Сочинение на тему русская земля родная природа в слове о полку

8 вариантов

  1. В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины. Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина. С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу). Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне: «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!» Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой. С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  2. До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. — «Слово о полку Игореве». Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, — нисколько не умаляет величину «Слова…», более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.
    русская земля, родная природа, Игорево войско
    Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
    Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» — намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
    Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – «Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту — и степь загородил». Только так – «щитом к щиту» или даже «плечом к плечу» можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!
    Как природа переживает поражение Игорева войска
    Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, «поникла, жалости полна». Сама природа потеряла свое величие – «и деревья ветви приклонили». Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда — настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из «пут вражеских».
    Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
    Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.
    Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»
    Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
    В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить

  3. 3
    Текст добавил: Не_ГрУстИ_УлЫбниСь

    «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
    Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
    Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
    Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
    Земля гремит,
    Реки текут мутно,
    Прахи поля покрывают,
    Стяги глаголют!
    Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
    Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
    Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

  4. До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. – “Слово о полку Игореве”. Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, – нисколько не умаляет величину “Слова…”, более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.
    русская земля, родная природа, Игорево войско
    Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
    Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле “…кровяные зори возвещают бедствие с утра”, “надвигается туча”, “вспыхивают молнии”. После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. ” …Стоном стонет мать-земля сырая…” – намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
    Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – “Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту – и степь загородил”. Только так – “щитом к щиту” или даже “плечом к плечу” можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!
    Как природа переживает поражение Игорева войска
    Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, “поникла, жалости полна”. Сама природа потеряла свое величие – “и деревья ветви приклонили”. Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда – настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из “пут вражеских”.
    Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
    Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.
    Роль рефрена “О, Русская земля! Ты уже за холмом…”
    Рефрен “О, Русская земля, ты уже за холмом!” повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
    В “Слове о полку Игореве” тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое “златое слово”. Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить

  5. СОЧИНЕНИЕ
    Русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве»
    Вступление: идея похода, природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.
    Основная часть:
    А) роль пейзажа накануне битвы русских с половцами
    Б) как природа переживает поражение войска Игоря
    В) обращение к силам природы в «плаче Ярославны»
    Г) как родная земля помогает Игорю при побеге из плена
    Д) роль рефрена
    Заключение: как через глубокое и проникновенное изображение русской природы автор проводит идею единства, сочувствия и любви к родной Земле.
    Поэма «Слово о полку Игореве» было написано очень давно, в XII веке и признано самым значительным произведением древнерусской литературы, которое интересно читать и в наше время. Потому что эта книга не только открывает красоту русского языка, но и потому, что древний автор сумел показать любовь к родине, к своему народу, родной земле. А это важно для всех, кто живёт в России.
    Большую роль в описании событий играет образ русской природы. Природа изображена как действующее лицо. Она переживает вместе со всеми людьми и горе и радость, переживает за судьбу Руси. Автор – знаток природы, он описывает особенности рек, степей, лесов и природных явлений.
    Смелый, но недальновидный князь Игорь идёт в поход на половцев в одиночку и терпит поражение. Тогда он не думал об объединении князей для борьбы с врагом, думал, что легко одолеет половцев. Но главная идея автора – не показать неудачный поход Игоря, а рассказать о необходимости объединить все русские земли.
    Природа предостерегала Игоря от похода солнечным затмением, грозой, как бы пытаясь остановить его войско. Но князь не обратил на это внимание.
    Синие мрачные тучи нависли над войском половцев, которые идут навстречу русской дружине. Поражение князя Игоря и его воинов также показано в виде печально склонившихся деревьев. Деревья теряют листву, и даже зелёная трава поникла.
    К русской природе обращается Ярославна. Её образ помогает понять скорбь всех женщин, чьи мужья погибли в битве с половцами. Княгиня просит ветер, реку Днепр и солнце, измучившему воинов жаждой в сухой степи, спасти Игоря. Ярославна верит, что только природа сможет помочь её горю.
    Природа помогает Игорю спастись из плена. Он разговаривает с рекой и река стелет князю зелёную постель на «серебряных берегах», окутывает белым туманом, чтобы спрятать от преследователей. Игорь бежал только ночью, а днём скрывался в зарослях. Чайки своим криком сообщали ему о приближении погони, и Игорь ускорял бег. Дятлы своим стуком указывали князю нужную дорогу.
    Особую красоту рассказу придают повторяющиеся эпитеты красот русской природы, а также и короткие повторения в одном ритме: «земля тутнет, реки мутно текут, пороси поля прикрывают». Это подчёркивает значение природы в поэме и неторопливость рассказа.
    Через описание богатства природы автор рисует широкие просторы Руси. Именно эту красоту нужно оберегать русским людям, любить её природу, хранить единство Руси. Князь Игорь, поняв свою вину перед Родиной, спешит в Киев, где его радостно встречают князья и народ. Распри позади. Впереди – укрепление мощи Родной земли, уверенность в том, что никакие враги больше не страшны.

  6. События, описанные в поэме «Слово о полку Игореве», происходят в седой древности, но и до сих пор не иссяк читательский интерес к этому созданию безымянного автора. Из глубины веков он поведал нам, потомкам тех русских воинов, как жили, страдали, радовались наши предки, во что верили, что любили и что ненавидели. И красной нитью проходит в этом повествовании мастерски созданный автором образ русской природы.
    Древний писатель, сам очарованный красотой этих тихих речек, необозримых степей, дремучих лесов, сделал природу одним из самых главных персонажей своего повествования. Даже природные стихии, небесные светила становятся у него полноправными «действующими лицами» и имеют значение для понимания трагичности сюжета.
    О чем же говорит природа, о чем предупреждает она смелого, но не слишком дальновидного князя Игоря, когда он идет в поход на половцев? Почему даже такие мощные сигналы, как затмение солнца и последующая за ним гроза, не заставили его отказаться от своего замысла одолеть коварного врага?
    Князь «вступает в злат стремень» потому, что он отчаянно храбр, а гордость не позволяет ему, предчувствовавшему неудачу, отступить от своего намерения. Для язычника князя Игоря плохие предзнаменования были отнюдь не пустыми угрозами, но князь не остановился перед ними, так как верил, что ведет свои войска за правое дело.
    Хоть «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии», « …Стоном стонет мать-земля сырая…», Игорь со своим войском «Щит к щиту — и степь загородил».
    Бой, сначала принесший победу, закончился поражением, и теперь степь «поникла, жалости полна», облетела листва с деревьев, они печально склонили свои ветви, поблекла трава. Русская земля скорбит о поражении вместе со своими сынами. Родная природа помогает князю в побеге из половецкого плена, когда он превращается сначала в гоголя, потом в тростник, потом в сокола.
    К силам природы обращается и плачущая Ярославна, верная жена князя. Она молит о помощи само «светлое и тресветлое» Солнце, чтобы оно не жгло её мужа своими жаркими лучами. Она просит ветер, чтобы он не метал вражеские стрелы на русское войско. Она обращается к Днепру, пробившему даже каменные горы, чтобы он живым принес к ней её «ладу» — любимого супруга. Не будь такой помощи от природы, не смог бы вернуться князь в родной Киев – такую мысль передает автор своему читателю через столетия.
    Так в «Слове о полку Игореве» автор искусно вплетает в жизнь своих героев природные явления. И мы понимаем, как неразрывно были тогда связаны люди и окружавшая их природа родной страны. Мы видим, насколько необъятна, богата  и прекрасна Русь; понимаем, как важно хранить, не допуская междоусобиц, её единство. И тогда с помощью матери-природы Русь всегда сможет противостоять в битвах с самым коварным и сильным врагом. История гласит, что так бывало, и не один раз. Но это уже тема для другого сочинения.

  7. “Слово о полку Игореве” – это очень важный памятник письменности в литературе Киевского времени. Он был написан в XII веке неизвестным автором.
    Русские князья во главе со Святославом Киевским разбили половцев. Игорь Новогородский, его брат Всеволод Трубачевский и Владимир из Путивля завидовали им и захотели совершить ещё более важную и успешную битву, а так же Игорь хотел освободить свою землю от врагов. Это и стало причиной похода. Природа предупреждала затмением солнца о скором несчастье, но Игорь не считал это преднаменованием. Он всё равно решил идти в поход, считая его своей судьбой.
    Когда Игорь поехал со своими войнами в Дону, то вокруг них природа была волнующейся и тревожной. Она предупреждала о беде. Всё вокруг было темно, волки выли, птицы беду стерегли по дубам.
    Первая битва князей с половцами прошла успешно для русичей. Но на следующий день природа стала очень хмурой: черные тучи шли с моря, молнии сверкали, поднялся сильный ветер, реки стали мутными. Половцы шли на князей от Дона. Обступили они русичей и началось второе сражение. Два дня бились полки с половцами. На третий день пали войска Игоревы. Князья были убиты. Горе прошло по всей Русской земле. Жены оплакивали своих мужей, погибших в бою. Ярославна горевала по Игорю и обращалась к ветру с просьбой о том, чтобы он возлелеял князя и спас его жизнь. Говорила, что хочет забыть слезы, а так же она обращалась к солнцу: “что же ты войско князя удалое жаркими лучами обожгла?”. Ярославне было очень горько и печально из-за этого события, которое повлияло на судьбу многих людей по всей Русской земле.
    Когда стемнело, то решил князь Игорь убежать из плена кончака. Но вежи половецкие узнали об этом и стали преследовать князя. Тогда вороны, галки и сороки замолчали. Только змеи ползали в траве. Дятлы указывали Игорю путь к Донцу, соловьи своими песнями преднаменовали приближение рассвета.
    Автор очень часто обращается к Русской земле, как к живому, чувствующему все происходящие события существу: “О Русская земля! Ты уже за холмом…”
    Каждая строчка произведения проникнута глубокими чувствами и переживаниями поэта. Это показано в том, что автор сочувствовал о поражении войск Игоря, ему было печально за жен, у которых в этой битве трагически погибли мужья. Природа тоже была хмурой. И сейчас все люди знают это произведение, так как к нему нельзя отнестись равнодушно. Это отрывок из истории России, который нельзя забыть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *