Сочинение на тему русская пляска

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ТАЩУСЬ С ЕЁ АРОМАТА

    Содержание
    Введение
    1.
    Русский танец как
    художественное целое
    1.1 Общие признаки и
    схема жанра
    1.2 Музыка и костюм как
    составные части целого
    2.
    Основные жанры
    русского танца
    2.1 Хоровод
    2.2 Пляска
    Заключение
    Список литературы
    Приложение
    Введение
    Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень
    интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
    Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые
    формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и
    историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли
    повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он
    несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит
    память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
    В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем,
    показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни
    людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду
    искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого
    края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не
    обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди
    посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано
    множество книг.
    Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе
    вопрос: “А что же входит в понятие “танец”? Может быть, это
    просто набор движений или нечто большее?” На этот вопрос я и постараюсь
    отыскать ответ в нескольких источниках.
    1. Русский танец как художественное целое
    1.1 Общие признаки и схема жанров
    Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся
    эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой,
    многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их
    чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею – он всегда содержателен.
    В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и
    конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным
    пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).
    Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и
    путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных
    образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической
    связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.
    Танец в специфической художественной форме выражает и
    раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе
    развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение,
    стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте
    и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные
    кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее
    говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет
    свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие
    национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это
    самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского
    народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с
    определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и
    превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.
    Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.
    Связь русского народного танца с конкретными обрядами
    была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс
    или одиночная пляска с обрядами связанны не были.
    Русский народный танец в каждом регионе отличается
    лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких,
    замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с
    чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может
    служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного
    творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.)
    Русские народные танцы классифицируются не по временам
    года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим
    устойчивым признакам. Вот некоторые из них.
    Стиль – характерные черты и свойства (особенности)
    выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.
    Танцевальная лексика является самым важным
    выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы,
    корпуса, ног – её составляющие.
    В русском народном танце лексика представляет собой
    наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом,
    поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району
    принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:
    1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым
    образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально –
    подражательной.
    2. Естественно – пластическая – подсказанная самим
    действием, развивающимся в танце.
    3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в
    постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни,
    отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой
    исполнения, но и богатством танцевальных движений.
    Интонация – это совокупность выразительных средств.
    Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать
    различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть,
    задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и
    содержание действия.
    1.2 Музыка и костюм как составные части целого
    Музыка – душа танца. Она является одним из его
    выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты
    и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией,
    внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается
    выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были
    связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы,
    исполняемые только под музыку.
    Поскольку каждый народный танец имеет множество
    вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии
    имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце
    музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
    Костюм и народный танец находятся в постоянной
    зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он
    органически связан с его содержанием, является его “визитной карточкой”.
    В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт
    ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма
    необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани,
    орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не
    характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает
    убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце,
    многообразна, отличается высоким художественным вкусом.
    Праздничный мужской костюм был более устойчивым и
    однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные
    изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или
    шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или
    ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В
    некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.
    Праздничная женская одежда делится на два комплекса:
    северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на
    девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и
    женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда
    (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела
    свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных
    уездах, сёлах.
    Приведём в пример два вида русского женского костюма:
    северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в
    приложении.
    Северно-русский женский костюм на примере
    Архангельской области
    Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и
    сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из
    батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых
    полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные
    куски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, – квадратные
    ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие,
    образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми
    кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской
    ткани.
    В каждом районе костюмы отличаются по цвету,
    материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан.
    Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском,
    Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого
    сарафана – “штофника”, поверх которого надевается “коротена”
    (душегрея без рукавов из парчи). На голове “повязка” – полукокошник
    или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос
    позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами.
    Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и
    серьги из перламутра.
    В Пинежском районе поверх “коротена”
    обязательно накидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые,
    как правило, находились на плечах, и концы их закалывались. “Коротена”
    у поморок в Мезенском районе шьётся “клёшем” в виде солнышка, а на
    Пинеге она лишь немного расклешена и называется “полушубкой”. В
    Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и
    спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь
    называется “перо”. На голове вместо “повязки” сверкает
    высокий кокошник – “венец”, унизанный белым бисером и цветным
    стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее – бисерные бусы на ленте. В
    Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани – “набивник”,
    украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий, полумесяцем
    ажурный “венец”, шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой.
    Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.
    Южный женский костюм на примере Курской области
    Основной распространённый костюм в Курской области –
    это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани,
    или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывался
    либо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается “завеска”
    – передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан
    надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты – много рядов
    разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.
    Красочный и замысловатый женский головной убор состоит
    из кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветным
    шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные,
    павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди,
    пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной
    убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.
    В каждом районе, городе или селе Курской области
    костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в
    вышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более ярких
    расцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов более
    строгие, однообразные.
    Конечно же, народный костюм в современной обработке
    шьётся из более лёгких тканей, для быстрых, ритмичных плясок используются
    укороченные варианты сарафанов, но покрой, цветовые особенности, форма
    головного убора, вышивка остаются неизменными и в наши дни. Без них танец
    теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.
    2. Основные жанры русского народного танца
    2.1 Хоровод
    Одним из основных жанров русского народного танца
    является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид
    русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая
    композиция – подобие солнца, хождение за солнцем – “посолонь” берут
    начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся
    могущественному богу солнца – Яриле.
    Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и
    разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и
    органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое
    число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного
    танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение
    язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые
    отражают социальные, бытовые и другие темы.
    Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои
    формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками,
    подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в
    самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В
    хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники
    его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец – мизинец, часто за платок,
    шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от
    того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую
    песню, быструю или медленную он исполняется.
    Хоровод распространен по всей России, и каждая область
    вносит, что – то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и
    манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное,
    определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка,
    участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример
    круг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в круговом построении
    может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие
    участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к
    происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным.
    Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболее
    часто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.
    Орнаментальные хороводы.
    Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет
    конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники
    хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры –
    орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь
    музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
    Неразрывная связь народного художественного творчества
    с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества
    рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны
    узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие
    узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры
    хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего
    связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным
    трудом народа, его бытом.
    Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе,
    в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще
    всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются,
    перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в
    приложении (“Северный хоровод с шалями”).
    Игровые хороводы.
    Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет,
    конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с
    помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев.
    Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют
    сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета,
    столкновение характеров и интересов действующих лиц.
    Песни, под которые исполняются игровые хороводы,
    называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых
    хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые
    процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных
    хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных
    фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.
    Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и
    игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного
    танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности
    исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со
    спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности
    проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме,
    и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности
    манере исполнения.
    2.2 Пляска
    Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас
    жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа.
    Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое
    ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый,
    культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок,
    и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились
    без плясок.
    Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов,
    которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит
    и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение
    в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства,
    раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые
    движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения.
    Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно
    выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила,
    выход энергии исполнителя.
    Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную
    цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека,
    усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню
    плясовой и различным музыкальным сопровождением.
    У исполнителя русской пляски очень выразительны руки,
    голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность
    раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру
    исполнения (“выходку”). Каждый исполнитель может проявить в пляске
    свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным,
    виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода
    более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя
    сильные технические дроби, “верёвочку”, “гармошку”,
    различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо
    обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия
    рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки,
    разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие
    только пляске.
    Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные,
    устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского
    человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая
    традиционная пляска.
    Групповая традиционная пляска.
    В групповой пляске может участвовать много народа, но
    чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. В
    некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и,
    если кто – либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести
    нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь
    рисунок. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она
    вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли
    фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. Типичные и наиболее часто
    используемые фигуры групповых плясок приводятся в приложении.
    В каждой области есть своя традиционная, самобытная
    пляска, и поэтому групповые пляски часто называют традиционными или областными.
    Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов,
    создание образа и т. д., групповые пляски дают исполнителям возможность
    показывать также и своё индивидуальное мастерство. В групповых плясках
    сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной
    пляске или переплясе.
    Групповые пляски создавались на основе народных
    традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно
    передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя
    определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно
    старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это
    делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного – мысли,
    идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь.
    Пример групповой традиционной пляски указан в приложении (“Танок с поясами”).

  2. Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.
    Особенности русского народного танца
    Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.
    Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств. Одним из самых красивых и особенных танцев на Руси можно назвать пляски на плотах в ночь на Ивана Купала. В этот вечер происходило массовое гулянье с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.
    Гуляния в ночь на Ивана Купала
    Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.

  3. Народный танец
    Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.
    Особенности русского народного танца
    Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.
    Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств. Одним из самых красивых и особенных танцев на Руси можно назвать пляски на плотах в ночь на Ивана Купала. В этот вечер происходило массовое гулянье с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.
    Гуляния в ночь на Ивана Купала
    Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.

  4. Dancing

    Танцы

    Art is an important part of everyday life. It is around us: films, literature, paintings, music and so on. Art makes our life interesting and eventful. Dancing is an ancient kind of art. In ancient times dancing was the part of some rites, for example, shaman danced to control some events.
    Искусство – важная часть повседневной жизни. Оно вокруг нас: фильмы, литература, картины, музыка и так далее. Искусство делает нашу жизнь интересной и насыщенной. Танцы – это древний вид искусства. В древние времена танцы были частью некоторых ритуалов, например, шаманы исполняли танцы в попытке контролировать некоторые события.
    Folk dance reflects the life and customs of the people of the particular region or country. At first, it reflected people’s emotions and feelings which they experienced while interacting with the environment. Such dance had simple movements. Then people added movements which imitated movements of animals and birds. Folk dance could also reflect the particular work or daily routine. For example, some movements of khaleeji, Persian folk dance, reflected the daily routine of the Persian women.
    Народные танцы отражают жизнь и обычаи людей определенного региона или страны. Сначала они отражали эмоции и чувства людей, которые они испытывали во время взаимодействия с окружающей средой. У такого танца были простые движения. Затем люди добавили движения, которые имитировали движения животных и птиц. Народный танец мог также отражать конкретную работу или распорядок дня. Например, некоторые движения халиджи, персидского народного танца, отражали повседневную жизнь персидских женщин.
    There are many kinds of dance: folk dance, street dance, modern dance, ballet, acro dance, ballroom dance and many other kinds. Every kind of dance has its own history, kinds, characters and specific movements.
    Есть много видов танцев: народные, уличные, современные, балет, акробатические танцы, бальные и многие другие. Каждый вид танца имеет свою историю, виды, характеры и конкретные движения.
    Nowadays many people attend dance schools. People of all ages can choose a dance school they like. For example, many children go to dance schools where lessons are compulsory and it is not allowed to miss them. Such dance groups take part in different competitions. On the contrary, adults can choose dance schools where it is possible to miss lessons. Usually such dance schools are the part of some fitness clubs. If you want to dance, you can visit some clubs or just turn on the radio and dance at home. People like dancing. Dancing makes us happier.
    В наши дни многие люди посещают танцевальные школы. Люди всех возрастов могут выбрать школу танцев, которая им нравится. Например, многие дети ходят в танцевальные школы, где занятия являются обязательными, и им не разрешается пропускать их. Такие танцевальные коллективы принимают участие в различных конкурсах. Взрослые же могут выбирать школы танцев, где можно пропускать занятия. Обычно такие танцевальные школы являются частью фитнес-клубов. Если вы хотите танцевать, вы можете пойти в клуб или просто включить радио и танцевать дома. Люди любят танцевать. Танцы делают нас счастливее.

  5. ?
    Курсовая работа
    на тему
    Русский народный танец: происхождение, региональные особенности
    Введение
    русский танец славянский
    Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековомпути своего развития подвергался различным изменениям.
    Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди-плясуны,профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.
    В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.
    Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техникатанца: «… построена на выворотности ног, часто встречался большой батман на II позиции, есть rond de jambe, en,l,air, echappe, jete; практикуются заноски и разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках – кубистика – и виртуозная техника; также танец с балансированием на руках и голове – кубиками и корзинами»1.
    О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших днейпредания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».
    В 5 – 7 веках народный танец исполняли во время «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В 8 – 9 веках складывается первое древнерусское государство – Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятсяхрамы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.
    Цель данной работы раскрыть в полном объеме красоту русского народного танца как яркого, красочного творение народа, являющегося эмоциональным художественным специфическимотображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.
    Глава I. Русский танец как историческое явление
    1.1. Исторические истоки танцев славян
    Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки которой совпадают со временем появления и процветания Древней Руси примерно 9 – 10 века. Дальнейшее развитие древнеславянскойкультуры как вообще, так и в искусстве танца в частности несколько замедляется, т.к. 1236 год был переломным в древнерусской истории – начало татаро-моногольского ига.
    Просто после этого Русь начала платить дань, славянских людей угоняли в рабство – и, как следствие, разорение и опустошение многих древнерусских земель, вымирание целых этнических народностей и.т.п. По оценкам различных историков Русь былаоткинута в своем развитии на несколько столетий. Таким образом, развитие Руси во время гнета ига нельзя было назвать исторически последовательным. Руси просто силой навязали другую историю.
    На мой взгляд, истоки хореографической культуры славян можно поделить на два типа: материальные и духовные. В качестве духовных истоков славянской хореографии следует вспомнить…

  6. У меня есть много разных увлечений. Мое самое любимое хобби – танцы. Начала я заниматься танцами в 4,2 года. Тогда я ходила на хореографию Мне нравилось двигаться под музыку. Еще у нас была растяжка, ее я не очень любила. Через два года я поступила в студию современных и эстрадных танцев “Моррис”. тренера здесь были очень строгие и требовательные. первое время я обижалась на замечания, на то, что нас сильно тянули на растяжке. А потом я стала внимательнее, старательнее. У меня стали получаться новые упражнения. Тренера стали меня хвалить. Еще мы стали учить новые направления. Ведь у нас в коллективе учат танцевать и эстрадные танцы, и диско, и хип-хоп, и классический балет. Из всех этих направлений мне больше всего нравится диско. Для диско всегда используют быструю, ритмичную музыку. Во время танца надо совершать много прыжков, приземляться на шпагат и делать другие гимнастические и акробатические элементы. Это веселый танец. Мы много выступаем на разных конкурсах. Я очень волновалась перед своим первым выступлением. Даже не хотела идти танцевать. Но тренер смогла меня переубедить и я победила свой страх. Я волнуюсь перед каждым выступлением, я не могу заранее знать то, насколько хорошо я выступлю. Но мне очень нравится это хобби.

  7. Курсовая работа
    на тему
    Русский народный танец: происхождение, региональные особенности
    Студент 3 курса (31 группы)
    И.В. Мамот
    Введение
    русский танец славянский
    Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.
    Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
    Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.
    В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.
    Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца: «… построена на выворотности ног, часто встречался большой батман на II позиции, есть rond de jambe, en,l,air, echappe, jete; практикуются заноски и разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках – кубистика – и виртуозная техника; также танец с балансированием на руках и голове – кубиками и корзинами».
    О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».
    В 5 – 7 веках народный танец исполняли во время «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В 8 – 9 веках складывается первое древнерусское государство – Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.
    Цель данной работы раскрыть в полном объеме красоту русского народного танца как яркого, красочного творение народа, являющегося эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.
    Глава I. Русский танец как историческое явление
    .1. Исторические истоки танцев славян
    Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки которой совпадают со временем появления и процветания Древней Руси примерно 9 – 10 века. Дальнейшее развитие древнеславянской культуры как вообще, так и в искусстве танца в частности несколько замедляется, т.к. 1236 год был переломным в древнерусской истории – начало татаро-моногольского ига.
    Просто после этого Русь начала платить дань, славянских людей угоняли в рабство – и, как следствие, разорение и опустошение многих древнерусских земель, вымирание целых этнических народностей и.т.п. По оценкам различных историков Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий. Таким образом, развитие Руси во время гнета ига нельзя было назвать исторически последовательным. Руси просто силой навязали другую историю.
    На мой взгляд, истоки хореографической культуры славян можно поделить на два типа: материальные и духовные. В качестве духовных истоков славянской хореографии следует вспомнить о мифологии, богах, праздниках Древней Руси. К материальным истокам славянской хореографии следует отнести быт древних русичей (земледелие, ткачество, приготовление пищи и т.д.). Также следует выделить сопутствующие хореографии прикладные виды искусства – обустройство изб, золотая Хохлома, славянский народный костюм и т.д.
    Отдельно необходимо заметить, что на Руси до 1236 года было две религии – христианская и языческая. Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле исконно славянским было язычество. Вследствие этого большее влияние на истоки танца славян оказало именно древнерусское язычество.
    Духовные истоки танцев древних славян.
    До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, – их воззрений на космос, природу и человека формировалось из обыденной жизни простых людей. Наши современные представления о язычестве сформировались на основе тех древних сказок, песен, мифов наших предков, дошедших до наших дней. И не последнее место в списке этих древних искусств занимает религиозно-обрядовая хореография.
    История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства живописи, культовой архитектуры, искусство танца было естественным и заложенным в человеке самой природой. С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, и быстрым жизнерадостным танцем показывал животворящую силу солнечного света; стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину – возникает танцы, в которых основной фигурой является «ручеек» символизирующий течение воды; чувствовал приятное дуновение воздуха – возникает плавня танцевальная форма – хоровод. Они передавали поэтическое видение красоты родной земли своими танцами, вызывали в воображении солнечный образ цветения природы, краски осени, красоту зелёного луга.
    Для танцев тех времен был характерен обязательное смысловое наполнение. Каждая фигура танца имела свое значение, символизирующие определенное действие, событие. Общий рисунок танца народ черпал из окружающей природы, в «золотом» узоре танца «просвечивают» силуэты листьев, цветов, птиц, животных. Гроздья поспевающей калины, трава, склоняющаяся под ветром, качающиеся берёзки, колосья пшеницы, листочки льна, летящие птицы.
    Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаница, третьи – в души умерших предков и в духов; четвёртые – в тотемных животных и т. д. Одни хоронили своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,- душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая к своей звезде.
    Естественно эти ритуальные действия всегда сопровождались определенными танцами призванными облегчить переход души в иной мир, призвать милость богов на жертвенный огонь и т.д. Этот танец назывался также от имени алтаря-крада – Крадица.
    Танец танцевали преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движения описывая жизнь потустороннего мира, куда отлетают души умерших. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая – движения танца становятся похожими на взмахи крыльев стаи птиц и называется танец Радуница.
    С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат удачу в охоте.
    Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других
    В 6 – 8 вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее развитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшее развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежал культ природы и культ предков.
    Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Эта практика имела богатое оформление и подробно разработанный, освященный ритуал.
    Материальные аспекты возникновения древнеславянских танцев
    Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды и соответствующие им ритуальные танцы носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл.
    Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда “солнце поворачивает на лето”. По верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла – масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.
    Будущий урожай символизировался на празднике выставленным в переднем, “красном”, челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничный стол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, и приговаривали: “Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами и возами хлеба, грудами овощей”. В праздничных обрядовых песнях, танцах содержались заклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод скота:
    Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другие очистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холодную зиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить и изгнать из жилища и с полей. Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь мусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным и смрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Очистив, таким образом, себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.
    Приход весны знаменуется общим оживлением природы, прилетом птиц. С приходом весны люди получали возможность выйти на свежий воздух, понежиться в теплых лучах солнца. Человек переживал радостное, приподнятое настроение. Не случайно весна всегда была периодом праздников.
    Одним из таких весенних праздников на Руси был праздник «красная горка», получивший свое название от «красной» весны, от «красных», т. е. красивых горок, холмов, возвышенностей, первыми покрывавшихся травой под лучами яркого весеннего солнца. На этих горках собственно, и отмечался праздник; играли в народные игры, пели песни, плясали – серия «красных» танцев, водили хороводы. «Красная горка» – это также пора заключения брачных союзов.
    В то же время люди считали, что весной с оживлением растительности оживают растительные духи, с вскрытием рек и озер появляются водяные духи, русалки, из-под земли выходят духи мертвых. Одних надо было изгнать и обезвредить при помощи очистительных обрядов, других надо было привлечь на свою сторону, задобрить. Для этого совершались сложные обряды, отправление которых требовало уже участия волхвов, кудесников, «умевших» вступать в общение с богами и духами посредством вертимого плясания. Отсюда и название танца Вертимка.
    Как только хлеба начинали колоситься, вновь наступал критический момент, требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали в древности особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное место в этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежной листвой, вся в сережках. Быстрый и пышный расцвет березки приписывался ее особой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля.
    Для этого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставили пироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы. Тут можно вспомнить видоизмененный, но сохранившийся до наших дней хоровод «Во поле березка стояла», т.к. иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селения, и здесь совершалось празднество.
    Когда хлеба начинали дозревать, и приближалась пора их жатвы, начинался новый цикл земледельческих обрядов, заклинаний, празднеств.
    Началом этого цикла были праздники, посвященные божествам Купале и Яриле. Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных. Ему приносили жертвы в начале жатвы. Празднества в честь бога Купалы с зажиганием костров «живым огнем» были очень широко распространены среди славянских народов.
    Поля в купальскую ночь обходили хороводами с произнесением нараспев специальных заговоров. Целью всех этих обрядов было предохранение созревающих хлебов от злых духов. Пережитком еще более древних верований, восходящих к эпохе, когда люди не знали земледелия и только собирали дикорастущие плоды и злаки, были обряды собирания в купальскую ночь волшебных трав, и в частности поиски легендарного цветка папоротника. Во многих местах праздник, посвященный Яриле, соединялся с ярмарками и торжками. Во время праздника устраивались игры, пляски, кулачные бои.
    Жатва отмечалась специальными праздниками: зажинками – в начале жатвы и дожинками – в конце сбора урожая. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая, дожиночный сноп ставили в избе, в переднем углу. Зерно с него при севе сыпали в первую борозду или смешивали с семенным зерном. Прежде чем начать жатву, приносили жертву полевому духу, особыми заклинаниями изгоняли из снопов якобы сидящих там злых духов. Таковы в самых общих чертах праздники и обряды той части древнеславянского населения, которая занималась хлебопашеством, т.е., его большинства. Религиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси, купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторые особенности. Эти особенности определялись, прежде всего, характером экономической жизни этих слоев населения. Город требовал постоянных покровителей, а воинские дружины и купцы – постоянных помощников-охранителей в походах. Итак, мы видели, что праздники славян, возникнув в глубокой древности как народные праздники на базе экономических и социальных отношений, первоначально не были связаны с какими-либо, религиозными верованиями. Да и сложились они раньше, чем появились религиозные верования. В процессе дальнейшего развития эти глубоко народные производственно-бытовые праздники оказались пронизанными, наполненными магическим, религиозным содержанием.
    .2 Значение прикладных видов искусств на возникновение и развитие славянской хореографии
    В некоторых книгах есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Это были как правила переносные идолы-боги, которые во время ритуальных танцев переносились с места на место. Этот пережиток связи древнерусского танца и живописи можно заметить сейчас в некоторых украинских народных обрядах – ношение звезды на Рождество, вертепа с театрализованными действиями и т.д.
    Новый виток развития древнерусской живописи – это живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.
    Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Вспомнить, например ношение икон во время Крестного хода на Пасху – это имеет отдаленное напоминание о ритуальных обходах с танцами и пением языческих жертвенников.
    Параллельно развитие древнерусской живописи по пути не связанным с церковной традицией. Она выработала не только новые жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но и не созидала священный образ, а стремилась изобразить обычных людей, запоминающиеся события человеческой жизни. И конечно на уцелевших раритетах древних времен можно увидеть праздничные действа – хороводы, пляски, выступления ряженых и т.д.
    В приближении к повседневной реальности видели народные умельцы возможность передать потомкам свой внутренний мир, свою жизнь с ее праздниками и буднями, радостями и горестями.
    В начале 19 века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всего столетия разыскиваются учеными другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся в живой устной народной традиции памятники древнего литературного творчества – былины, сказки, песни. И снова в них мы можем найти частые ссылки на то, что истоки хореографического искусства славян видны даже в таком далеком от мира танца области как литература.
    Одновременно с развитием древнерусского танца открываются и национальные истоки в музыке, начинается создание первых музыкальных мелодий для танца. Вначале простые и одноголосные, превратившиеся позже прекрасные произведения древнерусской музыки, народных песен, древние церковные песнопения.
    Композиторы прошлого века от М.И. Глинки до С.В. Рахманинова, равно как и современные композиторы, неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество. Эти истоки привлекают внимание, становятся предметом изучения. Древнее музыкальное творчество наших предков становятся источником вдохновения для нас, потомков давних славян, живым ключом, питающим новую, «европейскую» украинскую музыку и хореографию.
    Отдельно следует отметить огромную роль в развитии народной хореографии, как древних времен, так и сравнительно более позднего времени, исторического народного костюма. Так как для каждого вида танца применялся свой костюм с учетом времени года.
    Например, если определенный религиозный языческий праздник выпадал на зиму, то в теплых одеждах на 30 градусном морозе станцевать медленный поэтичную хороводную форму весьма затруднительно – следовательно, ритмы танцев убыстрялись, фигуры более простые, но энергичные. Так в прошлые времена славянский народ, создавая свои традиции, обычаи приспосабливал под них свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться его красочности и поэтичности.
    2. Богатство форм русской хореографии
    .1 Особенности форм русского народного танца
    Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы.
    Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки.
    Характерные отличительные черты форм русского народного танца
    Хороводы
    Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
    Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.
    Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.
    Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности.
    На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

  8. 8
    Текст добавил: Рожкова Анна

    Иванова Наталья Геннадьевна,
    концертмейстер
    ТОГБПОУ
    «Тамбовский   колледж искусств»
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШЕДЕВРОВ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РУССКОГО ТАНЦА И ЕГО НЕЗЫБЛЕМАЯ СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЕМ
    В сегодняшней непростой социальной ситуации в России, когда усилия активных и неравнодушных слоев общества направлены на возрождение духовных ценностей –  народное творчество приобретает все более важное значение. Отточенные веками, сохранившиеся в сотнях поколений шедевры народных песен и танцев являются  высшими духовными ценностями русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной  культуры народов нашей страны. В связи с этим, возрастает ценность и значимость деятельности педагога русского народного танца, а также и педагога-концертмейстера, который для иллюстрации хореографических движений на уроках использует лучшие образцы народной музыки. Превращая русский танец в средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, педагоги возрождают у обучающихся чувство любви к родной земле, связь со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
    Народное танцевальное творчество всегда сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь хореографии с жизнью, с эстетическими требованиями времени, общественными идеалами сообщала ей определенные черты. Издавна фольклорный танец исполнялся  танцующими, прежде всего, для самих себя и лишь отчасти для других. Это было душевной потребностью танцующих. Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди исполняли танцы, взявшись за руки, проходя  разные рисунки  – круги, цепочки, и поэтому они были рассчитаны на большинство присутствующих, просты по движениям и незатейливы, танцующие могли выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец. В народе были популярны веселые заводные хороводы, пляски, переплясы, народные гулянья, которые широко применялись на различных ярмарках, увеселительных сборищах и праздниках. Веселье, удаль, юмор, красивые национальные костюмы  – все это было характерно для самобытного народного творчества и сопровождалось веселой, задушевной или лирической музыкой.
    За многовековой период развития народной хореографии, начиная с древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей, своеобразной и жизнерадостной манерой исполнения, можно проследить глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и развитие русской хореографии. В своих программах многие самодеятельные и профессиональные ансамбли танца и народные хоры умело используют замечательные традиции. Народная манера исполнения песни, игры, хоровода, пляски не терпит фальши, искусственных эффектов. Для нее должны быть характерны большая простота и в то же время мудрость, строгость и достоинство, целомудрие и непосредственность, глубина и большая жизненная правда, а главное – проникновенное, выразительное, высокохудожественное исполнение. В прошлом в народной хореографии в основном преобладала тематика, связанная с крестьянским укладом жизни. С течением времени жизнь потребовала расширения тематических горизонтов, поставила новые задачи перед хореографией. Изменились семейные праздники и обряды, свадьбы, проводы в армию и др. Все это по-своему выражают и современные танцы.
    Сама жизнь и строго научный подход к развитию народного творчества, тщательное изучение всех процессов, происходящих в нем, подсказывают правильный путь. Веяния времени требуют поисков таких путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие, как мне кажется,  естественную почву для  своего существования. Специального внимания заслуживает проблема сохранения и поддержки  современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений  широких слоев населения.
    Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы, культурологи, изучая русский танец, пытаются проследить всю историю его развития. В результате этого в настоящее время существует  большое количество учебников, методических пособий и другой специальной литературы о русском танце. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, но и в настоящее время ведутся многочисленные фольклорные поездки по всей России по изучению его особенностей. Но надо всегда помнить о том, что искусство танца теснейшим образом связано с музыкой. Более того, танец по существу немыслим без нее, причем хореография русского танца существует в неразрывной слитности не только с инструментальной музыкой, но –  даже в большей степени – с песней.
    Народная или фольклорная песня – это музыкально-поэтическое творчество народа. Это продукт музыкальной традиции, которая формируется в процессе устной передачи, благодаря трем факторам – непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды). Народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, то есть она  ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.
    Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется, поэтому фольклористы в разных местах от разных исполнителей записывают порою очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины.
    «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», – писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов. [3] Но фольклор – это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню, например, с грузинской, узбекской, калмыкской или с негритянской музыкой,  как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Это происходит потому, что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Народная песня, или лучше сказать, весь музыкальный фольклор, – это основа профессионального композиторского творчества.
    Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.        Народные песни – это раздел для истинных ценителей русской музыкальной культуры. Сочиненные нашими предками эти песни впитали в себя всю широту русской души, проникнувшись многовековым духом традиций и обрядов. Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от 18 столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Многие зарубежные композиторы, услышав русские песни, не могли поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагали оные произведением искусных музыкальных сочинителей». [2] В свое время Рубинштейн, сильно опасавшийся за будущность европейской музыки, «единственный залог возможного ее развития видел в том полном самобытных красот музыкальном фоне, какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково нравится людям образованным и необразованным, музыкантам и не музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного исполнения, а также присущим ей в известной степени юмором, который выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной мелодией». [ 3]
    Русская песня  отличается большой характерностью и своеобразием строения, что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо-музыкальных влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен. Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев. Своеобразие, особый стиль русской песни были отмечены очень давно – мелодия русского народа в основании своем остается всегда той же самой, свойственной стране, и не похожа ни на какую другую мелодию вне России.
    Песенная культура на Руси складывалась исстари. Песня, как и различные мелодии, прерывистые, в обрывках, природы, всех времен года, пронизывали жизнь народа, его будни, труд и праздники. Русская проза формируется в стихии песенной, в былинно-сказочной культуре народной жизни. Музыка становится ведущим, всеобъемлющим видом искусства, как не бывало нигде, даже в классической древности. Песенное начало танцевальной  музыки определяет ее тончайший и высочайший лиризм, это в сфере чувств и переживаний, а по мысли – чистейший гуманизм, что является отличительной особенностью русской музыки, поскольку все это присутствует в музыке русской души и природы. Поэзия и лиризм в ней не сентиментализм и не романтика, а высокий трагический пафос жизни и борьбы за свободу и достоинство человека и народа, и всего человечества.
    Те, кто вырос, родившись, казалось, в далекой глуши, на русской музыке и песне, звучавших из уст бабушек и мам, а также по радио, из кинофильмов, впитали в себя всю ее  красоту и неповторимость. Многие люди, не владеющие музыкальной грамотой, уверена, любят и ценят исконно народную музыку в ее высших достижениях, и едва услышав ее, узнают ее, душа их непременно отзовется, знакомые до боли мелодии пронижут все тело волнением. Так, вся русская классика, вышедшая из народной музыки, которую мы слышим в фильмах, операх, балетах, концертах – в узнаваемых отрывках у людей на слуху, потому что вся истинно любимая нами музыка выросла из нашей земли. Столь удивительное воздействие русской музыки, о чем с восторгом и со знанием дела говорят, разумеется, прежде всего, музыканты из нескольких плеяд гениальных композиторов всего мира, объясняется тем, что корни всей русской музыки, ее истоки, нежность, проникновенность,  широта и лиризм –   в русской песне.
    Таким образом, важную роль в процессе обучения русскому танцу  играет музыкальное сопровождение, которое полностью должно строиться на  лучших песенных образцах народной музыки. Яркая и самобытная народная музыка должна быть содержанием всех форм, комбинаций и элементов русского танца. Музыка должна соответствовать  движению по характеру, стилю, колориту, темпу. Есть русские народные мелодии, которые давно уже вошли в нашу жизнь как нечто каждодневное, привычное, остро необходимое, как воздух, которым мы дышим. Они перешагнули государственные границы и гуляют по всему свету. Таковы русские народные песни «Светит месяц», «Рябина», «Калинка-малинка», «Коробейники», «Вдоль по Питерской» и многие другие. Идеальное сочетание песни, инструментального исполнительства и танца – давняя и весьма плодотворная традиция музицирования русского народа. [5]
    Даная работа ставит целью обобщить тематический материал, характеризующий наиболее яркие и запоминающиеся русские народные песни, напевы, наигрыши танцевального характера для  применения их  в хореографических классах и постановках по предмету русский танец.
    Одним из древнейших видов русского народного искусства, связанного с движением, является хоровод. Это одна из национально-своеобразных форм общественного гуляния, сопровождаемого пением, музыкой, а также различными видами народной хореографии. Ничто не сравниться по красоте и одухотворенности с мелодией русского хоровода. Его самобытность  заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в преемстве его с традициями и первобытными обрядами. Как обряд, так и хоровод, представляют из себя действо или игру. Не случайно их называют «игрищами», а свадьбу – «свадебной игрой». Хоровод, как и любой русский обряд, представляет из себя действие в миниатюре. Так, хороводы «Просо», «Бояре», «Заплетись, плетень» построены в форме диалога. Под пение своих реплик группы танцующих то наступают одна на другую, то отступают назад. Русскому хороводу присуща и театрализация. «Хороводы сопровождаются пением соответствующих по содержанию песен, которым обычно присущи сравнительно медленные и умеренные темпы, плавная мелодика, выразительность интонации, свобода ритмики. Под такое пение удобно ходить, передавать пластикой тела образный строй песни».[1] Хореографы, разрабатывающие хороводы, уделяют им и их элементам большое внимание.
    Второй вид самобытной народной хореографии является пляска. Русская народная пляска представляет собой свободную импровизацию с использованием характерных национальных танцевальных движений. Она, как правило, не связана строго регламентированной последовательностью движений. Как и хороводы, пляски сопровождались песнями шуточной или любовной тематики, весьма разнообразными по содержанию, форме и ритму. Плясовые песни, в отличие от хороводных, исполняются в более подвижных, иногда очень быстрых темпах. Важную роль приобретает ясный и четкий ритм, подчеркиваемый прихлопыванием в ладоши и притоптыванием. Например, «Пойду ль я, выйду ль я», «Я на горку шла» и др. Музыка русской пляски незатейлива, проста в своей основе. Обычно она состоит из двух частей: начинается медленно, тяжело, постепенно ускоряется и доходит до темповой и эмоциональной кульминации. В течение нескольких столетий русский народ из великого множества вариантов своих песен, плясок и инструментальных наигрышей отобрал и отшлифовал несколько наиболее типичных образцов, ставших любимыми и общепризнанными. Это «Русская», «Барыня», «Камаринская», «Цыганочка», «Тимоня», «Семеновна», «Полянка» и др.          Музыка этих танце является сегодня основой русской народной и современной профессиональной хореографии.
    Активным поставщиком музыкального тематизма русской хореографии является частушка – своеобразный жанр русского музыкально-поэтического фольклора. Это обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. «Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек». [4]
    К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Русская частушка связана одновременно и с песней, и с танцем, и с инструментальной музыкой. Формы частушек очень гибки и разнообразны. Но, как и в случае с плясками, народ с течением времени отобрал наиболее яркие, характерные мелодические варианты, ставшие наиболее любимыми.  Например, «Подгорная» – общеизвестные лирические припевки, широко распространенные в Сибири и Дальнем Востоке.  Или «Семеновна» – известная частушечная мелодия, отличающаяся острой, синкопированной ритмикой.
    Перечисление  народно-песенного материала и его характеристик можно было продолжить еще очень долго. Этот материал издается в различных фольклорных сборниках, в специальных изданиях, посвященных народным танцам, а также предназначенный для концертмейстеров. Но, чаще всего, в этих сборниках дается именно материал, заготовки или, как принято называть, «кирпичики», из которых композитор строит здание музыкального сочинения, именуемого сопровождением танца. При этом вступают в силу общие для музыки всех жанров принципы драматургии, развития формы. Коснемся лишь некоторых особенностей, вытекающих из специфики русского танца и его музыки.
    В танцах или плясках чисто народного происхождения возможно и даже желательно использовать именно закрепившейся за данной пляской музыкальный материал. Его развитие происходит за счет традиционного в народной музыке варьирования. В это понятие входит не только орнаментальное расцвечивание мелодии, ее ритмического рисунка, но и обогащение гармонии, лада, формы или инструментовки. Естественно, то все изменения в  звучании должно быть увязано с танцевальным построением. Важной стороной концертмейстерской техники сопровождения танцу является владение модуляциями, то есть сменами тональности и  лада. Естественнее всего пользоваться сопоставлением минора и мажора в музыке при наличии в танце женских и мужских партий.
    Таким образом, опытный хореограф, преподающий русский танец, может в творческом содружестве с концертмейстером создавать на уроках очень интересные комбинации или развернутые этюды, используя свои знания о богатстве русского фольклорного хореографического материала. Учебные комбинации  – это, как уже говорилось, «кирпичики», из которых вырастет «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности –  это форма, которую необходимо наполнить содержанием. Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные находки. Все творческие усилия педагога и концертмейстера на уроках русского танца должны быть направлены на гармоничное слияние исконно-русской народной  музыки и движения русского танца.
    Литература
    1. Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни. Л., 2005.
    2.    Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие.  М., 2001.
    3. Русское народное творчество. Хрестоматия. М., Музыка, 2004.
    4.   Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 2001.
    5 .   Широков А. Музыка русского народного танца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *