Сочинение на тему сатиры смелый властелин

7 вариантов

  1. (по творчеству Д. И. Фонвизина)
    Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы.
    А. С. Пушкин
    Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. «Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы — линия обличительно-реалистическая», — писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.
    Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивными литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:
    Попы стараются обманывать народ, Слуги дворецкого, дворецкие господ, Друг друга господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже свой карман, За благо рассудил приняться за обман.
    Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей «благородного сословия». Так, в комедии «Бригадир» он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг Другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели — карьерного роста, собственной выгоды.
    В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого
    вежества и произвола поместных дворян представлена в «Письма к Фалалею». По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.
    Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в «Рассуждении о непременных государственных законах». Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что «…тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может…», давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя — «не ввела в государстве своем правила непременные», без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.
    Именно в размышлениях о социальной и политической жизни страны и рождается замысел главного произведения Фонвизина — комедии «Недоросль», темой которой становится произвол помещиков, одобряемый высшей властью, и бесправие крепостных. Автор показывает, как рабство убивает в крестьянах все человеческие черты и достоинство. В то же время рабство развращает и самих помещиков, которые утрачивают честь, человечность, становятся жестокими палачами, тиранами и паразитами. Однако писатель не только констатирует упадок моральных устоев общества — он ищет причины этого упадка. «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания…» — говорит автор словами Стародума и утверждает, что лишь в правильном воспитании состоит единственный источник спасения общества от зла — духовной деградации. Показывая пагубные следствия рабовладения, автор убеждает нас в необходимости борьбы со скотиниными и простаковыми во имя спасения общества.
    Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

  2. (по творчеству Д. И. Фонвизина)
    Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы.
    А. С. Пушкин
    Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. «Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы — линия обличительно-реалистическая», — писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.
    Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивными литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:
    Попы стараются обманывать народ, Слуги дворецкого, дворецкие господ, Друг друга господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже свой карман, За благо рассудил приняться за обман.
    Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей «благородного сословия». Так, в комедии «Бригадир» он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг Другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели — карьерного роста, собственной выгоды.
    В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого
    вежества и произвола поместных дворян представлена в «Письма к Фалалею». По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.
    Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в «Рассуждении о непременных государственных законах». Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что «…тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может…», давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя — «не ввела в государстве своем правила непременные», без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.
    Именно в размышлениях о социальной и политической жизни страны и рождается замысел главного произведения Фонвизина — комедии «Недоросль», темой которой становится произвол помещиков, одобряемый высшей властью, и бесправие крепостных. Автор показывает, как рабство убивает в крестьянах все человеческие черты и достоинство. В то же время рабство развращает и самих помещиков, которые утрачивают честь, человечность, становятся жестокими палачами, тиранами и паразитами. Однако писатель не только констатирует упадок моральных устоев общества — он ищет причины этого упадка. «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания…» — говорит автор словами Стародума и утверждает, что лишь в правильном воспитании состоит единственный источник спасения общества от зла — духовной деградации. Показывая пагубные следствия рабовладения, автор убеждает нас в необходимости борьбы со скотиниными и простаковыми во имя спасения общества.
    Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

  3. Денис Фонвизин
    Денис Иванович Фонвизин — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
    Родился: 14.04.1744, Москва
    Умер: 01.12.1792 (48 лет)
    Популярные произведения Д.И. Фонвизина
    Недоросль
    Другие сочинения по произведению Фонвизина
    Денис Фонвизин в русской литературе
    Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине в произведениях Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Д.И.Фонвизина
    «Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин
    Фонвизин — «Друг свободы»
    Значительность характеров в произведениях Фонвизина
    \”Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает\”. В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы. — Д И.Фонвизин \”Бригадир\”.)
    Авторские ремарки в комедиях Фонвизина
    Краткая летопись жизни и творчества Д. И. Фонвизина
    Значение комедии “Бригадир” в русской драматургии
    Сатиры смелой властелин
    Денис Иванович Фонвизин 1745-1792
    Художественный метод Фонвизина
    Д И. Фонвизин. Портрет писателя
    Фонвизин остается классиком в художественных мемуарах
    Проза Д. И. Фонвизина в истории русского литературного языка
    Проблема бытописания в творчестве Фонвизина
    Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
    Вклад Дениса Фонвизина в развитие русского литературного языка
    Журнальная сатира и мемуары Фонвизина
    Друг свободы сатиры смелый властелин Фонвизин
    Сочинение «Сатиры смелой властелин»
    Фонвизин – все сочинения
    Волшебный край! там в стары годы,
    Сатиры смелой властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы…
    А. Пушкин
    Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имен. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина постижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то прежде всего следовало бы упомянуть Дениса Ивановича Фонвизина.
    Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии \”Недоросль\”. Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин. Поражает оно нас и поныне.
    Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом он видел причину всех общественных зол: \”Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтенней
    ших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце\”. Так писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю \”Былей и небылиц\”, то есть к самой императрице Екатерине И.
    Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями — Вольтером, Дидро, Д\’Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.
    Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.
    Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами \”Трутень\” и \”Живописец\”, Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным \”Недорослем\” и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым \”Путешествием из Петербурга в Москву\” — таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянской революционной мысли.

  4. Мне кажется, что великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин недаром назвал Фонвизина Дениса Ивановича – «Смелым властелином сатиры». Именно Фонвизин в своё время основал такое направление в литературе как русский реализм. В своём творчестве писателю удавалось поднимать на поверхность пороки общества, особенно господствующих классов России. Он боролся с несправедливостью и произволом государства. Фонвизин был удивительно наблюдательным писателем, ему удавалось отобразить в своём творчество те проблемные места общества, о которых до него никто не говорил. Стоило ему увидеть какое-либо проявление беззакония и несправедливости, как из под его пера выходила новая и очень метка сатира, изобличающая это.
    Ещё совсем юный Денис Иванович Фонвизин подружился с такими же молодыми писателями, литераторами, которые также разделяли его прогрессивные взгляды и мысли. При этом стоит отметить, что главное для писателя было не указание на пороки и недостатки общества, а стремление показать людям то, как порочно дворянское сословие. Персонажами произведений Фонвизина становятся приятные снаружи дамы и господа, которые на самом деле являются паразитами общества. Они развратничают, пьянствуют, они глупы и жадны.

  5. Русская комедия начиналась
    задолго еще до Фонвизина,
    но началась только с Фонвизина.
    В. Г. Белинский
    Д. И. Фонвизин первый из русских писателей поднял протестующий голос против дикостей крепостного права. Он смело обличал самодержавно-крепостнический строй Екатерины II. Фонвизин принадлежал к прогрессивному и образованному кругу дворянской интеллигенции. Он был сторонником умеренных либеральных реформ. Фонвизин не ставил вопрос об отмене крепостного права и надеялся справиться с дворянским “злонравием” путем установления правительственного контроля над помещиками. Однако в комедии “Недоросль” сказалось больше того, что желал поведать автор. Демократически настроенные зритель и читатель шли дальше Д. И. Фонвизина. Они увидели, что крепостное право враждебно всему подлинно человеческому. Комедия имела исключительный успех. Один из современников так вспоминает о первом представлении “Недоросля”: “Несравненно театр был переполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков”.
    Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу трех единств, основному правилу классицизма. События в пьесе происходят в течение одних суток и в одном месте — в усадьбе помещицы Простаковой. Все события объединены около одного главного мотива — борьба за Софью. Согласно правилам классицизма персонажи отрицательные противопоставлены положительным героям. Автор наделяет действующие лица именами, указывающими на их основнье черты: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цифиркин.
    Следуя традициям русского классицизма, Фонвизин развивает патриотическую идею служения родине, пропагандирует высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям, создает образы положительных героев, которые не могут примириться с социальной несправедливостью. Таковыми являются Стародум, Правдин, Милон, Софья. В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах. Он настоящий патриот. Его высказывания отражают взгляды наиболее просвещенных и передовых людей того времени. Главное для дворянина — честное служение родине. Человека можно оценить по службе его отечеству: “Степень знатности (то есть ценности) рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества”. Стародум в разговоре с Правдиным резко выступает против “двора” — высших сановников государства и самой царицы. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”, — говорит он. Из его высказываний мы узнаем о нравах придворного круга, где “по прямой дороге почти никто не ездит”, где “один другого сваливает”, где “водятся премелкие души”. К сожалению, исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума: “Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится “. Стародума, просвещенного человека, болеющего душой за судьбу своей родины, естественно волнует, кто придет на смену им. Участвуя в экзамене Митрофанушки, он с болью говорит о принципах воспитания дворянских детей: “Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин”. Фонвизин устами Стародума отвечает на один из важнейших вопросов эпохи — воспитание молодого поколения. Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: “Имея сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время”. Правдин, Милон и Софья обрисованы слабее, они своим поведением как бы подтверждают правоту взглядов Стародума. Милон подхватывает мысль Стародума о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной: “Истинно неустрашимый военачальник славу свою предпочитает жизни, но что всего более — он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу”.
    Резко осуждая высших сановников государства, чиновник Правдин по своей инициативе, “из собственного подвига сердца”, берет “в опеку… дом и деревни” Простаковой. Поступком Правдина Фонвизин показал правительству, как надо поступать с жестокими помещиками. В финале пьесы, как и полагалось в классических комедиях, зло наказывается, а добродетель торжествует. Для русского классицизма характерен интерес к народной поэзии, народному языку. Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения превратились в пословицы и поговорки: “Не хочу учиться — хочу жениться”, “Глупому сынку не в помощь богатство”, “Вот злонравия достойные плоды”.
    Но в художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма. Главным образом это проявляется в изображении отрицательных действующих лиц. Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества. Простаковы, Скотинин, Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.
    Правдин называет Простакову “презренной фурией”, “госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может”. Простакова — порождение той среды, в которой она выросла. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил. Но еще сильнее воздействовали на нее условия крепостного права. Ее не сдерживают никакие нравственные устои. Она чувствует свою безграничную власть и безнаказанность. Ограбив дочиста своих крепостных, она жалуется брату: “С тех пор как все, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!” Единственным способом управления домом и дворовыми крестьянами она считает ругань и побои: “С утра до вечера… то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!” В своем доме Простакова — дикий, властный деспот. Все в ее необузданной власти. Робкого, безвольно го мужа она называет “рохлей”, “уродом” и всячески им помыкает. Учителям по году не платит жалованья. Верная ей и Митрофану Еремеевна получает “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”. Брату своему Скотинину она готова “вцепиться” в харю, “раздернуть рыло по уши”. Она враждебно относится к просвещению. “Без наук люди живут и жили”, — говорит она. Но дикая и невежественная Простакова поняла, что после петровских реформ дворянину без образования поступить на государственную службу невозможно. Вот почему она нанимает учителей, заставляет хоть немного поучиться. Но что это за учителя! Один — бывший солдат, второй — семинарист, покинувший семинарию, “убоясь бездны премудрости”, третий — проходимец, бывший кучер. Рисуя отрицательных персонажей, Фонвизин избегает односторонности, схематизма. Простакова не только невежественная и беспощадно жестокая помещица, но и властная жена, и любящая мать.
    Воспитание недоросля Митрофана — еще более убедительный пример того, что среда, условия жизни определяют человека в обществе и его взгляды на жизнь. Образом Митрофана Фонвизин осуждает уродливое воспитание дворянских недорослей, тлетворное влияние права одного человека угнетать себе подобного. Фонвизин убедительно показывает умственное убожество и лень недоросля. Митрофан в течение трех лет изучает “зады”. Не может отличить имя существительное от прилагательного. По словам Вральмана, “голова его гораздо слабее брюха”. Ему шестнадцать лет, но его все еще считают ребенком, который опекается няней Еремеевной, гоняет голубей. Пример матери воспитывает в нем задатки грубого деспота, крепостника. С учителями он не разговаривает, а “лается “, Еремеевну называет “старой хрычовкой”. После неудачи с похищением Софьи он кричит: “За людей приниматься!” Пользуясь положением маменькиного сынка, избалованный барчук грозит всем, что пожалуется матери.
    Царящие в доме порядки с детских лет приучили Митрофана раболепствовать перед влиятельными людьми. Нежный сынок льстиво говорит, что ему стало жаль матушку, которая “так устала, колотя батюшку”, а знакомясь со Стародумом, называет себя “матушкиным сынком”. Митрофан труслив. Эта черта раскрывается не только в его речи, но и в поступках, постыдных для человека. Просит Еремеевну заслонить его от дяди. Ему ничего не стоит грохнуться на колени перед Стародумом после неудавшегося похищения Софьи: “Виноват, дядюшка!”
    Показывая, как Митрофан изменяет свое отношение к людям в зависимости от занимаемого ими положения, Д. И. Фонвизин раскрывает черствость его души. Любимый сын сразу же утратил интерес к матери, как только у нее отобрали власть: “Да отвяжись, матушка, как навязалась”. Имя Митрофана стало символом лени, невежества, грубости.
    “Недоросль” — первая русская комедия с ярко выраженным общественно-политическим содержанием. Это первая комедия, в которой положительные черты русского классицизма тесно переплелись с новым литературным направлением — реализмом. Фонвизин явился предшественником Грибоедова и Гоголя. Анализируя “Недоросля “, “Горе от ума” и “Ревизора”, Белинский отметил, что эти произведения “сделались народными драматическими пьесами”.

  6. Сочинение
    9 класс. “Сатиры смелый властелин” (по творчеству Д.И.
    Фонвизина)

    Волшебный край!
    Там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы.
    А. С. Пушкин
    Смелый властелин сатиры, писатель
    большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович
    Фонвизин был основателем русского реализма. «Им начата великолепнейшая
    и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы
    — линия обличительно-реалистическая», — писал А. М. Горький. В своих
    произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего
    сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму
    нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального
    самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все
    нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие
    судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими
    властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались
    его меткой сатире.
    Еще в начале своей творческой деятельности
    Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивными литераторами и издателями.
    Следствием общения с ними стало стихотворение «Послание к слугам
    моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», в котором высмеяны основы церковного
    учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость
    в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал
    ложь и лицемерие уставов официальной морали:
    Попы стараются обманывать народ,
    Слуги дворецкого, дворецкие господ, Друг друга господа, а знатные
    бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже
    свой карман, За благо рассудил приняться за обман.
    Фонвизина интересовала не демонстрация
    абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей «благородного
    сословия». Так, в комедии «Бригадир» он показывает царящие в обществе
    умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм
    и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный
    облик собственников, готовых перегрызть друг Другу горло. И бригадир,
    и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них
    лишь средством достижения единственной цели — карьерного роста,
    собственной выгоды.
    В произведениях сатирика нет искусственного
    привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная
    жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение
    полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого
    вежества и произвола поместных дворян
    представлена в «Письма к Фалалею». По мысли автора, безнравственное
    поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается
    слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным,
    которых они вовсе не считают за людей.
    Смелую оценку правления Екатерины,
    обличение всех его недостатков писатель представляет и в «Рассуждении
    о непременных государственных законах». Здесь автор затрагивает
    вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую
    уверенность в том, что «…тот не может владеть другими со славою,
    кто собой владеть не может…», давая тем самым понять, что не одобряет
    политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила
    главной задачи правителя — «не ввела в государстве своем правила
    непременные», без которых нет гарантии, что и сама она не сделает
    свое правление самовластным, тираническим.
    Именно в размышлениях о социальной
    и политической жизни страны и рождается замысел главного произведения
    Фонвизина — комедии «Недоросль», темой которой становится произвол
    помещиков, одобряемый высшей властью, и бесправие крепостных. Автор
    показывает, как рабство убивает в крестьянах все человеческие черты
    и достоинство. В то же время рабство развращает и самих помещиков,
    которые утрачивают честь, человечность, становятся жестокими палачами,
    тиранами и паразитами. Однако писатель не только констатирует упадок
    моральных устоев общества — он ищет причины этого упадка. «Мы видим
    все несчастные следствия дурного воспитания…» — говорит автор
    словами Стародума и утверждает, что лишь в правильном воспитании
    состоит единственный источник спасения общества от зла — духовной
    деградации. Показывая пагубные следствия рабовладения, автор убеждает
    нас в необходимости борьбы со скотиниными и простаковыми во имя
    спасения общества.
    Истинный сын своего времени, Д.
    И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении
    всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости
    и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный
    протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического
    злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

  7. (по творчеству Д. И. Фонвизина)
    Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы.
    А. С. Пушкин
    Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. «Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы – линия обличительно-реалистическая», – писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.
    Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивными литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:
    Попы стараются обманывать народ, Слуги дворецкого, дворецкие господ, Друг друга господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже свой карман, За благо рассудил приняться за обман.
    Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей «благородного сословия». Так, в комедии «Бригадир» он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг Другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели – карьерного роста, собственной выгоды.
    В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого
    вежества и произвола поместных дворян представлена в «Письма к Фалалею». По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.
    Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в «Рассуждении о непременных государственных законах». Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что «…тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может…», давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя – «не ввела в государстве своем правила непременные», без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.
    Именно в размышлениях о социальной и политической жизни страны и рождается замысел главного произведения Фонвизина – комедии «Недоросль», темой которой становится произвол помещиков, одобряемый высшей властью, и бесправие крепостных. Автор показывает, как рабство убивает в крестьянах все человеческие черты и достоинство. В то же время рабство развращает и самих помещиков, которые утрачивают честь, человечность, становятся жестокими палачами, тиранами и паразитами. Однако писатель не только констатирует упадок моральных устоев общества – он ищет причины этого упадка. «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания…» – говорит автор словами Стародума и утверждает, что лишь в правильном воспитании состоит единственный источник спасения общества от зла – духовной деградации. Показывая пагубные следствия рабовладения, автор убеждает нас в необходимости борьбы со скотиниными и простаковыми во имя спасения общества.
    Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *