Сочинение на тему сентиментализм в повести бедная лиза

11 вариантов

  1. Особенностью сентиментальных повестей, в том числе и повести «Бедная Лиза» являются постоянные страдальческие переживания главных героев. Они не сдерживают своих эмоций, они проливают слезы. Проследите момент душевных терзаний Лизы, когда она отправляет Эраста в армию и безумно скучает по нему. Да, она старается скрыть переживания от близких, но в один прекрасный момент, уходит глубоко в лес и проливает слезы, в тоске за любимым. Даже сам автор делает лирические отступления и высказывает свои переживания: «слеза катится по лицу моему».
    Повесть «Бедная Лиза» впервые открывает для нас внутренние переживания человека, она оголяет человеческие души, в которых живет тоска, любовь, грусть и страдание.
    Также, мы можем обратить внимание на сравнение двух образов в данной повести. Лиза – бедная крестьянка, относящаяся к самым низким слоям общества, может любить и чувствовать намного сильнее, чем образованный, возвышенный дворянин Эраст. Эта милая, хрупкая девушка способна на серьезные, настоящие поступки, которые совершенно противоречат нравам и морали.
    На фоне развития несчастных любовных отношений, автор особое внимание уделяет Природе, ее красоте и чистоте. Природа была отдельным образом в повести, и только такая прекрасная девушка, как Лиза, могла общаться с ней.
    Карамзин создает в своей повести эталон женской души, которая может любить и быть верной, которая преданна при любых жизненных обстоятельствах. И эталон такой женщины предстает перед нами – читателями и современниками. Эраста же автор не обвиняет в случившемся. Он показывает правду жизни и того общества.
    Повесть «Бедная Лиза» – это ярчайший пример повести с чертами сентиментализма в русской литературе. Она делает шаг вперед к более демократичным повествовательным текстам, которые могут описывать реальность жизни и человеческих судеб.

  2. Николай Михайлович Карамзин был первым русским писателем, представителем литературного направления «сентиментализм». В основе произведений сентиментализма лежит изображение внутреннего мира человека богатого эмоциями, переживаниями, чувствами. Герой таких произведений – простой человек с чувством собственного достоинства. Писатели в своих произведениях стараются передать психологию человека, жизнь его души. Немаловажен в этих произведениях пейзаж, который сопутствует человеческой жизни, человек и природа находятся в гармоничных отношениях друг с другом.
    «Бедная Лиза», бесспорно, считается вершиной русского сентиментализма. Через образ Лизы Н. М. Карамзин передал особенности сентиментализма. Важно отметить, что впервые героиней становится крестьянская девушка, а не барышня.
    Перед нами открывается внутренний мир Лизы: её переживания, чувство первой любви, томления, горесть, разочарование и отчаяние. Читатель наблюдает за тем, как разгорается внутренний огонёк в душе героини: «закраснелась», «осмелилась взглянуть», «навернулись на глазах слёзы». Перед нами оживает новое чувство – любовь. Но эта любовь встречает и первые разочарования: «чувствуя какую-то горесть в сердце своём».
    Благодаря таланту Н. М. Карамзина читатель ярко представляет жизнь души Лизы. Автор использует глаголы, словесные обороты, чтобы передать точность испытываемых героиней чувств: «вскочила и закричала», «робкая Лиза посматривала изредка», «в глазах блеснула радость», «щёки её пылали», «сердце затрепетало», «спала очень худо» и многие другие. Автору удаётся оставить читателя неравнодушным к героям, он заставляет почувствовать причастность к их судьбе. Читатель ощущает себя совсем рядом с героями, потому что мир их души настолько близок и открыт ему.
    Помимо чувств героини, читатель отчётливо понимает и чувства рассказчика: «прихожу горевать вместе с природою», «слёзы нежной скорби», «сердце моё обливается кровью», «слеза катится по лицу моему».
    Важную роль для произведений сентиментализма играет пейзаж, то есть изображение природы. Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания природы и окружения, оно вводит нас в загадочную атмосферу происходящего. Главная героиня связана непосредственно с природой, ведь она крестьянка, продающая ландыши. Не случайно выбран автором цветок, ведь ландыш – это символ чистоты, любви и грусти. Ландыш – словно отражение судьбы Лизы. Все встречи героев происходят на лоне природы. Природа будто сопровождает Лизу и Эраста на пути их чувств к любви. Гармония с природой передаётся в эпизоде ночи, когда Лиза понимает, что в её сердце зародилось чувство любви: «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу». Неразлучна природа с Лизой и в секунды её прощания с невинностью и в секунды прощания с жизнью, ведь всё происходит «у глубокого пруда, под тенью древних дубов».
    Произведение «Бедная Лиза» показывает читателю жизнь души и то, как любовь способна вызывать в человеке разнообразие чувств, что является главным для сентименталистов.

  3. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века.
    Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий.. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют».
    Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием, оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».
    Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием».
    Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления.
    Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы — к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза — кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно — нравственными нормами поведения.
    Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь.
    В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор «благозвучных» и «не портящих вкуса» слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
    С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». «. Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.
    Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.

  4. В восемнадцатом веке в русской литературе появляется новое направление под названием “сентиментализм”, ярким представителем которого является Н.М. Карамзин. Данное направление рассматривало человека как чувствительную натуру, а чувства как основу мира. В эти годы и появляется произведение Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”.
    Произведение ярко отображает эпоху того времени, но при этом все, что касается чувств, актуально и сейчас. Любовь Эраста и Лизы – это нежное, духовное чувство, идущее от сердца, занимает центральное место в повести, что также относит данное произведение к классу сентиментализма.
    И самую первую черту сентиментализма мы видим уже в начале повести – это выбор имени главной героини – Лиза, что означает мягкая, божественная. Лиза представлена нам милой и застенчивой девушкой пятнадцати лет, она романтичная натура, часто витающая в облаках и обладающая всеми нравственными принципами.
    Еще одна черта сентиментализма в данной повести – это то, как описана природа. Природа представлена нам как отдельный персонаж повести, который вместе с Лизой переживает все трудности и эмоции, но, к сожалению, не может помочь ей, когда она в отчаянии.
    Даже то, как построено произведение, говорит, что оно принадлежит к направлению сентиментализма. Например, все разговоры персонажей эмоциональны и даже слегка “напыщенны”.
    А самый главный признак сентиментализма – это полнейшее отсутствие реализма. Слишком уж неправдоподобно и через чур идеально представлены нам образы героев и окружающий их мир.
    На протяжении всего сюжета во всем, что происходит, чувства преобладают над разумом. И, конечно же, ни одно произведение сентиментализма не обходится без трагедии. В данном случае судьба Лизы настолько трагична, что бедная девушка погибает. Отдавшись лишь порывам своего сердца, не обдумав ничего головой.
    Лично мне произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» очень понравилось, хоть и в какие-то моменты наводило тоску. Данная повесть учит нас тому, что любовь – чувство прекрасное, но при этом никогда нельзя всецело отдаваться эмоциям, нужно уметь слушать свой разум.

  5. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века.
    Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. . Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют».
    Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием ,оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».
    Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием».
    Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления.
    Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы – к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза – кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно – нравственными нормами поведения.
    Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь.
    В “Бедной Лизе” Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
    С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». ». Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.
    Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.
    Добавил: Sheeranator

  6. Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием ,оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».
    Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием».
    Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления.
    Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы – к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза – кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно – нравственными нормами поведения.
    Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь.
    В “Бедной Лизе” Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
    Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.
    76202 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Карамзин Н.М. / Бедная Лиза / Черты сентиментализма в повести “Бедная Лиза”

    Смотрите также по произведению “Бедная Лиза”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  7. 7
    Текст добавил: МеЧтЫ_СбУдУтСЯ

    В произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостник­ом. При этом подчеркивается нравственное превосходство первого.
    Литературный сентиментализм имеет ряд характерных черт:
    главное в человеке – чувство, а не разум;
    путь к нравственному идеалу заключается в совершенствовании “естественных” чувств;
    эталон жизни – идиллия на лоне природы;
    символ нравственной чистоты и естественной жизни – деревня, которая противопоставлена городу как символу суеты, неестественной жизни, источнику всякого зла;
    провозглашение положительных ценностей и государственного идеала.
    Н.М. Карамзин является главной фигурой русского сентиментализма. Его повесть “Бедная Лиза” о трагической любви бедной крестьянки к барину Эрасту была очень популярна в конце 18 в.
    Лиза живет с матерью в окрестностях Москвы, продает в городе цветы, там и знакомится с Эрастом, человеком с недурным умом и добрым сердцем, но слабовольным и легкомысленным. Эраст бросает Лизу и намеревается взять в жены богатую вдову. Потрясенная изменой, Лиза утопилась в пруду.
    Трагический финал в значительной степени предопределен сословным неравенством героев: Лиза –
    крестьянка, Эраст – дворянин. Их брак был невозможен изначально.
    Однако
    пишет автор, повествуя о том, как мать Лизы хранит память о своем умершем муже.
    В повести по-новому развивается идея внесословной ценности человека. Не знатное происхождение и богатство, а способность к глубокому чувству, качества души – вот главные достоинства личности.
    В литературе сентиментализма укреплялись связи между человеком и природой, важная роль отведена личности, ее внутреннему миру. Эти особенности русского сентиментализма и получили развитие в литературе 19 века.

  8. 1. Сентиментализм как литературное направление.
    2. История любви крестьянки и молодого дворянина.
    3. Характеристики главных героев.
    Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.
    Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении
    рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина.
    Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы.
    Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной.
    Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным.
    Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной.
    Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновения влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации.
    Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».
    Об Эрдсте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».
    Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную. Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам.
    Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс.
    Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью.
    Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

  9. Карамзин-один из первых писателей 17-18 веков, который главным в “человеческой природе” объявил чувства. Его повесть-“Бедная Лиза” является одним из первых произведений, в котором ярко выражается сентиментализм.
    В произведении раскрыта тема внутреннего мира человека:его чувства, эмоции, мысли. Повести присущи постоянные описания душевного состояния главных героев. Лиза описывается Карамзином как милая невинная девушка, которая вынуждена жестоко поплатиться за свою любовь.
    Вся история кажется какой-то нереалистичной. Диалоги полны эмоциональности и восклицаний. Автор, описывает происходящее, используя большое количество прилагательных и наречий, придающих эмоциональную окраску и более чёткое представление о картине в целом.
    Не менее важную роль в произведении играет природа. Она изменяется по мере смены сюжета. Все цвело и наполнялось светом, когда главная героиня была счастлива и безмятежна. Природа была так же невинна, как и милая Лиза. Но стоило лишь ей опорочиться, как все заиграло иными красками. Природа ополчилась, разбушевалась:гром, молнии, дождь- все было полно агрессии.
    Каждая строчка произведения “Бедная Лиза” Карамзина наполнена чувствами и своим смыслом. Оно заставляет нас задуматься о человеческой душе, о том, как много чувства могут рассказать о человеке. Безусловно, это произведение относится к сентиментализму.

  10. арамзин, хорошо знакомый с новейшими веяниями европейской культуры, сознательно ориентировался на принципы сентиментализма. В его повести «Бедная Лиза», опубликованной в «Московском журнале» в 1792 году, не обличаются пороки общества, а только изображаются. Герои произведения — обычные страдающие люди, милые и чувствительные. Повествователь им сопереживает, но не учит их, не вмешивается в их отношения. Автор не зря уточняет, что историю Эраста и Лизы он узнал от самого виновника несчастных событий, поэтому восклицает: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»
    Повесть начинается с описания окрестностей близ Симонова монастыря. Простой однообразный пейзаж. Естественная природа не меняется год от года. Карамзин будто вдыхает чувствительному читателю ощущение вечного покоя. Так в жанре идиллии было принято тогда изображать природу.
    «…на другой стороне видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Чем не мирная жизнь пастухов и пастушек вдали от шумных городов?
    Однако следы времени заметны повсюду — они напоминают чувствительному автору, что жизнь природы совсем не так, как кажется на первый взгляд, спокойна и неизменчива. Он пишет: «…Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные осенние дни осени…»
    Постепенно рассказчик готовит нас к тому, что сюжет повести будет развиваться и на фоне спокойной сельской природы, и в городе, где жизнь почти всегда оказывается неестественной, а подчас губительной.
    Писатель хочет сказать, что деревенскому человеку от трагедий мирских не укрыться на лоне природы, а городскому жителю не отгородиться от нравов простых и естественных. «В мире нет ничего постоянного, все границы легко смещаются», — будто размышляет писатель. Деревня, где жила с матерью Лиза, находилась «саженях в семидесяти от крепостной стены», то есть граничила с городом. Затем писатель рисует естественную природу, а на ее фоне — полуразрушенную хижину. Появляется тема «всеразрушающего времени» («лет за тридцать перед тем»). Это художественный прием, так любимый Карамзиным.
    Мать Лизы — простая сельская женщина, крестьянка, со своими патриархальными представлениями о жизни. В сентиментальной литературе это считалось положительным качеством. Именно об этой героине Н. М. Карамзин говорит свои знаменательные слова: «И крестьянки любить умеют». Старушка хочет для дочери счастливого замужества, считая, что для этого не нужно богатства, все должно быть построено на честном труде.
    Получается же следующим образом. Лиза встречает обеспеченного горожанина Эраста, когда впервые по поручению матери приходит в город продавать ландыши. Он добр, сердечен. Лиза ему понравилась. Молодой человек от полноты чувств за букетик предлагает рубль вместо пяти копеек, желая сделать девушке приятное. Ему и в голову не приходит, что чувства и деньги не могут находиться рядом. Люди, которые проходили мимо, криво усмехались, принимая увиденное за попытку купить любовь.
    Чуткая Лиза отдает цветы только за их цену. Когда девушка вновь появляется с букетиками в городе, Эраст предпочитает бросить ландыши в реку, отвечая прохожим, что они непродажные.
    Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Эраст тоже верит в светлое будущее. Он думает ради Лизы оставить большой свет и жить «в счастливой праведности». Писатель иронизирует, понимая, что мечта молодого человека вычитана из книжек. Чувствуется, что на любовь до конца дней своих Эраст не готов, он думает уехать из города «по крайней мере, на время».
    Карамзин с грустью смотрит на героев, осознавая, что сословные различия не позволят им построить совместную жизнь.
    Лиза тоже сомневается в счастливом исходе событий. Она размышляет об Эрасте: «Ах, если бы он был простым пастушком…» Но любовь захватила все чувства Лизы, она надеется на чудо, хотя и говорит любимому: «…тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка».
    И Лиза, и ее милый друг многое переняли друг у друга, во многом изменились, хотя в душе каждый остался сам собой. Он считает, что почти все можно купить за деньги, она по-прежнему чувствительна и добра.
    После того, как целомудренная Лиза отдается возлюбленному, все переменилось. Пять дней Эраст не приходил, наконец «пришел он с печальным лицом». Карамзин пишет: «Он принудил ее взять у него несколько денег», чтобы Лиза никому не продавала цветы, пока он не вернется с войны. Наверное, он все же не хочет терять ее, желая, чтобы ее молодость («цветы») принадлежала только ему.
    Она и не продает свои ландыши. Однако через некоторое время отправляется в Москву с целью сделать необходимые покупки, встречает в городе Эраста, который из-за денег (проиграл имение) женился на богатой вдове. После недолгого разговора он вновь предлагает Лизе деньги: «Вот сто рублей — возьми их, — он положил ей деньги в карман».
    Интересно, что Лиза, как повествует сентиментальный рассказчик, тоже пересылает деньги (десять империалов) матери, чтобы искупить свою вину перед ней. Как похожа она сейчас на Эраста!
    Карамзин заканчивает повествование, размышляя о случившемся: «Часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизиного праха; в глазах моих струится пруд». Писатель как бы оправдывает героев: «Теперь, может быть, они уже помирились!» Мораль его совпадает со шкалой ценностей сентиментальной культуры. Автор не знает, как и где соединятся души возлюбленных. Главное для него в том, что каждый человек нуждается в сочувствии и сострадании, к какому сословию бы он ни принадлежал.
    Современники Н. М. Карамзина остро переживали новизну этой дивной повести. Нам же, читателям, живущим в XXI веке, многое кажется наивным, хотя познакомиться с произведением писателя-сентименталиста, безусловно, было очень интересно.

  11. Автор: Карамзин Н.М.
    Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления — сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести «Бедная Лиза» проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза — идеал «естественного человека», за которого ратовали сентименталисты. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и богатством, оказывается духовно мельче ее. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Эраст обладает «изрядным умом» и «добрым сердцем», но при этом «слаб и ветреней». Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».
    Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Как признавался сам автор: «Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слезы нежной скорби». Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Как подробно описывает он переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом: «С сего часа дни ее были днями
    тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием». Карамзин заставляет Лизу скрывать свои страдания от старушки-матери, но при этом глубоко убежден, что очень важно дать возможность человеку открыто проявить свое горе, вволю, дабы облегчить душу. Социальный по сути конфликт повести автор рассматривает сквозь философско-этическую призму. Эраст искренне хотел бы преодолеть сословные преграды на пути их с Лизой идиллической любви. Однако героиня куда более трезво смотрит на положение вещей, понимая, что Эрасту «нельзя быть ее мужем». Рассказчик уже вполне искренне переживает за своих героев, переживает в том смысле, что как будто живет вместе с ними. Неслучайно в тот момент, когда Эраст покидает Лизу, следует проникновенное авторское признание: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Сама же Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, карамзинскую повесть не читавшие, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же дотоле имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. Очень уж «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.
    Характерно, что у Карамзина Лиза и ее мать, хотя и заявлены крестьянками, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин. Также и крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта. Скорее он навеян свойственными сентименталистской литературе представлениями о «естественном человеке», символами которого являлись пастухи и пастушки. Поэтому, например, писатель вводит эпизод встречи Лизы с молодым пастушком, который «по берегу реки гнал стадо, играя на свирели». Эта встреча заставляет героиню мечтать, чтобы ее возлюбленный Эраст был бы «простым крестьянином, пастухом», что сделало бы возможным их счастливое соединение. Писателя все-таки главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей малознакомого ему народного быта.
    Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма. Автор «Бедной Лизы» не только стремился писать «как говорят», освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов и смело вводя в него новые слова, заимствованные из европейских языков. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных и сугубо отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. Тем самым Карамзин сделал шаг в том направлении, в каком двинул развитие литературы в середине XIX века реализм, пришедший на смену сентиментализму и романтизму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *