Сочинение на тему роль семьи и школы в социализации личности

13 вариантов

  1. Семья играет значительную роль в введении ребенка в систему общественных отношений.
    Прямая обязанность родителей в отношении ребенка:
    обучить накопленному человечеством социальному опыту;
    привить нравственные нормы, традиции и культуру родной страны.
    На процессы социализации в семье влияют:
    природное здоровье и наследственность;
    материальное благосостояние;
    экономическая составляющая;
    уклад жизни;
    социальное положение;
    место проживания;
    количество членов семьи;
    отношение к ребенку.
    Родители – первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье –это сложный социально-педагогический процесс. На процесс социализации огромное влияние оказывают:
    характер взаимоотношений между родителями;
    психологический климат в семье;
    степень взаимного внимания, согласия, уважения и чуткости;
    характер и тон разговоров;
    способы решения проблем.
    В процессе социализации семья должна решить следующие задачи:
    создать необходимые условия для роста и развития ребенка;
    обучить необходимым умениям и навыкам;
    передать опыт создания семьи, ее сохранения; отношения к старшим; обучения и воспитания в ней детей;
    воспитать ценностное отношение к себе и другим людям;
    обеспечить психологическую, социально-экономическую защиту ребенку.

  2. Яралян Ева
    Эссе «Социализация личности в современном мире»
    С коренными изменениями в экономике, политике и социальной жизни граждан нашей страны, вопрос социализации человека становится все более актуальным, в современном мире личность открытая изменяющаяся система. Особую важность приобретает социализация личности, современный человек пытается приспособиться (адаптироваться) к социальному давлению и уравновесить внутренние и внешние ценности.
    Научные деятели, занимающиеся изучением личности, все больше занимаются исследованием многочисленных вопросов связанных с социализацией личности, а именно благодаря чему человек становится деятельным субъектом общества.
    В формировании личности процесс социализации играет определяющую роль. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Так в отличие от иных существ на этой планете человек, что выжить нуждается в социализации. Человек первоначально социализируется в семье, затем уже в обществе.
    Человек становится личностью в конкретных общественных условиях. Общество определяет модель поведения людей, формирует критерии оценки их поведения. Общество формирует личность, и потому они неотделимы. Личность формируется в интересах общества для его сохранения и развития, и потому личность является созидателем общественного богатства.
    Социализация в современном мире происходит в определенных институтах, которые выполняют функцию передачи социального опыта и установок, от поколения к поколению, кроме этого они поддерживают взаимоотношения между личностями с целью их взаимодействия, передачи собственного опыта и ценностей. Благодаря этому человек развивается как личность и становится членом того или иного общества.
    Раньше для социализации человека требовалось только период детства, в современном мире человеку требуется постоянно социализировать свою жизнь. Непостоянство в обществе, обусловливает изменения в процессе социализации личности, новое время диктует свои нормы поведения в обществе и что немало важно современный социализированный человек более адаптирован к быстрым изменениям в обществе.
    В наше время, когда почти в каждой семье есть компьютер с доступом в сеть интернет, процесс социализации человека усложняется, все больше молодых людей заменяют живое общение общению в социальных сетях, а без влияния общества человек не может социализироваться как личность. Очень сильно изменились ценностные ориентиры современных людей на смену книгам, приходят интернет и социальные сети. Даже электронные книги читают не так много молодых людей, их все больше интересует мода, звезды шоу-бизнеса.
    В процессе социализации, человека ждут многочисленные трудности, так общество может его не понять, его личные ценности могут не совпадать с ценностями диктуемыми обществом, возможны сбои, неудачи. Но в конечном итоге социализация личности в современном мире на прямую зависит от достижений общества. Для решения проблемы социализации очень важно общение между людьми, передача личного опыта, знаний.
    Для социализации важно саморазвитие, самосовершенствование и передача будущему поколению своего опыта.

  3. • Школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;
    • Учителя имеют в школе реальную автономию;
    • Ученики как члены организации имеют особый, временный статус;
    • Основными компонентами социальной организации школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда;
    • Социальный заказ на работу школы интерпретируется самой школой;
    • Школа является изначально внутренне конфликтным институтом.
    Выступая результатом творчества людей, развиваясь и совершенствуясь путем их осознанных целесообразных действий, школа сама активно воздействует на общественную жизнь, ее сферы и структуры и выступает источником и фактором социальных изменений. Она является самостоятельным микрофактором социализации, который влияет на молодое поколение, определенным образом унифицируя их развитие, во многом определяя не только будущие профессиональные возможности молодых людей, но и их личностные характеристики.
    В школьной жизнедеятельности представлены все механизмы социализации, выделенные А.В.Мудриком:
    1. психологические и социально-психологические механизмы социализации, такие как:
    u импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него важных объектов;
    u экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми людьми;
    u подражание – следование какому-либо образцу, примеру;
    u идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком, группой, образцом;
    u рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам;
    2. социально-педагогические механизмы социализации, включающие в себя:
    u традиционный механизм социализации, представляющий собой усвоение человеческих норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения;
    u институциональные механизмы социализации, функционирующие в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями;
    u стилизованный механизм социализации, действующий в рамках определенной субкультуры;
    u межличностный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.
    Школьная социализация связана с длительностью и обязательностью пребывания ребенка в школе, что превращает этот этап социализации в нормативный (обязательный).
    Традиционная организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок: воспроизводство, а не созидание, репродукция, а не творчество. В современной ситуации требования к школе меняются. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой, однако для нашей школы такие задачи только осознаются как актуальные.
    Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации. Рассогласование этих составляющих может привести к разнообразным негативным последствиям, способствовать формированию “двойной морали”, отрицанию нормативного поведения вообще, социальной апатии и др.
    Необходимо развести две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая – усвоение учащимися нормативного поведения, вторая – построение собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. На первый взгляд эти две задачи взаимоисключают друг друга. Однако это не совсем так. На самом деле они лишь отражают две стороны вхождения ученика в общество. Учащийся должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, но в то же время очень важной выступает позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Не углубляясь в психолого-педагогические тонкости, отметим, что одним из следствий наших рассуждений является требование создания для учеников условий обязательного сравнения различных жизненных позиций (ценностных систем) и реального их выбора.
    В управлении процессом социального воспроизводства можно выделить пять основных элементов:
    1. внутренняя среда индивида, т.е. моделируемое сознанием представление о “своей” среде, ее совокупный образ. Можно сказать, что это мысленная модель жизненной среды индивида, ее некоторая нормативная концепция. Основа этой модели – ядро жизненно-важных ценностей плюс представление о способах (ресурсах) их реализации;
    2. первичная экоструктура индивида, т.е. его необходимое жизненное пространство, собственная “персонализированная” среда обитания. Степень ее субъективности очень высокая, контакты постоянны, носят личностный и часто интимный характер, основа организации – семейно-групповые ценности и нормы;
    3. групповая экоструктура. Главным действующим лицом является неформальное объединение (группа). Это – среда сообщества, возникающая на основе общности целей и увеличенных ресурсных возможностей, создаваемых внутригрупповым разделением труда. Степень субъективности этой среды в целом высокая, однако зависит от статуса индивида в группе, который регламентирует и доступ к ресурсам;
    4. организация (школа, учреждение, институт). Это также среда сообщества, но институционально организованного, формального. Здесь индивида окружают ролевые ожидания, возникающие на основе организационных установлений (норм, правил, предписаний);
    5. внешняя среда. Для индивида это прежде всего нормативно-ценностный фон, т.е. нормы-рамки, а также нормы-цели, т.е. общественные ориентиры и идеалы. Это – объективная, но подчиняемая желаниям и действиям индивида среда.
    Создание такой жизненной среды, которая способствовала бы воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств, не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Достижение названной цели потребует прежде всего изменений в общественном сознании и психологии как учителей, так и учащихся, чтобы выдвинуть проблему человеческих качеств и среды их воспроизводства в разряд центральных ключевых проблем реформ. Подчеркнем еще раз: именно от формирования человеческих качеств зависит перевод социальной системы на “рельсы” социального развития. Надлежащие принципы организации жизненной среды – важное средство социализации личности учащихся.
    Школьная жизнедеятельность в сопоставлении с самоизменением личности может характеризоваться как:
    • поддерживающая позитивное самоизменение;
    • тормозящая (не стимулирующая) самоизменение;
    • провоцирующая деструктивные формы самоизменения.
    Приходя в школу, ребенок уже имеет определенный набор родительских предписаний, которые регулируют его поведение и, следовательно, тот или иной уровень развития активности. Дети, привыкшие к исполнению требований старших, как правило, становятся более успешными, так как, с одной стороны, им легче освоить школьные правила, с другой – они удобны учителю. Успешность импульсивных детей, не умеющих подчиняться общим правилам, зависит от учителя, его отношения к нестандартности и инициативе. Активность таких детей чаще всего проявляется в формах, вызывающих раздражение педагога. Пресекая активность, зачастую изначально позитивную по содержанию, учитель провоцирует деструктивную активность.
    Школа активно влияет на мотивацию достижений успеха – одного из факторов самоизменений. Она привносит определенные характеристики в предлагаемую школьникам деятельность. К достижениям побуждает деятельность, соответствующая уровню притязаний школьника. Очевидно, что:
    • задачи, которые ставит перед ребенком необходимость выполнения деятельности, должны быть посильными и не требовать от него приложения сверхусилий. В этом случае от решения этих задач не откажутся как хорошо мотивированные, так и слабо мотивированные и ориентированные на избегание неудачи дети;
    • деятельность должна предоставлять школьнику возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню его притязаний;
    • в школьной жизнедеятельности должны присутствовать задачи разной степени сложности, дающие возможность пережить успех как можно большему числу учащихся.
    Необходимым условием становится адекватная оценка личностных проявлений и достижений школьников. Н. Немова так определяет требования к оцениванию, стимулирующему мотивацию достижений:
    • включать школьников в оценочную деятельность, учитывать самооценку;
    • одинаково оценивать всех учащихся, показавших равные результаты;
    • непременно подчеркнуть те стороны деятельности, которые особенно значимы для самого ученика;
    • стараться выявить не только недостатки, но и успехи;
    • проявлять доброжелательность и сдержанность, уходить от эмоционального напряжения, обиды, раздражения;
    • обсуждать с учениками (группами) причины ошибок и пути: исправления;
    • добиваться того, чтобы школьник действительно, а не формально принял оценку и понял, как ее улучшить.
    Школа – воспитательная организация
    Социальное воспитание – процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
    Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.
    Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей и девушек, их образования и индивидуальной помощи им.
    Воспитывающая миссия школы
    Во все времена система образования, и школа, прежде всего, представляла собой весьма консервативную структуру. Выполняя свою основную задачу — подготовку молодого поколения к жизни и успешной самореализации в обществе, социализации личности, трансляции культурного наследия — школа, как на концептуальном уровне, так и в повседневной практике, опиралась и опирается на весьма традиционные гуманистические ценности и на имеющий глубокие историкокультурные основания образ всесторонне развитой личности, человека, обладающего широким кругозором, разнообразными навыками и интересами. Для концептуального осмысления, стратегического планирования и повседневной педагогической практики школы эта необходимость сочетания культурного консерватизма и социальной актуальности имеет целый ряд следствий: это и необходимость изучения обобщенных и на первый взгляд далеких от школьных дел, интерпретаций современной социокультурной ситуации; и понимание многообразия задач, стоящих перед преподавателем; и апробация новых методов преподавания и подходов к обучению; и постоянный диалог между педагогом, учеником, родителями; и целый ряд других. Нет сомнения, что сложность и даже некоторая противоречивость положения современной школы — залог продуктивности поиска новых образовательных принципов и идей. В тоже время, выполнение этой основной задачи требует от школы ориентации на актуальные тенденции и проблемы развития общества, в котором сегодняшнему ученику завтра придется жить и трудиться. Не секрет при этом, что в современном, активно модернизирующемся мире многие традиционные ценности (и, прежде всего, ценность традиции как таковой) подвергаются переосмыслению, а зачастую и прямой девальвации. К тому же, по крайней мере, с середины XIX и особенно в ХХ веке бурное развитие индустриальной экономики настойчиво отодвигало на второй план принцип целостности в образовании, отдавая приоритет подготовке хорошо информированного «узкого» специалиста. Такой подход уже не соответствует реалиям современного мира. Его преодоление — сложная и многоплановая задача, требующая новых подходов к содержанию и формам образовательной деятельности. Наше время — это время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники, проявляющегося во всех сферах жизни. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляются новые науки, новые специальности и профессии. Меняется мода, меняются взгляды на искусство, культуру. И вся эта быстроразвивающаяся жизнь требует, чтобы мы развивались вместе с ней, успевали за всеми ее новшествами и переменами. Не случайно Президент Российской Федерации Д.Медведев определил «главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», а результат образования — как «не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении». Размышляя о школе, мы невольно задумываемся о том, какова её роль, какую миссию и какие ценности несёт современная школа? С латинского языка слово missio переводится как посылка, поручение. Но в современном мире слово миссия имеет другое смысловое значение. Миссия — предназначение к чему-либо важному, ответственная роль кого-либо, чего-либо. Современная школа — это технически оснащенные классы, просторные, светлые, украшенные цветами коридоры, спортивный комплекс, тренажерный зал, бассейн, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха для учителей и учеников. Здесь проходят современные уроки с использованием новых педагогических технологий и новых ТСО, работает мультимедиа центр, где информацию ученик может получить как в электронном, так и в бумажном виде. Здесь кипит жизнь на уроках и во внеурочное время. Конечно же, современная школа — это не только красивое здание и учебные предметы, это лица, характеры, личности учеников, поэтому, что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, в центре всегда будет ребенок — наш ученик. От члена современного демократического общества ожидается, что он или она обладает знаниями, имеет собственные мнения и активно участвует в трудовой и социальной жизни общества. Школа должна дать детям хорошие общие знания. Это значит, что дети получат знания по многим разным темам. Они будут изучать язык, математику и окружающие нас общество и природу. Чего ещё хотят родители, помимо того, что школа должна дать детям хорошие знания? Перед
    ней стоит много задач. Например, дети должны научиться: – искать информацию и подходить к этой информации критически; – вырабатывать собственное мнение на основе найденной информации и собственных оценок; – отстаивать свою точку зрения. Достаточно ли перечисленных факторов для становления успешной личности? В основе модели современной школы — открытая безопасная образовательная среда, обладающая особыми качествами. Школа должна стать дружественной по отношению к детям и взрослым, оптимизировать возможности их личностного становления и развития, наращивать их жизненные и духовные силы. Миссия школы в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования образа успешного человека. Сознательное отношение к здоровью — путь к Успеху! Успешного в работе, квалифицированного и творческого работника должна подготовить современная школа. «Личность. Интеллект. Культура» — именно в них отражаются видение (задачи) школы и основные ценности школы. Школа должна помочь детям взрастить потребность с каждым днем становится лучше, научить быть толерантными и общительными. Поэтому именно ученик является основной ценностью всей жизни школы, он источник вдохновения учителя, педагога, директора. Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей учащихся; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации. Миссия школы также и в том, чтобы показать, как можно формировать социально успешную личность (как среди учащихся, так и среди педагогов), на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым «престижным» социальным сценариям. Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
    – осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;
    – доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы; – стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса; – стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей; – атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей; – безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
    – стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.
    Современный учитель, стремящийся выполнить миссию школы, должен быть настоящим профессионалом своего дела, толерантным по отношению к своим ученикам и, несомненно, любить детей. Только успешный учитель сможет воспитать успешного ученика! Воспитывая ученика, обучая его, педагоги формируют личность и интеллект, компетентность и лидерские качества. Культура общения и образа жизни делает общение с учащимися интересным и «классным», что приводит к увеличению количества социальных партнеров. Равенство, равнозначимость и свобода человека принимать собственные решения — это основные ценности общества. Эти ценности отражаются и в школе. Обучение и внеклассные мероприятия в школе должны научить учащихся тому, что все люди имеют одинаковую ценность. Учащиеся должны иметь возможность влиять на свои школьные будни, и они быстро учатся брать ответственность за процесс своего обучения. Школа обязана предложить ученикам обучение на таком уровне, который лучше всего подходит каждому конкретному ученику.
    Цель современной школы — воспитание самостоятельного человека, обладающего хорошими знаниями и социальными навыками. Чему ещё должна научить современная школа?
    – проектировать решение проблем и задач;
    – убеждать и аргументировать свою позицию;
    – саморазвиваться и самосовершенствоваться;
    – оценивать результаты своего труда;
    – развивать социальную мобильность.
    Результатом деятельности учителя, несомненно, является человек, обладающий некими качествами:
    – человек, готовый и умеющий непрерывно учиться;
    – человек способный к ответственным решениям;
    – человек, умеющий общаться и сотрудничать;
    – человек, умеющий продуктивно и качественно работать;
    – физически и психически сдержанный человек;
    – свободный, обеспеченный, критически мыслящий человек, уверенный в себе.
    Таким образом, школа, подготовившая выпускника с высокой познавательной мотивацией, готового к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования, умеющей совмещать рационалистический и эмоционально-ценностный подходы к жизни, умеющего здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения, способного к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей, несомненно, выпустит в жизнь успешного человека во всей его дальнейшей жизни.
    ОТВЕТ №61. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЫ (СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ, СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ, СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНАЯ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ, РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ, КУЛЬТУРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ).

  4. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.
    Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.
    Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

    Что такое социализация личности

    Социализация личности – это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.
    Социализация – это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук – философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

    Школа, как институт социализации

    Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
    Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
    социально-психологическое – неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
    социально-педагогическое – усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
    Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

    Проблемы школьной социализации

    Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.
    Пути решения этой проблемы специалисты видят в:
    постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
    стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
    создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.
    Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

  5. Е.С. Сапожкова (Пермь)
    И.С. Кон: «Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла
    биологически универсальна,
    но её конкретные возрастные рамки,
    связанный с ней социальный статус и
    социально-психологические особенности
    имеют социально-историческую природу
    и зависят от общественного строя,
    культуры и свойственных данному
    обществу закономерностей социализации».
    В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимались многие ученные, такие как В.Т. Лисовский, Л.Я.Рубина, М.Н. Руткевич, В.И.Шубхин, М.Х.Титма и др.
    Каждый человек с момента рождения неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе. Мощными средствами социализации выступают СМИ. Социализация личности связана так же с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем – проблема «отцов и детей». Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с интересами, взглядами и ценностями родителей. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, и это зачастую негативно отражается на его будущем. Как утверждают некоторые исследователи: «В наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране». Сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. То, как молодой человек социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. В этот период у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.
    Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков:
    Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
    Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений. Возраст не только бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.
    Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера.
    Абстрактные идеалы и жизненные планы.
    Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки.
    Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.
    Эгоцентризм с одной стороны и «чувство стадности» с другой.
    Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.
    Несмотря на все выше перечисленное самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, в семьях которых существуют проблемы, так же имеют проблемы либо в учебе, либо во взаимоотношениях с окружающими его людьми.
    Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
    взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
    Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
    Семейная социализация сводится не только к взаимодействию ребенка с родителями. И зачастую может происходить все с точностью до наоборот: например, в семье, где оба родителя достаточно хорошо ведут хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как семья не нуждается в проявлении этих качеств; и напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.
    Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.
    Почему так происходит? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что делали их родители, даже если они помнят, что сами при этом испытывали. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свое раздражение, возникающее на работе, в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций – сила.
    Но если с маленькими детьми авторитарность еще « проходит», то у
    подростков она неминуемо порождает конфликты. И как бы нам не хотелось, но влияние на формирование личности ребенка с годами все слабее и слабее. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и исправить ошибки, допущенные ранее практически не возможно. Хорошо если эти ошибки не были серьезными или их было не так много. Чтобы понять характер взаимоотношений подростка и родителей надо помнить, что для ребенка мать и отец могут выступать:
    как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
    как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
    как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
    как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
    Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
    родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
    власть используется лишь в меру необходимости;
    в ребенке цениться как послушание, так и независимость;
    родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
    он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
    Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.
    Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Чаще всего от подростков можно услышать: «Они меня не слушают!» Что ж наверное эта претензия обоснована. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. К сожалению от родителей можно часто слышать: «Я работаю, мне некогда». На первое место в данном случае выходит материальное благополучие семьи. Общение же уходит на второй план. Дети все больше отдаляются от родителей. Связь ребенка и родителя ослабевает. Как горько бывает слышать: «Я родила двоих детей и только сейчас поняла, что у меня нет ни одного. Но разве я виновата, что всю жизнь вынуждена была пахать». Обидно? Конечно. Но исправить почти ничего не возможно. Еще одна проблема – это попытка каждого родителя воспитывать ребенка по своему. В таких случаях необходимо решить всего две задачи.
    Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
    Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
    Хотелось бы обратить внимание еще на один, на мой взгляд, не менее, а в какой-то период и более важный фактор социализации – общение со сверстниками. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С.Кона, включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы» («мы – Ивановы», «мы – мальчики», «мы – старшая группа», и т. д.), усложняется и образ Я».
    Общение со сверстниками это еще и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство устойчивости и эмоционального благополучия. Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.
    Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения с взрослыми. Однако, такая нетерпимость распространяется не только на старших. Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать такую нетерпимость. Такое стереотипное видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом.
    В заключении хотелось бы согласится с мнением: «От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые существовали и будут существовать во все времена».

  6. Социализация подрастающего поколения является одним из сложных периодов, как для ребенка, так и для его родителей. Сложность состоит в том, что возникают разногласия и конфликты на тему «отцов и детей». Именно в этот период ребенку как никогда необходимо уделять внимание и заботу, как со стороны родителей, так и со стороны школы.
    Особенностью же сегодняшний ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика подростков, заключается в том, что этот процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического влияния, расширения социальной самостоятельности и инициативы молодежи. Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своём профессиональном будущем и будущем всего общества.
    Одним из главных институтов общества, который имеет, пожалуй, самое главное место в социализации человека является семья. Сложно не согласится с немецким филологом, философом Вильгельмом Гумбольдтом о том, что все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй. Под этими словами Вильгельма Гумбольдта может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по настоящее время умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значении в социализации подрастающего поколения.
    Для начала дадим определение слову «семья». Семья – это важный социальный институт, который является первой социальной общностью человека в жизни, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения.  Семья, с точки зрения социологии, это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве; ячейка общества. К основным функциям семьи можно отнести следующие: репродуктивная функция, функция досуга, воспитательная и многие-многие другие.
    Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных, начал и жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает её, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.

  7. Еловеке его человеческие черты формируются только потому, что с первого в своей жизни вдоха он – существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, которые удовлетворяют его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией.
    Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа и т. д. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни.
    Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма школьного обучения, руководящей роли школы, педагога. Как определять содержание школьного обучения в зависимости от запросов общества и растущих духовных потребностей человека, как учить, чтобы процесс обучения максимально способствовал раскрытию задатков и развитию способностей, – это те направления творческих поисков науки, благодаря которым совершенствуется педагогический процесс. В сфере теоретических и практических поисков открывается много неясного; жизнь требует исследований, которые помогли бы определить, что такое гармония человеческой образованности, к какой гармонии необходимо стремиться в процессе школьного обучения.

  8. 8
    Текст добавил: люби меня малышка

    Часть 1.
    А1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?
    1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую
    А2. Социальное неравенство проявляется в:
    1) различиях между людьми по природным данным 2) разном семейном положении
    3) отсутствии частной собственности 4) уровне получаемого дохода
    А3. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:
    1) совместная деятельность 2) общие политические взгляды
    3) общий быт 4) общая цель
    А4. Принадлежность к семье Ф. предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:
    1) экономическую 2) социального контроля
    3) эмоционально-психологическую 4) социально-статусную
    А5. Найдите и укажите социальную группу,«выпадающую» из ряда, образованную не по этносоциальному признаку.
    1) латыши 2) католики 3) эстонцы 4) литовцы
    А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
    1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4)молодежь
    А7. В перечне социальных групп лишним являются:
    1) сословия 2) касты 3) классы 4) партии.
    А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?
    1) политический; 3)профессиональный;
    2) социально-классовый; 4) территориальный.
    А8. К достигаемому статусу человека не относится:
    1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.
    А9. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, – это:
    1) род 2) сословие 3) семья 4) элита
    А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:
    1) военнослужащего срочной службы;
    2) депутата городской думы;
    3) учащегося средней общеобразовательной школы.
    4) потребителя услуг мобильной связи.
    А11. Сословное деление общества отражает
    1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации
    3) характер экономических связей 4) особенность политической системы.
    А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:
    1) выпускник профессионального колледжа; 3) футбольный болельщик;
    2) кандидат в депутаты законодательного собрания; 4) военнослужащий – контрактник
    А13. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
    1) Москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы
    А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
    А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
    Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
    А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
    Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    А16. Верны ли следующие суждения о семье?
    А. Семья регулирует поведение членов семьи.
    Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    Там еще задания во вложениях

  9. Билет 1
    1) Человек – вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время.
    Индивид – отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.
    Личность  – это индивидум каждого человека. “Личностью не рождаются, личностью становятся”.
    2) Деньги –  специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. При помощи денег выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.
    Банковская система –  совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.
    Билет 2
    1) Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
    – доброта-эгоистичность,
    – общительность-замкнутость,
    – отзывчивость-безразличие.
    Б В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
    В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
    Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
    Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.   Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека.  После окончания учебы самое большое “нововведение” в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека.  Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их “антагонисты”.
    Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:
    – суждения окружающих людей о жизни,
    – поступки окружающих людей,
    – художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
    – кино и другие медиа-образы,
    – господствующая идеология в обществе.

  10. Роль личности в истории.
    Развитие общества – многогранный исторический процесс, который развивается в силу предпочтений людей, как вынужденных (напр. , насущное обеспечение своей жизни), так и целевых (от собственного обогащения до решения национальных вопросов). Но еще К. Маркс писал, что люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой, а затем уже могут заниматься науками и искусством. Иными словами, в качестве фундамента общества выступает материальное производство, которое создает не герой, а нация.
    Часто приводятся примеры Александра Македонского, Наполеона и др. , оказавших существенное влияние на историю, что несомненно, но при этом упускается из виду экономико-политическая ситуация в их странах, позволившая реализовать амбиции этих людей. Без армии и ее оснащения они ничего бы не сделали, а мощь армии зависит от экономики общества, следовательно, от народа.
    Таким образом, материальное производство и его развитие – база исторического процесса, и не герой, а народ, создающий богатство нации (вопрос о его распределении важен, и всегда был основой субъективных решений) определяет историю (а вот термин «творит» не является корректным, как в силу закономерности развития, так и известной пассивности масс).
    В силу совместного существования людей их действия принимают обобществленный характер, чем определяется композиция их предпочтений и действий, которые в силу понятности и типизации целей (обогащение, служение обществу…) приобретают целевой характер, выражающийся в развитии производительных сил и смене процессов распределения и потребления национального продукта. Это приводит к унификации форм развития, которое на основе объективности и развития производительных сил обретает определенную закономерность. Историко-производительные законы рассматриваются в политической экономии, историко-общественные законы – в социальной философии («Социальная философия в Новейшей философии»). Развитие общества, таким образом, с некоторых пор оказалось неизбежно определенным в связи с объективностью развития производства и экономики в обществе в целом. Но развитие общества неотделимо и от общественного сознания, в первую очередь, потому что производственное развитие определяется и субъективными целями и мотивами, основными из которых являются распределение и потребление, а также обогащение (т. е. связанные с материальным производством).
    Таким образом, история представляет собою единство объективного и субъективного: с одной стороны, она развивается независимо от воли людей, а, с другой стороны, история есть история человечества, людей, как духовных индивидов, имеющих цели

  11. Роль семьи и школы в социализации личности

    Ответы:

    Самая главная социализация происходит с ребенком в семье в возрасте 3 лет, когда сформировался характер и начинается самоидентификация. Далее социализация и самоидентификация продолжаются в детском саду. Именно в этом социальном институте закладываются паттерн поведения в различных кризисных ситуациях. К школе личность приобретает определенный социальный навык общения и четкую самоидентификацию. Семья продолжает оставаться индикатором морали, вплоть до 10 летнего возраста – конца отрочества. Начиная с 10 лет, с момента подросткового периода социализация становится тестовой, уходит в подростковую среду и превращается в противоречие на долгие годы – до окончания подросткового периода. Подростковая социализация проходит не в школе, а вокруг нее. Ей присуща противоречие целеполагания. С одной стороны подросток отчаянно хочет быть особенным, а с другой – также отчаянно быть таким, как его референтная подростковая группа. Однако, к 12 годам подросток четко знает направление своего будущего ремесла, которым он впоследствии будет зарабатывать себе на жизнь. Главная задача семьи в этот период – поддерживать связь с подростком при любом раскладе – виноват ли он, или его родители. Школа напрямую не участвует в социализации, а участвует опосредованно.

  12. На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников.
    И все-таки центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. С точки зрения Т. Парсонса, семья – основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок – пустой сосуд, который надо наполнить культурой.
    В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Семья в этом смысле выступает как взаимодействующая группа. И так как эта группа со смертью данного поколения не исчезает, а продолжает существовать, то коллективный опыт этого поколения также не исчезает, а передается следующему поколению, отцы передают свои знания детям, дети – своим детям и т. д., вместе с этим каждое поколение к полученной по наследству сумме знаний (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания), таким образом, постоянно растет. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.
    Семья является важнейшим институтом социализации человека. Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья вводит ребенка в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации, становится личностью. Таким образом, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *