Сочинение на тему русская литература 18 века ломоносов

5 вариантов

  1. Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием “Литературные мечтания” он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.
    Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.

    Классицизм в творчестве Михаила Васильевича

    В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания. Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.

    Литературное наследие Ломоносова

    Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный им вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах. Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире. Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в “легкой поэзии”. Однако именно ода была его излюбленным жанром.

    Ода как жанр

    Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или мероприятие, возвеличивать то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан “торжественным” языком. В оде встречается множество риторических фигур и разнообразных тропов.
    К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. Содержание од в творчестве Ломоносова определяется теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.

    Основные темы од Ломоносова

    Тема родины – центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств. Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, – большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.
    Автор отмечает, что при Елизавете “тишина” нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет “вкруг довольства”, локтем своим возлегши на Кавказ.
    Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились. Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.
    Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во многих его одах звучит требование прекратить войны. Он призывает установить “возлюбленную тишину”. Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.
    Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и просвещения, призывает к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.

    Пропагандистская направленность од

    Содержания од обуславливаются и тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм. Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны. Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.

    Идеал “просвещенного монарха”

    Идеал “просвещенного монарха” наиболее полно выразился в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания. Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.

    Особенности од Ломоносова

    Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.
    Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.
    Итак, мы охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.

  2. Каждый из нас читал разных авторов, поэтов, знакомился с их произведениями и биографией. Благодаря классике и поэзии можно понять, какой должна быть настоящая любовь, нормы поведения в обществе. Несмотря на пройденные года и столетия между произведениями и нашим временем человеческие чувства, случаи и ситуации которые возникают в жизни, бывают похожи.  Литература нас учит не замыкаться в себе, исследовать новый мир быть открытым для новых чувств и приключений, умению вести себя достойно в любой ситуации, быть благородным. Авторы 18 столетия создавая свои произведения доносит до нас особенности той эпохи, того времени в котором они жили. В написании произведений меняется стиль с классицизма на сентиментализм. Четкость и логичность сменяются на выделение эмоциональной стороны героев. Их эмоции и переживания выходят на первый план.

    Классицизм

    Например, пьеса «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Яркий пример классицизма. Пьеса написана в стиле комедии.
    Само название в те времена означало молодого человека принадлежавшего дворянскому сословию, который по какой-либо причине не получил должного образования. Их не принимали на службу, они не могли жениться. Высмеивая этих людей, автор хотел обратить внимание детей на значимость обучения. В пьесе встречаются разные сословия от крестьян до дворянских сословий. Главные персонажи: Митрофанушка и госпожа Простакова, являющаяся его матерью. Женщина властная, руководит всем и всеми кто находится у нее в подчинении. Это пьеса открыто осуждает традиционное дворянское воспитание, их дикость и нравы. Есть только хорошие и плохие  герои. Их фамилии говорят все за них: Простаковы,  Скотинины, Митрофан,  Стародум,  Правдин и другие.
    Само произведение легко читается, даже спустя столько времени мы понимаем весь юмор и ужас той ситуации.

    Сентиментализм

    Совершенно другую картину мы можем увидеть в более поздних произведениях.
    Например, повесть « Бедная Лиза»  Николая Михайловича Карамзина.
    Главная героиня Лиза, вынуждена работать содержать себя и свою маму. К несчастью ей повстречался  молодой человек, в которого она влюбилась. Её возлюбленный оказался не совсем порядочным и бросил ее. Когда Лиза увидела его с другой девушкой, ее сердце этого не выдержало, и она бросилась в пруд.  Автор детально описывает чувства героини, и читатель полностью окунается в те волшебные ощущение первой влюбленности и познает всю горечь ситуации в конце. Современному читателю совсем не чужды такие ощущения, он так же переживает любовь и расставание, обиду и ненависть.
    Из всего этого можно сделать вывод, что не зависимо от того в каком стиле были написано произведения в то время, они навсегда останутся актуальными и интересными для читателя. Именно в них можно испытать глубочайшие чувства любви, узнать о быте и нравах, научиться вести себя в обществе.
    9 класс

  3. Ломоносов Михаил Васильевич великий ученый и деятель российский научной, культурной и общественной жизни XVIII века. Один из основоположников русского классицизма в литературе XVIII века. Творчество Ломоносова можно считать началом появления в России профессиональной литературы.
    Наиболее важные значения имеют его научные труды в области русского языка и литературы. Основной его заслугой является создание теории “трех штилей” – высокого, среднего и низкого, каждому из которых соответствует определенный жанр литературы. В 1739 году, еще учась в Германии, он пишет “Письмо о правилах Российского стихосложения”, где упоминает, что в русском языке можно писать ямбом, хореем, анапестом, а также сочетая все эти направления друг с другом, применяя рифмы мужские, женские и т.д.
    В те годы русский язык был сильно засорен иностранными словами и церковно-славянскими выражениями. Михаил Васильевич ставит перед собой цель очистить и раскрыть красоту русского языка. Реформу русского языка он проводит вслед за В. К. Тредиаковским (1703 – 1769), у которого, так же было не мало заслуг в русском языке и литературе.
    В своих работах Ломоносов рассуждает “О пользе книг церковных в российском языке” (1757), в которой он утверждает, что “российский язык” имеет три рода слов, имеющих важное значение для писателей и журналистов. Так же он пытался бороться с засоренностью языка и сумел подобрать русские слова для научных понятий, чем заложил словарь для технического и научного языков. Многие из них применяются и по сей день. (воздушный насос, магнитная стрелка, квасцы и т.д.), однако многие слова остались и без перевода, так как были сложны для русского языка, но и их он старался приспособить (квадрат, горизонт, пропорция).
    Разносторонние научные познания в физике, механике, химии, астрономии, позволили Ломоносову сделать открытия и ввести новые научные понятия и законы. Он был настоящим сыном своего народа, и горячо любил свою страну. Деятельность Ломоносова весьма разнообразна, так же и в творческой сфере. Это был ученый, общественный деятель и поэт. В своих научных трудах он всегда стремится поставить науку на службу человечеству. По предложению Ломоносова основан Московский университет, который теперь носит его имя.
    Ломоносов считался лучшим поэтом своей эпохи. Он высоко ценил искусство, боролся за содержательность и идейность литературы, осуществил блестящие требования, которые сам же и выставлял. Тема Родины и служения ей – ведущая в творчестве. С ней тесно связаны темы науки, познания природы.
    Сам Ломоносов начал писать стихи рано, и не ограничивался ими. Здесь, так же были оды, трагедии, присутствовала лирика и сатира, басни, эпиграммы. Самая любимая из них считалась ода, где он прославляет победы русских над врагами. “Ода на взятие Хотина”. Среди его Од есть и религиозные и научные “Утреннее размышление о божием величестве”, где он описывает физическое строение солнца, “Вечернее размышление”, в котором говорится о происхождении северного сияния.
    Ломоносов – поэт-гражданин, в своем стихотворении «Разговор с Анакреоном», посвященном императрице Елизавете в честь ее восшествия на престол, он заявляет о своей сердечной привязанности, одновременному восхищению вечной славой героев, где противопоставляет себя певцу любви Анакреону.
    В 1747 году императрица Елизавета Петровна утверждает новый устав и штат Академии наук, где прописывает, что сумма денег, полагающаяся Академии, увеличивается вдвое. В этом же году Российское правительство вступает в войну со стороны Австрии, Англии и Голландии против Франции и немецких государств. О чем Ломоносов и излагает свои мысли в оде. В ней он прославляет тишину и мирное время, способствующему процветанию. Он восхваляет Елизавету, как поборницу мира, обращается к правительству, чтобы то прекратило войну. Ломоносов прославляет Петра I, как борца против отсталости России, славит создание армии и флота, в том что они распространяют науку. Затем переключается на Елизавету, в которой пытается разглядеть дочь своего великого отца – покровительницу наук и искусства. Тут же дает наказ императрице, рисуя одновременно географическую картину России с ее богатейшими земными недрами, которыми надо еще овладеть. Сделать это могут лишь люди науки и ученые. Призывая, таким образом, к плодотворной деятельности ученый мир, он слагает гимн. В заключении он вновь призывает к тишине, обращаясь с предостережением к врагам России.
    Значение Ломоносова в истории русской литературы огромно, он выполняет работу по развитию русского языка на основании народного. Доводит предыдущую систему русского языка до конца, подкрепив ее своими примерами. Торжественная Ода, которая становится популярной в русской литературе 18 – 19 столетия ведет к дальнейшему развитию русской литературы.
    Ломоносов все свои знания и умения отдал служению народа и Родине. Его жизнь была полна неустанных творческих исканий и героической гуманитарной борьбы с врагами, которые всячески препятствовали преобразованию России. В своих предсмертных записях он пишет, что не тужит о смерти и знает за что терпит, что дети отечества об нем пожалеют. Граждане Отечества восхищаются и гордятся истинным сыном своей Родины.

  4. Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I.
    У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот, Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Ломоносов писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
    В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами (“Ода на взятие Хотина”) или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы “Утреннее размышление о божием величестве”, где автор дает научное описание физического строения солнца, и “Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния”, в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.
    По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. У него есть замечательное стихотворение “Разговор с Анакреоном”, показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. Автор заявляет:
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен,
    противопоставляя певцу любви Анакреону себя как певца героев.
    Ода “На день восшествия на престол императрицы Ели-саветы Петров.ны 1747 года” принадлежит к числу лучших од Ломоносова и посвящена императрице Елизавете. Автор приветствует ЕЛйзавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, за распространение наук. Автор рисует огромные пространства России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Этими огромными богатствами державы нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова.
    Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма.
    И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине.
    Граждане России восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей родины.
    Другим видным поэтом, литератором XVIII века является Г. Р. Державин. Жизненный опыт Державина был богат и разнообразен, он соприкасался с жизнью разных слоев общества: от простого народа до придворных кругов.
    И этот богатый жизненный опыт широко отражен Державиным, человеком честным и прямым, в его творчестве.
    В своих одах Гавриил Романович Державин во многом отошел от правил классицизма. Так, в оде “Фелица” писатель смешал в одном произведении разные жанры, соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож. В произведении видна личность самого автора с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Нарушая строгие правила классицизма, языком, которым написана эта ода, Державин отверг установившуюся в литературе теорию трех стилей. В его оде стих приближается к шутливо-разговорной речи.
    Главным героем его победно-патриотических од является русский солдат, русский народ. Русский народ в изображении Державина – защитник своей родины и освободитель порабощенных Наполеоном народов Европы. В оде “На переход Альпийских гор” поэт говорит:
    Воюет росс за обще благо,
    За свой, за ваш, за всех покой.
    Державин обличал и придворно-вельможную знать, которая “несчастных голосу не внемлет”. С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной. В оде “Вельможа” он пишет:
    Осел останется ослом,
    Хотя осыпь его звездами,
    Где должно действовать умом,
    Он только хлопает ушами.
    В оде “Властителям и судиям” Державин рисует свой идеал государственного деятеля:
    Ваш долг есть: сохранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    В оде “Памятник” Державин провозглашает свое право на историческое бессмертие, указывает, что он первый в одах заговорил “забавным русским слогом” и считает своей заслугой то, что “дерзнул… истину царям с улыбкой говорить”.
    Гавриил Романович Державин гордо верил в свое творчество, в его бессмертие, он писал: “А я Пиит – и не умру”. И его пророческим словам суждено сбыться: мы читаем произведения Державина, отыскивая в них заветные строки:
    Я любил чистосердечье,
    Думал нравиться лишь им,
    Ум и сердце человечье
    Были гением моим.

  5. 5
    Текст добавил: Чувство юмора

    Эстетическое чутье подсказывало Ломоносову, что для создания эпической поэмы, основанной на исторических фактах, требовались новые приемы типизации и обобщения, которые еще не были выработаны русской литературой конца 50-х — начала 60-х гг. XVIII в.
    Творческий опыт Ломоносова оказал значительное влияние на судьбы эпической поэмы в России второй половины XVIII — начала XIX в. Опыт этот был глубоко изучен М. М. Херасковым, автором «Россияды», первой законченной русской героической поэмы на национально-историческую тему.
    В 1757 г. в «Собрании сочинений» Ломоносова, изданных Московским университетом, был опубликован фрагмент из задуманного Ломоносовым труда «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Здесь Ломоносов сформулировал свое понимание теории «трех родов речений» и связанных с ними «трех штилей». В основу классификации «речений» им положена «материя», т. е. предмет, о котором идет речь в произведении: «Как материи, которые словом человеческим изображаются, различествуют по мере разной важности, так и российский язык чрез употребление книг церковных по приличности имеет разные степени: высокий, посредственный и низкий. Сие происходит от трех родов речений российского языка» (7, 588).
    К «высокому» «причитаются» слова, находившиеся в употреблении «у древних славян и ныне у россиян»; к «среднему» — «кои обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны»; «к „низкому“ относятся те „речения“, которых нет в остатках славенского языка, то есть в церковных книгах» (7, 588).
    От характеристики «речений» Ломоносов переходит к формированию учения о «трех штилях», которые в свою очередь соотносятся им с жанром произведений: «высоким штилем» «составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях» (7, 589). «Средним штилем» Ломоносов рекомендует писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Однако может и первого рода штиль (т. е. „высокий“, — Г. М.) иметь в них место, где потребно изобразить геройство и высокие мысли…, стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии сего штиля больше должны держаться. В прозе предлагать им пристойно описание дел достопамятных и учений благородных.
    Низкий штиль принимает речения третьего рода… по пристойности материй, каковы суть комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел» (7, 589–590).
    Ломоносов, как видим, придерживается иного принципа в отборе лексики, чем его предшественники, которые исходили из жанровых признаков (эпопея, трагедия, панегирик). Ломоносов же отталкивается от «материи» — предмета описания, который и определяет выбор «речений». При этом следует отметить, что Ломоносов утверждает возможность совмещения разных типов «речений» в пределах одного жанра (например, в театральных представлениях, где для «изображения геройства» рекомендуется употреблять «высокий штиль»).
    Смешение стилей в пределах одного жанра совершенно не допускалось в античных и средневековых поэтиках, а также в «Поэтическом искусстве» Буало.
    Анализируя поэтику древнерусской литературы, Д. С. Лихачев отмечает, что подбор писателем устойчивых стилистических формул связан с характером языка — церковнославянского или древнерусского в зависимости от темы описания: «Церковнославянский язык постоянно воспринимался как язык высокий, книжный и церковный. Выбор писателем церковнославянского языка или церковнославянских форм и слов для одних случаев, древнерусского — для других, а народнопоэтической речи — для третьих был выбором всегда сознательным и подчинялся определенному литературному этикету».[888]
    Существование различных стилей внутри одного древнерусского произведения Ломоносовым было отмечено в 40–50-х гг. XVIII в. В «Материалах к российской грамматике» сохранились записи Ломоносова, раскрывающие понимание этой важной особенности древнерусской литературы: «О старинных штилях из разных архивов. Штиль разделить на риторической, на пиитической, гисторической, дидаскалической, простой» (7, 608–609).
    Из заметок Ломоносова известно, что он задумывал создать словарь «речений несторовских, новгородских и проч., лексиконам незнакомых» (т. е. почерпнутых из летописи Нестора, из Новгородских летописей). Кроме того, им был задуман специальный труд «О славенском языке и о нашем, как и когда он переменился и что нам должно из него брать и в пис[ьме] употреблять» (7, 606).
    Таким образом, видно, что Ломоносов ясно представлял стилистическое многообразие древнерусских памятников и понимал связь языка и стиля с темой описания (язык договоров, язык законодательных памятников, язык исторического повествования, язык церковных книг).
    В своей поэтической практике и в исторической прозе Ломоносов нередко прибегал к славянским оборотам, используя их как выразительное стилистическое средство.
    Именно эту сторону поэтического языка Ломоносова подчеркнул Пушкин в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова»: «Слог его (Ломоносова, — Г. М.) ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».[889]
    По мнению Ломоносова, «российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было» (7, 590). Именно поэтому он считает, что писатели XVIII в., создающие новую светскую литературу, могут черпать художественные ценности из древнерусской литературы. Специфика учения Ломоносова о «трех родах речений» и, соответственно, «трех штилях» объясняется глубоким постижением им национальных особенностей русской литературы.
    «Описание дел достопамятных», т. е. создание исторических сочинений, должно, по мнению Ломоносова, осуществляться «средним штилем». Свое теоретическое положение он применил в написании «Российской истории», работу над которой начал в 50-х гг. XVIII в. В качестве основного источника Ломоносов использовал «Летопись Нестора» — так называемую Петровскую копию Радзивиловской (Кенигсбергской) летописи. К 1765 г., когда неожиданно умер Ломоносов, первые три части «Российской истории» находились в Академической типографии. В 1766 г. из печати вышла только первая часть исторического труда Ломоносова под названием «Древняя российская история», доведенная до 1054 г., года смерти Ярослава Мудрого.
    Опираясь на летописный текст, Ломоносов стремится сохранить устойчивые стилистические формулы, которые в древнерусских памятниках «намеренно употребляются для обозначения определенных явлений действительности».[890] Ломоносов систематически отмечал в летописях эти устойчивые фразеологические словосочетания: «взяша мир», «показа плещи», «показа мужество», «не искати иного князя, живот или смерть со князем», «целоваша крест по всей воли», «стояша на костех», «поостри сердце мужеством», «все ту костию паде», «отре пот лица своего».[891] Они оказались включенными в «Древнюю российскую историю»: «Ярослав сел спокойно в Киеве на отеческом престоле, утерши пот лица своего по труде великом». В «Слове похвальном Петру Великому»: «Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени» (разрядка моя, — Г. М.). Ломоносов конкретизует стилистическую формулу, делая ее элементом новой литературной системы.
    Можно привести еще много примеров, как Ломоносов вводил в систему литературного стиля XVIII в. устоявшиеся стилистические словосочетания, выработанные многовековым развитием древнерусской литературы.
    Стилевые традиции древнерусской литературы сказались в творчестве Ломоносова в использовании ряда устойчивых метафор в его литературных произведениях. Так метафора смерть — «затмение солнца», отмеченная В. П. Адриановой-Перетц в ряде древнерусских произведений («померкшее солнце» в «Задонщине» и в «Слове о житии и преставлении Дмитрия Донского»),[892] нашла отражение и в ранних и в поздних одах Ломоносова.
    Ода 1743 г.:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *