Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.
Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.
В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).
Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.
Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц
В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.
Социальный конфликт в драме Гроза
Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.
В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.
В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении «Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.
Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова — последняя блюстительница «домостроевского» уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «…никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни — деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».
Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин — человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками на авторитет Ломоносова и Державина. Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого меха- ника-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.
Другой конфликт — духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы — Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья — образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа. Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара — представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж — это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины — грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.
Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта — социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежественными людьми.
В 1860 году появилась одна из самых значимых пьес в творчестве А.Н.Островского. «Гроза» – это отражение перелома крепостнической системы и надвигающейся грозы в обществе. Фабула произведения заключается в конфликте молодой женщины по имени Катерина с обществом невежд и самодуров, который в конце приводит к трагичному финалу.
Катерина в девичестве привыкла к свободной жизни. Родители не чаяли в ней души, все делали ради дочери. Мать не заставляла ее хлопотать по хозяйству, поэтому у нее было много свободного времени, которое она могла проводить так, как хотелось ей. Как говорит сама девушка, дни она проводила на природе, в молитвах, занималась рукоделием и общалась со странниками, которые часто останавливались в их доме на своем пути.
Жизнь девушки меняется, когда она выходит замуж за Тихона и уезжает из родительского дома. Катерина не любила жениха, хоть и старалась убедить себя в обратном. Будучи натурой мечтательной, свободолюбивой, честной и целостной, она ломается, сталкиваясь с «темным царством». Ей приходится терпеть невежество и жестокость своей свекрови, которая постоянно пытается унизить свою невестку и показать, что та не умеет правильно жить. Тихон, хоть и не обижает молодую жену, но защитить ее не может. Проводить жизнь в затворничестве с чужими по духу ей людьми становится для Катерины мукой.
Проблеском в ее жизни становится любовь к Борису. Чувства, вспыхнувшие с первого взгляда, приводят в ужас девушку. Она, в отличие от остальных героев, не привыкла ко лжи и обману, поэтому встречаться с возлюбленным втайне от мужа кажется ей страшным грехом. Совесть мучает Катерину, она не может молиться, видеть во снах райский сад, на душе у нее тоскливо, ей хочется что-то сделать с собой.
Кульминацией становится покаяние героини перед свекровью и мужем. Но они не видят в этом трагедии, для них это совершенно нормально, что еще больше приводит в отчаяние девушку. Знакомство Катерины с действительностью человеческой натуры приводит к трагедии. Она не выдерживает мук совести, поэтому бросается в воду, решив, что в смерти найдет покой.
Данное произведение будет актуальным в любое время. Оно показывает конфликт между сильной и честной натурой и безнравственным обществом, повязшем в насилии над человеческой душой и нормами морали. Драма Катерины, которая не смогла примириться с невежеством, навсегда получит бессмертие в русской классике.
Ни один русский писатель не сумел показать жизнь дореволюционной России с такой реалистической полнотой и яркостью, как это сделал выдающийся драматург А. Н. Островский. Представители различных сословий, люди разных профессий, происхождения и воспитания проходят перед нами в художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников и, главным образом, купцов — от “очень важных господ”, богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его произведениях. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира “темного царства”, где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Пьеса “Гроза” стала своеобразным итогом творческих достижений драматурга. В ней ярко раскрылась сатирическая мощь писателя, его способность к утверждению прогрессивных тенденций, возникающих в жизни. “Гроза”, которую по праву считают жемчужиной русской и мировой драматургии, закрепила за Островским место ведущего русского драматурга.
В этой пьесе Островский отразил борьбу двух основных сил предреформенной действительности — угнетателей и угнетенных. Основные образы “Грозы” раскрываются на широком социально-бытовом фоне, органически включенном в развитие действия. Это социально-бытовая драма или трагедия по исходу конфликта и характеру главной героини. В основе произведения, как и в предыдущих пьесах Островского, — семейно-бытовой конфликт в купеческой среде. Но в отличие от других пьес, по словам Добролюбова, “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий”, именно поэтому критик и назвал пьесу самым решительным произведением Островского.
Драматург строит свою пьесу как развитие конфликта между миром “темного царства” и правдивой благородной женщиной. Своеобразие героини в том, что она сама воспитана тем же укладом жизни, который заведен в доме Кабановых. Естественно, что в ее сознании — отпечаток тех догм и правил, которые есть в “темном царстве”. Поэтому, полюбив Бориса, Катерина чувствует внутренний разлад. Варваре она говорит: “Ох, девушка, что-то со мной делается”. У Катерины возникает смутное чувство, которое она не может объяснить умом и которое не дает ей покоя. Это — чувство осознания себя личностью.
Именно с этого момента развивается конфликт Катерины с “темным царством” — с миром его убеждений, деспотизма, подавления человека. Героиня столкнулась не просто с Кабановой, она — орудие “темного царства”, олицетворяющее темное начало старого уклада жизни. Исходя из этого, Добролюбов увидел в трагедии Катерины не просто трагедию изменившей жены, он увидел забитое существо, которое отказывалось продолжать тот образ жизни, который ей навязывали. Полюбив Бориса, Катерина понимает, что совершает грех, она хочет быть нравственно чистой, безупречной. Для нее неприемлем путь Варвары.
Поэтому внутренний конфликт заканчивается для Катерины на первом этапе раскаянием. Религиозно осознанный долг супружества побеждает в ней. Но с любовью к Борису у Катерины возникает смутное стремление к личной свободе в смысле неопределенного эмоционально предвосхищаемого нравственного идеала, не имеющего ничего общего с миром “темного царства”. И второй этап внутреннего конфликта Катерины заканчивается трагической развязкой — порыв к свободе, стремление хотя бы и ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее сознания греха. Не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить лишь бы жить значило для Катерины растоптать в себе человека, а она стремится к духовной свободе. Не быть самой собой для Катерины — значит не жить. Противоборство — в душе героини: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть. Жить в доме свекрови Катерина больше не может, чувствуя себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки — нереально. Никто не может помочь героине освободиться — ни вечно пьяный Тихон, ни бессильный Борис.
Острое, непримиримое противоречие возникает в “Грозе” тогда, когда среди придавленных тиранством, тоскующих, холопствующих и хитрящих появляется человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не смирившийся с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, отношении к людям, поведении. И так же естественно, с неизбежностью нарастает конфликт, все грознее проявляясь на каждом этапе действия пьесы. Столь же неотвратимо, как собирается гроза над Калиновом, приближается и гроза человеческого духа.
Драма “Гроза” раскрыла раскрепощение человеческого сознания от обветшалых догм, подчиненности авторитету религии. В условиях подъема общественного сознания накануне 1861 года это было актуально, что и обусловило высокую оценку пьесы и, прежде всего, образа Катерины со стороны критика-демократа, который трактовал ее как героический образ. Для Добролюбова Катерина — воплощение потенциальных возможностей демократических масс, которые уже способны найти в себе силы противостоять “темному царству” и в своем неприятии его пойти даже на смерть. Поэтому он и называл Катерину “лучом света в темном царстве”. В образе Катерины критик видит воплощение “русской живой натуры”. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. “…Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — легко понять, почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…” В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” — идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким “к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе”.
Совершенно другую позицию занял другой представитель революционно-демократический критики Писарев. Он отказался видеть в Катерине светлое начало, упрекнув Добролюбова в его увлеченности Катериной и в ее идеализации. Он прямо писал, что Добролюбов ошибочно принял личность Катерины за светлое явление. Для Писарева светлое явление — человек, обладающий сильным и развитым умом, знающий естественные науки, умеющий оберегать себя. Таким явлением был для него Базаров Тургенева. Катерину же Писарев причислил к “темному царству”, назвав ее русской Офелией, совершившей много глупостей.
Некоторые исследователи, например П. Боборыкин, считали ситуацию “Грозы” не выходящей за пределы быта и именовали пьесу драмой в узком смысле. В советские годы исследователь В. Волькенштейн также говорил о замкнутости “Грозы” в ограниченных рамках драмы, поскольку, с его точки зрения, ” Катерина слаба и не способна на долгую борьбу”. Ряд современных исследователей, среди которых И. Вишневская, Б. Костелянец и А. Анастасьев, оценивают ситуацию в “Грозе” следующим образом: “Стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь, …было необходимым требованием ее натуры. Но осуществиться это требование — в силу объективных условий жизни — не могло. Здесь и заключена трагедия”. В мире “темного царства” не могут быть удовлетворены естественные потребности личности. В этом и состоит трагическая безвыходность ее положения.
Конфликт пьесы тесно связан с ее трагедийной ситуацией. Она порождает и стимулирует его развитие, а он, со своей стороны, способствует ее обострению и доведению до предельной напряженности.
Таким образом, своеобразие конфликта “Грозы” заключается в том, что полюсы его диаметрально противостоят друг другу, благодаря чему он выступает во всей своей остроте. Это и внутренняя “сшибка” между чувствами и долгом в душе героини, и столкновение героини со свекровью, и борение жертвы с ее гонителем. Но в пьесе раскрывается также социальный антагонизм, противостояние богатых и бедных, конфликт, который накладывает отпечаток на жизнь города и носит поэтому межклассовый характер. В этот конфликт вовлечены все без исключения действующие лица. Островский выносит его за пределы одной семьи — на улицу, площадь, бульвар города. “Значительные лица” сталкиваются с “униженными и оскорбленными”. Действие пьесы можно расценивать как цепь многообразных и взаимосвязанных конфликтов, переходящих один в другой. Все вместе они передают кризис сложившихся форм жизни и создают предельно “грозовую” атмосферу драмы, обозначенную в ее названии.
Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.
Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.
В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).
Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.
Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц
В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.
Социальный конфликт в драме Гроза
Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.
В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.
В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении «Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.
Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова — последняя блюстительница «домостроевского» уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «…никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни — деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».
Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин — человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками на авторитет Ломоносова и Державина. Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого меха- ника-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.
Другой конфликт — духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы — Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья — образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа. Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара — представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж — это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины — грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.
Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта — социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежественными людьми.
В 1860 году появилась одна из самых значимых пьес в творчестве А.Н.Островского. «Гроза» – это отражение перелома крепостнической системы и надвигающейся грозы в обществе. Фабула произведения заключается в конфликте молодой женщины по имени Катерина с обществом невежд и самодуров, который в конце приводит к трагичному финалу.
Катерина в девичестве привыкла к свободной жизни. Родители не чаяли в ней души, все делали ради дочери. Мать не заставляла ее хлопотать по хозяйству, поэтому у нее было много свободного времени, которое она могла проводить так, как хотелось ей. Как говорит сама девушка, дни она проводила на природе, в молитвах, занималась рукоделием и общалась со странниками, которые часто останавливались в их доме на своем пути.
Жизнь девушки меняется, когда она выходит замуж за Тихона и уезжает из родительского дома. Катерина не любила жениха, хоть и старалась убедить себя в обратном. Будучи натурой мечтательной, свободолюбивой, честной и целостной, она ломается, сталкиваясь с «темным царством». Ей приходится терпеть невежество и жестокость своей свекрови, которая постоянно пытается унизить свою невестку и показать, что та не умеет правильно жить. Тихон, хоть и не обижает молодую жену, но защитить ее не может. Проводить жизнь в затворничестве с чужими по духу ей людьми становится для Катерины мукой.
Проблеском в ее жизни становится любовь к Борису. Чувства, вспыхнувшие с первого взгляда, приводят в ужас девушку. Она, в отличие от остальных героев, не привыкла ко лжи и обману, поэтому встречаться с возлюбленным втайне от мужа кажется ей страшным грехом. Совесть мучает Катерину, она не может молиться, видеть во снах райский сад, на душе у нее тоскливо, ей хочется что-то сделать с собой.
Кульминацией становится покаяние героини перед свекровью и мужем. Но они не видят в этом трагедии, для них это совершенно нормально, что еще больше приводит в отчаяние девушку. Знакомство Катерины с действительностью человеческой натуры приводит к трагедии. Она не выдерживает мук совести, поэтому бросается в воду, решив, что в смерти найдет покой.
Данное произведение будет актуальным в любое время. Оно показывает конфликт между сильной и честной натурой и безнравственным обществом, повязшем в насилии над человеческой душой и нормами морали. Драма Катерины, которая не смогла примириться с невежеством, навсегда получит бессмертие в русской классике.
Ни один русский писатель не сумел показать жизнь дореволюционной России с такой реалистической полнотой и яркостью, как это сделал выдающийся драматург А. Н. Островский. Представители различных сословий, люди разных профессий, происхождения и воспитания проходят перед нами в художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников и, главным образом, купцов — от “очень важных господ”, богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его произведениях. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира “темного царства”, где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Пьеса “Гроза” стала своеобразным итогом творческих достижений драматурга. В ней ярко раскрылась сатирическая мощь писателя, его способность к утверждению прогрессивных тенденций, возникающих в жизни. “Гроза”, которую по праву считают жемчужиной русской и мировой драматургии, закрепила за Островским место ведущего русского драматурга.
В этой пьесе Островский отразил борьбу двух основных сил предреформенной действительности — угнетателей и угнетенных. Основные образы “Грозы” раскрываются на широком социально-бытовом фоне, органически включенном в развитие действия. Это социально-бытовая драма или трагедия по исходу конфликта и характеру главной героини. В основе произведения, как и в предыдущих пьесах Островского, — семейно-бытовой конфликт в купеческой среде. Но в отличие от других пьес, по словам Добролюбова, “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий”, именно поэтому критик и назвал пьесу самым решительным произведением Островского.
Драматург строит свою пьесу как развитие конфликта между миром “темного царства” и правдивой благородной женщиной. Своеобразие героини в том, что она сама воспитана тем же укладом жизни, который заведен в доме Кабановых. Естественно, что в ее сознании — отпечаток тех догм и правил, которые есть в “темном царстве”. Поэтому, полюбив Бориса, Катерина чувствует внутренний разлад. Варваре она говорит: “Ох, девушка, что-то со мной делается”. У Катерины возникает смутное чувство, которое она не может объяснить умом и которое не дает ей покоя. Это — чувство осознания себя личностью.
Именно с этого момента развивается конфликт Катерины с “темным царством” — с миром его убеждений, деспотизма, подавления человека. Героиня столкнулась не просто с Кабановой, она — орудие “темного царства”, олицетворяющее темное начало старого уклада жизни. Исходя из этого, Добролюбов увидел в трагедии Катерины не просто трагедию изменившей жены, он увидел забитое существо, которое отказывалось продолжать тот образ жизни, который ей навязывали. Полюбив Бориса, Катерина понимает, что совершает грех, она хочет быть нравственно чистой, безупречной. Для нее неприемлем путь Варвары.
Поэтому внутренний конфликт заканчивается для Катерины на первом этапе раскаянием. Религиозно осознанный долг супружества побеждает в ней. Но с любовью к Борису у Катерины возникает смутное стремление к личной свободе в смысле неопределенного эмоционально предвосхищаемого нравственного идеала, не имеющего ничего общего с миром “темного царства”. И второй этап внутреннего конфликта Катерины заканчивается трагической развязкой — порыв к свободе, стремление хотя бы и ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее сознания греха. Не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить лишь бы жить значило для Катерины растоптать в себе человека, а она стремится к духовной свободе. Не быть самой собой для Катерины — значит не жить. Противоборство — в душе героини: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть. Жить в доме свекрови Катерина больше не может, чувствуя себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки — нереально. Никто не может помочь героине освободиться — ни вечно пьяный Тихон, ни бессильный Борис.
Острое, непримиримое противоречие возникает в “Грозе” тогда, когда среди придавленных тиранством, тоскующих, холопствующих и хитрящих появляется человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не смирившийся с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, отношении к людям, поведении. И так же естественно, с неизбежностью нарастает конфликт, все грознее проявляясь на каждом этапе действия пьесы. Столь же неотвратимо, как собирается гроза над Калиновом, приближается и гроза человеческого духа.
Драма “Гроза” раскрыла раскрепощение человеческого сознания от обветшалых догм, подчиненности авторитету религии. В условиях подъема общественного сознания накануне 1861 года это было актуально, что и обусловило высокую оценку пьесы и, прежде всего, образа Катерины со стороны критика-демократа, который трактовал ее как героический образ. Для Добролюбова Катерина — воплощение потенциальных возможностей демократических масс, которые уже способны найти в себе силы противостоять “темному царству” и в своем неприятии его пойти даже на смерть. Поэтому он и называл Катерину “лучом света в темном царстве”. В образе Катерины критик видит воплощение “русской живой натуры”. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. “…Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — легко понять, почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…” В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” — идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким “к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе”.
Совершенно другую позицию занял другой представитель революционно-демократический критики Писарев. Он отказался видеть в Катерине светлое начало, упрекнув Добролюбова в его увлеченности Катериной и в ее идеализации. Он прямо писал, что Добролюбов ошибочно принял личность Катерины за светлое явление. Для Писарева светлое явление — человек, обладающий сильным и развитым умом, знающий естественные науки, умеющий оберегать себя. Таким явлением был для него Базаров Тургенева. Катерину же Писарев причислил к “темному царству”, назвав ее русской Офелией, совершившей много глупостей.
Некоторые исследователи, например П. Боборыкин, считали ситуацию “Грозы” не выходящей за пределы быта и именовали пьесу драмой в узком смысле. В советские годы исследователь В. Волькенштейн также говорил о замкнутости “Грозы” в ограниченных рамках драмы, поскольку, с его точки зрения, ” Катерина слаба и не способна на долгую борьбу”. Ряд современных исследователей, среди которых И. Вишневская, Б. Костелянец и А. Анастасьев, оценивают ситуацию в “Грозе” следующим образом: “Стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь, …было необходимым требованием ее натуры. Но осуществиться это требование — в силу объективных условий жизни — не могло. Здесь и заключена трагедия”. В мире “темного царства” не могут быть удовлетворены естественные потребности личности. В этом и состоит трагическая безвыходность ее положения.
Конфликт пьесы тесно связан с ее трагедийной ситуацией. Она порождает и стимулирует его развитие, а он, со своей стороны, способствует ее обострению и доведению до предельной напряженности.
Таким образом, своеобразие конфликта “Грозы” заключается в том, что полюсы его диаметрально противостоят друг другу, благодаря чему он выступает во всей своей остроте. Это и внутренняя “сшибка” между чувствами и долгом в душе героини, и столкновение героини со свекровью, и борение жертвы с ее гонителем. Но в пьесе раскрывается также социальный антагонизм, противостояние богатых и бедных, конфликт, который накладывает отпечаток на жизнь города и носит поэтому межклассовый характер. В этот конфликт вовлечены все без исключения действующие лица. Островский выносит его за пределы одной семьи — на улицу, площадь, бульвар города. “Значительные лица” сталкиваются с “униженными и оскорбленными”. Действие пьесы можно расценивать как цепь многообразных и взаимосвязанных конфликтов, переходящих один в другой. Все вместе они передают кризис сложившихся форм жизни и создают предельно “грозовую” атмосферу драмы, обозначенную в ее названии.