Сочинение на тему романтические произведения горького

22 варианта

  1. Первый период творчества великого писателя М. Горького характеризовался как период романтизма.
    Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль». В нем Горький показал судьбы двух людей: Ларры и Данко. Один из них принес людям добро, другой — зло.
    Ларра был сыном орла, очень гордый, как и его отец. Попав в племя своей матери, он разговаривал с высокопочитаемыми людьми, как с равными. Ларра считал, что он лучший на земле, и таких, как он, больше нет. Он относился к людям, как к рабам. Для него были непонятны жалость, уважение к другим, любовь. Он был один, и он был горд собой. Ему ничего не было нужно, и он ничего не давал другим.
    Когда он жестоко убил одну девушку, люди не могли придумать ему достойную кару. Поговорив с ним, они поняли, что для него были чужды привязанности, чувства. JIappa во всем хотел походить на своего отца, быть таким же независимым и одиноко гордым. Но его отец был один. Ему нужны общение, семья, любовь, дружба, ответственность за кого- либо. Тогда люди из племени решили, что лучше оставить его одного. Долго ходил Ларра по земле. Он добывал себе все, что хотел, и люди не могли его убить, защищенного божьей карой. И когда они поняли это, то стали над ним смеяться. Люди потеряли к нему всякий интерес. Тогда Ларра стал еще более одиноким. Он понял, на что обрекли его люди, какую жестокую кару они выбрали ему. Он понял то, что чувствуют люди, и как они живут. Ему захотелось общения, ласки, любви, но этого он не мог получить, потому что был всеми отвергнут.
    Другой герой рассказа — Данко. На одно племя напали враги. И перед ними стал выбор: сдаться в вечное рабство врагу или идти через непроходимый лес. Они не могли решить, все сидели и думали. И тут появился Данко. Это был смелый и красивый юноша. Он сказал: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь!» Люди, испуганные смертью, скованные страхом и изнуренные думами, послушались ясного и правдивого голоса Данко. Они, безвольные и ослабленные, подчинились доброй и могучей силе, излучаемой Данко. В них он зародил надежду на хорошую жизнь. Однако когда люди устали, пали духом, им стало стыдно признаться себе в этом. Тогда они озлобились против Данко. Люди набросились на него и хотели убить. Данко не мог озлобиться на них из-за жалости. Он очень любил людей, и всю свою любовь доказал своим поступком. Данко вырвал из груди свое сердце и, освещая путь, повел людей через лес. Когда люди вышли из леса, то они, ослепленные радостью, позабыли, какую дорогую цену заплатил за них Данко. Он умер, рассыпалось его сердце искрами по всему небу, но образ героя-освободителя навсегда останется жить в сердцах людей. «В жизни всегда есть место подвигам», — говорит старуха Изергиль.
    В поэме «Девушка и Смерть» М. Горький прославляет чувство любви, которое победило смерть.
    В знаменитой Пьесе «Песня о Соколе» прослеживается идея подвига. Сокол — олицетворение борца за народное счастье. М. Горький показывает нам идеального героя, которому присущи храбрость, героизм, презрение смерти и ненависть к врагу. «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
    Каждый герой романтических рассказов М. Горького — это активный, целеустремленный человек, противящийся злу всеми способами.

  2. Максим Горький, а по документам Пешков Алексей Максимович, является одной из самых ярких писателей мировой культуры. Кто-то считает, что его романы сложны и противоречивы. Кто-то уверен, что в каждом его произведении есть скрытый романтизм и чувственность. Как и другие знаменитые писатели, Горький страдал от непонимания общества. Его часто критиковали и ставили под сомнение его здравомыслие и талант
    Но, как показало время, только Пешкову удалось эпично и с размахом рассказать в своих произведениях историю России начала ХХ века. На первое место я бы поставила его «Заметки из дневника». Это творение об истинно русском человеке с большой буквы.
    Если говорить о романтизме в произведениях Горького, то хочется отметить, что оно присутствует скорее в его ранних работах. Его песни и легенды наполнены романтическими героями. Они красивые и бесстрашные. Благородные и смелые. Большинство этих героев живут ради великой цели.
    Например, «Песня о Соколе» легенда о Данко. В этой работе он возводит на пьедестал храбрость, мужественность, самоотверженность. Или «Старуха Изергиль». Идея этих произведений – раскрыть ценность личности человека и мудрость его сущности.
    «Песню о Буревестнике» можно тоже отнести к произведениям, пропитанным романтичностью. В образ горделивой птицы Горький хотел вложить: силу, страстность, уверенность, желание победить скучный уклад жизни. Буревестник мечтает «взмыть ввысь», «пронзать мрак», «призвать буру», увидеть за мрачными тучами обжигающее ярило и наслаждаться в сладостной агонии.
    В 90-х годах ХХ века Горький мягко говоря удивил всех выпуском трех томов «Очерков и рассказов». По моему мнению, именно тогда его талант был признан всенародно. Хотелось бы выделить особенно яркие произведения, такие, как “Челкаш”, “Макар Чудра”. Это, не больше не меньше, «песни революции» в которых он призывает людей быть смелыми и гордыми, восстать против несправедливости. Горький воспевает образ героев, жаждущий служить народу, готовый идти на подвиг во имя человечества, даже если плата за этот подвиг будет собственная жизнь.

  3. Автор: Горький М.
    Первый период творчества великого писателя М. Горького характеризовался как период романтизма.
    Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”. В нем Горький показал судьбы двух людей: Ларры и Данко. Один из них принес людям добро, другой — зло.
    Ларра был сыном орла, очень гордый, как и его отец. Попав в племя своей матери, он разговаривал с высокопочитаемыми людьми, как с равными. Ларра считал, что он лучший на земле, и таких, как он, больше нет. Он относился к людям, как к рабам. Для него были непонятны жалость, уважение к другим, любовь. Он был один, и он был горд собой. Ему ничего не было нужно, и он ничего не давал другим.
    Когда он жестоко убил одну девушку, люди не могли придумать ему достойную кару. Поговорив с ним, они поняли, что для него были чужды привязанности, чувства. Ларра во всем хотел походить на своего отца, быть таким же независимым и одиноко гордым. Но его отец был один. Ему нужны общение, семья, любовь, дружба, ответственность за кого-либо. Тогда люди из племени решили, что лучше оставить его одного. Долго ходил Ларра по земле. Он добывал себе все, что хотел, и люди не могли его убить, защищенного божьей карой. И когда они поняли это, то стали над ним смеяться. Люди потеряли к нему всякий интерес. Тогда Ларра стал еще более одиноким. Он понял, на что обрекли его люди, какую жестокую кару они выбрали ему. Он понял то, что чувствуют люди, и как они живут. Ему захотелось общения, ласки, любви, но этого он не мог получить, потому что был всеми отвергнут.
    Другой герой рассказа — Данко. На одно племя напали враги. И перед ними стал выбор: сдаться в вечное рабство врагу или идти через непроходимый лес. Они не могли решить, все сидели и думали. И тут появился Данко. Это был смелый и красивый юноша. Он сказал: “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь!” Люди, испуганные смертью, скованные страхом и изнуренные думами, послушались ясного и правдивого голоса Данко. Они, безвольные и ослабленные, подчинились доброй и могучей силе, излучаемой Данко. В них он зародил надежду на хорошую жизнь. Однако ко гда люди устали, пали духом, им стало стыдно признаться себе в этом. Тогда они озлобились против Дан-ко. Люди набросились на него и хотели убить. Данко не мог озлобиться на них из-за жалости. Он очень любил людей, и всю свою любовь доказал своим поступком. Данко вырвал из груди свое сердце и, освещая путь, повел людей через лес. Когда люди вышли из леса, то они, ослепленные радостью, позабыли, какую дорогую цену заплатил за них Данко. Он умер, рассыпалось его сердце искрами по всему небу, но образ героя-освободителя навсегда останется жить в сердцах людей. “В жизни всегда есть место подвигам”, — говорит старуха Изергиль.
    В поэме “Девушка и Смерть” М. Горький прославляет чувство любви, которое победило смерть.
    В знаменитой пьесе “Песня о Соколе” прослеживается идея подвига. Сокол — олицетворение борца за народное счастье. М. Горький показывает нам идеального героя, которому присущи храбрость, героизм, презрение смерти и ненависть к врагу. “Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
    Каждый герой романтических рассказов М. Горького — это активный, целеустремленный человек, противящийся злу всеми способами.

  4. В своих «хождениях по Руси» М. Горький вглядывался в тёмные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на «дне» жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру. Но Горькому мало было сказать о том, как скверно живут люди. Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Он мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию людей писатель противопоставил яркий, насыщенный мир героев своих рассказов.
    Главной темой романтических рассказов Горького стала тема любви и свободы. Уже в одном из первых своих рассказов — «Макар Чудра» — Горький высказывает собственную точку зрения: свобода для человека — главное на свете. Гимном вольности и любви звучит рассказ о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде. Их любовь горела ярким пламенем и не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей. В серой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы «подчиниться сжимавшей их тесноте». Но Радда и Лойко предпочли смерть. Герои не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Для них свобода, воля — главное в жизни. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю. Волю то, Лойко я люблю больше, чем тебя». Даже любовь оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе, которая достигается ценой жизни.
    В другом рассказе Горького — «Старуха Изергиль» — писатель объединяет легенду о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенду о Данко. Повторяющаяся во всех трёх частях основная мысль — мечта о людях готовых на подвиг — делает рассказ единым целым. Особое место занимает в рассказе образ Изергиль, которая через всю жизнь пронесла чувство собственного достоинства. История её жизни — олицетворение свободы, красоты, нравственных ценностей человека. И упрёком бескрылой, скучной жизни людей, упрёком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам… каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно». Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Героине остаётся только опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.
    Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая тень на её собственную жизнь. Сила характера, гордость и вольнолюбие в Ларре превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. В порыве к воле он ступил на путь преступления, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Протестуя против обыденности жизни, Ларра забыл о нравственных законах. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Писатель осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям.
    По мнению Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а «красивые — всегда смелы». Данко был движим только любовью и состраданием к людям, и несмотря на все их злобные мысли, его сердце «вспыхнуло желанием спасти» их. Он берёт на себя ответственность вывести людей из тёмного леса. Спасая людей, герой отдаёт самое дорогое, что имеет — своё сердце. Горький призывает к самопожертвованию во имя людей. Но поступок Данко не был оценён: «Люди.не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает. его смелое сердце. Только один осторожный человек. боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.» Этим самым Горький говорит о том, что время таких героев ещё не пришло.
    Таким образом, в романтических произведениях Горького, автор чётко выражает протест против скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе. Они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет смысл, главное — воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям, утратившим свои идеалы. Яркие, страстные, вольнолюбивые — они прославляют активность, необходимость действовать. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни».

  5. Первый период творчества великого писателя М. Горького характеризовался как период романтизма.
    Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”. В нем Горький показал судьбы двух людей: Ларры и Данко. Один из них принес людям добро, другой — зло.
    Ларра был сыном орла, очень гордый, как и его отец. Попав в племя своей матери, он разговаривал с высокопочитаемыми людьми, как с равными. Ларра считал, что он лучший на земле, и таких, как он, больше нет. Он относился к людям, как к рабам. Для него были непонятны жалость, уважение к другим, любовь. Он был один, и он был горд собой. Ему ничего не было нужно, и он ничего не давал другим.
    Когда он жестоко убил одну девушку, люди не могли придумать ему достойную кару. Поговорив с ним, они поняли, что для него были чужды привязанности, чувства. Ларра во всем хотел походить на своего отца, быть таким же независимым и одиноко гордым. Но его отец был один. Ему .нужны общение, семья, любовь, дружба, ответственность за кого-либо. Тогда люди из племени решили, что лучше оставить его одного. Долго ходил Ларра по земле. Он добывал себе все, что хотел, и люди не могли его убить, защищенного божьей карой. И когда они поняли это, то стали над ним смеяться. Люди потеряли к нему всякий интерес. Тогда Ларра стал еще более одиноким. Он понял, на что обрекли его люди, какую жестокую кару они выбрали ему. Он понял то, что чувствуют люди, и как они живут. Ему захотелось общения, ласки, любви, но этого он не мог получить, потому что был всеми отвергнут.
    Другой герой рассказа — Данко. На одно племя напали враги. И перед ними стал выбор: сдаться в вечное рабство врагу или идти через непроходимый лес. Они не могли решить, все сидели и думали. И тут появился Данко. Это был смелый и красивый юноша. Он сказал: “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь!” Люди, испуганные смертью, скованные страхом и изнуренные думами, послушались ясного и правдивого голоса Данко. Они, безвольные и ослабленные, подчинились доброй и могучей силе, излучаемой Данко. В них он зародил надежду на хорошую жизнь. Однако ко гда люди устали, пали духом, им стало стыдно признаться себе в этом. Тогда они озлобились против Дан-ко. Люди набросились на него и хотели убить. Данко не мог озлобиться на них из-за жалости. Он очень любил людей, и всю свою любовь доказал своим поступком. Данко вырвал из груди свое сердце и, освещая путь, повел людей через лес. Когда люди вышли из леса, то они, ослепленные радостью, позабыли, какую дорогую цену заплатил за них Данко. Он умер, рассыпалось его сердце искрами по всему небу, но образ героя-освободителя навсегда останется жить в сердцах людей. “В жизни всегда есть место подвигам”, — говорит старуха Изергиль.
    В поэме “Девушка и Смерть” М. Горький прославляет чувство любви, которое победило смерть.
    В знаменитой пьесе “Песня о Соколе” прослеживается идея подвига. Сокол — олицетворение борца за народное счастье. М. Горький показывает нам идеального героя, которому присущи храбрость, героизм, презрение смерти и ненависть к врагу. “Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
    Каждый герой романтических рассказов М. Горького — это активный, целеустремленный человек, противящийся злу всеми способами.
    ?

  6. В своих “хождениях по Руси” М.Горький вглядывался в тёмные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на “дне” жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру. Но Горькому мало было сказать о том, как скверно живут люди. Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Он мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию людей писатель противопоставил яркий, насыщенный мир героев своих рассказов.
    Главной темой романтических рассказов Горького стала тема любви и свободы. Уже в одном из первых своих рассказов – “Макар Чудра” – Горький высказывает собственную точку зрения: свобода для человека – главное на свете. Гимном вольности и любви звучит рассказ о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде. Их любовь горела ярким пламенем и не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей. В серой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы “подчиниться сжимавшей их тесноте”. Но Радда и Лойко предпочли смерть. Герои не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Для них свобода, воля – главное в жизни. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю. Волю то, Лойко я люблю больше, чем тебя”. Даже любовь оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе, которая достигается ценой жизни.
    В другом рассказе Горького – “Старуха Изергиль” – писатель объединяет легенду о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенду о Данко. Повторяющаяся во всех трёх частях основная мысль – мечта о людях готовых на подвиг – делает рассказ единым целым. Особое место занимает в рассказе образ Изергиль, которая через всю жизнь пронесла чувство собственного достоинства. История её жизни – олицетворение свободы, красоты, нравственных ценностей человека. И упрёком бескрылой, скучной жизни людей, упрёком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно”. Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Героине остаётся только опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.
    Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая тень на её собственную жизнь. Сила характера, гордость и вольнолюбие в Ларре превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. В порыве к воле он ступил на путь преступления, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Протестуя против обыденности жизни , Ларра забыл о нравственных законах. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Писатель осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям.
    По мнению Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а “красивые – всегда смелы”. Данко был движим только любовью и состраданием к людям, и несмотря на все их злобные мысли, его сердце “вспыхнуло желанием спасти” их. Он берёт на себя ответственность вывести людей из тёмного леса. Спасая людей, герой отдаёт самое дорогое, что имеет – своё сердце. Горький призывает к самопожертвованию во имя людей. Но поступок Данко не был оценён: “Люди..не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает..его смелое сердце. Только один осторожный человек..боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой..” Этим самым Горький говорит о том, что время таких героев ещё не пришло.
    Таким образом, в романтических произведениях Горького, автор чётко выражает протест против скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе. Они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет смысл, главное – воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям, утратившим свои идеалы. Яркие, страстные, вольнолюбивые – они прославляют активность, необходимость действовать. “Безумство храбрых – вот мудрость жизни”.

  7. К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной убежденностью, с непоколебимой верой в человека, ставя перед собой задачу показать, что “человек — это звучит гордо”.
    Именно в ранних произведениях Горького герои кажутся огромными, значительными. Всем героям писателя свойственна горячая любовь к независимости и свободе. Это гордые натуры, сильные и цельные, волевые характеры, отвергающие принадлежность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к прекрасной и свободной жизни. Таких людей мы видим в рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль” в “Песне о Соколе”.
    Смысл жизни для Чудры заключается в стремлении к свободе. В этом рассказе Горький показал нам то, что двое красавцев-цыган предпочли умереть, но остаться свободными. Радда и Лойко любили друг друга, но свобода для каждого была дороже любви. Вот что говорит Радда: “А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя…” “Лучше смерть, чем рабство”, — утверждают романтические герои Горького.
    В “Макаре Чудре”, затем в “Старухе Изергиль”, позже в “Песне о Соколе”, слышится мотив “безумства храбрых”. Горький испытывает своих героев в сложных ситуациях. Гордые люди в рассказе “Старуха Изергиль” — Данко и Ларра. В отличие от Данко Ларра был эгоистом. Ему было неведомо чувство любви к ближнему, он никогда никого не любил, кроме себя. Когда же ему сказали: “За все, что человек берет, он должен платить собой: своим умом и силой, иногда жизнью…” — Ларра ответил, что он этого не сделает, так как хочет остаться невредимым.
    Свободные люди отвергли его, осудив убийцу на вечное одиночество: “И вот он стал жить, вольно, как птица…” Но гордость Ларры вредна не только для людей, она губительна для самого Ларры.
    Данко тоже горд, но он любит людей. И поэтому он добывает свободу для всего племени, которое поверило ему. Данко отдает людям всего себя, ничего не прося у них взамен: “Сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе…”
    Эти две легенды показывают нам то, в чем заключается бессмертие человека. В легенде о Лар-ре, который отвернулся от людей, бессмертие заключается в том, что об этом гордом человеке в степи напоминает лишь темная тень. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца.
    Тема свободной личности — одна из главных тем раннего творчества Горького. Произведение “Девушка и Смерть”. Девушка вступает в борьбу с царем потому, что он у нее отнимает право наслаждаться жизнью, право быть свободной. Царя раздражает радостный смех девушки, за это царь и предает ее во власть смерти. И здесь Горький утверждает победу человека, его любви и стремлений к жизни над разрушительными силами природы.
    Писатель часто признается в том, что счастлив тем, что живет на земле, где обязательно наступит “новая жизнь в новом веке”.
    Романтизмом проникнута “Песня о Буревестнике”. В образе “гордой птицы” сосредоточены чувства смелости и страсти, уверенность в победе над скучной жизнью: “Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник…” Гром и молния взрывают бедное, никчемное существование.
    Горький воспевает людей смелых, способных к самопожертвованию. И пусть они гибнут, как погиб Сокол, но они узнали счастье жизни — полет. “Ужи” их не поймут, ведь “рожденный ползать — летать не может”. И именно такие, как Сокол, выведут людей из тьмы, к свету: “Вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!…” Читая произведения Горького, понимаешь, что жизнь приобретает смысл тогда, когда есть цель. Его рассказы заставляют задумываться над вопросами, которые раньше почему-то не возникали. Горький заставляет нас остро почувствовать быстротечность жизни, беспокойство, недовольство собой. А это и есть путь к самосовершенствованию.
    Беру!

  8. 8
    Текст добавил: Звезда Инета

    Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представил,
    себе Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького.
    К. Паустовский
    Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа. Он любил и хорошо знал Россию, язык своего народа. Постоянное общение с людьми разных профессий и мировоззрений развило в нем глубокое понимание проблем и исканий русского человека. Не оставалось ничего, чем бы писатель пренебрегал и что бы не замечал по-своему, по-горьковски. В своих произведениях Горький отразил эпоху, в которую жил.
    Молодой Горький интересен ранними романтическими произведениями, где писатель выступает как автор и оригинальный рассказчик.
    В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободе представлены повествованиями умудренного жизненным опытом старого цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагим-оглы. И рядом с ними мы видим образ еще одного героя — “проходящего”, слушателя, от лица которого ведется повествование. Назовем его условно автобиографическим героем, так как в его судьбе много общего с судьбой нижегородского цехового Алексея Пешкова. Этот герой занимает в рассказах не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика.
    Автобиографический герой — выходец из низов, прикоснувшийся к книжной мудрости. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Слившись с ней воедино, рассказчик умеет поразить нас красотой обыденного. Его видение мира вносит в рассказы романтическое начало, радость, смелую дерзость, обилие красок в описании природы: “С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…”
    Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой и старухой Изергиль, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хо чет понять истинный смысл жизни, беседуя с этими мудрыми людьми, потому что главное для него “учиться и учить”. Это хорошо понимает Макар Чудра, разговаривая со своим юным собеседником. Старуха Изергиль упрекает молодого и сильного парня в преждевременном старении души. “Мрачные все, как демоны… боятся тебя наши девушки”.
    О настроении героя нигде прямо не говорится. Напряженность повествования, необычность описания, восторженность и музыкальность идет от некоего “проходящего” героя. Не могут Макар и Изергиль передавать свои чувства таким мелодичным, литературным языком. Да, у них опыт, знание жизни, сказок и легенд, а у “проходящего” героя —литературный талант, природное чутье и бесконечная любовь к своему языку. Клочки неба — “темно-голубые”, диск луны — “кроваво-красен”. Глаза девушек и женщин — “темно-синие”. Такие эпитеты и сравнения придают речи особую красочность и эмоциональность.
    Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают читателю представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятеж-ностью души и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.
    Автобиографический герой —романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа фигуры из народа — это Макар Чудра, это старуха Изергиль, это Надыр-Рагим-оглы.
    Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности.
    Легенды, песни, рассуждения героев о жизни, рассказы о себе и своих идеалах помогают в раскрытии их образов: сказание о Данко, о Раде и Зобаре. Это образы прекрасных, мужественных и свободных людей. Для таких героев важны их убеждения, ради которых они готовы пойти на смерть.
    В песнях же даны образы иного типа — символические и аллегорические. Сокол — это символ бесстрашного бойца: “Безумству храбрых поем мы славу”. А уж — символ осторожного и здравомыслящего обывателя представлен аллегорическими образами трусливых гагар, пингвина и чаек, которые судорожно мечутся, стараясь спрятаться от реальности и жизненных перемен.
    Легенды и песни значительны сами по себе, но Горькому они нужны для раскрытия идеалов реального человека. Эти люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным.
    О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.
    Авторское повествование, само по себе романтичное, соприкоснувшись с героическими образами легенд и песен, становится еще ярче. Ранние романтические рассказы Горького открывают не только автора-лирика, но и возвышенных героев, стремящихся к высокой цели.

  9. В своих “хождениях по Руси” М.Горький вглядывался в тёмные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на “дне” жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру. Но Горькому мало было сказать о том, как скверно живут люди. Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Он мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию людей писатель противопоставил яркий, насыщенный мир героев своих рассказов.
    Главной темой романтических рассказов Горького стала тема любви и свободы. Уже в одном из первых своих рассказов – “Макар Чудра” – Горький высказывает собственную точку зрения: свобода для человека – главное на свете. Гимном вольности и любви звучит рассказ о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде. Их любовь горела ярким пламенем и не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей. В серой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы “подчиниться сжимавшей их тесноте”. Но Радда и Лойко предпочли смерть. Герои не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Для них свобода, воля – главное в жизни. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю. Волю то, Лойко я люблю больше, чем тебя”. Даже любовь оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе, которая достигается ценой жизни.
    В другом рассказе Горького – “Старуха Изергиль” – писатель объединяет легенду о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенду о Данко. Повторяющаяся во всех трёх частях основная мысль – мечта о людях готовых на подвиг – делает рассказ единым целым. Особое место занимает в рассказе образ Изергиль, которая через всю жизнь пронесла чувство собственного достоинства. История её жизни – олицетворение свободы, красоты, нравственных ценностей человека. И упрёком бескрылой, скучной жизни людей, упрёком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно”. Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Героине остаётся только опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.
    Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая тень на её собственную жизнь. Сила характера, гордость и вольнолюбие в Ларре превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. В порыве к воле он ступил на путь преступления, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Протестуя против обыденности жизни , Ларра забыл о нравственных законах. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Писатель осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям.
    По мнению Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а “красивые – всегда смелы”. Данко был движим только любовью и состраданием к людям, и несмотря на все их злобные мысли, его сердце “вспыхнуло желанием спасти” их. Он берёт на себя ответственность вывести людей из тёмного леса. Спасая людей, герой отдаёт самое дорогое, что имеет – своё сердце. Горький призывает к самопожертвованию во имя людей. Но поступок Данко не был оценён: “Люди..не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает..его смелое сердце. Только один осторожный человек..боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой..” Этим самым Горький говорит о том, что время таких героев ещё не пришло.
    Таким образом, в романтических произведениях Горького, автор чётко выражает протест против скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе. Они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет смысл, главное – воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям, утратившим свои идеалы. Яркие, страстные, вольнолюбивые – они прославляют активность, необходимость действовать. “Безумство храбрых – вот мудрость жизни”.
    Добавил: halap
    Беру!

  10. Максим Горький
    Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
    Родился: 28.03.1868, Нижний Новгород
    Умер: 18.06.1936 (68 лет)
    Популярные произведения М. Горького
    Данко
    Егор Булычев и другие
    Старуха Изергиль
    На дне
    Другие сочинения по произведению Горького
    Ранние романтические рассказы Горького
    Максим Горький (1868-1936)
    Сила и слабость человека в понимании Горького
    Тематика произведений Горького
    О творчестве М. Горького
    В жизни всегда есть место подвигам
    Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького
    Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького)
    Ради чего стоит жить? (Размышления над ранним творчеством М. Горького)
    Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького
    Мое отношение к творчеству А.М.Горького
    Романтические произведения М. Горького.
    Кто такие «Босяки» в произведениях Горького
    Характеристики героев рассказов Горького
    Краткая хроника жизни и творчества М. Горького
    Автор – Горький
    Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (по ранним рассказам М. Горького)
    Сатира Горького на мещанский образ жизни
    М.Горький. “В людях”.
    Анализ творчества Горького за границей
    Сочинение «Романтические произведения М. Горького.»
    Горький – все сочинения
    Первый период творчества великого писателя М. Горького характеризовался как период романтизма.
    Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”. В нем Горький показал судьбы двух людей: Ларры и Данко. Один из них принес людям добро, другой — зло.
    Ларра был сыном орла, очень гордый, как и его отец. Попав в племя своей матери, он разговаривал с высокопочитаемыми людьми, как с равными. Ларра считал, что он лучший на земле, и таких, как он, больше нет. Он относился к людям, как к рабам. Для него были непонятны жалость, уважение к другим, любовь. Он был один, и он был горд собой. Ему ничего не было нужно, и он ничего не давал другим.
    Когда он жестоко убил одну девушку, люди не могли придумать ему достойную кару. Поговорив с ним, они поняли, что для него были чужды привязанности, чувства. Ларра во всем хотел походить на своего отца, быть таким же независимым и одиноко гордым. Но его отец был один. Ему .нужны общение, семья, любовь, дружба, ответственность за кого-либо. Тогда люди из племени решили, что лучше оставить его одного. Долго ходил Ларра по земле. Он добывал себе все, что хотел, и люди не могли его убить, защищенного божьей карой. И когда они поняли это, то стали над ним смеяться. Люди потеряли к нему всякий интерес. Тогда Ларра стал еще более одиноким. Он понял, на что обрекли его люди, какую жестокую кару они выбрали ему. Он понял то, что чувствуют люди, и как они живут. Ему захотелось общения, ласки, любви, но этого он не мог получить, потому что был всеми отвергнут.
    Другой герой рассказа — Данко. На одно племя напали враги. И перед ними стал выбор: сдаться в вечное рабство врагу или идти через непроходимый лес. Они не могли решить, все сидели и думали. И тут появился Данко. Это был смелый и красивый юноша. Он сказал: “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь!” Люди, испуганные смертью, скованные страхом и изнуренные думами, послушались ясного и правдивого голоса Данко. Они, безвольные и ослабленные, подчинились доброй и могучей силе, излучаемой Данко. В них он зародил надежду на хорошую жизнь. Однако ко гда люди устали, пали духом, им стало стыдно признаться себе в этом. Тогда они озлобились против Дан-ко. Люди набросились на него и хотели убить. Данко не мог озлобиться на них из-за жалости. Он очень любил людей, и всю свою любовь доказал своим поступком. Данко вырвал из груди свое сердце и, освещая путь, повел людей через лес. Когда люди вышли из леса, то они, ослепленные радостью, позабыли, какую дорогую цену заплатил за них Данко. Он умер, рассыпалось его сердце искрами по всему небу, но образ героя-освободителя навсегда останется жить в сердцах людей. “В жизни всегда есть место подвигам”, — говорит старуха Изергиль.
    В поэме “Девушка и Смерть” М. Горький прославляет чувство любви, которое победило смерть.
    В знаменитой пьесе “Песня о Соколе” прослеживается идея подвига. Сокол — олицетворение борца за народное счастье. М. Горький показывает нам идеального героя, которому присущи храбрость, героизм, презрение смерти и ненависть к врагу. “Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
    Каждый герой романтических рассказов М. Горького — это активный, целеустремленный человек, противящийся злу всеми способами.

  11. Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекало в романтизме «умение пробудить… мятеж против всякого гнета». Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передать романтический дух времени перемен. Гордый Сокол, погибает в глубоком ущелье, смельчак Данко, который осветил миром сердца дорогу людям, Буревестник, развевающийся «над седой равниной моря» – всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти. Старый цыган Макар Чудра из одноименного рассказа Горького говорит, что человек, обрекший себя на рабскую долю, не видит главного: ему неизвестна свобода, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радда на глазах всего лагеря и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу. К свободе стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои рассказа «Старуха Изергиль» – Ларри и Данко – противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и свободолюбие подчеркиваются в Ларри его необычным происхождением (Ларри – сын орла и девушки из могучего племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому что он пренебрегает людьми, жестоко обращается с ними. Он не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Ларри превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Чувствуя свое безграничную одиночество, Ларри становится несчастным. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Нынешний герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко. Данко тоже стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и дальний. «Утомленные и злые», люди начинают винить героя этой легенды в своих несчастьях, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого. Разорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освещает им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларри, счастлив, что отдал свою жизнь людям: «Посмотрел вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко – бросил он радостный взгляд на свободную землю и засмеялся гордо».
    И люди после его смерти нашли надежду. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен людьми: «Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметила это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не пришло, – говорит этими строками Горький. Но в «Песне о Соколе» мы видим, что свободолюбивые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв у окружающих. Так, Сокол, рвущийся в небо, заразит своей страстью «много смелых сердец», верит писатель. Даже Уж пытается взлететь вверх, но… «рожденный ползать летать не может». Уж олицетворяет в «Песне о Соколе» серое, однообразное существование, целью которого является лишь забота о собственном спокойствии. А небо доступно только поистине храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержимым мечтой о свободе и новой жизни. «Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни», – утверждает Горький. «Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» – всеми этими качествами обладает романтический герой Горького Буревестник. Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает вверх, чтобы «проткнуть» мрак, увидеть за тучами солнце.Буря у Горького – это признак новой, лучшей жизни, протест против жалкого, нищенского существования. А Буревестник – герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В «Песне о Буревестнике» Горький создает образ героя-бунтаря, такого, каким является идеал романтического героя писателя – не только свободолюбивого, но и того, что обладает волей к победе. Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовали социальных изменений. Но какими должны быть эти изменения? По мнению Горького, изменения должны были быть революционными, что требовало именно таких героев. Может быть, их даже еще не было к моменту создания писателем его романтических произведений. Ведь недаром идеал романтического героя Горького воплощен в Буревестнике – в птице, а не в человеке. В русской литературе XX века мы встречаем разное отношение к революции – от восторженного приветствия до полного отрицания. Но, как бы то ни было, у романтического героя Горького есть много общепризнанных положительных человеческих качеств. Это, прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям.

  12. Когда человек любит подвиги,
    он всегда умеет их сделать и найдет,
    где это можно. В жизни всегда есть место подвигам.М. Горький
    Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: “Наше время — не время великих задач”. Низвергается герой, прославляется средний человек. Жизнь утрачивает свой высокий смысл.
    Горький явился выразителем в литературе нового этапа освободительного движения. Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление в иную жизнь рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход..
    В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: “Я недавно видел пьесу “Сирано де Бержерак” и пришел от нее в восторг: “Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны, Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!”
    Это восхищение людьми “с солнцем в крови” проявилось у Горького уже в самом его первом рассказе “Макар Чудра”. Крепко любили друг друга удалой цыган Лойко Зобар и сказочная Рада. Но волю они любили еще больше. И во имя нее они не пожалели своих жизней. Горький прекло-няется’перед сильной, могучей страстью “естественного” человека, который рожден вольными степями, свободен и удален от мира мелких помыслов, расчета, корысти. Цыганский табор — это община, где действуют свои суровые ‘законы, но они, по мнению автора, не унижают, а прославляют человека, его непреклонную волю. Такой выбор героев определяется ненавистью писателя к классу мещан, — рабов копейки, живущим мелкими страстями.
    В ‘Песне о Соколе” спор между Соколом (героем) и Ужом (мещанином) приводит читателя к мысли о том, что подвиг необходим, даже если окружающие не способны его оценить. Горький прославляет “безумство” тех, кто жертвует собой, не надеясь на уважение и понимание. Эта мысль особенно важна была в эпоху, когда люди утратили потребность в героическом. Писатель глубоко верит в то, что нет напрасных жертв во имя светлого будущего. Его революционный оптимизм с особой силой выразился в “Песне о Буревестнике”, которая явилась прямым призывом к революции, “буре”.
    Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противо подавлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести “в бедную жизнь такие вымыслы”, которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, сво-~ бодной, героической жизни.
    Однако, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев. И он наделяет их реальными чертами “людей дна”, также как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами “рыцарей” или “благородных дикарей”.
    Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее художественная реальность писателя живет по собственным внутренним законам. И законы эти отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века.
    В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе “Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” меняются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она “отражает” душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа “Старуха Изергиль”, либо противостоит им. В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее “ложное подобие”, созданное людьми.
    Воплощением этого “ложного подобия” является портовый город, который “дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию”, или “живой” лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная людьми реальность “поработила и обезличила их”, поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими “вечность”, неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.
    Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой — изгой в обществе, он всегда одинок. Отнюдь не являясь “вторым Я” автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому.
    У главного героя, как правило, есть антагонист. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. “Свободные” герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от “традиций”, либо от “незнания”. Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую — Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их “видеть жизнь”, как говорит старуха Изергиль. Её судьба противопоставлена мещанскому идеалу “спокойной жизни”.
    И мечта Гаврилы “о доме”, и “забота” деда Архипа о Леньке, и “мудрость” Ужа — это “мещанский идеал” для Горького. Традиционное в романтизме противостояние “личности” и “толпы” усложняется у Горького. Персонажи оцениваются еще и с точки зрения этики, поэтому полу чается парадоксальный результат: человек толпы походит на демона”, стремящегося к “воле для себя” (в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление). И здесь они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной “личностью”.
    Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе “Дело с застежками”. Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть “активной”, то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности “жить, а не примиряться”.
    Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе “Дед Архип и Ленька”, проблема “цены денег” в “Челкаше” или “свободы” в “Старухе Изергиль”. Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать “свою правду” Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положитель-hofo героя.
    Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. “Красивые люди” всегда сравниваются с птицами, они “способны летать”, в отличие от “рожденных ползать”. Внешностью и речью они резко отличаются от окружающих людей. Мир “красивые люди” видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша “огненно-голубой меч”, увиденный Гаврилой, является простым “фонарем электрическим”.
    Таким образом, художественное своеобразие ранних произведений Горького связано с мировоззрением его героев. Сюжет строится на основе противостояния двух комплексов идей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся “жить, а не примиряться”. Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как “босяки”. Это проявляется и в речи, и в стремлении к “вольной природе”, и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими героями XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно “людей дна”, что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.
    Романтические произведения Горького особенно любит молодежь, потому что в молодости человек более всего одержим стремлением переделать, перестроить жизнь. Идеальные, светлые, благородные герои и через сто лет привлекают читателя своей непохожестью на окружающих нас людей. “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” Да, существующая жизнь с ее укладом преподносится как некая истина, но она не вечна. Борьба за изменение жизни, вечное движение вперед — вот в чем заключается подлинная истина!

  13. Страница: [ 1 ] 2
    В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное. Это позволяет автору добиться той достоверности, которая ему необходима. Мы безоговорочно верим в существование Ужа и Сокола, в их беседу. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий. Да это и не важно — сказка перед нами или быль.
    Автор показывает две философии, два образа жизни. «Безумству храбрых» Уж противопоставляет «низкие истины», он даже прикрывается показным патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я». Кажется, что автор соглашается с этой мещанской философией. Но это только внешнее впечатление. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него. Автор как бы говорит: «Да, существует жизнь, есть истина, но она не вечна. Развитие жизни рождает новые истины».
    Горький — мастер короткого рассказа. Сукупыми, но яркими фразами он умеет сказать гораздо больше, чем порой стоит за длинными философскими рассуждениями. Мастерство и художественное дарование Горького раскрылось уже в раннем его творчестве. «По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения». Подтверждением тому является «Песня о Соколе»
    «Макар Чудра» — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.
    В своих ранних произведениях, в том числе и в «Макаре Чудре», Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Рад-да — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.
    Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
    Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».
    Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения — так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый
    подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.
    Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького — то, что о молодости и любви рассказывает старость — позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.
    Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко — это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг — сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.
    Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра — одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать — нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею.
    Страница: [ 1 ] 2

  14. К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной убежденностью, с непоколебимой верой в человека, ставя перед собой задачу показать, что “человек — это звучит гордо”.
    Именно в ранних произведениях Горького герои кажутся огромными, значительными. Всем героям писателя свойственна горячая любовь к независимости и свободе. Это гордые натуры, сильные и цельные, волевые характеры, отвергающие принадлежность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к прекрасной и свободной жизни. Таких людей мы видим в рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль” в “Песне о Соколе”.
    Смысл жизни для Чудры заключается в стремлении к свободе. В этом рассказе Горький показал нам то, что двое красавцев-цыган предпочли умереть, но остаться свободными. Радда и Лойко любили друг друга, но свобода для каждого была дороже любви. Вот что говорит Радда: “А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя…” “Лучше смерть, чем рабство”, — утверждают романтические герои Горького.
    В “Макаре Чудре”, затем в “Старухе Изергиль”, позже в “Песне о Соколе”, слышится мотив “безумства храбрых”. Горький испытывает своих героев в сложных ситуациях. Гордые люди в рассказе “Старуха Изергиль” — Данко и Ларра. В отличие от Данко Ларра был эгоистом. Ему было неведомо чувство любви к ближнему, он никогда никого не любил, кроме себя. Когда же ему сказали: “За все, что человек берет, он должен платить собой: своим умом и силой, иногда жизнью…” — Ларра ответил, что он этого не сделает, так как хочет остаться невредимым.
    Свободные люди отвергли его, осудив убийцу на вечное одиночество: “И вот он стал жить, вольно, как птица…” Но гордость Ларры вредна не только для людей, она губительна для самого Ларры.
    Данко тоже горд, но он любит людей. И поэтому он добывает свободу для всего племени, которое поверило ему. Данко отдает людям всего себя, ничего не прося у них взамен: “Сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе…”
    Эти две легенды показывают нам то, в чем заключается бессмертие человека. В легенде о Лар-ре, который отвернулся от людей, бессмертие заключается в том, что об этом гордом человеке в степи напоминает лишь темная тень. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца.
    Тема свободной личности — одна из главных тем раннего творчества Горького. Произведение “Девушка и Смерть”. Девушка вступает в борьбу с царем потому, что он у нее отнимает право наслаждаться жизнью, право быть свободной. Царя раздражает радостный смех девушки, за это царь и предает ее во власть смерти. И здесь Горький утверждает победу человека, его любви и стремлений к жизни над разрушительными силами природы.
    Писатель часто признается в том, что счастлив тем, что живет на земле, где обязательно наступит “новая жизнь в новом веке”.
    Романтизмом проникнута “Песня о Буревестнике”. В образе “гордой птицы” сосредоточены чувства смелости и страсти, уверенность в победе над скучной жизнью: “Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник…” Гром и молния взрывают бедное, никчемное существование.
    Горький воспевает людей смелых, способных к самопожертвованию. И пусть они гибнут, как погиб Сокол, но они узнали счастье жизни — полет. “Ужи” их не поймут, ведь “рожденный ползать — летать не может”. И именно такие, как Сокол, выведут людей из тьмы, к свету: “Вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!…” Читая произведения Горького, понимаешь, что жизнь приобретает смысл тогда, когда есть цель. Его рассказы заставляют задумываться над вопросами, которые раньше почему-то не возникали. Горький заставляет нас остро почувствовать быстротечность жизни, беспокойство, недовольство собой. А это и есть путь к самосовершенствованию.

  15. К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было неоднозначным: одни критики «громили» в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной убежденностью, с непоколебимой верой в человека, ставя перед собой задачу показать, что «человек — это звучит гордо».
    Именно в ранних произведениях Горького герои кажутся огромными, значительными. Всем героям писателя свойственна горячая любовь к независимости и свободе. Это гордые натуры, сильные и цельные, волевые характеры, отвергающие принадлежность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к прекрасной и свободной жизни. Таких людей мы видим в рассказах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» в «Песне о Соколе».
    Смысл жизни для Чудры заключается в стремлении к свободе. В этом рассказе Горький показал нам то, что двое красавцев-цыган предпочли умереть, но остаться свободными. Радда и Лойко любили друг друга, но свобода для каждого была дороже любви. Вот что говорит Радда: «А еще я люблю волю! Во- лю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя…» «Лучше смерть, чем рабство», — утверждают романтические герои Горького.
    В «Макаре Чудре», затем в «Старухе Изергиль», позже в «Песне о Соколе», слышится мотив «безумства храбрых». Горький испытывает своих героев в сложных ситуациях. Гордые люди в рассказе «Старуха Изергиль» — Данко и Ларра. В отличие от Данко Ларра был эгоистом. Ему было неведомо чувство любви к ближнему, он никогда никого не любил, кроме себя. Когда же ему сказали: «За все, что человек берет, он должен платить собой: своим умом и силой, иногда жизнью…» — Ларра ответил, что он этого не сделает, так как хочет остаться невредимым.
    Свободные люди отвергли его, осудив убийцу на вечное одиночество: «И вот он стал жить, вольно, как птица…» Но гордость Ларры вредна не только для людей, она губительна для самого Ларры.
    Данко тоже горд, но он любит людей. И поэтому он добывает свободу для всего племени, которое поверило ему. Данко отдает людям всего себя, ничего не прося у них взамен: «Сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе…»
    Эти две легенды показывают нам то, в чем заключается бессмертие человека. В легенде о Лар- ре, который отвернулся от людей, бессмертие заключается в том, что об этом гордом человеке в степи напоминает лишь темная тень. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца.
    Тема свободной личности — одна из главных тем раннего творчества Горького. Произведение «Девушка и Смерть». Девушка вступает в борьбу с царем потому, что он у нее отнимает право наслаждаться жизнью, право быть свободной. Царя раздражает радостный смех девушки, за это царь и предает ее во власть смерти. И здесь Горький утверждает победу человека, его любви и стремлений к жизни над разрушительными силами природы.
    Писатель часто признается в том, что счастлив тем, что живет на земле, где обязательно наступит «новая жизнь в новом веке».
    Романтизом проникнута «Песня о Буревестнике». В образе «гордой птицы» сосредоточены чувства смелости и страсти, уверенность в победе над скучной жизнью: «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник…» Гром и молния взрывают бедное, никчемное существование.
    Горький воспевает людей смелых, способных к самопожертвованию. И пусть они гибнут, как погиб Сокол, но они узнали счастье жизни — полет. «Ужи» их не поймут, ведь «рожденный ползать — летать не может». И именно такие, как Сокол, выведут людей из тьмы, к свету: «Вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!…» Читая произведения Горького, понимаешь, что жизнь приобретает смысл тогда, когда есть цель. Его рассказы заставляют задумываться над вопросами, которые раньше почему-то не возникали. Горький заставляет нас остро почувствовать быстротечность жизни, беспокойство, недовольство собой. А это и есть путь к самосовершенствованию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *