Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.
Царские власти пытались искоренить род Салавата, стереть их имена из памяти людей. Но народ, несмотря на угрозы, не забыл своего предка, героя и вождя. Салават вернулся к своему народу в легендах, песнях и преданиях. Имя его увековечено в памятниках, названиях города, районов и улиц.
На крутом утесе, на самом высоком месте города Уфы, столицы суверенного Башкортостана, установлен величественный памятник Салавату. Его имя носит красивый, современный город, один из крупных промышленных центров Башкортостана. Именем Салавата назван его родной район. В республике учреждена государственная премия имени Салавата Юлаева.
Своим легендарным предком гордится не только башкирский народ. Все жители Башкортостана, представители всех народов многонационального края с гордостью произносят: « Мы – потомки Салавата». Потому что в огненные годы Крестьянской войны он возглавил освободительную борьбу всех народов Башкортостана.
Салават Юлаев был прекрасным поэтом. Мы ценим творчество Салавата Юлаева: читаем и учим наизусть его стихи и поэмы, которые в наше время уже переведены практически на все языки мира, на его произведения пишется музыка и исполняются песни. Я и сегодня восхищаюсь его сочинениями такими как «Соловей», «Сеча», «Тоска по Родине» и другие.
Многие писатели восхищаясь его талантом вождя и поэта, создают о нем произведения. Например, А. Кожевников издал роман «Золотая голытьба», где говорится о легендарном батыре Салавате, о его сыне, как бы принявшем вместе с кинжалом эстафету отца, борющемся за свободу и справедливость. Д. Лебедев написал роман «Домик на Сакмаре», где главный герой романа башкир Арслан рассказывает любимой девушке о Салавате.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Салават Юлаев был легендарным человеком, очень известным в народе, посвятившим всю свою сознательную жизнь интересам народа.
Проходят века, но имя Салавата Юлаева с каждым годом становится все величественней. Точнее, мы с каждым разом все глубже познаем величие этой личности, все больше узнаем о его легендарной судьбе.
И все же мы до сих пор мало знаем о нем. Только небольшая часть документов о Крестьянской войне, касающихся Салавата Юлаева, дошла до нас. В архивах, как известно, сохранились лишь документы следствия и суда над Салаватом. В свое время Салават был вынужден сжечь все бумаги из своей походной канцелярии. Эти исторические документы утеряны навсегда, возможно, что среди официальных бумаг находились и его поэтические произведения. Видимо, Салават не мог допустить, чтобы стихи, выражающие его общественно-политические взгляды, попали в руки врагов и послужили бы «уликами» против него.
Согласно легендам и архивным источникам, родился Салават не ранее марта и не позднее октября 1754 г. в с. Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги (ныне Салаватский район Республики Башкортостан). Сын Юлая Азналина. По свидетельству современников, Салават Юлаев был среднего роста, легок и строен. Владел русским языком. Рос физически крепким. Обладая недюжинной силой и смелостью, в 14 лет одним кинжалом ходил на медведя. С юных лет раскрывается и поэтическая одаренность.
В 17 лет (1771-72) принял должность старшины Шайтан-Кудейской волости. В ноябре 1773 присоединился к крестьянскому восстанию под предводительством Пугачева. Салават Юлаев осуществлял руководство крестьянскими очагами повстанческой борьбы (в районе Красноуфимска и Кунгура), распространял пугачевские воззвания среди населения Уфимского и Кунгурского уездов, снабжал Главное повстанческое войско «денежной казной», провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. Проявил себя талантливым военачальником. На Северо-Востоке Башкирии формировал повстанческие отряды. В декабре 1773 Пугачев произвел Салавата Юлаева в полковники, в июне 1774 — в бригадиры. Салават Юлаев был трижды тяжело ранен (в сражениях под Оренбургом, Кунгуром и Осой).
На занятой территории Пугачев и его сподвижники распускали органы местной власти и устанавливали казачьи порядки. В конце марта — начале апреля 1774 правительственным войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском, Челябинском и в р-не Екатеринбургских заводов. На 2-м этапе основные события развернулись на территории Башкирии. В районе Стерлитамакской пристани борьбу с карательными отрядами вел Каранай Муратов.
Военное командование и местные власти рассматривали Башкирию как место, куда Пугачев мог вернуться за поддержкой. С приближением Главного войска Пугачева усилилась борьба на Осинской и Казанской дорогах.
В это время возглавлявший башкирский народ в восстании Пугачева народный герой Салават Юлаев шел с востока на Уфу. Сюда же направлялись и повстанцы Казанской дороги. Чтобы изолировать восставших Башкирии от Пугачева, правительство выставило заслоны по линии Кичуйский фельдшанец — Черемшан-Билярск (генерал Миллер) и Бугульма — Мензелинск (полковник Кожин), Командующий армиями князь Щербатов перенес свою ставку в Бугульму, командующий князь Голицин — в Нагайбакскую крепость (на реке Ик), они сосредоточили в Мензелинске крупные силы.
25 августа под Царицыном Главное войско повстанцев потерпело поражение и перестало существовать. Уфа повстанцами не была взята, восставшие в Восточном Закамье при помощи «служилых людей» были побеждены. В Уфе были казнены И.Чика-Зарубин и И.Губанов. Захват в плен предводителей восстания, концентрация в Башкирии правительств, войск и переход многих старшин в карательные отряды заставили повстанцев отказаться от похода на Уфу.
После поражения восстания и ареста Пугачева Салават Юлаев продолжал борьбу против правительственных войск. Военоначальник генерал Потемкин обратился к Салавату с приказом прекратить сопротивление и прийти с повинной. Салават пренебрег этим требованием, и восстание в Башкирии было подавлено только после прибытия сюда генерал-поручика Александра Суворова. К сожалению, силы были неравными. После поимки башкирских предводителей в конце сентября и взятия в плен Салавата Юлаева 25 ноября 1774 недалеко от деревни Миндишево Шайтан-Кудейской волости восстание в Башкирии пошло на убыль.
После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 15 июля 1775 вместе с отцом был подвергнут наказанию кнутом (175 ударов), вырезанию ноздрей и клеймению знаками «З», «Б», «И» — «злодей», «бунтовщик», «изменник» на лбу и на щеках. 2 октября 1775 Салават Юлаев и 7 соратников Пугачева были сосланы на пожизненную каторгу в крепость Рогервик (ныне г.Палдиски, Эстония), 10 бунтовщиков — на поселение в Кольский острог. По воле Екатерины II, по специальному манифесту от 17 марта 1775 года, имена пугачевцев должны «предать вечному забвению, глубокому молчанию». По этому манифесту власти на местах преследовали всех, кто произносил имена бунтовщиков.
Однако дух народа, дух Салавата не были сломлены. Он соответствовал высокому призванию до конца своей земной жизни — до кончины на каторге 26 сентября 1800 г.
Разгром восстания Пугачева ослабил, но не подавил народное движение. В ряде мест Татарии и Башкирии вновь произошли открытые массовые выступления. Так, уже после восстания А.С. Пушкин замечает: «В 1783 году было послано из них (уральских казаков) 500 человек к Мензелинску для усмирения бунтовавших башкирцев».
Опасаясь новых крестьянских выступлений, правительство в 1798 году приписало всех башкир и мишарей к военнослужилому казачьему сословию, феодалам присвоило воинские звания. Так возникло Башкирское (Башкирско-Мещерякское) войско, а территория края получила кантонную систему управления.
46 лет было Салавату, когда завершился его земной круг жизни… в памяти же народа он сохранился 20-летним — поэтом, полководцем -непокоренным титаном, несшим на своих плечах горы надежд, а в пламенном сердце — свободолюбивый дух башкир.
Очень дорог и близок он каждому башкиру. Его именем названы в Башкортостане город, район, улицы, парки, культурно-просветительские учреждения, хоккейная команда. Открыт музей в с. Малояз. Неудивительно, что неординарность его богатырской во всех отношениях натуры вдохновлял на творческие поиски десятки поколений народных певцов и сказителей:
В творческом наследии Салавата Юлаева известны более 500 поэтических строк. В стихах «Битва» («Яу»), «Стрела» («Ук»), «Юноше-воину» («Егеткэ») звучит призыв к борьбе с угнетателями; стихи «Мой Урал» («Уралым»), «Родная страна» («Тыуган ил»), «Соловей» (hандугас”) отражает возвышенные чувства любви к родной земле, «Зулейха» («Зулэйха») — к женщине.
В одном из последних стихов Салават воскликнул: «Нет, не умер я, башкиры!». Слова эти оказались пророческими. Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей, в башкирской национальной опере, драматургии, живописи и скульптуре. В 1967 учреждена премия БАССР им. Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1992 стала называться Государственной премией Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева).
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
Проходят века, но имя Салавата Юлаева с каждым годом становится все величественней. Точнее, мы с каждым разом все глубже познаем величие этой личности, все больше узнаем о его легендарной судьбе. Я узнал об этом человеке, когда мы ехали в отпуск через город Салават, находящийся в Башкирии. Я обратил внимание, что город называется так же, как одна из улиц в Лянторе, и узнал для себя много интересного.
Оказывается, Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа, один из вождей Крестьянской войны, соратник Емельяна Пугачева.
Родился Салават в 1754 г. в с. Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги (ныне Салаватский район Республики Башкортостан). Владел русским языком. Рос физически крепким.
Меня поразило, что он в 14 лет с одним кинжалом ходил на медведя. В 17 лет Салават уже был старшиной Шайтан-Кудейской волости. В ноябре 1773 присоединился к крестьянскому восстанию под предводительством Пугачева. Салават Юлаев распространял пугачевские воззвания среди населения Уфимского и Кунгурского уездов, снабжал Главное повстанческое войско “денежной казной”, провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. Проявил себя талантливым военачальником. На Северо-Востоке Башкирии формировал повстанческие отряды. В декабре 1773 Пугачев произвел Салавата Юлаева в полковники, в июне 1774 – в бригадиры. Салават Юлаев был трижды тяжело. На занятой территории Пугачев и его сподвижники распускали органы местной власти и устанавливали казачьи порядки. В конце марта – начале апреля 1774 правительственным войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском, Челябинском и в р-не Екатеринбургских заводов. Восстание было подавлено, а Салават Юлаев осуждён на пожизненные каторжные работы. Предвидя возможный исход восстания, он не струсил и не отказался от намерения освободить свой народ. Вот таких людей называют национальными героями!
С. Злобин читал книги по экономической географии
Урала и Приуралья, по истории уральской промышленности; изучал старинные карты
Урала; очень помогли ему продолжительные экспедиции по Башкирии. Экспедиций
было три: с июля по ноябрь 1925 года, с мая по ноябрь 1926-го и с мая по
сентябрь 1928 года. В мае 1927 года истек срок трехгодичной административной
ссылки в Уфу и целый год (с мая 1927-го по май 1928-го года) С. Злобин прожил в
Москве.
Итак, в 1928 году С. Злобин поехал исследовать
леса северной Башкирии. Маршруты экспедиции по счастливой случайности совпали с
былыми путями Салавата. «Во время этой новой лесоэкономической экспедиции,—
вспоминает писатель,— я побывал в деревне, где он родился и рос, в деревне,
откуда была родом его жена, в деревнях и сёлах, где он набирал людей в свой
отряд — в войска Пугачева, в тех местах, где он сражался с войсками Екатерины
Второй. Здесь я ознакомился с природой мест, окружавших детство Салавата, и
лучше мог себе представить его жизнь. Кроме того, в этих же местах люди
рассказали мне нигде не записанные до того легенды и предания о Салавате, они
пели песни, которые предание приписывает Салавату Юлаеву…».!
Не только люди, даже урочища и камни рассказывали писателю о
Салавате. Так, объясняя ему дорогу, один башкир сказал: «Проедешь Салаватов
двор, повернешь направо». Степан Павлович сразу же схватился за эту фразу.
Когда же собеседник объяснил ему, что «Салаватов двор» — это камни, среди
которых скрывался Салават в последние дни перед поимкой его екатерининскими войсками,
он побывал в этих камнях.
Поляны, ручьи, овраги, камни — вся окружающая природа рассказывала
пытливому писателю-исследователю о Салавате. Вначале, по неопытности, С.
Злобин, по его собственным словам, вложил в книгу очень много этнографического
материала, потом же, почувствовав, что от этого книга делается тяжелее,
освободился от него. Он считает, что для своего произведения использовал
приблизительно только одну пятую часть собранного материала, а это дало ему
возможность свободнее писать, легче выбирать яркие характеры и образы.
С. Злобин настолько хорошо изучил башкирский язык
и фольклор, что сочиненные им поэтические тексты ввели в заблуждение даже
башкир. В одном из писем к жене из Башкирии (от 15 июля 1928 года) он с
удовлетворением сообщал: «Башкиры не верят, что мои «Песни Салавата», которые я
писал по-башкирски, сочинены урусом, и смеются над моим «хвастовством», когда я
говорю, что это мои песни. Это меня радует».
Писатель рисует своего героя многогранно, он
показывает формирование его характера и идейно-нравственную эволюцию. Первая
же сцена с участием Салавата (поединок – с орлами) предвосхищает в нем будущего
батыра: смелость, выносливость, помощь товарищу, попавшему в беду. В последующих
эпизодах и сценах раскрываются нравственные качества героя: правдивость,
честность, прямота, великодушие, желание делать людям добро. Причем Салават не
стремится стать над товарищами, они сами выдвигают его из своей среды. В первой
редакции романа образ главного героя был написан в подчеркнуто романтических
тонах, реальное изображение нередко подменялось условностью. Не случайно
позднее сам автор определил жанр своего произведения как «историко-романтическую
повесть об одном герое».} Характерная особенность писательской манеры С.
Злобина — начинать изображение судьбы героя с юных лет. «Почему вы всегда
начинаете ваши книги с юности ваших героев? — не раз слышал я вопрос от своих
читателей,— пишет он в статье «О молодежи». — Потому,— отвечаю я,— что
молодость — это пора, в которой формируется так называемая «душа» героя, когда
силы его кипят, когда в нем нет желаний покоя и каждое сердечное возбуждение,
как и каждый помысел его, зовет к действию, к борьбе за свою правду, к ломке
всего отжившего, старого, к которому в молодости еще не образовалась привычка,
перерастающая в инерцию». Любовно воспел С. Злобин легендарные подвиги башкирского
богатыря, который, презрев национально-сословные предрассудки, плечом к плечу с
русскими повстанцами геройски сражался за интересы угнетенных народных масс. В
примечании к первому изданию «Салавата Юлаева» автор писал: «Частично книга
основана на исторических документах, отчасти — на краеведческой исторической
литературе и в значительной части — на легендарном материале, собранном на
родине Салавата… Автор не настаивает, что Салават был именно таков, как
изображен в повести, однако глубоко убежден, что социальная историческая
обстановка того времени могла создать отношения и характеры, сходные с представленными
в книге; иными словами — автор надеется, что за прошедшим столетием сумел
разглядеть лицо бунтарей — предшественников организованного революционного
движения».
Скромность двадцатипятилетнего автора достойна уважения! Книга же
была восторженно встречена читателями, особенно — на родине героя. Вот как
оценили ее, в частности, писатели Башкирии, лично знавшие С. Злобина: «По
своей скромности, первую книгу автор назвал «повестью». На самом же деле это
произведение — многоплановый роман по содержанию и по историчности. В нем речь
идет не только о судьбе Салавата, но и о доле башкирского народа в ту эпоху; о
нравах, самобытных обычаях и помыслах башкир»! Собирая материалы для «Салавата
Юлаева», С. Злобин не мог жить только историей позапрошлого столетия, а интересовался
и событиями современной действительности. В свободное от служебных дел время
он уезжал в башкирские аулы, где слушал песни, предания, записывал пословицы и
поговорки, общался по работе с лесоводами, инженерами, статистиками,
сплавщиками, лесорубами, подрядчиками, землекопами. Запоминал их выражения,
мысли, внешний облик: записывал отдельные интересные эпизоды, слова. Эти люди,
разумеется, не нашли воплощения в книге о Салавате, но их образы складывались
в другую систему. Так у него одновременно скапливался материал для повести
«Здесь дан старт», в которой много внимания уделено лесам, их устройству и
экономике, но писатель боялся перегрузить книгу научно-популярными сведениями.
Работа же в лесной промышленности дала ему богатые сведения о лесах, и, чтобы
рассказать об этом в занятной форме, он выбрал иной жанр — научно-популярный
очерк. Так родилась другая книга — «Пробужденные дебри». Материалы к ней также
были собраны во время экспедиций по лесам Башкирской республики.
Незадолго до Великой Отечественной войны С. Злобин
значительно переработал свое произведение о Салавате Юлаеве, объем его
увеличился примерно в полтора раза, повесть переросла в исторический роман.
Возвращение к любимому образу было связано с начавшейся в 1939 году
экранизацией фильма «Салават Юлаев».
Консультантами у С. Злобина были видные
башкирские ученые, писатели, среди них историк Абубакир Усманов, писатель
Баязит Бикбай.
К этому времени С. Злобин -уже стал
профессиональным писателем, и он по-иному взглянул на свое первое произведение.
«Подоспевшая к этой поре работа над сценарием для фильма «Салават Юлаев»,—
пишет С. Злобин в «Автобиографии»,— вынудила меня возвратиться к теме моей
юности. Я снова поехал в Башкирию, чтобы встряхнуть старое вино и заставить его
бродить. И тема «Салавата» вдруг «забродила». Я понял, до какой степени был
наивен тот двадцатилетний автор детской повести о Салавате, как не сумел он
справиться с раскрытием исторического процесса и до чего же необходимо всё это
сделать заново, совершенно иначе переосмысливая события Крестьянской войны XVIII века. Эту работу
я делал параллельно с фильмом, появившимся на экране в 1941 году».
Выход на экраны страны кинофильма «Салават Юлаев» в постановке
талантливого режиссёра Якова Протазанова стал большим событием на родине героя,
в культурной жизни Башкирии. Фильм успешно демонстрировался во многих городах
Советского Союза. В фонде писателя сохранились многочисленные отзывы (и все —
положительные!) о кинофильме «Салават Юлаев», в частности, известного
кинорежиссёра Михаила Ромма.
Автору, однако, фильм о Салавате не принёс
большого творческого удовлетворения. Он был недоволен фильмом потому, что
считал его примитивным. Но таковы были традиции детфильмовских работ..
Итак, в 1941 году вышла в свет вторая,
основательно переработанная редакция романа «Салават Юлаев». Книге было
предпослано обстоятельное предисловие академика Л. В. Черепнина.
Как справедливо отмечает критика, переработка
произведения преследовала цель глубокого раскрытия исторического процесса, шла
по пути, говоря словами самого С. Злобина, превращения «историко-романтической
повести об одном герое» в «исторический роман». По-новому были расставлены
некоторые идейные акценты, сложнее стала композиция, появились новые эпизоды,
сюжетные линии, новые действующие лица. Автор стремился раскрыть, как и почему
башкирский народ примкнул к восстанию русского крестьянства. Мысль об
интернационализме имела место и в первой редакции произведения, но была
выражена слабо. Проблему интернационализма народных масс писатель раскрывает
преимущественно через образ Салавата, его идейное и нравственное мужание.
С большой требовательностью и взыскательностью
относясь к своему труду, автор не только ввел в произведение ряд новых
эпизодов, сюжетных линий и действующих лиц, способствующих более глубокому
раскрытию центрального героя, но много поработал и над языком романа. Вторая
редакция отличается от первой насыщенностью действия. С увеличением объема
исторического материала раздвинулись и рамки произведения.
Во второй вариант своего романа писатель, по словам критика Г.
Ленобля, привнёс «прежде всего совершенно отсутствовавшее в издании 1929 года
изображение противоречий между казаками — с одной стороны, крестьянами, а
также угнетенными нерусскими народностями — с другой стороны». Новые
исследования отечественных историков о Салавате и других сподвижниках Пугачева
позволили писателю уточнить, дополнить и расширить многие части произведения, и
в 1953 году появилась третья, принципиально новая редакция романа «Салават
Юлаев». Если в первой редакции основное внимание автора было сосредоточено на
главном герое, то в последней образ Салавата Юлаева слит с эпохой, широко и
многогранно обрисована его полководческая деятельность; существенным изменениям
подвергся также образ Юлая; вновь отшлифован язык романа. «В издании 1953
года… — говорит С. Злобин,— эта книга опять-таки снова переработана в связи с
накоплением вновь открытой документации, что повлекло за собою и некоторые
сюжетные изменения в романе».
В третьей редакции «Салавата Юлаева» исторически
верно воспроизведены типические черты и особенности стихийного народного
движения крепостной эпохи, раскрыта могучая сила народных масс. Большое
профессиональное мастерство позволило писателю умело сочетать историческую
правду с тонким, художественным вымыслом. При этом автор широко использовал
башкирский фольклор, что способствовало не только воссозданию местного
колорита, но и глубокому раскрытию психологии героев. Однако, как отмечала
критика, «некоторые главы книги стали кое-где довольно громоздкими» из-за
подробных описаний боев, включенных в новую редакцию романа.
В издании 1962 года С. Злобин вновь подверг текст произведения
стилистической правке, но — незначительной. По утверждению вдовы писателя В.
В. Злобиной, «для переиздания 1962 года С. Злобин вновь прочел роман (лежа:
был болен), кое-что стал поправлять, потом сказал: «Ничего не надо, хватит:
ловлю блох!».
Как видим, с образом Салавата писатель не
расставался на протяжении целых сорока лет, и его герой рос духовно и идейно
вместе с ростом художественного таланта самого автора. Зрелость Салавата
сказалась, в частности, во вдохновенном воззвании к башкирам и русским:
Сравнение и сопоставление различных редакций романа показывает,
как кропотливо и настойчиво работал С. Злобин над своим первенцем, от редакции
к редакции углубляя его реализм, уточняя отдельные детали. Вместе с тем каждая
из редакций по-своему интересна, оригинальна и значительна. Если первая
редакция примечательна своим романтическим пафосом, поэтичностью, авторской
непосредственностью и непринужденностью, обилием фольклорного материала, то последующим
редакциям присуща реалистическая направленность, строго научный подход к
решению поставленной в романе проблемы — народ и история. В последних
редакциях писатель выступает как зрелый мастер, в совершенстве владеющий
богатым арсеналом художественного воссоздания исторического прошлого.
О Родина моя, Башкирия!
Ты так прекрасна и светла.
Сады цветут в степях бескрайних,
В озёрах плещется вода.
Я живу в Республики Башкортостан. Она входит в состав Российской Федерации. На карте страны Башкирия расположена почти в центре. Столица Республики – город Уфа.
В апреле я вместе с мамой ездила в Уфу. Это большой современный город. Меня поразили просторные проспекты, высокие здания, огромное количество машин, множество людей. Особенно понравился памятник Салавату Юлаеву, откуда открывается потрясающий вид на реку Белую. Здесь очень свежий воздух, легко дышится.
Сама я живу в маленьком городе Салават. Он сравнительно молодой. В 2013 году Салавату исполняется 65 лет. Я люблю свой город. Здесь много интересных мест для отдыха, игр. Особенно часто я бываю в городском парке. В тенистых аллеях стоят скамейки, где мама любит читать, пока я играю на спортивной площадке. А потом мы идём на пруд. Здесь живут головастики. Они греются на мелководье и при нашем приближении прыскают в разные стороны.
Я вижу, что в Салавате много делается для того, чтобы жизнь детей была интересной. В городе есть три бассейна, современная крытая ледовая арена, множество игровых площадок.
Я счастлива, что родилась и живу в Салавате. Свой город я не променяю ни на какой другой. Мне хочется получить хорошее образование и жить в Салавате всю свою жизнь. Я желаю видеть, как растёт, развивается и хорошеет мой Салават.
Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.
Царские власти пытались искоренить род Салавата, стереть их имена из памяти людей. Но народ, несмотря на угрозы, не забыл своего предка, героя и вождя. Салават вернулся к своему народу в легендах, песнях и преданиях. Имя его увековечено в памятниках, названиях города, районов и улиц.
На крутом утесе, на самом высоком месте города Уфы, столицы суверенного Башкортостана, установлен величественный памятник Салавату. Его имя носит красивый, современный город, один из крупных промышленных центров Башкортостана. Именем Салавата назван его родной район. В республике учреждена государственная премия имени Салавата Юлаева.
Своим легендарным предком гордится не только башкирский народ. Все жители Башкортостана, представители всех народов многонационального края с гордостью произносят: « Мы – потомки Салавата». Потому что в огненные годы Крестьянской войны он возглавил освободительную борьбу всех народов Башкортостана.
Салават Юлаев был прекрасным поэтом. Мы ценим творчество Салавата Юлаева: читаем и учим наизусть его стихи и поэмы, которые в наше время уже переведены практически на все языки мира, на его произведения пишется музыка и исполняются песни. Я и сегодня восхищаюсь его сочинениями такими как «Соловей», «Сеча», «Тоска по Родине» и другие.
Многие писатели восхищаясь его талантом вождя и поэта, создают о нем произведения. Например, А. Кожевников издал роман «Золотая голытьба», где говорится о легендарном батыре Салавате, о его сыне, как бы принявшем вместе с кинжалом эстафету отца, борющемся за свободу и справедливость. Д. Лебедев написал роман «Домик на Сакмаре», где главный герой романа башкир Арслан рассказывает любимой девушке о Салавате.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Салават Юлаев был легендарным человеком, очень известным в народе, посвятившим всю свою сознательную жизнь интересам народа.
Проходят века, но имя Салавата Юлаева с каждым годом становится все величественней. Точнее, мы с каждым разом все глубже познаем величие этой личности, все больше узнаем о его легендарной судьбе.
И все же мы до сих пор мало знаем о нем. Только небольшая часть документов о Крестьянской войне, касающихся Салавата Юлаева, дошла до нас. В архивах, как известно, сохранились лишь документы следствия и суда над Салаватом. В свое время Салават был вынужден сжечь все бумаги из своей походной канцелярии. Эти исторические документы утеряны навсегда, возможно, что среди официальных бумаг находились и его поэтические произведения. Видимо, Салават не мог допустить, чтобы стихи, выражающие его общественно-политические взгляды, попали в руки врагов и послужили бы «уликами» против него.
Согласно легендам и архивным источникам, родился Салават не ранее марта и не позднее октября 1754 г. в с. Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги (ныне Салаватский район Республики Башкортостан). Сын Юлая Азналина. По свидетельству современников, Салават Юлаев был среднего роста, легок и строен. Владел русским языком. Рос физически крепким. Обладая недюжинной силой и смелостью, в 14 лет одним кинжалом ходил на медведя. С юных лет раскрывается и поэтическая одаренность.
В 17 лет (1771-72) принял должность старшины Шайтан-Кудейской волости. В ноябре 1773 присоединился к крестьянскому восстанию под предводительством Пугачева. Салават Юлаев осуществлял руководство крестьянскими очагами повстанческой борьбы (в районе Красноуфимска и Кунгура), распространял пугачевские воззвания среди населения Уфимского и Кунгурского уездов, снабжал Главное повстанческое войско «денежной казной», провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. Проявил себя талантливым военачальником. На Северо-Востоке Башкирии формировал повстанческие отряды. В декабре 1773 Пугачев произвел Салавата Юлаева в полковники, в июне 1774 — в бригадиры. Салават Юлаев был трижды тяжело ранен (в сражениях под Оренбургом, Кунгуром и Осой).
На занятой территории Пугачев и его сподвижники распускали органы местной власти и устанавливали казачьи порядки. В конце марта — начале апреля 1774 правительственным войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском, Челябинском и в р-не Екатеринбургских заводов. На 2-м этапе основные события развернулись на территории Башкирии. В районе Стерлитамакской пристани борьбу с карательными отрядами вел Каранай Муратов.
Военное командование и местные власти рассматривали Башкирию как место, куда Пугачев мог вернуться за поддержкой. С приближением Главного войска Пугачева усилилась борьба на Осинской и Казанской дорогах.
В это время возглавлявший башкирский народ в восстании Пугачева народный герой Салават Юлаев шел с востока на Уфу. Сюда же направлялись и повстанцы Казанской дороги. Чтобы изолировать восставших Башкирии от Пугачева, правительство выставило заслоны по линии Кичуйский фельдшанец — Черемшан-Билярск (генерал Миллер) и Бугульма — Мензелинск (полковник Кожин), Командующий армиями князь Щербатов перенес свою ставку в Бугульму, командующий князь Голицин — в Нагайбакскую крепость (на реке Ик), они сосредоточили в Мензелинске крупные силы.
25 августа под Царицыном Главное войско повстанцев потерпело поражение и перестало существовать. Уфа повстанцами не была взята, восставшие в Восточном Закамье при помощи «служилых людей» были побеждены. В Уфе были казнены И.Чика-Зарубин и И.Губанов. Захват в плен предводителей восстания, концентрация в Башкирии правительств, войск и переход многих старшин в карательные отряды заставили повстанцев отказаться от похода на Уфу.
После поражения восстания и ареста Пугачева Салават Юлаев продолжал борьбу против правительственных войск. Военоначальник генерал Потемкин обратился к Салавату с приказом прекратить сопротивление и прийти с повинной. Салават пренебрег этим требованием, и восстание в Башкирии было подавлено только после прибытия сюда генерал-поручика Александра Суворова. К сожалению, силы были неравными. После поимки башкирских предводителей в конце сентября и взятия в плен Салавата Юлаева 25 ноября 1774 недалеко от деревни Миндишево Шайтан-Кудейской волости восстание в Башкирии пошло на убыль.
После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 15 июля 1775 вместе с отцом был подвергнут наказанию кнутом (175 ударов), вырезанию ноздрей и клеймению знаками «З», «Б», «И» — «злодей», «бунтовщик», «изменник» на лбу и на щеках. 2 октября 1775 Салават Юлаев и 7 соратников Пугачева были сосланы на пожизненную каторгу в крепость Рогервик (ныне г.Палдиски, Эстония), 10 бунтовщиков — на поселение в Кольский острог. По воле Екатерины II, по специальному манифесту от 17 марта 1775 года, имена пугачевцев должны «предать вечному забвению, глубокому молчанию». По этому манифесту власти на местах преследовали всех, кто произносил имена бунтовщиков.
Однако дух народа, дух Салавата не были сломлены. Он соответствовал высокому призванию до конца своей земной жизни — до кончины на каторге 26 сентября 1800 г.
Разгром восстания Пугачева ослабил, но не подавил народное движение. В ряде мест Татарии и Башкирии вновь произошли открытые массовые выступления. Так, уже после восстания А.С. Пушкин замечает: «В 1783 году было послано из них (уральских казаков) 500 человек к Мензелинску для усмирения бунтовавших башкирцев».
Опасаясь новых крестьянских выступлений, правительство в 1798 году приписало всех башкир и мишарей к военнослужилому казачьему сословию, феодалам присвоило воинские звания. Так возникло Башкирское (Башкирско-Мещерякское) войско, а территория края получила кантонную систему управления.
46 лет было Салавату, когда завершился его земной круг жизни… в памяти же народа он сохранился 20-летним — поэтом, полководцем -непокоренным титаном, несшим на своих плечах горы надежд, а в пламенном сердце — свободолюбивый дух башкир.
Очень дорог и близок он каждому башкиру. Его именем названы в Башкортостане город, район, улицы, парки, культурно-просветительские учреждения, хоккейная команда. Открыт музей в с. Малояз. Неудивительно, что неординарность его богатырской во всех отношениях натуры вдохновлял на творческие поиски десятки поколений народных певцов и сказителей:
В творческом наследии Салавата Юлаева известны более 500 поэтических строк. В стихах «Битва» («Яу»), «Стрела» («Ук»), «Юноше-воину» («Егеткэ») звучит призыв к борьбе с угнетателями; стихи «Мой Урал» («Уралым»), «Родная страна» («Тыуган ил»), «Соловей» (hандугас”) отражает возвышенные чувства любви к родной земле, «Зулейха» («Зулэйха») — к женщине.
В одном из последних стихов Салават воскликнул: «Нет, не умер я, башкиры!». Слова эти оказались пророческими. Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей, в башкирской национальной опере, драматургии, живописи и скульптуре. В 1967 учреждена премия БАССР им. Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1992 стала называться Государственной премией Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева).
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
Проходят века, но имя Салавата Юлаева с каждым годом становится все величественней. Точнее, мы с каждым разом все глубже познаем величие этой личности, все больше узнаем о его легендарной судьбе. Я узнал об этом человеке, когда мы ехали в отпуск через город Салават, находящийся в Башкирии. Я обратил внимание, что город называется так же, как одна из улиц в Лянторе, и узнал для себя много интересного.
Оказывается, Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа, один из вождей Крестьянской войны, соратник Емельяна Пугачева.
Родился Салават в 1754 г. в с. Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги (ныне Салаватский район Республики Башкортостан). Владел русским языком. Рос физически крепким.
Меня поразило, что он в 14 лет с одним кинжалом ходил на медведя. В 17 лет Салават уже был старшиной Шайтан-Кудейской волости. В ноябре 1773 присоединился к крестьянскому восстанию под предводительством Пугачева. Салават Юлаев распространял пугачевские воззвания среди населения Уфимского и Кунгурского уездов, снабжал Главное повстанческое войско “денежной казной”, провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. Проявил себя талантливым военачальником. На Северо-Востоке Башкирии формировал повстанческие отряды. В декабре 1773 Пугачев произвел Салавата Юлаева в полковники, в июне 1774 – в бригадиры. Салават Юлаев был трижды тяжело. На занятой территории Пугачев и его сподвижники распускали органы местной власти и устанавливали казачьи порядки. В конце марта – начале апреля 1774 правительственным войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском, Челябинском и в р-не Екатеринбургских заводов. Восстание было подавлено, а Салават Юлаев осуждён на пожизненные каторжные работы. Предвидя возможный исход восстания, он не струсил и не отказался от намерения освободить свой народ. Вот таких людей называют национальными героями!
С. Злобин читал книги по экономической географии
Урала и Приуралья, по истории уральской промышленности; изучал старинные карты
Урала; очень помогли ему продолжительные экспедиции по Башкирии. Экспедиций
было три: с июля по ноябрь 1925 года, с мая по ноябрь 1926-го и с мая по
сентябрь 1928 года. В мае 1927 года истек срок трехгодичной административной
ссылки в Уфу и целый год (с мая 1927-го по май 1928-го года) С. Злобин прожил в
Москве.
Итак, в 1928 году С. Злобин поехал исследовать
леса северной Башкирии. Маршруты экспедиции по счастливой случайности совпали с
былыми путями Салавата. «Во время этой новой лесоэкономической экспедиции,—
вспоминает писатель,— я побывал в деревне, где он родился и рос, в деревне,
откуда была родом его жена, в деревнях и сёлах, где он набирал людей в свой
отряд — в войска Пугачева, в тех местах, где он сражался с войсками Екатерины
Второй. Здесь я ознакомился с природой мест, окружавших детство Салавата, и
лучше мог себе представить его жизнь. Кроме того, в этих же местах люди
рассказали мне нигде не записанные до того легенды и предания о Салавате, они
пели песни, которые предание приписывает Салавату Юлаеву…».!
Не только люди, даже урочища и камни рассказывали писателю о
Салавате. Так, объясняя ему дорогу, один башкир сказал: «Проедешь Салаватов
двор, повернешь направо». Степан Павлович сразу же схватился за эту фразу.
Когда же собеседник объяснил ему, что «Салаватов двор» — это камни, среди
которых скрывался Салават в последние дни перед поимкой его екатерининскими войсками,
он побывал в этих камнях.
Поляны, ручьи, овраги, камни — вся окружающая природа рассказывала
пытливому писателю-исследователю о Салавате. Вначале, по неопытности, С.
Злобин, по его собственным словам, вложил в книгу очень много этнографического
материала, потом же, почувствовав, что от этого книга делается тяжелее,
освободился от него. Он считает, что для своего произведения использовал
приблизительно только одну пятую часть собранного материала, а это дало ему
возможность свободнее писать, легче выбирать яркие характеры и образы.
С. Злобин настолько хорошо изучил башкирский язык
и фольклор, что сочиненные им поэтические тексты ввели в заблуждение даже
башкир. В одном из писем к жене из Башкирии (от 15 июля 1928 года) он с
удовлетворением сообщал: «Башкиры не верят, что мои «Песни Салавата», которые я
писал по-башкирски, сочинены урусом, и смеются над моим «хвастовством», когда я
говорю, что это мои песни. Это меня радует».
Писатель рисует своего героя многогранно, он
показывает формирование его характера и идейно-нравственную эволюцию. Первая
же сцена с участием Салавата (поединок – с орлами) предвосхищает в нем будущего
батыра: смелость, выносливость, помощь товарищу, попавшему в беду. В последующих
эпизодах и сценах раскрываются нравственные качества героя: правдивость,
честность, прямота, великодушие, желание делать людям добро. Причем Салават не
стремится стать над товарищами, они сами выдвигают его из своей среды. В первой
редакции романа образ главного героя был написан в подчеркнуто романтических
тонах, реальное изображение нередко подменялось условностью. Не случайно
позднее сам автор определил жанр своего произведения как «историко-романтическую
повесть об одном герое».} Характерная особенность писательской манеры С.
Злобина — начинать изображение судьбы героя с юных лет. «Почему вы всегда
начинаете ваши книги с юности ваших героев? — не раз слышал я вопрос от своих
читателей,— пишет он в статье «О молодежи». — Потому,— отвечаю я,— что
молодость — это пора, в которой формируется так называемая «душа» героя, когда
силы его кипят, когда в нем нет желаний покоя и каждое сердечное возбуждение,
как и каждый помысел его, зовет к действию, к борьбе за свою правду, к ломке
всего отжившего, старого, к которому в молодости еще не образовалась привычка,
перерастающая в инерцию». Любовно воспел С. Злобин легендарные подвиги башкирского
богатыря, который, презрев национально-сословные предрассудки, плечом к плечу с
русскими повстанцами геройски сражался за интересы угнетенных народных масс. В
примечании к первому изданию «Салавата Юлаева» автор писал: «Частично книга
основана на исторических документах, отчасти — на краеведческой исторической
литературе и в значительной части — на легендарном материале, собранном на
родине Салавата… Автор не настаивает, что Салават был именно таков, как
изображен в повести, однако глубоко убежден, что социальная историческая
обстановка того времени могла создать отношения и характеры, сходные с представленными
в книге; иными словами — автор надеется, что за прошедшим столетием сумел
разглядеть лицо бунтарей — предшественников организованного революционного
движения».
Скромность двадцатипятилетнего автора достойна уважения! Книга же
была восторженно встречена читателями, особенно — на родине героя. Вот как
оценили ее, в частности, писатели Башкирии, лично знавшие С. Злобина: «По
своей скромности, первую книгу автор назвал «повестью». На самом же деле это
произведение — многоплановый роман по содержанию и по историчности. В нем речь
идет не только о судьбе Салавата, но и о доле башкирского народа в ту эпоху; о
нравах, самобытных обычаях и помыслах башкир»! Собирая материалы для «Салавата
Юлаева», С. Злобин не мог жить только историей позапрошлого столетия, а интересовался
и событиями современной действительности. В свободное от служебных дел время
он уезжал в башкирские аулы, где слушал песни, предания, записывал пословицы и
поговорки, общался по работе с лесоводами, инженерами, статистиками,
сплавщиками, лесорубами, подрядчиками, землекопами. Запоминал их выражения,
мысли, внешний облик: записывал отдельные интересные эпизоды, слова. Эти люди,
разумеется, не нашли воплощения в книге о Салавате, но их образы складывались
в другую систему. Так у него одновременно скапливался материал для повести
«Здесь дан старт», в которой много внимания уделено лесам, их устройству и
экономике, но писатель боялся перегрузить книгу научно-популярными сведениями.
Работа же в лесной промышленности дала ему богатые сведения о лесах, и, чтобы
рассказать об этом в занятной форме, он выбрал иной жанр — научно-популярный
очерк. Так родилась другая книга — «Пробужденные дебри». Материалы к ней также
были собраны во время экспедиций по лесам Башкирской республики.
Незадолго до Великой Отечественной войны С. Злобин
значительно переработал свое произведение о Салавате Юлаеве, объем его
увеличился примерно в полтора раза, повесть переросла в исторический роман.
Возвращение к любимому образу было связано с начавшейся в 1939 году
экранизацией фильма «Салават Юлаев».
Консультантами у С. Злобина были видные
башкирские ученые, писатели, среди них историк Абубакир Усманов, писатель
Баязит Бикбай.
К этому времени С. Злобин -уже стал
профессиональным писателем, и он по-иному взглянул на свое первое произведение.
«Подоспевшая к этой поре работа над сценарием для фильма «Салават Юлаев»,—
пишет С. Злобин в «Автобиографии»,— вынудила меня возвратиться к теме моей
юности. Я снова поехал в Башкирию, чтобы встряхнуть старое вино и заставить его
бродить. И тема «Салавата» вдруг «забродила». Я понял, до какой степени был
наивен тот двадцатилетний автор детской повести о Салавате, как не сумел он
справиться с раскрытием исторического процесса и до чего же необходимо всё это
сделать заново, совершенно иначе переосмысливая события Крестьянской войны XVIII века. Эту работу
я делал параллельно с фильмом, появившимся на экране в 1941 году».
Выход на экраны страны кинофильма «Салават Юлаев» в постановке
талантливого режиссёра Якова Протазанова стал большим событием на родине героя,
в культурной жизни Башкирии. Фильм успешно демонстрировался во многих городах
Советского Союза. В фонде писателя сохранились многочисленные отзывы (и все —
положительные!) о кинофильме «Салават Юлаев», в частности, известного
кинорежиссёра Михаила Ромма.
Автору, однако, фильм о Салавате не принёс
большого творческого удовлетворения. Он был недоволен фильмом потому, что
считал его примитивным. Но таковы были традиции детфильмовских работ..
Итак, в 1941 году вышла в свет вторая,
основательно переработанная редакция романа «Салават Юлаев». Книге было
предпослано обстоятельное предисловие академика Л. В. Черепнина.
Как справедливо отмечает критика, переработка
произведения преследовала цель глубокого раскрытия исторического процесса, шла
по пути, говоря словами самого С. Злобина, превращения «историко-романтической
повести об одном герое» в «исторический роман». По-новому были расставлены
некоторые идейные акценты, сложнее стала композиция, появились новые эпизоды,
сюжетные линии, новые действующие лица. Автор стремился раскрыть, как и почему
башкирский народ примкнул к восстанию русского крестьянства. Мысль об
интернационализме имела место и в первой редакции произведения, но была
выражена слабо. Проблему интернационализма народных масс писатель раскрывает
преимущественно через образ Салавата, его идейное и нравственное мужание.
С большой требовательностью и взыскательностью
относясь к своему труду, автор не только ввел в произведение ряд новых
эпизодов, сюжетных линий и действующих лиц, способствующих более глубокому
раскрытию центрального героя, но много поработал и над языком романа. Вторая
редакция отличается от первой насыщенностью действия. С увеличением объема
исторического материала раздвинулись и рамки произведения.
Во второй вариант своего романа писатель, по словам критика Г.
Ленобля, привнёс «прежде всего совершенно отсутствовавшее в издании 1929 года
изображение противоречий между казаками — с одной стороны, крестьянами, а
также угнетенными нерусскими народностями — с другой стороны». Новые
исследования отечественных историков о Салавате и других сподвижниках Пугачева
позволили писателю уточнить, дополнить и расширить многие части произведения, и
в 1953 году появилась третья, принципиально новая редакция романа «Салават
Юлаев». Если в первой редакции основное внимание автора было сосредоточено на
главном герое, то в последней образ Салавата Юлаева слит с эпохой, широко и
многогранно обрисована его полководческая деятельность; существенным изменениям
подвергся также образ Юлая; вновь отшлифован язык романа. «В издании 1953
года… — говорит С. Злобин,— эта книга опять-таки снова переработана в связи с
накоплением вновь открытой документации, что повлекло за собою и некоторые
сюжетные изменения в романе».
В третьей редакции «Салавата Юлаева» исторически
верно воспроизведены типические черты и особенности стихийного народного
движения крепостной эпохи, раскрыта могучая сила народных масс. Большое
профессиональное мастерство позволило писателю умело сочетать историческую
правду с тонким, художественным вымыслом. При этом автор широко использовал
башкирский фольклор, что способствовало не только воссозданию местного
колорита, но и глубокому раскрытию психологии героев. Однако, как отмечала
критика, «некоторые главы книги стали кое-где довольно громоздкими» из-за
подробных описаний боев, включенных в новую редакцию романа.
В издании 1962 года С. Злобин вновь подверг текст произведения
стилистической правке, но — незначительной. По утверждению вдовы писателя В.
В. Злобиной, «для переиздания 1962 года С. Злобин вновь прочел роман (лежа:
был болен), кое-что стал поправлять, потом сказал: «Ничего не надо, хватит:
ловлю блох!».
Как видим, с образом Салавата писатель не
расставался на протяжении целых сорока лет, и его герой рос духовно и идейно
вместе с ростом художественного таланта самого автора. Зрелость Салавата
сказалась, в частности, во вдохновенном воззвании к башкирам и русским:
Сравнение и сопоставление различных редакций романа показывает,
как кропотливо и настойчиво работал С. Злобин над своим первенцем, от редакции
к редакции углубляя его реализм, уточняя отдельные детали. Вместе с тем каждая
из редакций по-своему интересна, оригинальна и значительна. Если первая
редакция примечательна своим романтическим пафосом, поэтичностью, авторской
непосредственностью и непринужденностью, обилием фольклорного материала, то последующим
редакциям присуща реалистическая направленность, строго научный подход к
решению поставленной в романе проблемы — народ и история. В последних
редакциях писатель выступает как зрелый мастер, в совершенстве владеющий
богатым арсеналом художественного воссоздания исторического прошлого.
О Родина моя, Башкирия!
Ты так прекрасна и светла.
Сады цветут в степях бескрайних,
В озёрах плещется вода.
Я живу в Республики Башкортостан. Она входит в состав Российской Федерации. На карте страны Башкирия расположена почти в центре. Столица Республики – город Уфа.
В апреле я вместе с мамой ездила в Уфу. Это большой современный город. Меня поразили просторные проспекты, высокие здания, огромное количество машин, множество людей. Особенно понравился памятник Салавату Юлаеву, откуда открывается потрясающий вид на реку Белую. Здесь очень свежий воздух, легко дышится.
Сама я живу в маленьком городе Салават. Он сравнительно молодой. В 2013 году Салавату исполняется 65 лет. Я люблю свой город. Здесь много интересных мест для отдыха, игр. Особенно часто я бываю в городском парке. В тенистых аллеях стоят скамейки, где мама любит читать, пока я играю на спортивной площадке. А потом мы идём на пруд. Здесь живут головастики. Они греются на мелководье и при нашем приближении прыскают в разные стороны.
Я вижу, что в Салавате много делается для того, чтобы жизнь детей была интересной. В городе есть три бассейна, современная крытая ледовая арена, множество игровых площадок.
Я счастлива, что родилась и живу в Салавате. Свой город я не променяю ни на какой другой. Мне хочется получить хорошее образование и жить в Салавате всю свою жизнь. Я желаю видеть, как растёт, развивается и хорошеет мой Салават.