Сочинение на тему русская земля и родная природа в слове о полку игореве
13 вариантов
«Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты…
Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
Земля гремит,
Реки текут мутно,
Прахи поля покрывают,
Стяги глаголют!
Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».
До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. – “Слово о полку Игореве”. Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, – нисколько не умаляет величину “Слова…”, более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.
русская земля, родная природа, Игорево войско
Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле “…кровяные зори возвещают бедствие с утра”, “надвигается туча”, “вспыхивают молнии”. После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. ” …Стоном стонет мать-земля сырая…” – намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – “Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту – и степь загородил”. Только так – “щитом к щиту” или даже “плечом к плечу” можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!
Как природа переживает поражение Игорева войска
Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, “поникла, жалости полна”. Сама природа потеряла свое величие – “и деревья ветви приклонили”. Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда – настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из “пут вражеских”.
Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.
Роль рефрена “О, Русская земля! Ты уже за холмом…”
Рефрен “О, Русская земля, ты уже за холмом!” повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
В “Слове о полку Игореве” тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое “златое слово”. Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить
Имя автора “Слова о полку Игореве” – неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат – в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике – певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.
Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.
Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.
СОЧИНЕНИЕ
Русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве» Вступление: идея похода, природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага. Основная часть:
А) роль пейзажа накануне битвы русских с половцами
Б) как природа переживает поражение войска Игоря
В) обращение к силам природы в «плаче Ярославны»
Г) как родная земля помогает Игорю при побеге из плена
Д) роль рефрена Заключение: как через глубокое и проникновенное изображение русской природы автор проводит идею единства, сочувствия и любви к родной Земле.
Поэма «Слово о полку Игореве» было написано очень давно, в XII веке и признано самым значительным произведением древнерусской литературы, которое интересно читать и в наше время. Потому что эта книга не только открывает красоту русского языка, но и потому, что древний автор сумел показать любовь к родине, к своему народу, родной земле. А это важно для всех, кто живёт в России.
Большую роль в описании событий играет образ русской природы. Природа изображена как действующее лицо. Она переживает вместе со всеми людьми и горе и радость, переживает за судьбу Руси. Автор – знаток природы, он описывает особенности рек, степей, лесов и природных явлений.
Смелый, но недальновидный князь Игорь идёт в поход на половцев в одиночку и терпит поражение. Тогда он не думал об объединении князей для борьбы с врагом, думал, что легко одолеет половцев. Но главная идея автора – не показать неудачный поход Игоря, а рассказать о необходимости объединить все русские земли.
Природа предостерегала Игоря от похода солнечным затмением, грозой, как бы пытаясь остановить его войско. Но князь не обратил на это внимание.
Синие мрачные тучи нависли над войском половцев, которые идут навстречу русской дружине. Поражение князя Игоря и его воинов также показано в виде печально склонившихся деревьев. Деревья теряют листву, и даже зелёная трава поникла.
К русской природе обращается Ярославна. Её образ помогает понять скорбь всех женщин, чьи мужья погибли в битве с половцами. Княгиня просит ветер, реку Днепр и солнце, измучившему воинов жаждой в сухой степи, спасти Игоря. Ярославна верит, что только природа сможет помочь её горю.
Природа помогает Игорю спастись из плена. Он разговаривает с рекой и река стелет князю зелёную постель на «серебряных берегах», окутывает белым туманом, чтобы спрятать от преследователей. Игорь бежал только ночью, а днём скрывался в зарослях. Чайки своим криком сообщали ему о приближении погони, и Игорь ускорял бег. Дятлы своим стуком указывали князю нужную дорогу.
Особую красоту рассказу придают повторяющиеся эпитеты красот русской природы, а также и короткие повторения в одном ритме: «земля тутнет, реки мутно текут, пороси поля прикрывают». Это подчёркивает значение природы в поэме и неторопливость рассказа.
Через описание богатства природы автор рисует широкие просторы Руси. Именно эту красоту нужно оберегать русским людям, любить её природу, хранить единство Руси. Князь Игорь, поняв свою вину перед Родиной, спешит в Киев, где его радостно встречают князья и народ. Распри позади. Впереди – укрепление мощи Родной земли, уверенность в том, что никакие враги больше не страшны.
Читая великий памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве», невольно приходишь к мысли, что все темы в нем подчинены одной общей теме и все чувства подчинены одному высокому чувству. Эта тема — тема Родины, а чувство — любовь к родной земле. Именно Русская земля, весь русский народ, а не какой-либо из князей, являются главным героем произведения.
Стремясь наиболее полно раскрыть и расширить тему родины, автор обращается к прошлому и настоящему Русской земли, противопоставляет ее враждебной Половецкой степи, дополняет откликами других народов: чехов, угров, венецианцев, готов, литвы, ятвагов, деремелов и неких загадочных «хинов» на события, происходящие на Руси. К Русской земле обращена вся полнота личных чувств автора.
Насколько важной для создателя «Слова» является тема Русской земли, можно понять из того, в каком многообразии оттенков выражает он чувство любви к родине, как сильна эмоциональная, лирическая окраска произведения. Здесь чувствуется и тревога автора за судьбу Руси, и тоска войска при расставании с родной землей, и горечь от поражения ее сынов, и горе от разорения ее половцами:
Но уже, о князь Игорь,
померк солнца свет,
а дерево не к добру листву сронило:
по Роси и по Суле города поделили.
А Игорева храброго пока уже не воскресить!
Вместе с тем здесь чувствуется гордость за прошлое и настоящее родного края, и нежная ласка в задушевном лирическом плаче Ярославны, и общая радость по поводу возвращения Игоря, которая распространяется по всей великой Руси:
Солнце светится на небе, —
а Игорь-князь в Русской земле;
девицы поют на Дунае, —
вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
С первых строк произведения мы начинаем ощущать смутную тревогу — тревогу за родную землю, за русское войско. Далее эта тревога постепенно усиливается, проявляясь в мужественной решимости Игоря выступить в поход, в гордых речах Всеволода, в зловещей картине затмения солнца, что войску «тьмою путь заступало», вызывающей ощущение какой-то обреченности. Эта тревога передается и всей природе, она распространяется по всей Руси — к Волге, к Поморью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Автор рисует обширные пространства родины, представляя ее своеобразным живым существом. В Русской земле соединена для создателя поэмы вся история страны. Не случайно в самом начале он говорит, что собирается вести свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Села, города, реки, да и вся природа, также принимающая участие в радостях и печалях русского народа. Половецкая степь, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль. Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Вся огромная Русь находится в поле зрения поэта, введена в круг его повествования. Даже силы природы — ветер, солнце, грозовые тучи, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки, весь широкий фон, на котором разворачиваются события, — передают ощущение бескрайних просторов родины. Но, охватывая своим взором все пространство родины, автор вместе с тем видит и слышит ее во всех деталях. Подробности походной жизни, степных переходов, приемы защиты и нападения, детали вооружения — все это составные части этого всеобъемлющего понятия. Ведь русская земля для поэта — не только русская природа, города, села, но в первую очередь — русский народ, вся его богатая и разнообразная жизнь. Здесь мы видим и мирный труд пахарей, нарушенный усобицами князей, и жен русских воинов, оплакивающих своих мужей. Вместе со всем народом мы переживаем общее горе после поражения войска и радость жителей городов и сел при возвращении Игоря.
Русская земля предстает перед нами страдающей и великой, могущественной и слабой одновременно. Чувство любви к ней в произведении бесконечно меняется, приобретая все новые оттенки. Оно соединяется и с болью за судьбу русского войска, и с раздумьями о прошлом Руси, и с ненавистью к врагам родины. Оно как бы проходит своеобразный путь развития. Зарождаясь в начале произведения, где представляется почти безысходным, оно вступает в конфликт с действительностью, оптимистически усиливается в общем волевом подъеме и приходит к лирическому умиротворению и примирению в торжественном заключении поэмы:
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
против нашествий поганых!
Таким образом, понятие Родины, объединившее в себе описание русской земли, жизни и истории русского народа, чувств людей и самого автора, проходит через все действие «Слова», является его основным художественным образом.
Трудно найти в средневековье другое произведение, в котором так живо и во всех подробностях изображена вся необъятная Русь, и которое способно проникнуть в глубину сердца всего русского народа, вызвать в нем сочувствие к родной земле, боль за ее судьбу, стремление и твердую решимость подняться на ее защиту.
До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. — «Слово о полку Игореве». Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, — нисколько не умаляет величину «Слова…», более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.
русская земля, родная природа, Игорево войско
Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» — намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – «Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту — и степь загородил». Только так – «щитом к щиту» или даже «плечом к плечу» можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!
Как природа переживает поражение Игорева войска
Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, «поникла, жалости полна». Сама природа потеряла свое величие – «и деревья ветви приклонили». Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда — настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из «пут вражеских».
Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.
Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»
Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить
«Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты…
Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
Земля гремит,
Реки текут мутно,
Прахи поля покрывают,
Стяги глаголют!
Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».
«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна — он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где — идти своим, новаторским, путем.
Одно несомненно — автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» — патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты…
Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
Природа — активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
Земля гремит,
Реки текут мутно,
Прахи поля покрывают,
Стяги глаголют!
Но помочь Игорю даже природа не в состоянии — слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец — сам Бог указывал князю правильный путь:
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь — русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» — князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе — Игорь-князь в Русской земле!»
Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».
“Слово о полку Игореве” – это очень важный памятник письменности в литературе Киевского времени. Он был написан в XII веке неизвестным автором.
Русские князья во главе со Святославом Киевским разбили половцев. Игорь Новогородский, его брат Всеволод Трубачевский и Владимир из Путивля завидовали им и захотели совершить ещё более важную и успешную битву, а так же Игорь хотел освободить свою землю от врагов. Это и стало причиной похода. Природа предупреждала затмением солнца о скором несчастье, но Игорь не считал это преднаменованием. Он всё равно решил идти в поход, считая его своей судьбой.
Когда Игорь поехал со своими войнами в Дону, то вокруг них природа была волнующейся и тревожной. Она предупреждала о беде. Всё вокруг было темно, волки выли, птицы беду стерегли по дубам.
Первая битва князей с половцами прошла успешно для русичей. Но на следующий день природа стала очень хмурой: черные тучи шли с моря, молнии сверкали, поднялся сильный ветер, реки стали мутными. Половцы шли на князей от Дона. Обступили они русичей и началось второе сражение. Два дня бились полки с половцами. На третий день пали войска Игоревы. Князья были убиты. Горе прошло по всей Русской земле. Жены оплакивали своих мужей, погибших в бою. Ярославна горевала по Игорю и обращалась к ветру с просьбой о том, чтобы он возлелеял князя и спас его жизнь. Говорила, что хочет забыть слезы, а так же она обращалась к солнцу: “что же ты войско князя удалое жаркими лучами обожгла?”. Ярославне было очень горько и печально из-за этого события, которое повлияло на судьбу многих людей по всей Русской земле.
Когда стемнело, то решил князь Игорь убежать из плена кончака. Но вежи половецкие узнали об этом и стали преследовать князя. Тогда вороны, галки и сороки замолчали. Только змеи ползали в траве. Дятлы указывали Игорю путь к Донцу, соловьи своими песнями преднаменовали приближение рассвета.
Автор очень часто обращается к Русской земле, как к живому, чувствующему все происходящие события существу: “О Русская земля! Ты уже за холмом…”
Каждая строчка произведения проникнута глубокими чувствами и переживаниями поэта. Это показано в том, что автор сочувствовал о поражении войск Игоря, ему было печально за жен, у которых в этой битве трагически погибли мужья. Природа тоже была хмурой. И сейчас все люди знают это произведение, так как к нему нельзя отнестись равнодушно. Это отрывок из истории России, который нельзя забыть.
ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ ЗЕМЛЕ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Главным героем великой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» является не Игорь и его войско, не какой-либо из других русских князей, а вся необъятная, величественная и прекрасная Русская земля. Все образы произведения, все мысли автора подчинены одной большой теме — теме родины, и одному чувству — чувству любви к родной земле.
Искреннюю, возвышенную, поэтическую любовь автора к великой Руси подчеркивает насыщенный эмоциональный фон, многочисленные лирические обращения к родной природе, к Русской земле. «О Русская земля, уже за шеломянемь еси!» — это постоянно повторяющееся восклицание автора напоминает нам о том, что перед нами не история одного похода, а история всего Русского государства, всей великой и необъятной Руси.
Вместе с воинами княжеской дружины автор сожалеет о разлуке с родной землей, захваченной врагом, скорбит о гибели великих храбрых русских воинов:
Но уже,о князь Игорь,
померк солнца свет,
а дерево не к добру листву сронило:
по Роси и по Суле города поделили.
А Игорева храброго полка уже не воскресить!
С самых первых строк произведения мы чувствуем тревогу автора за судьбу Руси, русского войска и всего русского народа. Эта тревога передается и князьям, и воинам, и самой природе. Она распространяется по всей Руси — к Волге, к Поморью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Обширные пространства родины предстают перед нами как некое живое, чувствующее, мыслящее существо. И это существо вбирает в себя поля, степи, леса, моря, реки. Автор с гордостью проводит нас Половецкой степью, открывает перед нами необъятные просторы земли, ее моря, многочисленные реки — Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, ее великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Автор ощущает родину как единое огромное целое. Он обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, к птицам — как к частям этого целого.
Автор «Слова…» гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Сожалея о поражении Игорева войска и о гибели людей, он в то же время уверен в будущих великих победах Руси. Испытывая чувство гордости и безграничного восхищения родной землей, ее необъятными просторами, автор восхищается и русским народом. Ведь родина для него — это и природа, и воздух, и села, и города, и люди — воины и простые труженики. С теплотой и нежностью упоминает автор поэмы о мирном труде русских пахарей, сожалея, что постоянные распри и междоусобицы князей нарушают гармонию этого труда. Он полностью разделяет горе русского народа, потерявшего лучших своих воинов в необдуманной, бессмысленной, обреченной на неудачу битве. Горе народа — это и его личное горе. Ему больно сознавать, что русские князья, вместо того чтобы объединиться против общего врага, враждуют между собой. Именно из горячей любви к родной земле он обращается с призывом о прекращении междоусобиц:
Ярослава все внуки и Всеслава, склоните стяги свои, вложите в ножны мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Прекрасным памятником древнерусской литературы является созданное неизвестным автором «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русского князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не знаем, кем он был, как оказался свидетелем исторических событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тонкостях открывается богатый душевный мир автора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую очередь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Слова… » словно бы становится единым и неделимым целым.
Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы играет природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреждает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к русскому народу.
В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом походе, не описание исторических событий, сражений, побед и поражений. Автор стремился в своем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно победить врага, что только объединив усилия, сплотив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасности красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
…кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
Князь Игорь не обращает внимания на предупреждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнаменования. Мы еще не знаем, что русское войско должно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войском:
Уже несчастий его подстерегают птицы
по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
К образам природы прибегает автор в стремлении предотвратить трагедию русской дружины. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело поражение и было вынуждено отступать, его отступление снова сопровождают печальные картины природы. Природа страдает вместе с воинами: деревья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символичный смысл: это противопоставление войны и мирного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачивается соколом и бьет гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стремится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплыми туманами.
«Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты…
Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
Земля гремит,
Реки текут мутно,
Прахи поля покрывают,
Стяги глаголют!
Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».
До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. – “Слово о полку Игореве”. Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, – нисколько не умаляет величину “Слова…”, более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.
русская земля, родная природа, Игорево войско
Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле “…кровяные зори возвещают бедствие с утра”, “надвигается туча”, “вспыхивают молнии”. После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. ” …Стоном стонет мать-земля сырая…” – намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – “Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту – и степь загородил”. Только так – “щитом к щиту” или даже “плечом к плечу” можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!
Как природа переживает поражение Игорева войска
Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, “поникла, жалости полна”. Сама природа потеряла свое величие – “и деревья ветви приклонили”. Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда – настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из “пут вражеских”.
Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.
Роль рефрена “О, Русская земля! Ты уже за холмом…”
Рефрен “О, Русская земля, ты уже за холмом!” повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
В “Слове о полку Игореве” тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое “златое слово”. Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить
Имя автора “Слова о полку Игореве” – неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат – в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике – певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.
Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.
Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.
СОЧИНЕНИЕ
Русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве»
Вступление: идея похода, природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.
Основная часть:
А) роль пейзажа накануне битвы русских с половцами
Б) как природа переживает поражение войска Игоря
В) обращение к силам природы в «плаче Ярославны»
Г) как родная земля помогает Игорю при побеге из плена
Д) роль рефрена
Заключение: как через глубокое и проникновенное изображение русской природы автор проводит идею единства, сочувствия и любви к родной Земле.
Поэма «Слово о полку Игореве» было написано очень давно, в XII веке и признано самым значительным произведением древнерусской литературы, которое интересно читать и в наше время. Потому что эта книга не только открывает красоту русского языка, но и потому, что древний автор сумел показать любовь к родине, к своему народу, родной земле. А это важно для всех, кто живёт в России.
Большую роль в описании событий играет образ русской природы. Природа изображена как действующее лицо. Она переживает вместе со всеми людьми и горе и радость, переживает за судьбу Руси. Автор – знаток природы, он описывает особенности рек, степей, лесов и природных явлений.
Смелый, но недальновидный князь Игорь идёт в поход на половцев в одиночку и терпит поражение. Тогда он не думал об объединении князей для борьбы с врагом, думал, что легко одолеет половцев. Но главная идея автора – не показать неудачный поход Игоря, а рассказать о необходимости объединить все русские земли.
Природа предостерегала Игоря от похода солнечным затмением, грозой, как бы пытаясь остановить его войско. Но князь не обратил на это внимание.
Синие мрачные тучи нависли над войском половцев, которые идут навстречу русской дружине. Поражение князя Игоря и его воинов также показано в виде печально склонившихся деревьев. Деревья теряют листву, и даже зелёная трава поникла.
К русской природе обращается Ярославна. Её образ помогает понять скорбь всех женщин, чьи мужья погибли в битве с половцами. Княгиня просит ветер, реку Днепр и солнце, измучившему воинов жаждой в сухой степи, спасти Игоря. Ярославна верит, что только природа сможет помочь её горю.
Природа помогает Игорю спастись из плена. Он разговаривает с рекой и река стелет князю зелёную постель на «серебряных берегах», окутывает белым туманом, чтобы спрятать от преследователей. Игорь бежал только ночью, а днём скрывался в зарослях. Чайки своим криком сообщали ему о приближении погони, и Игорь ускорял бег. Дятлы своим стуком указывали князю нужную дорогу.
Особую красоту рассказу придают повторяющиеся эпитеты красот русской природы, а также и короткие повторения в одном ритме: «земля тутнет, реки мутно текут, пороси поля прикрывают». Это подчёркивает значение природы в поэме и неторопливость рассказа.
Через описание богатства природы автор рисует широкие просторы Руси. Именно эту красоту нужно оберегать русским людям, любить её природу, хранить единство Руси. Князь Игорь, поняв свою вину перед Родиной, спешит в Киев, где его радостно встречают князья и народ. Распри позади. Впереди – укрепление мощи Родной земли, уверенность в том, что никакие враги больше не страшны.
Читая великий памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве», невольно приходишь к мысли, что все темы в нем подчинены одной общей теме и все чувства подчинены одному высокому чувству. Эта тема — тема Родины, а чувство — любовь к родной земле. Именно Русская земля, весь русский народ, а не какой-либо из князей, являются главным героем произведения.
Стремясь наиболее полно раскрыть и расширить тему родины, автор обращается к прошлому и настоящему Русской земли, противопоставляет ее враждебной Половецкой степи, дополняет откликами других народов: чехов, угров, венецианцев, готов, литвы, ятвагов, деремелов и неких загадочных «хинов» на события, происходящие на Руси. К Русской земле обращена вся полнота личных чувств автора.
Насколько важной для создателя «Слова» является тема Русской земли, можно понять из того, в каком многообразии оттенков выражает он чувство любви к родине, как сильна эмоциональная, лирическая окраска произведения. Здесь чувствуется и тревога автора за судьбу Руси, и тоска войска при расставании с родной землей, и горечь от поражения ее сынов, и горе от разорения ее половцами:
Но уже, о князь Игорь,
померк солнца свет,
а дерево не к добру листву сронило:
по Роси и по Суле города поделили.
А Игорева храброго пока уже не воскресить!
Вместе с тем здесь чувствуется гордость за прошлое и настоящее родного края, и нежная ласка в задушевном лирическом плаче Ярославны, и общая радость по поводу возвращения Игоря, которая распространяется по всей великой Руси:
Солнце светится на небе, —
а Игорь-князь в Русской земле;
девицы поют на Дунае, —
вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
С первых строк произведения мы начинаем ощущать смутную тревогу — тревогу за родную землю, за русское войско. Далее эта тревога постепенно усиливается, проявляясь в мужественной решимости Игоря выступить в поход, в гордых речах Всеволода, в зловещей картине затмения солнца, что войску «тьмою путь заступало», вызывающей ощущение какой-то обреченности. Эта тревога передается и всей природе, она распространяется по всей Руси — к Волге, к Поморью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Автор рисует обширные пространства родины, представляя ее своеобразным живым существом. В Русской земле соединена для создателя поэмы вся история страны. Не случайно в самом начале он говорит, что собирается вести свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Села, города, реки, да и вся природа, также принимающая участие в радостях и печалях русского народа. Половецкая степь, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль. Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Вся огромная Русь находится в поле зрения поэта, введена в круг его повествования. Даже силы природы — ветер, солнце, грозовые тучи, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки, весь широкий фон, на котором разворачиваются события, — передают ощущение бескрайних просторов родины. Но, охватывая своим взором все пространство родины, автор вместе с тем видит и слышит ее во всех деталях. Подробности походной жизни, степных переходов, приемы защиты и нападения, детали вооружения — все это составные части этого всеобъемлющего понятия. Ведь русская земля для поэта — не только русская природа, города, села, но в первую очередь — русский народ, вся его богатая и разнообразная жизнь. Здесь мы видим и мирный труд пахарей, нарушенный усобицами князей, и жен русских воинов, оплакивающих своих мужей. Вместе со всем народом мы переживаем общее горе после поражения войска и радость жителей городов и сел при возвращении Игоря.
Русская земля предстает перед нами страдающей и великой, могущественной и слабой одновременно. Чувство любви к ней в произведении бесконечно меняется, приобретая все новые оттенки. Оно соединяется и с болью за судьбу русского войска, и с раздумьями о прошлом Руси, и с ненавистью к врагам родины. Оно как бы проходит своеобразный путь развития. Зарождаясь в начале произведения, где представляется почти безысходным, оно вступает в конфликт с действительностью, оптимистически усиливается в общем волевом подъеме и приходит к лирическому умиротворению и примирению в торжественном заключении поэмы:
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
против нашествий поганых!
Таким образом, понятие Родины, объединившее в себе описание русской земли, жизни и истории русского народа, чувств людей и самого автора, проходит через все действие «Слова», является его основным художественным образом.
Трудно найти в средневековье другое произведение, в котором так живо и во всех подробностях изображена вся необъятная Русь, и которое способно проникнуть в глубину сердца всего русского народа, вызвать в нем сочувствие к родной земле, боль за ее судьбу, стремление и твердую решимость подняться на ее защиту.
До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. — «Слово о полку Игореве». Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, — нисколько не умаляет величину «Слова…», более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.
русская земля, родная природа, Игорево войско
Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» — намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – «Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту — и степь загородил». Только так – «щитом к щиту» или даже «плечом к плечу» можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!
Как природа переживает поражение Игорева войска
Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, «поникла, жалости полна». Сама природа потеряла свое величие – «и деревья ветви приклонили». Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда — настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из «пут вражеских».
Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.
Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»
Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить
«Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты…
Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
Земля гремит,
Реки текут мутно,
Прахи поля покрывают,
Стяги глаголют!
Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».
«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна — он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где — идти своим, новаторским, путем.
Одно несомненно — автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» — патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты…
Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
Природа — активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
Земля гремит,
Реки текут мутно,
Прахи поля покрывают,
Стяги глаголют!
Но помочь Игорю даже природа не в состоянии — слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец — сам Бог указывал князю правильный путь:
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь — русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» — князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе — Игорь-князь в Русской земле!»
Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».
“Слово о полку Игореве” – это очень важный памятник письменности в литературе Киевского времени. Он был написан в XII веке неизвестным автором.
Русские князья во главе со Святославом Киевским разбили половцев. Игорь Новогородский, его брат Всеволод Трубачевский и Владимир из Путивля завидовали им и захотели совершить ещё более важную и успешную битву, а так же Игорь хотел освободить свою землю от врагов. Это и стало причиной похода. Природа предупреждала затмением солнца о скором несчастье, но Игорь не считал это преднаменованием. Он всё равно решил идти в поход, считая его своей судьбой.
Когда Игорь поехал со своими войнами в Дону, то вокруг них природа была волнующейся и тревожной. Она предупреждала о беде. Всё вокруг было темно, волки выли, птицы беду стерегли по дубам.
Первая битва князей с половцами прошла успешно для русичей. Но на следующий день природа стала очень хмурой: черные тучи шли с моря, молнии сверкали, поднялся сильный ветер, реки стали мутными. Половцы шли на князей от Дона. Обступили они русичей и началось второе сражение. Два дня бились полки с половцами. На третий день пали войска Игоревы. Князья были убиты. Горе прошло по всей Русской земле. Жены оплакивали своих мужей, погибших в бою. Ярославна горевала по Игорю и обращалась к ветру с просьбой о том, чтобы он возлелеял князя и спас его жизнь. Говорила, что хочет забыть слезы, а так же она обращалась к солнцу: “что же ты войско князя удалое жаркими лучами обожгла?”. Ярославне было очень горько и печально из-за этого события, которое повлияло на судьбу многих людей по всей Русской земле.
Когда стемнело, то решил князь Игорь убежать из плена кончака. Но вежи половецкие узнали об этом и стали преследовать князя. Тогда вороны, галки и сороки замолчали. Только змеи ползали в траве. Дятлы указывали Игорю путь к Донцу, соловьи своими песнями преднаменовали приближение рассвета.
Автор очень часто обращается к Русской земле, как к живому, чувствующему все происходящие события существу: “О Русская земля! Ты уже за холмом…”
Каждая строчка произведения проникнута глубокими чувствами и переживаниями поэта. Это показано в том, что автор сочувствовал о поражении войск Игоря, ему было печально за жен, у которых в этой битве трагически погибли мужья. Природа тоже была хмурой. И сейчас все люди знают это произведение, так как к нему нельзя отнестись равнодушно. Это отрывок из истории России, который нельзя забыть.
ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ ЗЕМЛЕ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Главным героем великой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» является не Игорь и его войско, не какой-либо из других русских князей, а вся необъятная, величественная и прекрасная Русская земля. Все образы произведения, все мысли автора подчинены одной большой теме — теме родины, и одному чувству — чувству любви к родной земле.
Искреннюю, возвышенную, поэтическую любовь автора к великой Руси подчеркивает насыщенный эмоциональный фон, многочисленные лирические обращения к родной природе, к Русской земле. «О Русская земля, уже за шеломянемь еси!» — это постоянно повторяющееся восклицание автора напоминает нам о том, что перед нами не история одного похода, а история всего Русского государства, всей великой и необъятной Руси.
Вместе с воинами княжеской дружины автор сожалеет о разлуке с родной землей, захваченной врагом, скорбит о гибели великих храбрых русских воинов:
Но уже,о князь Игорь,
померк солнца свет,
а дерево не к добру листву сронило:
по Роси и по Суле города поделили.
А Игорева храброго полка уже не воскресить!
С самых первых строк произведения мы чувствуем тревогу автора за судьбу Руси, русского войска и всего русского народа. Эта тревога передается и князьям, и воинам, и самой природе. Она распространяется по всей Руси — к Волге, к Поморью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Обширные пространства родины предстают перед нами как некое живое, чувствующее, мыслящее существо. И это существо вбирает в себя поля, степи, леса, моря, реки. Автор с гордостью проводит нас Половецкой степью, открывает перед нами необъятные просторы земли, ее моря, многочисленные реки — Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, ее великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Автор ощущает родину как единое огромное целое. Он обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, к птицам — как к частям этого целого.
Автор «Слова…» гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Сожалея о поражении Игорева войска и о гибели людей, он в то же время уверен в будущих великих победах Руси. Испытывая чувство гордости и безграничного восхищения родной землей, ее необъятными просторами, автор восхищается и русским народом. Ведь родина для него — это и природа, и воздух, и села, и города, и люди — воины и простые труженики. С теплотой и нежностью упоминает автор поэмы о мирном труде русских пахарей, сожалея, что постоянные распри и междоусобицы князей нарушают гармонию этого труда. Он полностью разделяет горе русского народа, потерявшего лучших своих воинов в необдуманной, бессмысленной, обреченной на неудачу битве. Горе народа — это и его личное горе. Ему больно сознавать, что русские князья, вместо того чтобы объединиться против общего врага, враждуют между собой. Именно из горячей любви к родной земле он обращается с призывом о прекращении междоусобиц:
Ярослава все внуки и Всеслава, склоните стяги свои, вложите в ножны мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Прекрасным памятником древнерусской литературы является созданное неизвестным автором «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русского князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не знаем, кем он был, как оказался свидетелем исторических событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тонкостях открывается богатый душевный мир автора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую очередь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Слова… » словно бы становится единым и неделимым целым.
Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы играет природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреждает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к русскому народу.
В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом походе, не описание исторических событий, сражений, побед и поражений. Автор стремился в своем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно победить врага, что только объединив усилия, сплотив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасности красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
…кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
Князь Игорь не обращает внимания на предупреждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнаменования. Мы еще не знаем, что русское войско должно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войском:
Уже несчастий его подстерегают птицы
по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
К образам природы прибегает автор в стремлении предотвратить трагедию русской дружины. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело поражение и было вынуждено отступать, его отступление снова сопровождают печальные картины природы. Природа страдает вместе с воинами: деревья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символичный смысл: это противопоставление войны и мирного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачивается соколом и бьет гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стремится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплыми туманами.