Сочинение на тему русская народная сказка морозко

10 вариантов

  1. Сочинение.
    Моя любимая сказка.
    «Теплое сердце» в русской народной сказке «Морозко».
    Как любая девочка, я много времени провожу перед зеркалом. Каждый раз,  кружась перед зеркальцем, я вспоминаю причудливое выражение «Нет! Не принцесса! Королевна!». Эти слова из фильма, снятого по моей самой любимой  сказке «Морозко», автором которой является народ. И тут же, рядом со мной в отражении, я вижу полюбившихся мне героев этой сказки: великодушную и по-русски красивую Настеньку, добра- молодца Иванушку и  волшебника Морозко. Ну и конечно, как в любой сказке в ней есть свои отрицательные герои, герои вызывающие смех и сострадание – это злая Мачеха и её ленивая Дочка.
    В сказке «Морозко» на примере двух девочек, я вижу пример борьбы между трудолюбием и завистью. Настенька – добрая, ласковая и трудолюбивая. Дочка мачехи — грубая, ленивая и завистливая. Но в сказках всегда добро торжествует над злом. Праведным судьёй в сказке становится волшебник Морозко. Мне кажется, что он чем-то похож на Деда Мороза, которого мы ждём каждый Новый год. Когда злая мачеха отправила Настеньку в зимний лес, надеясь, что она там погибнет от холода, Морозко подверг Настеньку суровым испытаниям. Но что бы он с ней, ни делал, она всё равно оставалась доброй и незлобивой. Тогда Морозко полюбил эту девочку и щедро наградил её. И она вернулась домой живая и невредимая, да еще и с богатыми подарками. Старуха со своей дочерью почувствовали зависть и захотели того же. Но злая девочка  в лесу ухитрилась  нагрубить волшебнику, и тот оставил её не с чем. Я думаю, что такой пример заставляет задуматься о том, как следует вести себя в жизни. Ведь зло рано или поздно будет наказано.
    Волшебный мир  «Морозко» открыла для меня моя мама. Когда я была маленькой, мама часто читала и рассказывала эту сказку, а я представляла всех героев, а особенно мне нравился счастливый конец сказки. Мама часто говорит, что у меня такое же «тёплое сердце», как и у Настеньки.
    От сказки веет теплом, доброжелательностью, хочется  быть хорошим, добрым, поделиться хорошим настроением, сделать красивый поступок.
    Я думаю, что в любом возрасте полезно читать сказки, хоть в сотый раз, и вспоминать мудрость, которую русский народ за много веков накопил в своей памяти.

  2. Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?
    В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая — родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица была трудолюбива, она сердце имела доброе и лицо красивое.
    Она привыкла к плохому обращению с ней мачехи, но это не ожесточило ее. Девочка терпеливо переносила испытания, которые приготовил ей Морозко в лесу. А в лес она попала по злому умыслу старухи, которая надеялась, что трескучий мороз погубит падчерицу.
    Казалось, так оно и будет. Все ниже спускался Морозко, сильнее потрескивал, пощелкивал. Когда лукаво спрашивал, тепло ли девице, она не просто отвечала: «тепло». Девица своего мучителя называла «Морозушка», «батюшка», чувствовалось в ней уважение к хозяину леса. А Морозко все ниже спускался, пуще трещал. Девица и виду не подавала, что ей уж совсем невмоготу холод терпеть. И снова она не ожесточилась и продолжала говорить добрые слова: «Морозушка», «голубчик». Как тут было Морозке не сжалиться над девицей! Окутал он ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
    Когда старуха увидела падчерицу в собольей шубе, золоте, серебре да еще и с коробом богатых подарков, захотела и свою дочь увидеть с такими дарами. Вот и отослала старика с дочерью в лес. Только дочь была изнеженная, к работе не привыкшая. Обозлилась она на Морозко, слов гадких ему наговорила: «Сгинь, пропади, проклятый!» Вот и заморозил он ее насмерть.
    Конечно, старухину дочь жалко. Жестокое отношение к другим всегда возвращается к обидчику. Жестока была старуха к падчерице, а поплатилась за это жизнью ее дочь. Заголосила старуха, да поздно.
    Нравится мне в сказке то, что она учит: злой человек не может быть счастливым, и всегда будет расплачиваться за то зло, которое причиняет людям.

  3. 3
    Текст добавил: ^^Ти Кто ))я тебя и НЕ ЗВАЛ

    Фольклор. Народные сказки. «Библия для детей» – Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?

    Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?

    Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?
    В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая — родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица была трудолюбива, она сердце имела доброе и лицо красивое.
    Она привыкла к плохому обращению с ней мачехи, но это не ожесточило ее. Девочка терпеливо переносила испытания, которые приготовил ей Морозко в лесу. А в лес она попала по злому умыслу старухи, которая надеялась, что трескучий мороз погубит падчерицу.
    Казалось, так оно и будет. Все ниже спускался Морозко, сильнее потрескивал, пощелкивал. Когда лукаво спрашивал, тепло ли девице, она не просто отвечала: «тепло». Девица своего мучителя называла «Морозушка», «батюшка», чувствовалось в ней уважение к хозяину леса. А Морозко все ниже спускался, пуще трещал. Девица и виду не подавала, что ей уж совсем невмоготу холод терпеть. И снова она не ожесточилась и продолжала говорить добрые слова: «Морозушка», «голубчик». Как тут было Морозке не сжалиться над девицей! Окутал он ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
    Когда старуха увидела падчерицу в собольей шубе, золоте, серебре да еще и с коробом богатых подарков, захотела и свою дочь увидеть с такими дарами. Вот и отослала старика с дочерью в лес. Только дочь была изнеженная, к работе не привыкшая. Обозлилась она на Морозко, слов гадких ему наговорила: «Сгинь, пропади, проклятый!» Вот и заморозил он ее насмерть.
    Конечно, старухину дочь жалко. Жестокое отношение к другим всегда возвращается к обидчику. Жестока была старуха к падчерице, а поплатилась за это жизнью ее дочь. Заголосила старуха, да поздно.
    Нравится мне в сказке то, что она учит: злой человек не может быть счастливым, и всегда будет расплачиваться за то зло, которое причиняет людям.
    Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?
    В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая — родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица была трудолюбива, она сердце имела доброе и лицо красивое.
    Она привыкла к плохому обращению с ней мачехи, но это не ожесточило ее. Девочка терпеливо переносила испытания, которые приготовил ей Морозко в лесу. А в лес она попала по злому умыслу старухи, которая надеялась, что трескучий мороз погубит падчерицу.
    Казалось, так оно и будет. Все ниже спускался Морозко, сильнее потрескивал, пощелкивал. Когда лукаво спрашивал, тепло ли девице, она не просто отвечала: «тепло». Девица своего мучителя называла «Морозушка», «батюшка», чувствовалось в ней уважение к хозяину леса. А Морозко все ниже спускался, пуще трещал. Девица и виду не подавала, что ей уж совсем невмоготу холод терпеть. И снова она не ожесточилась и продолжала говорить добрые слова: «Морозушка», «голубчик». Как тут было Морозке не сжалиться над девицей! Окутал он ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
    Когда старуха увидела падчерицу в собольей шубе, золоте, серебре да еще и с коробом богатых подарков, захотела и свою дочь увидеть с такими дарами. Вот и отослала старика с дочерью в лес. Только дочь была изнеженная, к работе не привыкшая. Обозлилась она на Морозко, слов гадких ему наговорила: «Сгинь, пропади, проклятый!» Вот и заморозил он ее насмерть.
    Конечно, старухину дочь жалко. Жестокое отношение к другим всегда возвращается к обидчику. Жестока была старуха к падчерице, а поплатилась за это жизнью ее дочь. Заголосила старуха, да поздно.
    Нравится мне в сказке то, что она учит: злой человек не может быть счастливым, и всегда будет расплачиваться за то зло, которое причиняет людям.

  4. Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая — родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица была трудолюбива, она сердце имела доброе и лицо красивое.Она привыкла к плохому обращению с ней мачехи, но это не ожесточило ее. Девочка терпеливо переносила испытания, которые приготовил ей Морозко в лесу. А в лес она попала по злому умыслу старухи, которая надеялась, что трескучий мороз погубит падчерицу.Казалось, так оно и будет. Все ниже спускался Морозко, сильнее потрескивал, пощелкивал. Когда лукаво спрашивал, тепло ли девице, она не просто отвечала: «тепло». Девица своего мучителя называла «Морозушка», «батюшка», чувствовалось в ней уважение к хозяину леса. А Морозко все ниже спускался, пуще трещал. Девица и виду не подавала, что ей уж совсем невмоготу холод терпеть. И снова она не ожесточилась и продолжала говорить добрые слова: «Морозушка», «голубчик». Как тут было Морозке не сжалиться над девицей! Окутал он ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.Когда старуха увидела падчерицу в собольей шубе, золоте, серебре да еще и с коробом богатых подарков, захотела и свою дочь увидеть с такими дарами. Вот и отослала старика с дочерью в лес. Только дочь была изнеженная, к работе не привыкшая. Обозлилась она на Морозко, слов гадких ему наговорила: «Сгинь, пропади, проклятый!» Вот и заморозил он ее насмерть.Конечно, старухину дочь жалко. Жестокое отношение к другим всегда возвращается к обидчику. Жестока была старуха к падчерице, а поплатилась за это жизнью ее дочь. Заголосила старуха, да поздно.Нравится мне в сказке то, что она учит: злой человек не может быть счастливым, и всегда будет расплачиваться за то зло, которое причиняет людям.

  5. В жизни слишком много ситуаций, когда человек сталкивается с необходимостью очень непростого выбора. С одной стороны, человек далеко не всегда разбирается во всех жизненных проблемах, чтобы понимать, что выбрать. С другой стороны, каждый боится сделать неверный выбор, поскольку через это он может навредить себе и всем окружающим. Именно для таких случаев человеку необходимые жизненные ориентиры. Ориентиры — это главные цели человека, его руководящие принципы, согласно которым она принимает те или иные решения.
    Подробнее…

    Анализ сказки Маршака «Двенадцать месяцев»

    Сказка «Двенадцать месяцев» рассказывает нам о девушке «падчерицы», которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве плохих героев в сказке изображена мачеха и ее дочка. В этой сказке мы видим как добро борется со злом и в конце концов побеждает его, что вообще и свойственно для литературных сказок.
    Падчерица была настолько трудолюбивой и честной, что выполняла все указания своей мачехи. Однажды молодой королеве, которая, кстати, тоже была сиротой, захотелось подснежников, но в самый разгар зимы подснежники не цветут.
    Подробнее…

    Творчество Александра Межирова

    Александр Межиров родился в 1924 гсду. Дом, в котором он родился и вырос, теперь стоит на берегу Москва-реки, окнами на кремлевскую набережную и Лебяжий переулок. Отец поэта – юрист по профессии, был всесторонне образованным человеком. Он знал математику, медицину, классические языки, философию и историю. Мать старалась научить юного Межирова чувствовать поэзию. В школе, где учился Александр, литературу преподавал выдающийся педагог В. В. Литвинов. Литвинов внушил поэту пожизненную любовь к литературе, к достойным образцам поэзии. Александр Межиров ушел на войну из школы в 1941 году, когда ему было 17 лет. “Война потрясла меня до глубины души”, – писал он. В первые послевоенные годы стихи Межирова выражали войну как нечто обособленное от жизни.
    Подробнее…

    Основные темы и мотивы лирики Бальмонта

    Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это стихотворение тайно передавали из рук в руки, как листовку.
    Подробнее…

    Описания Шенграбенского сражения в романе «Война и мир»

    Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.
    Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
    Подробнее…

    Герасим герой рассказа «Муму»

    И. С. Тургеньев написал рассказ «Муму», главным героем которого стал глухонемой Герасим. Он был хорошим, добрым человеком. Все умел и, несмотря на то, что природа обделила его голосом и слухом, любая работа спорилась у него в руках.
    Барыня взяла Герасима к себе дворником, забрав из родной деревни, где он жил. Благодаря его трудолюбию вокруг всегда была чистота и порядок. Окружающие уважали его и слегка побаивались за большую физическую силу. Но, несмотря на богатырскую мощь, Герасим был очень кротким и покладистым человеком. Он имел спокойный, уравновешенный характер.
    Подробнее…

  6. Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?
    В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая — родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица была трудолюбива, она сердце имела доброе и лицо красивое.
    Она привыкла к плохому обращению с ней мачехи, но это не ожесточило ее. Девочка терпеливо переносила испытания, которые приготовил ей Морозко в лесу. А в лес она попала по злому умыслу старухи, которая надеялась, что трескучий мороз погубит падчерицу.
    Казалось, так оно и будет. Все ниже спускался Морозко, сильнее потрескивал, пощелкивал. Когда лукаво спрашивал, тепло ли девице, она не просто отвечала: «тепло». Девица своего мучителя называла «Морозушка», «батюшка», чувствовалось в ней уважение к хозяину леса. А Морозко все ниже спускался, пуще трещал. Девица и виду не подавала, что ей уж совсем невмоготу холод терпеть. И снова она не ожесточилась и продолжала говорить добрые слова: «Морозушка», «голубчик». Как тут было Морозке не сжалиться над девицей! Окутал он ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

  7. Главной героиней сказки «Морозка» является девушка. Она жила с отцом, мачехой и сводной сестрой. По воле судьбы вся домашняя работа сваливается на ее хрупкие плечи, однако, девушка не унывает и делает все по дому.
    Падчерицу выгоняет из дома собственная мачеха. Она заставляет мужа завести ее в лес и там оставить.
    Девушка обладала застенчивым характерам и даже не могла супротивится отцу, когда тот посадил ее на сани и оставил в дремучем лесу одну. Она очень круто ведет себя, когда Морозка проверяет ее на стойкость, все усиливая и усиливая мороз. Девушка остается вежливой и приветливой, несмотря на то, что ей холодно. За ее смелость и силу воли Морозка решил одарить девушку.
    Мачеха была женщиной завистливой и жадной. Она, когда увидела, что Морозка одарил падчерицу богатством, заставила старика и свою дочь завести в лес, в надежде, что и над ней Морозка смилуется.
    Все было точно так же, как с падчерицей. Морозка подвергает дочь мачехи холоду, однако та, не была доброй, скромной и застенчивой. Она общалась с Морозко грубо и неприветливо. В итоге девушка погибла от холода за свое невежество.
    Этот трагический финал показывает читателю, что нельзя быть настолько злым, гордым. Нельзя издеваться над человеком, который слабее тебя. Поведение таких героев, как мачехи и ее дочери просто отвратительное, поэтому они и понесли такое жесткое наказные от Морозки.
    На сегодняшний день сказка «Морозка» вызывает много споров. Многие критики говорят, что сказка жестка и совсем не для детей.  Ведь в сказке идет напор на ценность материальных благ и поощрение кротости.
    Однако при всем при этом, не надо забывать о том, что сказка писалась в другие времена, когда были другие понятия жизни. Эта жестокость была оправдана целью, которую предусматривал автор сказки. Именно это все и закаляло дух человека, воспитывало его.
    Народные русские сказки передавались из уст в уста и хранят в себе мудрость народа того времени. В таких сказках всегда есть скрытый подтекст, который нужно уметь видеть. Именно этому и должны учить родители современных детей. Что не все очевидное таким и является, всегда нужно копнуть вглубь, чтобы увидеть настоящую истину.

  8. 1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам, так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.
    В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.
    Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка – это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.
    Положительный женский образ сказки «Морозко» – это главная героиня, падчерица – девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.
    Положительный мужской образ в сказке – это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.
    Отрицательные образы в сказке «Морозко» только женские – это мачеха и ее дочь – властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.
    Единственным волшебным образом в сказке является Морозко – это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их по справедливости.
    2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».
    В развитии действия намечается завязка сказки: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».
    Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.
    Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.
    Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.
    В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки.
    3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.
    В завязке сказки происходит первый монолог старухи:
    – Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
    На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.
    Далее в лесу разворачивается диалог девушки и Морозко:
    – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
    – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
    За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.
    Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):
    – Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…
    В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:
    – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
    – Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…
    Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.
    «Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» – это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.
    В сказке «Морозко» видно несколько сравнений:
    – властная, завистливая и жадная мачеха – кроткий, мягкий и исполнительный старик;
    – ленивая, глупая и злая дочь старухи – трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.
    В сказке всегда два плана: внешний – сюжетный и метафорический – подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.
    В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений. Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.
    4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.
    В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:
    «Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница».
    «Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется».
    5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком. Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.
    6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения (ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять – что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы – характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.
    Сказка «Морозко», как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.
    кульминационный морозко сказка сюжетный
    Размещено на Allbest.ru

  9. Русская народная сказка «Морозко» знакома всем с юных лет. Впервые она опубликована русским собирателем сказок А.Н. Афанасьевым в 1873 году и имеет две интерпретации (сказка №95 и 96).
    Известно много схожих по сюжету сказок у других народов, а также у немецких сказочников братьев Гримм.
    В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», который снят по мотивам русских народных сказок и более поздних обработок сказки, в т. ч. В. Ф. Одоевского, А. Н. Толстого. Отметим, что фильм не сильно отклонился от инвариантного сюжета, а смысловая структура соблюдена. Удивительно, но множество добавленных персонажей, в том числе бабы-яги, главного героя Ивана, старичка-боровичка, разбойников и прочие не испортили и не исказили нравственную подоплеку сказки. Но есть отдельные моменты, о которых мы упомянем в конце статьи.

    Кривая забота или к чему приводит слепая любовь к детям?

    С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.
    В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.
    Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.
    Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):
    Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и всё убирала ещё до? свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала:
    — Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе.
    А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):
    У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все её гладят по головке да приговаривают:
    — Умница!
    Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.
    Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.

    Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»

    Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.
    В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:
    Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки её ленивицы и упрямицы.
    Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.
    Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.

    Образ дочки

    В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.
    Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):
    Старик тем же путём оставил девок под сосною. Наши де?вицы сидят да посмеиваются:
    — Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!
    Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.
    Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.
    Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.

    Образ падчерицы в сказке «Морозко»

    Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.
    Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…
    Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:
    Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!
    Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):
    …была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила
    А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:
    Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста!
    Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:
    — Тепло ли те, де?вица?
    — Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!
    Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил де?вицу:
    — Тепло ли те, де?вица? Тепло ли те, красная?
    Де?вица чуть дух переводит, но ещё говорит:
    — Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!
    Мороз пуще затрещал и сильнее защёлка?л и де?вице сказал:
    — Тепло ли те, де?вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?
    Де?вица окостеневала и чуть слышно сказала:
    — Ой, тепло, голубчик Морозушко!
    Тут Морозко сжалился, окутал де?вицу шубами и отогрел одеялами.
    ” width=”560″ height=”314″ allowfullscreen=”allowfullscreen”>

    На кого уповает падчерица

    Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:
    в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась».
    в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».
    Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.
    Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).
    Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.

    К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»

    Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.
    Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.
    Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.

    Фильм «Морозко», Кого убрали из сказки.

    Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.
    Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам.
    В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.
    В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что прототип Иванушки – это покаявшийся грешник.
    Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на  более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.

    Промысел

    Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.
    Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.
    Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых. Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.
    Здесь вы найдете обе версии сказки «Морозко»: № 95 и № 96.
    Читать сказку «Мороз Иванович»
    Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте в разделе «Художественные фильмы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *