Сочинение на тему романтизм

13 вариантов

  1. Автор: Ирина Михайлова
    Эссе о романтизме в литературе и искусстве.
    Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление в литературе и искусстве большинства стран Европы, России, США. В Западной Европе он появился после французской буржуазной революции 1789 г. Писатели-романтики, отрицая действительность, мечтали о лучшем будущем и звали читателей к борьбе за переустройство общества, герои их произведений – бунтари, борцы за справедливость. Часто романтики обращались к прошлому, искали в нем людей необычных, совершивших подвиг во имя свободы. Но окружающая действительность была контрастом для романтических представлений, поэтому часто со страниц писателей этого направления сходили беззащитные, растерянные перед окружающим миром герои, и мы видим трагизм их судеб.
    В отличие от представителей классицизма романтики требовали полной свободы творчества, стояли за использование разнообразных жанров, изменяли старые жанры и создавали новые. Преобладало лирическое, личное начало. Сюжет строился на необыкновенных событиях, часто фантастических. Автор помещал героев в острые ситуации, где с особой яркостью раскрывались их характерные черты. Действие иногда переносилось в далекие страны, проходило в необычных, диковинных условиях.
    Русский романтизм, появившийся после 1812, 1825 гг., своеобразен и неотделим от влияния западного романтизма.
    Герои романтизма – страстные, беспокойные, неукротимые натуры. В Европе это персонажи Гюго, Байрона, Гейне, Скотта, Дюма; в России – Жуковского, Лермонтова, Пушкина и других.

  2. Искусство романтизма возникает в конце 18 – начале 19 века в Европе. В первой четверти 19 века в России. Лучшие люди испытывают неудовлетворенность жизни, мечтают о свободе и равноправии, в это переходное время и возникает новое литературное влечение – романтизм. От французского roman, не только в жизни людей, но и в произведениях.
    Художники романтизма не берут жизнь во всех ее сложностях, а утверждают то что ближе.
    Романтизм не требует правдоподобия и разумности. Он утверждает право художника выразить свою мечту по – своему, романтизм отвергает любые правила и законы. Художник свободен и независим.
    Если герои классицизма люди общественные, то герои романтизма другие. Личность яркая, независимая, чаще всего бунтарь. Человек разочаровавшийся в том мире, в котором живет. Герои романтизма не только понимают о необходимости перемен, но и вносят коррективы в жизнь людей.
    Требования романтизма: свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот наиболее ценные качества романтика. В романтизме, в отличии от других жанров, происходят необычные обстоятельства в необычных местах. Сюжет редко играет главную роль, он лишь дополняет образ героя и его душевное состояние. Часто события, раньше казавшиеся очень важными, уходят на второй план, а порой вообще выходят из произведений.
    Писатели, посвятившие себя романтизму, четко высказывают свое мнение. Писательское «Я» присутствует во всех произведениях этого периода.
    Первый «художник» романтизма, который приходит на ум при слове «романтизм», Джордж Гордон Байрон. Этот величайший английский писатель закладывает основы романтизма, он не боится высказывать свои мысли. Особенно ярко это видно в его произведении «Паломничество Чайльд Гарольда» которая явилась одной из первых лироотеческих поэм…

  3. Искусство романтизма возникает в конце 18 – начале 19 века в Европе. В первой четверти 19 века в России. Лучшие люди испытывают неудовлетворенность жизни, мечтают о свободе и равноправии, в это переходное время и возникает новое литературное влечение – романтизм. От французского roman, не только в жизни людей, но и в произведениях. Художники романтизма не берут жизнь во всех ее сложностях, а утверждают то что ближе. Романтизм не требует правдоподобия и разумности. Он утверждает право художника выразить свою мечту по – своему, романтизм отвергает любые правила и законы. Художник свободен и независим. Если герои классицизма люди общественные, то герои романтизма другие. Личность яркая, независимая, чаще всего бунтарь. Человек разочаровавшийся в том мире, в котором живет. Герои романтизма не только понимают о необходимости перемен, но и вносят коррективы в жизнь людей. Требования романтизма: свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот наиболее ценные качества романтика. В романтизме, в отличии от других жанров, происходят необычные обстоятельства в необычных местах. Сюжет редко играет главную роль, он лишь дополняет образ героя и его душевное состояние. Часто события, раньше казавшиеся очень важными, уходят на второй план, а порой вообще выходят из произведений. Писатели, посвятившие себя романтизму, четко высказывают свое мнение. Писательское “Я” присутствует во всех произведениях этого периода. Первый “художник” романтизма, который приходит на ум при слове “романтизм”, Джордж Гордон Байрон. Этот величайший английский писатель закладывает основы романтизма, он не боится высказывать свои мысли. Особенно ярко это видно в его произведении “Паломничество Чайльд Гарольда” которая явилась одной из первых лироотеческих поэм…

  4. Сочинение: Романтизм как литературное направление в произведениях А.С.Пушкина
    ПЛАН
    1. Что такое романтизм?
    2. Причины возникновения романтизма.
    3. Основной конфликт романтизма.
    4. Эпоха романтизма.
    5. Пушкин – пролагатель новых путей русской литературы.
    6.
    “Евгений Онегин” –  изображение
    современной действительности.
    7. Заключение
    Романтизм (от
    франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое
    возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и
    продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах
    Великой французской революции,  в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе,
    романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность
    к безграничной свободе и “бесконечному”, жажду совершенства и обновления, пафос
    личности и гражданской независимости.
    Мучительный распад идеала и
    социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства.
    Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных
    страстей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами “мировой
    скорби”, “мирового зла”, “ночной” стороны души. Интерес к национальному
    прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и
    других народов,  стремление издать универсальную картину мира (прежде всего
    истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.
    Романтизм наблюдается в
    литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и
    психологии людей.
    ПРИЧИНЫ
    ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

    Непосредственной причиной,
    вызвавшей  появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция.
    Как это стало возможно?
    До революции мир был
    упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое
    место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано,
    поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь – поток,
    жизнь – игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают
    образы игроков – людей, которые играют с судьбой.  Можно вспомнить такие
    произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное”
    Стендаля (а красное и черное – это цвета рулетки!), а в русской литературе это
    “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
    ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА
    Основным является конфликт
    человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко
    отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность
    этого произведения была так велика, что возникло целое явление – “байронизм”,
    и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например,
    Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).
    Романтических  героев
    объединяет чувство собственной исключительности. “Я” – осознается как высшая
    ценность,  отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на
    себе, человек вступает в конфликт с действительностью.
    ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – мир
    странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или
    уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные
    события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой
    которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот
    разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.
    ЭПОХА РОМАНТИЗМА
    Перед писателями начала XIX века,
    творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь
    поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые
    открыть и художественно сформировать новый материк.
    Мыслящий и чувствующий
    человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих
    поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором
    витали образы героев французской революции, наполеоновских войн,
    национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России
    Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии
    общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив
    культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для
    национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII
    века на Западе.
    И в эту эпоху революционных
    бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает
    вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая
    литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее
    великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в
    основе ее дальнейшего развития быть “современный человек”, человек из народа?
    Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи
    которого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературе
    средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, – он требовал для своего
    поэтического воплощения иных методов.
    ПУШКИН – ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА
    Только Пушкин первый в
    русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные
    средства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика и
    поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни,
    который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после
    восстания декабристов.
    В лицейских стихотворениях
    Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального
    человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической
    сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух
    сил: личного переживания поэта и условной, “готовой”, традиционной поэтической
    формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это
    переживание.
    Однако постепенно поэт
    освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже
    не юный “философ”-эпикуреец, обитатель условного “городка”, а человек нового
    века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней
    жизнью.
    Аналогичный процесс
    происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей,
    уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными,
    разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это еще
    несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные
    Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным
    выражением нового типа личности станет лирическое “Я” Пушкина, сам поэт,
    духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное
    выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.
    Одним из условий того
    исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии,
    драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный
    разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о
    “природе” человека, законах человеческого мышления и чувствования.
    Сложная и противоречивая душа
    “молодого человека” начала XIX века в “Кавказском пленнике”, “Цыганах”,
    “Евгении Онегине” стала для Пушкина объектом художественно-психологического
    наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческом
    качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в
    различных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию
    с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных
    “зеркал”, Пушкин в своей лирике, южных поэмах и “Онегине” стремится с различных
    сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее – дальше к пониманию
    отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической
    жизни.
    Историческое понимание
    человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 –
    начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в
    исторических элегиях этой поры (“Погасло дневное светило…” (1820), “К Овидию”
    (1821) и др.) и в поэме “Кавказский пленник”, главный герой которой был задуман
    Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений,
    характерных для молодежи XIX века с ее “равнодушием к жизни” и “преждевременной
    старостью души” (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)
    “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – изображение
    современной действительности

    Возникнувший впервые в период
    южных поэм, исторический подход Пушкина к пониманию “законов” души и сердца
    человека – прошлого и современного – получит вскоре последовательное выражение
    в “Евгении Онегине” и “Борисе Годунове”. Проводимое Пушкиным в “Евгении
    Онегине” сопоставление социально-бытового и нравственно-психологического облика
    двух поколений – Онегина с его отцом и дядей, Татьяны с ее родителями –
    свидетельство исключительного по своей глубине, тончайшего понимания
    зависимости человеческой психологии от бытовой и культурно-исторической
    атмосферы времени. В отличие от главных героев в произведениях его
    предшественников и старших современников, в том числе героев Карамзина и
    Жуковского, Онегин и Татьяна – люди, весь психологический и нравственный облик
    которых пронизан отражениями интеллектуальной и нравственной жизни из времени.
    Как прекрасно понимает
    Пушкин, отец Онегина и Ларина-мать, оказавшись в положении Евгения и Татьяны,
    вели себя иначе, так как их времени были свойственны другие идеалы и другие
    нравственные представления, а вместе с тем – и иной строй чувства, иной
    жизненный ритм.  Молодой человек, выросший в Петербурге, воспитанный
    гувернером-французом и читавший Адама Смита, мыслит иначе, чем его недалекий,
    воспитанный еще во нравах прошлого века, “благородно” служивший и промотавшийся
    отец. Поколение, кумирами которого были ловеласы и грандисоны, чувствовало не
    так, как поколение, зачитывающееся Байроном, Бенжаменом Констаном и мадам де
    Сталь. Сопоставляя характеры Онегина и Татьяны с характерами людей прошлого
    поколения, Пушкин показывает, как в реальном процессе жизни складываются новые,
    исторически неповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяют
    особые черты всей жизни – внешней и внутренней – молодого поколения,
    принципиально, качественно отличной от жизни “отцов”, таящей в себе новые, не
    известные прежней литературе сложные нравственно-психологические проблемы.
    Татьяна встречает Онегина. В
    жанре сентиментальной повести такая встреча была бы описана как встреча двух
    возвышенных сердец, в романтической поэме – двух избранных, хотя и различных по
    своему складу, высоких, поэтических натур, противопоставленных поэтом
    окружающей действительности и превосходящих других, обыденных людей по силе
    своих чувств и стремлений. Другое мы видим у Пушкина. И Татьяна и Онегин
    представляются Пушкиным не как вариации готовых, повторяющихся типов, а как
    диалектически сложные человеческие характеры, каждый из которых несет на себе
    отпечаток условий его жизни, своего особого душевного опыта. Несходными
    обстоятельствами развития героев романа определен и характер того
    психологического преломления, которое образ каждого из них получает, отражаясь
    в сознании другого.
    Как показывает читателю
    Пушкин, любовь Татьяны составляет психологическое отражение (и выражение) всей
    ее предшествующей жизни (материальных и духовных факторов): русская природа,
    общение с няней, восприятие народной жизни. И, наконец, вся окраска любовного
    чувства Татьяны к Онегину была бы иной, если бы она не пропустила его образ
    сквозь призму  героев и сюжетов своих любовных романов, не ассоциировала его с
    ними.
    Изображение Пушкиным детства
    и зрелого возраста Онегина и Татьяны, их отношение к природе, людям, окружающим
    их предметам быта – есть взаимосвязанные, переходящие друг в друга моменты
    единого процесса социально-бытового и психологического развития героев. А
    характеристика отца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни в
    Петербурге создают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века.
    Знакомство с воспитанием и образом жизни главного героя до встречи с Татьяной
    объясняет читателю его реакцию на встречу в героиней и не ее письмо. А описание
    этой реакции является новым дальнейшим этапом более углубленного знакомства
    читателя с героем, дает новый материал для проникновения в характер и
    психологию “молодого человека” XIX
    века.
    Таким образом, все отдельные
    эпизоды в романе оказываются не безразличными друг к другу, а внутренне
    связанные между собой. Причем не только окружающая обстановка и внешние факторы
    жизни помогают объяснить  и понять внутренний мир персонажей, но и сам этот мир
    приобретает огромное, исключительное значение в изображении современной
    действительности того времени.
    Историческое понимание не
    только внешней среды и обстановки, в которой живут и действуют люди, но и
    самого строя их чувств и нравственной жизни, не менее отчетливо выражено в
    пушкинской прозе – от “Арапа Петра Великого” до “Пиковой дамы”, “Капитанской
    дочки” и “Египетских ночей”.
    В произведения Пушкина вместе
    с переменой “духа времени” меняются не только общественные нравы, характеры и
    моды, но также  и отношения, складывающиеся между людьми: любовь средневекового
    паладина или “рыцаря бедного” принципиально, качественно отличается от любви
    молодых людей XIX века. Поэтому и в литературе XVIII века
    “рыцаря бедного” вытеснил кавалер Фоблас, а уже полвека спустя “Фобласов
    обветшала слава”, и их место заняли Онегин и Чайльд-Гарольд.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Особенность
    всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает
    вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причем
    в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые
    отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для
    современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде
    смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще
    не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного
    содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в
    условиях доследующей, более зрелой эпохи. Так произошло и с творчеством
    Пушкина. Опыт исторической жизни XIX и XX веков и творчество наследников
    великого поэта раскрыли в его произведениях новые важные философские и
    художественные смыслы, часто еще недоступные ни современникам Пушкина, ни его
    первым ближайшим, не посредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но так
    же как творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понять
    произведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в них семена,
    получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытий Пушкина
    позволяет литературной науке глубже проникнуть в последующие открытия русской
    литературы XIX и XX веков. Это подчеркивает глубокую, органическую связь между
    новыми путями, проложенными в искусстве Пушкиным, и всем позднейшим развитием
    русской литературы вплоть до наших дней.
    Литература
    1.
    “Литература в Движении Времени”,
    Фридлендер Г.М.
    2.
    “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”,
    Кулешов В.И.
    3.
    “Проза Пушкина: Пути эволюции”,
    Томашевский Б.В.

  5. Эпоха романтизма давно прошла. В первую очередь, романтизм проявился как новое направление в литературе, где то в прошлом и позапрошлом столетии.
    Основной характеристикой романтизма была большое внимание к чувствам.
    На первое место в сочинениях выдающихся писателей и поэтов эпохи романтизма выходили переживания человека, его эмоциональное состояние.
    Одной из самых частых тем для своих произведений, романисты выбирали тему любви – бурного, неожиданного, потрясающего удивительного чувства. Кроме темы любовных переживаний – романистов увлекала тема природы и рассматривания человека в кругу природы, как ее нераздельный части. Человек, как часть большой силы, мощной, необъятной.
    Силы, что питает наполняет. Романисты сумели обратить внимание людей на необходимость остановиться и вспомнить о необходимости быть ближе к природе. И это подействовало. Люди, вдохновленные романтической литературой начали активно заниматься туризмом, чаще бывать на природе.
    Меня привлекает романтизм своей главной идеей – тем что главная глубина, сила и богатство человека в его эмоциях. Я разделяю эту мысль. Мне кажется, а именно эмоции отвечают за развитие душевности, доброты, стремление найти понимание между людьми.
    Прогресс делает наш мир более развитым. Но вместе с тем, если мы вместе с техническим прогрессом не будем развивать свою душу, свои качества, обращать внимания на свои чувства, эмоции – мы можем исчезнуть в этом новом мире, перестав быть самим собой. Уже сейчас некоторые путают виртуальный мир с реальным.
    Уже сейчас молодежь не знает чем занять себя, когда остается на некоторое время без компьютеров, телефонов. Мы разучились думать, спрашивать себя – а что я чувствую, а что я хочу глобального в своей жизни?
    Романисты показывают выход. Они показывают путь – как не потерять связь с самим собой и настоящим миром.

  6. Свободная тема – все сочинения
    Искусство романтизма возникает в конце 18 – начале 19 века в Европе. В первой четверти 19 века в России. Лучшие люди испытывают неудовлетворенность жизни, мечтают о свободе и равноправии, в это переходное время и возникает новое литературное влечение – романтизм. От французского roman, не только в жизни людей, но и в произведениях.
    Художники романтизма не берут жизнь во всех ее сложностях, а утверждают то что ближе.
    Романтизм не требует правдоподобия и разумности. Он утверждает право художника выразить свою мечту по – своему, романтизм отвергает любые правила и законы. Художник свободен и независим.
    Если герои классицизма люди общественные, то герои романтизма другие. Личность яркая, независимая, чаще всего бунтарь. Человек разочаровавшийся в том мире, в котором живет. Герои романтизма не только понимают о необходимости перемен, но и вносят коррективы в жизнь людей.
    Требования романтизма: свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот наиболее ценные качества романтика. В романтизме, в отличии от других жанров, происходят необычные обстоятельства в необычных местах. Сюжет редко играет главную роль, он лишь дополняет образ героя и его душевное состояние. Часто события, раньше казавшиеся очень важными, уходят на второй план, а порой вообще выходят из произведений.
    Писатели, посвятившие себя романтизму, четко высказывают свое мнение. Писательское «Я» присутствует во всех произведениях этого периода.
    Первый «художник» романтизма, который приходит на ум при слове «романтизм», Джордж Гордон Байрон. Этот величайший английский писатель закладывает основы романтизма, он не боится высказывать свои мысли. Особенно ярко это видно в его произведении «Паломничество Чайльд Гарольда» которая явилась одной из первых лироотеческих поэм…

  7. Первая треть XIX в. в европейской литературе характеризуется стремительным развитием новых литературных явлений. На начало 19 века века приходится расцвет в Европе такого литературного направления, как романтизм.
    Центральным объектом в романтических произведениях стал человек, его личность, самоценность, индивидуальность. Романтики, в отличие от просветителей, провозгласили культ не разума, а чувств человека, культ страстей, воображения и фантазии. Героями романтических произведений стали люди, способные на сильные, бурные чувства (лирика Байрона). Также романтики провозгласили культ природы и всего природного в человеке. Отсюда в их произведениях развернутые описания картин природы, часто созвучные с настроением героя (буря, ясно, солнечная лесная поляна и др.). Примером могут служить романтические поэмы и стихи Михаила Лермонтова.
    Мир в представлении романтиков раскалывается на два: один воображаемый, мир идеала, мир подвигов и высоких стремлений, а второй – реальный, обыденный. Героев-романтиков не устраивает мир реальности, они страдают от противоречия, от несоответствия реальности идеалам. Такие два мира, в символической сказочной форме, мир глазами энтузиастов, и мир глазами филистеров, показаны в произведении Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».
    Романтизм активизирует интерес к национальным культурам европейских народов. Романтики по всей Европе, не исключая Украины, собирают фольклор, занимаются литературной обработкой народных легенд и баллад. Немаловажно, что при этом писатели-романтики совершенствуют национальные литературные языки.
    Но еще до 1830-го года в Европе громко заявляет о себе новое литературное направление – реализм. Его представители сами вышли из круга романтиков, однако они уже не довольствуются созерцанием несправедливого мира реальности. Они стремятся влиять на него. Человек рассматривается уже не как отчужденная от мира и непонятая обществом индивидуальность, а как фигура социальная. Противоречия во внутреннем мире личности обусловлены, по мнению авторов, прежде всего, проблемами и противоречиями в обществе.
    Романтическое разделение на два мира в реализме исчезает. Писатели-реалисты сосредоточивают свой художественный интерес на реальности во всех ее аспектах. Реалисты стремятся вывести и продемонстрировать типичные характеры людей в типичных обстоятельствах. Примером может служить социально-психологический роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкина, где автор описал типичную жизнь различных слоев населения России начала 19-го века: помещиков в провинции, крестьян, столичных дворян и др.

  8. Романтизм зарождается на рубеже 18 и 19 столетий в Европе, в России же он стал популярен чуть позже. Это направление затронуло не только литературу и искусство, но и прочно укоренилось в жизни многих людей. Романтики были не удовлетворены сложившейся действительностью, канонами классицизма, грезили о всеобщей свободе и равных правах. Им было не по душе резкое разграничение низких и высоких стилей, комизма и трагизма.
    Данный стиль не зациклен на разумности и правдоподобии, отставляет на второй план все устои, законы и придуманные кем-то правила. Поклонники романтизма, художники и поэты, выражали мечтания по-своему, не стремясь подстраивать свое искусство под какие-либо нормы. Героями этого направления стали независимые и яркие личности, порой бунтари, познавшие горечь разочарования тем миром, в котором им приходилось существовать. Они понимали острую необходимость каких-то изменений и перемен, при этом занимая не наблюдательную позицию, а являясь активными участниками внесения корректив в жизнь. Даже в том случае, если такая деятельность могла принести неприятности, а порой и гибель.
    Романтизм основан на свободе, несогласии с окружающим, иронической самооценке, отрицании устоев, создании в корне новых представлений о жизни, неукротимости и мощи. Этот жанр отличается неизменной необычностью обстоятельств и неординарностью мест. Что характерно, сюжету не отдается главная роль, он является только дополнением образа героя и его душевного состояния. Некоторые события, которые сначала были важными, отступают на задний план, иногда же вообще теряют смысл. Здесь активно используются ирония и гротеск
    Романтики в своих произведениях непременно четко обозначают свою позицию и имеющее мнение. Без их «я» картину или роман представить нельзя. Говоря о знаменитых представителей данного стиля, нельзя не обратить внимания на Джорджа Байрона. Он был величайшим писателем Англии, который и заложил фундамент романтизма. Он никогда не боялся ярких высказываний и нестандартных для того времени мыслей.

  9. Романтизм как литературное направление возникает на рубеже XVIII и XIX столетий, в эпоху перехода от феодального строя к буржуазному. Становление романтизма в литературе происходит во время и после Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Эта революция явилась важнейшим моментом в истории не только Франции, но и других стран. Значение исторического опыта Французской буржуазной революции для XIX в. очень велико. Крушение феодально-дворянского мира, торжество новых социальных отношений вызвали важные сдвиги в сознании людей.
    Как идейно-художественное направление романтизм отразил разлад мечты и действительности, порожденный совокупностью социально-политических причин, характерных для рубежа XVIII-XIX вв. В романтическом искусстве проявились неудовлетворенность результатами Французской революции, разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, политическом и научном прогрессе, в идеологии просветителей, чьи идеалы и обещания не могли быть реализованы в буржуазном обществе.
    Социально-историческая почва романтизма в Англии имела свои особенности. Буржуазная революция произошла в стране в середине XVII в., и к концу XVIII столетия ее результаты проявились вполне очевидно. В народной среде зрело и крепло недовольство последствиями промышленного переворота. В условиях социальных противоречий буржуазной Англии переход к машинному производству обогащал лишь предпринимателей, в то время как условия труда и жизни простых людей ухудшались.
    Романтическая культура с ее специфическими принципами является отражением процесса отчуждения личности в буржуазном обществе, разрыва прежних социальных связей в переходную эпоху, неопределенности и зыбкости устанавливающихся отношений. Индивид оказывается изолированным от прежней вековой социальной системы. Формируется характерный для романтизма художественный принцип – изображение личности как самоценной, не зависящей от уродливых социальных обстоятельств, которые романтиками подвергаются резкому осуждению. Эта личность живет своим неповторимым, индивидуальным внутренним миром и, не принимая реальной действительности, творит сама, с помощью своего воображения или эмоциональной активности, идеальный мир, соответствующий порывам и стремлениям ее субъективного духа. Но романтики не могут не сознавать, что на пути субъективного творчества самоценной личности и в процессе утверждения ее свободной воли она неизбежно наталкивается на жестокую реальность современного общества. Отсюда – появление романтической иронии, которая указывает на невозможность абсолютизации свободы личности и самоценности индивида.
    Романтическая ирония получила развитие и в теории, и в художественной практике романтиков (Ф. Шлегель, Гофман, Тик и Брентано – в Германии, Мюссе – во Франции, Байрон – в Англии). Ее источником явилось нежелание подчинить жизнь во всем богатстве и многообразии ее проявлений косным формам всевозможных ограничений и запретов. Романтическая ирония содействовала утверждению свободы личности. Однако со временем романтическая ирония претерпевает эволюцию: отстаивая внутреннюю свободу личности, поэт-романтик осознает вместе с тем, что жизнь подчиняет личность своей власти. Ирония как всеобщее отрицание, как своеобразная игра фантазии сменяется ироническим отношением автора к самому себе и своим героям.
    Психологии личности, живущей в эпоху романтизма, свойственны ожидание коренных перемен, стремление к новому, тоска по бесконечному, а также сомнения и колебания как выражение неопределенности и трагичности перехода от старого к новому. Психология человека переходного неустойчивого времени, полного трагических противоречий, отличается индивидуалистическим характером, метанием между крайностями веры и скепсиса, восторга и иронии, разладом с действительностью и томлением по идеалу, напряженностью и сложностью эмоциональной жизни, рефлексией, обостренным вниманием к субъективному душевному миру, стремлением объяснить хаос не социально, а философски, определить свою нравственную позицию, осознать с помощью свободной жизни чувств нравственные ценности.
    Самоценная личность у писателей-романтиков живет своим внутренним миром, который есть выражение неповторимого душевного склада самого автора. С этим связан лирический характер творчества романтиков; лиризм выливается в поэтические формы особого музыкального звучания.
    Отрыв личности от социальных обстоятельств и отказ от рационалистического объяснения противоречий жизни приводил к идее зла как вечного начала жизни. Представление о всемирном зле вызывало «мировую скорбь».
    Какими бы ни были острыми разногласия между течениями и отдельными поэтами, сколь напряженной ни была бы полемика между ними, безусловно, существуют общие эстетические принципы, связанные с определенными идеологическими исканиями эпохи, составляющие общую основу для развития романтизма как литературного направления.
    Первый критерий общности состоит в реакции на переломный характер эпохи, на Французскую буржуазную революцию и ее последствия. Шелли в письме к Байрону заметил, что «французская революция может быть названа основным содержанием эпохи, в которую мы живем». И хотя у романтиков устанавливалось разное и противоположное отношение к революционным переменам, сама реакция на историческое значение революции определяла историзм в изображении и оценке действительности, а также обусловливала критическое отношение к буржуазному обществу, развивающемуся после революции и обнаруживающему свою порочность. Принцип неприятия современного буржуазного общества характерен для романтического направления в целом, для романтиков, представляющих все течения. Эта идеологическая позиция неприятия приобрела, однако, разный политический характер. Вордсворт и Колридж вначале приветствовали Французскую революцию, но затем отошли от нее; Байрон поддерживал ее, хотя видел, что и в послереволюционной Европе царила несправедливость; Шелли также отмечал, что революция «не осчастливила человечество». В своем неприятии сущего и в поисках должного, в утверждении идеала мечты романтики обращались либо к прошлому (эпоха античности и Возрождения), либо к утопическим представлениям о будущем.

  10. Проблема романтизма принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном в художественном развитии человечества, что без него были бы невозможны достижения реализма.
    Русский романтизм при своем возникновении был связан, разумеется, с общеевропейским литературным движением. Вместё с тем он был внутренне обусловлен объективным процессом развития русской культуры, в нем нашли развитие те тенденции, которые были заложены в русской литературе предшествующего периода. Русский романтизм был порожден надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, он отражал переходность, неустойчивость существовавшего общественно-политического уклада. Разрыв между идеалом и действительностью вызвал отрицательное отношение передовых людей в России (и прежде всего декабристов) к жестокой, несправедливой и безнравственной жизни господствующих классов.
    Еще недавно с идеями Просвещения связывались самые смелые надежды на возможность создания общественных отношений, основанных на началах разума и справедливости. Скоро выяснилось, что надежды эти не оправдались. Глубокое разочарование в просветительских идеалах, решительное неприятие буржуазной действительности, а вместе с тем непонимание сути антагонистических противоречий, существующих в жизни, приводили к ощущениям безысходности, пессимизма, неверия в разум.
    Романтики утверждали, что высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и, таинственный мир; только здесь можно найти неисчерпаемые источники подлинной красоты и высоких чувств. За всем этим просматривается (пусть не всегда явственно) новое понятие о личности, которая не может и не должна более подчинять себя власти сословно-феодальной морали.
    В своем художественном творчестве романтики стремились в большинстве случаев не к отражению реальной действительности (которая представлялась им низкой, антиэстетической), не к уяснению объективной логики развития жизни (они вовсе не были уверены, что такая логика существует). В основе их художественной системы оказывался не объект, а субъект: личностное, субъективное начало приобретает у романтиков решающее значение.
    Романтизм строится на утверждении неизбежного конфликта, полной несовместимости всего подлинно духовного, человеческого с существующим укладом жизни (будь это феодальный или буржуазный уклад). Если жизнь основывается только на материальном расчете, то, естественно, ей чуждо все высокое, моральное, гуманное. Следовательно, идеал находится где-то за пределами этой жизни, за пределами феодальных или буржуазных отношений. Действительность как бы распадалась на два мира: пошлое, обыденное здесь и чудесное, романтическое там. Отсюда обращение к необычным, исключительным, условным, порою даже фантастическим образам и картинам, стремление ко всему экзотическому — всему тому, что противостоит повседневной, будничной действительности, житейской прозе. На этом же принципе строится романтическая концепция человеческого характера. Герой противопоставлен среде, возвышается над нею.
    Русский романтизм не был однородным. Обычно отмечается наличие в нем двух основных течений. Принятые в современной пауке термины психологический и гражданский романтизм выделают идейно-художественную специфику каждого течения. 15 одном случае романтики, ощущая растущую неустойчивость общественной жизни, которая не удовлетворяла их идеальным представлениям, уходили в мир мечты, в мир чувств, переживании, психологии. Признание самоценности человеческой личности, пристальный интерес к внутренней жизни человека, стремление раскрыть богатство его душевных переживаний — это были сильные стороны психологического романтизма, наиболее видным представителем которого был В. А. Жуковский. Он и его сторонники выдвигали идею внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Не добившись свободы в общественно-политическом плане, тем более упорно настаивали романтики на утверждении духовной свободы человека. С этим течением генетически связано появление в 30-е годы XIX в. особого этапа в истории русского романтизма, который чаще всего называется философским. Вместо высоких жанров, культивировавшихся в классицизме (ода), возникают иные жанровые формы. В области лирической поэзии у романтиков ведущим жанром становится элегия, передающая настроения грусти, скорби, разочарования, меланхолии. Пушкин, сделав Ленского («Евгений Онегин») поэтом-романтиком, в тонкой пародии перечислил основные мотивы элегической лирики:
    * Он пел разлуку и печаль,
    * И нечто, и туманную даль,
    * И романтические розы;
    * Он пел те дальние страны,
    Представители другого течения в русском романтизме призывали к прямой борьбе с современным обществом, прославляя гражданскую доблесть борцов. Создавая стихи высокого общественного и патриотического звучания, они (а это были прежде всего поэты-декабристы) использовали и определенные традиции классицизма, в особенности те жанровые и стилистические формы, которые придавали их стихам характер приподнятой ораторской речи. Они видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы.
    В каких бы формах ни протекала полемика между двумя главными течениями русского романтизма, все же существовали и общие черты романтического искусства, которые их объединяли: противопоставление высокого идеального героя миру зла и бездуховности, протест против сковывающих человека устоев самодержавно-крепостнической действительности. Особо необходимо отметить настойчивое стремление романтиков к созданию самобытной национальной культуры. В прямой связи с этим находится их интерес к отечественной истории, устному народнопоэтическому творчеству, использованию многих фольклорных жанров и т. д.
    Русских романтиков объединяло также представление о необходимости прямой связи жизни автора и его поэзии. В самой жизни поэт должен вести себя поэтически, в соответствии с теми высокими идеалами, которые провозглашаются в его стихах. К. Н. Батюшков так выразил это требование: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» («Нечто о поэте и поэзии», 1815). Тем самым утверждалась прямая связь литературного творчества с жизнью поэта, самой его личностью, что сообщало стихам особую силу эмоционального и эстетического воздействия. В дальнейшем Пушкину удалось уже на более высоком уровне объединить лучшие традиции и художественные завоевания как психологического, так и гражданского романтизма. Именно поэтому творчество Пушкина является вершиной русского роман тизма 20-х годов XIX в. Пушкин, а затем Лермонтов и Гоголь не могли пройти мимо достижений романтизма, его опыта и открытий.

  11. Романтизм
    Искусство романтизма возникает в конце 18 – начале 19 века в Европе. В первой четверти 19 века в России. Лучшие люди испытывают неудовлетворенность жизни, мечтают о свободе и равноправии, в это переходное время и возникает новое литературное влечение – романтизм. От французского roman, не только в жизни людей, но и в произведениях.
    Художники романтизма не берут жизнь во всех ее сложностях, а утверждают то что ближе.
    Романтизм не требует правдоподобия и разумности. Он утверждает право художника выразить свою мечту по – своему, романтизм отвергает любые правила и законы. Художник свободен и независим.
    Если герои классицизма люди общественные, то герои романтизма другие. Личность яркая, независимая, чаще всего бунтарь. Человек разочаровавшийся в том мире, в котором живет. Герои романтизма не только понимают о необходимости перемен, но и вносят коррективы в жизнь людей.
    Требования романтизма: свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот наиболее ценные качества романтика. В романтизме, в отличии от других жанров, происходят необычные обстоятельства в необычных местах. Сюжет редко играет главную роль, он лишь дополняет образ героя и его душевное состояние. Часто события, раньше казавшиеся очень важными, уходят на второй план, а порой вообще выходят из произведений.
    Писатели, посвятившие себя романтизму, четко высказывают свое мнение. Писательское «Я» присутствует во всех произведениях этого периода.
    Первый «художник» романтизма, который приходит на ум при слове «романтизм», Джордж Гордон Байрон. Этот величайший английский писатель закладывает основы романтизма, он не боится высказывать свои мысли. Особенно ярко это видно в его произведении «Паломничество Чайльд Гарольда» которая явилась одной из первых лироотеческих поэм…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *