Сочинение на тему русские праздники как часть культуры

5 вариантов

  1. Сочинение на тему “Русские праздники как часть культуры народа” можно составить так:
    Традиции русских народных праздников объединяют в себе как отделенную старину, так и новизну близких к нам времен. Многое в этих традициях требует объяснений. И это не удивительно. Но некоторые русские обряды в праздничные дни и до сегодняшнего дня считаются настоящим искусством.
    Каждый новый год начинается с празднования Рождества. Это настоящий семейный праздник, который объединяет всех членов семьи за одним столом. После Рождества русские празднуют Крещение. Многие любят окунаться в прорубь, несмотря на крепкие морозы. Затем приходит Масленица. Это удивительный и очень интересный праздник. В нем тесно переплетаются христианские и дохристианские верования.
    Русские праздники очень хорошо отражают культуру нашего народа. Именно они лучше всего рассказывают о всех сферах жизни нашей нации, передают представление народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, доброте, честности. Очень важно не забывать традиции, которые, как я считаю, не даром передавались из поколения в поколение и хранились в памяти. Ведь важная та мудрость, которую не забывали ни один век.

  2. Работа выполнена ученицей 6 «В» Муниципальной гимназии им.С.П.Данилова
    Пермь
    Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй – языческий, дохрстианских времён, так же, как земледельческий, соотносился с явлениями природы. Третий, самый поздний календарь – христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, — двенадцать.
    В древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. и слился с зимним древнеславянским праздником – святками, или колядой.
    Время этого праздника для древних славян имело важное хозяйственное значение. Заканчивались зимние работы, наступала полоса деятельной подготовки к весне. Неудивительно, что люди радовались долгожданному отдыху. Да и сама природа располагала к этому: веселей светило солнце, начинали прибывать дни. День 25 декабря в календаре наших предков назывался днём Спиридона-солнцеворота. По поверьям славян, в ночь рождения нового солнца сходили на землю духи предков, которые назывались «святыми», или «святками».
    Славянские святки были праздником многодневным. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января.
    На святки запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное.
    Вечер накануне Рождества известен под именем сочельника, или сочевника, соблюдением обряда которого люди как бы приготавливались к самому Рождеству. В этот день было принято поститься до позднего вечера, до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол.
    В сочельник крестники шли навещать своих крёстных отцов и матерей, поздравляли их с праздником, при этом несли им кутью, пироги. Те, в свою очередь, угощали крестников и дарили им деньги.
    Сочельник – это праздник скромный, тихий, проходящий за столом, в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано.
    А наутро начинался совсем другой праздник – шумный и весёлый. Начинали его дети. Они ходили от дома к дому со звездою, вертепом и распевали стихи во славу Христа. Звезда величиною в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечой. Мальчики, которым чаще всего доверялось нести звезду, для важности вертели звездой во все стороны. Вертеп – двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа. Нетрудно догадаться, что хождение со звездой – это напоминание о Вифлеемской звезде, славление – пение во славу Христа, а вертеп – театр марионеток.
    За своё пение славельщики получали разные подарки, чаще всего пироги да деньги. Для сбора пирогов один из славельщиков носил кузов, а для денег предназначалась тарелка.
    Около полудня начиналось славление у взрослых. В старину в этом участвовали все сословия.
    Святки не обходились без участия ряженых. Игры ряженых – древняя русская скоморошья забава. Ряженые заходили в избы и веселились, как могли: дурачились, разыгрывали целые представления.
    Распространённым святочным обрядом было и колядование – отзвук древнего праздника Коляды. Колядки – особые рождественские песенки. Содержание их было традиционным – славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что-нибудь вкусненькое. Если же хозяин был скуповат и ничего не давал, или давал мало, то рисковал услышать такое пожелание:
    «На Новый год осиновый гроб,
    Кол на могилу, ободрану кобылу!»
    Любимейшее святочное развлечение – гадание. Породило гадание стремление людей как-то предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. В языческую пору гадание носило чисто хозяйственный характер – об урожае да приплоде скота, о здоровье родных и близких. Приносили на святки в избу сноп пшеничный или охапку сена и зубами вытаскивали соломинку да травинку. Полный колос предвещал хороший урожай, а длинная травинка – хороший сенокос.
    С годами интерес к гаданию сохранила только молодёжь, особенно девушки. Давно забыто всё языческое да магическое, что включал в себя обряд, а из обломков родились праздичные потехи. Но почему хороша для гадания именно эта пора? Народная легенда говорит: «В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и расхаживают по земле, пугая весь крещёный народ. От неё, от силы нечистой, и можно было вызнать свою судьбу».
    На святках взрослые девицы ворожили:
    Выйдут ли сей год замуж? – в глухую ночь, когда крепко спят все домочадцы, гадальщицы, при соблюдении строжайшей тишины, приносят в избу петуха. Если он пойдёт к столу, значит, девушка выйдет замуж, а если петух будет ретироваться из избы, то она останется ещё в девицах.
    Девушки тихомолком отправлялись в гусятник и в темноте ловили птицу: если попадёт в руки самец, значит девушка выйдет замуж, если самка – останется ещё в девичестве.
    Холостой или вдовец? – девушки тайно выходили из дому к тыну или изгороди, и, обхватив её обеими руками, начинали перебирать одной рукой каждую тынину, приговаривая тихо: «холостой, вдовец, холостой, вдовец» – если тын кончится названием холостого, то, значит, за такого и выйдет девушка.
    В какой стороне живёт суженый? – «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». В какую сторону покажет конец башмака, там и живёт суженый.
    Чтобы узнать свою судьбу, «ярый воск топили». По образовавшимся фигурам судили о своем жребии: похоже на церковь – к венчанию, а коль яма или пещера – жди смерти.
    Самым распространённым было подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После песни блюдо встряхивали, а гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке и относилось содержание этой песни, предсказывающее судьбу.
    Самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой. Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало и ей могло привидеться что-то.
    Гадать можно было в течении Святок, то есть до Богоявления, или Крещения. Праздник Крещения, отмечаемый 19 января, один из великих праздников православной церкви. Установлен в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей.
    На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник – Масленицу. Известна она с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи весны. Первоначальным названием Масленицы было «мясопуст». Позже стали называть масленичную неделю «сырной», или просто масленицей. Название «Масленица» не случайно. В последнюю неделю перед постом не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины – главное праздничное блюдо, ещё не были под запретом.
    Как всякое событие, связанное с Пасхой – главным событием года христианина, масленица не имеет точного календарного прикрепления, а является неделей, предшествующей Великому посту.
    Каждый день на масленичной неделе имел своё название, за каждым днём были запрещены свои собственные определенные действия, правила поведения, обряды. Понедельник назывался — встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, четверок широкий, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощёный день, проводы.
    Вся же неделя, помимо официальных названий, в народе именовалась: «Честная, широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица».
    В воскресенье перед масленицей отец молодой жены, взяв с собой угощение (чаще всего пироги), ехал к сватам и просил отпустить зятя с женой к нему в гости. Приглашал также и сватов вместе со всем семейством. Обычно молодые приезжали в пятницу, вся деревня ждала их приезда. Тёще полагалось ухаживать за зятем, она готовила самые лучшие блюда и, конечно пекла блины. Поэтому именно масленичная пятница и имеет название «тёщиных вечёрок». На следующий день гостей принимала золовка, то есть сестра мужа.
    Одним из основных действ, связанных с праздником, были встреча и проводы масленицы. К четвергу «сырной» недели делали куклу из соломы в виде женщины. Наряд для Масленицы либо покупали вскладчину, либо одевали в обноски. Чучело со смехом и прибаутками возили по всей деревне.
    Самым распространённым видом проводов было зажигание костров. Вечером в воскресенье масленичное шествие выходило на озимь, где масленицу сжигали на костре. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай».
    Одним из масленичных обычаев было катание молодожёнов с ледяной горы. На катание молодые приезжали в своих лучших нарядах. Каждый молодой муж обязан был прокатить свою жену с горки. Всё это сопровождалось поцелуями и поклонами. Развеселившаяся молодёжь часто задерживала санки, и тогда супружеская пара должна была откупиться определённым количеством прилюдных поцелуев.
    Катание с гор – вообще одно из любимых масленичных развлечений. Катались начиная с понедельника не только молодожёны, но и дети. Ледяные горки украшали ёлками, вешали фонарики, даже ставили по бокам ледяные статуи.
    С четверга катание с горок сменялось катанием на лошадях. Катались на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так.
    Более суровыми развлечениями были кулачные бои. Бились и один на один, и стенка на стенку. Бои проходили на льду замёрзших рек. Велись бои беспощадно, азартно, иногда оканчиваясь увечьями и даже смертью.
    Одним из действ масленичной неделе было «взятие снежного городка». За неделю до масленицы мальчишки строили из снега городок, придавая ему всевозможный вид. Далее выбирается городничий, обязанный защищать город от нападения Масленицы. Брали города в последний день масленицы, ставя целью завладеть флагом на городе и самим городничим.
    Последний день масленицы – прощёное воскресенье. В этот день просят прощения не только у живых, но и у мёртвых. Вечером в этот день ходят в баню, и очищенными вступают в Великий пост.
    Во время Великого поста отмечался праздник Благовещенья. По церковному преданию, в день 7 апреля Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что у неё должен родиться чудесным образом зачатый сын. Считается, что в этот день благословляется земля и всё живое на ней. Несмотря на строгий пост, в этот день разрешалось есть рыбу.
    Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово, старейшее и известнейшее из христианских церковных торжеств. Основные пасхальные обряды известны всем: крашение яиц, печение куличей. Для верующего человека Пасха связана ещё и с всенощным бдением, крестным ходом и христосованием. Христосование заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».
    Для христианина Пасха – главный и торжественнейший праздник года, праздник воскресения Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть на кресте.
    Подвижностьдня празднования Пасхи приводит к тому, что каждый год изменяется день событий непосредственно связанных с пасхальным циклом, изменяется дата начала Великого поста и Троицы.
    За неделю до Пасхи отмечалось Вербное воскресенье. Церковью оно празднуется в память въезда Христа в Иерусалим, когда народ бросал ему под ноги пальмовые ветви. Верба и символизирует у нас эти ветви. В этот день в церкви веточки вербы освящались.
    Неделя после Вербного воскресенья называлась Страстной, в память о Страстях Господних. На этой неделе готовились к Пасхе: мылись в бане, мыли и чистили всё в доме, празднично убирали его, красили яйца и пекли куличи.
    На пятидесятый день после Пасхи праздновалась Троица (день сошествия Святого Духа). В православном празднике Троице обнаруживаются следы древнеславянского праздника семика, который праздновался на седьмой неделе после Пасхи. Праздник проходил в лесу. В центре внимания в эти дни была берёзка. Её украшали лентами, цветами, водили вокруг неё хороводы, пели песни. Выбор дерева неудивителен: берёза одна из первых одевалась в яркуб нарядную зелень. Отсюда существовало поверье, что именно берёза обладает особой силой роста и что эту силу нужно использовать. Берёзовыми ветками украшали окна, дома, дворы, храмы, веря, что они обладают целебной силой. В Троицу берёзу «хоронили» – топили в воде, чем старались обеспечить дождь.
    На Троицко-семицкой неделе девушки гадали – пускали по воде венки. Спокойно плывёт венок – всё сложится счастливо, закрутится венок – расстроится свадьба, а потонет – быть беде.
    24 июня, в дни летнего солнцестояния, на Руси отмечали праздник Ивана Купала. Купала – языческий праздник поклонения природным стихиям – огню и воде.
    А ведь языческий Купала никогда не был Иваном. У него вообщене было никакого имени. А приобрёл он его, когда праздник Купалы сошёлся с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя.
    Ещё этот праздник называли днём Ивана Травника. Ведь лечебые травы, собранные в этот период, чудодейственны. На Купалу мечтали найти и увидеть, как распускается папоротник. Именно в эти мгновения из земли выходят клады, загораясь зелёными огоньками.
    Не менее желанной была встреча с «разрыв-травой», от прикосновения которой разлетается на кусочки любой металл, отворяются любые двери.
    Славяне считали, что пора буйного роста трав, созревания хлебов – время разгула злых духов. Для борьбы с нечистью древним способом трения добывали огонь, разжигали костры, через которые прыгали увенчанные цветами парни с девушками. Верили в примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб. В огонь швыряли отслужившие своё вещи, одежду больных.
    Вечером, попарившись в баньке, шли плескаться в реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную силу, как и огонь.
    Православная церковь не признавала этот праздник, находя в нём много языческого и непристойного. Преследования властей привели к тому, что в ХIX веке праздник почти исчез с Руси.
    Русские народные праздники были необыкновенно богаты богаты и разнообразны. К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и передать потомкам.
    Список литературы
    1. Т. И. Быстрых. «В круге жизни».
    2. Ю. С. Рябцев. «Путешествие в Древнюю Русь».
    3. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Мифология.

  3. В исключительно богатом и разнообразном творчестве А. С. Пушкина большое и значительное место занимает лирика. Можно выделить несколько основных мотивов поэзии Пушкина: любовь и дружба, вольнолюбивая лирика, тема поэта и поэзии, философская лирика. Но всю ее объединяет одно, характерное для этого поэта качество, — гуманизм. Можно смело сказать, что стихотворения Пушкина пронизаны светлым оптимизмом, чувством любви к людям, призывом к справедливости и милосердию, к истинной свободе.
    Подробнее…

    Смысл названия поэмы Блока “Двенадцать”

    Поэма “Двенадцать “, автором которой является А. А. Блок, достаточно символична и загадочна. Даже в наши дни, литературные критики и литературные исследователи не могут разгадать тайны некоторых символов и знаков, которые использованы в тексте поэмы.
    Существует несколько догадок, из-за которых автор мог назвать свою работу именно “Двенадцать”. Возможно, это число равно количеству героев поэмы. Может быть, оно сравнивается с двенадцатью апостолами Христа. А может, автор имел в виду двенадцать месяцев в году.
    Свою работу А. Блок создает после длительных размышлений. Волнующая судьба родины неоднократно отразилась на смысле произведения. Читатель знакомится с двумя мирами. Один вымышленный, символический. Другой – реальный и достаточно суровый.
    Подробнее…

    Идейно тематическое содержание романа «Преступление и наказание»

    Роман выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» по праву считается полифоническим, многогранным, глубоко философским и психологическим. В литературном произведении поднимаются вечные, как мир вопросы, никогда не перестающие быть актуальными для человечества; мастерски раскрываются психологические мотивы, побудившие героев на те или иные поступки, подробно описывается их внутренний мир, самые потаенные мысли и чаяния.
    Персонажи «Преступления и наказания», являясь фигурами противоречивыми, неоднозначными, тем не менее, представляются автором полноценными, интересными личностями, представая перед читателем словно живые. Поступки, точка зрения каждого из них независимы и не схожи между собой, автор же словно незримо присутствует в романе, не оспаривая и не соглашаясь ни с одним из мнений.
    Подробнее…

    Некрасов «В окопах Сталинграда» сочинение

    В 1911 году родился В. П. Некрасов, получил архитектурное образование, окончил школу актерского мастерства, работал в театрах, откуда собственно и пошел на фронт. Два раза получил ранение. Вследствие второго ранения в некоторой степени была парализована правая рука. Советом доктора было тренировать немного руку, и Некрасов решил писать о Сталинграде. Эта повесть — первое произведение, правдиво рассказывающее о военном времени. Повесть «В окопах Сталинграда» отлична от всей военной литературы, и лишь по духу немного похожа на «Севастопольские рассказы» Л. Толстого. который говорил: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».
    Подробнее…

    Сочинение Патриотизм в стихотворении Бородино

    Лермонтов написал стихотворение “Бородино” в 1837 году, приурочив его к двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения. Оно приобрело широкую популярность благодаря простоте стихотворного языка и патриотическому содержанию.
    В произведении описывается одна из важнейших битв Отечественной войны 1812 года. Повествование ведется от лица старого солдата, прошедшего Бородино. Он окунается в воспоминания, словно переживая те события вновь.
    Лермонтов одним из первых описал подвиг простого народа, заслуги солдат. Другие поэты выдвигали на передний план вклад в общую победу полководцев и императоров.
    Подробнее…

    Василий Теркин народный герой

    Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность:
    Вот стихи, а все понятно.
    Все на русском языке.
    Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров.
    Подробнее…

  4. Что такое культура народа? Это ряд накопленных знаний о морали, творчестве, умениях, жизненных ценностях определенного количества людей, которых объединяет существование в одной стране. Каждый народ имеет свои традиции и праздники. Русский народ не исключение.
    Календарь зимних, осенних, весенних и летних праздников настолько разнообразен, что включает в себя огромное количество тех, которые берут свое начало еще с основания Древней Руси. Во все времена праздники способствовали улучшению жизни людей, поднятию морального духа. Пословица «всякая душа празднику рада» точно определяет состояние человека во время веселья. Особенностью русского народа является организация праздника с размахом, так, чтоб был «пир на весь мир».
    Праздниками встречали и провожали новый земледельческий период, который длится не один день. В это время играли свадьбы, ведь можно было устроить гулянья после тяжелого рабочего времени.
    Святки — многодневный продолжающийся праздник, вселял веру…
    людей в новый год, который принесет хороший урожай и радость в каждый дом. Святки не обходились без массовых гуляний, на которых ряженные разыгрывали целые представления во славу нового года.
    На масленичной неделе было принято чествовать молодые пары, устраивать им своеобразные смотрины, хорошо ли они живут одной семьей.
    Рождество всегда почиталось на Руси. Этот семейный праздник укреплял отношения в семье, ведь в этот день род от мала до велика собирался за одним столом.
    Пасха — важнейший праздник русского народа, символ торжества жизни, добра и зла над смертью и тьмой.
    Вербное воскресенье, Вознесение, Егориев день, Троица, праздник Ивана Купала и многие другие праздники являются важной составляющей культуры народа. Из поколения в поколение передавался опыт и характер праздников. Русские праздники как часть культуры народа отображают его идеалы, жизнь и стремления к развитию.

  5. Помогите пожалуйста ответить на вопросы; ?арындасым деп кім айтады? ?ндестік за?ыны? неше т?рі бар?
    Напишите мини сочинение-рассуждение на тему дружба
    СРОЧНО!!!!!!!ДАЮ 30 БАЛЛОВ!!!!
    (зарание спасибо)
    замените звездочки двумя одинаковыми цифрами так чтобы числа 2* и *8 были взаимно простыми . запишите все полученные пары.помогите очень надо
    нужно написать текс публицистического стиля, 5-7 предложения
    молния вспыхнула красным огнем , и гром грянул тяжко и сердито.2 весь день в лесу было золотой , а вечером заря горела в полнеба. 3 была поздняя осень но сирень ещё не пожелтела. подчеркните главные члены в каждом простом прило…
    1. Чем отличаются круглые черви от плоских?
    2.В чём сходство плоских и круглых червей?
    5.Почему для лечения заболеваний человека и домашних животных, вызываемых паразитическими червями, врачам и ветеринарам необходимо хорошо …
    составь из слов каждой строки предложения.
    овощ(?)ной,приготовили ,девоч(?)ки,салат.
    лучший ,при, словарь письме ,помощ (?)ник .
    запиши получившиеся предложения,раскрывая скобки.
    Помогите Пожалуйста ! Вложение!
    морфологический разбор слова спешившим
    Помогите пожалуйста..
    Закончите предложение: To my mind I…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *