Сочинение на тему самооценка личности

7 вариантов

  1. Министерство образования российской федерации
    Казанский государственный технический университет
    Кафедра ЕНГД
    Реферат
    Самооценка личности
    Выполнила: студентка группы 7296
    Кузнецова Юлия Сергеевна
    Проверила: Баева Эльмира Саяровна доцент кафедры ЕНГД
    Набережные Челны 2003 год
    Содержание
    Введение
    1. Понятие самооценки и её виды
    2. Механизм становления самосознания и формирования самооценки
    3. Самооценка личности в студенческой среде
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Кто себя не любит, Тот не имеет шансов на счастье.
    Профессионал — это человек, который правильно оценивает свои возможности.
    Реферат посвящен такому свойству человеческой психики, как самооценка.
    Тема заинтересовала меня своей актуальностью и востребованностью. В последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению — по моему хотению». В расчет не берется тот факт5 что их востребованность объясняется тем; что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога. Они вызывают сомнения в себе. И проще всего в неудавшейся жизни обвинить длинный нос, жизненные обстоятельства, правительство и т. п. Так появляются психические расстройства, фобии и т.п. Остро встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее элемента
    Понять — значит наполовину исправить, поэтому целью моей работы является раскрытие сущности понятия самооценки и определение среднего уровня самооценки в молодежной среде.
    Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание. Поэтому я поставила перед собой задачи:
    — Дать определение объекту исследования и указать его виды
    — Раскрыть процесс формирования самооценки
    — Привести среднестатистические данные о проведенном анкетировании студентов и на их примере обрисовать картину настоящего положения в нашем обществе.
    1.Понятие самооценки и её виды
    Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.
    Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому.
    Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
    Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,
    Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
    В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
    Что же представляет собой самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.
    Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
    На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
    Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
    Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
    Низкая самооценка имеет много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них — результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).
    Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
    Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
    Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каждого из нас.
    2.Механизм становления самосознания и формирование самооценки
    Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются.
    Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими, В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.
    Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Д а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ — не статическое, а динамическое образование личности индивида.
    Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника, Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное,
    Я-образ — это вместе с тем и идеальное Я субъекта — то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитаний личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.
    Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности,
    Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в псртхологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
    Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями, В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
    К, Марксу принадлежит справедливая мысль; человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивая себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются её идеалами, интересы — её интересами и т.д. в процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Каков же психологический механизм этой проверки?
    Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, её количественной и качественной характеристик.
    Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.
    Тот факт, что самооценка есть результат, далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекция реального Я на Я идеальное, позволяет понять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности.
    Одаако для характеристики позиции личности, видимо, недостаточно знать одну лишь самооценку. Важно иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе и которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощью аналогичной экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой, может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разной по отношению к различным референтным группам. Замечено, что, являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, образует новые коммуникации.
    Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы -входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.
    Бессознательно — не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше чем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка его Я идеальное и в то же время Я реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.
    Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменения этих оценок.
    3.Самооценка личности в студенческой среде
    Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек часто и не подозревает.
    Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Несколько лет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момент он приближается к 30. Но в то же время наш город можно назвать городом крушения надежды. Гигантская стройка КамАЗа, так вдохновившая молодежь тех лет, не оправдала надежд. Материальное благополучие и уровень занятости населения в основном зависит от деятельности одного завода, что приводит к появлению чувства социальной незащищенности, неуверенности в будущем. Будущее нашего города, я думаю, — молодежь 17-20-и лет. В неё входят люди нового поколения, воспитание которых проходило на фоне экономической нестабильности, перехода к новому пути развития общества, поэтому защита и поддержание психического здоровья молодежи представляются мне актуальными и первостепенными задачами.
    Цель моего исследования — выявление уровня уверенности молодежи в себе и её перспективы. Я предполагаю, что при всей демократичности и социальной адаптированности нашей молодежи по достижению тридцатшхетнего возраста сработают социальные нормы и традиции, заложенные в нас при воспитании родителями и окружающими.
    Я протестировала 40 человек в возрасте от 17 до 19 лет. Результаты теста №1 таковы, что у 35% наблюдалась завышенная самооценка, у 10% -самооценка была заниженной и у 55% — адекватной. Именовании данных результатов можно сделать вывод, что преобладает завышенная самооценка личности. Параллельно с тестом №1 я проводила тест Дембо, который выявляет подверженность испытуемого к «первородному греху». Данный термин в психологию ввел М.Е. Литвак, кандидат медищшских наук, главный психотерапевт ростовской области. Он же и описал это психическое явление: «человека, зараженного «первородным грехом», мучают страхи, которые он порой не осознает. Он чувствует зависть к тем, кто наверху, презрение к тем, кто внизу, и вину перед собой. Мы часто страдаем не от того, чего у нас нет, а от того, что есть у другого». У 55% опрошенных тест Дембо выявил подверженность к «греху». Можно предвидеть, что конфликт между внутренней самооценкой и социальными общепринятыми нормами в будущем (примерно 27-30 лет) может привести к духовной дисгармонии и к снижению общего уровня самооценки у испытуемых, что может проявиться в виде фобий, таких как дисморфофобия (ненависть к собственному телу), и неврозов.
    Инструментарий исследования представлен тестом№1 и тестом Дембо.
    r= l-0.00075*?d2
    На бланке с перечислением 20-и различных качеств личности человек в левой колонке № ранжирует эти качества в той мере, в какой они ему самому более нравятся, для него более значимы. Затем в правой колонке № он ранжирует эти качества относительно себя самого, в какой мере они ему присущи. Далее вычисляется разница между желаемым и реальным уровнем развития каждого качества (d), Эта разность возводится в квадрат и вычисляется общая сумма. Затем вычисляется коэффициент корреляции по данной в таблице формуле. Чем более коэффициент приближается к 1, тем более высокая самооценка личности присуща данному человеку.
    Самый умный—————-— самый глупый
    Самый здоровый——————самый больной
    Самый хороший ~———-—— самый плохой
    Самый счастливый—————-самый несчастный
    Если человек располагает себя на каждой из этих шкал посередине, то он заражен «первородным грехом», то есть сравнивает себя с другими.
    Заключение
    Любые межличностные отношения начинаются с познания людей и самого себя, с правильной самооценки. Для практической деятельности в качестве специалиста любого ранга и профиля решающее значение имеет умение быстро оценивать человека, которого вы видите, особенно впервые. В своей работе я раскрыла понятие самооценки как одной из сторон многогранной личности человека, охарактеризовала её виды, а именно завышенную, заниженную и адекватную, раскрыла процесс формирования самооценки, который заключается в переходе критериев оценки из внешней среды в подсознание человека.
    Приведенные среднестатистические данные о проведенном анкетировании молодых людей 17-20-и лет позволяют сделать вывод о том, что самооценка не стационарное новообразование психики, а изменчивый элемент психики.
    Согласно опросу, молодые люди обладают в целом завышенной самооценкой, но в то же время несут в себе источник будущих стрессов -явление, названное как «первородный грех».
    Список использованной литературы
    1. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ. 2000. — 85с.
    2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Издат. «Академия», 2001. — 512с.
    3. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Издат. «Феникс», 2002. — 416с.

  2. Самооценка есть у каждого человека, у кого-то она завышенная, у другого – заниженная, но в любом случае она присутствует. Она показывает то, как мы сами к себе относимся. Считаем ли мы себя красивыми, умными, мудрыми, добрыми, сильными и уверенными или видим в себе лишь одни недостатки?
    Лично я о себе нормального мнения. Конечно же, я умею далеко не все и иногда за это мне стыдно, ведь в моем возрасте необходимо знать гораздо больше. Просто я не могу изучать то, что мне не интересно. И мне кажется, что это и есть своего рода проявление собственного «я». Еще самым отличным качеством, которым я сейчас обладаю, это ответственность. Благодаря такому отличию от своих сверстников, ко мне с уважением относятся взрослые, в том числе, и мои учителя.
    Но это не завышает мою самооценку, я никогда не пытаюсь быть выше кого-то, ведь мне это не нужно. Я считаю, что, прежде всего, следует быть хорошим человеком и не ставить свои интересы превыше всего.
    Однако в то же время я считаю, что без должной самооценки потеряется личность человека. Например, если он не будет уважать сам себя, а только будет помогать другим и выслуживаться перед кем-то, то в таком случае он только навредит себе. И при этом он перестанет быть интересным для других. По этой причине не следует о себе забывать.
    Мне кажется, что только сильный духом человек сможет добиться уважения, а также у него получится достичь всего того, что он запланировал. Я, конечно же, пока только учусь этому. Стараюсь постоянно работать над собой, ведь только таким путем можно стать личностью и не затеряться в толпе одинаковых людей.
    А еще я люблю читать книги, но среди моих сверстников это, к сожалению, не актуально и не популярно. Они привыкли меряться новыми мобильными телефонами, а у некоторых их даже два, но я считаю, что это не то, к чему должен стремиться человек. Таким образом можно стать безликим, то есть таким же как и все. А я выделяюсь из толпы и мне это нравится. Собственно благодаря этому и повышается моя самооценка.
    Я стараюсь всегда оценивать себя и свои поступки здраво, и мне очень не нравится, когда мои одноклассники превозносят себя. Я считаю, что это неправильно, ведь мы еще очень молоды, чтобы считать себя выше других, да и в любом возрасте этого делать не стоит. Такое проявления следует отнести только к плохим качествам, поскольку все люди одинаковые и равные. И нет среди нас лучших или худших. Просто если кого-то что-то не устраивает, то следует усиленно заниматься над собой и тогда обязательно все начнет получаться.
    Я считаю, что самооценка должна быть правильной. Она не должна быть слишком завышенной или же наоборот – заниженной. Только когда удастся найти золотую середину, тогда и жизненный баланс будет находиться в норме. К тому же самооценку можно сравнить в зеркалом, то есть если оно кривое, то и отображение будет таким. Поэтому кривое зеркало является плохим советчиком, к которому не следует прислушиваться. Нужно следовать только тем людям, которые настоящие, ведь их поступки тоже таковы. Для меня этими людьми являются мои родители. Они для меня и есть пример для подражания. Я их очень люблю и хочу, чтобы в будущем у меня тоже была такая крепкая и веселая семья.
    Поэтому, мне повезло, ведь у меня прекрасные родители. Именно они дали мне все, что только можно пожелать и именно благодаря ним моя самооценка сформировалась правильно. Возможно, они не всегда покупали и покупают то, что я у них попрошу, но с возрастом я понимаю, что не стоит на это обижаться, так как они поступают правильно. Поскольку мои родители хотят меня воспитать высокоморальным, нравственным человеком, который будет уважительно относиться к себе и окружающим людям.

  3. Что такое самооценка: определение и ее влияние на нашу жизнь
    Для достижения успеха в любой области своей деятельности человеку необходимо быть уверенным в себе и уметь убеждать в своей правоте других.
    Люди с пониженной самооценкой не могут быть счастливы по определению: всё их существование состоит из сомнений, разочарований и самокопания. Между тем яркая, насыщенная событиями жизнь проходит мимо, доставаясь тем, кто не сомневается в собственной правоте и уверенно шагает к своей цели.
    Человек с низкой самооценкой считает себя не достойным счастья, поэтому подсознательно уступает во всём другим. Чтобы изменить ситуацию в свою пользу, нужно измениться самому – другого пути не существует.
    Самооценка – это представление индивида о важности своей личности по отношению к другим людям и оценка собственных качеств – достоинств и недостатков.
    Самооценка чрезвычайно важна для полноценного функционирования личности в социуме и достижения различных жизненных целей – успеха, самореализации, семейного счастья, духовного и материального благополучия.
    Функции самооценки
    Функции самооценки следующие:
    Защитная– обеспечивает стабильность и относительную независимость личности от мнения других;
    Регуляторная– даёт возможность человеку решать задачи личностного выбора;
    Развивающая– обеспечивает толчок к развитию личности.
    Определяющее значение в раннем формировании самооценки играет оценка нашей личности окружающими – в частности, родителями, сверстниками, друзьями. В идеале самооценка должна строиться только на собственном мнении индивида о себе, но на деле влияние на нее оказывает множество разных факторов.
    Самооценка – отношение человека к самому себе: к своим возможностям, физическим и духовным качествам. Адекватная оценка собственных возможностей помогает избежать ошибок и одновременно является стимулом к дальнейшему развитию.
    Психологи считают, что идеальная самооценка – это максимально точная оценка человеком своих способностей.
    Заниженная самооценка заставляет человека сомневаться, раздумывать и принимать неверные решения, а слишком высокая приводит к совершению большого количества ошибок.
    В большинстве случаев мы имеем дело с недооценкой человеком своих возможностей, именно поэтому человек не в состоянии полностью раскрыть свой потенциал и не понимает, как повысить самооценку.
    Известный тренер в области психологии успеха Брайан Трейси считает, что низкая самооценка является главной причиной финансовой несостоятельности человека. Ведь если вы плохо относитесь к себе, у вас нет уверенности в своих силах, то вы обречены быть бедным, а о собственном бизнесе даже не придется и мечтать.
    Напротив, рост самооценки приводит к росту ваших доходов и заработку большего количества денег. Так что если у вас есть финансовые проблемы, обязательно поищите причину в своем эмоциональном состоянии.
    Патологическим проявлением заниженной самооценки является комплекс неполноценности.
    Именно самооценка – ключ к достижению успеха в любой сфере человеческой деятельности. Уверенность к себе ведёт к принятию важных и своевременных решений, а недооценка своих сил снижает уровень личной энергии человека, заставляет его постоянно сомневаться в себе и вместо действий – раздумывать о действии.
    Почему важно полюбить себя и что будет, если этого не сделать
    Повысить самооценку – значит, полюбить себя: принять себя таким, какой вы есть со всеми недостатками и изъянами. Минусы есть у всех: уверенный в себе человек тем и отличается от вечно сомневающегося и неуверенного, что видит в себе не только недостатки, но и достоинства, и при этом умеет выгодно преподнести себя окружающим.
    Если вы не любите себя, как другие смогут вас полюбить? Известно, что сознательно и подсознательно люди стремятся к контакту и общению с уверенными в себе личностями. Именно таких индивидов чаще всего выбирают в деловые партнёры, в друзья и в мужья (или жены).
    Если вы сомневаетесь в себе и корите за любую мелочь, вы автоматически программируете себя на дальнейшие неудачи и делаете всё более трудным процесс принятия решений. Научитесь хвалить себя, прощать себя и любить себя – вы увидите, как изменится к вам отношение окружающих.
    Признаки заниженной (-) самооценки
    У человека с заниженной самооценкой обычно проявляются такие качества как:
    чрезмерная самокритика и неудовлетворённость собой;
    повышенная чувствительность к критике и мнению окружающих;
    постоянная нерешительность и боязнь допустить ошибку;
    патологическая ревность;
    зависть к успехам других;
    страстное желание угождать;
    враждебность к окружающим;
    постоянная защитная позиция и потребность оправдываться в своих действиях;
    пессимизм, негативное мировоззрение.
    Индивид с заниженной самооценкой воспринимает временные трудности и неудачи как постоянные и делает неверные выводы. Чем хуже мы относимся к себе, тем более негативно относятся к нам окружающие: это приводит к отчуждению, депрессиям и прочим психоэмоциональным расстройствам.
    Высокая самооценка и уверенность в себе – важный фактор достижения успеха
    Прежде чем я расскажу о способах повышения самооценки, хочу подчеркнуть важность любви к себе для достижения успеха и благополучия. Почему-то считается, что себялюбие – грех или, по крайней мере, нечто такое, чего следует избегать.
    На самом деле отсутствие любви и уважения к собственной личности как раз и порождает многочисленные комплексы и внутренние конфликты.
    Если человек невысокого мнения о себе самом, вряд ли окружающие будут считать по-другому. И наоборот – уверенные в себе люди обычно высоко оцениваются окружающими: к их мнению прислушиваются, с ними стремятся общаться и сотрудничать. Научившись уважать себя, мы обретем уважение других, а также научимся адекватно относиться к мнению о нас окружающих.
    Признаки высокой (+) самооценки
    Люди со здоровой, высокой самооценкой обладают следующими преимуществами:
    принимают свой физический облик таким, какой он есть;
    уверены в себе;
    не боятся совершать ошибки и учатся на них;
    спокойно воспринимают критику и комплименты;
    умеют общаться, не испытывают робости при общении с незнакомыми людьми;
    уважают мнение других, но ценят и собственный взгляд на вещи;
    заботятся о своём физическом и эмоциональном самочувствии;
    гармонично развиваются;
    добиваются успеха в своих начинаниях.
    Вера в себя и самоуважение – такие же необходимые факторы для достижения успеха и счастья, как солнце и вода для растения: без них невозможен личностный рост. Низкая самооценка лишает человека перспективы и надежды на изменения.
    Низкая самооценка – 5 главных причин
    Факторов, которые непосредственно или косвенно влияют на наше отношение к самим себе, великое множество. Это и генетические особенности, и внешние данные, и социальный статус, и семейное положение. Ниже мы рассмотрим 5 наиболее распространенных причин низкой самооценки.
    Причина 1. Неправильное воспитание в семье
    От правильного воспитания напрямую зависит наше отношение к себе. Если родители не поощряли нас, а наоборот, ругали и постоянно сравнивали с окружающими, у нас просто не будет повода для любви к себе – не будет почвы, на которой будет базироваться вера в свои способности.
    На снижение самооценки и отсутствие уверенности в собственных словах и поступках влияет критика родителями любых инициатив, начинаний и действий. Даже повзрослев, человек, которого в детстве постоянно критиковали, подсознательно продолжает бояться ошибок.
    Родители (учителя, тренеры) должны знать, как повысить самооценку ребёнка, который страдает от сомнений и неуверенности в себе.
    Лучший способ – похвала, ненавязчивое поощрение. Достаточно несколько раз искренне похвалить малыша за правильно выполненное школьное задание, старательно нарисованный рисунок, и его самооценка неизбежно повысится.
    Психологи говорят, что семья является для ребёнка центром мира: именно там закладываются все будущие характеристики взрослой личности. Пассивность, вялость, неуверенность, другие отрицательные качества – прямое отражение родительских внушений и установок.
    Обычно самооценка выше у единственных детей и тех, которые родились первыми. У других детей нередко возникает «комплекс младшего брата», когда родители постоянно сравнивают младшего ребёнка со старшим.
    Идеальная для адекватной самооценки семья – та, в которой мать всегда спокойна в хорошем настроении, а отец – требователен, справедлив и имеет непререкаемый авторитет.
    Причина 2. Частые неудачи в детстве
    От неудач не застрахован никто, главное – наше к ним отношение. Сильное травмирующее событие может отразиться на психике в виде комплекса вины и снижения самооценки. Например, некоторые дети обвиняют себя в разводе родителей или их частых ссорах: в будущем чувство вины трансформируется в постоянные сомнения и неспособность принять решение.
    В детстве вполне безобидные события приобретают космические масштабы. Например, заняв второе, а не первое место на соревнованиях, взрослый спортсмен вздохнёт и продолжит тренировки с удвоенной силой, а ребёнок может получить психологическую травму на всю жизнь, особенно если родители не проявят должного понимания ситуации.
    Чем питается низкая самооценка в детстве? Неудачами, ошибками, насмешками сверстников, неосторожными замечаниями взрослых (родителей в первую очередь). В итоге у подростка формируется мнение, что он плохой, невезучий, неполноценный, и появляется ложное чувство вины за свои действия.
    Причина 3. Отсутствие ясных целей в жизни
    Если вам не к чему стремиться в жизни, вам не нужно напрягаться и делать волевые усилия. Отсутствие ясных целей, лень, следование стандартным обывательским императивам – это легко и не требует проявления личностных качеств. Такой человек не планирует становиться успешным и богатым, он пассивен по своей сути.
    Зачастую люди с низкой самооценкой живут на автопилоте, вполсилы. Их устраивают серые тона, незаметный образ жизни, отсутствие ярких красок – выбираться из болота нет никакого желания. Такие люди перестают обращать внимания на собственную внешность, доход, перестают мечтать и стремиться к изменениям. Естественно, самооценка в такой ситуации не просто низкая, а отсутствует вовсе.
    Вырастая, человек становится пассивным, а далее все эти проблемы перекладывает на свою семью, когда женится (выходит замуж).
    Здесь вывод напрашивается сам собой: повысить самооценку мужчине и женщине, то есть взрослому человеку, также необходимо как и ребенку. Ведь все начинается с детства, а далее ничего не меняется, если взрослый человек сам не предпримет для этого усилий.
    Причина 4. Нездоровое социальное окружение
    Если вас окружают люди без определённых целей в жизни, пребывающие в постоянном духовном анабиозе, вряд ли у вас появится стремление к внутренним трансформациям.
    Высокая самооценка и амбиции появляются там, где есть примеры для подражания – если все ваши друзья и знакомые привыкли жить в тени, не проявляя инициативы, то и вас, скорее всего, такое существование будет полностью устраивать.
    Если вы заметили, что у вас в окружении патологически все привыкли жаловаться на жизнь, сплетничать, осуждать других и чрезмерно философствовать без повода — стоит задуматься, а по пути ли вам с этими людьми?
    Ведь такие люди могут стать для вам энергетическими вампирами и помешать вам разбудить в себе истинный потенциал.
    Если вы чувствуете, что такая тенденция имеет место быть — поменяйте это окружение или как минимум, ограничьте общение с ним.
    Лучше всего общаться теми людьми, кто уже успешен, имеет свое дело и умеет зарабатывать.
    Причина 5. Дефекты внешности и здоровья
    Низкая самооценка часто возникает у детей с дефектами внешности или врождёнными заболеваниями.
    Даже если родители ведут себя правильно по отношению к такому ребёнку, на него может в значительной степени повлиять социальное окружение – в первую очередь, мнение сверстников.
    Типичный пример – дети с лишним весом, которым в детском саду или в школе дают обидные прозвища. Низкая самооценка в таких случаях практически обеспечена, если не принять соответствующих мер.
    В этом случае стоит постараться устранить имеющиеся недостатки, а если это невозможно, то нужно начать развивать в себе другие качества, которые сделают человека (ребенка) более развитым, харизматичным и уверенным в себе.
    Пример
    Если ребенок и имеет лишний вес и соответствующую непривлекательную внешность, то при правильном подходе к развитию его способностей и талантов, можно обратить этот недостаток в преимущество.
    Возможно, у него проявятся способности к спорту (тяжелой атлетике или борьбе, или боксу), или наоборот, он сможет стать востребованным актером с присущим ему типажом.
    В целом, есть тысячи примеров, где люди с огромными физическими недостатками добились всемирного признания, создали счастливые семьи и при этом живут той жизнью, о которой «здоровые» могут только мечтать.
    Самый яркий тому пример — Ник Вуйчич, всемирно известный оратор и проповедник. Ник родился без рук и без ног, естественно испытывал огромный комплекс неполноценности и даже хотел покончить с собой.

  4. Содержание.
    1. Введение
    2. Понятие самооценки
    3. Виды самооценки
    3.1. Адекватная самооценка
    3.2. Заниженная самооценка
    3.3. Завышенная самооценка
    4. Перфекционизм и уровень самооценки
    5. Уровень притязаний при самооценке
    6. Основные положения “Я-концепции»
    7. Заключение
    8. Список литературы
    Введение.
    Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
    Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,
    Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение , а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
    В индивидуальности личности выделяются базовые свойства – ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
    Понятие самооценки.
    В индивидуальности личности выделяются базовые свойства – самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют и врожденные и приобретенные в процессе воспитания и социализации черты, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
    Что же такое самооценка? Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).
    Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение – самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
    Виды самооценки
    Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения.
    Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по – разному.
    Адекватная самооценка
    Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.
    Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.
    Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы ‘примеряет’ на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.
    Низкая (заниженная) самооценка и ее причины
    Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.
    У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.
    Завышенная самооценка и ее причины
    Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.
    Перфекционизм и уровень самооценки
    Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.
    Уровень притязаний при самооценке.
    Важным моментом при исследовании самооценки служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни. В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней. Внешние оценки при этом отличает ригидность, они трудно поддаются изменениям, если только человек не научится себя оценивать более адекватно.
    Основные положения “Я-концепции».
    У. Джемсу принадлежит первая концепция личностного Я, рассматриваемая в контексте самопознания. С его точки зрения глобальное, личностное Я является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих – Я – сознающего и Я – как объекта. Эти две стороны самосознания всегда существуют одновременно. В состав Я – как объекта включаются: материальное Я (одежда, дом, семья), физическое Я (тело), социальное Я (общественное признание человека, его репутация), духовное Я (сам “мыслящий” субъект). Джемс рассматривает действующее Я – как субъекта мысли, но при характеристике эмпирического Я выходит за пределы сознания
    Учёными выделяются различные аспекты в изучении “Я”. Р.Мейли выделяет три аспекта в изучении “Я”:
    1. Центрация большинства психических функций и явлений. Человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, мыслей, чувств и отражает свою тождественность и неразрывность с тем, чем он был ранее.
    2. Совокупность объектов, определяющих “содержание Я” или его поле.
    3. “Защитные механизмы”. В более общем смысле под ними понимается совокупность небиологических побуждений, направленных на защиту, а также укрепление чувства своей силы и ценности.
    И.С. Кон выделяет следущие аспекты проблемы “Я”:
    1. “Я” – идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру.
    2. “Эго” – (субъективность). С данным представлением связана субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое получило название Я. При изучении данного аспекта внимание исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения.
    3) Образ Я. При изучении Я – образов рассматриваются конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок, структурные компоненты Я – образов и динамика их изменения, роль и значение самосознания в общем балансе психической деятельности.
    Вышеуказанные аспекты проблемы “Я” являются взаимосвязанными и предполагают друг друга: “Идентичность психики и поведения индивида не возможна без какого–то единого регулятивного начала, которое требует самосознание. “Эго” как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о себе. “Образ Я” как бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует её поведение”
    Общее в позициях Мейли и Кона состоит в том, что они выделяют “Я” как субъекта, активного, действующего, а также объектное “Я”. Объектом рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания “Я”. Также выделяют аспект проблемы “Я” – идентичность (самость). Человек отражает свою тождественность, неразрывность с тем, чем он был ранее.
    В процессе отражения человеком самого себя формируется Я – образ. Наряду с “Я” как субъектом активным, действующим и субъективным, – подчёркивает И.С. Кон, – необходимо выделять “Я” как объект восприятия, мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я, понятие Я, или Я – концепцию”. И.С. Кон понимает “образ Я” как социальную установку (установочную систему), позволяющую представить его структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторуя систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.
    Образ Я рассматривается Чесноковой И.И. в контексте самосознания личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредованного познания личностью себя, развёрнутый во времени. Обобщённый образ Я формируется в процессе интеграции множества единичных, конкретных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нём отражены общие, специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является определённым итогом процесса самопознания. Обобщённый образ Я является, согласно автору, тождественным понятию Я. Понятие Я влияет на мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности.
    Другой подход к пониманию Я – образа характерен для Н.И. Непомнящей. Образ Я рассматривается как сторона ценности, в которой выделяются две стороны: значимость для субъекта определённых сторон действительности; представление о самом себе или “образ Я”. Автор данного подхода рассматривает становление образа Я как ценности, определяет связь образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях по умственному развитию детей.
    Большой интерес представляет подход к изучению образа Я, разрабатываемый в рамках концепции общения М.И.Лисиной, в котором рассматривается становление образа Я на ранних этапах онтогенеза. Основными факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития ребёнка, и форма его общения с окружающими людьми, причём эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. Составляющими структуры образа Я как целостного образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве. На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе преобладает над когнитивной, по мере развития формируется аффективно-когнитивное единство образа Я.
    А.Н.Крылов рассматривает в теоретическом плане образ Я как фактор развития личности, образ Я формируется в результате интериоризации её внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой, согласно автору, интериоризированное общение.
    Таким образом, можно заключить, что имеется разнообразие в понимании Я – образа.
    В зарубежных исследованиях преимущественно рассматриваются не разрозненные образы Я, а систематическая Я – концепция. Дж. Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий “внутри” индивида социальный процесс формирования Я – сознающего и Я – как объекта. Индивид осознаёт и принимает те представления, которые существуют у других людей относительно него. Итогом этого является возникновение в сознании индивида “Мe” – обобщённой оценки индивида другими людьми. Он считал “Мe” образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а ” I ” – это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности воспринимает ту часть своего Я, которая представлена как “Мe”. “I” и “Мe” образуют собственно личностное Я (Self). Он считает социальное окружение важным фактором формирования Я – концепции индивида.
    У Р. Бернса Я – концепция понимается как совокупность установок “на себя”. В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Применительно к Я – концепции он конкретизует эти элементы установки так:
    1. Образ Я – это представления индивида о себе. В него включаются ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, жизненные цели. Одни характеристики Я – образа обладают большей значимостью, другие меньшей.
    2. Самооценка – аффективная оценка данного представления. В Я– концепции представлена не только констатация, описание черт, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
    3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
    У Бернса Я – концепция представлена в виде иерархической структуры. Её вершину составляет глобальная Я – концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это чувство собственной преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что образ Я и самооценка образуют неразрывное единство, и предрасполагают индивда к определённому поведению, автор рассматривает глобальную Я – концепцию как совокупность установок индивида, направленных на себя. Выделяются три основные модальности самоустановок:
    1. Реальное «Я» – это установки, связанные стем как индивид воспринимает свои актуальные психологические особенности, роли, статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле.
    2. Зеркальное (социальное) Я – это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие люди.
    3. «Идеальное» Я – установки, связанные спредставлением о том, каким он хотел бы быть.
    Я – образ или Я – концепция является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный образ.
    Смысл «образа Я» складывается на основе соотнесения собственных свойств личности с мотивом её деятельности. Существование внутренних преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится основой саморефлексии – главной составляющей смысла Я. Причём саморефлексия имеет две основные стороны: когнитивную и эмоциональную. Когнитивная проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке, эмоциональная – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя самого.
    Итак, структура Я – концепции схематически может быть представлена следующим образом:
    Заключение.
    Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т. д.
    Итак, формирование и развитие позитивной самооценки – это фундамент, на котором должно строиться вся жизнь, а позволяя негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни , мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов. Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое сознание и мышление. Формирование позитивной самооценки – главная жизненная установка каждого из нас.
    Список литературы:
    1. ru.wikipedia.org «Самооценка»
    2. http://www.b17.ru «Самооценка»
    3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издат. «Академия», 2001.
    4. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ. 2000.

  5. 2.Механизм становления самосознания и формирование самооценки
    Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются
    и уничтожаются.
    Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление
    к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта
    отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников
    формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я – это относительно
    устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений
    индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими,
    В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к
    себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя
    и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, – в самом себе индивид своими
    действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается
    в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.
    Образ Я – и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически
    психологи фиксируют у человека не один образ его
    Д а множество сменяющих
    друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания,
    то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия,
    Я-образ
    – не статическое, а динамическое образование личности индивида.
    Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого
    переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее
    было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-то
    момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма
    оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника,
    Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится
    на противоположное,
    Я-образ – это вместе с тем и идеальное Я субъекта – то, каким он должен
    был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.
    Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитаний личности.
    Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность
    существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец
    для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная
    ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.
    Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного
    из важнейших его аспектов – самооценки личности,
    Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места
    среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в
    псртхологии сторона самосознания личности.
    С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
    Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано
    выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все,
    что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими
    людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает
    в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения,
    все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие,
    справляется с их мнениями, чувствами и требованиями, В конечном счете, если
    оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает
    для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает
    это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для
    себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
    К, Марксу принадлежит справедливая мысль; человек сначала смотрится,
    как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному,
    человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Иначе говоря, познавая
    качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют
    выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат
    постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит
    в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку,
    сравнивая себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам,
    поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет
    её психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется
    на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются её
    идеалами, интересы – её интересами и т.д. в процессе общения она постоянно
    сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной
    собой или недовольной. Каков же психологический механизм этой проверки?
    Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки
    человека, её количественной и качественной характеристик.
    Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода
    «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя
    оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, Значение этой суммарной
    оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком
    низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется,
    эта конфликтность может проявляться по-разному.
    Тот факт, что самооценка есть результат, далеко не всегда отчетливо
    осознаваемый личностью, своего рода проекция реального Я на Я идеальное, позволяет
    понять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя
    осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных
    ориентации, идеалов личности.
    Одаако для характеристики позиции личности, видимо, недостаточно знать
    одну лишь самооценку. Важно иметь представление о том, какова, по мнению данной
    личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе и которую, как она
    предполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощью
    аналогичной экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой,
    может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разной
    по отношению к различным референтным группам. Замечено, что, являясь устойчивой
    по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится
    неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, образует новые
    коммуникации.
    Три показателя – самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы
    -входят в структуру личности,
    и хочет человек того или нет, он объективно вынужден
    считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности
    или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он
    должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей,
    ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути
    своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм
    социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется,
    вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно,
    а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.
    Бессознательно – не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что
    все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше
    чем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах.
    Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка
    его Я идеальное и в то же время Я реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок учился
    оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно
    научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриваться
    в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.
    Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие
    этих бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать
    внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть
    динамику изменения этих оценок.
    3.Самооценка личности в студенческой среде
    Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек
    часто и не подозревает.
    Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Несколько
    лет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момент он приближается
    к 30. Но в то же время наш город можно назвать городом крушения надежды. Гигантская
    стройка КамАЗа, так вдохновившая молодежь тех лет, не оправдала надежд. Материальное
    благополучие и уровень занятости населения в основном зависит от деятельности одного
    завода, что приводит к появлению чувства социальной незащищенности, неуверенности
    в будущем. Будущее нашего города, я думаю, – молодежь 17-20-и лет. В неё входят
    люди нового поколения, воспитание которых проходило на фоне экономической нестабильности,
    перехода к новому пути развития общества, поэтому защита и поддержание психического
    здоровья молодежи представляются мне актуальными и первостепенными задачами.

  6. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Функции самооценки: Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя. Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.  Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.

  7. Сочинение на тему “Дать себе самооценку”

    Ответы:

    Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
    В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.
    Функции самооценки:
    Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностноговыбораЗащитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личностиФункция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.
    Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
    Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то естьсамооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки
    Такая странная штука-самооценка.Посмотрел в зеркало-красивый,получился на фотографии не очень,то сразу ужасный.Надо любить себя такими,какие мы есть,иначе нас никто не полюбит…Хочу ещё добавить
    Что любить себя надо,но в меру.И тогда будут любить тебя
    Удачи:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *