Сочинение на тему рождение новой европейской науки
5 вариантов
На рубеже XVI-XVII вв. под влиянием бурных событий эпохи важные изменений произошли в европейской науке. Она развивалась под знаком противоречий. С одной стороны, расширились знания европейцев о мире, значительных успехов достигло образование, подлинный подъем переживала наука. С другой — в пламени религиозных войн и атмосфере религиозной нетерпимости процветали всевозможные суеверия, наиболее диким проявлением которых стала «охота на ведьм».В центре внимания творцов Возрождения находился человек и гуманитарные науки. На рубеже XVI-XVII вв. интересы сместились в иную плоскость: многочисленные изобретения и усовершенствования дали огромный запас новых знаний и обеспечили рывок к развитии естественных наук. В этой области начался настоящий научный переворот. Появление новых разработок в сфере естественных наук диктовалось потребностями растущего производства и практической деятельности человека. Дальние морские путешествия способствовали успехам астрономии. Применение компаса дало толчок изучению явлений магнетизма. Успехи красильного дела, металлургии, изготовления лекарств вели к накоплению новых знаний по химии. Необходимость определять расстояние метания ядра во время стрельбы из пушки подтолкнула к изучению законов падения и движения тел.Одновременно подъем материального производства вооружил ученых новыми средствами и возможностями научной работы, подготовил изобретение на рубеже XVI-XVII вв. крайне нужных для развития исследований точных приборов. В это время были изготовлены более совершенные часы, появился микроскоп, телескоп, термометр и другие необходимые для астрономии и физики приборы. Первые большие открытия сделали астрономы.Со времен античности в Западной Европе господствовали представления о Земле как центре Вселенной. Вокруг нее в определенной последовательности вращались Луна, Солнце и планеты. Такая точка зрения полностью соответствовала католическому вероучению, поэтому отрицать ее можно было, только восстав против авторитета церкви. Первым на этот смелый шаг отважился польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Он высказал мысль, что Земля вместе с планетами вращается вокруг неподвижного Солнца. Свою теорию Коперник обосновал в работе «О вращении небесных сфер». Опасаясь инквизиции, астроном долгие годы не осмеливался опубликовать свой трактат и первый напечатанный экземпляр увидел лишь в день своей смерти.
На рубеже XVI-XVII вв. под влиянием бурных событий эпохи важные изменений произошли в европейской науке. Она развивалась под знаком противоречий. С одной стороны, расширились знания европейцев о мире, значительных успехов достигло образование, подлинный подъем переживала наука. С другой — в пламени религиозных войн и атмосфере религиозной нетерпимости процветали всевозможные суеверия, наиболее диким проявлением которых стала «охота на ведьм».
В центре внимания творцов Возрождения находился человек и гуманитарные науки. На рубеже XVI-XVII вв. интересы сместились в иную плоскость: многочисленные изобретения и усовершенствования дали огромный запас новых знаний и обеспечили рывок к развитии естественных наук. В этой области начался настоящий научный переворот. Появление новых разработок в сфере естественных наук диктовалось потребностями растущего производства и практической деятельности человека. Дальние морские путешествия способствовали успехам астрономии. Применение компаса дало толчок изучению явлений магнетизма. Успехи красильного дела, металлургии, изготовления лекарств вели к накоплению новых знаний по химии. Необходимость определять расстояние метания ядра во время стрельбы из пушки подтолкнула к изучению законов падения и движения тел.
Одновременно подъем материального производства вооружил ученых новыми средствами и возможностями научной работы, подготовил изобретение на рубеже XVI-XVII вв. крайне нужных для развития исследований точных приборов. В это время были изготовлены более совершенные часы, появился микроскоп, телескоп, термометр и другие необходимые для астрономии и физики приборы. Первые большие открытия сделали астрономы.
Со времен античности в Западной Европе господствовали представления о Земле как центре Вселенной. Вокруг нее в определенной последовательности вращались Луна, Солнце и планеты. Такая точка зрения полностью соответствовала католическому вероучению, поэтому отрицать ее можно было, только восстав против авторитета церкви. Первым на этот смелый шаг отважился польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Он высказал мысль, что Земля вместе с планетами вращается вокруг неподвижного Солнца. Свою теорию Коперник обосновал в работе «О вращении небесных сфер». Опасаясь инквизиции, астроном долгие годы не осмеливался опубликовать свой трактат и первый напечатанный экземпляр увидел лишь в день своей смерти.
Открытие Коперника нашло дальнейшее обоснование в исследованиях немца Иоганна Кеплера (1571-1630). Обучаясь профессии богослова, одаренный юноша вскоре увлекся точными науками. Он произвел математическую обработку астрономических данных и не только подтвердил, но и развил далее теорию Коперника. В 1627 г. Кеплер составил таблицы движения планет вокруг Солнца. Он предположил, что орбита планеты имеет вид не круга, а эллипса. О значении деятельности ученого свидетельствует тот факт, что отрытые им законы движения планет и сегодня называют «законами Кеплера».
Ян Вермеер. Астроном. 1668 г. Ян Вермеер. Географ. 1669 г. Николай Коперник. XVI в.
? Вопросы в начале параграфа
Вопрос. Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье? Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?
В эпоху средневековья европейцы представляли мир плоским, в центре мира находился город Иерусалим. Европейцы плохо представляли земли за пределами Европы. Индия и Китай казались полумифическим странами. Мир также представлялся в виде града земного и града божьего. В граде земном шла борьба между Богом и дьяволом за людские души.
Эти представления о мире менялись под влиянием Великих географически открытий, распространением идей гуманизма, которые поставили под сомнение прежнее церковное представление о мире.
Книгопечатание сыграло ключевую роль развитии научного знания, т.к. ускоряло процесс и увеличивало масштаб распространения знаний. В средние века книги были доступны только в библиотеках крупных монастырей, куда пускали не всех и не все книги монахи переписывали. С открытием книгопечатания эти ограничения отпали. Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру?
Потому что открытия, сделанные в конце средневековья и в начале Нового времени, поставили под сомнение традиционную картину мира, которая формировалась на основе библии. Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли». Вопрос 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея.
Н. Коперник. Дж. Бруно и Г. Галилей заложили современное представление о вселенной, как о бесконечном пространстве, в котором по определенным законам происходит движение звезд, планет и иных тел. Если раньше в центре мироздания находилось Земля, вокруг которого двигалось Солнце, то ученые доказали гелеоцентрическую модель вселенной. При этом Если Коперник считал, что Солнце неподвижно и находится в центре вселенной, то Бруно, а затем и Галилей доказали, что во вселенной находятся множество звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вопрос 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.
Такое название дано, т.к. именно И. Ньютон завершил создание новой картины мира, открыв закон всемирного тяготения, законы классической механики и законы движения, перейдя тем самым от описания вселенной к изучению законов ее движения. Работа Ньютона показала, что природа функционирует по определенным законам, которые можно изучить. Задания к параграфу
Вопрос 1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени.
Основными трудностями в деятельности ученых раннего Нового времени были: недостаток знаний, отсутствие оборудования, авторитет церкви, который нельзя было ставить под сомнение, гонения инквизиции. Вопрос 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени?
Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение. Вопрос 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI–XVII вв., от средневековой картины мира.
Новая картина мира, созданная европейской наукой отличалась от средневековой тем, что устанавливала не божественную сущность всех вещей, но точные законы, по которым происходит развитие, а также предложило новые научные методы изучения природы через наблюдение и эксперимент, в отличие от средневековой схоластики, которая была умозрительной и опиралась только на библию в качестве источника истинного знания. Вопрос 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.
Независимость мышления заключается в том, что никто не может навязать точку зрения, в которой невозможно будет сомневаться. Любой ученый должен обладать независимым мышлением, сомневаться в своих и чужих выводах, только так наука будет двигаться вперед. Например, Ф. Бэкон считал, что любая теория должна быть доказана через эксперимент, чтобы считаться истинной. Также считал и Р. Декарт, призывавший сомневаться и искать аргументы и доказательства для подтверждения своих взглядов. Вопросы к документу
Вопрос. Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.
Коперник: Земля не вращается вокруг Солнца, т.к. неизмеримое не будет вращаться в вокруг ничтожества
Бруно: вселенная бесконечна, т.к. недостойно считать, что Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир.
Характеристика нового
времени
Основные
интересы
человека нового
времени:
1. Географические
открытия
2. Духовная жизнь
За истину принимались мысли
учёных древности, например:
1. Географию изучали по Птолемею
2. Медицину – по Гиппократу
3. Физику – по Архимеду
Но:
Любознательность
и критическое
отношение к
действительности
заставляют
людей раннего
времени лично
наблюдать
явления природы,
то же случилось в
области
астрономии.
Пытавшиеся понять и
объяснить мир
• Фенис Бэкон научно обосновывает
обращение к опыту как источнику научных
знаний
• Рэне Декарт отводит разуму главную роль в
научном исследовании
• Учения Николая Коперника, Джордано
Бруно и Галилео Галилея выводят человека
на новую ступень знаний о Вселенной: они
доказывают, что Земля обращается вокруг
Солнца и Вселенная бесконечна
Пытавшиеся понять и
объяснить мир
• Исаак Ньютон открыл закон всемирного
тяготения
• Уильям Гарвей дал описания
кровообращения и работы сердца
Великие и отвергнутые
Николай
Коперник
Галилео
Галилей
Джордано
Бруно
Он подрывал фундамент веры
• Николай Коперник
(1473 – 1543)
польский астроном,
создатель
гелиоцентрической
системы мира,
реформатор
астрономии
Он подрывал фундамент веры
• Учился в
Краковском
университете
(1491 – 1495)
• Благодаря
поддержке дяди
в 24-х летнем
возрасте
получил
должность
каноника
Дом где родился
Коперник
Он подрывал фундамент веры
Система
мира
Коперника
• Глубоко изучал древнюю астрономию, особенно
геоцентрическую систему мира, и пришёл к
выводу о её несостоятельности
• Он разработал гелиоцентрическую систему мира
Он подрывал фундамент веры
• В 1503 г. он вернулся в
Краков и прожил там семь
лет занимая должность
профессора
• В 1510 переселился в
Фромборк
• Остаток жизни провёл в
маленьком городке
посвящая себя своим идеям
и разработкам
Он подрывал фундамент веры
Коперник скончался
24 мая 1543 года
в возрасте 70 лет
от кровоизлияния
в мозг. Сегодня
никто не знает,
где могила
Николая
Коперника, но его
книга осталась.
Учение нашло
своих
последователей.
Отрывки
из учения
Коперника
« Враг всякого закона, всякой
веры»
Джордано Бруно
(1548 – 1600)
великий
итальянский
учёный, философ,
поэт, пламенный
сторонник учения
Коперника.
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• 14 лет обучался в
доминиканском монастыре
и стал монахом, вскоре
был вынужден покинуть
его за свои смелые
выступления и поддержку
учений Коперника
• Преследуемый церковью
он долгие годы скитался
по многим городам
Европы
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• Выступал на различных
публичных диспутах,
например в 1583 г. в
Оксфорде
• В 1584 в Лондоне
вышли его основные
философские
сочинения, написанные
на итальянском языке
Путешествие Бруно
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• Учения Бруно
опровергало священное
писание которое
опиралось на
примитивные
представления о Земле
• По возвращению в
Италию был выдан
своим учеником
инквизиции
Учение Джордано
Бруно
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• После
семилетнего
заточения в
тюрьме его
сожгли на костре
в Риме на
площади Цветов.
Теперь здесь
стоит памятник.
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• На памятнике есть
надпись «Джордано
Бруно. От столетия,
которое он предвидел,
на том месте, где был
зажжён костёр. Он
поднял свой голос за
свободу мысли для
всех народов и за эту
свободу пошёл на
смерть».
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• Галилео
Галилей (1564 –
1642) был
великим
астрономом,
учёным, поэтом,
автором
комедий.
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• 7 января 1610 года
Галилей первый
направил зрительную
трубу на небо и тем
самым превратил её в
телескоп
• Он открыл горы на Луне,
пятна на Солнце, фазы
Венеры и четыре больших
спутника Юпитера,
которые и сегодня
называют его именем
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• Своими
открытиями он
доказал, что
учения Коперника
и Бруно не были
ошибочными, тем
самым вызвав
огромный
восторг у
современников
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• Оказал сопротивление и
неподчинение церкви и
продолжал поддерживать
учения Коперника
• Много лет работал над
книгой «Диалог о двух
главнейших системах
мира, Птолемеевой и
Коперниковой» 1632 г.
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
Галилео перед
судом
инквизиции
• Римская церковь привлекла Галилея к суду
инквизиции в ответ на издание его книги
• Его силой заставили отречься от учения, что
земля вращается
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• В 1642 г. он умер.
Замечательный физик,
механик,
продолжатель дела
Коперника,
мужественный борец за
науку против
религиозного суеверия
и невежества – таков
был этот великий
учёный.
Гробница
Галилео
ВЫВОД
Таким образом эти учёные внесли огромный
вклад в развитие науки. Николай Коперник
первым опровергнул Птолемеевскую
систему мира и выдвинул свою версию.
Джордано Бруно пошёл на смерть за свои
убеждения о Вселенной. А Галилео
Галилей изобрёл первые телескопы а так
же, с помощью этих инструментов, сделал
потрясающие открытия в области
астрономии.
Рождение новой
европейской науки
Цели и задачи урока:
> охарактеризовать
научные достижения
XVI-XVII вв.;
> определить основные направления
научной мысли Европы XVI-XVII вв.;
> вызвать чувство уважения к великим
учёным и их научному подвигу во имя
прогресса всего человечества.
Проблемные задачи
> Почему
именно в XVI-XVIII вв. происходит
бурное развитие науки и складывается новое
представление о Вселенной и человеке.
> Какие из сформировавшихся представлений о
мире и человеке сохранились до нашего
времени.
> Многие учёные, создававшие новую картину
мира были религиозными людьми.
Противоречили ли друг другу религия и новая
наука.
Причины научной революции
Основные научные идеи,
способствовавшие развитию
новых взглядов на мир и
общество
Учёные и
мыслители
Основные
идеи,
открытия
Влияние на
формирован
ие взглядов
Вопросы (1 группа)
1.
2.
3.
Как вы думаете, что нового в сравнении со
взглядами древних учёных содержалось в
теории Н. Коперника о картине мира.
Как воспринимали современники его теорию.
Прокомментируйте фразу из документа:
«Страх не должен удерживать меня от
издания книги…». Чем было вызвано чувство
страха у автора.
Гелиоцентрическая система
Вопросы (2 группа)
1.
2.
3.
4.
Какие положения о старении Вселенной
составляли ядро учения Джордано
Бруно.
Что было новым в его учении.
Каким было отношение Бруно к богу?
Почему инквизиция осудило его на
сожжение.
«Философский рационализм»
Методы исследования:
Эксперимент
Опыт
Наблюдение
Рационализм
Альберт Эйнштейн о Галилее
Перед нами предстаёт человек незаурядной воли, ума и
мужества, способны в качестве представителя,
рационального мышления выстоять против тех, кто,
опираясь на невежество народа и праздность
учителей в церковных облачениях и университетских
мантиях, пытается упрочить и защитить, своё
положение.
Прокомментируйте данную оценку.
Исаак Ньютон
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе
кажусь я только мальчиком, играющем на
морском берегу, развлекающимся тем, что до
поры до времени отыскиваю камешек более
цветистый, чем обыкновенно, или красную
раковину, в то время как великий океан
истины, расстилается передо мною
неисследованным.
Прокомментируйте данное высказывание.
Вопросы (4 группа)
> Как
оценивал Бэкон роль знания.
> Какое значение он придавал опыту.
> Подумайте, какую роль в познании мира
Декарт отводил богу.
Вопросы (5 группа)
Джон Локк
Составил надпись для своего памятника: «Остановись,
путник здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что
он был за человек, то я отвечу тебе, что он служил
одной только истине. Этому научись из его сочинений,
которые вернее тебе скажут, что от него осталось, чем
сомнительные хвалы и эпитафии. Если он обладал коекакими добродетелями, то они были не настолько
велики, чтобы могли служить тебе примером».
О каких чертах личности Д. Локка свидетельствует,
составленная им эпитафия.
На рубеже XVI-XVII вв. под влиянием бурных событий эпохи важные изменений произошли в европейской науке. Она развивалась под знаком противоречий. С одной стороны, расширились знания европейцев о мире, значительных успехов достигло образование, подлинный подъем переживала наука. С другой — в пламени религиозных войн и атмосфере религиозной нетерпимости процветали всевозможные суеверия, наиболее диким проявлением которых стала «охота на ведьм».В центре внимания творцов Возрождения находился человек и гуманитарные науки. На рубеже XVI-XVII вв. интересы сместились в иную плоскость: многочисленные изобретения и усовершенствования дали огромный запас новых знаний и обеспечили рывок к развитии естественных наук. В этой области начался настоящий научный переворот. Появление новых разработок в сфере естественных наук диктовалось потребностями растущего производства и практической деятельности человека. Дальние морские путешествия способствовали успехам астрономии. Применение компаса дало толчок изучению явлений магнетизма. Успехи красильного дела, металлургии, изготовления лекарств вели к накоплению новых знаний по химии. Необходимость определять расстояние метания ядра во время стрельбы из пушки подтолкнула к изучению законов падения и движения тел.Одновременно подъем материального производства вооружил ученых новыми средствами и возможностями научной работы, подготовил изобретение на рубеже XVI-XVII вв. крайне нужных для развития исследований точных приборов. В это время были изготовлены более совершенные часы, появился микроскоп, телескоп, термометр и другие необходимые для астрономии и физики приборы. Первые большие открытия сделали астрономы.Со времен античности в Западной Европе господствовали представления о Земле как центре Вселенной. Вокруг нее в определенной последовательности вращались Луна, Солнце и планеты. Такая точка зрения полностью соответствовала католическому вероучению, поэтому отрицать ее можно было, только восстав против авторитета церкви. Первым на этот смелый шаг отважился польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Он высказал мысль, что Земля вместе с планетами вращается вокруг неподвижного Солнца. Свою теорию Коперник обосновал в работе «О вращении небесных сфер». Опасаясь инквизиции, астроном долгие годы не осмеливался опубликовать свой трактат и первый напечатанный экземпляр увидел лишь в день своей смерти.
На рубеже XVI-XVII вв. под влиянием бурных событий эпохи важные изменений произошли в европейской науке. Она развивалась под знаком противоречий. С одной стороны, расширились знания европейцев о мире, значительных успехов достигло образование, подлинный подъем переживала наука. С другой — в пламени религиозных войн и атмосфере религиозной нетерпимости процветали всевозможные суеверия, наиболее диким проявлением которых стала «охота на ведьм».
В центре внимания творцов Возрождения находился человек и гуманитарные науки. На рубеже XVI-XVII вв. интересы сместились в иную плоскость: многочисленные изобретения и усовершенствования дали огромный запас новых знаний и обеспечили рывок к развитии естественных наук. В этой области начался настоящий научный переворот. Появление новых разработок в сфере естественных наук диктовалось потребностями растущего производства и практической деятельности человека. Дальние морские путешествия способствовали успехам астрономии. Применение компаса дало толчок изучению явлений магнетизма. Успехи красильного дела, металлургии, изготовления лекарств вели к накоплению новых знаний по химии. Необходимость определять расстояние метания ядра во время стрельбы из пушки подтолкнула к изучению законов падения и движения тел.
Одновременно подъем материального производства вооружил ученых новыми средствами и возможностями научной работы, подготовил изобретение на рубеже XVI-XVII вв. крайне нужных для развития исследований точных приборов. В это время были изготовлены более совершенные часы, появился микроскоп, телескоп, термометр и другие необходимые для астрономии и физики приборы. Первые большие открытия сделали астрономы.
Со времен античности в Западной Европе господствовали представления о Земле как центре Вселенной. Вокруг нее в определенной последовательности вращались Луна, Солнце и планеты. Такая точка зрения полностью соответствовала католическому вероучению, поэтому отрицать ее можно было, только восстав против авторитета церкви. Первым на этот смелый шаг отважился польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Он высказал мысль, что Земля вместе с планетами вращается вокруг неподвижного Солнца. Свою теорию Коперник обосновал в работе «О вращении небесных сфер». Опасаясь инквизиции, астроном долгие годы не осмеливался опубликовать свой трактат и первый напечатанный экземпляр увидел лишь в день своей смерти.
Открытие Коперника нашло дальнейшее обоснование в исследованиях немца Иоганна Кеплера (1571-1630). Обучаясь профессии богослова, одаренный юноша вскоре увлекся точными науками. Он произвел математическую обработку астрономических данных и не только подтвердил, но и развил далее теорию Коперника. В 1627 г. Кеплер составил таблицы движения планет вокруг Солнца. Он предположил, что орбита планеты имеет вид не круга, а эллипса. О значении деятельности ученого свидетельствует тот факт, что отрытые им законы движения планет и сегодня называют «законами Кеплера».
Ян Вермеер. Астроном. 1668 г. Ян Вермеер. Географ. 1669 г. Николай Коперник. XVI в.
?
Вопросы в начале параграфа
Вопрос. Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье? Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?
В эпоху средневековья европейцы представляли мир плоским, в центре мира находился город Иерусалим. Европейцы плохо представляли земли за пределами Европы. Индия и Китай казались полумифическим странами. Мир также представлялся в виде града земного и града божьего. В граде земном шла борьба между Богом и дьяволом за людские души.
Эти представления о мире менялись под влиянием Великих географически открытий, распространением идей гуманизма, которые поставили под сомнение прежнее церковное представление о мире.
Книгопечатание сыграло ключевую роль развитии научного знания, т.к. ускоряло процесс и увеличивало масштаб распространения знаний. В средние века книги были доступны только в библиотеках крупных монастырей, куда пускали не всех и не все книги монахи переписывали. С открытием книгопечатания эти ограничения отпали.
Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру?
Потому что открытия, сделанные в конце средневековья и в начале Нового времени, поставили под сомнение традиционную картину мира, которая формировалась на основе библии.
Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли».
Вопрос 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея.
Н. Коперник. Дж. Бруно и Г. Галилей заложили современное представление о вселенной, как о бесконечном пространстве, в котором по определенным законам происходит движение звезд, планет и иных тел. Если раньше в центре мироздания находилось Земля, вокруг которого двигалось Солнце, то ученые доказали гелеоцентрическую модель вселенной. При этом Если Коперник считал, что Солнце неподвижно и находится в центре вселенной, то Бруно, а затем и Галилей доказали, что во вселенной находятся множество звезд, вокруг которых вращаются планеты.
Вопрос 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.
Такое название дано, т.к. именно И. Ньютон завершил создание новой картины мира, открыв закон всемирного тяготения, законы классической механики и законы движения, перейдя тем самым от описания вселенной к изучению законов ее движения. Работа Ньютона показала, что природа функционирует по определенным законам, которые можно изучить.
Задания к параграфу
Вопрос 1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени.
Основными трудностями в деятельности ученых раннего Нового времени были: недостаток знаний, отсутствие оборудования, авторитет церкви, который нельзя было ставить под сомнение, гонения инквизиции.
Вопрос 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени?
Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение.
Вопрос 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI–XVII вв., от средневековой картины мира.
Новая картина мира, созданная европейской наукой отличалась от средневековой тем, что устанавливала не божественную сущность всех вещей, но точные законы, по которым происходит развитие, а также предложило новые научные методы изучения природы через наблюдение и эксперимент, в отличие от средневековой схоластики, которая была умозрительной и опиралась только на библию в качестве источника истинного знания.
Вопрос 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.
Независимость мышления заключается в том, что никто не может навязать точку зрения, в которой невозможно будет сомневаться. Любой ученый должен обладать независимым мышлением, сомневаться в своих и чужих выводах, только так наука будет двигаться вперед. Например, Ф. Бэкон считал, что любая теория должна быть доказана через эксперимент, чтобы считаться истинной. Также считал и Р. Декарт, призывавший сомневаться и искать аргументы и доказательства для подтверждения своих взглядов.
Вопросы к документу
Вопрос. Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.
Коперник: Земля не вращается вокруг Солнца, т.к. неизмеримое не будет вращаться в вокруг ничтожества
Бруно: вселенная бесконечна, т.к. недостойно считать, что Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир.
Характеристика нового
времени
Основные
интересы
человека нового
времени:
1. Географические
открытия
2. Духовная жизнь
За истину принимались мысли
учёных древности, например:
1. Географию изучали по Птолемею
2. Медицину – по Гиппократу
3. Физику – по Архимеду
Но:
Любознательность
и критическое
отношение к
действительности
заставляют
людей раннего
времени лично
наблюдать
явления природы,
то же случилось в
области
астрономии.
Пытавшиеся понять и
объяснить мир
• Фенис Бэкон научно обосновывает
обращение к опыту как источнику научных
знаний
• Рэне Декарт отводит разуму главную роль в
научном исследовании
• Учения Николая Коперника, Джордано
Бруно и Галилео Галилея выводят человека
на новую ступень знаний о Вселенной: они
доказывают, что Земля обращается вокруг
Солнца и Вселенная бесконечна
Пытавшиеся понять и
объяснить мир
• Исаак Ньютон открыл закон всемирного
тяготения
• Уильям Гарвей дал описания
кровообращения и работы сердца
Великие и отвергнутые
Николай
Коперник
Галилео
Галилей
Джордано
Бруно
Он подрывал фундамент веры
• Николай Коперник
(1473 – 1543)
польский астроном,
создатель
гелиоцентрической
системы мира,
реформатор
астрономии
Он подрывал фундамент веры
• Учился в
Краковском
университете
(1491 – 1495)
• Благодаря
поддержке дяди
в 24-х летнем
возрасте
получил
должность
каноника
Дом где родился
Коперник
Он подрывал фундамент веры
Система
мира
Коперника
• Глубоко изучал древнюю астрономию, особенно
геоцентрическую систему мира, и пришёл к
выводу о её несостоятельности
• Он разработал гелиоцентрическую систему мира
Он подрывал фундамент веры
• В 1503 г. он вернулся в
Краков и прожил там семь
лет занимая должность
профессора
• В 1510 переселился в
Фромборк
• Остаток жизни провёл в
маленьком городке
посвящая себя своим идеям
и разработкам
Он подрывал фундамент веры
Коперник скончался
24 мая 1543 года
в возрасте 70 лет
от кровоизлияния
в мозг. Сегодня
никто не знает,
где могила
Николая
Коперника, но его
книга осталась.
Учение нашло
своих
последователей.
Отрывки
из учения
Коперника
« Враг всякого закона, всякой
веры»
Джордано Бруно
(1548 – 1600)
великий
итальянский
учёный, философ,
поэт, пламенный
сторонник учения
Коперника.
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• 14 лет обучался в
доминиканском монастыре
и стал монахом, вскоре
был вынужден покинуть
его за свои смелые
выступления и поддержку
учений Коперника
• Преследуемый церковью
он долгие годы скитался
по многим городам
Европы
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• Выступал на различных
публичных диспутах,
например в 1583 г. в
Оксфорде
• В 1584 в Лондоне
вышли его основные
философские
сочинения, написанные
на итальянском языке
Путешествие Бруно
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• Учения Бруно
опровергало священное
писание которое
опиралось на
примитивные
представления о Земле
• По возвращению в
Италию был выдан
своим учеником
инквизиции
Учение Джордано
Бруно
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• После
семилетнего
заточения в
тюрьме его
сожгли на костре
в Риме на
площади Цветов.
Теперь здесь
стоит памятник.
« Враг всякого закона, всякой
веры»
• На памятнике есть
надпись «Джордано
Бруно. От столетия,
которое он предвидел,
на том месте, где был
зажжён костёр. Он
поднял свой голос за
свободу мысли для
всех народов и за эту
свободу пошёл на
смерть».
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• Галилео
Галилей (1564 –
1642) был
великим
астрономом,
учёным, поэтом,
автором
комедий.
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• 7 января 1610 года
Галилей первый
направил зрительную
трубу на небо и тем
самым превратил её в
телескоп
• Он открыл горы на Луне,
пятна на Солнце, фазы
Венеры и четыре больших
спутника Юпитера,
которые и сегодня
называют его именем
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• Своими
открытиями он
доказал, что
учения Коперника
и Бруно не были
ошибочными, тем
самым вызвав
огромный
восторг у
современников
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• Оказал сопротивление и
неподчинение церкви и
продолжал поддерживать
учения Коперника
• Много лет работал над
книгой «Диалог о двух
главнейших системах
мира, Птолемеевой и
Коперниковой» 1632 г.
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
Галилео перед
судом
инквизиции
• Римская церковь привлекла Галилея к суду
инквизиции в ответ на издание его книги
• Его силой заставили отречься от учения, что
земля вращается
«Человек незаурядной воли,
ума и мужества!…»
• В 1642 г. он умер.
Замечательный физик,
механик,
продолжатель дела
Коперника,
мужественный борец за
науку против
религиозного суеверия
и невежества – таков
был этот великий
учёный.
Гробница
Галилео
ВЫВОД
Таким образом эти учёные внесли огромный
вклад в развитие науки. Николай Коперник
первым опровергнул Птолемеевскую
систему мира и выдвинул свою версию.
Джордано Бруно пошёл на смерть за свои
убеждения о Вселенной. А Галилео
Галилей изобрёл первые телескопы а так
же, с помощью этих инструментов, сделал
потрясающие открытия в области
астрономии.
Рождение новой
европейской науки
Цели и задачи урока:
> охарактеризовать
научные достижения
XVI-XVII вв.;
> определить основные направления
научной мысли Европы XVI-XVII вв.;
> вызвать чувство уважения к великим
учёным и их научному подвигу во имя
прогресса всего человечества.
Проблемные задачи
> Почему
именно в XVI-XVIII вв. происходит
бурное развитие науки и складывается новое
представление о Вселенной и человеке.
> Какие из сформировавшихся представлений о
мире и человеке сохранились до нашего
времени.
> Многие учёные, создававшие новую картину
мира были религиозными людьми.
Противоречили ли друг другу религия и новая
наука.
Причины научной революции
Основные научные идеи,
способствовавшие развитию
новых взглядов на мир и
общество
Учёные и
мыслители
Основные
идеи,
открытия
Влияние на
формирован
ие взглядов
Вопросы (1 группа)
1.
2.
3.
Как вы думаете, что нового в сравнении со
взглядами древних учёных содержалось в
теории Н. Коперника о картине мира.
Как воспринимали современники его теорию.
Прокомментируйте фразу из документа:
«Страх не должен удерживать меня от
издания книги…». Чем было вызвано чувство
страха у автора.
Гелиоцентрическая система
Вопросы (2 группа)
1.
2.
3.
4.
Какие положения о старении Вселенной
составляли ядро учения Джордано
Бруно.
Что было новым в его учении.
Каким было отношение Бруно к богу?
Почему инквизиция осудило его на
сожжение.
«Философский рационализм»
Методы исследования:
Эксперимент
Опыт
Наблюдение
Рационализм
Альберт Эйнштейн о Галилее
Перед нами предстаёт человек незаурядной воли, ума и
мужества, способны в качестве представителя,
рационального мышления выстоять против тех, кто,
опираясь на невежество народа и праздность
учителей в церковных облачениях и университетских
мантиях, пытается упрочить и защитить, своё
положение.
Прокомментируйте данную оценку.
Исаак Ньютон
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе
кажусь я только мальчиком, играющем на
морском берегу, развлекающимся тем, что до
поры до времени отыскиваю камешек более
цветистый, чем обыкновенно, или красную
раковину, в то время как великий океан
истины, расстилается передо мною
неисследованным.
Прокомментируйте данное высказывание.
Вопросы (4 группа)
> Как
оценивал Бэкон роль знания.
> Какое значение он придавал опыту.
> Подумайте, какую роль в познании мира
Декарт отводил богу.
Вопросы (5 группа)
Джон Локк
Составил надпись для своего памятника: «Остановись,
путник здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что
он был за человек, то я отвечу тебе, что он служил
одной только истине. Этому научись из его сочинений,
которые вернее тебе скажут, что от него осталось, чем
сомнительные хвалы и эпитафии. Если он обладал коекакими добродетелями, то они были не настолько
велики, чтобы могли служить тебе примером».
О каких чертах личности Д. Локка свидетельствует,
составленная им эпитафия.