Поэтому сейчас многие стараются стать популярным, чтобы только их песни и музыку слушали, чтобы казалось, будто именно их творения являются лучшим из придуманного людьми. Ведь, если многие ценят, если есть популярность, то есть и заслуга, которая к этому привела. Только вот слушать современную музыку просто не представляется возможным, иногда гораздо приятнее слушать тишину.
Именно поэтому я заинтересовалась русскими народными песнями, подлинным богатством нашего народа. Чем занимается народ? По большей части работает и не много чего узнает и видит, но вот удивительным образом в народе рождается народная мудрость и глубокое понимание мира.
Конечно, не всегда оно возвышенное и в народе тоже есть много не самых лучших людей, но и у таких есть душа, а душа всегда чиста. И есть у народа тоже душа и когда она поет, рождаются народные песни. При этом они не всегда популярны и не всегда автор и исполнитель стремится к популярности, к тому чтобы стать или выглядеть лучше других, он просто становится голосом народной души.
Есть различные варианты народных песен. К примеру, есть исторические песни, которые сочиняют и до сих пор. По большей части они посвящены войнам, многие слышали «Катюшу» или «Вставай страна», подобные песни сочиняли и в период монгольского ига или когда Иван Грозный шел на Казань.
Лично мне не совсем нравятся подобные песни, хотя они являются воодушевляющими. Все-таки они поют по большей части о временном и, самое главное, чаще всего являются призывом уничтожать других людей, в этом не много народной мудрости. Конечно, иногда такие песни просто нужны, они пробуждают дух народа как защитника собственной земли.
На мой вкус, наиболее интересными являются различные обрядовые песни или такие, которые переделаны из обрядов. Также интересны лирические песни: о любви, красоте природы. Во многих таких произведениях совсем не бытовые подробности, но вековая мудрость, а иногда невероятно тонкое понимание красоты.
Например, есть известная песня «На речке, на речке, на том бережочке..». Ведь сколько в этих строчках красоты и радости, сколько ясности и глубины. Когда понимаешь: так может чувствовать простой человек и такие слова писать, появляется вера в людей и трепетное отношение к своему народу.
Сочинение 2
Народные песни очень разнообразны. Произведения, принадлежащие к ним, имеют авторов, имена которых забыты, но каждая из сохранившихся русских народных песен стала популярной, благодаря своему содержанию, продолжавшему интересовать многих людей в разное время.
Существуют разные жанры народных песен. Самые древние – это эпические песни о подвигах богатырей, а также обрядовые, связанные с календарными праздниками. Самые известные календарные песни – это колядки. Праздник, ныне известный как Святки известен очень давно, поэтому сохранились языческие по содержанию и христианские песнопения, с которыми дети обходили дома своей деревни (или, позднее, городского квартала).
Другие песни были тесно связаны с сельскохозяйственными работами. В них часто обыгрывались известные этапы того или другого процесса, воспроизводимого крестьянами в определенный сезон. Кроме того, существуют (и были очень популярны в свое время) песни, посвященные жизни представителей конкретной профессии. Это песни бурлаков, ямщиков или военных. К сожалению, сейчас подобные произведения представителями новых занятий не создаются или же слишком малоизвестны.
Другие песни связаны с семейными событиями. Это свадебные, колыбельные, а также причитания, исполнявшиеся на похоронах.
Много народных песен посвящено любовной теме. Как правило, в них поется о несчастной любви, разлуке и потере друг друга. Близки к ним другие песни лирической тематике, в которых выражена, например, грусть и ностальгия человека, покинувшего родную страну или место, где прошли лучшие годы его жизни.
К народным песням относятся также частушки. В форме четверостиший в них высмеиваются как конкретные люди, так и недостатки, в той или иной мере свойственные многим. В двадцатом веке они были настолько популярны, что власть пыталась использовать частушки для пропаганды, нанимая поэтов-профессионалов облечь в эту форму нужную мысль.
Русская народная песня не исчезла и продолжает жить и развиваться в наше время. В двадцатом веке также появлялись песни неизвестных исполнителей, распространившиеся по всей стране. Современные произведения этого жанра чаще всего называют «городской романс». Однако, фактически, мало что изменилось и устное народное творчество продолжает жить. Кроме того, широкое применение интернета дает дополнительные возможности для распространения песен новых авторов, которым теперь проще донести до широкой аудитории свои творения.
Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили.
Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок за столом в узком кругу близких родственников. В каждой мелодии таится неумная сила гордого народа, борьба за свободу и независимость, человеческое горе и печаль, вера в сказку и надежда на лучшее будущее. Слова народных песен редко нужно учить наизусть: их знают все, от мала до велика практически с самого рождения.
Сочинение про Народные песни 6, 8 класс
Народная песня – это средство выражения и передачи духа того, или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.
Русские народные песни слышим мы и до сих пор. Мало кто не знает самые распространенные из них. Да и как не знать наследие своего народа? Особенно, когда оно так богато.
Много песен сложил наш народ. Передавались они на протяжении столетий из уст в уста, от родителей к детям. Так и дожили они до наших дней, изменяясь и совершенствуясь.
Разнообразны направления и назначения русских народных песен. Почти каждое событие отмечено ими. Разным временам года и различным трудовым действия посвящались они. И понятно: ведь с песней веселей работать! Почти каждому народному празднику, событию есть соответствующие. Игралась ли свадьба, рождалось ли дитя, – народ слагал песню в честь этого.
Происходили значимые для страны и народа события – опять в память о них складывалась песнь, передавая значимость их и отношение к ним людей. И посвящались они, как и тяготам простого народа, так и радостным переменам в их жизни.
Немало сложено песней, прославляющих народных героев. К ним можно отнести и былины, которые сейчас воспринимаем мы больше как сказки. Вернее, это – сказания, предания старины глубокой. Они тоже складывались на протяжении веков. А исполнялись когда-то они именно как песни.
Множество хранится в кладовых народной памяти и различных прибауток, потешек. Их тоже можно отнести к песням. Их издревле применяли люди для того, чтобы что-то объяснить, донести до ребенка, или же просто развлечь его. А чтобы привлечь его внимание, произносились они нараспев.
А сколько народных колыбельных песен дожило до нашего времени! И, они и теперь звучат из уст многих матерей.
И, конечно же, до сих пор пользуются известностью и популярностью лирические народные песни. Они рассказывают о чувствах человека, о переживаниях. Их очень много.
Народная песня – это богатое наследие. Каков сам народ – таковы и его песни. А если они мелодичны и разнообразны – значит, и народ богат культурно и духовно!
Сочинение
8 класс. Исторические песни как жанр устного народного творчества 1 вариант
сочинения
Всем известна покоряющая
сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать
глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.
Этот чудесный жанр фольклора стал
неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование,
пройдя Длительное испытание временем.
Исторические народные песни ценны
тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь
из поколения в поколение без значительных изменений, они на протяжении
многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.
Тематика исторических песен разнообразна
и многогранна: войны, походы, народные восстания, случаи из жизни
царей, государственных деятелей, предводителей бунтов. По ним можно
судить об отношении народа к происходящему, о его приоритетах и
моральных ценностях.
Так, с глубокой скорбью отнеслись
люди к казни бунтовщика Емельяна Пугачева, заступника угнетенных
крестьян, «родного батюшки»:
Емельян ты наш, родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
…Как остались мы, сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать…
Не менее значимыми были для народа и другие провозвестники лучшей
жизни — Ермак, Степан Разин, чьи подвиги и дела стали сюжетом для
песен. В них восхваляются смелость и мужество, смекалка и удаль:
Что возговорит Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, воевода,
Пушкарей ты не турбачь же, свово
пороху не трать же,
Меня пушечка не возьмет, меня ядрышко
не убьет».
Уважение и восхищение, искреннюю любовь народа можно почувствовать
в строках, посвященных казакам, — «людям вольным», которых не может
устрашить ни «грозен царь Иван сын Васильевич», ни «рать великая
— в сорок тысячей».
Они стали драгоценным вкладом в сокровищницу мировой культуры. 2 вариант
сочинения
С давних пор люди слагают песни
о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят
в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни,
однако они не забываются — люди продолжают их петь.
Песни, в которых изображены важные
события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
В старинных исторических песнях
рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями
и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них
поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной
славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же
нашли свое отражение характер русского народа» его доброта, щедрость,
душевность.
Наверное, нет такого места, которое
так или иначе не было бы
запечатлено в устном народном творчестве.
Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка,
и Новгород, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказывают
эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве),
Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.
Песни разинского цикла, в отличие
от других исторических песен, не только эпические, но и лирические.
Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение
шире. В них не только объективное повествование о происходящем,
прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию
и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению,
они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев.
Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими
войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим
«братцам» — удалым добрым молодцам, Разин говорит:
Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
Что до той ли до проточинки Червоныя,
Как до славного до острова Кавалерского.
Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,
Нам атласу и бархату по размеру
всем,
Золотой парчи по достоинствам,
Жемчугу по молодечествам,
А золотой казны сколько надобно.
Основная идея таких песен — выражение стремление к свободе. Они
отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства
начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
В XVIII — первой половине XIX вв.
возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных
по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события
тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756—1761), о походах Суворова
(1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных
переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена
повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения,
тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили
народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых
образов, мыслей, чувств.
В исторических песнях получила отражение
и русско-турецкая война 1877—1878 годов. Эта война в песнях рассматривается
как война за национальную независимость славян.
Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о
выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным
жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или
очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания,
с налетом трагичности.
Главное в народных песнях — выражение
отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических
песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории,
начиная с давних времен и кончая нашими днями.
Песня – музыка, способная проникнуть в самую глубину человеческой души, способная вытащить наружу воспоминания. Она может успокаивать или будоражить, вводить в печаль или пускать в пляс. Песня – мелодия со словами, которые дополняют ноты смыслом, раскрывают его. И этой мелодии слов доступна огромная сила, готовая переменить настрой окружающих.
Песня – душа народа. Правда ли? Чтобы ответить на этот вопрос надо хорошенько поразмыслить.
Если песня так соединена с душой одного человека, то она сумеет объединить и внутреннее составляющее нескольких людей. Сколько перед нами всплывает картин подобных примеров! В обычной жизни и в произведениях художественного мира мы так часто встречаемся с данным явлением, когда один человек начинает петь, а другие подхватывают эту музыку. Вот уже мелодия слышна во всех окрестностях, и даже те люди, которым песня была не знакома, слушают, мысленно соединяются с ней, порой отыскивая в ее словах самих себя.
Народ – люди, объединенные территорией, языком, традициями. Такая близость не могла не сказаться на каких-либо общих чертах характера, привычках. Народная песня отображает каждую общность, играя разными мотивами у разных наций. Данная песня объединяет, и конечно, духовно, а не физически.
Мать поет ребенку колыбельную, и делает она это с душой. Через десятки лет дитя вырастет, создаст свою семью, возможно, уедет в другой город или в иную страну. Он увезет песню матери с собой. Он ее не забудет. Колыбельная со своими мотивами навсегда останется в сердце повзрослевших детей, она будет напоминать им о родном, о своем народе.
Душа – неощутимое и незримое составляющее человека или общества людей. Душа народа – едина, но способна играться разнообразными вариациями. Так и происходит в различной народной музыке, есть какой-то общий мотив, но представлен он везде по-своему.
Мы можем узнать человека по его душевным качествам. Народ мы можем узнать по песне. Заслышав определенный народный мотив, мы способны определить какой нации он принадлежит, к чьей культуре он относится.
С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.
Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа, его доброта, щедрость, душевность.
Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и “славный город Кострома”; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.
Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим “братцам” — удалым добрым молодцам, Разин говорит:
Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
Что до той ли до проточинки Червоныя,
Как до славного до острова Кавалерского.
Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,
Нам атласу и бархату по размеру всем,
Золотой парчи по достоинствам,
Жемчугу по молодечествам,
А золотой казны сколько надобно.
Основная идея таких песен — выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
В XVIII — первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756–1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат “на далекой чужбине”, тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.
В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877–1878 годов. Эта война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.
Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания-, с налетом трагичности.
Главное в народных песнях — выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.
Поэтому сейчас многие стараются стать популярным, чтобы только их песни и музыку слушали, чтобы казалось, будто именно их творения являются лучшим из придуманного людьми. Ведь, если многие ценят, если есть популярность, то есть и заслуга, которая к этому привела. Только вот слушать современную музыку просто не представляется возможным, иногда гораздо приятнее слушать тишину.
Именно поэтому я заинтересовалась русскими народными песнями, подлинным богатством нашего народа. Чем занимается народ? По большей части работает и не много чего узнает и видит, но вот удивительным образом в народе рождается народная мудрость и глубокое понимание мира.
Конечно, не всегда оно возвышенное и в народе тоже есть много не самых лучших людей, но и у таких есть душа, а душа всегда чиста. И есть у народа тоже душа и когда она поет, рождаются народные песни. При этом они не всегда популярны и не всегда автор и исполнитель стремится к популярности, к тому чтобы стать или выглядеть лучше других, он просто становится голосом народной души.
Есть различные варианты народных песен. К примеру, есть исторические песни, которые сочиняют и до сих пор. По большей части они посвящены войнам, многие слышали «Катюшу» или «Вставай страна», подобные песни сочиняли и в период монгольского ига или когда Иван Грозный шел на Казань.
Лично мне не совсем нравятся подобные песни, хотя они являются воодушевляющими. Все-таки они поют по большей части о временном и, самое главное, чаще всего являются призывом уничтожать других людей, в этом не много народной мудрости. Конечно, иногда такие песни просто нужны, они пробуждают дух народа как защитника собственной земли.
На мой вкус, наиболее интересными являются различные обрядовые песни или такие, которые переделаны из обрядов. Также интересны лирические песни: о любви, красоте природы. Во многих таких произведениях совсем не бытовые подробности, но вековая мудрость, а иногда невероятно тонкое понимание красоты.
Например, есть известная песня «На речке, на речке, на том бережочке..». Ведь сколько в этих строчках красоты и радости, сколько ясности и глубины. Когда понимаешь: так может чувствовать простой человек и такие слова писать, появляется вера в людей и трепетное отношение к своему народу.
Сочинение 2
Народные песни очень разнообразны. Произведения, принадлежащие к ним, имеют авторов, имена которых забыты, но каждая из сохранившихся русских народных песен стала популярной, благодаря своему содержанию, продолжавшему интересовать многих людей в разное время.
Существуют разные жанры народных песен. Самые древние – это эпические песни о подвигах богатырей, а также обрядовые, связанные с календарными праздниками. Самые известные календарные песни – это колядки. Праздник, ныне известный как Святки известен очень давно, поэтому сохранились языческие по содержанию и христианские песнопения, с которыми дети обходили дома своей деревни (или, позднее, городского квартала).
Другие песни были тесно связаны с сельскохозяйственными работами. В них часто обыгрывались известные этапы того или другого процесса, воспроизводимого крестьянами в определенный сезон. Кроме того, существуют (и были очень популярны в свое время) песни, посвященные жизни представителей конкретной профессии. Это песни бурлаков, ямщиков или военных. К сожалению, сейчас подобные произведения представителями новых занятий не создаются или же слишком малоизвестны.
Другие песни связаны с семейными событиями. Это свадебные, колыбельные, а также причитания, исполнявшиеся на похоронах.
Много народных песен посвящено любовной теме. Как правило, в них поется о несчастной любви, разлуке и потере друг друга. Близки к ним другие песни лирической тематике, в которых выражена, например, грусть и ностальгия человека, покинувшего родную страну или место, где прошли лучшие годы его жизни.
К народным песням относятся также частушки. В форме четверостиший в них высмеиваются как конкретные люди, так и недостатки, в той или иной мере свойственные многим. В двадцатом веке они были настолько популярны, что власть пыталась использовать частушки для пропаганды, нанимая поэтов-профессионалов облечь в эту форму нужную мысль.
Русская народная песня не исчезла и продолжает жить и развиваться в наше время. В двадцатом веке также появлялись песни неизвестных исполнителей, распространившиеся по всей стране. Современные произведения этого жанра чаще всего называют «городской романс». Однако, фактически, мало что изменилось и устное народное творчество продолжает жить. Кроме того, широкое применение интернета дает дополнительные возможности для распространения песен новых авторов, которым теперь проще донести до широкой аудитории свои творения.
Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили.
Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок за столом в узком кругу близких родственников. В каждой мелодии таится неумная сила гордого народа, борьба за свободу и независимость, человеческое горе и печаль, вера в сказку и надежда на лучшее будущее. Слова народных песен редко нужно учить наизусть: их знают все, от мала до велика практически с самого рождения.
Сочинение про Народные песни 6, 8 класс
Народная песня – это средство выражения и передачи духа того, или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.
Русские народные песни слышим мы и до сих пор. Мало кто не знает самые распространенные из них. Да и как не знать наследие своего народа? Особенно, когда оно так богато.
Много песен сложил наш народ. Передавались они на протяжении столетий из уст в уста, от родителей к детям. Так и дожили они до наших дней, изменяясь и совершенствуясь.
Разнообразны направления и назначения русских народных песен. Почти каждое событие отмечено ими. Разным временам года и различным трудовым действия посвящались они. И понятно: ведь с песней веселей работать! Почти каждому народному празднику, событию есть соответствующие. Игралась ли свадьба, рождалось ли дитя, – народ слагал песню в честь этого.
Происходили значимые для страны и народа события – опять в память о них складывалась песнь, передавая значимость их и отношение к ним людей. И посвящались они, как и тяготам простого народа, так и радостным переменам в их жизни.
Немало сложено песней, прославляющих народных героев. К ним можно отнести и былины, которые сейчас воспринимаем мы больше как сказки. Вернее, это – сказания, предания старины глубокой. Они тоже складывались на протяжении веков. А исполнялись когда-то они именно как песни.
Множество хранится в кладовых народной памяти и различных прибауток, потешек. Их тоже можно отнести к песням. Их издревле применяли люди для того, чтобы что-то объяснить, донести до ребенка, или же просто развлечь его. А чтобы привлечь его внимание, произносились они нараспев.
А сколько народных колыбельных песен дожило до нашего времени! И, они и теперь звучат из уст многих матерей.
И, конечно же, до сих пор пользуются известностью и популярностью лирические народные песни. Они рассказывают о чувствах человека, о переживаниях. Их очень много.
Народная песня – это богатое наследие. Каков сам народ – таковы и его песни. А если они мелодичны и разнообразны – значит, и народ богат культурно и духовно!
Сочинение
8 класс. Исторические песни как жанр устного народного творчества
1 вариант
сочинения
Всем известна покоряющая
сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать
глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.
Этот чудесный жанр фольклора стал
неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование,
пройдя Длительное испытание временем.
Исторические народные песни ценны
тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь
из поколения в поколение без значительных изменений, они на протяжении
многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.
Тематика исторических песен разнообразна
и многогранна: войны, походы, народные восстания, случаи из жизни
царей, государственных деятелей, предводителей бунтов. По ним можно
судить об отношении народа к происходящему, о его приоритетах и
моральных ценностях.
Так, с глубокой скорбью отнеслись
люди к казни бунтовщика Емельяна Пугачева, заступника угнетенных
крестьян, «родного батюшки»:
Емельян ты наш, родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
…Как остались мы, сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать…
Не менее значимыми были для народа и другие провозвестники лучшей
жизни — Ермак, Степан Разин, чьи подвиги и дела стали сюжетом для
песен. В них восхваляются смелость и мужество, смекалка и удаль:
Что возговорит Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, воевода,
Пушкарей ты не турбачь же, свово
пороху не трать же,
Меня пушечка не возьмет, меня ядрышко
не убьет».
Уважение и восхищение, искреннюю любовь народа можно почувствовать
в строках, посвященных казакам, — «людям вольным», которых не может
устрашить ни «грозен царь Иван сын Васильевич», ни «рать великая
— в сорок тысячей».
Они стали драгоценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.
2 вариант
сочинения
С давних пор люди слагают песни
о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят
в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни,
однако они не забываются — люди продолжают их петь.
Песни, в которых изображены важные
события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
В старинных исторических песнях
рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями
и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них
поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной
славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же
нашли свое отражение характер русского народа» его доброта, щедрость,
душевность.
Наверное, нет такого места, которое
так или иначе не было бы
запечатлено в устном народном творчестве.
Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка,
и Новгород, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказывают
эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве),
Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.
Песни разинского цикла, в отличие
от других исторических песен, не только эпические, но и лирические.
Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение
шире. В них не только объективное повествование о происходящем,
прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию
и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению,
они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев.
Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими
войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим
«братцам» — удалым добрым молодцам, Разин говорит:
Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
Что до той ли до проточинки Червоныя,
Как до славного до острова Кавалерского.
Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,
Нам атласу и бархату по размеру
всем,
Золотой парчи по достоинствам,
Жемчугу по молодечествам,
А золотой казны сколько надобно.
Основная идея таких песен — выражение стремление к свободе. Они
отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства
начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
В XVIII — первой половине XIX вв.
возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных
по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события
тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756—1761), о походах Суворова
(1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных
переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена
повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения,
тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили
народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых
образов, мыслей, чувств.
В исторических песнях получила отражение
и русско-турецкая война 1877—1878 годов. Эта война в песнях рассматривается
как война за национальную независимость славян.
Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о
выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным
жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или
очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания,
с налетом трагичности.
Главное в народных песнях — выражение
отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических
песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории,
начиная с давних времен и кончая нашими днями.
Песня – музыка, способная проникнуть в самую глубину человеческой души, способная вытащить наружу воспоминания. Она может успокаивать или будоражить, вводить в печаль или пускать в пляс. Песня – мелодия со словами, которые дополняют ноты смыслом, раскрывают его. И этой мелодии слов доступна огромная сила, готовая переменить настрой окружающих.
Песня – душа народа. Правда ли? Чтобы ответить на этот вопрос надо хорошенько поразмыслить.
Если песня так соединена с душой одного человека, то она сумеет объединить и внутреннее составляющее нескольких людей. Сколько перед нами всплывает картин подобных примеров! В обычной жизни и в произведениях художественного мира мы так часто встречаемся с данным явлением, когда один человек начинает петь, а другие подхватывают эту музыку. Вот уже мелодия слышна во всех окрестностях, и даже те люди, которым песня была не знакома, слушают, мысленно соединяются с ней, порой отыскивая в ее словах самих себя.
Народ – люди, объединенные территорией, языком, традициями. Такая близость не могла не сказаться на каких-либо общих чертах характера, привычках. Народная песня отображает каждую общность, играя разными мотивами у разных наций. Данная песня объединяет, и конечно, духовно, а не физически.
Мать поет ребенку колыбельную, и делает она это с душой. Через десятки лет дитя вырастет, создаст свою семью, возможно, уедет в другой город или в иную страну. Он увезет песню матери с собой. Он ее не забудет. Колыбельная со своими мотивами навсегда останется в сердце повзрослевших детей, она будет напоминать им о родном, о своем народе.
Душа – неощутимое и незримое составляющее человека или общества людей. Душа народа – едина, но способна играться разнообразными вариациями. Так и происходит в различной народной музыке, есть какой-то общий мотив, но представлен он везде по-своему.
Мы можем узнать человека по его душевным качествам. Народ мы можем узнать по песне. Заслышав определенный народный мотив, мы способны определить какой нации он принадлежит, к чьей культуре он относится.
С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.
Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа, его доброта, щедрость, душевность.
Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и “славный город Кострома”; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.
Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим “братцам” — удалым добрым молодцам, Разин говорит:
Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
Что до той ли до проточинки Червоныя,
Как до славного до острова Кавалерского.
Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,
Нам атласу и бархату по размеру всем,
Золотой парчи по достоинствам,
Жемчугу по молодечествам,
А золотой казны сколько надобно.
Основная идея таких песен — выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
В XVIII — первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756–1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат “на далекой чужбине”, тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.
В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877–1878 годов. Эта война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.
Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания-, с налетом трагичности.
Главное в народных песнях — выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.