Сочинение на тему семейное чтение как средство общения

5 вариантов

  1. «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ»
    Важная роль в воспитании подростающего поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
    Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
    Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
    1.совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание.
    2.совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.
    3.семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.
    4.после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом и т.д.
    После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
    Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания.
    Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация.
    Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувство радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
    Приемы работы со сказкой:
    1.обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
    2.создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации.
    3.активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы…….;
    4.проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
    5.проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть использование сказки как притчи-нравоучения и т.п.
    Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.
    Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг детского чтения каждой возрастной группы. В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Проведение открытых занятий для родителей  воспитанников по литературным произведениям. Совместные досуги родителей и детей на литературные темы.
    Особая роль принадлежит родительским собраниям – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного произведения и т.д.
    Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходные дни, как использовать книгу для развития связной речи и т.д.)  полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.

  2. Лариса Климова
    Родительское собрание «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».
    Пояснительная записка (аннотация)
    Родительское собрание в форме семейной гостиной, предусматривает неформальное общение родителей, детей и педагогов. Данное общение предоставляет всем участникам возможность проявить свои потенциальные способности. В рамках семейной гостиной можно обсуждать разнообразные проблемы и использовать разные виды деятельности. Гостиные объединяют воспитателя и семью, вызывают желание общаться чаще и лучше понимать друг друга. Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном. Мы, воспитатели, в детском саду много читаем детям произведений разной тематики, дошкольникам это очень интересно, живое чтение это так здорово. Заинтересовавшись, читают ли детям дома родители, многие из детей ответили отрицательно. Далее было проведено анкетирование с родителями, оно выявило следующее: читают детям – 30% родителей; читают изредка – 20%; не читают совсем – 50%. Это послужило темой для встречи с родителями. Данное собрание проводилось совместно с детьми средней группы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и их родителями на актуальную тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становление личности ребёнка», в рамках занятий с родителями в «Школе родительской любви». Домашние чтение – одно из средств духовно– нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.
    Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.
    Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования, и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.
    Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.

    Ход собрания:

    Часть 1. Вступительная.
    Воспитатель: Мы рады приветствовать всех вас в семейной гостиной. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг.
    Желание провести семейную гостиную на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.
    В процессе работы мы заметили: многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. Дети говорят, что родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. После чтения сказок и рассказов у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую, генетическую память кровных родственников. Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности дошкольника.
    Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.
    Часть 2. Книги – хранители мудрости.
    Воспитатель: Все помнят слова М. Горького «Любите книгу – источник знаний». О том, как книги помогают обучать и развивать детей, мы сейчас поговорим.
    Родители высказывают своё мнение, опираясь на цитаты «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский); «Если поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу для души своей» (Повесть временных лет 12в.)
    Часть 3. Дети о книгах.
    Воспитатель: Теперь настало время послушать, что говорят дети о книгах.
    Дети читают стихи о книгах (см. Приложение 1).
    Родители дарят детям книги для групповой библиотеки.
    Часть 4. Книги воспитывают.
    Воспитатель: Л. Н. Толстой утверждал: «И воспитание, и образование – нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно».
    Проводится этическая беседа с детьми и родителями по содержанию рассказа В. Осеевой «Печенье» (см. Приложение 2). Её итог – цитирование родителям классиков: «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А. Чехов); «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький).
    Часть 5. Книги развлекают.
    Воспитатель: В одной из песен есть такие слова:
    «Книга, книга – друг наш неразлучный.
    Нам с тобой, нам с тобой,
    никогда не скучно».
    Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение, но и заставляют задуматься над своими поступками.
    Родители проводят викторину для детей по сказкам К. Чуковского с показом иллюстраций к произведениям (см. Приложение 3).
    Подводят итог: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, нельзя быть счастливым, не умея читать» (В. А. Сухомлинский).
    Часть 6. Миг благодарения.
    Воспитатель: Наступил важный момент нашей встречи. Дети хотят сказать слова благодарности родителям за книги, которые они им подарили для библиотеки нашей группы.
    Дети: Дороге родители! Мы говорим вам СПАСИБО за книги, мы будем, сними дружить, любить их и беречь.
    Дети уходят в музыкальный зал.
    Часть 7. Обмен родительским опытом.
    Воспитатель: Эпиграфом к этой части собрания могут стать слова Л. В. Успенского «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».
    Родители делятся своим опытом на темы: «Организация семейного чтения и уголка книги»; «Книги – семейные реликвии».
    Часть 8. Игровая пауза.
    Воспитатель: Детство уходит, а вот книги остаются. Уважаемые родители давайте с вами поиграем, вспомним любимые книги вашего детства.
    Родители называют любимые книги своего детства.
    Воспитателем организуется для родителей литературная игра «Сказки нашего детства» (см. Приложение 4).
    Часть 9. Решение собрания.
    Родителям предлагается проект решения собрания, и вручаются памятки «Рекомендации родителям по организации семейного чтения» (см. Приложение 5).
    Часть 10. Чайный стол.
    Воспитатель: Дорогие друзья! К нам пришла телеграмма, отгадайте, от кого она? «Приглашаю на именины, чай будем пить из нового самовара» (ответы детей и родителей). Правильно, телеграмму прислала Муха-Цокотуха, давайте попробуем её угощение.
    Чаепитие.
    Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Благодарю всех взрослых и детей! Пусть чтение нас объединяет и станет нашей самой сильной привязанностью.
    Результативность.
    Работа по этой теме продолжилась. Мною был разработан и реализуется план по самообразованию, проблемным вопросом которого стало «Воспитание у дошкольников интереса к художественной литературе».
    По данной тематике были размещены материалы для родителей в родительском уголке. Подготовлены и проведёны: совместный праздник для детей и родителей «Книжкины именины», литературная викторина для детей «Мы любим сказки», готовится родительское собрание «Встреча в стране детства», чтение детям художественной литературы происходит в процессе НОД, в сбродное время.
    Диагностический инструментарий, такой как – Наблюдение, показал, что дети стали больше интересоваться художественной литературой, бережно относиться к книгам, считаю это, прежде всего заслугой родителей. У дошкольников усовершенствовались: грамматический строй речи, психо-физические процессы (внимание, мышление, восприятие, воображение, обогатился словарный запас, сформировались первоначальные представления о жанрах художественной литературы, а самое главное, произошло сплочение детей, родителей и педагога, мы все стали добрее, терпимее друг к другу и окружающими.
    Последующее анкетирование показало: читают детям 70% родителей; читают иногда 30%; не читают 0%.
    Работа продолжается.
    Приложение 1
    Дети о книгах
    Катя В.
    Любите книгу, ведь она –
    человеку каждому нужна.
    Она, как верный друг, с тобой,
    всегда, везде, и в дождь, и в зной.
    О разных странах и морях,
    о городах и о горах,
    ответ найдёшь ты в книге любой,
    ведь книга, как друг,
    должна быть с тобой.
    Серёжа В.
    Книга очень всем нужна –
    и маленьким, и взрослым.
    Потому что без неё –
    нелегко, непросто.
    Оля М.
    В книгах ты найдёшь всегда,
    ответы на вопросы.
    Про животных, про моря,
    про людей и космос.
    Алёша С.
    Что такое «хорошо»,
    что такое «плохо»
    Книга ждёт тебя всегда!
    Открывай! Не бойся!
    Ирина Ш.
    Книга – лучшая подружка!
    С ней одной совсем не скучно.
    Можно дома в тишине,
    побывать в любой стране!
    Юля Х.
    Книга очень нам нужна!
    Книга каждая важна!
    Сколько книжек на планете!
    Обо всём на белом свете.
    Приложение 2 В. Осеева «Печенье»
    Рассказ
    Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
    – Дели по одному, – строго сказал Миша.
    Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
    – Ровно? – спросил Вова.
    Миша смерил глазами кучки.
    – Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
    Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
    – Рассыпчатое! Сладкое! – говорил Миша.
    – Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
    Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
    Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба.
    Приложение 3
    Литературная викторина для детей «Вспомни сказку»
    (проводят родители)
    Веселится народ,
    Муха замуж идет.
    За лихого, удалого,
    молодого … КОМАРА… («Муха – Цокотуха»)
    Лечит маленьких детей,
    лечит птичек и зверей.
    Сквозь очки свои глядит
    добрый доктор …АЙБОЛИТ(«Доктор Айболит»)
    Только вдруг из-за кусточка,
    из за синего лесочка,
    из далеких из полей,
    прилетает …ВОРОБЕЙ («Тараканище»)
    А посуда вперед и вперед,
    по полям, по болотам идет.
    И чайник сказал утюгу –
    «Я больше идти…НЕ МОГУ» («Федорино горе»)
    Солнце по небу гуляло,
    и за тучку забежало.
    Глянул заинька в окно,
    стало заиньке …ТЕМНО(«Краденое солнце»)
    Приложение 4
    Литературная игра для родителей «Сказки нашего детства»
    (проводит воспитатель)
    Ох, отец, я очарован,
    незнакомкой молодой.
    На балах среди придворных,
    не встречал красы такой.
    (Золушка)
    Бабушка внученьку очень любила,
    бабушка шапочку ей подарила.
    Девочка имя забыла свое,
    кто отгадает, как звали ее?
    (Красная шапочка)
    Я родилась в цветке прелестном.
    И труден, к счастью, был мой путь.
    И каждый, видно, догадался –
    меня … зовут.
    (Дюймовочка)
    А я родился странной,
    игрушкой деревянной.
    Ушастый, некрасивый,
    и никому не мил.
    Один меня заметил,
    и ласково приветил.
    А это был, ребята,
    Гена крокодил.
    (Чебурашка)
    А лисички взяли спички,
    к морю синему пошли.
    Море синее зажгли.
    Море пламенем горит,
    выбежал из моря … (кит, К. Чуковский, «Путаница»)
    Сел он утром на кровать,
    стал рубашку надевать.
    В рукава просунул руки –
    оказалось, это … (брюки, С. Маршак, «Вот какой рассеянный»)
    Брал в столовой Дядя Стёпа,
    для себя двойной обед.
    Спать ложился Дядя Стёпа –
    ноги клал на … (табурет, С. Михалков, «Дядя Стёпа»)
    Тут и мыло подскочило,
    и вцепилось в волоса.
    И юлило, и мылило,
    и кусало, как … (оса, К. Чуковский, «Мойдодыр»)
    Приложение 5
    Проект решения родительского собрания
    1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.
    2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.
    3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.
    \
    Памятка для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения».
    – при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад);
    – читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.
    – кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;
    – если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;
    – если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;
    – порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
    – если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;
    – если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события
    из произведения, что его так глубоко затронуло?
    Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.

  3. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
    «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
    СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ»
    (примерное содержание)
    Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
    Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
    Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
    Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
    • совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
    • совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;
    • семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;
    • после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;
    • чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
    После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
    Если воспитатель намерен возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить родителей своих воспитанников с основными рекомендациями:
    1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);
    2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
    3) читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;
    4) если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
    5) если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;
    6) порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
    7) если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским, мнением;
    8) если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?
    Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: «Как так: нет сердца?»…
    Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Вот почему многие сказки написаны автором в двух вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре-драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.
    Необязательно готовить персонажей сказки для театра «бибабо», где кукла перчаткой надевается на руку. Можно сделать героев сказки из картона, бумаги, слепить из глины. Могут пригодиться и старые коробочки из-под лимонных долек, надо только наклеить снаружи картинку с изображением героя. Не умеете рисовать – сделайте театр вязаных игрушек. Не умеете вязать – пусть героями сказки станут старые флаконы из-под одеколона, дезодоранта, духов. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы «наряды» были разноцветными, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпе». Можно вместе с ребенком сделать декорации подземного или подводного царства, оформить при помощи пластилина на фанерном листе поле, луг, лес.
    Игра-драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить из природного или другого материала, и пообщаться.
    Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку-спектакль всех членов семьи – и взрослых, и детей.
    Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
    Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:
    • в фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказки;
    • в записи впечатлений детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов-заместителей в игровых ситуациях;
    • в фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок (возникающих спонтанно или созданных специально), в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;
    • в проведении с детьми занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки.
    Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
    – обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
    – создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
    – активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы…;
    – проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
    – проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть использование сказки как притчи-нравоучения и т. п.
    Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.
    Приложение 2
    ВЫСТУПЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ
    «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
    ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ»
    (примерное содержание)
    Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В чем конкретно проявляется педагогическая организация по проблеме семейного чтения?
    1) Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
    2) В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:
    – «Сказка в жизни ребенка»;
    – «Как и когда рассказывать сказки»;
    – «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;
    – «Личная библиотека вашего ребенка» и др.
    Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.
    3) Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.
    4) Особая роль принадлежит родительскому собранию – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах и т. д.
    Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготовки, точного выбора темы в соответствии с задачами воспитания и особенностями литературного развития детей, с интересами родителей.
    5) Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и т. д.). Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.
    Приложение 3
    АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ* (см. Примечание)
    Итоги анкетирования подводит заместитель заведующего по воспитательной работе.
    Анализ анкет «Семейное чтение» и «Чтение из поколения в поколение» дал нам представление об организации чтения ребенка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе.
    Всего было обработано 113 анкет. Из них мы увидели, что наиболее активные участники процесса приобщения детей к чтению – это мамы и бабушки. Чаще, конечно, мамы.
    В 13 из 113 семей книга входит в семью почти с рождением ребенка; в 27 семьях ребенку начали читать в 1 год; в 32 – от 2 до 3 лет. Самостоятельно дети начинают читать с 5 до 6 лет.
    В каждой семье, что очень приятно, есть домашняя библиотека, объем которой колеблется от нескольких книг до одной тысячи. Анкеты показали, что в детской домашней библиотеке преобладают сказки, далее идет познавательная литература. Но чаще был ответ: «Всего понемногу».
    Лишь 10-я часть опрошенных родителей выписывает детские журналы.
    На вопрос об отношении ребенка к совместному чтению большинство родителей ответило, что ребенку этот процесс нравится.
    При совместных чтениях родители не просто читают книги, но и помогают детям понять прочитанное. Чего же, на взгляд родителей, им не хватает, чтобы помочь своему ребенку в трудном, но увлекательном процессе – чтении?
    Из 113 человек 64 ответили, что им не хватает времени; 12 – знаний в области детской литературы; 11 – знаний в области детской психологии; 29 человек ответили, что им не хватает знания форм и приемов привлечения к чтению. Многие родители отдали предпочтение рекомендательным спискам и планам чтения; 13 человек захотели получить индивидуальную консультацию.
    Последние ответы указывают на то, что родители нуждаются в помощи библиотекаря, в поддержке профессионала. Ориентируясь на итоги анкетирования, мы стараемся планировать дальнейшую работу, учитывая пожелания и предложения родителей.
    Приложение 4
    ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ДИСКУССИИ
    1. 6-летнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: «Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим».
    Как вы считаете, оправдано ли стремление Гришиных родителей прочитать ребенку как можно больше книг?
    2. Один раз, когда Динка была еще маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала ее детям. Все плакали. Динка тоже плакала. Сначала тихо, а потом, когда умерла Ева, она вскочила, затопала ногами и хотела разорвать книгу. «Да, я, кажется, сделала большую глупость… Она еще слишком мала для такой книги», – каялась мать.
    Нужны ли детям грустные книги?
    3. 6-летняя Катя достаточно хорошо читает самостоятельно. Но вот настает вечер, и Катя просит маму почитать ей книгу. Мама недоумевает: «Зачем ты меня просишь об этом? Ведь ты прекрасно с этим справляешься сама».
    Нужно ли читать ребенку, если он уже научился читать самостоятельно?
    4. Мама 2-летней Насти беседует с мамой 4-летнего Игоря:
    – Вот купила дочери новые книги сказок.
    – Как? Вы ей уже читаете книги? Зачем? Ведь она еще так мала! Мне кажется, что в этом возрасте дети еще не воспринимают книгу.
    Как вы считаете, кто из женщин прав? Со скольки лет, по вашему мнению, надо читать книги детям?
    5. Мама 6-летней Ксюши жалуется своей знакомой:
    – Никак не могу заставить свою дочь читать книги. И чего только не делала: приносила книги интересные, красочные. Убеждала, уговаривала, заставляла – ничего не помогает.
    – Вот и у меня та же проблема. Моему Саше уже 12, а он так и не привык к самостоятельному чтению.
    Почему дети не хотят читать? Что делать, чтобы ребенок читал?
    Приложение 5
    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  1
    «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»
    1) Читаете ли Вы детям книги, по чьей инициативе и как часто?
    2) Проводите ли Вы беседы после чтения? ______________________
    а) Какие вопросы задают Вам дети? ___________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    б) О чем говорите с детьми после чтения? ______________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    в) Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось? ____________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    г) Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чтения, от просмотра кинофильма, с другими? _________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    д) Обращают ли внимание только на содержание или также на форму произведения? (Повторяют ли образные выражения, сравнения, запоминают сказочные повторы, своеобразные стилистические обороты, эпитеты, зачин, концовку и т. д.) _____________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    3) Играете ли Вы с детьми дома в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов? ______________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    4) Какое участие принимают дети в семейных праздниках (готовясь к празднику, учат ли стихи, инсценируют ли их, сочиняют поздравления)?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    5) Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг и кинофильмов?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    6) Имеется ли у ребенка дома  место для книг, игрушек?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    7) Имеется ли в доме библиотека, фонотека, фильмотека?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  2
    «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»
    1. Есть ли у Вас домашняя библиотека? ________________________
    2. Какие газеты и журналы выписываются для детей?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    3. Какие книги вызывают наибольший интерес у Вашего ребенка?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    4. Как Вы прививаете своим детям интерес к книгам?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    5. Какие книги Вы читаете вслух и обсуждаете вместе с детьми?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    6. Рассказывает ли Вам ребенок о прочитанных в детском саду книгах? _______________________________________________________
    _________________________________________________________
    7. Отведены ли в режиме дня Вашего ребенка специальные часы для самостоятельного чтения? _____________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    8. Как помогает чтение ребенку в его развитии?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    9. Какие положительные качества развивает у ребенка чтение?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    10. Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они Вам в воспитании детей? ________________________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    11. Хотели бы Вы посещать библиотеку семейного чтения?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  3
    «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»
    1. Когда у Вас возникло желание привести ребенка в библиотеку? Сколько лет было Вашему ребенку? _____________________________
    2. Это было:
    – Ваше желание;
    – желание ребенка;
    – необходимость (задание детского сада или кружка).
    3. Для Вашего ребенка визит в библиотеку – радостное событие? ___
    4. Что помогает Вам выбирать книги для ребенка?
    – совет библиотекаря;
    – детские журналы и газеты;
    – память своего детства;
    – знание возможностей и вкусов своего ребенка.
    5. Что влияет на выбор Вашего ребенка?
    – совет родителей;
    – личный интерес;
    – совет библиотекаря.
    6. Назовите любимые книги Вашего ребенка.
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    7. Рассказывает ли Вам ребенок о прочитанном? _________________
    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  4
    «ЧТЕНИЕ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ»
    1. Имеете ли Вы домашнюю библиотеку? Назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги).
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    2. Сколько поколений Вашей семьи собирает библиотеку?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    3. Назовите самую «старую» книгу.
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    4. Последняя книга, которую Вы купили.
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    5. Какие книги Вы мечтаете приобрести:
    – для себя:________________________________________________
    – для своего ребенка: _______________________________________
    6. Каких современных детских писателей Вы можете вспомнить?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    7. Вспомните любимую книгу Вашего детства. Как Вы считаете, будет ли она интересной Вашему ребенку?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    8. Существует ли сегодня такая книга, которая объединяет интересы Вашего ребенка с однолетками?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    9. Ваш ребенок как:
    – читатель;
    – зритель;
    – слушатель.
    10. Представьте, что Ваш ребенок все свободное время уделяет чтению. Как к этому относятся окружающие? (Напишите их приблизительную оценку.)
    – друзья;
    – соседи;
    – Вы сами.
    11. По вашему мнению, воспринимают ли современные дети взгляды взрослых, родителей?
    _________________________________________________________
    12. Что необходимо сделать, чтобы найти понимание со стороны детей? _______________________________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    13. С вашей точки зрения, семейное чтение – это:
    – обсуждения прочитанного всей семьей или некоторыми ее членами; чтение вслух для всех членов семьи;
    – книги для каждого члена семьи отдельно;
    – когда все члены семьи заняты чтением.
    14. Как Вы считаете, является ли сегодня библиотека центром диалога поколений, ячейкой семейного литературного общения? Если нет, то что для исправления такого состояния необходимо сделать?
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    _________________________________________________________
    «ПОДСКАЗКИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    («ДА» И «НЕТ»)
    «ДА»
    • Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).
    • Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
    • Читайте сами, показывая пример своему ребенку.
    • Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.
    • Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.
    • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.
    • Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.
    • Дарите ребенку книги.
    • Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
    • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
    • Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.
    «НЕТ»
    • Не заставляйте читать насильно.
    • Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.
    • Не заставляйте читать слишком трудные книги.
    • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
    • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.
    • Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте – и улучшение наступит быстрее.
    • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.
    • Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.
    • Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать.
    ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА
    Когда вы читаете со своим ребенком, то:
    • Найдите спокойное место.
    • Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.
    • Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему.
    • Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
    • Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем прочитал.
    • Ведите для ребенка, а затем вместе с ним Дневник чтения.
    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
    ПО СОВМЕСТНОМУ ЧТЕНИЮ КНИГ С ДЕТЬМИ
    I. Перед чтением книги:
    1. Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.
    2. Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?
    3. Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются – художниками. Найдите вместе их имена в книге.
    4. Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.
    5. Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.
    6. Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.
    7. А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.
    II. Пять простых советов.
    1. Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.
    2. Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.
    3. Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.
    4. Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.
    5. И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.
    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    ПО ПОДДЕРЖАНИЮ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
    1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
    2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
    3. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
    4. Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
    5. Запишите детей в читальный зал.
    6. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
    7. Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений.
    8. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьями, которые еще не умеют читать.
    9. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
    10. Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки).
    11. Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.
    12. В дороге поиграйте с ребенком в игру: придумать слова, начинающиеся с разных букв (по слову на каждую букву алфавита).
    13. Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.
    14. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
    15. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).
    16. В доме должна быть детская библиотека.
    17. Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (оставляйте в доступном месте газеты).
    18. Попросите детей собрать и прочитать аннотации на фильмы перед тем, как вы решите, на какой фильм сходить всей семьей.
    19. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
    20. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, до-станьте книгу на эту тему.
    21. Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев.
    22. Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.
    23. Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).
    24. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
    25. Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых шуточных стихов, рассказов и т. д.
    26. Пусть дети читают книги о том, как мастерить и строить своими руками, книги о спорте и т. д.
    27. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
    28. Устройте вечер, посвященный любимым книгам.
    29. Пусть дети сами напишут продолжения к любимым книгам или историям.
    30. Купите энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга, например спросите: «Почему небо голубое?»
    31. Поиграйте в игру «коллективное письмо»: каждый из членов семьи и друзей пусть пишет продолжение письма и передает другому.
    32. Пусть в доме всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
    33. Пусть дети посоветуют другим, что почитать, и сами купят книги в подарок.
    34. Пусть дети разыгрывают рассказы по ролям: используют выразительное чтение, костюмы и реквизит, ставят сценки и т. д.
    35. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
    36. Расскажите детям о книге, которую Вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.
    37. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
    38. Используйте положительный пример: запишите детей в драмкружок или в любую секцию.
    39. Читайте вместе с детьми, перед тем как уложить ребенка.

  4. КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    «ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».
    Вот я уже дорос до лета, я прожил дней – не сосчитать.
    Теперь я знаю: счастье – это приткнуться к маме и читать!
    «Почитаем перед сном!»  М. Яснов.
    Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
    Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо – раз!
    Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо – два!
    Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо – три!
    Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером – всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо».
    Зачем читать вместе?
    Совместное чтение создаёт свой мир – только Ваш и Вашего ребёнка.
    Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно.
    Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
    Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
    Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
    Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
    Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения
    Читая своему ребёнку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет Вашему ребёнку, расти эмоционально и духовно сблизит Вас.
    Когда вы читаете ребёнку, Вы даёте ему понять, что чтение – прекрасное домашнее занятие.
    Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.
    Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
    Учтите эти добрые советы
    и ваши желания исполнятся.
    Прививайте детям интерес к чтению с самого  раннего возраста.
    При покупке книг обращайте внимание на  яркое  оформление и интересное  содержание.
    Чаще покупайте ребенку книги любимых  авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
    Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
    Обсуждайте прочитанную книгу в семье.  Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
    Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
    Создавайте рисунки по мотивам прочитанных произведений, проигрывайте эпизоды из сказок.
    Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение.  Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
    Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
    Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
    Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
    Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
    Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
    Установите традицию ежедневного чтения вслух. Сделайте чтение вслух регулярным, обязательной частью Вашей повседневной жизни. Чтение, ставшее привычкой, лучшее, к чему вы можете приучить детей. Выделите для совместного чтения специальное время.
    «… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное.» – так передает атмосферу семейного чтения И. Бестужев – Лада.
    У каждого человека, большого или маленького, книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, то создаете условия для доверительной беседы, доброго общения взрослых и детей.
    • Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом.
    • Сказки хорошо читать при зажженных свечах. Дети замирают от восторга, в их сердцах надолго остаются неповторимые впечатления.
    • Чтение, став для ребенка интересным и любимым занятием, является хорошим подспорьем и в педагогической деятельности. Готовясь к вечернему чтению, ребенок старается не расстраивать родителей своим поведением. Это напоминает детское поведение перед днем рождения, когда ожидается любимый подарок.
    • Еще попробуйте вот это: читайте нечто очень занимательное для ребенка, а на самом интересном месте прервитесь. Сделайте вид, что вспомнили про неотложное дело. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу. Этот метод подходит не только для детей, уже умеющих читать, но и для самых маленьких – для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух, насколько интересным является процесс чтения, узнавания нового.
    Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
    Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

  5. – книги способны
    привить детям ценности, которые
    они пронесут через всю жизнь;
    – книги помогут
    детям научиться размышлять и
    фантазировать;
    – чтение в
    слух способствует развитию внимания у  ребенка;
    – создаются
    удивительные воспоминания, о прекрасных
    семейных вечерах и о теплом
    общении с ребенком.
    Сегодня, когда
    экономические трудности коснулись
    каждой семьи, хорошая, умная книга,
    семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в
    сложные человеческие взаимоотношения. Вечера семейных чтений – прекрасная
    возможность для всей семьи собраться
    вместе, пообщаться. Ранее семьи собирались
    для того, чтобы вместе поиграть в лото,
    обсудить интересные газетные статьи,
    а то и вообще иногда на целую улицу могли
    выписать один или два журнала, а затем
    зачитывать его «до дыр». А дети собирались
    все вместе и обсуждали тех литературных
    героев, на которых они хотели быть похожими,
    а также, читали вслух для друзей или по
    ролям. Такие вечера помогали укрепить
    отношения и внутри семьи, а также, наладить
    дружеские отношения с соседями и приобрести
    много новых друзей (12, с.48).
    Семейное чтение
    готовит человека к взаимоотношению
    с книгой, пробуждает и углубляет
    внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие
    потребности в чтении у взрослых — следствие
    несформированности ее с раннего детства.
    Семейное чтение
    способствует раннему и правильному
    овладению родной речью. Виды и способы
    обучения человека во многом определяются
    средой обитания, зависят от общения
    и главного его средства — степени овладения
    речью. Регулярное чтение вслух с раннего
    детства знакомит ребенка с самим процессом
    чтения и способствует овладению самостоятельным
    чтением, определяет качество и предпочтения
    будущих читателей.
    Семейное чтение
    формирует эмоционально-эстетическое
    в приятие книги. Слушая, человек
    испытывает сильное влияние звучащего
    слова, которое позволяет передать
    торжество, радость грусть, печаль,
    шутку, насмешку.
    Семейное чтение
    развивает способности, являющиеся основе для
    восприятия художественных образов. Такое
    восприятие невозможно без воображения,
    наглядных представлений, умения переживать
    радости и печали героев художественных
    произведений (15, с. 49).
    Чтение вслух
    важно не только для малышей, но и для более ставших детей,
    а также для пожилых людей. В процессе
    семейного: чтения дети учатся внимательно
    слушать, усваивать и пересказывать прочитанное,
    а пожилые люди меньше ощущают одиночество
    и в естественной форме, без нравоучений
    и нотаций передаю: младшим свой жизненный
    опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность
    наблюдать за духовным развитием ребенка
    и управлять им (15, с.51).
    Семейное чтение
    может служить для профилактики
    старения,  так как, по мнению некоторых
    специалистов, старение — это результат жизни без книги,
    без чтения, которое и стимулирует активные
    занятия умственной деятельностью.
    Можно сделать
    вывод, что семейное чтение — эффективный
    способ социализации подрастающего
    поколения. Такое общение создает
    почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым,
    которые благодаря общению с детьми обогащаются
    эмоционально. И если чтение вообще в наши
    дни больше ориентируется на удовлетворение
    информационно-прагматических запросов,
    то семейное чтение удовлетворяет потребности
    общекультурные, эстетические, эмоциональные.
    1.2 Субъекты
    семейного чтения, типы их взаимоотношений
    Семейное чтение является
    множественным объектом, представленным
    тремя главными  составными  элементами.
    Первый из них – ребенок, родовой элемент
    данной системы. Второй элемент системы – семья,
    в которой закладываются основы читательской
    деятельности ребенка. Третьим элементом
    системы является библиотека, которая
    осуществляет поддержку системы и обеспечивает
    её функционирование.
    Потребность в общении
    со взрослыми по поводу прочитанного проявляется
    на всех этапах читательского развития
    личности ребенка.(3, с.5). На каждом этапе
    реализация этой потребности проходит
    неоднозначно. Но, в любом случае, необходимо
    читать вместе с детьми, какого бы возраста
    они ни были. Брать книжку, журнал, садиться
    вместе и читать вслух. Обсуждать прочитанное.
    Это наиболее прямой и верный путь к тому,
    чтобы узнать вкусы и предпочтения близких
    людей. У каждого человека, большого или
    маленького, каждая книга, хорошая или
    плохая, вызывает море мыслей, вопросов,
    желаний. И когда вы обсуждаете только
    что прочитанную книгу, вы создаете в семье
    атмосферу доброго общения, доверительной
    беседы.
    В общении со
    взрослым, на основе интереса к книге,
    искусству, совместного получения
    интересных знаний о мире и о себе ребенок
    постигает мир, себя, открывает в родителях
    интересных, приятных собеседников, личностей,
    с которыми хочется общаться. Отсутствие
    такого общения глубоко ранит ребенка,
    особенно младшего школьного возраста,
    еще психологически не окрепшего для абсолютного
    самостоятельного осознания окружающего
    мира. Ребенок остро нуждается в открытой
    любви и уважении, чему и благоприятствует
    совместное чтение. Первая встреча человека
    с книгой происходит в семье (благодаря
    устным рассказам, чтению вслух). Семейное
    чтение изначально вводит ребенка в мир
    книжной культуры, является наиболее древним,
    проверенным способом воспитания человека,
    в том числе и как читателя, который начинает
    формироваться задолго до того, как выучит
    алфавит.
    Опыт совместной
    читательской деятельности в единстве
    с непосредственным приятным и осознанным
    общением ребенка и родителей, радость
    творческого общения с книгой,
    искусством делает совместное семейное
    чтение действенным в жизни развивающейся
    личности.
    Готовность родителей
    к семейному чтению как межличностному общению находится в прямой
    зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической
    грамотности. Данный термин введен ЮНЕСКО
    и определяется как умение «квалифицированно
    функционировать во всех сферах человеческой
    деятельности».(8, с. 24).
    Создать условия
    для познавательной деятельности ребенка,
    стимулировать ее, направлять его
    размышления — вот главная
    задача родителей, которой определяется
    и их ведущая роль в организации
    семейных чтений.
    В каждой семье родителям можно
    самим закладывать основы индивидуальных
    традиций семейного чтения, или же продолжать
    их, вспоминая историю домашних библиотек,
    далекого прошлого.
    Если вспомнить свое детство,
    то обязательно вспомнишь, как перед сном
    или после купания мама завернув тебя
    в плед или одеяло, рассказывала интересную
    историю, которую она прочитала в книге,
    будучи еще сама маленькой. И не важно,
    что она рассказывала сказку о колобке
    или о Золушке, ведь мама могла остановить
    рассказ на самом интересном месте, и тогда
    ты бежишь в библиотеку и просишь ту же
    самую книгу, а маме говоришь с гордостью
    – «Я читаю ТВОЮ книгу!».
    В самой природе
    семейных отношений заложен огромный
    потенциал, позволяющий родителям
    создавать реальные условия для
    организации семейного чтения. Н.И. Голубева отмечает:
    «Педагоги, библиотечные практики относят
    к этим условиям: осознанное и уважительное
    отношение родителей к книге и чтению,
    как жизненно важной деятельности детей;
    целенаправленную, тактичную и заинтересованную
    помощь в чтении; разумное распределение
    времени между чтением и другими видами
    занятий школьников; помощь в чтении через
    педагогически направленное, эмоциональное
    общение, являющееся условием и источником
    развития личности» (3, с. 5 ).
    В общении
    с родителями по поводу прочитанного (читательском
    общении) ребенок осваивает нравственно-эстетические
    ценности. Так, у читателей младшего школьного
    возраста проявляется стремление утвердить
    возникающие чувства, суждения, ценностные
    ориентации путем сравнения своих читательских
    оценок и мнений с оценками и мнениями
    родителей. Ребенка восхищает, когда он
    отмечает, что его мнение о книге, ее героях
    сходно с мнением матери и отца, когда
    понравившиеся ему эпизоды, переживания,
    связанные с чувствами и поступками героев
    произведений, близки и взрослому родному
    человеку. Но, к сожалению, поговорить
    о прочитанной книге, узнать родительское
    отношение к ней, ребенок может не всегда.
    Как показывают материалы многих исследований,
    далеко не в каждой семье реализуется
    ее уникальная способность содействовать
    с помощью совместного чтения целостному
    развитию личности ребенка, отвечая его
    возрастной предрасположенности к общению.
    Это во многом связано с некомпетентностью
    родителей в области литературы, отсутствием
    у них библиотечно-библиографических
    знаний, педагогической культуры, культуры
    чтения (3, с.11). Восполнение этих пробелов
    входит в задачу библиотекарей, являющимся
    третьим составным звеном процесса семейного
    чтения.
    Соотношение
    воспитания и образования, как бы
    тесно они не переплетались,
    в одной и той же ситуации меняется в весьма
    широком диапазоне, позволяя то
    одному, то другому началу выступать в
    качестве доминанты данной структуры.
    Образовательный аспект во многом
    строится на основе взаимодействия между
    родителями и читателем-школьником, целью
    которого является передача родителями
    той или иной информации, получение фактов
    и их усвоение ребенком. Воспитательный
    аспект основывается на взаимодействии
    воспитателя и воспитуемого (родителя
    и ребенка) с целью межсубъектного общения.
    Необходимо отметить, что до
    недавнего времени в теории и практике
    руководства чтением распространенным
    являлся тип взаимодействия «перекрестный»,
    при котором руководитель относился к
    читателю – ребенку как объекту своей
    деятельности, и именно под таким углом
    зрения разрабатывалась теория руководства
    чтением детей и юношества. «Такая позиция
    на практике часто приводит к ситуации,
    когда общение носит сугубо ролевой, формальный
    характер. Руководитель чтением и читатель-ребенок
    относятся друг к другу как к объекту своей
    деятельности» (3, с. 11).
    Тип взаимодействия
    с ребенком, возникающий в процессе
    совместного семейного чтения, определенный
    Д.А. Леонтьевым как «кооперативный»,
    для руководителя чтением  является
    более эффективным. Такой тип
    взаимоотношений данный исследователь определяет как
    «кооперативный». При этом родитель и
    ребенок стоят по одну сторону их общей
    деятельности – семейного чтения, являясь
    совокупным субъектом этой деятельности.
    Такое единство возникает тогда, когда
    руководитель чтением в семье, воспринимая
    цель ребенка, соотносит ее со своей педагогической
    задачей и вырабатывает стратегию совместной
    деятельности. Общение родителей и ребенка
    реализуется в форме тесного сотрудничества,
    оно более свободно и эмоционально. Ситуация,
    когда ребенок – читатель проявляет активность,
    уточняет свои интересы в чтении, направляет
    и действия руководителя чтением (10, с.
    123)..
    В библиотечной
    практике семейного чтения  приемлем
    и «моноцентрический» тип взаимодействия, «при котором ребенок является,
    прежде всего, объектом педагогического
    воздействия со стороны руководителя
    чтения, являясь в то же время со-субъектом
    семейного чтения. При этом ребенок-читатель
    является объектом воздействия со стороны
    родителя и библиотекаря, но при этом не
    перестает быть полноправным субъектом
    совместного семейного чтения (10, с. 125).
    А также «интегрированный» тип взаимодействия
    субъектов, когда совместная распределенная
    деятельность  направлена одновременно
    и на читателя – ребенка, и на руководителя
    чтения. Такое взаимодействие обусловлено
    «духовными потребностями родителя и
    ребенка, глубиной идеологического проникновения
    их друг в друга» (3, с.12).
    Все вышеназванные
    модели общения в процессе семейного
    чтения, кроме первой,  реализуют
    задачу духовного развития личности
    ребенка. В то же время родители  приобщаются
    к духовному миру, ценностям формирующейся
    личности. «Семейное чтение становится
    процессом осознанного общения, доставляющего
    детям и взрослым радость совместного
    постижения нравственно-эстетических
    ценностей, самораскрытия и открытия друг
    друга» (3, с.12).
    Таким образом, выяснено, что одним из важных факторов
    влияния семейного чтения на развитие
    и формирование личности ребенка является
    педагогическая культура родителей, уровень
    их образования и культура семьи в целом. Эффективность семейного
    чтения зависит от способности воспитателя
    видеть в воспитуемом не объект воздействия,
    управления, подчинения, а равного субъекта,
    «то есть человека, наделенного свободой,
    правом выбора, самосознания, как бы мал
    он еще ни был» (Каган,63). Семейное чтение как процесс
    должно быть направлено на то, чтобы каждый
    участник межличностного общения приобщался
    к мнениям другого, свободно и эмоционально
    принимал или не принимал их. В отношениях
    родителей и детей воспитание как цель
    общения всегда должно ясно осознаваться
    взрослыми и последовательно ими реализовываться.
    1.3 Проблемы семейного чтения:
    причины возникновения
    и способы разрешения
    Негативным фактором
    в формировании читателя-ребенка
    является и утрата традиций семейного
    чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной
    среде играет особую роль. Совместное
    прочтение книги, общение по поводу прочитанного
    сближает членов семьи, объединяет их
    духовно. Между тем, на современном этапе
    развития общества в большинстве семей
    книга перестает быть темой для разговора.
    Такое положение крайне негативно сказывается
    на духовном климате семьи и не способствует
    формированию ребенка – читателя. Следовательно,
    на сегодняшний день возрождение, дальнейшее
    развитие и выведение на новый уровень
    традиций семейного чтения как культурной
    нормы развития ребенка является одной
    из важнейших задач социума (16, с. 62).
    Как
    показывают материалы многих исследований,
    далеко не в каждой семье реализуется
    ее уникальная способность содействовать
    с помощью совместного чтения целостному
    развитию личности ребенка, отвечая его
    возрастной предрасположенности к общению.
    Это во многом связано с некомпетентностью
    родителей в области литературы, отсутствием
    у них библиотечно-библиографических
    знаний, педагогической культуры, культуры
    чтения.
    Чаще
    у родителей проявляется лишь
    формальный интерес к чтению своих детей,
    исключающий проникновение в эмоциональные переживания, оценочные
    суждения ребенка. В результате дети осуществляют читательское
    общение лишь со сверстниками. Практика показывает,
    что в семье доминируют авторитарные,
    но не субъект-субъектные взаимоотношения.
    Родители неправильно понимают смысл
    семейного чтения, игнорируя главное:
    доверительность, доброжелательность,
    эмоционально-положительное общение взрослого
    и ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *