Книга рассказов «Темные аллеи» вышла в 1943 году в Нью-Йорке. Тогда в нее входило одиннадцать рассказов, а уже спустя три года для парижского издания И.А. Бунин отдал 38 рассказов, по существу, это была уже в чем-то другая книга. Хотя и названа «Темные аллеи», в ней очень много света, а еще о том, что многие рассказы, написанные раньше или позже, тоже почему-то «просятся» в эту книгу. Может быть, так происходит оттого, что центральная тема бунинского творчества вообще — Любовь. Он говорит о любви всегда, даже тогда, когда в сюжете нет никаких любовных коллизий. Сам же Бунин, знаток человеческого сердца, создает целую галерею «портретов любви», один из залов которой он и назовет впоследствии «Темными аллеями». Но с другой стороны, в книге этой так много музыки и поэзии, что «темные аллеи» невольно читаются как какое-то откровение, как тайнопись и твоей собственной души.
Откройте наугад «Роман горбуна», завершающийся восклицанием: «Беспощаден кто-то к человеку!» Всего одна страничка… и весь, собственно, роман. Горбун впервые в жизни получает любовную записку, приглашение на свидание, в котором влюбленная в него девушка называет свои приметы: «…серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…» Сколько такта, изыска и даже волшебства в сочетании цветов: серый, лиловый!.. Сколько поэзии только в букетике фиалок, какая благоуханная и радостная весна открывается почти счастливой вечностью впереди… И он стремится попасть в такт этой любовной мелодии, этой дивной картине: «купил сиреневые перчатки, новый серый с красной искрой под цвет костюму галстук…» Все, что рисует человеческое воображение, говорит о грядущем счастливом волнении влюбленных. По всем внешним приметам кажется, что они созданы друг для друга. Чтобы даже в одежде гармонировать, думается, нужно быть душевно и эмоционально похожими, настроенными на одну волну… Невозможно не предвкушать, что счастье улыбнулось наконец и горбуну. Но читатель, оказывается, заблуждается: первый взгляд горбуна на влюбленную в него… — и счастья как ни бывало. Он видит идущую ему навстречу… горбунью. Писатель намеренно использует прием обманутого ожидания: этот рассказ, написанный в начале тридцатых годов, не входит в цикл «Темные аллеи» не только потому, что был написан раньше, но и потому, что сам его сюжет содержит аллегорию. Речь в нем ведь не только и не столько о горбуне и горбунье, сколько о превратностях судьбы, превратностях любви, о самообмане, о том, что пропасть между мечтой и реальностью преодолима лишь в фантазиях и никогда не может быть преодолена в реальной жизни. В сущности, эта самая сокровенная мысль писателя и лирика И.А. Бунина по-своему реализуется и в «Холодной осени», и в «Темных аллеях», и в «Чистом понедельнике», но кажется, никогда так горестно не завершал свое произведение писатель. Размышляя о беспощадности судьбы к человеку, автор чаще заставляет человека вспоминать счастливые мгновения, которые как мизерно-малые звезды рассыпаны на огромном, бескрайнем черном небе, но без которых наша жизнь была бы, без сомнения, совершенно иной. Может быть, лучше всего эту мысль выразил сам художник в стихотворении «И цветы, и шмели…»:
“Роман горбуна”
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, – как гость, как чужой в своей собственной квартире, – и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, – горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
1930 Иван Бунин – Роман горбуна, читать текст
См. также Бунин Иван – Проза (рассказы, поэмы, романы …) :
Русак
Непроглядная метель, стекла окон залеплены свежим, белым снегом, в дом… Сверчок
Эту небольшую историю рассказал мне шорник Сверчок, весь ноябрь работа…
Работа учителя
Работа учащихся
1.Бунин – человек, для которого счастье таится в каждой вещи,
в каждом явлении, надо только уметь его разглядеть.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Люди живут в погоне за призрачным счастьем. Им кажется: вот
ещё немного, ещё чуть-чуть, и оно появится… Занятый этой
бессмысленной гонкой, человек не находит времени, чтобы
остановиться, оглядеться вокруг: может быть, счастье совсем
рядом? Возможность увидеть его отблески в обычных явлениях нашей
повседневности дана не каждому…
2. Стадия вызова. Были ли в вашей жизни моменты, когда вами
владело желание чего – то необычного, прекрасного? Вспомните,
какие чувства вы испытывали в ожидании счастья? А можно ли
испытывать страх? Если да, то какой он? Случалось ли вам
обманываться в своих надеждах и ожиданиях? Почему так происходит?
Что вершит судьбами людей?
Высказывания учащихся
На доске запись: Роман горбуна
– О чем говорит вам это словосочетание?
Любовь горбуна, роман о горбуне и т.д.
Рассказ, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, был
написан Буниным в 1936 г. в эмиграции Его по праву можно
причислить к шедеврам бунинской лирической прозы. В миниатюре
раскрывается удивительная бунинская пластичность и рельефность
изображения героя и его чувств. Бунинское искусство утверждало
сочетание прекрасного и вечного, он также внимал и душевным
страданиям людей.
– О чем он, как вы думаете?
О любви, о горбуне…
-А что такое для вас любовь?
Счастье, радость, страдания…
3. Стадия осмысления
Давайте прочитаем этот рассказ, используя приём – чтение с
остановками. Читаем только тот фрагмент, который я скажу, и
постепенно открываем текст.
Проверим наши предположения.
Книга рассказов «Темные аллеи» вышла в 1943 году в Нью-Йорке. Тогда в нее входило одиннадцать рассказов, а уже спустя три года для парижского издания И.А. Бунин отдал 38 рассказов, по существу, это была уже в чем-то другая книга. Хотя и названа «Темные аллеи», в ней очень много света, а еще о том, что многие рассказы, написанные раньше или позже, тоже почему-то «просятся» в эту книгу. Может быть, так происходит оттого, что центральная тема бунинского творчества вообще — Любовь. Он говорит о любви всегда, даже тогда, когда в сюжете нет никаких любовных коллизий. Сам же Бунин, знаток человеческого сердца, создает целую галерею «портретов любви», один из залов которой он и назовет впоследствии «Темными аллеями». Но с другой стороны, в книге этой так много музыки и поэзии, что «темные аллеи» невольно читаются как какое-то откровение, как тайнопись и твоей собственной души.
Откройте наугад «Роман горбуна», завершающийся восклицанием: «Беспощаден кто-то к человеку!» Всего одна страничка… и весь, собственно, роман. Горбун впервые в жизни получает любовную записку, приглашение на свидание, в котором влюбленная в него девушка называет свои приметы: «…серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…» Сколько такта, изыска и даже волшебства в сочетании цветов: серый, лиловый!.. Сколько поэзии только в букетике фиалок, какая благоуханная и радостная весна открывается почти счастливой вечностью впереди… И он стремится попасть в такт этой любовной мелодии, этой дивной картине: «купил сиреневые перчатки, новый серый с красной искрой под цвет костюму галстук…» Все, что рисует человеческое воображение, говорит о грядущем счастливом волнении влюбленных. По всем внешним приметам кажется, что они созданы друг для друга. Чтобы даже в одежде гармонировать, думается, нужно быть душевно и эмоционально похожими, настроенными на одну волну… Невозможно не предвкушать, что счастье улыбнулось наконец и горбуну. Но читатель, оказывается, заблуждается: первый взгляд горбуна на влюбленную в него… — и счастья как ни бывало. Он видит идущую ему навстречу… горбунью. Писатель намеренно использует прием обманутого ожидания: этот рассказ, написанный в начале тридцатых годов, не входит в цикл «Темные аллеи» не только потому, что был написан раньше, но и потому, что сам его сюжет содержит аллегорию. Речь в нем ведь не только и не столько о горбуне и горбунье, сколько о превратностях судьбы, превратностях любви, о самообмане, о том, что пропасть между мечтой и реальностью преодолима лишь в фантазиях и никогда не может быть преодолена в реальной жизни. В сущности, эта самая сокровенная мысль писателя и лирика И.А. Бунина по-своему реализуется и в «Холодной осени», и в «Темных аллеях», и в «Чистом понедельнике», но кажется, никогда так горестно не завершал свое произведение писатель. Размышляя о беспощадности судьбы к человеку, автор чаще заставляет человека вспоминать счастливые мгновения, которые как мизерно-малые звезды рассыпаны на огромном, бескрайнем черном небе, но без которых наша жизнь была бы, без сомнения, совершенно иной. Может быть, лучше всего эту мысль выразил сам художник в стихотворении «И цветы, и шмели…»:
“Роман горбуна”
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, – как гость, как чужой в своей собственной квартире, – и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, – горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
1930
Иван Бунин – Роман горбуна, читать текст
См. также Бунин Иван – Проза (рассказы, поэмы, романы …) :
Русак
Непроглядная метель, стекла окон залеплены свежим, белым снегом, в дом…
Сверчок
Эту небольшую историю рассказал мне шорник Сверчок, весь ноябрь работа…
Работа учителя
Работа учащихся
1.Бунин – человек, для которого счастье таится в каждой вещи,
в каждом явлении, надо только уметь его разглядеть.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Люди живут в погоне за призрачным счастьем. Им кажется: вот
ещё немного, ещё чуть-чуть, и оно появится… Занятый этой
бессмысленной гонкой, человек не находит времени, чтобы
остановиться, оглядеться вокруг: может быть, счастье совсем
рядом? Возможность увидеть его отблески в обычных явлениях нашей
повседневности дана не каждому…
2. Стадия вызова. Были ли в вашей жизни моменты, когда вами
владело желание чего – то необычного, прекрасного? Вспомните,
какие чувства вы испытывали в ожидании счастья? А можно ли
испытывать страх? Если да, то какой он? Случалось ли вам
обманываться в своих надеждах и ожиданиях? Почему так происходит?
Что вершит судьбами людей?
Высказывания учащихся
На доске запись: Роман горбуна
– О чем говорит вам это словосочетание?
Любовь горбуна, роман о горбуне и т.д.
Рассказ, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, был
написан Буниным в 1936 г. в эмиграции Его по праву можно
причислить к шедеврам бунинской лирической прозы. В миниатюре
раскрывается удивительная бунинская пластичность и рельефность
изображения героя и его чувств. Бунинское искусство утверждало
сочетание прекрасного и вечного, он также внимал и душевным
страданиям людей.
– О чем он, как вы думаете?
О любви, о горбуне…
-А что такое для вас любовь?
Счастье, радость, страдания…
3. Стадия осмысления
Давайте прочитаем этот рассказ, используя приём – чтение с
остановками. Читаем только тот фрагмент, который я скажу, и
постепенно открываем текст.
Проверим наши предположения.