Сочинение на тему са хьамсара хьехархо

2 варианта

  1. «Пора привезти конкурс «Учитель года России» в Грозный», – такими словами завершил свое выступление в мае этого года уже в качестве победителя регионального конкурса «Учитель года Чеченской Республики-2018» учитель обществознания Математической школы №1 им.Х.И.Ибрагимова г.Грозного Алихан Динаев. Хотя эти амбициозные слова молодого педагога были восприняты всеобщим гулом одобрения и восторга, толика небольшого скепсиса оставалась в мыслях некоторых присутствовавших тогда в зале. В течение последующих пяти месяцев Алихан усиленно и кропотливо готовился к федеральному этапу конкурса, делая все возможное и невозможное, чтобы воплотить свое обещание в жизнь, – в итоге впервые за 29-летнюю историю проведения всероссийского конкурса учителем года России стал педагог из Чеченской Республики.
    Эта победа стала своеобразным подарком к 200-летию нашей столицы и подтверждением того, что система образования Чеченской Республики вышла на качественно новый современный уровень.
    В конкурсе принимали участие 85 лучших педагогов со всех регионов России, но по итогам конкурсных испытаний большое жюри высоко оценило профессиональные качества Алихана и признало лучшим учителем России.
    Алихан смог не только победить в главном педагогическом конкурсе страны, но и подарить праздник всему педагогическому сообществу как нашей республики, так и всего Северного Кавказа. На протяжении всего конкурса учителя и ученики практически всех школ республики поддерживали, напутствовали и просто верили в его победу.
    На днях абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2018» Алихан Динаев побывал в редакции нашей газеты, где дал эксклюзивное интервью, в котором рассказал о том, как проходил конкурс, о своих впечатлениях, как и чему нужно учить современных детей и о многом другом.

    – Алихан, поздравляю тебя с заслуженной победой в конкурсе! Расскажи, пожалуйста, что ты почувствовал в момент, когда тебя объявили «Учителем года России-2018»? Ожидал, что именно твое имя прозвучит?
    – Надеялся, верил, мечтал. Подготовка к конкурсу заняла целый год. И это были невероятно интересные, хотя и очень сложные 12 месяцев моей жизни. Невозможно забыть момент, когда столь уважаемые люди, как министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева и ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий со сцены Большого Кремлевского дворца называют твое имя в качестве победителя конкурса «Учитель года России-2018».
    – За 29-летнюю историю конкурса женщины побеждали только шесть раз. Да и в финале этого года были одни мужчины. Было много комментариев о гендерной дискриминации в соцсетях, даже прозвучало предложение ввести конкурс «Учительница года». Чем это можно объяснить?
    – Не думаю, что тут есть какая-то дискриминация. Возможно, большая напористость и амбициозность мужчин играют свою роль. Нельзя забывать, что конкурс – это изнурительное испытание. И выдержать эти физические нагрузки мужчинам, как правило, несколько проще. Да и психологически конкурс представляет собой ежедневный стресс для его участников. Некоторые считают, что представители мужской половины человечества более стрессоустойчивы.
    – Какое из конкурсных испытаний тебе показалось наиболее трудным, а с каким ты, наоборот, справился без особых хлопот?
    – Думаю, что моим лучшим выступлением был методический семинар. Рассказывать о собственном опыте легко и приятно. Несмотря на то что семинар отрабатывался неоднократно, его доработка велась до последних минут. Но волнение на конкурсе слишком велико, поэтому даже методсеминар был наполнен импровизацией.
    Сложнее всего было с классным часом. Конкурсный классный час был всего лишь вторым в моей педагогической карьере. Работать классным руководителем мне не приходилось, как, впрочем, и большинству мужчин в российских школах. Должным образом продумать содержание, структуру и технологию обсуждения с детьми темы, определенной случайным образом за 10 минут до начала, было непросто. Я доволен всеми своими выступлениями на конкурсе, но ошибки, допущенные на классном часе, и сейчас не дают мне покоя.
    – Ты пять лет проучился в Санкт-Петербурге. Как ты считаешь, почти родные стены помогли тебе в конкурсе?
    – Уверен, что помогли. Я чувствовал себя как дома. Любовь к Петербургу навсегда останется в моем сердце. После окончания вуза мне посчастливилось побывать в городе на Неве несколько раз. Петербургский опыт позволял мне легко найти общий язык со многими организаторами из Академической гимназии №56, где проходил конкурс, с детьми, их учителями. Многие сразу принимали меня за своего.
    – Двухнедельный марафон конкурса, наверное, был очень тяжелым, но думаю, что происходило и много интересного. Что на конкурсе было самым ярким и запоминающимся?
    – Больше всего запомнились замечательные дети, с которыми мне довелось поработать. Их прекрасная работа во время конкурсных испытаний. Их благодарные, искренние и святящиеся лица были для меня высшей наградой. Не могу не отметить удивительное гостеприимство организаторов конкурса в Академической гимназии, их доброжелательность и отзывчивость.

    – После объявления имени победителя мы видели, как радовались за тебя другие финалисты.
    Действительно у вас сложились такие дружеские отношения? Дух соперничества не мешал этому?
    – У нас действительно были и, надеюсь, надолго сохранятся дружеские отношения. И это еще один момент, запомнившийся на конкурсе каждому из его участников. Десятки конкурсантов поздравляли меня, желали новых побед и успехов, переживали и болели за меня. Дух соперничества был, но атмосфера на конкурсе всегда такова, что каждый был готов помочь друг другу.
    – Наверняка в эти дни ты получаешь массу сообщений и звонков. Успеваешь отвечать?
    – Количество сообщений, звонков и комментариев, полученных мной за последние дни, исчисляется тысячами. Вы не поверите, но я постарался ответить каждому. Возможно, несколько сообщений в этом бурном потоке я пропустил. Поддержка и радость была воистину всенародной. Безмерно горд, что смог принести тысячам и тысячам жителей республики настоящий праздник.
    – Кем себя видит «Учитель года» в будущем? Директором школы? Управленцем?
    – Прямо сейчас мне непросто ответить на этот вопрос. Мне удалось взобраться на вершину. Теперь мне нужно отдохнуть, подумать и наметить для себя новую, еще более высокую цель. Но могу уверенно сказать, что быть директором школы у меня желания нет.
    – Отличается ли современная школа от той, в которой учился ты?
    – Школа заметно изменилась, хотя, конечно, фундамент и структура остались прежними. В образовании стремительно идет компьютеризация, когда интернет и гаджеты становятся неотъемлемой частью жизни и учебы. Сегодня дети уже не представляют себя без телефонов и соцсетей. И из этого вытекает два следствия. С одной стороны, учителя должны использовать новые технологии на занятиях, идя в ногу со временем и сохраняя интерес детей к учебе. А с другой, учителя окончательно и бесповоротно потеряли монополию на знания. Если ребенку не нравится учитель, то он может найти на YouTube, например, десятки видеоуроков и лекций от других специалистов. Он может воспользоваться приложениями, онлайн-ресурсами. А благодаря созданию Российской электронной школы дети со всей страны имеют доступ к полному курсу уроков от лучших учителей России по всем предметам.
    Также в нашей стране утвердился ЕГЭ, о плюсах и минусах которого, думаю, говорить можно бесконечно. Государство активно взялось за повышение квалификации педагогов через национальную систему учительского роста, институты, курсы. Могу сказать, что в нашей республике речь вообще идет о практически беспрерывном конвейере разнообразных занятий, курсов, семинаров, конференций для учителей, которые проводят лучшие региональные и федеральные специалисты.
    Наконец, пусть и с трудом, но в школе меняется парадигма образования. Знания стремительно устаревают и забываются. Кто из нефизиков, читающих этот текст, быстро назовет суть закона Гука? Немногие. А кто вспомнит дату Грюнвальдской битвы без помощи Яндекса или Гугла? Далеко не все. Поэтому мы, сохраняя акцент на предметных знаниях, пытаемся развивать в детях и личностные, и метапредметные результаты. Формировать в них универсальные умения и действия, которые пригодятся им в учебе и на работе в любой сфере – разрешать конфликты, работать в группе, искать и анализировать информацию, оценивать себя, ставить цели и т.п.

    – Что ты перенял от своих учителей, когда сам был учеником, а что посчитал ненужным?
    – Учителя были разные, вместе с тем у каждого можно чему-то научиться. И тому, как надо работать, и тому, что не надо делать. Причем на негативных примерах иногда учиться даже эффективнее, чем на положительных. У меня было множество превосходных учителей, которых и по сей день вспоминаю с большим теплом. Они научили меня тому, что преподавать нужно с любовью к своему делу и к своим ученикам, мотивировать и уважать их, помогать и быть для них другом.
    – Говорят, что коллектив школы – это одна большая семья. А как происходит общение, обмен опытом в Математической школе?
    – Коллектив нашей школы – это одна большая семья, дружно работающая ради общего дела – воспитания подрастающего поколения, его развития и обучения. Обмен опытом в школе проходит в нескольких направлениях. Во-первых, по линии методических объединений. Во-вторых, в рамках еженедельных субботних семинаров, мастер-классов и других мероприятий. По решению директора школы Луизы Салмановны Токашевой субботу мы посвящаем нашему профессиональному росту, налаживанию контактов, освоению новых методов и технологий. Это очень полезная и необходимая практика, своеобразная школа повышения квалификации для каждого из нас.

    – Когда увидит свет пособие Алихана Динаева по обществознанию?
    – В ближайшие недели в издательстве «АСТ Пресс Школа» выйдет мое учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Учебное пособие нового типа, написанное специально для интернет-поколения. Созданное для тех, кто устал от скучного и академичного языка классических учебников. Это книга, которая призвана не только дать знания, но заинтересовать, мотивировать, развлечь и увлечь. Главными рецензентами книги были ученики со всей России, которые оценивали ее, делились своим видением того, каким должно быть учебное пособие, предлагали свои идеи. К особенностям книги можно отнести максимально доступный и понятный язык изложения, огромное количество актуальных и интересных примеров и фактов, яркий и необычный для учебной литературы современный дизайн, красивые иллюстрации и авторские схемы, многочисленные «лайфхаки», упрощающие понимание и запоминание.
    – Ты пробовал себя в разных направлениях и везде добивался успеха. Может, подскажешь, как, на твой взгляд, искать дело жизни тем, кто его еще не нашел?
    – Одна из моих особенностей в том, что мне хочется пробовать себя в новом, развиваться в разных направлениях. Тем, кто еще не нашел дело своей жизни, можно дать простой совет – ищите себя, пробуйте, не зацикливайтесь на чем-то одном. Любой опыт полезен, даже негативный и неприятный. А еще можно посоветовать замечательные книги Барбары Шер, которая последовательно, продуманно и путем интересных упражнений помогает человеку найти свой путь и обрести дело своей жизни.
    – Алихан, спасибо за интервью. Мы еще раз от всей души поздравляем тебя с победой и желаем успехов, хороших учеников, новых творческих свершений, профессиональных побед и достижений!
    Шамхан ЦУРУЕВ

    БЛИЦ-ОПРОС ОТ «ХЬЕХАРХО»
    – Ваши любимые книга, фильм, песня?
    – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Фильм – «Амели». Песня «Someone like you» в исполнении несравненной Adele.
    – Что Вам больше всего нравится в работе?
    – Общение с детьми, их открытость, непосредственность, искренность.
    – Главное в жизни?
    – Семья и движение вперед.
    – Самый ценный совет, который Вы получили в жизни?
    – «Учись, Алихан» и «Читай побольше».
    – Где бы Вы хотели провести отпуск?
    – Прямо сейчас я согласен на отпуск практически в любой точке планеты.
    – Для Вас нет ничего хуже, чем…
    – Лицемерие и невежество.
    – Какие качества цените в людях?
    – Отзывчивость, любознательность, целеустремленность, искренность.
    – Как Вы воспринимаете критику в свой адрес?
    – Очень хорошо. Как способ стать лучше. Даже прошу окружающих почаще меня критиковать.
    – Какие мечты детства Вы воплотили в жизнь?
    – Написать книгу, «быть в телевизоре».
    – Какую кухню Вы предпочитаете?
    – Я предпочитаю вообще ничего не есть. Но родные иногда принуждают меня к трапезе. Приходится есть…
    – Каким бы Вы хотели видеть себя через 10 лет?
    – Еще более энергичным, оптимистичным и целеустремленным.
    6 октября более 300 человек – педагоги, ученики, представители управлений районных образований во главе с министром образования и науки ЧР Исмаилом Байхановым – встретили Учителя года России-2018 Алихана Динаева в аэропорту «Грозный».
    Алихан отметил, что свою победу посвятил любимому городу Грозному, который 5 октября отметил 200-летие со дня основания. Он выразил искреннюю благодарность Главе ЧР Рамзану Ахматовичу Кадырову за ту всемерную поддержку, что он оказывает системе образования региона, а также министру образования и науки ЧР Исмаилу Байханову, всем чеченским педагогам и школьникам республики, которые поддерживали его на протяжении всего конкурса.
    Он также выразил благодарность каждому пришедшему в аэропорт и отметил, что никогда не забудет этот день.

  2. Г1алг1ай мотт – наьна мотт – къаман мотт.
    Лоарх1амаш:
    ший мотт хар мел лоарх1аме да дешархошта гучадаккхар;
    мета хозал, цун к1оаргал дешархошта гучаяккхар;
    бокъонца бола шоай къаман патриоташ кхебар.
    Класса кийчо:
    дешархой сурташ,плакаташ, книжкай журналий
    хьокхам, докладаш
    Доска т1ара йоазув:
    Мотт – къаман юкъара ганз. Х1ара саго
    ший мета хам бе безза, сий де деза.
    Хоастабе наьна мотт, хоастае Даьхе,
    Кхебе, хозбе, шак1а санн ц1енбеш,
    Кердадаккха, илли ала,
    Оаз яхийта – мерза ба наьна мотт
    Лерга хезача…
    Б. Зязиков.
    « Наьна мотт – дунен кор.»
    Кица.
    I Хьехархочун дош.
    Укх дерригача дунен т1а 3000- 5000 мотт ба. Царна юкъе да дунен адамий юкъара метташ: эрсий, инглисий е немций метташ. Иштта зональни оала метташ, масала 1арбий мотт.Да паччахьалкхен метташ, вай паччахьалкхен метташ да эрсийи г1алг1айи. Иштта да цхьаккха тайпара дарже доаза метташ а, уж метташ дувцараш хул 10 сагагара 1000 сагага коачаш. Метташ «дика» е «во», яхаш декъалац. Х1ара къам кхыча къамаех къоасталу эггара хьалха ший меттаца.Мотт мел бах- къам а дах. Мотт д1абаьлча- къам д1адоал. Са хьамсара новкъостий, вай тахан в1ашаг1кхетара бахьан да, вай хьамсарча наьна метта ц1ай хилар. 21 февраль – «Наьна метта ц1ай» да аьнна, дезду дунен халкъашта юкъе.Из белгалдаьд 1999 шера ЮНЕСКО яхача организаце д1аехьача генеральни конфиренце, х1аьта дездеш из ц1ай д1акхохь 2000 шера 21 феврале денз. Укх шера денз вай мехка а лаьрх1ад из ц1ай дезде,цу хьакхехь да вай таханара в1ашаг1кхетар. Вайна дика бахьан да юха а вай метта к1оаргаленаш йовза а метта хозал тахка а. Тахан к1езига бац сенна беза из г1алг1ай мотт, малаг1а пайда боал цох, из-м укх мехкара араваьлча кхы безаш мичаб яшараш.
    Иштта хетачарна дика хьокхам хургба аьнна хет сона вай в1ашаг1кхетарах.
    Наьна мотт!Мел деза дешаш да уж х1ара сага. Ма дукха х1ама чулоац цу шин дешо. Цунца дувзаденна да вай вахар: вай хьаькъал, кхетам, вай культура. Наьна меттаца дувзаденна да вай эхь- эздел, г1улакх, сийрдача кхоаненга сатувсар.Мотт вай къаман эггара йоаккхаг1а йола ганз я. Из дег1аихаб баг1ахбувцамца, мах баь варгвоацаш хоза а, б1аьхий а, боккха лорх1ам болаш а ба г1алг1ай мотт. Тахан доккха баркал а оалаш дагабоха беза вайна вай метта хьалхара йоазув кхеллараш: Мальсагов Кураза Зоврбик, вай меттала эггара хьалха йоазув даьраш Беков Дордаг1а Тембот, Озиев Илеза Ахьмад, Озиев Исма1алий Салман. Мах баь варгвоцаш , ч1оаг1а лоарх1аме болх ба цар баьр. Ди бийса ца къувсаш вай йоазон мотт дег1аболабеш, из наха 1омабеш яьккхай цар шоай йоаккха ха.
    Халкъа мукъам хоз.
    II Мероприяти дешархоша д1ахо д1ахьо.
    I Ведущи
    Священных слов, заветных, дорогих,
    Не так уж много среди слов других.
    Так и язык единственно – земным
    Стал для тебя с рождения – родным.
    Ничто на свете не сравнится
    С тем языком, что мог пробиться
    В твоих устах, с рожденья лет,
    Что для тебя, как божий свет.
    II Ведущи
    Вай дегаш детталу г1алг1ай мотт бувцаш,
    Вай дегаш детталу г1алг1ай мохк безаш.
    Тха бочал, фарал, илли – Г1алг1айче,
    Иразе, беркате яхийла хьо.
    Сийлахьа Г1алг1айче – эздела Даьхе,
    Ноаноша хьийста беркате мохк.
    Турпала Г1алг1айче – денала Даьхе,
    Вай даьша лорабаь къонахий мохк.
    I Ведущи
    Где б ни был ты, заслышав речь родную
    Ты тут же вспоминаешь твердь земную,
    Где ты родился, жил и рос,
    То есть Отчизна, близкая до слез.
    Любой язык сам по себе велик,
    Но всех роднее, знай, родной язык.
    Родная речь, язык и слово,
    Они и есть твоя основа.
    II Ведущи
    Майрала доага дог – х1аране кер чу,
    Эздела г1алаш – х1арне дег чу,
    Адамлен мерза са– дошо Г1алг1айче,
    Къонахий Даьхе – кура Г1алг1айче.
    Вай маьша дахалда г1алг1ай мотт бувцаш,
    Вай г1оза дахалда яхь лелош,
    Иразе яхийла нана Г1алг1айче,
    Кортмукъа яхийла нана Г1алг1айче.
    I Ведущи.
    Дукха метташ да укх дуненен чу, къаман викалашка хьажжа доккхий а да уж, масала китайций мотт е инглисий мотт, х1аьта г1алг1ай мотт з1амига ба яхалга дац из, г1алг1ай мотт г1алг1аш бувц. Фу хургда т1аккха вай а из ца бувций? Мотт д1абаргба.Кхыча къаман наха вай мотт лора а бергбац е из 1ома а бергбац, бокъалдар аьлча вай воаш из лоарх1аш ца хилча лоарх1аб а бац.
    II Ведущи
    Дунен метташта юкъе къаьнаг1чарех ба вай мотт.Бале а йоазув 1921 шера мара даьннадац, цудухьа вай мета дукха эшам хиннаб цох.Эггара хьалхара вай метта йоазув даьрех ба Мальсагов Кураза Зоврбик, Беков Тембот, Озиев Салман, Осмиев Хьамзат кыбараш а, цар хьийга къа зехьа доаде йиш яц вай. Мотт эшаш ба – из вай сакхетам, къаман са , ганз я. Дош даша мо, меттахьа дуж г1алг1ай меттала. Лерг хьеста цун ясмален оаз хезача мишта 1елургвар из 1ома ца беш. К1оарга тахка х1ара деша ма1ан, хье ма хиллара хьо байзача, мала вусаргвар хьо беза ца луш?
    Мальсагов К.З. вахарах а цо леладаьча балхех а хоам бу дешархочо.
    I Ведущи.
    Х1анз шун хьажа аьттув хургба « Зоахалол» яхача сценкага.
    III Сценка «Зоахалол»
    II Ведущи
    Укх сценкага хьежача гу вайна ший мотт лертт1а ца ховчоа кхыдола метташ а ховш хургдоацилга, цу мочарех доккха зе а доал наха. « Цхьа мотт ховр цхьа саг ва , ши мотт ховр ши саг ва, пхи мотт ховр пхи саг ва, бакъда ший наьна мотт ца ховр цхьаккха а вац»,- яьхад вай даьша.
    I Ведущи
    Г1алг1ай поэташа шоай стихашца хестабаьб вай мотт, х1анз са новкъосташа ешаргья шоана вай метта хетаяь байташ.
    IV Дешархоша стихаш еш.
    1 Наьна мотт.
    Дега гарга ба хьо сона,
    Са хьамсара г1алг1ай мотт,
    Деша говзал сона енна,
    Бицлургбоаца г1алг1ай мотт.
    Эггара хьалха сай наьнага
    Со хьо бувцаш йистхиннав,
    Бера хана 1а нахага
    Со харца ца ле 1омаваьв.
    Наха хьаг1е хилва аьннаp
    1а со новкъа ваьккхавац,
    Ийрча,чамза хилда аьнна,
    Сона иллеш деннадац.
    Нагахь арг1а йоацар дувце,
    Меттаза, чамза из хургбар.
    Наха дика оалаш беце,
    Симал къахьаг1а хетаргбар.
    Къаьда, хьаьнала из бецаре,
    Вай мотт хьана эшаргбар?
    Меттахь оалаш уж децаре,
    Дешаш сенна дезаргдар?
    Дега гарга ба хьо сона,
    Са хьамсара наьна мотт,
    Деша говзал сона енна,
    Бицлургбоаца г1алг1ай мотт.
    Хамхоев А
    2 Г1алг1ай мотт
    Г1алг1ай мотт, со кхеваь мотт,
    Са даь, наьна дошо мотт,
    Зизай хозал, баьций мутт
    Денна 1а са дег чу лутт.
    Хьона аз сай корта бетт
    Со хьа к1оаргал йовза г1ертт…
    Х1анаб хьо,аз хьога хетт
    Малх мо лепаш,сийрда, ц1ена?
    Х1ара дош хьа дегах лет,
    Сица, ц1ийца хоттаденна.
    Хьо, ца ховчоа къе ба мотт,
    Дала безбаь г1алг1ай мотт.
    Хьона деннад сибат, куц,
    Замо шаьрбаьб,хьекхаш гам.
    Хьо ца хилча сена дувц,
    Бовргбар дуненцара чам.
    Цудухь беза лелабаьб,
    Цудухь безаш хьалкхебаьб
    Даьш шоай дезал, Даймохк лорош,
    Ноаноша шоай ага теркош,
    Ахархочо гота йоаккхаш,
    Йо1о говза маха боаккхаш,
    Мухажарий оаг1ув лувцаш,
    Бус оаламаш, фаьлгаш дувцаш,
    Маьлха з1анарашца бувцаш,
    Нажарга т1а аьшк мо тувсаш,
    Г1алг1ай мотт, са халкъа мотт,
    Дала безбаь байта мотт.
    Чахкиев С.
    Аз г1алг1ай мотт лебу.
    Аз г1алг1ай мотт лебу
    Са къамо из шаьра бувцандаь.
    Г1алг1аша цунца беркат кхеду…
    Шоай вахар цунах доаландаь
    Ширача замалахь денз,
    Мел хинна дика – во.
    Кар- кара эцаш, багахбувцамца…
    Г1алг1аша эздий, камаьрша бийца,
    Бухсоццаш беркате г1алг1ай мотт,
    Хьа сийле яхаргья массаза.
    Г1алг1ай мотт хьоца да,
    Са къаман вахаре мел хиннар…
    Сий, беркат, эздел, денал, сабар.
    Г1алг1аша шун т1а хьаьша везвеча,
    Эздий бувца, хьамсара г1алг1ай мотт …
    Мерешков С.
    II Ведущи
    Г1алг1ай къам, еррига Г1алг1айче тахан къаман культурай ганз дийнъеча, уж юха меттаоттаеча г1улакха бала болаш хила деза .Из да 1алаьмате лоарх1аме,кхоачашде хала, чоалхане дош. Вай даьша, мела халонаш шоашта т1акхаьча яле а, шоай мотт лакхерча дарже лоттабаьб, г1алг1ай мотт бувцаш хезача сапарг1та доалаш, дега дикахетар хулаш хиннад.
    I Ведущи
    Халкъа мукъам.Лаьг1о хоз «Даймохк» яха илли.
    Цхьаккха х1ама гонахьа доацаш, мехках баьха кхойтта шу доаккхаш шоай мотт, культура дег1айоалаеш къахьийгад вай даьша. Цу кхойтта шера царна дагадаьллар дар сихаг1а Г1алг1ай мехка ц1оабоаг1аргбола оамал лахар, нана Даьхе б1аргагор из дар цар массаза а дага кхаьбар .Малаг1а да цун бахьан, даьшта иштта езаш хиннай Даьхе, х1аьта вай заманхошта езаций из? Цар яхь хиннай, вай еций яхь?Царна бийзаб шоай мотт, вайна безаций г1алг1ай мотт?
    II Ведущи
    Сога хаьттача безаш ба мотт кагирхошта а. Из безалга дика къоасталу наха юкъе араваьлча, е дика е во дена моттиг хилча, шой фу ала деза фу де деза ца ховш висача. Вайна а безаш ба вай мотт, х1аьта а цхьаццаболча кагирхоша кегабеш бувц из. Х1анз хьажалаш «Х1аччий баьннаб г1алгай мотт» яхача сценкага.
    Сценка «Х1аччий баьннаб г1алг1ай мотт»
    I Ведущи
    Шоана фу хетт укх хьалах мотт х1аччий балар да ер, е вай х1аччий далар да? Х1анз вай хьожаргда мишта хов шоана г1алг1ай мотт.
    V «Багахбувцама ганз» – ловзара куц.
    Зале гулбенначарга хоат: «Шоана хой г1алг1ай мотт?» « Хов», яхачарна юкъера пхи саг хьаара воаккх.
    1 Дукхаг1а кицаш хьана хов хьожаргда вай.
    2 Малаг1а ловцаш хов шоана?
    3 Ц1ераш яхал г1алг1ай поэтийи йоазонхойи.
    4 Масса алапех латт г1алг1ай алфавит?
    5 Малаг1а газет да эггара хьалха кепадетташ арадаьннар, малаг1ча шера
    хиннад из ?
    Массане а цхьана ховли довзалеш дашх.
    VI Дешархоша д1ахо стихаш еш.
    Г1алгай мотт.
    Ло1ам болаш къаьста е ло1ам боацаш,
    Халкъах,мехках дог лазачоа
    Дегаг1оз хул, кхы йоккхаг1а йоацаш,
    Наьна меттала аьнна дош хезача.
    Г1алг1ай мотт!
    Бувцаш хьо хезача, сона духьалъувтт
    Дега бухье дувша кхийна сурташ:
    1урра лоаме сийрдайоаха малх,
    Тийна лоама к1ала яда юрташ,
    Уйла мара кхоачаргйоацаш гаьна
    Со вале а, даим сох дог лазаш
    Сона дега й1овхал тела нана.
    Наьнал, Даьхел, халкъал кхы дезаг1а
    Шийх саг лерх1аш волчун фу хургда?
    Сона деза, деза корта беттал,
    Сай наьнах «нана» ала г1алг1ай меттала
    Эггара хьалха сай мотт керча ди.
    Албаков Д.
    Наьна мотт
    Хьо ма барра бувца ховчоа
    Б1аьхий ба хьо, наьна мотт,
    Хьо ма барра бувца ловчоа
    Т1ехьле я хьо, наьна мотт.
    Ший халкъ Даьхе езаш волчун
    Дозал да хьо, наьна мотт,
    Ма барра хьо бувца хайча
    Ма ираз дар са, наьна мотт.
    Оздоева П
    II Ведущи
    Унахочун мел дукха дарбаш даьдар аьнна, х1ама хилац цун лазара бокъонцадола бахьан гуча ца доаккхе. Иштта да метта хьал а, вай мел дувцар пайда бац х1аране ше бувца мотт ц1енбеш, нийсбеш ца бувце, из бувцарах пайда а хургбац.
    I Ведущи
    Вай мехка массадолча х1аман доаг1а, лард, овла, духье, г1алг1ай паччахьалкхен са – г1алг1ай мотт хила беза. Мотт боаца паччахьалкхе – паччахьалкхе яц, колони я, мотт боаца къам – ираз дайна, кортамукъале йоаца къам да. Х1аьта тахан вай паччахьалкхе я . Вай паччахьалкхен мотт г1алг1ай мотт ба. Г1алг1ай конституции т1а а белгалдаьд эрсий мотти г1алг1ай мотти г1алг1ай паччахьалкхен метташ да аьнна. Новкъостий, тахан ванна хьалхашка латта кертера декхар да вай мохк, мотт, паччахьалкхе лораяр, цунца лораю вай кортамукъале.
    VII Хьехархочун дош.
    Тахан вай баьча балхаца гучайоал метта хозал цун к1айленаш. Т1ехьара са доаладе безам ба Гойгов 1-Хь дешаш : «Со визза г1алг1а ва! – ала йиш яц ший метта йоазув ца ховчо». Хьамсара дешархой вайна мотт безе – из 1омабе беза, лебе беза, ший метала язде деза.Вешта, сонна хетарах,бокъонца ший къам дезачоа наьха хьехамаш доацаш а безаргба ший мотт. Даланиз лолба вайна, дала аьттув а боаккхалба вай наьна метта к1оаргаленаш йовза!
    Хьехархо: Гарданова Р.Т.
    ОСШ № 1 с. Плиево

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *