Сочинение на тему русская земля в слове

8 вариантов

  1. Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.
    Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди,  которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

    Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

    Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.
    Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто  его не обрабатывает.
    Автор сравнивает пашню с погостом, где вместо жита только вороны. Именно в этом эпизоде видны читателю эмоции автора по этому поводу.
    По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.
    Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает  горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….
    Автор Древней Руси мучительно и тревожно показывает ночь перед боем. Читая слова, мы представляем себе как непросто русичам….
    Автор относится к Русской земле, как к живому существу. Он любит ее, жалеет ее; он – истинный патриот.
    Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью  к Родине.
    Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.
    Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.
    Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.
    Если анализировать канву пейзажа далее, то видим, что она оплетает и людей, о которых идет речь в данном письменном памятнике.
    Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.
    Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.
    Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….
    Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.
    Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.
    Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

  2. “Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
    Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
    “Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

  3. Слово о полку Игореве — древний памятник литературы, который был написан не установленным по настоящее время автором. Свою работу писатель написал в двенадцатом веке и посвятил его походу Игоря на половцев. Но в центре работы не только история Руси с ее событиями, и не просто описание неудачного похода и выдвинутая проблема феодальной раздробленности. Автор изображает образ русской земли в Слове о полку Игореве. Почти во всех строчках чувствуется любовь писателя к русским просторам, землям окружающей действительность. Об этом мы и напишем наше сочинение.

    Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

    Читая произведение, мы видим, что образ русской земли в Слове… везде, ведь он сопровождает героев. Впрочем, образ земли это и есть образы самих героев с их окружением. Какая бы встреча не происходила, какие бы события не описывались, везде мы видим и землю с ее обширными степями, густыми лесами и высокими холмами. В произведении мы видим единение образа русской земли с природой, поэтому вполне логично желание автора описывать природные явления, где он пишет о свете солнца, дуновении ветра и блеске молний. Он пишет о птицах, что живут на страницах произведения, о бескрайних просторах и красивых серебристых берегах.

  4. Образ русской земли является неотъемлемой частью древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».
    В начале поэмы автор дает названия рек, которые текут через русские земли. Во второй части произведения автор перечисляет князей и названия удельных княжеств, на которые распалось некогда единое государство. Благодаря этому читатели имеют представление о том, насколько обширны были русские владения.
    Но русская земля это не только территория, это и природа, и города, и села, реки, озера. Все это автор включил в образ Руси, которая распалась на удельные княжества и из-за этого потерпела поражение в борьбе с половцами.
    Именно природа русской земли помогает нам лучше почувствовать настроение, и понять мысли автора, которые он вложил в свое произведение. Именно природа подсказывает людям, что нельзя одному князю идти в бой против врага, что для этого надо объединиться всем русским князьям. Солнечное затмение, волчий вой, орлиный клекот, все предупреждало Игоря о гибели, на которую он обрекает своих славных воинов. Вся русская земля оплакивала погибших русских воинов («Приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло»). В тоже время сама русская земля пришла на помощь Игорю, когда он решил совершить побег из плена. Животные и птицы берегут княжеский сон, подсказывают ему путь домой. С возвращением князя Игоря меняется и русская земля. Города ликуют, все рады тому, что вернулся домой молодой князь, что теперь Русь сможет дать отпор врагу из степи.
    Таким образом, образ русской земли играет очень важную роль в этой героической поэме. Он помогает нам лучше понять замысел автора произведения, он отражает настроение поэмы, и неразрывно связан с природой нашей страны.

  5. Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», посвящённое неудачному походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича. Произведение было создано в конце XII века, автор остался неизвестным. На сегодняшний день существует несколько переводов «Слова», каждый из которых сохраняет общую идею произведения.
    Поход на половцев был лишь поводом для написания произведения о судьбе русского государства. Причём образ русской земли занимает особое место в «Слове» и становится причиной глубоких философских размышлений автора. Произведение отразило тяжелейший период истории Древней Руси – время феодальной раздробленности. Поэтому русская земля показана страдающей, изнывающей от бесконечных княжеских междоусобиц. И именно в них автор видит причины постоянных поражений русских князей в борьбе с внешними врагами.
    «Слово о полку Игореве» содержит в себе многочисленные символы грядущей беды, связанные с образом русской земли. Это и солнечное затмение, воспринятое дружиной князя как недобрый знак, и звук лязгающих мечей, ранящих воинов и проливающих на русскую землю кровь, и хищные птицы, сопровождающие князя по дороге к полю битвы и предвещающие ему скорое поражение и неудачу. Но, несмотря на тяжёлое положение, автора не покидает надежда на то, что рано или поздно войны прекратятся и русская земля снова оживёт и расцветёт. Это видно и при анализе пейзажей: всю природу автор наделяет человеческими качествами. Например, природа скорбит вместе со всей дружиной, когда князь Игорь терпит поражение, а звук от меча проносится по всей территории Древней Руси до самых отдалённых её частей вместе с громом.
    Таким образом, в центральном образе древнерусского «Слова о полку Игореве» автором воплощены наиболее важные идеи для периода княжеских междоусобиц: призыв к единению, патриотизм, служение своей родине и неразрывная связь с историей своего отечества. Автору уже для того времени было важно показать, что природа и судьба русской земли неразрывно связана с человеком, переживая с ним хорошие и плохие моменты его жизни.

  6. Написанная ещё в 12 веке поэма “Слово о полку Игореве” рассказывает о походе на половецкий стан князя. Об освобождении Игоря из плена и возвращении его на Родину. Патриотизм и искренняя любовь к Русской земле просматривается во всём этом грандиозном творении.
    Печаль от вида заброшенных нив, само описание опустелых пашенных земель, где обитают теперь одинокие вороны, вызывает понимание горестного плача автора. В поэме проникновенно воспевается Отчизна. С необыкновенной чуткостью автор относится к горю народа. Его скорбь ставится во главе произведения.
    Автор раскрывает всю скорбь о павших. Описание тревожной ночи перед сражением позволяет увидеть тяжёлые мысли солдат. Гениальная наблюдательность и сильная человеческая любовь помогли передать страдания Руси. В “Слове” патриотические чувства и народность служат определением любви.
    На первых ролях выступает природа. Ей придаётся способность сопереживать и оказывать помощь героям. Одушевление морей и природных стихий чётко видно в описании разворачивающихся действий в “Слове”. Позволяет ощутить широту и простор пейзажа. Даёт возможность рассмотреть полноту исторических событий.
    Очеловечивание ветра позволяет Ярославе обращаться к нему. Связь природы и человека широко охватывается в поэме. Природа наделяется разумом. Виденье широты просторов передаётся в описании больших перелётов птиц. Написавший так живо о природе явно был хорошо с ней знаком. Объединяя и придавая ей конкретику, он призывает и закладывает в сознание непреодолимое желание бороться с узурпатором.
    Всепроникающая любовь является основой к призыву, к единению. “Слово” пронизано образом, которым является Русская земля. От первой до последней строчки показана важность единения. Ведь в тот исторический поход Игорь отправился один на половецкое ханство.
    Растерзанная междоусобными распрями Родина вызывает сострадание. Сильные волнующие чувства, пробуждающие патриотизм, передаются через произведение и сегодня. Любовь к Родине, её образу, высказывается во всём произведении. Современному читателю легко проникнуться и понять чувства автора.

  7. ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ ЗЕМЛЕ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    Главным героем великой древнерусской по­эмы «Слово о полку Игореве» является не Игорь и его войско, не какой-либо из других русских князей, а вся необъятная, величественная и пре­красная Русская земля. Все образы произведе­ния, все мысли автора подчинены одной большой теме — теме родины, и одному чувству — чувству любви к родной земле.
    Искреннюю, возвышенную, поэтическую лю­бовь автора к великой Руси подчеркивает насы­щенный эмоциональный фон, многочисленные лирические обращения к родной природе, к Рус­ской земле. «О Русская земля, уже за шеломянемь еси!» — это постоянно повторяющееся вос­клицание автора напоминает нам о том, что пе­ред нами не история одного похода, а история всего Русского государства, всей великой и необъятной Руси.
    Вместе с воинами княжеской дружины автор сожалеет о разлуке с родной землей, захваченной врагом, скорбит о гибели великих храбрых рус­ских воинов:
    Но уже,о князь Игорь,
    померк солнца свет,
    а дерево не к добру листву сронило:
    по Роси и по Суле города поделили.
    А Игорева храброго полка уже не воскресить!
    С самых первых строк произведения мы чув­ствуем тревогу автора за судьбу Руси, русского войска и всего русского народа. Эта тревога пере­дается и князьям, и воинам, и самой природе. Она распространяется по всей Руси — к Волге, к По­морью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Обширные пространства родины предстают перед нами как некое живое, чувству­ющее, мыслящее существо. И это существо вби­рает в себя поля, степи, леса, моря, реки. Автор с гордостью проводит нас Половецкой степью, от­крывает перед нами необъятные просторы земли, ее моря, многочисленные реки — Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, ее великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Автор ощущает роди­ну как единое огромное целое. Он обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, к птицам — как к ча­стям этого целого.
    Автор «Слова…» гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Сожалея о поражении Игорева войска и о гибели людей, он в то же вре­мя уверен в будущих великих победах Руси. Ис­пытывая чувство гордости и безграничного вос­хищения родной землей, ее необъятными просто­рами, автор восхищается и русским народом. Ведь родина для него — это и природа, и воздух, и села, и города, и люди — воины и простые тру­женики. С теплотой и нежностью упоминает ав­тор поэмы о мирном труде русских пахарей, со­жалея, что постоянные распри и междоусобицы князей нарушают гармонию этого труда. Он пол­ностью разделяет горе русского народа, потеряв­шего лучших своих воинов в необдуманной, бес­смысленной, обреченной на неудачу битве. Горе народа — это и его личное горе. Ему больно со­знавать, что русские князья, вместо того чтобы объединиться против общего врага, враждуют между собой. Именно из горячей любви к родной земле он обращается с призывом о прекращении междоусобиц:
    Ярослава все внуки и Всеслава, склоните стяги свои, вложите в ножны мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых на землю Русскую,

  8. 8
    Текст добавил: Ходячая проблема

    Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В “Слове…” нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
    В гениальной древней поэме “Слово о полку Игореве” русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств.  Душа автора “Слова”, до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в “Слове” заодно с человеком, заодно выступает с воинами-русичами, перегородившими “великие поля червлеными щитами”. Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. “О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в другом древнерусском памятнике письменности. – Многими красотами дивишь ты – озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли – центральный в “Слове о полку Игореве”. Героем “Слова” является не какой-либо из князей, а русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора.
    Автор “Слова о полку Игореве” рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов – Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи – “стране незнаемой”, её холмам, болотам, “грязевым” местам. Русская земля для автора “Слова о полку Игореве” – это, конечно, не только “земля” в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий. Автор “Слова” говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор “Слова о полку Игореве” рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая “Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы “Слова”: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. “Слово о полку Игореве” в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это “золотое слово” учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *