Сочинение на тему романс

5 вариантов

  1. “Иногда в музыке нравится что- то неуловимое и не поддающееся критическому анализу.”
    П. Чайковский.
    О романсе писать очень легко. Ведь достаточно заглянуть в поисковик и открывается уйма статей, исследований, диссертаций, сайтов, посвящённых романсу и все становится ясно…
    Там рассказано и об истории возникновения романсов, и обо всем- всем…
    (Вот, например, некоторые Диссертации:
    Черва, Романс в истории русской культуры- http://www.dissercat.com/content/romans-v-istorii-russkoi-khudozhestvennoi-kultury
    Яницкая, Романс в русской поэзии…- http://www.dissercat.com/content/romans-v-istorii-russkoi-khudozhestvennoi-kultury
    Хорошко, Лингвостилистические особенности… – http://cheloveknauka.com/lingvostilisticheskie-osobennosti-russkogo-romansa
    Волова, Русский романс… – http://cheloveknauka.com/russkiy-romans-xviii-i-pol-xix-v-genezis-tipologiya-poetika
    Дурандина, Камерные вокальные жанры… – http://cheloveknauka.com/kamernye-vokalnye-zhanry-v-russkoy-muzyke-xix-xx-vv )
    Если коротенько, то романс, это небольшое музыкальное произведение, написанное на стихи лирического содержания…
    ( https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Романс ).
    Так, да не так,.. Тайна, магия романса так и не раскрыта. Да и будет ли раскрыта…
    Русский романс Слово к читателю, Козловский – https://litlife.club/br/?b=243127&p=1 (137 страниц)
    или тут, в чем- то удобнее – https://coollib.com/b/217043
    При прослушивании романса возникает чуть ли ни симбиоз чувств композитора, поэта, исполнителя и слушателя, призванный сопереживать, взволновать, растрогать. Романс подразумевает некоторую интимность, камерность, драматизм, рассказывает о внутренних, сокровенных, личностных переживаниях, по сути, он всегда- о любви. Не обязательно о любви одного человека к другому, но- о любви !
    Души какие струны ты ни рви,
    Какие сонмы слов ни созови,
    В какие темы ты ни заплыви,
    В конечном счёте, будет– о любви !
    Романс часто не отличить от лирической песни или произведений других жанров, например, песню “Старый капрал” сам автор музыки определил, как драматическую песню. Но для нас- то это все равно романс !
    Кроме того, в большинстве стран это понятие вообще почти не используется…
    Романс может быть и свободного ритма, и очень ритмичный, и с припевом, и без, и с вступлением, проигрышами, и без, и грустный, и веселый, и медленный и быстрый, и т. д. Видимо, романс, это, в большинстве случаев, не форма, а, в первую очередь, степень душевности, духовной наполненности, эмоциональной напряжённости ! Общепринятой классификации романсов не существует, а то что есть постоянно меняется. Абсолютного, формального определения романса нет, для рядового слушателя критерий, скорей всего, только один,- чувствует он романсовость пьесы или нет.
    Недаром, даже большинство многочисленных сборников даже называются,- Романсы и песни !..
    А, в двух словах, если под песню хочется танцевать или идти строем, то это песня,
    а если хочется сесть, замереть, задуматься, то это, скорей всего, романс…
    Хотя, бывают случаи, когда под романс и танцуют, и даже ходят строем. )))
    ( Это несколько строк из моего эссе о цыганском романсе- https://www.chitalnya.ru/work/1803576/ )
    Сочиняя романс, песню, желательно учитывать, что стихи, по всей природе, уже обладают “очевидной” мелодией, ритмом. И очень легко поддаться этой мелодии, и быстренько сочинить песню, обычно в стиле дворовой песни, и иногда получается очень даже хорошо. Но чаще случается, что эта мелодия уже была использована, почти точно, да и не раз, в стихах сходных по размеру, ритмике, смыслу. Недавно я это встретил даже в современной английской песне на стихи Шекспира.
    В стихах часто встречаются искажения ритма , и скрытые, и явные. Наверно некоторые поэты маловато читают свои сочинения вслух и формально ритмично, и “артистично”. Иногда, искажения, это художественный приём, иногда – ошибка. Иногда эти искажения наталкивают на интересные музыкальные идеи, иногда очень мешают. Но мы к этому давно приучены и, вроде как не замечаем, все больше и больше, например:
    Бр. Покрасс, Д?Актиль,- “Марш Будённого” ( Мы красная кавалерия и про нас…), (1920- 26)
    Варламов, Цыганов,- “Красный сарафан” (Не шей ты мне матушка… ) много ударений имитирующих просторечье – https://m.youtube.com/watch?v=B8a2HZtbkQg
    Рахманинов, Бекетова,- “Сирень” ( По утру, на заре… ) – https://m.youtube.com/watch?v=G3AXkXIhdUY
    Стихотворные тексты могут быть совершенно разной жанровой принадлежности, разных форм, размеров, тематики. Например, некоторые серенады являются одновременно и романсами.
    Взглянем на фрагмент стихотворения:
    Побывай во всех странах,
    В деревнях и городах:
    Не найти тебя нигде
    Горемычнее меня
    Стихи эти, казалось бы, частушечные, к тому же, “… по отзыву авторитетов- это верх пошлости.” (из письма П. Чайковского), но у композитора получился один из известнейших, любимейших народом, уже почти 200 лет, романс – https://www.youtube.com/watch?v=R6joRbAw5-A&app=de
    Романсы могут быть и очень коротенькие, и большие романсы- баллады.
    “Чудная роза розу ласкала”- всего 10 коротких строк – https://m.youtube.com/watch?v=oiDQt5E9ck4
    А “Нищая”- 48 строк, длится порядка 5 минут- https://m.youtube.com/watch?v=CKUdoazcFIA
    Мелодия может быть и очень простая, и сложная, но практически всегда- лиричная.
    Обычно в романсе используют одну- две мелодии, но бывает и больше. Например, в уже упомянутом романсе “Красный сарафан” после пятого куплета мелодия несколько раз меняется и получается аж 4 мелодии !
    Частенько, композиторы “накладывают” стихи на музыку , мало обращая внимания на смысл, на ударение, интонацию, течение стиха и, кроме прочего, получается куча искажений русского языка, например: “Нет, нет…” – https://m.youtube.com/watch?v=CyaX3muHRPI ,.. или тут (ошибки более завуалированы) – https://m.youtube.com/watch?v=ipIZxnpB6PE
    Хотя, если подумать, этих ошибок можно было бы избежать. Например: – https://www.chitalnya.ru/work/1230282/
    Безусловно, для восприятия огромное значение имеет качество сполнения. Но согласитесь, когда мы, в очередной раз, слушаем давно известный романс, песню, даже в самом плохом исполнении, мы, как бы подсознательно, одновременно слышим его и в давно любимом исполнении, и заранее знаем, насколько хороша эта песня сама по себе.
    А вот когда мы слушаем совершено новую, незнакомую песню, картина совершенно другая, и нам часто очень трудно абстрагироваться от качества данного конкретного исполнения и понять, насколько интересна именно сама песня !
    Известен случай, когда песня была в забвении 100 лет, а потом вдруг нашла хорошего исполнителя (Обухову) и постепенно стала известнейшей.
    Думается, если мы действительно хотим понять, оценить именно саму песню, надо, все же, стараться оценивать песню вне зависимости от качества конкретного исполнения, ведь мало кто имеет возможность заказывать исполнение у Народных Артистов… ))) Ведь мы не оцениваем качество стиха в зависимости от красоты почерка, переплёта, иллюстраций или красоты декламации, тем более, что есть много поэтов, которые не могут говорить, вообще…
    А исполнителям, даже не имеющим певческого голоса, надо стараться исполнять максимально осмысленно, выразительно !
    Кроме собственно песен- романсов есть много стихов, которые авторами так и названы- романс (- http://stihi-klassikov.ru/poems/malenkie-stihi-romans-russkie-poet-klassik-small-good-poems )
    Также есть много инструментальных пьес – романсов, или же песен без слов…
    ————————————————————————————————————————
    Картина Русский Романс. Художник Олег Маслов
    ————
    Здесь проходил КОНКУРС – https://www.chitalnya.ru/commentary/17859/ !!!
    —————-

  2. 2
    Текст добавил: Прямоугольник

    Романсы и песни Глинки — гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта. В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса. Сам он был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса. Неудивительно, что жанр романса он сумел довести до высокого совершенства.
    Все пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содер-жание текста, и ясная красочная гармония.
    Среди романсов и песен Глинки можно встретить самые разнообразные жанры: от “русской песни”, чувствительного бытового романса (”Бедный певец”) до драматической баллады, песенного повествования (”Ночной смотр”), от жизнерадостной застольной и “дорожной” песни до лирической “песни на воде” — баркаролы. Неповторимо своеобразны его песни-танцы в ритме вальса, мазурки, полонеза, испанского болеро, наконец марша (”Прости, корабль взмахнул крылом”). Характерную особенность романсов Глинки составляет также гармоничное сочетание вокальной и фортепианной партий.
    Глинка является основоположником русской школы вокального пения, его романсы — неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы.
    Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов — Баратынского, Жуковского, Дельвига, Пушкина. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл “Прощание с Петербургом”. Среди романсов Цикла — “Жаворонок” и “Попутная песня”.
    “Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
    “Попутная песня” — образец светлой, жизнерадостной лирики. В ней все — движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. И в песне все подчинено этому настроению. Фортепианная партия с упругим и четким ритмом как бы передает быстрое движение поезда, стук колес и мелькание за окном меняющихся картин. Характерен энергичный и полнозвучный аккорд в начале каждой строфы — от него отталкивается и неудержимо несется вперед мелодия. А далее она сменяется широким и плавным напевом, как бы передающим тоску ожидания:
    “Я помню чудное мгновенье”. В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них “Я помню чудное мгновенье” — жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной грацией.
    Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (”В глуши, во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение — подвижным и трепетным.
    Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.
    Глинка — основоположник русской классической музыки, создатель национальной русской классической оперы — героической и сказочно-эпической, основоположник русского классического симфонизма, творец бессмертных по красоте песен и романсов.
    Свой музыкальный язык Глинка создал на основе русской народной песни. В то же время он живо интересовался искусством других стран. Первым из русских композиторов Глинка глубоко претворил в своей музыке характерные особенности музыки восточных народов. Наряду с русскими песнями в опере “Иван Сусанин” звучат ритмы национальных польских танцев, а в испанских увертюрах — испанские народные напевы. Многое взял Глинка и от плавности итальянской песенной мелодии.
    Светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки — великое достояние русской музыкальной культуры. На его произведениях учились последующие русские композиторы, по-своему разрабатывая различные стороны глинкинского творчества. Завещанные Глинкой традиции стали основой дальнейшего развития русской музыки. Продолжатели дела Глинки так же, как и он, стремились своим искусством служить народу, правдиво воссоздавать в своих произведениях народную жизнь. И в этом непреходящее значение его творчества.
    Основные произведения
    Оперы “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила” Музыка к трагедии Н. Кукольника “Князь Холмский” 80 произведений для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии Симфонические пьесы: испанские увертюры “Арагонская хота” и “Ночь в Мадриде”, симфоническая фантазия “Камаринская”, “Вальс-фантазия” Инструментальные ансамбли Фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, ноктюрны и др.)

  3. Роман широко отображает жизнь, четко изложен ряд действий и событий, а также большее количество персонажей, разыгрывающее все события произведения.
    Писатель при помощи романа передает читателю внутренний мир персонажей, показывает их жизненные изменения на определенном отрезке времени, проводит анализ некоторых ситуаций, которые повлияли на формирования их судьбы и характера.
    Для создания неповторимого художественного образа автор может прибегать к помощи различных ухищрений, пользоваться различными техническими приемами.
    Такими могут быт и происходящие события, и описания, и определенные характеристики героев, которые учувствуют в жизненном периоде романа. От этого и композиция этих произведений оказывается для восприятия довольно сложной.
    В литературном жанре роман имеет свои классификации: это социальный, нравоописательный, культурно-исторический, психологический, идейный, приключенческий, экспериментальный. Все они по своему несут суть и смысл произведения и передают эмоции.
    В момент чтения романа, личность отгораживается от мира и по своему переживает все события происходящие в рассказе. Благодаря своей гибкости и стремлению оценить возможности человека, роман формирует свои показания на многие века, и не теряет своей актуальности.

  4. Темы романсов

    Определить одним словом приведённые произведения далеко не всегда возможно, потому что тогда это будет сухая и неточная классификация, но в двух-трёх словах — можно всегда (порой иронически).
    «Певец» (А. С. Пушкин) — сопричастность поэзии природы.
    «Разуверение» (Е. А. Баратынский) — опыт не пропьёшь.
    «К. Б.» (Ф. И. Тютчев) — любовь выше опыта.
    «Отчего» (М. Ю. Лермонтов) — молодость не вечна.
    «Среди шумного бала, случайно…» (А. К. Толстой) — лю­бовь к образу.
    «Я тебе ничего не скажу…» (А. А. Фет) — о партизанской любви.
    «Серенада» (В. А. Соллогуб) — любовь земная и небесная.
    «Доченьки» (А. Н. Вертинский) — ура! — на могиле споют.
    «В землянке» (А. А. Сурков) — о разлуке.
    «Жди меня…» (К. М. Симонов) — надежда.
    «Очарована, околдована…» (Н. А. Заболоцкий) — магия любви.
    «Ненаглядный мой» (Р. Ф. Казакова) — о прошлой любви.
    «А напоследок я скажу…» (Б. А. Ахмадулина) — о грядущем суициде.
    «На дальней станции сойду…» (М. И. Танич) — о счастливом дачнике.
    «Подмосковные вечера» (М. Л. Матусовский) — трудное объяснение.
    «Ваше благородие госпожа разлука…» (Б. Ш. Окуджава) — любовь вместо смерти.
    «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…» (Б. Ш. Окуджава) — песня восхищённого потакателя.
    «Песня о друге» (В. С. Высоцкий) — о подлинной дружбе.
    «Я не люблю» (В. С. Высоцкий) — сдержанная ярость.
    «Летучий ковёр» (Ю. Ч. Ким) — восхищение после госпиталя.
    «Я люблю тебя, жизнь!» (К. А. Ваншенкин) — несчастная или взаимная? — вот в чём вопрос.
    Удивляет, что авторы учебника-хрестоматии сочли романсом песню Владимира Семёновича Высоцкого «Я не люблю». В ней нет никакой напевности, это жёсткий ритм и сосредоточенное жёсткое чувство, лишённое какой бы то ни было лиричности. Также ни романсом, ни лирической песней не является «Песня о друге». По тем же причинам.
    Песни «В землянке» и «Жди меня…» — это песни военных лет, не подходящие к определению романса. Если уж брать песни того времени, то надо говорить прежде всего о песне «Тёмная ночь».
    Продолжая тему необоснованности включения в список ро­мансов и лирических песен различных творений песенного жан­ра, можно заметить, что песня А. Н. Вертинского «Доченьки» — типичный шансон, «Ваше благородие госпожа разлука…» тоже гораздо ближе к шансону. «Летучий ковёр» Ю. Ч. Кима очень на­поминает стихи Агнии Барто полным отсутствием мелодики. Та­кую песенку можно разучивать на уроках музыки в младшей школе, но не ставить её после песен В. С, Высоцкого и тем более не пытаться сделать из неё лирическую песню или, что ещё хуже, романс. Одним словом, ребята, это задание — явная подстава. Исходите из этого. Трудно даже как-то переформулировать их, как это мы делали во многих других вопросах.

  5. Романсы и песни Глинки — гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта. В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса. Сам он был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса. Неудивительно, что жанр романса он сумел довести до высокого совершенства.
    Все пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содер-жание текста, и ясная красочная гармония.
    Среди романсов и песен Глинки можно встретить самые разнообразные жанры: от “русской песни”, чувствительного бытового романса (”Бедный певец”) до драматической баллады, песенного повествования (”Ночной смотр”), от жизнерадостной застольной и “дорожной” песни до лирической “песни на воде” — баркаролы. Неповторимо своеобразны его песни-танцы в ритме вальса, мазурки, полонеза, испанского болеро, наконец марша (”Прости, корабль взмахнул крылом”). Характерную особенность романсов Глинки составляет также гармоничное сочетание вокальной и фортепианной партий.
    Глинка является основоположником русской школы вокального пения, его романсы — неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы.
    Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов — Баратынского, Жуковского, Дельвига, Пушкина. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл “Прощание с Петербургом”. Среди романсов Цикла — “Жаворонок” и “Попутная песня”.
    “Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
    “Попутная песня” — образец светлой, жизнерадостной лирики. В ней все — движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. И в песне все подчинено этому настроению. Фортепианная партия с упругим и четким ритмом как бы передает быстрое движение поезда, стук колес и мелькание за окном меняющихся картин. Характерен энергичный и полнозвучный аккорд в начале каждой строфы — от него отталкивается и неудержимо несется вперед мелодия. А далее она сменяется широким и плавным напевом, как бы передающим тоску ожидания:
    “Я помню чудное мгновенье”. В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них “Я помню чудное мгновенье” — жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной грацией.
    Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (”В глуши, во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение — подвижным и трепетным.
    Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.
    Глинка — основоположник русской классической музыки, создатель национальной русской классической оперы — героической и сказочно-эпической, основоположник русского классического симфонизма, творец бессмертных по красоте песен и романсов.
    Свой музыкальный язык Глинка создал на основе русской народной песни. В то же время он живо интересовался искусством других стран. Первым из русских композиторов Глинка глубоко претворил в своей музыке характерные особенности музыки восточных народов. Наряду с русскими песнями в опере “Иван Сусанин” звучат ритмы национальных польских танцев, а в испанских увертюрах — испанские народные напевы. Многое взял Глинка и от плавности итальянской песенной мелодии.
    Светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки — великое достояние русской музыкальной культуры. На его произведениях учились последующие русские композиторы, по-своему разрабатывая различные стороны глинкинского творчества. Завещанные Глинкой традиции стали основой дальнейшего развития русской музыки. Продолжатели дела Глинки так же, как и он, стремились своим искусством служить народу, правдиво воссоздавать в своих произведениях народную жизнь. И в этом непреходящее значение его творчества.
    Основные произведения
    Оперы “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила” Музыка к трагедии Н. Кукольника “Князь Холмский” 80 произведений для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии Симфонические пьесы: испанские увертюры “Арагонская хота” и “Ночь в Мадриде”, симфоническая фантазия “Камаринская”, “Вальс-фантазия” Инструментальные ансамбли Фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, ноктюрны и др. )
    .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *