Сочинение на тему русский язык 3 класс

4 варианта

  1. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

  2. План
    1. Русский язык в нашем доме
    2. Уроки русского языка и литературы
    3. Любовь к родному языку
    Мой родной язык русский. Я разговариваю по-русски дома, во дворе и в школе. Мои предки были русскими и жили всегда в России. Любовь к родному языку передаётся из поколения в поколение в нашей семье. Каждый человек, рожденный в своей стране, может легко научиться говорить на языке своих соотечественников. Но, основу необходимо закрепить.
    Главную роль в формировании грамотного литературного языка берет на себя школа. В школе все уроки, кроме иностранного языка, проводятся на родном для нас языке. Мы учимся разговаривать и писать правильно. Я читаю много и понимаю, что наш язык очень красив и велик. Наши народные сказки являются ярким примером богатства и разнообразия русского языка. Сколько интересных и необычных слов можно встретить, читая сказки русских писателей! Поэты в своих стихах показывают нам то, какой русский язык мелодичный и красивый. Человек ведь не только разговаривает на родном языке, он ещё на нем и думает.
    Русский язык находиться в душе каждого русского человека. По моему мнению, человек должен относиться с любовью и уважением к своему родному языку. Важно, научиться не только разговаривать по-русски, но и научиться любить свой язык.

    Сочинение на тему “Мой родной язык русский” 5 класс

    План
    1. Почему именно русский язык
    2. Богатство русского языка
    3. Русская литература
    Русский язык я слышу с самого детства. Мои мама и папа родились и живут в России. Дома мы всегда разговариваем на русском языке. Любовь и уважение к родному языку прививают в первую очередь родители. Если ребенок слышит с самого раннего детства стихи и сказки на родном языке, он будет стремиться разговаривать на нем. Я считаю, что русский язык очень мелодичный и красивый.
    Чтобы речь была богатой, с лёгкостью можно подобрать множество синонимов. С их помощью мы разнообразим нашу речь. Они помогают выразить наше настроение. Мы можем сказать, что устали что-то делать. Но, чтобы ярче показать нашу усталость, употребляем синонимы: утомиться, умаяться, выдохнуться или выбиться из сил. Не многие иностранные языки смогут похвастаться таким богатым лексическим запасом, как наш родной русский язык.
    Великие писатели и поэты содействовали развитию родного языка. Они придумывали неологизмы и не позволяли стереть с памяти народа устаревшую лексику. А. С. Пушкин внёс огромный вклад в сохранение и развитие родного языка. Он с детства слушал сказки своей любимой няни на русском языке. Затем приложил много сил и времени, чтобы сохранить живой русский язык в своих произведениях. Многие отечественные поэты и писатели понимали, что в своих литературных творениях они смогут сохранить самобытность родного языка.
    В русской литературе есть много произведений, которые восхваляют и славят русский язык. Очень ярко выразил мысль о том, что только литературные творения смогут сохранить язык, И. А. Бунин в своём стихотворении “Слово”. Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. Вот поэтому необходимо беречь этот дар и приумножать. Носитель языка должен не только говорить на своём родном языке, но и знать произведения великих классиков. И, только тогда каждый житель нашей страны может с гордостью сказать:”Мой родной язык русский”!

    Сочинение на тему “Мой родной язык русский” 8 класс

    План
    1. Значение языка в нашей жизни
    2. Проблемы в русском языке
    3. Гордость за русский язык
    Возникновение и развитие устной и письменной речи играет огромную роль в становлении всего мира. Начиная с древности, люди придумывали слова, чтобы общаться друг с другом. Язык является системой, которая состоит из букв и слов. Создав эту систему, наши предки стремились записать все события, которые происходили с ними. Издавна у людей было желание передать накопленные знания своим потомкам. Наше поколение получило в дар готовое средство общения и хранения информации. Все, что от нас требуется – это любить и беречь русский язык.
    Но, в последнее время возникает опасность потери чистого русского языка. Если внимательно просмотреть статьи в Интернете, можно подумать, что они написаны на иностранном языке. Какое огромное количество заимствованный слов используют современные люди! Когда вы в последнее время слышали простые и понятные слова: ” управляющий”, ” неудачник”, “стоянка”. Все чаще и чаще их заменяют английскими соответствиями: ” менеджер”, ” лузер”, “паркинг”. Большинство людей уверены в том, что эти слова являются русскими. Но, это не так.
    Конечно же, любой язык переживает изменения. Были времена, когда русская интеллигенция общалась только на французском или немецком языках. Русский же язык считался языком бедняков. Поэты и писатели того времени прилагали огромные усилия, чтобы доказать всем, что родной язык не хуже иностранного. Своими бессмертными произведениями они смогли показать богатство и многогранность русского языка. Не стоит повторять ошибок прошлого! Очень важно сохранить индивидуальность своего родного языка, а не заменить его иностранным.
    Русский язык имеет богатый словарный запас. В нашем родном языке присутствует огромное количество синонимов и антонимов, омонимов и паронимов. Все эти и многие другие средства языка украшают и обогащают русский язык. Стоит прочитать литературные произведения наших великих классиков, чтобы убедиться в этом и начать гордиться своим родным языком. Мой родной язык русский, чем я и горжусь!

  3. КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ
    Каждому ребёнку, прежде чем научиться хорошо что-либо делать (говорить по-английски, играть на гитаре, ездить на велосипеде), приходится совершать первые шаги — самые трудные шаги в любом умении. И каждый раз для этого требуются терпение, понимание главных задач и тренировка. Всё это просто необходимо и для того, чтобы научиться составлять тексты. Но ещё обязательно понадобятся умение фантазировать и желание излагать свои мысли интересно, а это значит — творчески. Ведь «сочинение» и «сочинять» — слова одного и того же корня.
    С чего начать? А главное: можно ли без страха усаживаться за письменный стол, на котором лежит чистый лист бумаги, а на нём предстоит написать сочинение?
    Хотелось бы, чтобы, совершая свои первые шаги в словесном творчестве, дети поверили, что писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочинение всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец! Но и любая творческая работа даёт замечательную возможность высказать собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, чувствами и впечатлениями. Ну а когда, работая над созданием очередного текста,  ребёнок убедится, что без особого труда удаётся пройти через все важные и необходимые этапы работы:
    –  отобрать материал для будущего текста,
    – выделить основную мысль (тему) всего текста и его отдельных частей (микротем),
    – составить план и выстроить текст сочинения по этому плану,
    – изложить текст в заданной форме (повествование, описание, рассуждение), –
    это и будет означать, что вы умеете писать сочинения.
    Текст—это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определённой последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически. У текста может быть заглавие. Заглавие — это название всего произведения или отдельных его частей.
    В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого; это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего текст написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.
    Вот примеры заголовков, в которых содержится основная мысль сочинения:
    Моя любимая игрушка.
    Что такое доброта?
    Что я умею делать.
    Что такое мир.
    Мой папа.
    Моя мама.
    Готовясь к сочинению,   я призываю ребят подумать, кого и в чём они будут убеждать, что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывания надо построить так, чтобы всё в них было подчинено основной мысли.
    С  чего же начать сочинение? Мои ученики начинают  с самого начала — с записи темы сочинения. Ведь тема — это то, о чём говорится в сочинении. Сначала учащиеся выделяют в теме главные, ключевые слова (можно их подчеркнуть). Затем, определяют  границы темы и пути её раскрытия.
    Темы бывают узкие и широкие. Это зависит от объёма высказывания. Например, «Летний дождь» — широкая тема, «Наша улица после дождя» — узкая тема.
    Залогом успеха детских сочинений является ясная, узкая, конкретная тема. Гораздо труднее писать на широкие темы, например «Осень» или «Зима», довольно сложно раскрыть их с достаточной полнотой, каждое слово в названии темы имеет значение. Так, темы «Снег», «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу» — близкие, но разные.
    Свои высказывания  строят так, чтобы каждое предложение помогало раскрытию данной конкретной темы.
    Как сделать нашу речь связной?  Отсутствие связи между предложениями в тексте — это большая проблема. И если её решить, исчезнут две другие: проблема объёма сочинения и наличие в нём повторов мыслей, предложений. Предложения в тексте не просто «стоят рядом». Между ними есть своя связь, которую Л. Толстой называл сцеплением. Он считал, что секрет писательского искусства состоит в «бесконечном лабиринте сцеплений». У этих сцеплений есть свои законы. Среди предложений в тексте существует неравенство: есть предложения, не зависимые от контекста (они могут быть определены самостоятельно), и есть предложения, зависимые от других предложений (от контекста). Такие предложения нельзя употребить самостоятельно, так как значение их вне контекста не всегда понятно.  Если предложения связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке (второе — с первым, третье — со вторым), то это цепная связь предложений в тексте.
    Приведём пример.
    Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей — гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.
    В данном отрывке произведения каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.
    Существует ещё один вид связи — параллельная связь предложений в тексте.
    Приведём пример.
    Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и кричат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.
    – Параллельным видом связи лучше всего пользоваться в описаниях. Предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются. При этом все предложения, начинающиеся со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы конкретизируют, развивают его смысл.
    Строение текста тесно связано с типами речи.
    Принято различать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение. Какие бы высказывания пишущий ни создавал, оно будет или описанием, или повествованием, или рассуждением. Типы речи могут совмещаться и представлять собой сочетание двух или всех трёх типов речи при основном (ведущем). Рассмотрим таблицу (во второй графе таблицы даётся подсказка, как определить тип текста: по его значению и по вопросу, который можно задать к любому тексту).
    Тип текста
    Значение (вопрос к тексту)
    Повествование
    Динамика действия. (Что делает предмет?)
    Описание предмета
    Характеристика персонажа, предмета. (Каков предмет?)
    Описание места
    Характеристика места. (Где что находится?)
    Описание состояния окружающей среды
    Состояние окружающей среды — природы или любой другой среды обитания. (Каково вокруг?)
    Описание состояния человека
    Физическое или душевное состояние человека. (Каково ему?)
    Рассуждение-доказательство
    Обоснование истинности того или иного суждения (тезиса). (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?)
    Рассуждение-объяснение
    Толкование понятия, объяснение сути какого-либо явления. (Что это такое?)
    Рассуждение-размы- шление
    Раздумья над различными жизненными ситуациями. (Как быть? Что делать?)
    Теперь ознакомимся с различными типами текста.
    Повествование. (Что делает предмет?)
    Виктор уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутрь его клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же схватил крупные сучья. (Б. Орешкин)
    Описание предмета. (Каков предмет?)
    Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя лезвиями. Одно лезвие побольше, другое — поменьше. На каждом — ямочка, чтобы зацепить ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.
    Зато обратно — только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкнет на зависть всем мальчишкам. (В. Солоухин)
    Описание места. (Где что находится?)
    [Женя заглянула в соседнюю комнату.] Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. (А. Гайдар)
    Описание состояния окружающей среды. (Каково вокруг?)
    Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки. Из земли пробивалась свежая травка.Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы. (А Гайдар)
    Описание состояния человека. (Каково ему?)
    [Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами.]
    Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся, что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. (В. Шукшин)
    Рассуждение-доказательство. (Почему?)
    Играть втроём в шахматы — это самое последнее дело, потому ,что играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому.
    Если ты выигрываешь, то тебе говорят, что ты выиграл потому, что тебе помогали. А если проигрываешь, то над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе подсказывали. Нет, лучше играть в шахматы вдвоём, когда никто не мешает. (Н. Носов)
    Рассуждение-объяснение. (Что это такое?)
    Термин (лат. Iегттиз — граница, предел) — слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой- нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение. (С. Ожегов)
    Рассуждение-размышление. (Как быть?)
    [Беглецы притаились в пещере.] Что теперь делать? Бежать? Но Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Он должен был спать двадцать четыре часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку? Одну в пещере? Нет, нет! Спасаться — так всем вместе, погибать — так всем вместе. (А. Н. Толстой)
    Стили речи
    Функциональные стили речи сложились в языке в процессе его употребления в различных сферах общения (быт, наука, политика, искусство), где он используется в разных функциях (общение, сообщение, воздействие). Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.
    Для каждого стиля речи характерны определённые признаки. В языке выделяются следующие стили:
    разговорный — в основе лежит функция общения;
    книжный (научный и официально-деловой) — в основе лежит функция сообщения;
    публицистический — в основе лежит функция воздействия;
    художественный — в основе лежит функция воздействия на чувства, на воображение.
    Рассмотрим ведущие стилевые черты и языковые средства, характерные для того или иного стиля.
    Разговорный стиль
    Используется обычно в беседах со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке, а также в записках, письмах.
    Задача речи — общение (обмен впечатлениями).
    Высказывание обычно бывает:
    непринуждённым, живым, эмоциональным;
    свободным в выборе слов и выражений;
    в нём обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.
    Характерные языковые средства:
    разговорные и просторечные слова и выражения (брякнулся, ну и ну, ничего себе); эмоционально окрашенные слова (лапонька, малюсенький, чудище);
    глагольные формы типа стук, бряк, хлоп;
    обращения;
    неполные предложения.
    Книжный (научный и официально-деловой) стиль
    Используется в научных трудах, учебниках, лекциях, постановлениях, деловых документах.
    Задача речи — сообщение.
    Общие особенности стиля: точность, ясность, бесстрастность, объективность.
    Характерные языковые средства:
    научная и профессиональная терминология.
    Публицистический стиль
    Используется в газетных и журнальных статьях, во время выступлений на общественно-политические темы.
    Задача речи — воздействие на читателя или слушателя.
    Высказывание обычно бывает:
    эмоциональным, выразительным, субъективным.
    Характерные языковые средства:
    общественно-политическая лексика;
    использование пословиц, поговорок, афоризмов;
    побудительные предложения;
    распространённые обращения;
    риторические вопросы.
    Художественный стиль
    При написании сочинений мы чаще всего пользуемся художественным стилем, поэтому рассмотрим его основные признаки подробнее.
    Используется в художественных произведениях.
    Задачи речи: изображение живой картины, художественного образа, передача читателю чувств, которые испытывает автор.
    Высказывание обычно бывает:
    конкретным (описывается именно эта берёза, а не берёза вообще);
    образным, живым, выразительным;
    эмоциональным.
    Характерные языковые средства:
    конкретные слова;
    слова в переносном значении;
    эмоционально окрашенные слова;
    выразительные средства, создающие художественный образ (использование эпитетов, сравнений, метафор);
    выразительные средства, образованные синтаксически (использование побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, предложений с однородными членами, различных повторов, перестановок и противопоставлений в предложениях).
    СОБИРАНИЕ МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ
    Итак, перед вами белый лист, на нём — тема. Главные, ключевые слова выделены… и ничего — кроме страха чистого листа. Не впадайте в панику! Воспользуйтесь советом Т. В. Алексеевой, автора книги «Как научиться писать сочинение на „отлично”»:
    «Создайте рабочее настроение. Важны следующие 10—15 минут… Надо отвлечься от всего и… писать, писать, писать… Писать всё, что „идёт”… не дописывая фразы, если мысль ясна. Итак,
    записывайте всё: фразы, слова, ассоциации, события, эпитеты, метафоры, целые или незаконченные предложения. Создайте хаос из ваших мыслей».
    Прекрасный совет, потому что вы и не заметите, как исчезнет страх, а вместо белого листа перед вами предстанет «ворох» ваших мыслей.
    Следующая задача — рассмотреть эти записи и систематизировать их, то есть соотнести с темой, привести материал в определённый порядок, сгруппировать собранное по подтемам, определить последовательность изложения и начать… с заключения. Именно с заключения, так как это самая важная часть сочинения, итог вашей работы, где не должно быть ни одного пустого, незначимого слова.
    Есть и другой вариант работы — фиксировать материал, собранный в процессе наблюдений. Лучше всего этой цели служат рабочие материалы, краткие записи, которые помогут вам развернуть в момент создания текста определённые мысли. Помните, вас никто не стесняет в подборе конкретного материала, вы свободны в выражении отношения к миру и жизни.
    Рабочие материалы могут иметь примерно следующий вид.   Тема: «Весна идёт»
    План
    Материал к сочинению
    Дополнения
    Природа в ожидании весны.
    Приход весны.
    Природа оживает.
    Весенний ветер, приход весны. Лиходейка-зима не признаёт весны. Зима смягчится, солнце работает на весну, яркие лучи солнца. Согрелась земля. Умчались зимние дни.
    Весело звенит капель, потемневший снег, сверкают лужи. По-весеннему высокое чистое небо. Воробьи купаются в лужах. Первые цветы, словно маленькие солнышки.
    Пахнет талой землёй. Дни стали светлее, длиннее. Важно надулись на сирени почки. Нежные, клейкие листочки. Всё в природе дышит, начинает расти. Скоро земля облачится в зелёный наряд. Появляются первые подснежники. Весна — моё любимое время года. Как чудесно весной, когда вся природа пробуждается после зимнего сна.
    Лёгкий морозец пытается по утрам напугать весну.
    Днём на солнце звенит капель. Первые стрелочки ярко-зелёной травы. Воробьи весело чирикают.
    По небу, как льдинки в весенний разлив, плывут лёгкие облака.
    Теперь нам предстоит отобрать из собранного материала то, что действительно необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения.
    Если вы хотите написать хорошую работу, вам нужно научиться составлять план. Он необходим там, где сочинение связано с собиранием материала, где нужно привести в порядок свои мысли и
    КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
    Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста). Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может уместиться в одном абзаце, а может состоять из нескольких. Главное, чтобы каждый микротекст (он будет соответствовать пункту плана) был объединён главной мыслью.
    Сочинение в 3—4-м классах должно иметь как минимум три абзаца (вступление, основная часть, заключение). Эти части обязательно начинаются с красной строки.
    Вступление — предварительная часть, введение, предисловие.
    В главной части раскрывается тема, основное содержание сочинения. Эта часть сочинения больше по объёму, чем вступление и заключение. Она может разделяться на более мелкие части (в том числе и на абзацы, относительно законченные по мысли). Каждый абзац в главной части начинается с красной строки.
    Заключение — последняя часть сочинения. В заключении подводится итог сказанному, формулируются выводы, делаются обобщения, подчёркиваются главные мысли работы.
    При составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль; надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана.
    Сравните варианты планов. Первый план конкретизирует тему текста, второй план конкретизирует мысль текста.
    I. Грибы в осеннем лесу        II. Грибы — один другого краше
    Боровики.        1. Деды-боровики. Загляденье!
    Подосиновики.        2. Отцы-подосиновики. Тоже красота!
    Маслята.        3. Братцы-маслята. Тоже хороши!
    Сыроежки.        4. Сестрицы-сыроежки. Тоже неплохо!
    Итак, над планом тоже надо работать. Для чего? Вот как ответила на этот вопрос Мария Александровна Рыбникова, крупный учёный-филолог: «Работать над планом — это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».
    СОВЕРШЕНСТВУЕМ НАПИСАННОЕ
    Ещё один важный этап в работе над сочинением — совершенствование написанного. Проделайте эту работу, соблюдая следующую последовательность.
    При первом чтении написанного сочинения обратите внимание на содержание изложенного. Поставьте себе мысленно примерно такие вопросы: «Соответствует ли сочинение теме?», «Раскрыта ли основная мысль?», «Соответствует ли сочинение составленному плану?», «Связаны ли между собой части сочинения?».
    .
    При втором чтении обратите внимание на совершенствование языка. А. Островский считал, что в языке отражается «весь внутренний человек», то есть весь наш внутренний мир, чувства, душа. Именно поэтому мы должны заботиться о чистоте, о красоте нашего языка, работать над совершенствованием его.
    Третья проверка идёт вслух — «на голос». При чтении вслух выявляются почти все недочёты текста.
    Существует классификация речевых ошибок и недочётов, а также классификация грамматических ошибок.
    Распространённые речевые ошибки и недочёты
    1. Повторение одних и тех же слов: «У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит».
    Употребление слова в несвойственном ему значении: «У меня есть подруга Нина. Мы с ней общаемся о многом» (надо: беседуем или говорим).
    Нарушение лексической сочетаемости: «Ветер постепенно принимал силу» (надо: набирал силу).
    Употребление лишнего слова: «Пожилые ветераны» (лишнее слово: пожилые).
    Употребление рядом или близко однокоренных слов: «В рассказе рассказывается» (надо: говорится).
    Неуместное употребление диалектных или просторечных слов: «На мальчике майка, напяленная на рубашку» (надо: надетая).
    Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность в предложении: «Когда Коля прощался с отцом, он не плакал» (отец или Коля?).
    Нарушение порядка слов: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: «Только узкая полоска связывает остров с берегом»)
    Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Когда наступил декабрь, погода резко изменяется» (надо: «Когда наступил декабрь, погода резко изменилась»).
    Распространённые грамматические ошибки и недочёты
    Ошибка в образовании слова: «Скипятить чай» (надо: вскипятить).
    Ошибка в образовании форм слова: «Без чулков, без носок, более младший, ихний» (надо: без чулок, без носков, младше, их).
    Ошибка в согласовании: «Держать обоими руками» (надо: обеими руками).
    Ошибка в управлении: «Добро побеждает над злом (надо: побеждает зло).
    Нарушение связи подлежащего и сказуемого: «Саше понравилось ёлка» (надо: понравилась).
    Ошибка в построении предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, с однородными членами; в построении сложных предложений: «Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (надо: «Когда я подъезжал…, у меня слетела шляпа»).
    Пропуск слова: «Она схватила зубами за шиворот» (пропущено: медвежонка).
    Нарушение границ предложения: «Дворник, когда подметал двор. Сломал ростки тополя» (надо: «Дворник, когда подметал двор, сломал ростки тополя»).
    В ученических работах встречаются ещё и ошибки, связанные с нарушением логики; они называются логическими: «Летом Ваня купался в реке, а днём ходил с дедом за грибами» (надо: «Утром Ваня купался в реке, а днём ходил с дедом за грибами»).
    От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала (искажение цитаты, неверные даты…): «Пришёл зимний месяц ноябрь» (надо: осенний).
    Помните ещё и о том, что в сочинении нельзя сокращать слова.
    Очень важно понять все замечания, сделанные учителем на полях вашей работы. Рассмотрим условные знаки, указывающие на ошибки и недочёты в любой письменной работе.
    Вот такие значки указывают на ошибки в содержании:
    Ф — фактическая ошибка;
    Л — логическая ошибка;
    [ ] — лишняя часть (слово, выражение);
    Z — не выделен абзац;
    X — неоправданно выделен абзац;
    |_П — нарушена последовательность в изложении мыслей;
    Y — пропуск;
    — необходимо развить мысль.
    А такие значки указывают на языковые ошибки:
    Р — речевая ошибка, недочёт;
    | — орфографическая ошибка;
    V— пунктуационная ошибка;
    Г — грамматическая ошибка.

  4. УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
    ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе»
    ЦЕЛИ
    1.Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.
    2.Познакомить с видами словарей русского языка.
    3.Развивать творческие, интеллектуальные и познавательные способности учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках литературы и русского языка в  условиях самостоятельной работы.
    4.Воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю,
    привитие интереса к приобретению знаний и сплочение детского коллектива.
    5.Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы.
    ЗАДАЧИ
    1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.
    2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,
    развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития.
    3.Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
    4.Выявить среди учеников одарённых, талантливых и способных людей.
    ХОД УРОКА
    1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА:
    Учитель.
    -Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
    Всем говорю я: “Здравствуй!
    С добрым утром, друзья!
    День наступил прекрасный,
    Потому что в нём ВЫ и Я!”
    Взрослые и дети, учителя и ученики…
    Что объединяет нас?
    Ну,  конечно же, школа!
    Наш с вами второй дом.
    А с чего начинается школа?
    Дети.   (поют песню на мотив «С чего начинается Родина»)
    С чего начинается школа?
    С дежурных, что у дверей?
    Которые  требуют сменку –
    Пускают ребят только с ней?
    А может она начинается –
    С уроков – и нет им конца?
    Со  звоночка такого весёлого,
    Которого ждёт детвора?
    С чего начинается школа?
    С пятёрок у нас в дневнике,
    С надёжных и верных товарищей,
    Что сразу помогут в беде.
    А может она начинается –
    С букета, что нежно ты нёс,
    И ласково, тихо “Спасибо”
    Учитель тебе произнёс.
    Да, школа у нас начинается –
    С улыбок на лицах ребят,
    С ответов прекрасных и умных,
    Что здесь на уроках звучат.
    Ещё она – начинается –
    С учителя, что по утрам,
    С любовью, надеждой и верою –
    На встречу торопится к нам.
    Учитель.  Да, школа не может существовать как без детей, так и без учителей.
    Ответьте на вопросы хором.
    Кто тебе всегда поможет?
    Словом ласковым поддержит.
    (учитель)
    Что не  понял растолкует.
    За успех тебя похвалит.
    (учитель)
    Кто с улыбкою поставит
    Долгожданную пятёрку.
    (учитель)
    Кто и сам не рад, расстроен,
    Если ты получишь двойку?
    (учитель)
    Кто не любит ссор и шума?
    Кто  вранья  не переносит?
    (учитель)
    Кто сердито хмурит брови,
    Коль не выучишь уроки?
    (учитель)
    Учитель.
    Вчера лишь тебе говорили – малыш,
    Порой называли – проказник…
    Сегодня уже ты за партой сидишь,
    Зовут тебя – Третьеклассник!
    За полями, за горами –
    Есть волшебная страна,
    В ней много разных испытаний,
    И чудес она полна.
    Дети.    Эта страна – Наша школа.
    2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
    Учитель.
    Сегодня мы все свои чувства, мысли и слова посвятим  нашей любимой школе,  дорогим учителям,  интересным  урокам, знаниям.
    Знаю я чудесный дом,
    Жильцов занятных много в нем.
    Дом тот, друг мой, не простой:
    Ходит в школу он с тобой.
    Ну, ответьте мне, девчонки!
    Ну, ответьте мне, мальчишки!
    Ведь дом этот вам знаком,
    Что такое этот дом?
    Входит в класс  «ПОРТФЕЛЬ»:
    Я учусь, учусь, учусь,
    Я туда-сюда верчусь:
    Утром – в школу, днем – обратно.
    Тяжело, зато приятно!
    Здравствуйте, ребята!
    Я – портфель, чудесный дом,
    Дружить я буду с вами.
    Ну, а мои друзья-жильцы,
    Пусть о себе расскажут сами.
    Вот, девчонки и мальчишки,
    Достаю для вас я книжки…
    ( ребята достают из портфеля словари и выстраиваются около правой стены класса )
    Учитель.    Ребята, вы узнали эти книги?
    Дети.    Да! Это словари.
    Учитель.     (читает запись на доске)
    «Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.»
    (Философ-просветитель Вольтер)
    Учитель.
    Самые интересные чудаки, живущие на свете, – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, фантики. А есть такие, которые собирают слова.
    (Разыгрывается сценка)
    Учитель.
    Давным-давно, когда еще не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства
    Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.
    Сидят няня и Володя. Няня рассказывает сказку «Колобок».
    Володя. А что такое короб?
    Няня. Сундук или лубяной ящик, где хранили муку.
    Володя. А сусек?
    Няня. Ящик для ссыпания зерна.
    Володя. Колобок – это что?
    Няня. Небольшой круглый хлебец.
    Учитель.
    Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронес через всю жизнь. Владимир Иванович Даль стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка».
    Это четыре тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. И сегодня у нас в гостях – «русской речи государь по прозванию Словарь».
    Входит ученик, играющий роль Словаря.
    Толковый словарь.
    Словарь – это сборник слов с пояснением, толкованием или с переводами слов с одного языка на другой. Это книга, без которой трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и ученому, художнику и писателю. Я пришел вместе со своими друзьями. Посмотрите, сколько их у меня!
    Выходят дети, представляющие словари.
    Учитель.   Разговор дедушки с   внуком.
    Ученик 1.
    – Отчего ты плачешь, друг? –
    Внука дедушка спросил.
    – По письму, – ответил внук, –
    Тройку нынче получил.
    – Ты нажми! Не будь же плаксой.
    – Нажимал я – сделал кляксу.
    Учитель.    Почему внук не понял дедушку?
    Дети.   Внук не знал, что в русском языке есть слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные значения. Это омонимы.
    Учитель.   Кто знает, в каком словаре нужно искать толкование слов?
    Дети.   В толковом словаре.
    Словарь Ожегова:
    Мой словарь считается самым универсальным. В нем огромное количество слов, к которым дано толкование, и, конечно, есть толкование слова нажимать. Если вы будете пользоваться мной, то обогатите свой словарный запас.
    Разыгрывается сценка «Влиятельная буква».
    Учитель:  Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и написала: «Варона».
    Вера. Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.
    Маша. Ну, подумаешь, одна буква… Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.
    Вера. Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?
    Маша. Вот чудеса – получилось ворота!
    Вера. Поняла, что значит одна буква?
    Учитель.  Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово?
    Дети.  В орфографическом.
    Орфографический словарь.
    Я орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.
    ФИЗМИНУТКА:
    Здоровая школа –
    Здоровья желает!
    Здоровая школа –
    Друзей собирает.
    Пусть льется повсюду
    Друзей звонкий смех,
    Учитель улыбкой –
    Пусть радует всех.
    Здоровье не купишь,
    Его не продать.
    Про это давно уже
    Нужно всем знать!
    Орфоэпический словарь.
    Орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий литературное произношение. Я приготовил вам задание: поставьте в словах ударение.
    На доске:     ЩАВЕЛЬ,  СВЁКЛА,  АЛФАВИТ,  ЗВОНИТ,  ИСКРА
    (Дети произносят слова.)
    – Для того чтобы проверить, правильно ли вы поставили ударение, нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Я всегда помогу вам в трудной ситуации.
    (Проверка по слайду на экране.)
    Учитель.   Придумайте однокоренные слова к слову школа.
    (Дети отвечают.)
    Как много слов вы знаете!
    А к слову высота? Затрудняетесь?
    Ребята, вам может помочь школьный словообразующий словарь.
    Словообразующий словарь.
    Я – школьный словообразующий словарь. Используя меня на уроках и дома для приготовления домашнего задания, вы сможете подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.
    Учитель.     Послушайте отрывок из стихотворения.
    Ученик 2.
    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвучало в померкшем лугу,
    Прозвучало над рощей немою,
    Прозвучало на том берегу.
    Учитель. Понравилось вам стихотворение?
    Дети. Не понравилось, так как в нем повторяется слово прозвучало.
    Учитель. А теперь послушайте, как на самом деле написал это стихотворение Афанасий Фет.
    Ученик 3.
    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.
    Учитель.  Вот сколько различных слов употребил Афанасий Фет!
    Словарь синонимов.
    Я – словарь синонимов. При написании сочинений, выступлений вы можете пользоваться мной, и тогда ваши работы будут ярче, красочнее.
    Словарь антонимов.
    А я – словарь антонимов. Что такое антонимы?
    Дети.  Антонимы – это слова, противоположные по значению.
    Словарь антонимов.
    Пользуясь мной, вы найдете огромное количество противоположных слов. Давайте попробуем:
    Близко ли… (далеко),
    Низко ли… (высоко),
    Не на небе – на… (земле)
    Жил старик в одном селе.
    Словарь иностранных слов.
    В обиход русского языка постоянно входят новые слова, например офис. Даже привычные слова, оказывается, имеют иностранные корни.
    Например, слово библиотека – греческое, футбол – английское, диктант – немецкое. Написание и толкование любого иностранного слова вы можете найти, работая со словарем иностранных слов.
    Учитель.
    Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А еще существуют литературный, энциклопедический, филологический и другие словари.
    Словари.
    Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком:
    Усердней каждый день смотрю в словарь:
    В его столбцах мерцают искры чувства.
    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
    Держа в руке свой потайной фонарь.
    Учитель.
    Маленькому человеку необходимы эти книги, как необходим и учитель. Чтобы стать грамотным человеком, мало только слушать учителя на уроках. Нужно почаще заглядывать в книги, особенно в словари. Они тоже научат вас грамотно писать, красиво говорить, понимать сложные слова. Словари – замечательные учителя!    Прочитаем пословицы и поговорки хором.
    Знание – солнце, книга – окно.
    Одна книга тысячи людей учит.
    Дом без книги – день без солнца.
    С ручейка – река, с книг – знания.
    Золото добывают из земли, а знания – из книги.
    С книгою жить – век не тужить.
    МИНУТКА ОТДЫХА:  “Волшебный сон”.
    Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнем.
    Звучит аудиозапись легкой музыки со звуками природы: журчанием воды, шелестом листьев, пением птиц, шумом дождя – и словами для расслабления на фоне музыки.
    Реснички опускаются…
    Глазки закрываются…
    Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
    Сном волшебным засыпаете…
    Ваши руки отдыхают…
    Ноги тоже отдыхают…
    Отдыхают… засыпают… (2 раза)
    Шея не напряжена
    И  рас-слаб-ле-на…
    Дышится легко…
    Свободно… глубоко…
    (Длительная пауза.)
    Вы спокойно отдыхали,
    Сном волшебным засыпали…
    Хорошо вам отдыхать!
    Но пора уже вставать!..
    Крепче кулачки сжимайте,
    Их повыше поднимайте…
    Потянуться!.. Улыбнуться!..
    Всем открыть глаза и встать!
    Дети встают и хором говорят слова:
    – Веселы, бодры мы снова
    И к занятиям готовы!
    3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
    Учитель:  Сегодня на уроке мы напишем мини-сочинение о школе.
    О чём можно рассказать в сочинении?
    Дети:  О любимом уроке, о праздниках и конкурсах, об учителе, об одноклассниках, о переменах и т.д.
    1) Начало рассказа (вступление).
    2) Основная часть (раскрытие темы).
    3) Концовка (твоё отношение).
    Беседа по плану.
    В 1-ой части нужно подготовить слушателя к рассказу.
    С чего следует начать сочинение?
    Правильно, нужно сказать  о школе, о которой мы будем писать.
    Каким может быть первое предложение?
    Во 2-ой части сочинения рассказывается тема, то есть мы напишем то, что хотим рассказать  об учителях, уроках, одноклассниках и т.д.
    И заключительная часть. В ней нужно подвести итог всему сказанному, выразить ваше отношение к школе. Это может быть 1-2 предложения.
    Составьте предложения для концовки текста.
    Учитель:   Хочу посоветовать  вам,  украсить  своё  сочинение пословицами и поговорками.
    А.С. Пушкин так говорил о поговорках:
    «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!
    Подходи и бери полной горстью каждый,  кому дорого родное слово,
    бери и украшай свою речь».
    Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Какие поговорки могут украсить ваше сочинение?  Выберите!
    Дети: (читают с листа на парте).
    Быть грамотным стремись и впросак не попадись!
    Добро того учит, кто слушает.
    Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
    Мудрым ни кто не родился, а научился.
    Ученье свет – не ученье тьма.
    Знание собирается по капли.
    Грамоте учиться – всегда пригодится.
    Есть терпенье, будет и уменье.
    Старание и труд к счастью ведут.
    Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
    Учись чужому уму, но своего не потеряй.
    Где сила не может, там ум поможет.
    Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.
    По ученику и об учителе судят.
    Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
    Человек неученый – что топор неточеный.
    Не выучит школа, выучит охота.
    Без терпенья нет ученья.
    Знание лучше богатства.
    Человек без знаний – все – равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.
    Знание — сила.
    Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
    Неграмотный — что слепой.
    Учение — путь к умению.
    Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
    Хорошие учителя создают хороших учеников.
    Учитель:
    Пословицы недаром молвятся,
    Без них прожить никак нельзя!
    Они великие помощницы,
    И в жизни верные друзья.
    Порой они нас наставляют,
    Советы мудрые дают,
    Порой чему-то поучают,
    И от беды нас берегут.
    3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
    ( и индивидуальная работа учителя  с одарёнными и «слабыми»).
    4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
    Мы сейчас начнём рассказ,
    Как урок  прошёл у нас.
    1.Представление творческих работ:
    Чтение лучших сочинений о школе.
    2. Оценивание.
    3. Вручение почетных грамот победителям олимпиад по русскому языку.
    4. Вручение почетных грамот победителям викторины по русскому языку.
    5.  Задание на дом:
    а) найти во фразеологическом словаре фр.обороты о школе;
    б) найти в орфографическом словаре «Школьные слова»;
    в) списать с листа с поговорками 3 понравившиеся поговорки.
    Исполняется песня «Грамотей».
    Учитель: Заканчивается урок родного русского языка!
    Ученик.
    Учите русский – годы кряду,
    С душой, с усердием, с умом!
    Вас ждет великая награда,
    И та награда – в нем самом.     (Сабир Абдулла)
    Учитель. Как хочется, чтобы эти строки стали девизом нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.
    Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.
    Ученик. Прозвенел и смолк звонок, вот и кончился урок!
    Дети.             (хором)
    День окончен трудовой,
    Нам пора идти домой.
    Дружно на прощание
    Скажем: “До свидания!”
    Для учителя (дополнительный материал):
    «После хлеба самое важное для народа — школа».
    Дантон Ж.
    «Хорошие учителя создают хороших учеников».
    Остроградский М. В.
    «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
    Менделеев Д. И.
    «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека».
    Калинин М. И.
    «Педагог — это инженер человеческих душ».
    Калинин М. И.
    «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности».
    Менделеев Д. И.
    «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
    Ключевский В. О.
    Стихотворение С. Данилова.
    Ученик 1.
    Ведь на русском говорю я с детства,
    Словно к матери, к нему привык.
    Щедрое народное наследство –
    Я люблю красивый наш язык,
    Ученик 2.
    Жизнь идет, словарь опережая.
    Сколько новых дел, событий, чувств!
    Мысль  свою, на русском  выражая,
    Я у предков многому учусь.
    Ученик 3.
    Навсегда вошли без перевода
    Русские хорошие слова,
    В речь и душу каждого народа,
    На правах духовного родства.
    Ученик 4.
    Я ко всем наукам ключ имею,
    Я со всей Вселенною знаком –
    Это потому, что я владею
    Русским всеохватным языком.
    Ученик 5.
    Наш язык – язык труда и света,
    Он широк, и ясен, и велик.
    Слушает с волнением планета
    Пушкина бессмертного язык!
    Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке!
    Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил:      «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
    “Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”. Так считал Л.Н.Толстой.
    И.С.Тургенев просил:    “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достижение передано нашими предшественниками.”
    *****
    – Всему название дано – и зверю, и предмету
    Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
    И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
    И все, что в памяти у нас – означено словами:
    Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
    Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
    Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!
    И это так прекрасно –
    В огромном море, море слов
    Купаться ежечасно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *