Сочинение
Тема: «Святая Русь – великая Россия»
Работу выполнила:
Аулова Мария Владимировна, 10лет
ученица 3 «А» класса
МБОУ СОШ № 20 г. Белгорода
Шершнёва, 26 тел.26-17-37
Научный руководитель:
Караваева Татьяна Вячеславовна,
учитель начальных классов.
Белгород, 2015
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И не одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь,- твоё начало
И Преподобный Сергий в ней.
Отважные русские воины в веках прославили русский народ и своё государство: когда-то оно заключалось лишь в княжестве, но достигло мощи и силы развитой империи. У русского человека была уникальная сила, характеризовавшая его мощный внутренний духовный стержень – православная вера. Именно православие стало основой для объединения десятков сотен разрозненных славянских племен в единое государство и давало духовную силу и опору для защиты нового государства. Русский солдат не представлял себе армейской службы без благословения священника, каждый бой воины начинали и заканчивали с именем Божьим на устах, всецело уповая на Его помощь и поддержку.
Жил 600 лет назад Московский князь Дмитрий Иванович. Напала на Русь несметная рать татаро-монгольских племён. Великий князь Московский послал гонцов в города и сёла собирать войско на защиту родной земли. Князья послушали Дмитрия и привели к нему свои дружины в Подмосковье. В беседах князь собрал военный совет и вместе с князьями и воеводами разработали план сражения. Жил в то время на Руси святой человек – Сергий Радонежский. Сергий благословил князя на бой и предсказал ему победу. Отпустил с князем двух монахов, Ослаба и Пересвета, чтобы они помогли князю сражаться и молиться за него. На берег реки Дон пришли русские войска и взяли икону Донской Божьей матери. Перед сражением был поединок богатырей. Оба воина героически сражались и оба погибли в неравном бою. С утра до вечера шла Куликовская битва. Наконец, русские стали побеждать и татары побежали. Русские воины погнали врагов далеко со своей земли. С тех пор, как на реке Дон была одержана славная победа, все мы знаем князя как Дмитрия Донского.
С тех самых времён и на белгородской земле осталась частичка православного чуда. В Преображенском кафедральном соборе Белгорода хранится икона, которой более 500 лет, называется она «Никола ратный». По преданию она получила это имя ещё при Иване Грозном во время битвы с татарами под Казанью. Она также защитила жителей села Устинка (Шебекинского района) от нападения татаро-монгольских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой святого Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду.
Во время войны 1812 года, говорят, этой иконой перед боем благословлял русских солдат фельдмаршал Кутузов.
Поклоняясь этой святыне, вспоминаешь, что в 1904 году, после молебна в Свято-Троицком соборе к иконе прикладывался сам Император Николай второй. В те далёкие времена нападали на землю русскую не только татаро-монголы. Пришли другие враги-шведы. Пришли они и говорят новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе город, а ты и твои дети будут нашими слугами». Но Александр сказал новгородским жителям: «Шведы хотят нас завоевать, пойдем сражаться с ними. Правда, нас мало, а шведов много, но Бог поможет нам, не в силе Бог, а в правде. » Бог помог, он добавил силы русским воинам, потому что их дело – правое. Победа была одержана на реке Нева. Народ увековечил имя князя, с тех пор он Александр Невский.
Память о великих воинах до сих пор живёт в наших сердцах. В этом году страна отмечает 70-летие Победы русских людей в Великой Отечественной Войне над фашистской Германией. Великие князья и полководцы вдохновляли наших воинов в Великой Отечественной Войне. Вошли в историю знаменитые слова Дмитрия Донского: «Лучше честная смерть, чем позорная жизнь»! В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали самых отважных и храбрых воинов Великой Отечественной Войны.
Русский – значит патриот. Русский – значит любить свою Родину. Русский – значит православный. Русский солдат никогда не сдавался, всегда шел до конца. Даже умирая, русский солдат стоял за свое Отечество. С неугасимой верой в Бога, русский человек выдержал самые тяжелые испытания и сохранил православное государство. И вошедшие в историю подвиги, ёще и ёще раз подтверждают мужество и стойкость русского непобедимого народа.
Тема России обладает глубокими рассуждениями и высказываниями. Каждый человек, который хоть раз путешествовал по этой замечательной стране, может рассказать о ее духовности и красоте. Разные тайны есть внутри России, особенно если изучать глубинку истории. Происходящие события на бывшей Российской империи, тесно переплетаются в творческом процессе многих литературных гениев. Особенно выделяется изучение темы России в произведениях Александра Александровича Блока и Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ярко выраженный мотив в деятельности авторов показывает кризисные события в жизни России. Александр Блок застал период двух революций, стал наблюдателем за их предпосылками и последствиями. Лермонтов жил в глухом времени, которое наступило после разгрома движения декабристов. Такой момент событий предусматривает становление стратегических вопросов о развитии страны. Михаил Юрьевич испытывал чувство любви к родине с ранних лет, здесь можно отметить, что тема родины, выступает выше самой России.
Лермонтов использовал тонкие литературные методы, которые воплощали образы символической России. Это романтик, выражающий идеальные черты скуки и рвения к родине. Поэма «Мцыри» отражает высказывания о том, что чем ближе человек к родной земле, тем дольше он будет жить. Стих «Листок» определяет явный намек поэта к чувству долга и ответственности. Он пытается привить читателю – эти замечательные качества.
Творчество Александра Александровича Блока определяет образ России и родины. Момент любви к России, такой же, как любовь к родине. Блок отличается своими воспоминаниями о том, как тяжело было людям в период военных действий. Чувство страха и боли, плавно переходит глубокий романтизм шедевров поэта. В своих поэмах Блок рассуждал о русском народе и своем равенстве с ним. Для него нет ничего ближе, чем русская душа, он целиком принадлежит ей. Стихотворение «Русь» восполнено любовью и патриотизмом, и колдовской тайной.
Русские поэты и писатели повествуют о России, как о родной земле. Много бедствий испытала она на своем веку, но все равно их преодолела. Благодаря русским воинам и полководцам, которые охраняли святую землю. Русь – матушка – обычное слово, присутствующее в современном мире. Хранить родную землю учили наши предки с детства. Любовь к родине развивают в школьные годы, когда человек понимает, где он живет. Россия настолько разнообразна, что каждый мечтает хотя бы раз окунуться в воспоминания.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Валуйки Белгородской области
Сочинение
Тема: «Святая Русь»
Автор: Фоменко Екатерина Владимировна
4 Г класс
Руководитель: Григоревская Галина Дмитриевна
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев
Великое наше Отечество – Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжелых бедствий пережила она. Во всех невзгодах добрые люди, герои жертвовали собой, защищая Родину и христианскую веру.
В русских былинах сохранились предания о подвигах богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и разбились о стойкость русских: хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства, у всех к нему на пути встала Русь, Россия.
Время, в которое жил князь Александр, было немирным. Нападали на Русь монголо-татарские воины. С севера наступали шведские завоеватели. Им нужны были богатые русские земли. Тогда юный Александр встал на защиту Руси. В тяжелой битве небольшая дружина князя разбила шведов на реке Неве.
Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел никому неизвестным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре православным русским праведником. Его знает каждый. Сергий ходил в дальние княжества мирить князей, он благословил русичей на Куликовскую битву, сказав: «Иди, не бойся, Бог поможет тебе!» А на ухо шепнул: «Ты победишь!» Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь, а в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий… Он просит помочь русским воинам защитить русскую Землю.
Величайшая слава и гордость России – ее люди. Вот пример одного из них. Стоял февраль 1943 года, шел бой. Два дзота удалось подавить, но третий продолжал вести огонь. Тогда Александр Матросов бросился к дзоту, и упав на амбразуру, закрыл ее своим телом. Батальон овладел деревней.
А у этой войны нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели, и они хотят быть услышанными. Да, действительно, у войны в Чечне еще нет истории, она не написана. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг шестой роты псковских десантников. Весь мир потряс этот подвиг. Поступил приказ выдвинуться и занять господствующие высоты. Рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой. Атаки духов катились одна за другой, но все они разбивались о стойкость и мужество наших парней, силы прорывающихся превосходили в 25-30 раз. Десантники стояли насмерть… Дело дошло до рукопашной. Отражая наступление противника, они, сраженные, падали один за другим. Высота покрылась трупами боевиков, но они не прошли. Почти вся рота погибла. Шестая рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так сражаться и умирать ее солдаты, значит Россия жива. Вот она, Святая Русь!
А еще наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много было их на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. Она сплачивала Россиян на борьбу с врагом. И сейчас стали строить и реставрировать церкви. Это происходить и на моей малой Родине. Наш город – это небольшой населенный пункт, он ничем не отличается от ему подобных. Однако в моем городе строят новые храмы и реставрируют старые. Храмы в моем городе сияют преисполненные благодати Божией, дарованной за усердие людское, а где-то еще стоят как израненные птицы. И льется над Землей колокольный звон…
Я люблю свою Родину, люблю свой край! Горжусь людьми, которые дали мне мирное небо над головой, возможность жить, учиться, видеть прекрасное. Я – частичка своей родной Святой Руси. И мой долг достойно носить звание гражданина России!
НазваниеСочинение Тема: «Святая Русь»Дата публикации17.10.2016Размер9,76 Kb.ТипСочинениеМуниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Валуйки Белгородской области Сочинение Тема: «Святая Русь» Автор: Фоменко Екатерина Владимировна 4 Г класс Руководитель: Григоревская Галина Дмитриевна
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев
Великое наше Отечество – Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжелых бедствий пережила она. Во всех невзгодах добрые люди, герои жертвовали собой, защищая Родину и христианскую веру.
В русских былинах сохранились предания о подвигах богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и разбились о стойкость русских: хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства, у всех к нему на пути встала Русь, Россия.
Время, в которое жил князь Александр, было немирным. Нападали на Русь монголо-татарские воины. С севера наступали шведские завоеватели. Им нужны были богатые русские земли. Тогда юный Александр встал на защиту Руси. В тяжелой битве небольшая дружина князя разбила шведов на реке Неве.
Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел никому неизвестным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре православным русским праведником. Его знает каждый. Сергий ходил в дальние княжества мирить князей, он благословил русичей на Куликовскую битву, сказав: «Иди, не бойся, Бог поможет тебе!» А на ухо шепнул: «Ты победишь!» Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь, а в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий… Он просит помочь русским воинам защитить русскую Землю.
Величайшая слава и гордость России – ее люди. Вот пример одного из них. Стоял февраль 1943 года, шел бой. Два дзота удалось подавить, но третий продолжал вести огонь. Тогда Александр Матросов бросился к дзоту, и упав на амбразуру, закрыл ее своим телом. Батальон овладел деревней.
А у этой войны нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели, и они хотят быть услышанными. Да, действительно, у войны в Чечне еще нет истории, она не написана. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг шестой роты псковских десантников. Весь мир потряс этот подвиг. Поступил приказ выдвинуться и занять господствующие высоты. Рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой. Атаки духов катились одна за другой, но все они разбивались о стойкость и мужество наших парней, силы прорывающихся превосходили в 25-30 раз. Десантники стояли насмерть… Дело дошло до рукопашной. Отражая наступление противника, они, сраженные, падали один за другим. Высота покрылась трупами боевиков, но они не прошли. Почти вся рота погибла. Шестая рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так сражаться и умирать ее солдаты, значит Россия жива. Вот она, Святая Русь!
А еще наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много было их на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. Она сплачивала Россиян на борьбу с врагом. И сейчас стали строить и реставрировать церкви. Это происходить и на моей малой Родине. Наш город – это небольшой населенный пункт, он ничем не отличается от ему подобных. Однако в моем городе строят новые храмы и реставрируют старые. Храмы в моем городе сияют преисполненные благодати Божией, дарованной за усердие людское, а где-то еще стоят как израненные птицы. И льется над Землей колокольный звон…
Я люблю свою Родину, люблю свой край! Горжусь людьми, которые дали мне мирное небо над головой, возможность жить, учиться, видеть прекрасное. Я – частичка своей родной Святой Руси. И мой долг достойно носить звание гражданина России!
В 1230 г. на Смоленск обрушивается страшный удар — 2 года свирепствует эпидемия, она уносит жизни 30 тыс. смолян. Жизнь в городе замирает, прекращается каменное строительство. А затем на Русь приходят полчища монголо-татар. И хотя они не вошли в город, тяжесть ига начинает чувствоваться и в Смоленске. Смоленск уже больше никогда не обретет былую значимость в жизни государства.
С 1404 по 1514 год Смоленск входил в Великое княжество Литовское. Вместе с польскими и литовскими войсками смоленские полки участвовали в Грюнвальдской битве 1410 г. против Тевтонского ордена. Смоляне вели борьбу за возвращение в состав Московского государства. Весной 1440 г. они прогнали литовских ставленников, только на следующий год литовскому князю удалось вернуть город. Смоленск был взят московским, князем в 1514 г., после нескольких походов русских войск, продолжавшихся в течение 14 лет.Взяв Смоленск, Василий III сохранил за его жителями, прежде всего за его купцами привилегии, которые были установлены литовскими князьями.
К концу XIV века самостоятельное Смоленское княжество, ослабленное длительными междоусобицами, начавшимися со времен распада Киевской Руси, и опустошительными эпидемиями, оказалось в тяжелом положении. Смоленск уже не мог гарантировать свою независимость, поэтому рано или поздно должен был попасть под влияние одного из набиравших силу государств— Литовского или Московского. Но это произошло не сразу, а после длительного и кровопролитного сопротивления.
28 сентября 1395 года, при помощи обмана захватив Смоленск, великий князь Литвы Витовт отправил смоленского князя Глеба Святославовича на княжение в город Полонное, в Литве, а в Смоленске посадил своего наместника князя Ямонта. Но литовцы правили тогда в Смоленске недолго: в августе 1399 года Витовт был разбит татаро-монголами на реке Ворскле. В том сражении остался убитым на поле боя Глеб Святославович и другие русские князья. Воспользовавшись поражением Витовта, Юрий Святославович собрал войско и в 1401 году возвратил Смоленск. Литовцы несколько раз пытались захватить Смоленск штурмом , применяя мощную артиллерию, но успеха добились только в 1404 году, когда Юрий поехал в Москву просить военной помощи у московского князя. Но Москва отказала Смоленску, и он на 110 лет вошел в состав Великого княжества Литовского. К Смоленской земле присоединили Вяземское княжество, захваченное литовцами еще в 1359 году, Торопецкий округ и ряд удельных владений с центрами в городах Одоевск, Воротынск, Мосальск, Мезецк и Перемышль.
Хитрый Витовт очень мягко обошолся с непокорными смолянами и не стал
применять к ним массовые репрессии. Более того, он ввел в Смоленске магдебургское право, в соответствии с которым город получил ряд льгот и привилегий. Но у Витовта были не только далекие цели относительно Смоленска, который он решил завоевать навсегда, но и особо уважительное отношение к этому городу, с которым его связывали родственные узы (его жена была смолянка, дочь князя Святослава Ивановича). Две смелые смоленские женщины много лет назад, рискуя жизнью, спасли его от верной смерти, на которую он был тогда обречен. Эта леденящая душу история была бы достойна темы для остросюжетного исторического романа.
… После смерти литовского князя Ольгерда в 1377 году его место занял Ягайло, решивший умертвить своих соперников— родного дядю Кейстута и его сына Витовта. Он хитростью заманил их к себе в Вильну, где арестовал и отправил в Крево. Там он заключил Кейстута в подземелье замка, а Витовта — в одну из тюремных комнат, расположенных на самом верху башни. Кейстута томили четверо суток, а на пятый день удавили золотым шнурком от его одежды. Бывший при нем слуга Григорий Омулич,
Русский по происхождению, пытался защитить своего князя,
но тут же был убит. Убийцы во главе с Ягайло пустили слух, что Кейстут сам покончил с собой. Узнав о кончине своего отца, потрясенный Витовт заболел нервной горячкой.
Во время болезни Витовта Ягайло разрешил его жене Анне Святославовне посещать мужа. В одно из посещений Анна вместе со своей служанкой, смолянкой Еленой, осуществили дерзкий план по спасению Витовта: его переодели в одежду служанки,
которая осталась вместо больного Витовта. Выйдя из заточения, Витовт ушел в отдаленный угол замка, где спустился со стены, и на ожидавших его лошадях бежал. Погони не было, ведь служанка Елена так искусно изображала больного Витовта, что ее разоблачили только на третий день. Разъяренный Ягайло казнил бесстрашную смолянку, ценой своей жизни спасшую Витовта…
Пожаловав Смоленску магдебургское право, Витовт в то же время подтвердил многовековые права и обычаи, по которым этот город продолжал жить. По словам Никоновской летописи, Витовт «в Смоленци свои наместники посадил ляхи и приказа людям лготу многу чинити» и выдал смолянам грамоту, закрепляющую их льготы. Грамота, выданная Смоленску, не сохранилась, но факт ее выдачи подтверждается и позднейшими источниками.
Посаженный Витовтом в Смоленске наместник был главным военачальником всех служилых людей и одновременно сборщиком государственных налогов. При наместнике состоял совет (рада) из владыки, казначеев, окольничих, бояр и конюших. Гарнизоном командовали маршалки, которых назначал великий Литовский князь.
Витовт посещал Смоленск, подолгу жил в нем, стараясь многими льготами привлечь свободных людей в Смоленск. В одно из посещений Смоленска дочерью Витовта Софьей, супругой московского князя Василия Дмитриевича, Витовт разрешил ей увезти в Москву икону Богоматери Одигитрии Смоленской. София поставила икону в Благовещенском соборе Москвы. В 1456 году, в княжение Василия Темного, смоленский епископ Михаил и многие почтеннейшие граждане, прибывшие в Москву не только от смолян, но и от польского короля Казимира, просили московского князя возвратить икону в Смоленск. Просьбу смолян удовлетворили, предварительно сняв с иконы копию. Оригинал сопровождали крестным ходом за две версты от города.
В 1514 году Смоленск был освобожден от литовцев. Через 10 лет, в 1524 году в память об этом событии на том месте, откуда провожали икону в Смоленск, был построен Новодевичий монастырь, а через год в нем поставили копию Смоленской Одигитрии и учредили ежегодный праздник 28 июля с крестным ходом в ее честь…
Величайший памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце ХII века, между 1185 и 1188 годами. «Слово…» дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце ХVIII века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II. Во время пожара в Москве в 1812 году рукопись «Слова…» сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина.
«Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности. Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумал о судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет: «Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти». Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену. Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его.
Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают «поганые». Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком. Строки поэмы захватывают читателя и сегодня.
Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря: рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу Бояну. Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в «Слове…» как «вещий, проницательный и мудрый». Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление «Слова…».
После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход. Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований: «синие молнии сверкают в черных тучах», «мутно текут реки», «гудит земля». Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода.
Описывая кровавую битву, поэт вспоминает прошлые времена, когда дед Игоря первым начал сеять раздоры между князьями, ослабляя русскую землю и губя людей. Тем временем жестокая битва подходит к своему трагическому концу. Поэт объясняет поражение Игоря отсутствием согласия между русскими князьями. Автор «Слова…» – великий патриот, он скорбит о своей несчастной земле. Все осуждают самовольный поход Игоря. Князь не только потерпел поражение, но и сам превратился в пленника. Картиной уныния и печали заканчивается первая часть поэмы. Чувствуется огромная любовь автора к родине.
Следующая часть поэмы начинается с описания вещего сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой, способной объединить всю русскую землю. Святослав пытается призвать князей к объединению. Далее в «Слове…» даются характеристики тех русских князей, которые должны были в первую очередь откликнуться на «золотое слово» Святослава и вступиться за землю русскую, за раны Игоревы. Но нет ответа от князей, нет среди них единомыслия. На этой скорбной ноте заканчивает автор вторую часть своей поэмы.
Третья часть «Слова…» начинается с плача Ярославны, жены князя Игоря, замечательной русской женщины. С городской стены старого Путивля слышится ее голос. Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. Ее слова наполнены тревогой и любовью. Ярославна заклинает силы природы помочь ее мужу и его дружине, вернуть их домой. Женщина думает не только о своем муже, она беспокоится обо всех защитниках русской земли. Плач Ярославны написан с такой глубиной и художественной выразительностью, что ему нет равных во всей мировой литературе. Достойно уважения то, что автор «Слова…» выдвигает на первый план женский образ. Ярославна символизирует собой саму жизнь. Природа, будто услышав призыв Ярославны, приходит на помощь Игорю во время его бегства из плена.
Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, но в то же время отдает дань его мужеству, его любви к родине.
Автор «Слова о полку Игореве» был не только великим поэтом, но и замечательным мыслителем своего времени. Свобода и счастье родины были для него высшим критерием, по которому он судил дела всех князей, упоминаемых в поэме. Автор «Слова…» выражал не княжескую, а народную точку зрения на междоусобные раздоры, а его поэма несла передовые идеи древнерусской литературы. Этот памятник свидетельствует о том, какой высоты достигло культурное развитие русского народа. Великая поэма до сих пор не теряет актуальности, в ней много поучительного для последующих поколений. Текст «Слова о полку Игореве» переводили величайшие русские ученые и поэты: Д. Лихачев, Н. Заболоцкий, Л. Н. Гумилев и другие.
Сочинение
Тема: «Святая Русь – великая Россия»
Работу выполнила:
Аулова Мария Владимировна, 10лет
ученица 3 «А» класса
МБОУ СОШ № 20 г. Белгорода
Шершнёва, 26 тел.26-17-37
Научный руководитель:
Караваева Татьяна Вячеславовна,
учитель начальных классов.
Белгород, 2015
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И не одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь,- твоё начало
И Преподобный Сергий в ней.
Отважные русские воины в веках прославили русский народ и своё государство: когда-то оно заключалось лишь в княжестве, но достигло мощи и силы развитой империи. У русского человека была уникальная сила, характеризовавшая его мощный внутренний духовный стержень – православная вера. Именно православие стало основой для объединения десятков сотен разрозненных славянских племен в единое государство и давало духовную силу и опору для защиты нового государства. Русский солдат не представлял себе армейской службы без благословения священника, каждый бой воины начинали и заканчивали с именем Божьим на устах, всецело уповая на Его помощь и поддержку.
Жил 600 лет назад Московский князь Дмитрий Иванович. Напала на Русь несметная рать татаро-монгольских племён. Великий князь Московский послал гонцов в города и сёла собирать войско на защиту родной земли. Князья послушали Дмитрия и привели к нему свои дружины в Подмосковье. В беседах князь собрал военный совет и вместе с князьями и воеводами разработали план сражения. Жил в то время на Руси святой человек – Сергий Радонежский. Сергий благословил князя на бой и предсказал ему победу. Отпустил с князем двух монахов, Ослаба и Пересвета, чтобы они помогли князю сражаться и молиться за него. На берег реки Дон пришли русские войска и взяли икону Донской Божьей матери. Перед сражением был поединок богатырей. Оба воина героически сражались и оба погибли в неравном бою. С утра до вечера шла Куликовская битва. Наконец, русские стали побеждать и татары побежали. Русские воины погнали врагов далеко со своей земли. С тех пор, как на реке Дон была одержана славная победа, все мы знаем князя как Дмитрия Донского.
С тех самых времён и на белгородской земле осталась частичка православного чуда. В Преображенском кафедральном соборе Белгорода хранится икона, которой более 500 лет, называется она «Никола ратный». По преданию она получила это имя ещё при Иване Грозном во время битвы с татарами под Казанью. Она также защитила жителей села Устинка (Шебекинского района) от нападения татаро-монгольских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой святого Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду.
Во время войны 1812 года, говорят, этой иконой перед боем благословлял русских солдат фельдмаршал Кутузов.
Поклоняясь этой святыне, вспоминаешь, что в 1904 году, после молебна в Свято-Троицком соборе к иконе прикладывался сам Император Николай второй. В те далёкие времена нападали на землю русскую не только татаро-монголы. Пришли другие враги-шведы. Пришли они и говорят новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе город, а ты и твои дети будут нашими слугами». Но Александр сказал новгородским жителям: «Шведы хотят нас завоевать, пойдем сражаться с ними. Правда, нас мало, а шведов много, но Бог поможет нам, не в силе Бог, а в правде. » Бог помог, он добавил силы русским воинам, потому что их дело – правое. Победа была одержана на реке Нева. Народ увековечил имя князя, с тех пор он Александр Невский.
Память о великих воинах до сих пор живёт в наших сердцах. В этом году страна отмечает 70-летие Победы русских людей в Великой Отечественной Войне над фашистской Германией. Великие князья и полководцы вдохновляли наших воинов в Великой Отечественной Войне. Вошли в историю знаменитые слова Дмитрия Донского: «Лучше честная смерть, чем позорная жизнь»! В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали самых отважных и храбрых воинов Великой Отечественной Войны.
Русский – значит патриот. Русский – значит любить свою Родину. Русский – значит православный. Русский солдат никогда не сдавался, всегда шел до конца. Даже умирая, русский солдат стоял за свое Отечество. С неугасимой верой в Бога, русский человек выдержал самые тяжелые испытания и сохранил православное государство. И вошедшие в историю подвиги, ёще и ёще раз подтверждают мужество и стойкость русского непобедимого народа.
Тема России обладает глубокими рассуждениями и высказываниями. Каждый человек, который хоть раз путешествовал по этой замечательной стране, может рассказать о ее духовности и красоте. Разные тайны есть внутри России, особенно если изучать глубинку истории. Происходящие события на бывшей Российской империи, тесно переплетаются в творческом процессе многих литературных гениев. Особенно выделяется изучение темы России в произведениях Александра Александровича Блока и Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ярко выраженный мотив в деятельности авторов показывает кризисные события в жизни России. Александр Блок застал период двух революций, стал наблюдателем за их предпосылками и последствиями. Лермонтов жил в глухом времени, которое наступило после разгрома движения декабристов. Такой момент событий предусматривает становление стратегических вопросов о развитии страны. Михаил Юрьевич испытывал чувство любви к родине с ранних лет, здесь можно отметить, что тема родины, выступает выше самой России.
Лермонтов использовал тонкие литературные методы, которые воплощали образы символической России. Это романтик, выражающий идеальные черты скуки и рвения к родине. Поэма «Мцыри» отражает высказывания о том, что чем ближе человек к родной земле, тем дольше он будет жить. Стих «Листок» определяет явный намек поэта к чувству долга и ответственности. Он пытается привить читателю – эти замечательные качества.
Творчество Александра Александровича Блока определяет образ России и родины. Момент любви к России, такой же, как любовь к родине. Блок отличается своими воспоминаниями о том, как тяжело было людям в период военных действий. Чувство страха и боли, плавно переходит глубокий романтизм шедевров поэта. В своих поэмах Блок рассуждал о русском народе и своем равенстве с ним. Для него нет ничего ближе, чем русская душа, он целиком принадлежит ей. Стихотворение «Русь» восполнено любовью и патриотизмом, и колдовской тайной.
Русские поэты и писатели повествуют о России, как о родной земле. Много бедствий испытала она на своем веку, но все равно их преодолела. Благодаря русским воинам и полководцам, которые охраняли святую землю. Русь – матушка – обычное слово, присутствующее в современном мире. Хранить родную землю учили наши предки с детства. Любовь к родине развивают в школьные годы, когда человек понимает, где он живет. Россия настолько разнообразна, что каждый мечтает хотя бы раз окунуться в воспоминания.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Валуйки Белгородской области
Сочинение
Тема: «Святая Русь»
Автор: Фоменко Екатерина Владимировна
4 Г класс
Руководитель: Григоревская Галина Дмитриевна
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев
Великое наше Отечество – Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжелых бедствий пережила она. Во всех невзгодах добрые люди, герои жертвовали собой, защищая Родину и христианскую веру.
В русских былинах сохранились предания о подвигах богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и разбились о стойкость русских: хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства, у всех к нему на пути встала Русь, Россия.
Время, в которое жил князь Александр, было немирным. Нападали на Русь монголо-татарские воины. С севера наступали шведские завоеватели. Им нужны были богатые русские земли. Тогда юный Александр встал на защиту Руси. В тяжелой битве небольшая дружина князя разбила шведов на реке Неве.
Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел никому неизвестным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре православным русским праведником. Его знает каждый. Сергий ходил в дальние княжества мирить князей, он благословил русичей на Куликовскую битву, сказав: «Иди, не бойся, Бог поможет тебе!» А на ухо шепнул: «Ты победишь!» Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь, а в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий… Он просит помочь русским воинам защитить русскую Землю.
Величайшая слава и гордость России – ее люди. Вот пример одного из них. Стоял февраль 1943 года, шел бой. Два дзота удалось подавить, но третий продолжал вести огонь. Тогда Александр Матросов бросился к дзоту, и упав на амбразуру, закрыл ее своим телом. Батальон овладел деревней.
А у этой войны нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели, и они хотят быть услышанными. Да, действительно, у войны в Чечне еще нет истории, она не написана. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг шестой роты псковских десантников. Весь мир потряс этот подвиг. Поступил приказ выдвинуться и занять господствующие высоты. Рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой. Атаки духов катились одна за другой, но все они разбивались о стойкость и мужество наших парней, силы прорывающихся превосходили в 25-30 раз. Десантники стояли насмерть… Дело дошло до рукопашной. Отражая наступление противника, они, сраженные, падали один за другим. Высота покрылась трупами боевиков, но они не прошли. Почти вся рота погибла. Шестая рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так сражаться и умирать ее солдаты, значит Россия жива. Вот она, Святая Русь!
А еще наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много было их на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. Она сплачивала Россиян на борьбу с врагом. И сейчас стали строить и реставрировать церкви. Это происходить и на моей малой Родине. Наш город – это небольшой населенный пункт, он ничем не отличается от ему подобных. Однако в моем городе строят новые храмы и реставрируют старые. Храмы в моем городе сияют преисполненные благодати Божией, дарованной за усердие людское, а где-то еще стоят как израненные птицы. И льется над Землей колокольный звон…
Я люблю свою Родину, люблю свой край! Горжусь людьми, которые дали мне мирное небо над головой, возможность жить, учиться, видеть прекрасное. Я – частичка своей родной Святой Руси. И мой долг достойно носить звание гражданина России!
НазваниеСочинение Тема: «Святая Русь»Дата публикации17.10.2016Размер9,76 Kb.ТипСочинениеМуниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Валуйки Белгородской области
Сочинение
Тема: «Святая Русь»
Автор: Фоменко Екатерина Владимировна
4 Г класс
Руководитель: Григоревская Галина Дмитриевна
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев
Великое наше Отечество – Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжелых бедствий пережила она. Во всех невзгодах добрые люди, герои жертвовали собой, защищая Родину и христианскую веру.
В русских былинах сохранились предания о подвигах богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и разбились о стойкость русских: хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства, у всех к нему на пути встала Русь, Россия.
Время, в которое жил князь Александр, было немирным. Нападали на Русь монголо-татарские воины. С севера наступали шведские завоеватели. Им нужны были богатые русские земли. Тогда юный Александр встал на защиту Руси. В тяжелой битве небольшая дружина князя разбила шведов на реке Неве.
Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел никому неизвестным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре православным русским праведником. Его знает каждый. Сергий ходил в дальние княжества мирить князей, он благословил русичей на Куликовскую битву, сказав: «Иди, не бойся, Бог поможет тебе!» А на ухо шепнул: «Ты победишь!» Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь, а в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий… Он просит помочь русским воинам защитить русскую Землю.
Величайшая слава и гордость России – ее люди. Вот пример одного из них. Стоял февраль 1943 года, шел бой. Два дзота удалось подавить, но третий продолжал вести огонь. Тогда Александр Матросов бросился к дзоту, и упав на амбразуру, закрыл ее своим телом. Батальон овладел деревней.
А у этой войны нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели, и они хотят быть услышанными. Да, действительно, у войны в Чечне еще нет истории, она не написана. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг шестой роты псковских десантников. Весь мир потряс этот подвиг. Поступил приказ выдвинуться и занять господствующие высоты. Рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой. Атаки духов катились одна за другой, но все они разбивались о стойкость и мужество наших парней, силы прорывающихся превосходили в 25-30 раз. Десантники стояли насмерть… Дело дошло до рукопашной. Отражая наступление противника, они, сраженные, падали один за другим. Высота покрылась трупами боевиков, но они не прошли. Почти вся рота погибла. Шестая рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так сражаться и умирать ее солдаты, значит Россия жива. Вот она, Святая Русь!
А еще наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много было их на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. Она сплачивала Россиян на борьбу с врагом. И сейчас стали строить и реставрировать церкви. Это происходить и на моей малой Родине. Наш город – это небольшой населенный пункт, он ничем не отличается от ему подобных. Однако в моем городе строят новые храмы и реставрируют старые. Храмы в моем городе сияют преисполненные благодати Божией, дарованной за усердие людское, а где-то еще стоят как израненные птицы. И льется над Землей колокольный звон…
Я люблю свою Родину, люблю свой край! Горжусь людьми, которые дали мне мирное небо над головой, возможность жить, учиться, видеть прекрасное. Я – частичка своей родной Святой Руси. И мой долг достойно носить звание гражданина России!
В 1230 г. на Смоленск обрушивается страшный удар — 2 года свирепствует эпидемия, она уносит жизни 30 тыс. смолян. Жизнь в городе замирает, прекращается каменное строительство. А затем на Русь приходят полчища монголо-татар. И хотя они не вошли в город, тяжесть ига начинает чувствоваться и в Смоленске. Смоленск уже больше никогда не обретет былую значимость в жизни государства.
С 1404 по 1514 год Смоленск входил в Великое княжество Литовское. Вместе с польскими и литовскими войсками смоленские полки участвовали в Грюнвальдской битве 1410 г. против Тевтонского ордена. Смоляне вели борьбу за возвращение в состав Московского государства. Весной 1440 г. они прогнали литовских ставленников, только на следующий год литовскому князю удалось вернуть город. Смоленск был взят московским, князем в 1514 г., после нескольких походов русских войск, продолжавшихся в течение 14 лет.Взяв Смоленск, Василий III сохранил за его жителями, прежде всего за его купцами привилегии, которые были установлены литовскими князьями.
К концу XIV века самостоятельное Смоленское княжество, ослабленное длительными междоусобицами, начавшимися со времен распада Киевской Руси, и опустошительными эпидемиями, оказалось в тяжелом положении. Смоленск уже не мог гарантировать свою независимость, поэтому рано или поздно должен был попасть под влияние одного из набиравших силу государств— Литовского или Московского. Но это произошло не сразу, а после длительного и кровопролитного сопротивления.
28 сентября 1395 года, при помощи обмана захватив Смоленск, великий князь Литвы Витовт отправил смоленского князя Глеба Святославовича на княжение в город Полонное, в Литве, а в Смоленске посадил своего наместника князя Ямонта. Но литовцы правили тогда в Смоленске недолго: в августе 1399 года Витовт был разбит татаро-монголами на реке Ворскле. В том сражении остался убитым на поле боя Глеб Святославович и другие русские князья. Воспользовавшись поражением Витовта, Юрий Святославович собрал войско и в 1401 году возвратил Смоленск. Литовцы несколько раз пытались захватить Смоленск штурмом , применяя мощную артиллерию, но успеха добились только в 1404 году, когда Юрий поехал в Москву просить военной помощи у московского князя. Но Москва отказала Смоленску, и он на 110 лет вошел в состав Великого княжества Литовского. К Смоленской земле присоединили Вяземское княжество, захваченное литовцами еще в 1359 году, Торопецкий округ и ряд удельных владений с центрами в городах Одоевск, Воротынск, Мосальск, Мезецк и Перемышль.
Хитрый Витовт очень мягко обошолся с непокорными смолянами и не стал
применять к ним массовые репрессии. Более того, он ввел в Смоленске магдебургское право, в соответствии с которым город получил ряд льгот и привилегий. Но у Витовта были не только далекие цели относительно Смоленска, который он решил завоевать навсегда, но и особо уважительное отношение к этому городу, с которым его связывали родственные узы (его жена была смолянка, дочь князя Святослава Ивановича). Две смелые смоленские женщины много лет назад, рискуя жизнью, спасли его от верной смерти, на которую он был тогда обречен. Эта леденящая душу история была бы достойна темы для остросюжетного исторического романа.
… После смерти литовского князя Ольгерда в 1377 году его место занял Ягайло, решивший умертвить своих соперников— родного дядю Кейстута и его сына Витовта. Он хитростью заманил их к себе в Вильну, где арестовал и отправил в Крево. Там он заключил Кейстута в подземелье замка, а Витовта — в одну из тюремных комнат, расположенных на самом верху башни. Кейстута томили четверо суток, а на пятый день удавили золотым шнурком от его одежды. Бывший при нем слуга Григорий Омулич,
Русский по происхождению, пытался защитить своего князя,
но тут же был убит. Убийцы во главе с Ягайло пустили слух, что Кейстут сам покончил с собой. Узнав о кончине своего отца, потрясенный Витовт заболел нервной горячкой.
Во время болезни Витовта Ягайло разрешил его жене Анне Святославовне посещать мужа. В одно из посещений Анна вместе со своей служанкой, смолянкой Еленой, осуществили дерзкий план по спасению Витовта: его переодели в одежду служанки,
которая осталась вместо больного Витовта. Выйдя из заточения, Витовт ушел в отдаленный угол замка, где спустился со стены, и на ожидавших его лошадях бежал. Погони не было, ведь служанка Елена так искусно изображала больного Витовта, что ее разоблачили только на третий день. Разъяренный Ягайло казнил бесстрашную смолянку, ценой своей жизни спасшую Витовта…
Пожаловав Смоленску магдебургское право, Витовт в то же время подтвердил многовековые права и обычаи, по которым этот город продолжал жить. По словам Никоновской летописи, Витовт «в Смоленци свои наместники посадил ляхи и приказа людям лготу многу чинити» и выдал смолянам грамоту, закрепляющую их льготы. Грамота, выданная Смоленску, не сохранилась, но факт ее выдачи подтверждается и позднейшими источниками.
Посаженный Витовтом в Смоленске наместник был главным военачальником всех служилых людей и одновременно сборщиком государственных налогов. При наместнике состоял совет (рада) из владыки, казначеев, окольничих, бояр и конюших. Гарнизоном командовали маршалки, которых назначал великий Литовский князь.
Витовт посещал Смоленск, подолгу жил в нем, стараясь многими льготами привлечь свободных людей в Смоленск. В одно из посещений Смоленска дочерью Витовта Софьей, супругой московского князя Василия Дмитриевича, Витовт разрешил ей увезти в Москву икону Богоматери Одигитрии Смоленской. София поставила икону в Благовещенском соборе Москвы. В 1456 году, в княжение Василия Темного, смоленский епископ Михаил и многие почтеннейшие граждане, прибывшие в Москву не только от смолян, но и от польского короля Казимира, просили московского князя возвратить икону в Смоленск. Просьбу смолян удовлетворили, предварительно сняв с иконы копию. Оригинал сопровождали крестным ходом за две версты от города.
В 1514 году Смоленск был освобожден от литовцев. Через 10 лет, в 1524 году в память об этом событии на том месте, откуда провожали икону в Смоленск, был построен Новодевичий монастырь, а через год в нем поставили копию Смоленской Одигитрии и учредили ежегодный праздник 28 июля с крестным ходом в ее честь…
Величайший памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце ХII века, между 1185 и 1188 годами. «Слово…» дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце ХVIII века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II. Во время пожара в Москве в 1812 году рукопись «Слова…» сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина.
«Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности. Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумал о судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет: «Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти». Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену. Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его.
Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают «поганые». Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком. Строки поэмы захватывают читателя и сегодня.
Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря: рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу Бояну. Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в «Слове…» как «вещий, проницательный и мудрый». Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление «Слова…».
После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход. Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований: «синие молнии сверкают в черных тучах», «мутно текут реки», «гудит земля». Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода.
Описывая кровавую битву, поэт вспоминает прошлые времена, когда дед Игоря первым начал сеять раздоры между князьями, ослабляя русскую землю и губя людей. Тем временем жестокая битва подходит к своему трагическому концу. Поэт объясняет поражение Игоря отсутствием согласия между русскими князьями. Автор «Слова…» – великий патриот, он скорбит о своей несчастной земле. Все осуждают самовольный поход Игоря. Князь не только потерпел поражение, но и сам превратился в пленника. Картиной уныния и печали заканчивается первая часть поэмы. Чувствуется огромная любовь автора к родине.
Следующая часть поэмы начинается с описания вещего сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой, способной объединить всю русскую землю. Святослав пытается призвать князей к объединению. Далее в «Слове…» даются характеристики тех русских князей, которые должны были в первую очередь откликнуться на «золотое слово» Святослава и вступиться за землю русскую, за раны Игоревы. Но нет ответа от князей, нет среди них единомыслия. На этой скорбной ноте заканчивает автор вторую часть своей поэмы.
Третья часть «Слова…» начинается с плача Ярославны, жены князя Игоря, замечательной русской женщины. С городской стены старого Путивля слышится ее голос. Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. Ее слова наполнены тревогой и любовью. Ярославна заклинает силы природы помочь ее мужу и его дружине, вернуть их домой. Женщина думает не только о своем муже, она беспокоится обо всех защитниках русской земли. Плач Ярославны написан с такой глубиной и художественной выразительностью, что ему нет равных во всей мировой литературе. Достойно уважения то, что автор «Слова…» выдвигает на первый план женский образ. Ярославна символизирует собой саму жизнь. Природа, будто услышав призыв Ярославны, приходит на помощь Игорю во время его бегства из плена.
Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, но в то же время отдает дань его мужеству, его любви к родине.
Автор «Слова о полку Игореве» был не только великим поэтом, но и замечательным мыслителем своего времени. Свобода и счастье родины были для него высшим критерием, по которому он судил дела всех князей, упоминаемых в поэме. Автор «Слова…» выражал не княжескую, а народную точку зрения на междоусобные раздоры, а его поэма несла передовые идеи древнерусской литературы. Этот памятник свидетельствует о том, какой высоты достигло культурное развитие русского народа. Великая поэма до сих пор не теряет актуальности, в ней много поучительного для последующих поколений. Текст «Слова о полку Игореве» переводили величайшие русские ученые и поэты: Д. Лихачев, Н. Заболоцкий, Л. Н. Гумилев и другие.