию из западной этнологической науки, где он определяется примерно как совокупность характерных культурных черт этнической группы. Этнические группы
    Современные концепции этноса
    С середины XIX в. в этнологии появились различные концепции, школы и направления. Некоторые из них благодаря строгому научному подходу на определенное время становились наиболее влиятельными и попу
    Теория этногенеза л.Н. Гумилева. Современные теории этноса в России
    Этнография (этнология) в России сложилась в виде научного направления в середине XIX в. и на ее развитие немалое влияние оказал эволюционизм. Наиболее извес
    Этническая идентификация – причисление себя к группе людей определенной национальности
    Этническая идентичность, как и идентичность в целом, формируется в процессе жизни в обществе, т.е. процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стремл
    Этнические процессы
    Этнос – динамическая система. Для него характерны не только преемственность, непрерывность развития, но и изменения во времени – этнические процессы. Этнический и расовый состав населения стран, ре
    Расы человечества
    На протяжении примерно одного миллиона лет с начала четвертичного периода, во время его ледниковых и межледниковых эпох вплоть до послеледниковой, современной эпохи, древнее человечество все шире и
    Расовые признаки
    Признаки, на основе которых выделяют расы разных порядков, многообразны. Наиболее наглядными являются степень развития третичного волосяного покрова (первичный волосяной покров существует уже на те
    Глаз без эпикантуса Глаз с эпикантусом
    Причины возникновения эпикантуса до сих пор не определены однозначно. Ряд авторов выдвинул гипотезу, что черты лица монголоидного типа – это специальный приспособительный признак для жизни в услови
    Образование рас
    Время образования расовых типов относят обычно к эпохе возникновения человека современного вида, неоантропа, в ходе которой в основном завершился биологический этап антропогенеза, что выразилось в
    Размещение рас в мире
    Сегодня достаточно четко закрепилось географическое положение современных рас.Негроиды обитают на большей части африканского континента и в Новом Свете, куда их вывезли в качестве
    Национально-языковой состав населения мира
    Родственные отношения языков строятся по схеме языковая семья–языковая ветвь – группа или подгруппа языков – отдельный язык. Язык – явление общественно-историческое,
    Происхождение языка
    Не следует смешивать вопрос о происхождении языка и вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков. Это два разных вопроса.
    Любой реально существующий или существовав
    Исчезающие и мертвые языки
    Также как и другие сферы жизни, которые знамениты многообразием своих форм, например, животный или растительный мир, языковое многообразие находится в опасности. И вполне вероятно, что в весьма нед
    Индоевропейская семья
    1. Индийская группа (всего более 96 живых языков)
    1)Хинди и урду (иногда объединявшихся общим названием хиндустани) – две разновидности одного новоиндийского ли
    Славянская группа
    А. Восточная подгруппа
    1)Русский; наречия: северно-(велико)-русское – «окающее» и южно-(велико)-русское – «акающее»; русский литературный язык сложился
    Б. Южная подгруппа
    4) Болгарский – образовался в процессе контактирования славянских диалектов с языком камских булгар, откуда и получил свое название; письменность на основе кириллического алфавита; древнейшие памят
    В. Западная подгруппа
    9) Чешский; письменность на основе латинского алфавита; древнейшие памятники с XIII в.
    10) Словацкий; письменность на основе латинского алфавита.
    11) Польский; письменность на осн
    А. Северногерманская (скандинавская) подгруппа
    1) Датский; письменность на основе латинского алфавита; служил литературным языком и для Норвегии до конца XIX в.
    2) Шведский; письменность на основе латинского алфавита (Швеция, Финляндия
    Б. Западногерманская подгруппа
    6) Английский; литературный английский язык сложился в XVI в. н. э. на основе лондонского диалекта; V–XI вв. – древнеанглийский (или англосаксонский), XI–XVI вв. – среднеан­глийский и с XVI в. – но
    В. Восточногерманская подгруппа
    Мертвые:11) Готский, существовавший в двух диалектах. Вестготский – обслуживал средневековое готское государство в Испании и Северной Италии; имел письменность на основе готского а
    Греческая группа
    1) Новогреческий то же что греческий, с XII в.
    Мертвые: 2) Древнегреческий, X в. до н. э. – V в. н. э.; ионическо-аттические диалекты с VII–VI вв. до н. э.; ахейские (
    Дагестанская подгруппа
    1) Аварский (Дагестан, Сев.Азербайджан, Сев.Осетия).
    2) Даргинский (Дагестан).
    3) Лакский (Дагестан).
    4) Лезгинский (Дагестан, Азербайджан).
    5) Табасаранский (Да
    Г. Волжская ветвь
    1) Марийский (мари, черемисский), наречия: нагорное по правому берегу Волги и луговое – по левому.
    2) Мордовские: два самостоятельных языка: эрзянский и мокшанский.
    Примечание.
    В. Амурская группа
    1) Нанайский (гольдский) (Хабаровский край, Приморский край), с ульчским (Хабаровский край).
    2) Удэйский (удэгейский) (Хабаровский край, Приморский край)м.
    4. ОТДЕЛЬНЫЕ ЯЗ
    Семитская группа
    1)Арабский; международный культовый язык мусульманства; существуют, кроме классического арабского, региональные разновидности (суданский, египетский, сирийский и др.); письменность на арабском алфа
    Египетская группа
    Мертвые:
    1) Древнеегипетский – язык древнего Египта, известный по иероглифическим памятникам и документам демотического письма (с конца 4-го тысячелетия до н. э. до V в. н
    Бенуэконголезские языки
    Самая многочисленная семья в составе нигероконголезской макросемьи, охватывает территорию от Нигерии до восточного побережья Африки, включая ЮАР. Делится на 4 ветви и множество групп, среди которых
    Нило-сахарская семья
    (Центральная Африка, зона географического Судана)
    1) Сонгай.
    2) Сахарские: канури, тубу, загава.
    3) Ф у р.
    4) Мими, мабанг.
    5) Восточносуданск
    А. Китайская группа
    1)Китайский – первый по численности говорящих язык в мире. Народная китайская речь разбивается на ряд диалектных групп, сильно различающихся прежде всего фонетически; определяются китайские диалект
    А. Языковые семьи Северной Америки
    1) Алгонкинские(меномини, делаварский, юрок, микмак, фокс, кри, оджибва, потоватоми, иллинойс, чейенн, блэкфут, арапахо и др., а также исчезнувшие массачусетский, могиканский и др.
    Б. Языковые семьи Центральной Америки
    1) Юто-ацтекские(науатль, шошонский, хопи, луисеньо, папаго, кора и др.). Эта семья иногда объединяется с языками кайова – тано(кайова, пиро, тива и др.) в рамках
    В. Языковые семьи Южной Америки
    1) Тупи-гуарани(тупи, гуарани, юруна, тупари и др.) (Центр Юж.Америки).
    2) Кечумара(кечуа – язык древнего государства инков в Перу, в настоящее время в Пе
    Этнические конфликты в современном мире
    5.1. Этнические конфликты – одна из глобальных проблем современности. Факторы развития этнических конфликтов
    Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотнош
    География очагов современного сепаратизма
    Одним из наиболее распространенных видов территориальных и этнических конфликтов можно назвать сепаратистские конфликты. Термин «сепаратизм» происходит от лат.– «отделенный».
    Национально-государственные образования депортированных народов СССР (1940-1990-е гг.)
    Народ,
    подверг-
    шийся
    депортации
    Форма автономии до депорта­ции
    Год депорта­ции
    административные единицы, в состав которых вош
    Понятие Цветной революции
    Цветными революциями чаще всего называют серию массовых уличных протестов населения, завершившихся сменой политического режима в ряде стран Восточной Европы. Принято считать, что в
    Тюльпановая революция
    В феврале — марте 2005 года в Киргизии были проведены очередные парламентские выборы, которые с подачи “иностранного” НПО били признанны нечестными, что при подстрекательстве тех же НПО,
    Европейские страны дальнего зарубежья
    Это территориальное прост­ранство площадью 4,9 млн кв. км и с населением 514 млн человек прежде именовалось у нас Зарубежной Европой, а теперь называется европейским дальним зарубежьем. На данной т
    Страны африки
    Африка, площадь которой составляет 30,3 млн км2, а население насчитывает свыше 700 млн человек, по числу независимых государств опережает ныне любую другую часть света. Однако свою незав
    Этнический состав населения Российской Федерации (тыс.чел.)
    Все население
    147021,9
    145164,3
    Русские
    119865,9
    Страны ближнего зарубежья
    Термином “страны ближнего зарубежья” в России в последнее время стали обозначать республики бывшего СССР (кроме, естественно, са­мой Российской Федерации). Таким образом, к ним относятся
    Религии мира
    7.1. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
    Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множе­ство. Они зависят от мировоззре
    Проблема возникновения религии
    Вопрос о том, как и когда возникла религия, – сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
    1. Религия появилась вместе с человеком.
    Структура религии
    Религия – очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.
    1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера есть особо
    География размещения религий
    Среди верующих большинства народов России и стран СНГ распространено православие, которое представлено русской и грузинской право­славными церквами. Православными являются п
    Справочники, энциклопедии, научно-популярные издания
    1. Материальная культура. – М., 1989.
    2. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. – М., 1998. – Т. 1-2.
    3. Народы мира: Историко-этнографический справочник. – М., 1988.
    4.
    Словарь терминов
    А
    АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны».
    АВСТРАЛОПИТЕК – ископаемая человекообразная обезьяна, близ

  10. Кроме того, человек — существо мыслящее, что и отличает его от всех других живых существ. Поэтому для него имеют значение такие понятия, как доброта, честь, справедливость, любовь и многие другие. Все эти понятия и составляют внутреннее содержание человека, его внутреннюю культуру. Но не только это, поскольку у каждого народа есть еще его вера. Наш народ относится к православным христианам, поэтому содержание его духовной культуры определяется верой в Рождение Сына Божьего, его распятие и воскресение. Духовная культура россиян, украинцев и белорусов основывается именно на христианских принципах и заповедях, на библейской морали и картине мира. Вся наша культура — и литература, и живопись, и архитектура церковного строительства — отражает христианское мировоззрение.
    Если мы обратимся к русской литературе, то обратим внимание, что вера и духовная чистота были определяющими принципами, которыми писатели мерили своих героев. Например, христианские заповеди являются определяющими для героев Ф. М. Достоевского (“Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”, “Идиот”), Л. Н. Толстого (“Война и мир”), И. А. Бунина (“Чистый понедельник”) и многих других русских писателей и мыслителей. Это не значит, что произведения вышеназванных авторов носят религиозный характер. Но их герои ищут свой духовный путь и приходят к тому, что только вечные ценности жизни (любовь, вера, смирение, душевная чистота) являются непреходящими. Чаще всего путь к духовному очищению для героев литературных произведений является трудным и болезненным, но именно это помогает им обрести душевное равновесие.
    В настоящее время христианство имеет разные формы, и часто подходы к религии у представителей разных конфессий достаточно сильно отличаются друг от друга. Однако между ними есть много общего. Это, прежде всего, стремление к более чистой, духовной жизни, то есть жизни, в которой есть высший смысл.
    Вера нужна человеку как то духовное начало, которое позволяет ему подняться над обыденностью, возвыситься над обычными интересами и заботами.
    Кроме того, именно вера позволяет человеку развивать лучшие качества своей души, поскольку предписания религии, например заповеди Иисуса Христа, сдерживают пороки человека и направляют его на жизненном пути. Вера также спасает человечество от самого большого его страха — страха перед смертью и пустотой неизвестности, предлагая ему представление о вечной жизни как награде за земные испытания. И человек идет по пути духовного самосовершенствования, подталкиваемый этой подспудной надеждой. Без веры же человек оказывается совершенно одиноким и беззащитным перед своими страхами и огромностью Вселенной, ему не за что удержаться на краю такой страшной пропасти, и страхи овладевают им.
    Мне кажется, что выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они — просто разные формы возвышения человеческого духа.
    Библия всегда была источником тем, сюжетов и образов для мировой литературы разных столетий” Появлялись новые интерпретации образов Иисуса Христа, Марии Богородицы, Иуды Искариота, Понтия Пилата, а также многих других. “Библия — это Книга народов, ведь судьбу одного народа она делает символом всех других”, — писал И. В. Гете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *