Сочинение на тему сентиментализм

14 вариантов

  1. Сентиментализм – течение в искусстве и литературе, которое получило широкое распространение после классицизма. Если в классицизме доминировал культ разума, то в сентиментализме на первое место выходит культ души. Авторы произведений, написанных в духе сентиментализма, апеллируют к восприятию читателя, пытаются с помощью произведения пробудить определенные эмоции и чувства.
    Сентиментализм зародился в Западной Европе в начале 18 века. До России это направление дошло лишь к концу столетия и заняло доминирующее положение в начале 19 века.
    Новое направление в литературе демонстрирует абсолютно новые черты:
    Авторы произведений главную роль отводят чувствам. Важнейшим качеством личности считается умение сочувствовать и сопереживать.
    Если в классицизме главными героями были в основном дворяне и богатые люди, то в сентиментализме это – обычные люди. Авторы произведений эпохи сентиментализма пропагандируют идею о том, что внутренний мир человека не зависит от его социального статуса.
    Приверженцы сентиментализма писали о фундаментальных человеческих ценностях: любви, дружбе, доброте, сострадании
    Авторы данного направления видели свое призвание в том, чтобы утешить обычных людей, задавленных лишениями, невзгодами и безденежьем, и открыть их души навстречу добродетели.

    Сентиментализм в России

    Самыми яркими авторами русского сентиментализма считаются Муравьев, Дмитриев, Карамзин, Жуковский и Радищев.
    Сентиментализм в нашей стране имел два течения:
    Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей.
    Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.
    Сентиментализм, в отличие от классицизма, не имел четких канонов написания произведений. Именно поэтому авторы, работающие в данном направлении, создали новые литературные жанры, а также умело их смешивали в рамках одного произведения.
    (Сентиментализм в произведении Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”)
    Героями авторов-сентименталистов становились обычные люди. Это привело к тому, что литературный язык этого периода стал проще, появились даже произведения с элементами просторечий.
    Русский сентиментализм – особое направление, которое из-за культурных и исторических особенностей России, отличалось от аналогичного направления в Европе. В качестве основных отличительных черт русского сентиментализма можно назвать следующие: наличие консервативных взглядов на общественное устройство и тенденции к просвещению, наставлению, поучению.
    Развитие сентиментализма в России можно разделить на 4 этапа, 3 из которых приходятся на 18 век.

    XVIII век

    I этап
    В 1760-1765 годах в России начали выходить журналы «Полезное увеселение», «Свободные часы», которые сплотили вокруг себя группу талантливых поэтов во главе с Херасковым. Считается, что именно Херасков положил начало русскому сентиментализму.
    (Херасков Михаил Матвеевич)

  2. Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса. Трагедию заменили “слезная мещанская драма” и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих “смешение в действиях забавы с горестью” и обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.
    Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой, – с различными “гротами уединения” , таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации “дикой” природы. Одна из работ агронома и дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: “Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических” . Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.
    В живописи сентиментализм сказался в “чувствительных” сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова “Доение коровы” все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!) , а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. — в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные “ландшафты со скотиною” , крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими “сельскими увеселениями” пастухов и пастушек.
    Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
    Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В. II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков “Деревенский праздник” Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: “Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец!” Таковы же и “слезные драмы” Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.
    Сентиментально-идиллическая “чувствительность” проникла и в музыку. Романс “Стонет сизый голубочек” (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.
    Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

  3. В нашем сегодняшнем языке слово “сентиментальный” носит чуть насмешливый оттенок. Мы говорим так о человеке, который слишком непосредственно или бесхитростно выражает свои чувства, или же называем “сентиментальным” произведение, автор которого рассчитывает, что такими же непосредственными и бесхитростными будем мы — читатели, зрители, слушатели.
    В ХVIII веке слово “сентиментальный” было новым, чаще употреблялось слово “чувствительный” и воспринималось как похвала — человеку или произведению. Проявление чувств при просмотре пьесы, слушании оперы было модным. Не считалось зазорным плакать в театре на глазах у всех или даже падать в обморок при виде страданий героини. Так, например, в Париже, а затем и по всей Европе имела необычайный успех опера Глюка “Орфей и Эвридика” (1762), слушатели ходили из раза в раз на представление оперы — и каждый раз плакали. Рассказывали, что Жан-Жак Руссо долго не хотел идти слушать оперу. Наконец он согласился на уговоры друзей, прослушал оперу, а когда его спросили, понравилось ли ему представление, он спел первую строчку из арии Орфея: “Потерял я Эвридику” — и расплакался.
    “Сентиментализм”, или “чувствительность”, быстро завоевал европейское искусство. Само это слово стало обозначать литературное направление после выхода в свет книги Лоренса Стерна “Сентиментальное путешествие” (1768).
    Иногда говорят, что сентиментализм возник в противовес излишней рассудительности и рационалистичности просветителей. Это и так, и не так. Действительно, многое у сентименталистов противостояло идеологии просветителей: они не считали, что цивилизация и прогресс — это абсолютное благо, они воспевали природу и единство человека с природой, причём в природе их манила её загадочность и непостижимость для человека. И всё же и сентименталистские, и просветительские тенденции часто переплетались друг с другом, даже в творчестве одного и того же литератора. Так, например, Жан-Жак Руссо был одним из самых активных авторов “Энциклопедии”, и он же основал одно из сентименталистских направлений, получивших по его имени название руссоизма. В романе “Юлия, или Новая Элоиза” он написал: “Разум сформировал человека, но чувство ведёт его по жизни”.
    Размышления о том, что есть человек, как он проявляет себя в разных обстоятельствах — то, что так часто встречается в произведениях просветителей, — неизбежно приводили к стремлению постичь мир чувств человека, и здесь просветители и сентименталисты опять смыкались. И совершенно естественно, что особое развитие получил в это время жанр романа. “Ей рано нравились романы, // Они ей заменяли всё” — так пишет Пушкин об одной своей героине; “Она хотела бы сделаться героиней романа” — о другой. И речь здесь идёт как раз о европейских романах ХVIII века.
    Жанр романа возник гораздо раньше, но в ХVIII веке он становится одним из самых распространённых и, несомненно, одним из самых читаемых жанров. Роман (бессмертное произведение)ы порицают за легковесность, а то и за “безнравственность”, их даже пытаются запрещать — но всё тщетно. В романе объединилось всё то, к чему так стремились читатели ХVIII века: особые обстоятельства, в которые попадает человек, — они, как правило, составляли сюжет романа, — и пристальное внимание к тому, что французские романисты называли “жизнью сердца”, — она, разумеется, в первую очередь была связана с любовью во всех её проявлениях. Кроме того, роман XVIII века предлагал читателю иллюзию реальной жизни, где читатель мог сопереживать герою, сострадать ему, сопоставлять события его жизни и свои собственные. То, что происходило с героями, стало восприниматься как реальность, герой становился как бы другом, а то и родственником читателя. Автор, герой и читатель существовали в одном измерении, литература и реальность пересекались.
    Одним из самых популярных романистов этого времени был английский писатель Ричардсон, автор знаменитых романов “Памела” и “Кларисса Гарлоу”; имена его героев Грандисона и Ловласа стали нарицательными. За перипетиями в жизни Клариссы Гарлоу читатели следили затаив дыхание. Роман (бессмертное произведение) выходил по частям, и рассказывают, что в тот день, когда, по слухам, Ричардсон должен был завершить роман и решить судьбу героини, в его прихожей уже с утра собралась толпа. Все ждали, чем закончится роман. И вот распахнулись двери, и заплаканный Ричардсон объявил: “Она скончалась”. В этом анекдоте отразились особенности взаимоотношений читателя — героя — автора: не только читатель, но и сам автор воспринимал героя как реальное существо, которое живёт по своим законам и смерть которого можно и нужно оплакать.
    Очень популярными стали в это время романы в письмах. Кому пишут письма? Близкому другу, возлюбленному — такому человеку, кто может понять и принять близко к сердцу то, о чём говорится в письме. Одним из самых известных романов в письмах стал роман Жан-Жака Руссо “Юлия, или Новая Элоиза”. Читатель эпистолярного романа и сам становится адресатом писем, это к нему обращается с “безыскусным рассказом о своей жизни” герой.
    Вместе с тем в романе становится возможна и болтовня, на первый взгляд не имеющая никакого отношения к делу. Коль скоро автор обращается к читателю как к другу, то и повествование ведётся по законам дружеской беседы, где возможно перескочить с одного предмета на другой, пошутить, вспомнить что-то “кстати”. И роман становится своего рода игрой, в которую вовлечены и автор, и читатель. Мастером такого романа был английский писатель Лоренс Стерн.

  4. Сентиментализм (от франц. sentiment — чувство, чувствитель­ность) — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в. Важным событием духовной жизни Европы стало открытие в человеке спо­собности наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Выяснилось, что сострадая ближнему, разделяя его горести, наконец, помогая ему, можно получить самые изысканные радости. Эта идея сулила целую революцию в этике. Из нее вытекало, что для душевно богатого человека совершать добродетельные поступки — значит следовать не внешнему долгу, но соб­ственной природе, что развитая чувствительность сама по себе способна отличить добро от зла и потому в нормативной морали попросту нет необ­ходимости.
    Подобно своему предшественнику — классицизму, сентиментализм насквозь дидактичен, подчинен воспитательным задачам, но это дидактизм особого рода. Если писатели-классицисты стремились воздействовать на разум читателей, убедить их в необходимости следования непреложным законам морали, то сентиментальная литература обращается к чувству. С особым удовольствием она описывает величественные красоты природы, уединение на лоне которой становится мощным средством воспитания чув­ствительности, апеллирует к религиозному чувству, живописует тихие ра­дости семейной жизни, нередко противопоставляемые государственным добродетелям классицизма, изображает различные трогательные ситуа­ции, одновременно вызывающие у читателей и страдание, и радость от ощу­щения своей душевной чуткости.
    Литература сентиментализма была обращена к повседневности. Изби­рая своими героями простых людей и предназначая себе столь же простого, не умудренного книжной премудрости читателя, она требовала немедлен­ного, практического воплощения своих ценностей и идеалов.
    Соответственно повествование в сентиментальной литературе почти всегда ведется от лица участника или свидетеля описываемых событий. Писатели-сентименталисты стремятся, прежде всего, воспитать эмоцио­нальную культуру своих читателей, поэтому описание духовных реакций на те или иные явления жизни порой заслоняет у них сами эти явления.
    Особое внимание к изображению внутренней жизни человека, культ со­страдания и жалости, интерес к бедным и обездоленным людям, с мужест­венной безропотностью переносящим удары судьбы, утверждение красоты и поэзии обыденности — эти и другие стороны сентиментальной литературы по-разному отозвались в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тур­генева и Л. Н. Толстого. Особенно глубоко связано с традицией европейского сентиментализма творчество Ф. М. Достоевского. Опосредованно эта тра­диция сохраняет свое значение и для многих современных писателей.

  5. Герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, взды­хают, ахают — не только женщины, но и мужчины, и нам, жи­вущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смеш­ным. Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравне­нию с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает ин­дивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необ­ходимо вглядеться пристально в черты характера — так заро­ждается психологизм.
    Писатель-сентименталист создаёт в своём произведении осо­бый образ — образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме писатель стре­миться высказать собственное отношение к описываемым собы­тиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть ав­тором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобра­зит нам хладную мрачность души твоей».
    В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.
    Демократические тенденции наиболее полно проявились во французском и немецком сентиментализме, что соответствовало социальной обстановке того времени (приближение революции во Франции). В русском сентиментализме эта тенденция менее выражена, хотя присутствует в произведениях Карамзина и мо­лодого Жуковского. Материал с сайта //iEssay.ru

  6. Н. М.
    Карамзин и русский сентиментализм

    В конце XVIII
    века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события —
    крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную
    революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу — таковы
    были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние
    ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.
    В недрах
    русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие
    разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение
    просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые
    чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной,
    отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.
    Карамзин и его
    сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в
    воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в
    человека, превращаются в добро и милосердие. “Слезы, проливаемые
    читателями, — писал Карамзин, — текут всегда от любви к добру и питают
    его”.
    На этой почве
    зарождается литература сентиментализма, для которой главное — внутренний мир
    человека с его нехитрыми и простыми радостями. близким дружеским обществом или
    природой. При этом устанавливается теснейшая связь между чувствительностью и
    моралью. Конфликты между простыми людьми, “чувствительными” героями и
    господствующей в обществе моралью достаточно остры. Они могут заканчиваться
    гибелью или несчастьем героя.
    В прозе
    типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра
    связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала
    “Бедная Лиза”, а путешествия — его “Письма русского
    путешественника”.
    Популярность
    “Бедной Лизы” не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Она и
    сейчас читается с живым интересом. Повесть написана от первого лица, за которым
    подразумевается сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Герой-автор сначала
    подробно сообщает о себе, о любимых местах в Москве, которые влекут его и
    которые он охотно посещает. Это настроение включает и романтичность
    (“великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце; когда
    вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных
    крестах, к небу возносящихся!”), и пасторальность (“Внизу
    расстилаются тучные, густозеленые, цветущие луга”), и мрачные
    предчувствия, навеянные монастырским кладбищем и рождающие мысли о смертной
    доле человека.
    Печальная
    история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о
    патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу “и крестьянки
    любить умеют!”, которая по-новому освещает проблему социального
    неравенства. Грубость и невоспитанность душ — не всегда удел бедняков.
    Карамзин с полнотой
    и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей
    влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к
    самоубийству.
    Лиза не читала
    никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства даже в
    воображении. Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в сердце девушки при
    ее встрече с Эрастом. С каким необыкновенным возвышенным чувством описывает
    автор первую встречу молодых людей, когда Лиза угощает Эраста свежим молоком.
    “Незнакомец выпил — и нектар из рук Гебы не мог показаться ему
    вкуснее”. Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она
    боится, что гром убьет ее, как преступницу, ибо “исполнение всех желаний
    есть самое опасное искушение любви”.
    Карамзин
    намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, — они оба натуры,
    способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил
    героев индивидуальности. Лиза — дитя природы и патриархального воспитания. Она
    чиста, наивна, бескорыстна и потому менее защищена от внешней среды и ее
    пороков. Ее душа открыта естественным порывам чувств и готова предаться им без
    размышлений. Цепь событий приводит к тому, что Эраст, проигравшись в карты,
    должен жениться на богатой вдове, а Лиза, покинутая и обманутая, бросается в
    пруд.
    Заслуга
    Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный
    “малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот
    тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина.
    “Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем,
    добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только
    о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал
    и жаловался на судьбу свою”. Доброе от природы сердце роднит Эраста с
    Лизою, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его
    мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд.
    Не снимая вины
    с Эраста, писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах
    общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное неравенство разлучает и
    губит хороших людей и становится препятствием для их счастья. Поэтому повесть
    заканчивается умиротворяющим аккордом.
    “Бедная
    Лиза” вызвала целую волну подражаний: “Бедная Маша” Измайлова,
    “Александр и Юлия” Львова, “Обольщенная Генриетта”
    Свечинского и множество других. Разнообразные по своему характеру, произведения
    эти группируются по способу выражения “чувствительности”. Одни авторы
    предпочитают раскрывать свое сердце, отвлекаясь от какого-либо сюжета. Другие,
    напротив, используют сюжет с множеством конфликтов и коллизий. Появились также
    произведения “умозрительные”, в которых обосновывалась польза
    сентиментального воспитания. Примером таких сочинений служила повесть Георгиевского
    “Евгения, или Письма к другу”. Герой пишет письма к другу, в которых
    сообщает, как он женился, как он и жена рассуждают о воспитании сына. Письма
    передают не столько внешнюю канву событий, сколько напряженную внутреннюю жизнь
    героя.
    В 1810-е годы
    обнаруживаются признаки кризиса сентиментализма.
    Появилось много
    подражателей и эпигонов, упростивших философский смысл представлений Карамзина
    и его сторонников. Ложная чувствительность, выспренный и напыщенный язык
    усиливали недовольство читателей сентиментальной повестью.
    Однако надо
    сказать, что стилистические штампы и витиеватый слог свойственны всем писателям
    данного направления. Проза в те годы только еще искала свой стиль. Выражение
    психологических состояний человека представляло огромную трудность из-за
    необработанности русского литературного языка.
    В этих условиях
    образцом для выражения эмоционального состояния служил язык поэзии. Поэтому
    особенности языка поэзии прямо переносились в прозу, и писатели старались
    писать прозу так, как пишут стихи. Но это порождало “сладость” стиля,
    над которыми сами же писатели иронизировали. Так, автором “массового”
    сентиментализма был П.Шаликов. Поэт Туманский писал о нем:
    Дитя
    пастушеской натуры
    Писатель
    Нуликов так сладостно поет,
    Что уж пора б
    ему назваться без хлопот
    Кондитером
    литературы.
    Но жизнь жанра
    не завершилась. Что касается путешествия, вобравшего в себя повесть, историю,
    мемуары, политический очерк, бытовую сценку, то оно приобрело другие
    литературные формы: роман приключений, роман путешествий, путевой очерк.
    Глубина содержания путешествия определялась теперь всем духовным миром автора.
    Лучшие произведения русских пиcателей в жанре путешествия — “Письма
    русского офицера” Ф. Глинки, путевая публицистика В. Кюхельбекера,
    “Путешествие в Арзрум” А. Пушкина, “Фрегат Паллада” И.
    Гончарова — отвечают новым читательским ожиданиям, так как в них представлена
    личность путешественника-собеседника.
    Сентиментальная
    повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к
    человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и
    враждебность жизни, осуждение общества — со всем этим можно встретиться, если
    перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и
    века двадцатого.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/

  7. 1. Сентиментализм как литературное направление.
    2. История любви крестьянки и молодого дворянина.
    3. Характеристики главных героев.
    Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.
    Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении
    рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина.
    Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы.
    Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной.
    Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным.
    Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной.
    Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновения влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации.
    Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».
    Об Эрдсте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».
    Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную. Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам.
    Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс.
    Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью.
    Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

  8. О русском сентиментализме

    Сентиментализм — литературное направление, которое ста­вило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сен­тиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сенти­ментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.
    Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блиста­тельный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»). Чувство было провозглашено основой человеческой лич­ности. Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чув­ствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.
    Герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, взды­хают, ахают — не только женщины, но и мужчины, и нам, жи­вущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смеш­ным. Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравне­нию с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает ин­дивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необ­ходимо вглядеться пристально в черты характера — так заро­ждается психологизм.
    Писатель-сентименталист создаёт в своём произведении осо­бый образ — образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме писатель стре­миться высказать собственное отношение к описываемым собы­тиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть ав­тором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобра­зит нам хладную мрачность души твоей».
    В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.

  9. Свободная тема “10 класс” – сочинение “Сентиментализм”
    Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса. Трагедию заменили “слезная мещанская драма” и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих “смешение в действиях забавы с горестью” и обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.
    Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой, – с различными “гротами уединения” , таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации “дикой” природы. Одна из работ агронома и дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: “Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических” . Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.
    В живописи сентиментализм сказался в “чувствительных” сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова “Доение коровы” все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!) , а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. — в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные “ландшафты со скотиною” , крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими “сельскими увеселениями” пастухов и пастушек.
    Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
    Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В. II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков “Деревенский праздник” Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: “Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец!” Таковы же и “слезные драмы” Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.
    Сентиментально-идиллическая “чувствительность” проникла и в музыку. Романс “Стонет сизый голубочек” (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.
    Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.
    .

  10. Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса. Трагедию заменили “слезная мещанская драма” и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих “смешение в действиях забавы с горестью” и обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.
    Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой, – с различными “гротами уединения” , таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации “дикой” природы. Одна из работ агронома и дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: “Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических” . Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.
    В живописи сентиментализм сказался в “чувствительных” сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова “Доение коровы” все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!) , а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. — в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные “ландшафты со скотиною” , крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими “сельскими увеселениями” пастухов и пастушек.
    Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
    Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В. II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков “Деревенский праздник” Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: “Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец!” Таковы же и “слезные драмы” Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.
    Сентиментально-идиллическая “чувствительность” проникла и в музыку. Романс “Стонет сизый голубочек” (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.
    Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

  11. Сентиментализм (от английского sentimental — чувствительный, от французского sentiment — чувство) — литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда — интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).
    В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов — мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественного» человека, то есть живущего в гармонии с природой.
    Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные — расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими — представители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).
    Одно из основных открытий сентиментализма — индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.
    Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств». Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина — одно из завоеваний сентиментализма. Однако в отличие от романтизма (предромантизма), сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.
    Излюбленные жанры сентименталистов— элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
    В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители — Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *