Сочинение на тему сатира гоголя

13 вариантов

  1. Для городничего не существует никаких моральных и других ограничений: он может праздновать именины два раза в год, чтобы получить больше поборов с купцов, он кладет себе в карман деньги, отведенные на строительство церкви, представив отчет о том, что она “начала строиться, но сгорела”. Не считаясь с простым людом, “купечеством да гражданством”, городничий совсем иначе ведет себя с “ревизором” Хлестаковым. Он заискивает перед ним, угождая на каждом шагу. И умудряется “ввернуть” ему вместо двухсот рублей четыреста.
    Сатира Гоголя также безжалостна и к окружению городничего. В каждом из чиновников автор подчеркивает какую-нибудь особенность, создавая тем самым индивидуальные портреты. Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и “поэтому несколько вольнодумен”. “Образованность” судьи позволяет ему держаться независимо с городничим, и, что еще важнее, – подводить под взяточничество “идейное обоснование”. Попечитель богоугодных заведений Земляника, “человек толстый но плут тонкий”, нагло обворовывает, больных о которых, напротив, должен бы заботиться Но он не утруждает себя: “Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет то и так выздоровеет”. Смотритель уезднь” училищ Хлопов – насмерть запуганный человек, испытывающий трепет перед одним только именем начальника. “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул” признается Лука Лукич. Ничуть не лучик этих персонажей “простодушный до наивности человек” почтмейстер Шпекин, познающи* жизнь из вскрываемых им чужих писем.
    Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то, чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что-либо изменить. Сам Гоголь говорил о комедии “Ревизор” как о произведении, “замышленном с целью произвести доброе влияние на общество”. Мне кажется, что писателю это удалось. Комедия сразу же стала одним из самых популярных произведений своего времени, что говорит о близости к жизни описанных в ней событий и реалистичности персонажей. В комедии правдиво раскрыта психология и характеры людей, которых в жизни можно было встретить нередко. Хлестакова принимают за крупного чина только потому, что он “не платит и не едет”. Городничий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков “свой”, т. е. такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники – порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.
    Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки – таков суд в этом городе.
    Смотритель богоугодных заведений Земляника давно махнул на все рукой, он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: “Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в большом ходу.
    Смотритель училищ Хлопов – запуганное существо, он считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрывает чужие письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа).
    Образ Хлестакова – один из самых ярких созданных Гоголем. Характер Хлестакова совершенно новый в литературе. “Хлестаковщина” стала именем нарицательным. Хлестаков – наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика. Он пустышка, “без царя в голове”, и он же воплощение нахальства. У него “легкость необыкновенная в мыслях”. “Он просто глуп, – писал Гоголь, – болтает, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина”. Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него пыль в глаза пустить. Он может совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он и игрок, и подлый волокита, и взяточник, и крепостник (слуга голодает, ему это безразлично). Он врет, а все видят в этом вранье исполнение своих заветных желаний, их не шокирует, когда он, завравшись, хватит лишнего.
    Продолжение ниже

  2. В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:
    Питая ненавистью грудь,
    Уста вооружив сатирой,
    Проходит он тернистый путь
    С своей карающею лирой.
    В ???х строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира – ??ο злое, саркастическое высмеивание ?? просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех ?? добрый, иногда “сквозь невидимые миру слезы”, потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может служить к его исправлению. Смех – ??ο оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с “мерзостями русской действительности”.
    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего ?? ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”, “Ревизор”, “Женитьба”, “Нос”, “Мертвые души” – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература приняла совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он ?? льстит жизни, но ?? клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время ?? скрывает нимало и ее безобразия”.
    Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же ?? отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: “Кто же как ни автор должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению России вперед.
    В “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”, вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной легкостью в мыслях”, преображение Хлестакова из трусливого “елистратишки” в “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь ?? вывел в своей комедии “положительного героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех”, единственное “честное лицо” в комедии. Это был смех, писал Гоголь, “который весь излетает из светлой природы человека… потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни ?? испугали бы так человека”.
    Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого ?? находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.
    Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:
    Со всех сторон его клянут,
    И только труп его увидя,
    Как много сделал он поймут
    И как любил он, ненавидя.
    Н. В. Гоголь

  3. Сатира Гоголя
    В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: “Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой”. В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда “сквозь невидимые миру слезы”, потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех – это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с “мерзостями русской действительности”.
    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”, “Ревизор”, “Женитьба”, “Нос”, “Мертвые души” – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература приняла совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия”.
    Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым способствуя движению России вперед. В “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”, вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной легкостью в мыслях”, преображение Хлестакова из трусливого “елистратишки” в “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь не показал в своей комедии “положительного героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех”, единственное “честное лицо” в комедии. Это был смех, писал Гоголь, “который весь излетает из светлой природы человека… потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.
    Сатирически изображая дворянство и чиновничье общество, никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:
    Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.

  4. Издевательская сатира Н. В. Гоголя в комедии «Ревизор»
    Н. В. Гоголь вошел в мировую литературу как один из величайших мастеров сатиры.
    Сатира всегда «помогала» писателям выражать свою мысль в слове. Просто посмеяться над какой-либо стороной жизни Гоголь не мог, поскольку обыкновенный юмор преследует только цель развлечения того, кто является читателем произведения.
    Коренное же отличие сатиры от юмора заключается в том, чтобы не просто посмеяться, но и высмеять какого-либо человека, явление, эпоху, другого персонажа и т.п.
    В комедии «Ревизор», замысел которой изначально состоял в том, чтобы высмеять чиновничий аппарат старинного губернского города, в котором правят взяточничество и беззаконие, автор эффектно сочетал черты изображаемой эпохи в реалистическом направлении с элементами языкового оформления.
    Так, следуя знаменитой формуле «Над кем смеетесь?» Гоголь в сатирической форме обличает каждый аспект своей комедии. Основные животрепещущие темы того времени, пороки общества – все это поставлено на высшую ступень сатирического осмысления.
    Смех в данной комедии – это, прежде всего, средство разоблачение фальшивого, лживого и порочного общества городничего и его приближенных. Гоголь также сатирически изображает нравы местного светского общества, выразившиеся в образах жены и дочери городничего. Это самодовольные, вульгарные, безвкусные женщины с невысоким уровнем интеллекта.
    Все обитатели губернского города потеряли свой человеческий облик.
    Автор, не стесняясь в выражениях, вложенных в уста ревизора, открыто порицает поступки и моральный принципы городских обитателей. Однако Хлестаков не выглядит неким подобием карающего бича, он также смешон, вульгарен и беспринципен.
    В каждой реплике героев звучит неприкрытая сатира писателя, и этот его особый неординарный стиль во все времена поражает всех читателей, одновременно наставляя на правильный путь и воспитывая.

  5. В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: “Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой”. В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира — это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда “сквозь невидимые миру слезы”, потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех — это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с “мерзостями русской действительности”.
    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”, “Ревизор”, “Женитьба”, “Нос”, “Мертвые души” — едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература приняла совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия”.
    Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым способствуя движению России вперед.
    В “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”, вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной легкостью в мыслях”, преображение Хлестакова из трусливого “елистратишки” в “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь не показал в своей комедии “положительного героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех”, единственное “честное лицо” в комедии. Это был смех, писал Гоголь, “который весь излетает из светлой природы человека… потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.
    Сатирически изображая дворянство и чиновничье общество, никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:
    Со всех сторон его клянут,
    И только труп его увидя,
    Как много сделал он, поймут,
    И как любил он, ненавидя.

  6. Сатира Гоголя
    В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное сти-
    хотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:
    Питая ненавистью грудь,
    Уста вооружив сатирой,
    Проходит он тернистый путь
    С своей карающею лирой.
    В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гого-
    ля, ведь сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто обще-
    человеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый,
    иногда “сквозь невидимые миру слезы”, потому что (а так считал Гоголь)
    именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может слу-
    жить к его исправлению. Смех – это оружие, острое, боевое оружие, при
    помощи которого писатель всю жизнь боролся с “мерзостями русской дейс-
    твительности”.
    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта,
    нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к опи-
    санию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза
    художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничто-
    жество обывателей. “Миргород”, “Арабески”, “Ревизор”, “Женитьба”,
    “Нос”, “Мертвые души” – едкая сатира на существующую действительность.
    Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили
    ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Го-
    голя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет
    “Миргорода” и “Ревизора” русская литература приняла совершенно новое
    направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях
    Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но
    не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прек-
    расного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безоб-
    разия”.
    Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным,
    раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувс-
    твом меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о
    трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся
    от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова:
    “Кто же как ни автор должен сказать святую правду!” Только истинный
    сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на
    свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыва-
    нию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению
    России вперед.
    В “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”,
    вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов
    и т.п. В “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города
    принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной
    легкостью в мыслях”, преображение Хлестакова из трусливого “елистра-
    тишки” в “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генера-
    ла), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум да-
    мам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь не вывел в своей комедии “положительного героя”. Поло-
    жительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравс-
    твенный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры,
    стал “смех”, единственное “честное лицо” в комедии. Это был смех, пи-
    сал Гоголь, “который весь излетает из светлой природы человека… по-
    тому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубля-
    ет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без
    проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так
    человека”.
    Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество,
    никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь
    бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно
    этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государствен-
    ном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят
    себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о наро-
    де. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о
    некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писате-
    лю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.
    Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:
    Со всех сторон его клянут,
    И только труп его увидя,
    Как много сделал он поймут
    И как любил он, ненавидя.

  7. В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: “Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой”. В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда “сквозь невидимые миру слезы”, потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех – это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с “мерзостями русской действительности”.
    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”, “Ревизор”, “Женитьба”, “Нос”, “Мертвые души” – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература приняла совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия”.
    Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым способствуя движению России вперед. В “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”, вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной легкостью в мыслях”, преображение Хлестакова из трусливого “елистратишки” в “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь не показал в своей комедии “положительного героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех”, единственное “честное лицо” в комедии. Это был смех, писал Гоголь, “который весь излетает из светлой природы человека… потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.
    Сатирически изображая дворянство и чиновничье общество, никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:
    Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.

  8. Сатира
    Гоголя

    В 1852 г. после
    смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть
    эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: “Питая ненавистью грудь, уста
    вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой”.
    В этих строках,
    кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира – это злое,
    саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и
    социальных пороков. Это смех не добрый, иногда “сквозь невидимые миру
    слезы”, потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние
    отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех – это
    оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с
    “мерзостями русской действительности”.
    Великий сатирик
    начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу
    Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не
    ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство
    помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”,
    “Арабески”, “Ревизор”, “Женитьба”,
    “Нос”, “Мертвые души” – едкая сатира на существующую
    действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых
    получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл
    Гоголя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет
    “Миргорода” и “Ревизора” русская литература приняла
    совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина
    жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит
    жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней
    прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее
    безобразия”.
    Писатель-сатирик,
    обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным,
    повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры,
    художественным тактом, страстной любовью к природе.
    Зная о трудном,
    суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им,
    взяв девизом своего творчества следующие слова: “Кто же, как не автор,
    должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях
    николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы
    содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя,
    тем самым способствуя движению России вперед.
    В
    “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”,
    вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В
    “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает
    за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной легкостью в
    мыслях”, преображение Хлестакова из трусливого “елистратишки” в
    “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена
    вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же,
    развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь не
    показал в своей комедии “положительного героя”.
    Положительным
    началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и
    общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал
    “смех”, единственное “честное лицо” в комедии. Это был
    смех, писал Гоголь, “который весь излетает из светлой природы человека…
    потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет,
    заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы
    которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.
    Сатирически
    изображая дворянство и чиновничье общество, никчемность их существования,
    паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее
    народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в
    общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы
    которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь
    о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о
    некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ
    оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. Завершить работу хотелось
    бы строками Некрасова: Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как
    много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

  9. В 30-е годы прошлого века Россия после недапнего восстания декабристов пережи.вал.а тяжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения. искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русскою народа.И вот в эту пору появляется новый молодой писатель, обладающий ярким самобытным талантом – Николай Васильевич Гоголь. Великий сатирик начал свой творческий пуп> с описания бьтта. нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”. “Ревизор”. “Женитьба”. “Нос”. “Мертвые души” – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стад первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистиче-ской школы: “Со времени выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература принята совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но клевещет на нее: он рад выставить наружу все. что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия”.Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к правде. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика. Гоголь все же не отрекся от нею и стал им, взяв девизом к своему творчеству следующие слова: “Кто же как ни -автор, должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду. тгобы содействовать своим творчеством расшатыванию крепостною строя. тем самым способствовать движению России вперед.Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы. в Нежи-не, писате-ль имел возможность познакомиться с бытом и нравами провинциальных “существователей”. жизнь же в Петербурге расширила’его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию бессмертной комедии “Ревизор”. Идейно-художественное богатство комедии Гоголя состоит в широте охвата жизни общественных слоев России, показе типичных условий жизни той эпохи и необычайной силе типизации социальпььх характеров. Перед нами неоольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных частей, отсутствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей.Манера Гоголя – “собрать в одну кучу все дурное в России” и “разом надо всем посмеяться” – обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует пошлость. дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль дворянства. Перед нами проходят яркие образы “столпов города”. чинящих произвол и самодурство.Гоголь не вывел в своей комедии “положительною героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный ^еал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех” – единственное “честное лицо” в комедии. “Это был смех”. – писал Гоголь. – “который весь излетает из светлой природы человека…потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет. заставляет выступить ярко то. что проскользнуло бы. без проницаемой силы, которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находятсебе выхода в крепостнической Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет ойличаю-щей сатиры, только проскальзывает грусть о Некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. По выражению Некрасова. Готоль “проповедовал любовь враждебным словом отрицания”.

  10. Текст сочинения:
    Сатира Гоголя
    В 30-е годы прошлого века Россия после недапнего восстания декабристов пережи.вал.а ?яжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения. искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русскою народа.И вот в э?у пору появляется новый молодой писатель, обладающий ярким самобы?ным талантом – Николай Васильевич Гоголь. Великий сатирик начал свой ?ворческий пуп> с описания бь?та. нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и ?унеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”. “Ревизор”. “Женитьба”. “Нос”. “Мер?вые души” – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стад первым из русских писателей, в ?ворчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистиче-ской школы: “Со времени выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература принята совершенно новое направление”. Кри?ик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льсти? жизни, но клевещет на нее: он рад выставить наружу все. что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия”.Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к правде. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика. Гоголь все же не отрекся от нею и стал им, взяв девизом к своему ?ворчеству следующие слова: “Кто же как ни -автор, должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду. ?гобы содействовать своим ?ворчеством расшатыванию крепостною строя. тем самым способствовать движению России вперед.Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы. в Нежи-не, писате-ль имел возможность познакомиться с бытом и нравами провинциальных “существователей”. жизнь же в Петербурге расширила’его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию бессмер?ной комедии “Ревизор”. Идейно-художественное богатство комедии Гоголя состои? в широте охвата жизни общественных слоев России, показе ?ипичных условий жизни той эпохи и необычайной силе ?ипизации социальпььх характеров. Перед нами неоольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных частей, отсу?ствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей.Манера Гоголя – “собрать в одну кучу все дурное в России” и “разом надо всем посмеяться” – обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует пошлость. дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль дворянства. Перед нами проходят яркие образы “столпов города”. чинящих произвол и самодурство.Гоголь не вывел в своей комедии “положительною героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный ^еал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех” – единственное “честное лицо” в комедии. “Это был смех”. – писал Гоголь. – “который весь излетает из светлой природы человека…потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет. заставляет выступить ярко то. что проскользнуло бы. без проницаемой силы, которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, парази?изм, Гоголь бесконечно люби? родную страну и ее народ. Злая сатира служи? именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостнической Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет ойличаю-щей сатиры, только проскальзывает грусть о Некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оп?имизм, он глубоко вери? в светлое будущее России. По выражению Некрасова. Готоль “проповедовал любовь враждебным словом отрицания”.
    Права на сочинение “Сатира Гоголя” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  11. Текст сочинения:
    САТИРА ГОГОЛЯ
    В 30-е годы пр011.ик)го века Россия после недапнего восстания декабристов пережи.вал.а ?яжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения. искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русскою народа.
    И вот в э?у пору появляется новый молодой писатель, обладающий ярким самобы?ным талантом – Николай Васильевич Гоголь. Великий сатирик начал свой ?ворческий пуп> с описания бь?та. нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и ?унеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”. “Ревизор”. “Женитьба”. “Нос”. “Мер?вые души” – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стад первым из русских писателей, в ?ворчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистиче-ской школы: “Со времени выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература принята совершенно новое направление”. Кри?ик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льсти? жизни, но клевещет на нее: он рад выставить наружу все. что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия”.
    Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к правде. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика. Гоголь все же не отрекся от нею и стал им, взяв девизом к своему ?ворчеству следующие слова: “Кто же как ни -автор, должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду. ?гобы содействовать своим ?ворчеством расшатыванию крепостною строя. тем самым способствовать движению России вперед.
    Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы. в Нежи-не, писате-ль имел возможность познакомиться с бытом и нравами
    провинциальных “существователей”. жизнь же в Петербурге
    расширила’его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию бессмер?ной комедии “Ревизор”. Идейно-художественное богатство комедии Гоголя состои? в широте охвата жизни общественных слоев России, показе ?ипичных условий жизни той эпохи и необычайной силе ?ипизации социальпььх характеров. Перед нами неоольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных частей, отсу?ствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей.
    Манера Гоголя – “собрать в одну кучу все дурное в России” и “разом надо всем посмеяться” – обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует пошлость. дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль дворянства. Перед нами проходят яркие образы “столпов города”. чинящих произвол и самодурство.
    Гоголь не вывел в своей комедии “положительною героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный ^еал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех” – единственное “честное лицо” в комедии. “Это был смех”. – писал Гоголь. – “который весь излетает из светлой природы человека…потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет. заставляет выступить ярко то. что проскользнуло бы. без проницаемой силы, которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.
    Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, парази?изм, Гоголь бесконечно люби? родную страну и ее народ. Злая сатира служи? именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостнической Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет ойличаю-щей сатиры, только проскальзывает грусть о Некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оп?имизм, он глубоко вери? в светлое будущее России. По выражению Некрасова. Готоль “проповедовал любовь враждебным словом отрицания”.
    Права на сочинение “САТИРА ГОГОЛЯ” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  12. 12
    Текст добавил: Дмитрий Дмитриев

    Сатира Гоголя В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: “Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой”. В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда “сквозь невидимые миру слезы”, потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех – это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с “мерзостями русской действительности”.
    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”, “Ревизор”, “Женитьба”, “Нос”, “Мертвые души” – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература приняла совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия”.
    Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым способствуя движению России вперед. В “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”, вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной легкостью в мыслях”, преображение Хлестакова из трусливого “елистратишки” в “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь не показал в своей комедии “положительного героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех”, единственное “честное лицо” в комедии. Это был смех, писал Гоголь, “который весь излетает из светлой природы человека… потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.
    Сатирически изображая дворянство и чиновничье общество, никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:
    Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *