Сочинение на тему русские народные праздники

7 вариантов

  1. Работа выполнена ученицей 6 «В» Муниципальной гимназии им.С.П.Данилова
    Пермь
    Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй – языческий, дохрстианских времён, так же, как земледельческий, соотносился с явлениями природы. Третий, самый поздний календарь – христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, — двенадцать.
    В древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. и слился с зимним древнеславянским праздником – святками, или колядой.
    Время этого праздника для древних славян имело важное хозяйственное значение. Заканчивались зимние работы, наступала полоса деятельной подготовки к весне. Неудивительно, что люди радовались долгожданному отдыху. Да и сама природа располагала к этому: веселей светило солнце, начинали прибывать дни. День 25 декабря в календаре наших предков назывался днём Спиридона-солнцеворота. По поверьям славян, в ночь рождения нового солнца сходили на землю духи предков, которые назывались «святыми», или «святками».
    Славянские святки были праздником многодневным. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января.
    На святки запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное.
    Вечер накануне Рождества известен под именем сочельника, или сочевника, соблюдением обряда которого люди как бы приготавливались к самому Рождеству. В этот день было принято поститься до позднего вечера, до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол.
    В сочельник крестники шли навещать своих крёстных отцов и матерей, поздравляли их с праздником, при этом несли им кутью, пироги. Те, в свою очередь, угощали крестников и дарили им деньги.
    Сочельник – это праздник скромный, тихий, проходящий за столом, в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано.
    А наутро начинался совсем другой праздник – шумный и весёлый. Начинали его дети. Они ходили от дома к дому со звездою, вертепом и распевали стихи во славу Христа. Звезда величиною в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечой. Мальчики, которым чаще всего доверялось нести звезду, для важности вертели звездой во все стороны. Вертеп – двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа. Нетрудно догадаться, что хождение со звездой – это напоминание о Вифлеемской звезде, славление – пение во славу Христа, а вертеп – театр марионеток.
    За своё пение славельщики получали разные подарки, чаще всего пироги да деньги. Для сбора пирогов один из славельщиков носил кузов, а для денег предназначалась тарелка.
    Около полудня начиналось славление у взрослых. В старину в этом участвовали все сословия.
    Святки не обходились без участия ряженых. Игры ряженых – древняя русская скоморошья забава. Ряженые заходили в избы и веселились, как могли: дурачились, разыгрывали целые представления.
    Распространённым святочным обрядом было и колядование – отзвук древнего праздника Коляды. Колядки – особые рождественские песенки. Содержание их было традиционным – славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что-нибудь вкусненькое. Если же хозяин был скуповат и ничего не давал, или давал мало, то рисковал услышать такое пожелание:
    «На Новый год осиновый гроб,
    Кол на могилу, ободрану кобылу!»
    Любимейшее святочное развлечение – гадание. Породило гадание стремление людей как-то предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. В языческую пору гадание носило чисто хозяйственный характер – об урожае да приплоде скота, о здоровье родных и близких. Приносили на святки в избу сноп пшеничный или охапку сена и зубами вытаскивали соломинку да травинку. Полный колос предвещал хороший урожай, а длинная травинка – хороший сенокос.
    С годами интерес к гаданию сохранила только молодёжь, особенно девушки. Давно забыто всё языческое да магическое, что включал в себя обряд, а из обломков родились праздичные потехи. Но почему хороша для гадания именно эта пора? Народная легенда говорит: «В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и расхаживают по земле, пугая весь крещёный народ. От неё, от силы нечистой, и можно было вызнать свою судьбу».
    На святках взрослые девицы ворожили:
    Выйдут ли сей год замуж? – в глухую ночь, когда крепко спят все домочадцы, гадальщицы, при соблюдении строжайшей тишины, приносят в избу петуха. Если он пойдёт к столу, значит, девушка выйдет замуж, а если петух будет ретироваться из избы, то она останется ещё в девицах.
    Девушки тихомолком отправлялись в гусятник и в темноте ловили птицу: если попадёт в руки самец, значит девушка выйдет замуж, если самка – останется ещё в девичестве.
    Холостой или вдовец? – девушки тайно выходили из дому к тыну или изгороди, и, обхватив её обеими руками, начинали перебирать одной рукой каждую тынину, приговаривая тихо: «холостой, вдовец, холостой, вдовец» – если тын кончится названием холостого, то, значит, за такого и выйдет девушка.
    В какой стороне живёт суженый? – «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». В какую сторону покажет конец башмака, там и живёт суженый.
    Чтобы узнать свою судьбу, «ярый воск топили». По образовавшимся фигурам судили о своем жребии: похоже на церковь – к венчанию, а коль яма или пещера – жди смерти.
    Самым распространённым было подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После песни блюдо встряхивали, а гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке и относилось содержание этой песни, предсказывающее судьбу.
    Самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой. Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало и ей могло привидеться что-то.
    Гадать можно было в течении Святок, то есть до Богоявления, или Крещения. Праздник Крещения, отмечаемый 19 января, один из великих праздников православной церкви. Установлен в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей.
    На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник – Масленицу. Известна она с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи весны. Первоначальным названием Масленицы было «мясопуст». Позже стали называть масленичную неделю «сырной», или просто масленицей. Название «Масленица» не случайно. В последнюю неделю перед постом не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины – главное праздничное блюдо, ещё не были под запретом.
    Как всякое событие, связанное с Пасхой – главным событием года христианина, масленица не имеет точного календарного прикрепления, а является неделей, предшествующей Великому посту.
    Каждый день на масленичной неделе имел своё название, за каждым днём были запрещены свои собственные определенные действия, правила поведения, обряды. Понедельник назывался — встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, четверок широкий, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощёный день, проводы.
    Вся же неделя, помимо официальных названий, в народе именовалась: «Честная, широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица».
    В воскресенье перед масленицей отец молодой жены, взяв с собой угощение (чаще всего пироги), ехал к сватам и просил отпустить зятя с женой к нему в гости. Приглашал также и сватов вместе со всем семейством. Обычно молодые приезжали в пятницу, вся деревня ждала их приезда. Тёще полагалось ухаживать за зятем, она готовила самые лучшие блюда и, конечно пекла блины. Поэтому именно масленичная пятница и имеет название «тёщиных вечёрок». На следующий день гостей принимала золовка, то есть сестра мужа.
    Одним из основных действ, связанных с праздником, были встреча и проводы масленицы. К четвергу «сырной» недели делали куклу из соломы в виде женщины. Наряд для Масленицы либо покупали вскладчину, либо одевали в обноски. Чучело со смехом и прибаутками возили по всей деревне.
    Самым распространённым видом проводов было зажигание костров. Вечером в воскресенье масленичное шествие выходило на озимь, где масленицу сжигали на костре. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай».
    Одним из масленичных обычаев было катание молодожёнов с ледяной горы. На катание молодые приезжали в своих лучших нарядах. Каждый молодой муж обязан был прокатить свою жену с горки. Всё это сопровождалось поцелуями и поклонами. Развеселившаяся молодёжь часто задерживала санки, и тогда супружеская пара должна была откупиться определённым количеством прилюдных поцелуев.
    Катание с гор – вообще одно из любимых масленичных развлечений. Катались начиная с понедельника не только молодожёны, но и дети. Ледяные горки украшали ёлками, вешали фонарики, даже ставили по бокам ледяные статуи.
    С четверга катание с горок сменялось катанием на лошадях. Катались на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так.
    Более суровыми развлечениями были кулачные бои. Бились и один на один, и стенка на стенку. Бои проходили на льду замёрзших рек. Велись бои беспощадно, азартно, иногда оканчиваясь увечьями и даже смертью.
    Одним из действ масленичной неделе было «взятие снежного городка». За неделю до масленицы мальчишки строили из снега городок, придавая ему всевозможный вид. Далее выбирается городничий, обязанный защищать город от нападения Масленицы. Брали города в последний день масленицы, ставя целью завладеть флагом на городе и самим городничим.
    Последний день масленицы – прощёное воскресенье. В этот день просят прощения не только у живых, но и у мёртвых. Вечером в этот день ходят в баню, и очищенными вступают в Великий пост.
    Во время Великого поста отмечался праздник Благовещенья. По церковному преданию, в день 7 апреля Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что у неё должен родиться чудесным образом зачатый сын. Считается, что в этот день благословляется земля и всё живое на ней. Несмотря на строгий пост, в этот день разрешалось есть рыбу.
    Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово, старейшее и известнейшее из христианских церковных торжеств. Основные пасхальные обряды известны всем: крашение яиц, печение куличей. Для верующего человека Пасха связана ещё и с всенощным бдением, крестным ходом и христосованием. Христосование заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».
    Для христианина Пасха – главный и торжественнейший праздник года, праздник воскресения Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть на кресте.
    Подвижностьдня празднования Пасхи приводит к тому, что каждый год изменяется день событий непосредственно связанных с пасхальным циклом, изменяется дата начала Великого поста и Троицы.
    За неделю до Пасхи отмечалось Вербное воскресенье. Церковью оно празднуется в память въезда Христа в Иерусалим, когда народ бросал ему под ноги пальмовые ветви. Верба и символизирует у нас эти ветви. В этот день в церкви веточки вербы освящались.
    Неделя после Вербного воскресенья называлась Страстной, в память о Страстях Господних. На этой неделе готовились к Пасхе: мылись в бане, мыли и чистили всё в доме, празднично убирали его, красили яйца и пекли куличи.
    На пятидесятый день после Пасхи праздновалась Троица (день сошествия Святого Духа). В православном празднике Троице обнаруживаются следы древнеславянского праздника семика, который праздновался на седьмой неделе после Пасхи. Праздник проходил в лесу. В центре внимания в эти дни была берёзка. Её украшали лентами, цветами, водили вокруг неё хороводы, пели песни. Выбор дерева неудивителен: берёза одна из первых одевалась в яркуб нарядную зелень. Отсюда существовало поверье, что именно берёза обладает особой силой роста и что эту силу нужно использовать. Берёзовыми ветками украшали окна, дома, дворы, храмы, веря, что они обладают целебной силой. В Троицу берёзу «хоронили» – топили в воде, чем старались обеспечить дождь.
    На Троицко-семицкой неделе девушки гадали – пускали по воде венки. Спокойно плывёт венок – всё сложится счастливо, закрутится венок – расстроится свадьба, а потонет – быть беде.
    24 июня, в дни летнего солнцестояния, на Руси отмечали праздник Ивана Купала. Купала – языческий праздник поклонения природным стихиям – огню и воде.
    А ведь языческий Купала никогда не был Иваном. У него вообщене было никакого имени. А приобрёл он его, когда праздник Купалы сошёлся с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя.
    Ещё этот праздник называли днём Ивана Травника. Ведь лечебые травы, собранные в этот период, чудодейственны. На Купалу мечтали найти и увидеть, как распускается папоротник. Именно в эти мгновения из земли выходят клады, загораясь зелёными огоньками.
    Не менее желанной была встреча с «разрыв-травой», от прикосновения которой разлетается на кусочки любой металл, отворяются любые двери.
    Славяне считали, что пора буйного роста трав, созревания хлебов – время разгула злых духов. Для борьбы с нечистью древним способом трения добывали огонь, разжигали костры, через которые прыгали увенчанные цветами парни с девушками. Верили в примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб. В огонь швыряли отслужившие своё вещи, одежду больных.
    Вечером, попарившись в баньке, шли плескаться в реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную силу, как и огонь.
    Православная церковь не признавала этот праздник, находя в нём много языческого и непристойного. Преследования властей привели к тому, что в ХIX веке праздник почти исчез с Руси.
    Русские народные праздники были необыкновенно богаты богаты и разнообразны. К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и передать потомкам.
    Список литературы
    1. Т. И. Быстрых. «В круге жизни».
    2. Ю. С. Рябцев. «Путешествие в Древнюю Русь».
    3. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Мифология.

  2. 2
    Текст добавил: Я не багат ну кайфую как Депутат

    МОУ «Бик-Утеевская  основная общеобразовательная школа Буинского района РТ»
    ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ
    НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ!
    Работу выполнила ученицы 8 класса:
    Гамирова Г., Самитова Й.
    Учитель: Нигъматуллина Р.Г.
    Гоголь, чудесный чародей слова, Гоголь, гневный обличитель мира корысти и угнетения, является наряду с Пушкиным родоначальником новой русской литературы. Его могучее творчество давно стало достоянием всего человечества.
    Вся жизнь Гоголя была посвящена служению народу художественным словом. Он сказал суровую правду о современной ему царской России, показал в художественно обобщенных образах страшный мир взяточников, плутов, тунеядцев и «небокоптителей», лишенных человеческого подобия. Это обличающее слово продиктовано было писателю его горячей и преданной любовью к своей родине и к своему народу. Писатель – патриот, Гоголь обнажал язвы крепостнического общества во имя светлого будущего народа, во имя тех высоких и благородных идеалов, которые составляют отличительную черту русской литературы.
    Роль Гоголя этим не ограничивается. Он создал типы и характеры, имеющие общечеловеческое значение. Писатель заглянул в самые глубины души человека и показал в своих произведениях пример высокого гуманизма, жажду светлого будущего.
    Гоголь был пламенным рыцарем правды, писателем – гражданином, всем своим творчеством он проповедовал высокие идеалы гуманности и красоты, верности искусства жизни. Его творчество проложило новые дороги в литературе, которыми пошли такие выдающиеся художники слова, как Гончаров, Достоевский, Салтыков – Щедрин, Чехов и многие другие.
    Путь Гоголя был труден и во многом трагичен. Это был путь самоотверженного  подвижничества, которое возникло из сознания высокого назначения писателя.
    Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (20 марта по ст.ст.) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы, неподалеку от Миргорода, на Украине. Родители Н.В.Гоголя – Василий Афанасьевич Гоголь – Яновский и его жена Мария Ивановна – были украинскими помещиками.
    Детские годы будущего писателя прошли в отцовском имении – в селе Васильевке, Полтавской губернии. От отца Гоголю передалось увлечение театром. В 1821 году он поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где получил хорошее образование. После окончания гимназии он отправился в Петербург, мечтая заняться полезной для Отечества деятельностью. Но он не смог поступить на достойную государственную службу, а нашел только место переписчика в департаменте. Тогда же он начал заниматься литературным творчеством. В 1830 году появились в печати повести из « Вечеров на хуторе близ Диканьки».
    В Петербурге Гоголь познакомился с Жуковским, Дельвигом, Пушкиным. В 1835 году в печати появились новые произведения Гоголя: «Тарас Бульба», «Вий», « Записки сумасшедшего», «Невский проспект» и др.
    В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»  входят несколько произведений, такие как «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота», «Майская ночь, или Утопленница».
    Украина, её народ, сияющая, напоенная солнцем природа, полные поэзии народные предания входят с повестями Гоголя в русскую литературу. Храбрые деревенские парубки, девчата, пленяющие своей чарующей красотой, полные юмора бытовые сценки – весь этот пёстрый и многоцветный мир народной жизни предстал перед русским читателем во всей своей красочности. Самый пейзаж Украины, пейзаж в «Сорочинской ярмарке» или «Майской ночи», полон пленительной красоты, лирической патетики. Да и герои его повестей – кузнец Вакула, Грицко, Левко, Параска, Оксана и другие – привлекают своей молодостью, красотой, душевной чистотой, обаянием здоровых и прекрасных людей. Их любовь, их  борьба за своё счастье и составляет основное содержание повестей. Гоголь любит контрастные, яркие краски, не прибегая к полутонам. В его книге всё или залито  ослепительным светом, или сковано таинственным мраком. Его герои или необыкновенно красивые и смелые, или уродливые и отвратительные, враждебные всему человеческому, как колдун в « Страшной мести ».
    Кузнец Вакула, парубки и девушки возникли из украинских дум, песен, преданий,  «вертепных» интермедий. Национальная красочность «Вечеров», их расцвеченность фольклорными мотивами, стилистическая яркость, героическое начало в выражении национального характера являются отличительной чертой романтизма.
    Одним из выдающихся произведений Гоголя  является «Ночь перед Рождеством». Писатель долго не думал, а назвал своё произведение потому, что все происшествия, которые описаны, происходят в ночь перед Рождеством.
    В повести этой создан замечательный эпически масштабный образ простого человека – кузнеца Вакулы, перед энергией которого, умом и трудолюбием отступают злые козни, злые силы, людские пороки и происки чертей. Любовь Вакулы к Оксане может удивить всех читателей. Он понимает, что она самовлюблённая, капризная семнадцатилетняя девушка.  Оксаной  все восхищаются, и кузнец даже решает утонуть из-за неё, потому что та не отвечает ему взаимностью. Просто говоря, девушка издевается, подшучивает над его чувствами, но он всё-таки любит её и сам говорит, что ничего не может поделать, что все мысли только о ней и ни о чём другом он не думает. Вакула любит её так сильно, что решается лететь в Петербург на чёрте, за черевиками, которые носит сама царица. И всё равно он достаёт эти черевики ради своей любимой.
    Всё прекрасное происходит на земле – здесь соединяются в конце влюблённые. Здесь торжествует добро, добытое своими руками. В небе же роятся у Гоголя черти и ведьмы, там летают на метлах, крадут сияющие звёзды, задумывают хитрые, идущие во вред людям интриги. Народ крепко стоит, ему нет дела до загробной жизни, до поповских россказней о райских кущах,- справедливость должна царить на земле. Так думают Гоголь и его герои из «Вечеров на хуторе близ Диканьки », такова и народная точка зрения, делающая «Ночь перед Рождеством »  произведением по – настоящему народным.
    «Ночь перед Рождеством» – произведение программное ещё и потому, что именно здесь начала складываться та уникальная в русской, да и в мировой классике гоголевская манера  письма, которая будет называться впоследствии  «смехом сквозь слёзы », как определил её сам автор, как писали об этом, говоря о Гоголе, великие его соратники Пушкин и Белинский.
    Все, без исключения произведения, заставляют нас узнавать поистине главное, распознать и отделить, что хорошо и что плохо. Они рассказывают о разных героях, описывают происшествия и события, которые заставляют нас задумываться. Давайте задумаемся о празднике, который описывается в произведении « Ночь перед Рождеством ».
    Весь деревенский народ, особенно девушки и юноши, колядовали – то есть пели под окнами накануне Рождества песни. Это очень заинтересовало меня. Мне хотелось узнать об этом празднике больше. И вот то, что я узнала.
    Колядки – святочные народные песни. Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются сравнительно редко. Коляда – дохристианский славянский праздник 25 декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания и потребление хмельных напитков.
    В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, несомненно, разумеется, какое- то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, в том, что душа нивы есть козло или козообразное существо. Рождественские песни в узком смысле называются колядками. Начинает Колядки Оусень (Овсень) т.е. Осень (совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые – коза со свитой из зверей, которые подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые решили пожелать добра. В произведении этот праздник отмечают очень весело. Колядующие заходят в дома, поют и тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто останется дома, колбасу, хлеб, кто, чем богат. Дать что-то должен был каждый, это своего рода такой обычай. Молодые даже соревновались: у кого мешок быстрее наполнится угощениями. При конце желали здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. А позже пировали.
    Вот  отрывки – примеры украинских праздничных приветствий – колядок.
    …На райских дверях Господь Бог стоит                  И чабаны с ягнёночком
    Господь Бог стоит, сам три службы служит:           Перед Божьим ребёночком
    Первую службу – за хозяина.                                    На колени становятся
    Вторую службу – за хозяйку                                     Царя – бога восхваляют:
    Третью службу – за челядочку                                  Ой, ты, Царю, наш Царю
    За челядочку, за сына и дочери…                             Наш небесный Обладателю
    Пусть даст вам Бог!                                                    Пошли, Боже, лета многи
    Новая радость стала, какая не бывала:                     Этого дома Хозяину,
    Звезда десны над вертепом                                       Чтобы и хлеб родился,
    Весь мир осияла.                                                        Чтобы и скот плодился
    Где Иисус родился                                                     Чтобы и господин – хозяин
    Там мир просветился.                                                Ничем не сокрушался.
    Описывая добродетели и красоту хозяев дома, колядовщики прибегают к поэтическим образам:
    В том саду три терема:                                       Ясный месяц – господин хозяин
    В одном – красное солнце                                  Красное солнце – женщина его
    Во втором – ясный месяц                                   Мелкие звёзды – его детишки.
    В третьем – мелкие звёзды.                                Добрый вечер!
    Гоголь очень любил свою Украину, украинский народ и в своих произведениях отобразил всю прелесть народных праздников, обрядов.
    Национальные праздники – одна из самых важных и ярких граней культуры всех народов. Они подкрепляют сознание того, что история народов уходит глубокими корнями в цивилизационное начало. Праздники, которые мы сейчас отмечаем как нечто красочное и колоритное, были некогда ритуалами, благословляющими природу и её сезонные изменения.
    У каждого народа свои обычаи, свои традиции, свои праздники. Я хочу вам рассказать о нашем празднике Науруз. «Почему именно о нём?  – спросите вы меня. –  Ведь есть другие праздники». Да, правда,  у нас много  праздников, но, рассказав о Наурузе, мы сможем  найти некоторое сходство между Наурузом и колядой, то есть провести параллель.
    «Науруз» – новый день (год)- наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Это один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков. Науруз отмечают в Азербайджане, Казахстане, республиках Средней Азии, в Афганистане, в некоторых регионах России, в том числе и в Татарстане. Цель этого древнего праздника – помочь людям забыть о своих обидах и ссорах, простить вину, жить в мире и согласии, объединяться для общих благородных дел. Это праздник, который на протяжении тысячелетий отмечался разными народами, он очень тесно перекликается и с русской Масленицей.
    Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением бутонов первых весенних цветов. Группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников или тюльпанов по домам и распевать песни, посвящённые наступлению весны. Хозяева приглашают певцов в дом, произносят различные пожелания для своих близких и гостей, угощают праздничными сладостями, блюдами и дарят им подарки. В день празднования « Науруза » города и сёла превращаются в большой очаг торжеств, все радуются и ликуют, высказывают друг другу пожелания.
    Этот предновогодний праздник связан с культом огня и по сей день, распространён среди таджиков, азербайджанцев. До наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанементы флейт, сурны, дойры, барабанов, направлялись к берегам рек. Там разжигали костёр, пели песни, плясали, прыгали через костёр, купались. Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий.
    Сам праздник Науруз отмечают в день солнечного равноденствия, когда день длится 12 часов, и ночь – 12 часов (это 21 марта), и продолжается в течение последующих двух недель. У него свои специфические обряды и символы
    За две недели до Науруза в небольшую посуду высевают пшеницу, рожь и другие зерновые культуры. К празднику они прорастают. Это надежда на новый, богатый урожай. Ими украшают праздничные столы.
    Народные праздники описывают в своих произведениях многие писатели. Например, праздник Сабантуй очень подробно и красочно описал наш знаменитый татарский писатель Гумер Баширов в романе “ Туган ягым яшел бишек ”. Я хочу вам рассказать о том, как наша школа отмечает праздник Науруз, в котором, конечно, мы сами принимаем активное участие.
    Весна. Утро 21 марта всегда отличается от других своей особенностью.Просыпаешься от запаха пирогов, пирожных, сладостей и разных угощений, которые приготовила мама.Всё в этот день проснулось в праздничном настроении. И даже в природе есть что-то необычное:солнце на небе светит так ярко,его лучи так ласкают; птички льют свои трели, и их песня кажется звонче, красивее;даже вороны на обочине дорог кажутся царскими птицами. Все ребята собрались около школы. Молодёжь поделилась на группы. Юноши и девушки разошлись по улицам поздравлять своих односельчан с праздником. У всех  восхищённые лица. Мы шли так легко и торжественно. Всю дорогу пели частушки:
    Ач ишеге?, кер?без, Н??р?з ?йт? кил?без,
    Х?ер-дога кылабыз, аш-сый к?теп торабыз. Н??р?з м?бар?кбад!
    Очень приятно в этот день видеть улыбающиеся лица бабушек, дедушек. Люди, услышав наши песни, выглядывали из окон, выходили на улицу. Мы заходили в дома и поздравляли хозяев:
    Эшл?регез у? булсын, тел?г?негез юш булсын,
    К??елл?регез хуш булсын. Н??р?з м?бар?кбад!
    В этот день конечно все ждали нас.За песни, частушки они с удовольствием угощали участников праздника.Обходя дома, мы возвращались в школу и всё ещё продолжали петь любимые песни:
    Яз, яз, яз ?ит?,т?р?з?не ачтылар,
    Тып,тып,тып ит?, эре,эре тамчылар.
    Собранные угощения – яйца, крупу, изюм, рис мы отдаём нашим поварам.  Пока готовится вкусная каша и праздничный стол, Науруз продолжается в спортивном  зале. Там проходят спортивные соревнования, конкурсы на лучшую песню, на лучший танец, на лучшие стихи, на лучший рисунок, посвящённый народному празднику.Никто не остаётся в стороне: все, от мала до велика принимают участие в общем торжестве. Но момент, который захватывает весь дух, ещё впереди. В конце праздника мы сжигаем соломенное чучело. Без чучела не может быть праздника. Ведь оно символизирует проводы зимы, начало весны. Если чучело сгорит дотла, то значит весь год будет урожайным. Этот праздник у нас  любят все без исключения.
    А теперь давайте найдём схожие черты двух праздников: Науруз и Коляда. Оба этих праздника символизируют приход Нового года. В этот день люди празднуют,поют песни и частушки, поздравляют друг друга,ходят по домам, угощают всех, желают всего наилучшего, веселятся, радуются. У каждого праздника свои прелести, свои традиции.
    Народные праздники являются зеркалом каждого народа. Праздники отражают душу народа, который его создал. Они жили, живут, и будут жить. Сохранить их – наш долг. Без праздников наша жизнь была бы скучна и скупа, ведь что за прелесть эти народные праздники!
    «Ночь перед Рождеством» – повесть поистине народная, и не потому только, что в основе её лежит множество фольклорных мотивов и народных поверий, но потому, что основу её составляет подлинно народное отношение к добру и злу, к нравственному и безнравственному. Нравственно то, что связано с трудом, с чистой любовью, со стремлением послужить людям. Безнравственно всё-то, что приносит в жертву наживе земные естественные человеческие чувства.
    Мы с удовольствием читаем каждый раз заново эту гоголевскую повесть, мы с радостью слушаем оперы, смотрим балеты, встречаемся с инсценировками в детском и взрослом театре, сделанными по этой повести. Она давно уже стала для нас и вечно мудрой классикой, и всегда живым, очищающим душу наслаждением.
    В «Авторской исповеди» Н.В. Гоголь пишет: «Автор, творя творение своё, должен почувствовать и убедиться, что он исполняет тот долг, для которого он призван на землю, для которого именно даны ему способности и силы, и что, исполняя его, он служит в то же самое время также государству своему…»  И я думаю, что Н.В.Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» остался верен своему высокому долгу писателя.

  3. Как только приходит лето, мои родители обязательно отвозят меня к бабушке в деревню. Ведь там спокойно, тихо и весело – не то, что в городе. Мне нравится теплыми летними деньками отдыхать от городской суеты в деревне, которая к тому же расположена на берегу живописной реки. Но как бы хорошо и комфортно не было в тишине и на природе, семейные праздники я все, же люблю проводить в семейном кругу – с близкими и родными людьми. В зимнее время в деревне скучно, а под Новый год все в основном сидят дома и готовят праздничное застолье. Да и сегодняшняя деревня уже не такая как была раньше, она заметно опустела, и живут в ней основном старики. Но моя бабушка рассказывает, что так было не всегда.
    Раньше жизнь в деревне была намного веселее, люди ценили каждый праздник и отмечали их с большим размахом. Раньше люди были более религиозными именно по этому, основные и самые большие праздники совпадали с церковными. У современных людей самым большим праздником считается Новый год, в то время как раньше Новый год припадал на пост, из-за чего его встречали достаточно скромно. В то время как на Рождество организовывались большие, массовые гуляния, которые продолжались несколько дней. Это прекрасное время носило название – Святки.
    В эти дни люди надевали самые нарядные одежды. Празднование всегда начиналось с церковной службы, после чего, люди расходились по домам и садились за большой праздничный стол. На улицах в эти дни всегда проводились красивые ярмарки, где можно было приобрести различные угощения. Многие считали такие праздники прекрасной возможностью для того, чтобы и себя показать и на других посмотреть.
    Особенно важными были народные праздники для молодежи. Обязательно принимать участи в народных гуляниях должны были все не замужние девушки и неженатые парни. Молодежь и дети веселились и катались с ледяных горок, играли в различные игры и обязательно водили хороводы. На Святки по традиции все девушки гадали, дабы узнать, хоть что-нибудь о своем суженом. А вот парни учавствовали в различных состязаниях, где должны были показать всю свою силу и ловкость. Все эти гуляния позволяли молодым лучше присмотреться друг к другу, отдохнуть и хорошенько повеселится.
    В конце зимы, все люди с особой радостью праздновали Масленицу. Этот праздник означал конец зимы и приход нового трудового года, ведь в скорости должны были начинаться полевые работы. Обязательным считалось на Масленицу – сжигание чучела, а также различные веселые гуляния.
    А вот за Масленицей наступал Большой пост, который заканчивался большим церковным праздником – Пасхой. Это был очень торжественный и праздничный день – всю неделю не переставали звучать церковные колокола, люди пекли праздничные куличи, отдыхали и ходили в гости.
    Раньше люди отдыхали совсем по друго

  4. Сочинение на тему “Русские праздники как часть культуры народа” можно составить так:
    Традиции русских народных праздников объединяют в себе как отделенную старину, так и новизну близких к нам времен. Многое в этих традициях требует объяснений. И это не удивительно. Но некоторые русские обряды в праздничные дни и до сегодняшнего дня считаются настоящим искусством.
    Каждый новый год начинается с празднования Рождества. Это настоящий семейный праздник, который объединяет всех членов семьи за одним столом. После Рождества русские празднуют Крещение. Многие любят окунаться в прорубь, несмотря на крепкие морозы. Затем приходит Масленица. Это удивительный и очень интересный праздник. В нем тесно переплетаются христианские и дохристианские верования.
    Русские праздники очень хорошо отражают культуру нашего народа. Именно они лучше всего рассказывают о всех сферах жизни нашей нации, передают представление народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, доброте, честности. Очень важно не забывать традиции, которые, как я считаю, не даром передавались из поколения в поколение и хранились в памяти. Ведь важная та мудрость, которую не забывали ни один век.

  5. (Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века)
    Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).
    Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

    Традиционные праздники русского народа

    Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

    Основные народные праздники:

    Рождество 7 января
    Святки 6 – 9 января
    Крещение 19 января
    Масленица с 20 по 26 февраля
    Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста)
    Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе)
    Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)
    Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)
    Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы – 50-й день после Пасхи)
    Иван Купала 7 июля
    День Петра и Февронии 8 июля
    Ильин день 2 августа
    Медовый Спас 14 августа
    Яблочный Спас 19 августа
    Третий (Хлебный) Спас 29 августа
    Покров день 14 октября
    Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.
    Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.
    Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.
    Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) – семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.
    Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

  6. Работа выполнена ученицей 6 «В» Муниципальной гимназии им.С.П.Данилова
    Пермь
    Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй – языческий, дохрстианских времён, так же, как земледельческий, соотносился с явлениями природы. Третий, самый поздний календарь – христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, – двенадцать.
    В древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. и слился с зимним древнеславянским праздником – святками, или колядой.
    Время этого праздника для древних славян имело важное хозяйственное значение. Заканчивались зимние работы, наступала полоса деятельной подготовки к весне. Неудивительно, что люди радовались долгожданному отдыху. Да и сама природа располагала к этому: веселей светило солнце, начинали прибывать дни. День 25 декабря в календаре наших предков назывался днём Спиридона-солнцеворота. По поверьям славян, в ночь рождения нового солнца сходили на землю духи предков, которые назывались «святыми», или «святками».
    Славянские святки были праздником многодневным. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января.
    На святки запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное.
    Вечер накануне Рождества известен под именем сочельника, или сочевника, соблюдением обряда которого люди как бы приготавливались к самому Рождеству. В этот день было принято поститься до позднего вечера, до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол.
    В сочельник крестники шли навещать своих крёстных отцов и матерей, поздравляли их с праздником, при этом несли им кутью, пироги. Те, в свою очередь, угощали крестников и дарили им деньги.
    Сочельник – это праздник скромный, тихий, проходящий за столом, в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано.
    А наутро начинался совсем другой праздник – шумный и весёлый. Начинали его дети. Они ходили от дома к дому со звездою, вертепом и распевали стихи во славу Христа. Звезда величиною в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечой. Мальчики, которым чаще всего доверялось нести звезду, для важности вертели звездой во все стороны. Вертеп – двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа. Нетрудно догадаться, что хождение со звездой – это напоминание о Вифлеемской звезде, славление – пение во славу Христа, а вертеп – театр марионеток.
    За своё пение славельщики получали разные подарки, чаще всего пироги да деньги. Для сбора пирогов один из славельщиков носил кузов, а для денег предназначалась тарелка.
    Около полудня начиналось славление у взрослых. В старину в этом участвовали все сословия.
    Святки не обходились без участия ряженых. Игры ряженых – древняя русская скоморошья забава. Ряженые заходили в избы и веселились, как могли: дурачились, разыгрывали целые представления.
    Распространённым святочным обрядом было и колядование – отзвук древнего праздника Коляды. Колядки – особые рождественские песенки. Содержание их было традиционным – славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что-нибудь вкусненькое. Если же хозяин был скуповат и ничего не давал, или давал мало, то рисковал услышать такое пожелание:
    «На Новый год осиновый гроб,
    Кол на могилу, ободрану кобылу!»
    Любимейшее святочное развлечение – гадание. Породило гадание стремление людей как-то предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. В языческую пору гадание носило чисто хозяйственный характер – об урожае да приплоде скота, о здоровье родных и близких. Приносили на святки в избу сноп пшеничный или охапку сена и зубами вытаскивали соломинку да травинку. Полный колос предвещал хороший урожай, а длинная травинка – хороший сенокос.
    С годами интерес к гаданию сохранила только молодёжь, особенно девушки. Давно забыто всё языческое да магическое, что включал в себя обряд, а из обломков родились праздичные потехи. Но почему хороша для гадания именно эта пора? Народная легенда говорит: «В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и расхаживают по земле, пугая весь крещёный народ. От неё, от силы нечистой, и можно было вызнать свою судьбу».
    На святках взрослые девицы ворожили:
    Выйдут ли сей год замуж? – в глухую ночь, когда крепко спят все домочадцы, гадальщицы, при соблюдении строжайшей тишины, приносят в избу петуха. Если он пойдёт к столу, значит, девушка выйдет замуж, а если петух будет ретироваться из избы, то она останется ещё в девицах.
    Девушки тихомолком отправлялись в гусятник и в темноте ловили птицу: если попадёт в руки самец, значит девушка выйдет замуж, если самка – останется ещё в девичестве.
    Холостой или вдовец? – девушки тайно выходили из дому к тыну или изгороди, и, обхватив её обеими руками, начинали перебирать одной рукой каждую тынину, приговаривая тихо: «холостой, вдовец, холостой, вдовец» – если тын кончится названием холостого, то, значит, за такого и выйдет девушка.
    В какой стороне живёт суженый? – «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». В какую сторону покажет конец башмака, там и живёт суженый.
    Чтобы узнать свою судьбу, «ярый воск топили». По образовавшимся фигурам судили о своем жребии: похоже на церковь – к венчанию, а коль яма или пещера – жди смерти.
    Самым распространённым было подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После песни блюдо встряхивали, а гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке и относилось содержание этой песни, предсказывающее судьбу.
    Самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой. Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало и ей могло привидеться что-то.
    Гадать можно было в течении Святок, то есть до Богоявления, или Крещения. Праздник Крещения, отмечаемый 19 января, один из великих праздников православной церкви. Установлен в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей.
    На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник – Масленицу. Известна она с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи весны. Первоначальным названием Масленицы было «мясопуст». Позже стали называть масленичную неделю «сырной», или просто масленицей. Название «Масленица» не случайно. В последнюю неделю перед постом не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины – главное праздничное блюдо, ещё не были под запретом.
    Как всякое событие, связанное с Пасхой – главным событием года христианина, масленица не имеет точного календарного прикрепления, а является неделей, предшествующей Великому посту.
    Каждый день на масленичной неделе имел своё название, за каждым днём были запрещены свои собственные определенные действия, правила поведения, обряды. Понедельник назывался – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, четверок широкий, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощёный день, проводы.
    Вся же неделя, помимо официальных названий, в народе именовалась: «Честная, широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица».
    В воскресенье перед масленицей отец молодой жены, взяв с собой угощение (чаще всего пироги), ехал к сватам и просил отпустить зятя с женой к нему в гости. Приглашал также и сватов вместе со всем семейством. Обычно молодые приезжали в пятницу, вся деревня ждала их приезда. Тёще полагалось ухаживать за зятем, она готовила самые лучшие блюда и, конечно пекла блины. Поэтому именно масленичная пятница и имеет название «тёщиных вечёрок». На следующий день гостей принимала золовка, то есть сестра мужа.
    Одним из основных действ, связанных с праздником, были встреча и проводы масленицы. К четвергу «сырной» недели делали куклу из соломы в виде женщины. Наряд для Масленицы либо покупали вскладчину, либо одевали в обноски. Чучело со смехом и прибаутками возили по всей деревне.
    Самым распространённым видом проводов было зажигание костров. Вечером в воскресенье масленичное шествие выходило на озимь, где масленицу сжигали на костре. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай».
    Одним из масленичных обычаев было катание молодожёнов с ледяной горы. На катание молодые приезжали в своих лучших нарядах. Каждый молодой муж обязан был прокатить свою жену с горки. Всё это сопровождалось поцелуями и поклонами. Развеселившаяся молодёжь часто задерживала санки, и тогда супружеская пара должна была откупиться определённым количеством прилюдных поцелуев.
    Катание с гор – вообще одно из любимых масленичных развлечений. Катались начиная с понедельника не только молодожёны, но и дети. Ледяные горки украшали ёлками, вешали фонарики, даже ставили по бокам ледяные статуи.
    С четверга катание с горок сменялось катанием на лошадях. Катались на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так.
    Более суровыми развлечениями были кулачные бои. Бились и один на один, и стенка на стенку. Бои проходили на льду замёрзших рек. Велись бои беспощадно, азартно, иногда оканчиваясь увечьями и даже смертью.
    Одним из действ масленичной неделе было «взятие снежного городка». За неделю до масленицы мальчишки строили из снега городок, придавая ему всевозможный вид. Далее выбирается городничий, обязанный защищать город от нападения Масленицы. Брали города в последний день масленицы, ставя целью завладеть флагом на городе и самим городничим.
    Последний день масленицы – прощёное воскресенье. В этот день просят прощения не только у живых, но и у мёртвых. Вечером в этот день ходят в баню, и очищенными вступают в Великий пост.
    Во время Великого поста отмечался праздник Благовещенья. По церковному преданию, в день 7 апреля Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что у неё должен родиться чудесным образом зачатый сын. Считается, что в этот день благословляется земля и всё живое на ней. Несмотря на строгий пост, в этот день разрешалось есть рыбу.
    Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово, старейшее и известнейшее из христианских церковных торжеств. Основные пасхальные обряды известны всем: крашение яиц, печение куличей. Для верующего человека Пасха связана ещё и с всенощным бдением, крестным ходом и христосованием. Христосование заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».
    Для христианина Пасха – главный и торжественнейший праздник года, праздник воскресения Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть на кресте.
    Подвижностьдня празднования Пасхи приводит к тому, что каждый год изменяется день событий непосредственно связанных с пасхальным циклом, изменяется дата начала Великого поста и Троицы.
    За неделю до Пасхи отмечалось Вербное воскресенье. Церковью оно празднуется в память въезда Христа в Иерусалим, когда народ бросал ему под ноги пальмовые ветви. Верба и символизирует у нас эти ветви. В этот день в церкви веточки вербы освящались.
    Неделя после Вербного воскресенья называлась Страстной, в память о Страстях Господних. На этой неделе готовились к Пасхе: мылись в бане, мыли и чистили всё в доме, празднично убирали его, красили яйца и пекли куличи.
    На пятидесятый день после Пасхи праздновалась Троица (день сошествия Святого Духа). В православном празднике Троице обнаруживаются следы древнеславянского праздника семика, который праздновался на седьмой неделе после Пасхи. Праздник проходил в лесу. В центре внимания в эти дни была берёзка. Её украшали лентами, цветами, водили вокруг неё хороводы, пели песни. Выбор дерева неудивителен: берёза одна из первых одевалась в яркуб нарядную зелень. Отсюда существовало поверье, что именно берёза обладает особой силой роста и что эту силу нужно использовать. Берёзовыми ветками украшали окна, дома, дворы, храмы, веря, что они обладают целебной силой. В Троицу берёзу «хоронили» – топили в воде, чем старались обеспечить дождь.
    На Троицко-семицкой неделе девушки гадали – пускали по воде венки. Спокойно плывёт венок – всё сложится счастливо, закрутится венок – расстроится свадьба, а потонет – быть беде.
    24 июня, в дни летнего солнцестояния, на Руси отмечали праздник Ивана Купала. Купала – языческий праздник поклонения природным стихиям – огню и воде.
    А ведь языческий Купала никогда не был Иваном. У него вообщене было никакого имени. А приобрёл он его, когда праздник Купалы сошёлся с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя.
    Ещё этот праздник называли днём Ивана Травника. Ведь лечебые травы, собранные в этот период, чудодейственны. На Купалу мечтали найти и увидеть, как распускается папоротник. Именно в эти мгновения из земли выходят клады, загораясь зелёными огоньками.
    Не менее желанной была встреча с «разрыв-травой», от прикосновения которой разлетается на кусочки любой металл, отворяются любые двери.
    Славяне считали, что пора буйного роста трав, созревания хлебов – время разгула злых духов. Для борьбы с нечистью древним способом трения добывали огонь, разжигали костры, через которые прыгали увенчанные цветами парни с девушками. Верили в примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб. В огонь швыряли отслужившие своё вещи, одежду больных.
    Вечером, попарившись в баньке, шли плескаться в реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную силу, как и огонь.
    Православная церковь не признавала этот праздник, находя в нём много языческого и непристойного. Преследования властей привели к тому, что в ХIX веке праздник почти исчез с Руси.
    Русские народные праздники были необыкновенно богаты богаты и разнообразны. К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и передать потомкам.

    Список литературы

    1. Т. И. Быстрых. «В круге жизни».
    2. Ю. С. Рябцев. «Путешествие в Древнюю Русь».
    3. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Мифология.

  7. Я очень люблю приезжать в гости к бабушке в деревню. Там так спокойно, тихо, совсем не так, как в городе. Мне нравится летом отдохнуть от городской суеты, но праздники я все же люблю проводить дома, где шумно и весело, много детей и молодежи. Зимой в деревне совсем тоскливо и пусто, под Новый год все сидят по домам, едят салаты и смотрят телевизор. Да и опустела деревня, в основном живут здесь сейчас одни старики. Но бабушка рассказывает, что так было далеко не всегда.
    Много лет назад жизнь в деревне была намного веселее, люди очень любили праздники и отдыхали с размахом. Раньше люди были очень религиозны, поэтому и главные праздники в году совпадали с церковными. Сегодня главным праздником в году считается Новый год, однако раньше народ придерживался постов, поэтому новый год встречали достаточно скромно. Однако на Рождество устраивались народные гулянья, которые длились несколько дней. Это время называлось Святками.
    Люди надевали самую лучшую, самую нарядную одежду. Празднование начиналось с церковной службы, а потом люди расходились по домам и садились за праздничный стол. На улицах устраивались ярмарки, где продавались разнообразные угощения, и вообще было очень весело. Для многих людей такие праздники были возможностью и на других посмотреть, и себя показать.
    Народные праздники были особым временем для молодежи. Принимать участие в гуляньях считалось обязательным для всех незамужних девушек и неженатых парней. Дети и молодежь катались с ледяных горок, играли в подвижные игры, водили хороводы. На Святки девушки гадали, чтоб узнать что-нибудь о своем будущем суженом. Парни же участвовали в разнообразных состязаниях, где демонстрировали свою ловкость и удаль. Все эти затеи давали возможность молодым лучше присмотреться друг к другу, да и вообще отдохнуть и вдоволь повеселиться.
    В конце зимы с особым весельем праздновали Масленицу. Этот праздник знаменовал конец  зимы и начало нового трудового года, когда уже вскоре должны были начаться полевые работы. Празднование Масленицы сопровождалось сжиганием чучела и разнообразными соревнованиями, ярмарками, шумным весельем.
    За Масленицей следовал Великий пост, который заканчивался еще одним значительным церковным праздником – Пасхой. Это был особо торжественный и радостный день; всю неделю после Пасхи, не переставая, гудели церковные колокола, люди пекли куличи, отдыхали, ходили друг к другу в гости.
    Раньше люди отдыхали по-другому, и мне кажется, во многом это время было даже веселее, чем наши современные праздники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *