Сочинение на тему рождение слова в формате егэ

10 вариантов

  1. В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага».  Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.
    Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей.  Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.
    Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго.
    Пример 2
    Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?
    Я считаю, что именно такие вопросы нравственности и морали, волновавшие выдающихся философов во все времена, поднимает в своем труде В. Тендряков. Автор проявляет желание поделиться озадачившей его проблемой с читателями и заставить их поразмыслить над исходящими из нее вопросами.
    Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени.  Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести.  Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне.  В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.
    Автор выражает мнение о том, что во все времена остаются человечные люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради других. «Подавить человечность просто, а полностью вытравить ее из наших сердец невозможно».
    Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.
    Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.

  2. 2
    Текст добавил: Девушка с цепью

    (1) Я все чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2) Неуважение к заслугам, а еще более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3) В душе я никогда не был неблагодарным, но – увы!
    Полный текст:
    Сочинение
    Благодеяния всегда бескорыстны, однако за любым добрым поступком, исходя из самой природы человека, как правило, должна следовать хоть какая-то отдача. Вопрос только в том, как скоро она наступит. Что такое благодарность и почему так важно своевременно её выражать? Вместе с Н.И. Пироговым мы ответим на вопросы, поднятые писателем в данном тексте.
    Рассуждая над тем, какую природу имеет чувство благодарности и как отражается на нашей судьбе, рассказчик раскрывает нам фрагменты из своей жизни, в которых он не сумел, не успел, а, может, не захотел отблагодарить кого-то, даже если эта самая благодарность по сути своей, «была священным долгом». С досадой вспоминая то добро и самоотдачу своих близких, которые в течение всей жизни были проявлены по отношению к герою текста, автор акцентирует наше внимание на том, что судьба не дала ему возможности вовремя проявить благодарность, о чем сам он не без боли в сердце вспоминает спустя года. Тяжесть долга перед благодушным семейством профессора Мойера, а также перед собственной матерью и двумя старшими сестрами, которые в тяжелейший период жизни смогли своими силами воспитать будущего ученого, отразилась неприятными ощущениями в будущем, ощущением незавершенного действия.
    Н.И. пирогов считает, что благодарность – это желание «принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние». Даже самый добродушный и признательный по своей сути человек не всегда своевременно выражает свою благодарность тем людям, которые заслужили это в самой крайней степени. Позже это выливается сожалением на всю оставшуюся жизнь, что значит, что выражать свою благодарность важно и нужно в тот же момент, кода она возникает у нас в душе.
    Не могу не согласиться с позицией автора, ведь я тоже считаю, что очень важно вовремя благодарить окружающих за их добро. Люди, которые совершают добрые поступки, которые жертвуют собой ради других, заслуживают того, чтобы им попросту сказали «спасибо за все». Многие недооценивают эти слова, но, на самом деле, нет ничего лучше их, сказанных искренне и с любовью. Нет ничего страшного в том, чтобы лишний раз сказать слова благодарности тем, кто это заслуживает, по-настоящему страшно не успеть ничего сказать.
    О том, как важно быть благодарным, не понаслышке знает герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, воспитанный в дворянской семье, с уважением относится к добрым поступкам. Потому он без промедления отдает свой заячий тулупчик путнику, который вывел их с Савельичем из бурана к жилью. Позже эта череда благодарностей продолжается уже в эпизоде с захватом крепости. Гринева, отказавшегося повиноваться мятежнику, оставляют в живых за то, что он сумел когда-то вовремя проявить свою благодарность. Пугачев вспомнил, как Петр отдал ему тулуп, и не стал казнить героя.
    Но, к сожалению, не каждый умеет вовремя проявлять свою благодарность, в первую очередь, в силу своей невоспитанности. Так, например, Митрофанушка, герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», не просто не ценил любовь своей матери – он был избалованным, глупым, невежественным, и оттого неблагодарным сыном. Простакова была женщиной грубой и, может быть, в какой-то степени так же неблагодарной, но своего сына она любила больше жизни, однако взамен не смогла получить даже доброго слова. В финале комедии Митрофан отвергает любящую мать, узнав о том, что Простакова лишилась своего поместья и деревни мужа. Исчерпывающим является комментарий Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».
    В заключение хотелось бы отметить важность своевременного проявления благодарности. Работа, дела, проблемы – все это может быть хорошим оправданием тому, что мы не успеваем попросту звонить своим родным и благодарить их за то, что они умудрялись и умудряются при все той же занятости проявлять свою любовь и заботу по отношению к нам же. Наши родные и близкие как никто другой заслуживают благодарности, и потому стоит пользоваться любой возможностью, любой свободной минутой для того, чтобы позвонить своей маме и в очередной раз сказать ей спасибо хотя бы за возможность наслаждаться собственной жизнью.

  3. Ниже приведены образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку . Это работы одной из моих учениц, которая в 2012 году получила за экзамен 100 баллов. В них очень хороший комментарий (пусть и великоват немного, зато предельно ясно, каким он должен быть), удачно развёрнутые аргументы по литературе, неплохие вступления и заключения (вот их, на мой взгляд, можно было развернуть побольше), есть стилистические шероховатости, но в целом их можно рассматривать как настоящие образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку.
    Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу [email protected].

    Текст 1

    Каждый из нас обладает определенным багажом знаний, который мы расширяем в процессе нашего познания мира. Но можем ли мы утверждать, что мы знаем все? Безусловно, нет. Именно поэтому автор данного текста В. Солоухин задается вопросом: что важнее – знания или широкий кругозор?
    Вначале автор рассматривает пример с горняком в угольной шахте, который ограничен толщами черного камня, как люди ограничены определенным пространством знаний. Автор подчеркивает, что это своего рода капсулы, отличающиеся по размерам в зависимости от количества знаний людей. Автор отмечает, что каждый, кто знает чуть больше другого, может называть его ограниченным, в то время как есть люди, чьи знания обширнее, и для них этот человек тоже будет ограниченным. В.Солоухин, рассуждая об информационной стороне человеческих знаний, приводит в качестве примера общество далекого прошлого, когда знания таких мудрецов, как Архимед, Аристотель, Леонардо да Винчи, сводились к знаниям человечества в целом. Автор подчеркивает, что сейчас людей с таким объемом знаний найти невозможно в связи с возросшим количеством информации. Возвращаясь к примеру с двумя горняками, один из которых всегда жил под землей и не имел представления о наземном мире, а другой был менее опытным горняком, но имел опыт общения с внешним миром, автор наглядно доказывает, что невозможно определить, какие люди более, а какие менее, ограничены. В заключение В.Солоухин говорит о том, что можно быть ограниченным человеком, обладая широкими точными знаниями, если не иметь широкого кругозора.
    Автор считает, что широкий кругозор компенсирует ограниченность конкретных знаний. Его позиция ярко выражена в словах: «…можно встретить ученого человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. И можно встретить человека, не вооруженного целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире».
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, каждый человек имеет запас знаний, но все мы отличаемся количеством этих знаний и их направленностью. Более того мы отличаемся тем, что имеем разные представления о мире. Следовательно, каждого из нас можно назвать и развитым, и ограниченным одновременно. Важно расширять кругозор, потому что ограниченные представления о мире скрывают от человека перспективы его развития и самосовершенствования, а также мешают его общению с людьми, так как для общения нужны познания во всех областях жизни. Подтверждение этому мы можем найти и в литературе. Например, в произведении Ф.Искандера «Авторитет». Георгий Андреевич был человеком, безусловно, образованным. Но важнее то, что у него был широкий кругозор. С самого детства чтение доставляло ему огромное удовольствие, он тонко чувствовал литературу, познавал окружающий его мир и людей через книги, перенимал жизненные ценности и ориентиры. Чтение помогало ему и в его научной деятельности. Георгий Андреевич понимал, что книги расширяют кругозор и помогают двигаться по жизни, так как книга – лучший учитель, поэтому он не мог смириться с тем, что компьютер и телевизор заменили его сыну литературу и пытался привить ему любовь к чтению.
    Не менее ярким примером является произведение Б.Шоу «Пигмалион». Элиза Дулиттл была простой цветочницей. С детства она жила в нищете, ее отцу было не до нее. Но эта девушка нашла в себе силы не опуститься на социальное дно. По воле судьбы Элиза встретила фонетиста Генри Хиггинса и попросила его давать ей уроки. Благодаря своему желанию учиться и познавать новое Элиза не только стала более образованной, но и в процессе обучения она познавала мир, окружающий ее, и людей, училась достойно вести себя в обществе, поэтому смогла стать настоящей леди с прекрасной речью и манерами, что помогло ей занять новое положение в обществе. Более того она осуществила свою давнюю мечту, открыв собственный цветочный магазин. Жизнь Элизы изменилась в силу ее желания вырваться из своей «капсулы» нищеты и необразованности и расширить знания о мире.
    Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас ограничен, но нужно стремиться расширять свои знания и рамки своей ограниченности в течение всей жизни.

    Текст 2

    Искусство – это образное отражение действительности, один из элементов духовной культуры человечества. Искусство развивалось на протяжении многих столетий. Но задумывались ли мы когда-нибудь о том, для чего нужно искусство и каким оно должно быть? Именно поэтому автор данного текста И.Гонцов поднимает важную проблему назначения истинного искусства.
    Вначале автор выражает свое недовольство по отношению к современным эстрадным исполнителям, которые с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе, «доводили до обморочного состояния педагогов своими прическами»,как им объявляли выговоры за хулиганство, оставляли на второй год,. Автор также отмечает, что подобные откровения звезд вызывают у публики разные чувства: умиление, неодобрение, осуждение. И Гонцов концентрирует наше внимание на том, что у подростков «возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции», ведь они не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном » детстве могут быть лишь сценической легендой. Рассуждая над этим вопросом, автор приходит к выводу, что артист должен обладать «высоким чувством ответственности» перед аудиторией, принимая во внимание то, что подростки «не просто воспринимают информацию, а активно ее преобразовывают. Эта информация становится основой для их жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели». Далее автор говорит о том, что многие «поп-звезды» снисходительно относятся к образованности, заявляя, что «ученье – свет, а неученье – приятный полумрак», проявляя свою гражданскую незрелость, человеческую «недообразованность», показывая отсутствие цели своего творчества. Автор подтверждает свою точку зрения примером, когда молодому ди-джею журналистка задала вопросы о том, что осталось в душе тех, кто его слушал, кого он сделал лучше и кого он направил на путь творческого созидания, а в ответ получила: «Да идите вы, я совсем не для этого…». В конце автор представил нам вопрос для рассуждения о том, нужно ли нам подобное искусство.
    Автор считает, что «если искусство не зовет к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности», то оно не достойно стать частью национальной культуры. Он подчеркивает, что истинное искусство должно помогать человеку стать лучше, открывая ему мир.
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, искусство должно воспитывать в человеке чувство прекрасного, формировать вкус, доносить ту или иную информацию, заставлять человека задуматься, вызывать эмоции, иначе любое произведение искусства будет бесполезным, незапоминающимся.
    Искусство, которое подрывает незыблемые ценности народа, не может стать основой для формирования его культуры, следовательно, она может прийти в упадок, и будущим поколениям не будет передан полученный за долгие годы опыт предков. Подтверждение этому мы можем найти и в литературе, например, в произведении Н.В.Гоголя «Портрет». Картины молодого художника Чарткова, которые он начал писать, когда был поглощен светским образом жизни, были лишены индивидуальности, не отражали авторское виденье мира. Художник писал их за деньги, выполняя любую прихоть заказчика. Полотна не вызывали глубоких чувств и эмоций. А далее мы видим работу молодого художника из Италии, которая поразила Чарткова до глубины души и заставила осознать, что он потерял свой талант. Отражение истинного искусства мы видим в рассказе К.Паустовского «Старый повар». Музыка В.А.Моцарта оказала сильное воздействие на умирающего слепого старика, помогла ему увидеть в последний раз свою покойную супругу Марту и почувствовать себя по-настоящему счастливым перед смертью.
    Таким образом, можно сделать вывод, что искусство должно быть настоящим, искренним и чистым, поддерживающим духовные ценности народа и достойным стать частью национальной культуры.

    Текст 3

    Каждый из нас сталкивался в жизни с ситуацией, когда противостояли более старшее и младшее поколения. Разногласие с родителями, учителями, старшими товарищами – это часть жизни человека. Именно поэтому автор данного текста Е.Кореневская обращается к важной проблеме недопонимания между разными поколениями.
    Вначале автор рассказывает нам о письме, которое пришло в редакцию журнала, в котором пожилой москвич жаловался на внешний вид, манеру общения и взгляды на жизнь своего внука. Е.Кореневская отмечает, что автора письма беспокоит то, что его мысли и суждения вызывают насмешку у его внука, а отличия молодого человека делают его «инопланетянином» в семье. Автор особо подчеркивает вопрос, которым задается москвич в своем письме: «…откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?» Автор разделяет переживания деда за внука, но не может согласиться с тем, что есть виноватые в том, что молодое поколение отличается от старшего. Е.Кореневская пишет: «Мы так привыкли во всем искать виновных, что спокойной взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом». Таким образом, автор подводит нас к мысли о том, что возникновение пропасти между «отцами» и «детьми» – это естественный процесс, свойственный каждому поколению. В качестве подтверждения своей позиции автор говорит о проблеме поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и истории из древнеегипетского папируса. Развивая свою мысль о проблеме непонимания «отцов» и «детей» автор выделяет тот факт, что раньше изменения в человеческом обществе происходили медленнее, а темпы изменений второй половины XX века вызвали у старшего поколения «шок будущего». Таким образом, автор приходит к выводу, что новое поколение живет в другое время и невозможно решить, какое поколение лучше, но главное – это искать пути решения нахождения компромисса.
    Автор считает, что проблема недопонимания между отцами и детьми всегда существовала и нет виновных в ее возникновении, но чтобы «хоть как-то сузить ров», разделяющий разные поколения, «нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались».
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, быстро меняющийся современный мир порождает непонимание между поколениями, связанное с различающимся образом жизни, поведением и переосмыслением моральных ценностей молодым поколением. Этот конфликт очень нелегко разрешить, но, безусловно, важно искать пути примирения.
    Разрыв между поколениями – это величайшая трагедия человечества, потому что разорванная связь между «отцами» и «детьми» прерывает преемственность поколений, передачу опыта и знаний. Проблемы непонимания между двумя поколениями мы можем встретить и в литературе. Например, в произведении Ф.Искандера «Авторитет», в котором описывается конфликт Георгия Андреевича и его сына. Отец не может понять, как его сын мог променять книги на компьютер и телевизор. Георгий Андреевич понимает, как важно привить любовь к чтению своему сыну, ведь книга – это лучший учитель и источник знаний, поэтому устраивает турнир по теннису, чтобы победой в честном поединке заставить сына читать. Не менее ярким примером конфликта «отцов» и «детей» является произведение А.П.Островского «Гроза». Кабаниха – представитель старшего поколения, выступавшего за сохранение патриархальных устоев и беспрекословного повиновения старшим. А ее сын Тихон и его супруга Катерина – представители нового поколения, требовавшего свободы и независимости. Ожесточенная борьба двух поколений привела к плачевным последствиям. Катерина пошла на самоубийство. Но слабовольный Тихон впервые пошел против матери, обвинив ее в смерти супруги.
    Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт между поколениями нужно решать путем поиска компромисса, а не упорной борьбы.

  4. (1)В былые годы, когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2)Тогда я нередко оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на рыбалку. (З)Целые дни до позднего вечера я проводил на реке, а спать заходил к крестьянам или на мельницу. (4)Именно в то время я впервые познакомился с одним из загадочных явлений нашей жизни, которое приоткрыло мне некоторые тайны русской души, — бродяжничеством по-русски, или странничеством.(5)Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека. (6)В потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя было это летом, он лежал прямо на голом полу. (7)Он спал с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (8)Я лёг против двери на разостланном для меня сене. (9)Не спалось. (Ю)Волновала будущая заря. (11) Хотелось зари. (12)Утром рыба хорошо клюёт. (13)Но в летнюю пору зари долго ждать не приходится. (14)Скоро начало светать. (15)И с первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошёл прямо в дверь. (16)На крыльце он подошел к рукомойнику, висевшему на верёвочке. (17)С моего ложа я с любопытством наблюдал за тем, как он полил воды на руки, как он смочил ею свою седую бороду, растёр её, вытерся рукавом своей хламиды, взял в руки посох, перекрестился, поклонился на три стороны и пошёл.(18)Я было собирался со стариком заговорить, да не успел — он ушёл. (19) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него ещё один раз. (20) Чем-то старик меня к себе привлёк. (21)Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (22)Старик уходил вдаль. (23) Долго смотрел я ему вслед. (24)Фигура старика, по мере того как он удалялся, делалась всё меньше и наконец вовсе растворилась в утреннем тумане. (25)Но в глазах и в мозгу моём его образ остался навсегда, живой.(26)Это и был бродяга-странник. (27)В России испокон веков были такие люди, у которых не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (28)Не будучи цыганами, они вели цыганский образ жизни. (29)Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (ЗО)Блуждали по подворьям, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. (31)Жили подаянием. (32) Отдыхали и спали где попало. (ЗЗ)Цель их странствований всегда определялась по-разному и весьма расплывчато — «ко святым местам», «пострадать», «грехи искупить», найти место, «где дышать легче». (34) Я, честно говоря, убеждён, что если каждого из них в отдельности спросить, куда и с какой целью он идёт, то он не ответит. (35)3ачем ему об этом думать?(36)Кажется, они чего-то ищут. (37)Кажется, в их душах живёт смутное представление о каком-то неведомом крае, где жизнь праведнее и лучше. (38) Но ещё вернее будет сказать, что они от чего-то бегут. (39)А бегут, конечно, от тоски — этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.(40)В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России — Варлаам. (41) Мусоргский с несравненным искусством и мощью передал мироощущение этого бродяги — не то монаха-расстриги, не то просто какого-то бывшего церковного служителя. (42)Тоска в Варлааме бездонная, как океан. (43)Куда бы этот бродяга ни пошёл, он идёт с готовым сознанием своей абсолютной ненужности. (44)Вот и ходит Варлаам из монастыря в монастырь, шатается из города в город за чудотворной иконой по церковным приходам. (45)В горсточке держит свечку восковую, чтобы её не задуло, и орёт сиплым басом, подражая протодиаконам: (46)«Сокрушите змия лютого со два на десятью крылами хоботы».(47)У него спутана и всклокочена седая борода, расходящаяся на конце надвое наподобие штопора. (48)Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он ходит по городам, весь поношенный и помятый, в своей стёганной на вате шапке, схожей с камилавкой. (49)Таких, как он, сторонятся, не желая встречаться взглядом с влажными, просящими глазами, которые видят человека насквозь.(50)…Не знаю, конечно, нужны ли такие люди. (51)Надо ли устроить так, чтобы они стали иными, или не надо? (52)Одно только я скажу: эти люди — одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных красок русской жизни. (53)Нет, сами они не праведники, но каким-то чудесным образом делают нас чище и лучше. (54)Если бы не было таких бродяг-странников, «калик перехожих», жить всем нам было бы труднее…(*По Ф. И. Шаляпину)*Фёдор Иванович Шаляпин (1873 – 1938) – знаменитый русский оперный и камерный певец.Источник текста: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 13.11.2012 ва­ри­ант 1.

  5. Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.
    В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.
    Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.
    Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.
    Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского “Василий Теркин”: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина – пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.
    Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова “Судьба человека” мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.
    Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.

    Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку

    То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.
    Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания. Автору важно показать, что память имеет “величайшее нравственное значение”, потому что она “противостоит уничтожающей силе времени”. Д.С. Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к “отеческим гробам” поэт называет “животворящей”.
    Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.
    Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.
    Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги – только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.
    Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок. Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?
    Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.

  6. Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической.
    Полный текст
    Сочинение
    С самого детства человеку прививают уважение, любовь к вечным человеческим ценностям, однако не все можно привить лишь воспитательным путем и пропагандой, существует и что-то более глубокое. В данном тексте Н.М. Карамзин предлагает читателю задуматься над вопросом: «Какова природа любви к Отчизне?»
    Анализируя проблему, автор подводит нас к тому, что привязанность к своей Родине является общей для всех народов – «Лапландец, рожденный почти в гробе природы» в любом случае будет любить «холодный мрак земли своей». И даже выбирая между своей Отчизной и «счастливой Италией», лапландец выберет милый сердцу север. Эту привязанность можно назвать физической, тогда как существует отличное, другое влечение – влечение души к нашим родным и близким, трепет сердца от воспоминаний о тех «с кем мы росли и живем», духовная близость к согражданам – другими словами, моральная близость. Писатель делает акцент на том, что общими связями отечества можно объединить двух совершенно незнакомых людей – это простой «закон природы», совмещенный с сущностью человеческой души.
    Автор считает, что любовь к Отчизне имеет моральную и физическую основу. Любому из нас лучше и счастливее живется на родной земле, это своеобразный «закон природы», спроецированный на человека. Вдобавок к этому, зависимость от знакомых лиц и знакомой речи, единообразие души и менталитета у сограждан, склонность сердца к воспоминаниям о тех, «с кем мы росли и живем», образуют моральную привязанность.
    Я полностью согласна с мнением Н.М. Карамзина и тоже считаю, что любовь к отчизне формируется постепенно и на уровне привычки, делающей человека счастливым. Любому из нас мил знакомый пейзаж, каким бы специфическим он ни был, и, наверное, каждый из нас тянется к своим родным и близким душой, пусть даже это и простой прохожий, но житель твоего города, твоей страны.
    Во всем творчестве С. Есенина можно заметить искреннюю, теплую любовь к своей Отчизне. Буквально в каждом стихотворении поэт, обращаясь к детству, к ярким моментам своей жизни, выражает глубочайшую любовь к Родине: к приятному душе пейзажу и к таким особенным, незабываемым русским людям. Так, стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» является признанием в любви к родным землям и к людям своей Родины. На протяжении всех строк С. Есенин восхищается величественностью Отечественного пейзажа, а затем, описав хаты, поля, луга и церкви, выражает любовь к девичьему смеху, показывая тем самым свою к нему привязанность. В конце стихотворения поэт резюмирует: что бы ему ни предложили, он выберет свою родину.
    М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина» также описывает свою «странную» – т.е. беспрекословную любовь к Отчизне. Поэт выражает привязанность к пейзажу своей страны – несмотря ни что его волнуют «…Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье…», и в дополнение к этому он пишет о том, что до полночи готов смотреть «….На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков». А это значит, что и пейзаж, и люди Руси близки душе М.Ю. Лермонтова и образуют его любовь к Отчизне.
    Таким образом, можно сделать вывод, что любовь к Родине является потребностью человека, его привычкой, связанной как с нашей постоянной привязанностью к земле и пейзажу, так и с нашей духовной близостью с соотечественниками.

  7. Преступление и покаяние?!
    (1)В марте 2012 года посмотрела журналистское расследование Эдуарда Петрова «Честный детектив», в котором рассказывалось, как в академгородке  стали происходить жестокие убийства детей, одиноких стариков, бомжей. (2)Первой жертвой стал двенадцатилетний парнишка, который  пошел кататься на горку и не вернулся.(3) Мать, разыскивая дитя,  металась по городку до тех пор, пока его тело не нашли с проломленным черепом.(4) Следующей жертвой нападавших стала пенсионерка, одиноко сидевшая около своего подъезда.  (5)Ей нанесли удары тяжелым предметом по голове.(6) К счастью, ее крик о помощи был услышан жильцами соседнего дома и  скрип открывающейся двери балкона  спугнул нападавших. (7)Женщина осталась жива, но ужас, пережитый ею, равнодушие соседей, покрытая шрамами голова – все это оставило  глубокий след в ее душе.
    (8)По городку ползли слухи о маньяках. (9) Люди боялись за жизни близких, обращались с письмами о защите в полицию, однако жертв не удалось избежать. (10)Следующими жертвами стали бомжи.
    (11)Выйти на след преступников помог случай. (12)В отдел полиции обратился некий гражданин, принесший флешку, на которой двое молодых людей совершают убийство бомжихи, а затем начинают издеваться над ее телом: выкалывают глаз, отрезают ухо. (13)Режут руку. (14)Убийцами оказались семнадцатилетний Лыткин и бывший студент медицинского университета Ануфриев.
    (15)Зачем я об этом пишу?(16) Меня поразила не только жестокость, с которой убивали людей в мирное время, но и причина, по которой совершались убийства. (17)На вопрос следователей  Лыткин ответил: «Интересно посмотреть, как умирает человек».
    (18)Такой цинизм! (19)Действительно, интересно посмотреть, как мучается котенок, которому надели на шею петлю и повесили.(20) Интересно посмотреть, как голубь с отрезанными лапками мучается, так как не может нигде присесть.(21) Нам книжки читать не интересно! (22)Нам надо видеть шоу!(23) Омерзительное, грязное шоу, чтобы кровь стыла в жилах!
    (24)Вы думаете, Ануфриев раскаивается в совершенном преступлении?  (25)Он – несостоявшийся хирург. (26)Он не считает себя маньяком.(27) А слово «убийца» из его уст звучит почти как «герой». (28) Сейчас они сидят за решеткой, но ни у одного, ни у другого не возникло чувство раскаяния за совершенное преступление перед обществом, перед матерью убитого ребенка, перед самим собой.
    (29)Возникает вопрос: что же такое наказание?
    (30)Может быть, как в Белоруссии нужно оставить смертную казнь?(31) Как говорится, око за око, зуб за зуб?  (32)Когда убийца будет знать, что за жизнь человека у него заберут его собственную жизнь?
    (33)В заключение  хочу привести слова американского актера  Джона Кьюсака: «Наказание по-русски, когда человек через покаяние переживает преступление». (34)К сожалению, у этих нелюдей ни чувства стыда, ни покаяния я  не увидела.                                                         (Дубовицкая Е.А.)
    А28 . Какое высказывание противоречит содержанию текста?
    1. Автора поразила жестокость убийств в мирное время.
    2. Равнодушие соседей «ранило» пенсионерку.
    3. Герои рассказа испытали чувство раскаяния.
    4. Смерть людей вызывает интерес у Лыткина и Ануфриева.
    А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11-14?
    Описание
    Рассуждение
    Рассуждение и повествование
    Повествование.
    А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
    6                     2. 17                      3. 28                          4. 31
    В1. Из предложения 33 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
    В2. Из предложения 12 выпишите все местоимения.
    В3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
    В4. Среди предложений 1-9 найдите простое, односоставное неопределенно-личное.
    В5. Среди предложений 1-10 найдите предложения с обособленным определением.
    В6. Среди предложений 12-21 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные.
    В7. Среди предложений 8-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора.
    В8. Автор текста  использует такие синтаксические средства, как ____________ (  предложении 12,13) и ___________ ( предложения 6,30,31,34), передавая искренность и глубину своего чувства, а также такой прием, как __________ (в предложениях 17,33).
    Такая стилистическая фигура, как ___________  («перед обществом, перед матерью убитого ребенка, перед самим собой» в предложении 28)  создает нарастание  кульминационного момента текста.
    Список терминов:
    Градация
    Эпитет
    Метафора
    Вводные слова
    Цитирование
    Парцелляция
    Ряды однородных членов
    Риторические вопросы
    Анафора
    Работа с текстом.
    1. Определить тему текста.
    -О чем ведет речь автор?
    Для этого необходимо сжать текст, посмотреть его план.
    2. Сжатие текста.
    1. Череда убийств.
    2. Жестокость преступников.
    3. Цинизм.
    4. Проблема наказания преступников.
    (Ключевые слова: семнадцатилетний, несостоявшийся хирург, наказание, осознание преступления: стыд, переживание, раскаяние, покаяние )
    Лексическая работа:
    Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительности поступка, вины.
    Переживание – душевное состояние, вызванное какими-нибудь сильными ощущениями, впечатлениями.
    Раскаяние –  чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.
    Покаяние – добровольное признание в совершенном преступлении, в ошибке.
    3.Определите основную проблему текста.
    – На какой вопрос ищет ответ автор?
    1). В обществе все чаще встречается равнодушие людей к проблемам других.
    (Пенсионерка сидит у своего подъезда, но на ее крик отреагировали из соседнего дома)
    2). Жестокие убийства происходят в мирное время.
    3). Цинизм людей («Интересно посмотреть, как умирает человек» ).
    4).Что является наказанием за совершенное преступление.
    -Какое предложение отражает эту позицию автора?
    Предложение 28: «чувство раскаяния перед обществом… перед самим собой»
    Предложение 33: «через покаяние переживает преступление»
    Предложение 34: «чувство стыда, покаяние»
    – Докажите, что эта проблема одна из главных в тексте. (Текст строится на контрасте:
    совершают несколько убийств , однако не считают себя маньяками, не раскаиваются за совершенные преступления
    4.Работа над вступлением к своему сочинению.
    Вступление
    Литературные аргументы
    Проблема нравственности всегда была ведущей в русской литературе.
    В своей статье Дубовицкая Екатерина Алексеевна ставит перед читателем проблему   наказания за совершенное преступление.
    Проблема наказания за совершенное преступление была ведущей еще с древних времен. Вспомним библейскую легенду о братьях Каине и Авеле. В романтическом рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» Ларра, совершивший убийство девушки. Всем этим героям  придумали наказание – вечную жизнь, т.к. считали, что именно осознание преступления есть самое большое наказание, а для понимания этого необходимо время.
    Работы учащихся.
    №1
    Автор Дубовицкая Е.А. затрагивает одну из острых проблем в обществе. В данном тексте затронута проблема жестокости и наказания.
    Дубовицкая Е.А. рассказывает о журналистском расследовании  Эдуарда Петрова «Честный детектив». В академгородке зверски убивают и издеваются над своими жертвами: выкалывают глаза, отрезают ухо, режут руку. Разве это нормально?! А убийцами оказались мои ровесники, у которых вся жизнь впереди. Чего им не хватает? Зачем они совершают такие деяния? Им просто стало интересно посмотреть, как умирает человек. Это омерзительно и бесчеловечно!
    Автор считает, что таких людей нужно наказывать: как в Белоруссии   нужно оставить смертную казнь. «Как говориться, око за око, зуб за зуб».
    Я отчасти согласна с автором.  С одной стороны, человек, который убил один раз, убьет и в другой.  Но с другой – вспомните серийного маньяка Чикатило, который жестоко убил несколько десятков жертв, а наказание за него  понес невиновный человек.  Смертная казнь была исполнена. Так что судебная ошибка может лишать жизни и невиновных. А вот то, что эти нелюди не испытывают чувства вины ни перед матерью убитого ребенка, ни перед самим собой, действительно, страшно!
    В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников убил старуху-процентщицу и долгое время испытывал муки совести. Он страдал, мучился, и только через раскаяние пришел к душевному спокойствию. Даже американский актер Джон Кьюсак сказал: «Наказание по-русски, когда человек через покаяние переживает преступление».
    (Силина Маша. 11 «Б», 2012г.)
    №2
    Автор предложенного текста раскрывает  проблемы нашего времени. Автор поднимает проблему жестокости и наказания.
    Ужасает тот факт, что до  сих пор есть преступники, живодеры. Они считают, что это в пределах разумного взять и уничтожить чужую собаку; надеть на шею котенку петлю, повесить и смотреть, как он мучается. Им ничего не интересно, а ведь в жизни есть столько поистине прекрасных занятий: рисовать, писать стихи, сочинять музыку. При этом хотя бы никто  не пострадает. Они не раскаиваются в своих преступлениях. Они – «герои». Это зараза земли, им не стоит быть рядом с нами.  Автора поражает жестокость этих людей. На вопрос следователей убийца ответил: «Интересно посмотреть, как умирает человек». И самое главное, эти люди не осознают, что они «выродки», которые не достойны жизни.
    Автор обращается к нам с вопросом о смертной казни для таких людей. А может быть им все равно! И смертная казнь их не пугает.
    Я считаю, нужно разрешить смертные казни лишь тем преступникам, кто не раскаивается. Для остальных есть тюрьма, где они осознавали бы свои ошибки и вставали на путь истинный.
    Вспомним роман Достоевского «Преступление и наказание».  Когда Раскольников  убил старушку-процентщицу, чтобы самоутвердиться. Но если мы все начнем так самоутверждаться!  Иногда, когда бываешь в гневе, тоже готов убить. Но понимаешь, что перед  тобой живой человек со своими чувствами и видением мира. Кто ты такой, чтобы отнять чужую жизнь?! Поэтому  важно искать пути, этические методы для решения проблемы.
    Один философ сказал: «Из любой безвыходной ситуации есть выход». Главное, его найти.
    (Алифанов Никита, 11 «Б», 2012)

  8. Нам задали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни». Я раскрыла тетрадь и стала думать: какой у меня был в жизни самый счастливый день? Я выбрала воскресенье – четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке.
    Полный текст:
    Сочинение
    Часто ли мы задумываемся над тем, почему в той или иной ситуации мы поступаем именно так, как поступаем? Чем зачастую руководствуется человек, делая выбор в пользу одного, или в пользу другого? В данном тексте В.С. Токарева рассуждает над философской проблемой нравственного выбора.
    Героиня отрывка – маленькая, рассудительная девочка, вынужденная уже в своем юном возрасте делать выбор между лицемерием и искренностью. В её руках – лист бумаги, ручка и задача описать свой самый счастливый день. Однако кроме версии, отвергнутой учительницей, в голову героини не приходит больше ничего. Есть возможность соврать и угодить, и есть желание описать то, к чему действительно лежит душа, донести правду. Автор обращает наше внимание на то, что сколько бы версий не промотала в своей голове эта девочка, всё упиралось все в тот же пустой лист, пока героиня не решила: «пусть учительница ставит мне что хочет», и тогда рука сама потянулась к верному решению.
    Мысль В.С. Токаревой заключается в том, что сделать правильный выбор, будучи подростком, очень нелегко. Однако приняв верное решение, ребёнок начинает воспитывать в себе качества высоконравственного и честного человека. А честно сделанный нравственный выбор, как известно, приносит человеку счастье.
    Я полностью поддерживаю точку зрения писательницы. Безусловно, с самого детства каждому из нас рано или поздно приходилось совершать выбор – солгать или сказать правду, принять поражение или попытаться отыграться, и решение это, так или иначе, отражалось на нашей дальнейшем судьбе. Нравственный выбор ребенка ничем не отличается от выбора взрослого – результат либо делает счастливым, либо становится хорошим жизненным уроком.
    Так, например, герой рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» уже в детстве получил хороший жизненный урок, и вспоминая о нем уже во взрослом возрасте, Витя отлично понял, что сделанный однажды нравственный выбор обязательно приводит к определенному стечению обстоятельств. Однажды обманув бабушку, мальчик порождает череду других обманов, и его попытки избежать наказания заканчиваются провалом. Раскаяние за содеянное очень быстро настигает Витю и не дает ему спокойно жить. Герой рассказа понял, что поступил плохо, получил достойное нравственное наказание и, извинившись, осознал для самого себя, что впредь в его жизни не будет места обману. Сознавшись в своей вине и усвоив жизненный урок, Витя обрел спокойствие, а пряник, купленный бабушкой в честь сильной любви к внуку, даже спустя года напоминал ему о том самом поступке.
    Примером ребенка с верно расставленными приоритетами так же служит Наташа, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Во время военных действий девочка однозначно делает выбор в сторону бескорыстной помощи раненным солдатам, прекрасно понимая, что это является её нравственным долгом. В то же время Берг совершает единственно верное для себя решение: нажиться на несчастных и выкупить за бесценок чужие вещи. На таком контрасте и строятся самые яркие примеры: каждый расставляет для себя приоритеты исходя из состояния своей души.
    Таким образом, хотелось бы еще раз отметить, что правильность совершенного выбора определяется его последствиями. Если они делают счастливым хотя бы одного человека – значит, решение было верным.

  9. (1) Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
    (2) Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.
    (3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта…
    Полный текст:
    Сочинение
    Мы нечасто задумываемся над тем, какую роль можем играть в судьбе будущих поколений. Вся наша культура, наша речь, манеры поведения, даже вкусы и предпочтения-все это, так или иначе, может отразиться на нашем будущем и будущем наших детей. Имеет ли смысл контролировать свою речь? И кто это должен делать? На ком лежит ответственность за судьбу родного языка? Этими вопросами задается в своем тексте К.И. Чуковский.
    Рассуждения автора состоят из двух совершенно противоположных истин, каждая из которых дополняет друг друга. Суть первой заключается в том, что человек, как отдельный субъект, сколько бы культурным и образованным он ни был, никоим образом не может повлиять на судьбу всего языка, так как мнение большинства обычно выигрывает. Однако писатель акцентирует наше внимание на том, что «в прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан», а сейчас все повернулось совершенно в другую сторону. Вторую истину писатель преподносит с точки зрения отказа от философии «бездействия и отказа непротивления злу». И тут он обращает взор читателя на то, что в эпоху завоевания космоса, в тот век, когда исключительную важность имеют такие рычаги воздействия, как радио, кино и телевидение, человек обязан ощущать за собой совершенно иную власть и пользоваться данными ему полномочиями в правильной степени.
    Мысль К.И Чуковского такова: ответственность за судьбу родного языка лежит не только на обществе в целом, но и на каждом человеке в отдельности. И потому писатель считает, что «чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта».
    Невозможно не согласиться с автором. Я так же считаю, что человек недооценивает собственный вклад в настоящее и будущее своей страны. Общий культурный уровень всего общества складывается из усилий каждого отдельного человека. Ответственность за судьбу родного языка лежит на нас, на каждом отдельном человеке, и поэтому очень важно постоянно следить за собственным уровнем культуры и образованности, саморазвиваться и призывать к этому других.
    В поэзии И.С. Тургенева существует всем известное стихотворение «Русский язык». В нем слова автора обращены непосредственно к самому языку как к свободной стихии, однако читателю становится понятно, что автор осознает и свой личный вклад, и вклад своего народа в величие русского языка. «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!», – восклицает И.С. Тургенев, делая акцент на том, что язык и люди, на нем говорящие, тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. И так же, как и язык может быть поддержкой и опорой для человека, последний может постоянно развивать и совершенствовать свою речь, поднимая тем самым общий культурный уровень своей страны.
    О том, как очень быстро в обществе налаживаются негативные тенденции изменения языка, написал А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Фамусовское общество, на контрасте с образованным Чацким, пестрило пошлостью и безграмотностью. В приоритете у этих людей было богатство, они, как это было модно, пренебрегали русской культурой и языком, и очень часто употребляли французские слова, что и ставил им в упрек один из главных героев произведения, Александр Чацкий, однако его усилия не могли увенчаться успехом. Фамусовское общество нельзя было исправить и поставить «на пусть истинный», однако А.С. Грибоедов подводит читателя к мысли о том, что судьба русского языка не потеряна до той поры, пока существуют такие ответственные люди, как Александр Чацкий, способные в любой ситуации, при любом обществе сохранять самообладание.
    Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык – это, безусловно, стихия свободная и великая, однако такой она является только благодаря усилию русского народа. Стараниями каждого из нас мы можем сохранить свой язык, стоит лишь не прогибаться под модные тенденции и веяния необразованной толпы.

  10. Сборник готовых сочинений ЕГЭ по текстам из открытого банка ФИПИ.
    Содержание:
    Советы экзаменующемуся
    I. О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему
    1. По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить…
    2. По Н. Галь. Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке. О канцеляризмах.
    3. По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык! О чистоте русского языка
    4. По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша… Проблема развития и сохранения русского языка
    5. По В. В. Колесову . Имя собственное «принадлежит себе…
    6. По В. Костомарову . Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…
    7. По Инне Кабыш. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис… Что сделать для спасения языка?
    8. По Л. И. Скворцову. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов… Проблема экологии языка
    9. По Л. Павловой. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Культура дискуссий
    Аргументация к блоку «О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему»
    II. Об образовании, о воспитании, науке
    1. По С. Кокориной. Образование… (2)Это слово имеет великое множество определений
    2. По А.Ф. Лосеву . Оставляя пока в стороне все материальные выгоды
    3. По В. Харченко . Наукой заниматься трудно
    4. По Ф. Искандеру . Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства. Как влияют детские воспоминания на человека, что значат они в его жизни
    Аргументация к блоку проблем «Об образовании, о воспитании»
    III. Роль литературы, поэзии в жизни человека
    1. По Е. Винокурову. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов…
    2. По Д. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?
    3. По Г. Смирнову. Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве… Почему Россия никогда не забудет Пушкина
    4. По И. Гончарову. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью… Интерьер как средство характеристики героя
    Аргументация к блоку «Роль литературы, поэзии в жизни человека»
    IV. О чтении
    1. С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…
    2. По В. Лакшину . В современном обществе целый океан проблем.
    3. По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?
    4. По И. Косолапову . Бескорыстным и верным другом назвал книгу…
    5. С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих
    6. По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…
    7. По В.Г. Лидину . Немцы были изгнаны из Умани…Бессмертие книги.
    8. Л. Н. Гумилёв. Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира… О роли чтения в детстве
    Аргументация к блоку «Чтение»
    V. О культуре, о назначении искусства, его воздействии на человека
    1. По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…
    2. Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…
    3. По В. Конецкому. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.
    4. По И. Гонцову. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят… Проблема влияния «звёзд» эстрады на подростков
    5. По тексту Л. Мозгового. Недавно прочитал в интервью городского чиновника… Что нужно для воспитания актёра, певца и музыканта, словом, для формирования человека искусства?
    6. По Е. Брусковой. У Галины Улановой была вселенская слава.
    7. По К.Г. Паустовскому. О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков…
    8. Алексей Андреев. Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов… О вреде бандитских сериалов
    9. По В. Солоухину. В редакции мне сказали… Проблема роли телевидения
    Аргументация к блоку «О культуре»
    VI. Нравственная проблематика.
    О вере и безверии
    1. С. Соловейчик. Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога»…
    2. Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если….Чинопочитание
    3. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что такое счастье?
    4. По В.В. Воробьеву. В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»…
    5. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что значит быть счастливым?
    6. По Э. Павлюченко. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге
    7. По Д. Шеварову. В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся… Проблема чести
    8. По Д. Гранину. О чести. Многие считают понятие чести устарелым…
    9. По В. Конецкому . Шаталов растопил печку…Проблема безответственности, нравственного выбора
    10. По К. Акулинину . Во время командировки я поскользнулся. Проблема нравственного выбора в мелочах
    11. По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов… Проблема выбора – убить или отказаться от убийства
    12. По С. С. Качалкову . Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…
    13. С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью
    14. По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг… Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»?
    15. По Г.Н. Бочарову . Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…
    16. По И. Новикову . Это был один из тех осенних дней…
    17. По В. Солоухину «Ограниченный человек»
    18. По М.С. Крюкову. «Я лучше, я умнее всех». Проблема самооценки личности
    19. По М. Худякову. Он нёс меня на себе восемь километров… Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков. (Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве)
    20. По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой . Осенью около дома, построенного в лесу… Проблема нереализованности человеческих способностей
    Аргументация к блоку «Нравственные проблемы»
    VII. Проблема отцов и детей. Материнская любовь. Современная молодёжь
    1. По К. Г. Паустовскому. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась
    2. По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…
    3. По И. Маслову . Нынешние подростки… Проблема непохожести современного поколения
    Аргументация к блоку «Проблема отцов и детей. Материнская любовь»
    VIII. Любовь к родной природе, патриотизм
    1. К.Г. Паустовский. Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая.
    2. По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы…. Проблема патриотизма в условиях эмиграции
    3. По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город. Проблема любви к родному дому, к малой Родине
    4. По Р. Савинову . В детстве я зачитывался книжками про индейцев… Проблема памяти о родных местах
    5. По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого. Русский национальный характер
    IX. Человек и природа. Экологические проблемы.
    1. По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…
    2. Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью
    3. По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…
    4. По И. Смольникову. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. Проблемы экологии
    5. По В. Пескову . Кустарник и мелколесье… Проблема охраны природы
    6. По А. Морозову. Друг, ты чей? О преданности собак
    Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»
    X. Человек и НТР. Роль науки
    1. В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека
    2. По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания
    XI. Философские проблемы
    1. По К.Г. Паустовскому . Людей всегда мучают разнообразные сожаления… О быстротечности времени
    X. Проблема настоящей любви
    1. Ю. Котлярский. – Наденька, так вы меня любите? Проблема эгоизма в любви
    2. По В. Астафьеву . В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…
    3. По Е. Сикирич . Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…
    Аргументация к блоку проблем «Всё о любви»
    XI. Проблема истинной красоты, её понимания
    1. По В. Солоухину. Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие… Проблема понимания красоты
    Аргументация к блоку «Проблема истинной красоты, её понимание

    XII. Список того, что надо запомнить (аргументация)

    Автор: Наталья Георгиевна Харланова.
    bank-fipi-sochineniya.docx

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *