(1)На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть и поздно, но хочется рассказать.
(2) Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин. (3)Он жил бобылём. (4)Похоронив жену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу у могилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. (5)Дети у них были хорошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все разорены), старика навещали постоянно. (б) Однажды объявили ему, что его деревня попала в число неперспективных, что ему дают квартиру в центральной усадьбе, а деревню эту снесут, расширят пахотные земли. (7)Что такой процесс идёт по всей России. (8)«Подумай, — говорили сыновья, — нельзя же к каждой деревне вести дорогу, тянуть свет, подумай по-государственному».
(9)Сыновья были молоды, их легко было обмануть. (10)Старик же сердцем понимал: идёт нашествие на Россию. (11)Какое там расширение пахотной площади! (12)Болтовня! (13)Гнать трактора с центральной усадьбы за десять-пятнадцать километров — это разумно? (14)А выпасы? (15)Ведь около центральной усадьбы все будет вытоптано за одно лето. (16)И главное — личные хозяйства. (17)Ведь они у будут — и стали — не при домах, а поодаль. (18)Придёшь с работы измученный, и надо ещё тащиться на участок, полоть и поливать. (19)А покосы? (20)А живность?
(21)Ничего не сказал старик. (22)Оставшись один, вышел во двор. (23)Почти все, что было во дворе, хлевах, сарае, — всё должно было погибнуть. (24)Старик глядел на инструменты и чувствовал, что предаёт их. (25)Он затопил баню, старая треснутая печь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. (26)Заплаканным и перемазанным сажей он пошёл на кладбище.
(27)Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. (28)Они говорили: «Ты хоть съезди посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь водопровод!» (29)Старик отказался наотрез.
(30)Так он и зимовал. (31)Весной вышел окончательный приказ. (32)Сверху давили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные угодья. (33)Коснулось и старика. (34)Уже не только сыновья, но и начальство приезжало его уговаривать. (35)И ещё раз приехал начальник. (36)Увещевал: — Ты сознательный человек, подумай. (37)Ты тормозишь прогресс. (38)Твоей деревни уже нет ни на каких картах. (39)Политика такая, чтоб Нечерноземье поднять. (40)Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. (41)Они приехали на тракторе с прицепом, стали молча выносить и грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. (42)Старик молчал. (43)Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. (44)Он не поверил,
стал вырываться. (45)Про себя он решил, что будет жить в лесу, выкопает
землянку. (46)Сыновья связали отца: «Прости, отец» — посадили в тракторную тележку и повезли. (47)Старик мотал головой и скрипел зубами. (48)Пёсик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежал
обратно в деревню. (49)Больше старик не сказал никому ни слова.
(По В. Н. Крупину)
На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть, и поздно, но хочется рассказать.
Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин.
Полный текст Сочинение
Из века в век меняются устои, ситуации и люди, но спор между поколениями был и будет актуален всегда и повсеместно. В данном тексте В.Н. Крупин предлагает нам задуматься над проблемой взаимоотношений отцов и детей.
Проводя её анализ, автор приводит в пример ситуацию из жизни бобыля, ставшего жертвой кампании «по сносу деревень». Старика на склоне лет решили лишить малой родины, и он, естественно, сопротивляясь, был предан собственными детьми. Герой не желал бросать свою усадьбу и могилу жены и сопротивлялся этому «нашествию на Россию», однако его дети были молоды, «их легко было обмануть» – поэтому они, некоторое время пытаясь безрезультатно уговорить отца словами, в итоге применили насилие и увезли отца из деревни в тракторной телеге. Писатель делает акцент на отчаянном сопротивлении героя: он «стал вырываться», «старик мотал головой и скрипел зубами» – настолько дорога была для него его малая родина, однако его дети посчитали, что везут отца к лучшей жизни, что стало их роковой ошибкой.
Автор считает, что дети априори должны уважать своих родителей и с пониманием относиться к их духовному миру. Именно взаимопонимание является залогом доверительных и теплых отношений между поколениями.
Я полностью согласна с мнением писателя и тоже считаю, что необходимо понимать своих родителей и уважительно относиться ко всем их привязанностям, даже если они не соответствуют происходящим в мире изменениям – светлое будущее не может строиться на ссорах между отцами и детьми.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представителем старого поколения является Фамусов и общество, его окружающее, а противопоставлен ему Чацкий, который является представителем нового поколения. Весь главный конфликт произведения разворачивается вокруг этих двух личностей, вплетая в себя других, внесценических персонажей, которые дополняют позицию каждой из сторон. Чацкий представлен революционной личностью, настроенной на изменения во всех сферах жизни: на крушение старых устоев, на разрушение таких пороков как чинопочитание и лицемерие, и, что самое главное, на более глубокое умственное развитие. Фамусов же настроен враждебно к любым переменам, революционер для него то же, что и преступник: он предпочитает жить заслугами своих предков, существовать прошлым, уважать человека за чин и богатство и развиваться лишь в самобытности, протестуя против учености и образованности, перебирая бумаги и настраивая связи с «уважаемыми» людьми. Он ценит патриархальный устой жизни и испытывает ненависть ко всему иностранному, но лишь потому, что французские романы являются «губителями карманов и сердец», во всем остальном фамусовское общество следует за западом, и это высмеивает Чацкий. Для Фамусова большим пороком является бедность, и эту мысль он пытается навязать и своей дочери, однако та, хоть и была воспитана приверженцем прошлого, является представителем нового поколения, хоть и по-своему глупа. Девушка, так же, как и Чацкий, сопротивляется устоям отца, однако воспитание все же дает о себе знать. И это противостояние века минувшего и века будущего заканчивается не в пользу Чацкого, но лишь потому, что тот был в своих суждениях одинок, однако автор подводит нас к мысли о том, что изменения все-таки грядут.
Конфликт поколений представлен также и в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Представителем «нового» поколения является Евгений Базаров, а его героем-антагонистом, представителем старых устоев, Павел Петрович Кирсанов. Уже в самом начале произведения намечается конфликт разночинца-демократа и представителя либерального дворянства, выраженный во внешнем виде героев: балахон и лохмотья Базарова противопоставляется «изящному и породистому» Павлу Петровичу, одетому в дорогой фрак. В дальнейшем мы узнаем, насколько разное мировоззрение у этих личностей. Павел Петрович глубоко убежден, что опорой человеческой личности являются моральные устои аристократов, Базаров же принимает только то, что считает нужным, что может быть полезным людям, самым главным критерием существования он считает отрицание. Павел Петрович же не признает подобной жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Кирсанов считал, что молодежь в лице Базарова способна лишь разрушать, но не созидать, и в какой-то степени был прав. Однако и за его устаревшими аристократическими устоями, за праздным образом жизни не было будущего. Герои спорили и о «вечных ценностях», таких как искусство, семья, любовь, и в этих дискуссиях их мнения были абсолютно разными.
Таким образом, можно сделать вывод, что спор поколений будет существовать до тех пор, пока век будет сменяться следующим, и этого избежать нельзя, как и нельзя представителю старых устоев успеть за новым, грядущим временем, и это, к сожалению, неотвратимо. Однако в споре рождается истина и нет абсолютно верной жизненной позиции, в каждом поколении есть свои недостатки.
Родные Вятские просторы
Леса, овраги и цветы,
Долины рек, луга, озера –
Истоки вечной красоты.
М. Андреева
Что такое Родина? Родина – это самое дорогое сердцу место, уголок Земли. Здесь человек рождается, растет и начинает взрослеть.
В мире много красивых, замечательных, удивительных мест. Но для меня самым красивым местом является моя малая Родина, мой поселок с теплым названием Красная Поляна.
Находится Красная Поляна на Вятской земле. Вокруг нашего поселка расположен лес. Природа леса сказочно разнообразна и богата. Любоваться лесной красотой можно в каждое время года. Лес по-своему великолепен и летом, и зимой, и весной, и осенью! Я очень люблю наши белые кудрявые березы, заросли черемухи, земляничные поляны, величественные ели и сосны, могучие и корявые дубы. Сердце переполняет счастье, когда я гуляю по бору, вдыхая свежий сосновый аромат или, любуюсь дубравой, собирая листья и желуди. Слушаю несмолкающее радостное пение птиц. А еще лес дарит нам грибы и ягоды.
На юго-запад от поселка расстилаются бескрайние луга, где растет сочная трава и множество луговых цветов. Среди цветов порхают бабочки, жужжат пчелы, шмели, зависают стрекозы.
Моя Красная Поляна расположилась на левом берегу реки Вятка. Летом мы ходим купаться и загорать. Правый берег реки крутой и мне кажется очень высоким. На его склонах растут красавицы елки, малина, рябина, шиповник, клубника. Из-под земли бьют ключи. А вода в ключах очень холодная и вкусная. А еще правый берег реки приютил целую колонию серых цапель. Они строят гнезда на высоких деревьях. Все лето совершают перелеты на болота и луга поселка.
Я очень хочу, чтобы мой поселок процветал, а природа жила и дарила всем нам радость. Хочу, чтобы не вырубали леса, вода в реке Вятка была чистой и водилась там рыба.
Может быть, кода я стану взрослой, то буду жить где-нибудь далеко от дома. Но дорога домой самая короткая. Я обязательно буду возвращаться домой, к своим истокам, в родной мне поселок, где смогу любоваться песчаным берегом Вятки, чайками, кружащими над водой. Как будет здорово взять лукошко и набрать душистой земляники. Съездить на велосипеде на Лесное озеро, искупаться в нем, вдохнуть запах луговых цветов и трав родной земли.
Да, именно здесь Родины моей начало. Здесь я воспитываюсь и получаю первые уроки жизни. Я учусь любить дорогих мне людей, учусь любоваться природой, замечать красоту даже в самых простых вещах. Значит, я учусь любить и дорожить уголком Земли, который зовется моей Родиной.
Я люблю свой поселок с теплым названием Красная Поляна!
Этот текст посвящен многострадальной русской деревне, проблеме безумного и бездушного отношения к ней со стороны власть имущих. Автор раскрывает эту проблему на примере случая из жизни, изображая старика, который не хотел бросить землю отцов и могилку жены и был переселен буквально силой: родные сыновья связали его и перевезли. Автор приводит и несколько своих мыслей, между делом комментируя повествование (например, в предложениях 9 и 40).
Автор уверен, что бесхозяйственное отношение к деревне – причина гибели настоящей Руси, ее ценностей и богатства. Это настоящее «нашествие на Россию». Гибнет не только сельское хозяйство – гибнет память, гибнут устои. Я согласен с автором текста, да и как можно с ним не согласиться! Мы видим, что сейчас идут попытки восстановить то, что прежде с таким воодушевлением разрушалось. В прессе часто появляются репортажи о том, как в разных селах появляются фермеры. И хотя это не совсем то, что было раньше (в большинстве случаев только богатым по карману купить землю и наладить производство), но все же это попытка оживить деревню.
В литературе второй половины 20 века есть немало произведений, посвященных теме гибели русской деревни. Наверное, самое пронзительное – это повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой». Автор этого произведения тоже уверен в том, что такое «хозяйствование» губит и землю, и сельское хозяйство, и души людей. Героиня этой повести Дарья не спорит с внуком или соседкой, которые выражают мнение начальства о якобы прогрессе. Она только про себя понимает, что так обращаться с землей и людьми нельзя, безнравственно. Об этом стоит задуматься всем нам.
ГОРОДСКОЙ ЗАОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
«МОЙ ОТЧИЙ КРАЙ»
Литературное произведение
Край родной – кусочек сердца моего
(сочинение)
Выполнила: Сорокина Марина
Владимировна, ученица 9 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
Потуданская школа»;
Белгородская область Староосколь
ский район село Потудань
Руководитель: Боева Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная
Потуданская школа».
Старый Оскол – 2009
В жизни каждого человека есть уголок земли, где он родился, вырос, где ему всегда рады, где его обязательно кто-то ждет. И уголок этот все равно, что кусочек сердца: нельзя безболезненно вырвать и забыть. И говорить о любви к родному краю равносильно тому, что говорить о любви к матери. Как мама – самый дорогой человек в жизни каждого из нас, так и то место, где ты родился и вырос, самое близкое сердцу.
Мой родной край носит красивое звучное «имя» – Белгородчина. Сколько здесь лесов, рек, бескрайних полей! Всего и не перечислишь. Славится наш край природными богатствами. Но, что и говорить, люди у нас тоже вносят свой вклад в процветание малой родины. Среди всех близлежащих областей Белгородская область самая благоустроенная, самая чистая, самая гостеприимная. Посмотрите вокруг! Строятся школы, открываются библиотеки, прокладываются дороги, возводятся памятники… Но что особенно греет человеческую душу, так это духовное процветание родного края. Сколько грязи, пошлости, фальши, жестокости творится в современном мире! И человек сможет выкарабкаться изо всего этого только в том случае, если душа его будет светлой, а мысли – чистыми. На нашей земле создаются все условия для людей, желающих исцелить свои души.
Если посмотреть на Белгородский край с высоты птичьего полета, то он может показаться волшебной страной под названием Святая Земля. Ведь куда ни взглянешь, даже в самых отдаленных уголках Белгородчины строятся красивые церкви и часовни, в городах возвышаются величественные соборы и храмы.
Бесспорно, люди заботятся о своей земле. Не то что с годами, а с каждым днем наша область все более процветает, облагораживается. Радостно смотреть на город, встречающий тебя чистыми улицами, цветущими клумбами, ухоженными парками.
Но моему сердцу ближе простая сельская красота.
Село! Для каждого из нас это слово означает что-то свое, личное. Для одного – это свежий чистый воздух, для другого – собственное домашнее хозяйство, для третьего, быть может, село ассоциируется с грязью на дорогах. А лично я вкладываю в это слово иной смысл. Для меня село – это тот крохотный кусочек огромной планеты, который принадлежит только мне, потому что я здесь родилась, выросла, потому что с ним связаны самые приятные моменты моей жизни. И в целом мире для меня нет более уютного, желанного сердцу уголка, чем родная Потудань.
Представьте себе удивительную картину: небольшое село, окруженное со всех сторон лесами, бескрайние поля, речка с зеркальной гладью, скромная часовенка, спрятавшаяся в лесной гуще… Воображение рисует просто райский уголок. И это моя малая Родина.
Наше село в своем роде уникально. Природа одарила его редкими достопримечательностями. Так, на всю область славится Потудань своим целебным источником. По преданию, когда-то из недр земли несколько ключей выбрасывали много воды на поверхность. Мощные фонтаны размыли земной грунт, и рядом с родником образовался глубокий прудок, заросший тиной. Длина его была метров 50, ширина – 25, а глубина местами доходила до 5-7 метров. Были случаи, когда в прудке тонули люди. Ходила легенда, будто их топила русалка. Местные жители решили поймать ее, но вместо нее в сеть попалась щука с человеческий рост. Русалка ли это была в образе рыбы, неизвестно, но тонуть в роднике люди перестали.
Но это всего лишь легенда. А вот что, действительно, правда, так это то, что верят люди в живительную силу Потуданского родника. На великие праздники съезжается сюда народ со всех окрестных областей. Собираются, чтобы помолиться Богу, набрать из родника святой воды, очистить свои души.
А для выпускников нашей школы стало традицией встречать рассвет у источника, наблюдая, как первые лучи восходящего солнца скользят по глади воды, как рассыпаются по траве хрустальные капельки росы.
Рассветает, и красные блики
Опоясали весь горизонт.
Светел краешек неба, откуда
Скоро солнце разбег возьмет.
Так и кажется: хочет Потудань
Повернуться на солнца восход.
А еще настоящей гордостью нашего села являются люди, живущие здесь. Это не только люди труда настоящего времени, но и пенсионеры, отдавшие свои силы на благо родного края, и ветераны Великой Отечественной войны, рисковавшие жизнью ради нас, ныне живущих в мире и довольствии. Каждый год Потуданская школа чтит память погибших и поздравляет с Победой живых героев войны.
Писать о моей родной Потудани можно до бесконечности. Этот райский уголок останется в моем сердце, в моей памяти навсегда. Я хочу, чтобы мое село продолжало жить вопреки всем невзгодам, чтобы процветало день ото дня, чтобы каждый год наш добрый родничок встречал гостей. А для этого, прежде всего нам, потуданцам, нужно заботиться о своем селе, относиться к нему так, как мы относимся к отчему дому. И пока в сердце хотя бы одного человека теплится любовь к родной земле, село наше будет жить.
Работа: Шиховец А.Н., ученицы 7 класса
Руководитель: Кожевникова Е.А.
Конкурс эссе «Милый сердцу уголок»
Насколько я знаю, мои предки со стороны отца были родом из белорусского города Гомеля. Мой папа появился на свет в Германии – его родители были военными. Дедушка по материнской линии родился в селе Погромном в Волгоградской области, а бабушка – в Митякино. Но себя я считаю уроженкой Волгограда – города, в котором прошла большая часть моей жизни.
Я люблю свой город за его героическое прошлое. Невозможно не гордиться защитниками Сталинграда, ценой собственных жизней не дававших врагу пересечь тот рубеж, за которым им была бы открыта дорога вглубь страны. В те страшные годы, когда даже реки горели, людям хватило сил не только отстоять, но и отстроить родной город.
Я люблю Волгоград. Я люблю его степи с шумящими волнами зеленого ковыля, его короткую, но нежную весну: сперва долго не тает снег, и все еще бывает морозно, потом внезапно зазеленели и распустились почки, появились бледные подснежники, расцвели дурманяще-ароматные ландыши, – и весна оборвалась. Наступило лето, жаркое и сухое, с палящим полуденным солнцем и дикими, желтыми, фиолетовыми и розоватыми ирисами, вокруг которых собирается множество других, скромных цветов и трав: пастушья сумка, тысячелистник, терпко пахнущая полынь. Осень, пожалуй, длится дольше, чем хотелось бы, захватывая и часть зимы. Но как не восхититься яркой красотой ее первых, теплых месяцев – «бабьего лета»! Даже самое холодное время года, когда земля завернута в снежный саван, в Волгограде по-своему прекрасно.
Многое может измениться с годами. Может и я покину Волгоград ради нового места. Но детские впечатления – самые сильные. Мой родной город навеки останется в моем сердце.
Россия – священная земля, необъятная, великая держава, щедрая, мудрая, сильная, отличающаяся от других государств богатейшей культурой, историей, людьми… Россия всегда была могучей, и в процессе становления своей мощи она вбирала в себя малые народы и слабые государства, давая им защиту и помогая развивать, сохранять отличительные особенности культуры и быта. Так произошло и с Мордовией.
Мордовские племена проживали на правом берегу Волги еще в эпоху мезолита, а древнемордовская культура начала складываться в первом тысячелетии нашей эры, тогда же появилась возможность говорить о мордве как о сформировавшейся этнической общности с собственной зарождающейся культурой. Народ мордовский был малочислен и не мог развиваться вровень со славянами или монголами, поэтому мордва то и дело находилась в центре конфликтов: сначала между Русью и Булгарией, затем оказалась под влиянием Монгольской империи. Официально вхождение мордовских племен в состав Русского государства произошло в 1551 году, когда народы правобережной Волги присягнули на верность русскому царю. Это и стало правовым закреплением присоединения мордвы. Вследствие этого территория Мордовии постепенно была освоена и включена в социальную структуру сословно-представительской монархии – Мордовский народ стал проходить постепенную культурную ассимиляцию. Так, например, в Мордовии появилось православное христианство.
Процесс христианизации среди населения в основном шел насильно, так как коренные жители отказывались добровольно принять православие. Свидетельством этого есть тот факт, что данный процесс начался с конца ХVI века, а закончился только в конце ХVIII. Этот затянувшийся период позволяют нам судить о том, что христианизация проходила очень тяжело.
Я считаю, что крещение было необходимо: христианство формирует устойчивый морально-этический стержень, способствующий прививанию традиционной культуры для окончательного вливания «мордовского человека» в общество Русского государства. При этом христианство не уничтожало традиционного быта мордвы и позволяло культурно развиваться в рамках того времени.
С постепенным укоренением православия в жизни мордовских народов стали появляться духовно-культурные памятники, связанные преимущественно с религией, Святыни земли Мордовской. Чаще всего это были церкви или монастыри. Мне хочется рассказать об одном из таких святых мест. Речь пойдет о Большом Чуфарове. Это русское село в Ромодановском районе Республики Мордовия, расположено оно на реке Аморда. Название этого села – антропоним: Чуфаровы – владельцы данного населенного пункта, являвшегося волостным центром. Здесь существовало земское училище. Во второй половине ХIХ столетия здесь был основан Свято-Троицкий женский монастырь, который стал достопримечательностью не только района, но и всей республики. Его основателем являлся Игнатий Парамонович Вершин.
Игнатий Парамонович родился в семье крепостных крестьян, с самого детства молодого человека манила стезя служения Богу, так Игнатий удалился в Болтинский лес, где вырыл себе тесную землянку, затем он отстроил для молитвы келью. Вместе с ним и его жена потянулась к монашеской жизни, она принадлежала к числу первых монахинь Чуфаровского монастыря, ее иноческое имя Епроксия. Постепенно к ней присоединились девушки и женщины, не желавшие вступать в брак, так было положено начало общины. Старец Игнатий назначил Евдокию Тро фимову главой общины, как единственную грамотную. Затем местный землевладелец предложил старцу территорию для нужд общины. Так был заложен монастырь, а в 1867 году в кельях насчитывалось уже более двадцати сестер.
Но на долю этой Священной обители выпала крайне печальная участь. Монастырь строился долго ценой непосильного труда, великой жертвенности Чуфаровских сельчан, а в советское время прослыл олицетворением насилия безбожного режима. На его территории была организована исправительно-трудовая колония НКВД. Эта тюрьма стала самой страшной в Мордовии. За все время ее существования в ней побывало около 20 тысяч человек, многие из которых были либо расстреляны, либо умерли от болезней и непосильного труда. На месте массовых захоронений в наши дни установлена мемориальная доска в память о невинно замученных заключенных.
В народе говорят, что Свято место пусто не бывает. Советская власть хотела не только разрушить монастырь, но и превратить его в памятник жестокости, насилию, порабощению человека и церкви, ужасающей духовной пустоте. Но произошло чудо: вера народная, любовь к Богу помогла этой Святой обители возродиться.
После распада СССР Свято-Троицкий монастырь обрел новейшую историю. 16 декабря 1993 года насельник Санаксарского монастыря иеромонах Лазарь был направлен для восстановления обители в Большом Чуфарове. Уже в феврале 1994 года туда вернули монашествующие, на сей раз мужчины. Игумен Лазарь за короткое время с братией восстановили два корпуса. За год возвели каменный храм о двух небольших главах. Храм был назван в Святую память Новомученников Российских, и это очень символично – построить церковь людям, чьи жизни сломала политическая система. Освящение храма состоялось 13 августа 1996 года в присутствии большого числа родственников людей, замученных в советские годы. Вот так сложилась судьба Чуфаровского монастыря, плоть к плоти связанного с судьбой русского народа и существующего в неотъемлемой связи с его судьбой.
Всё за стенами монастыря теперь создаёт впечатление чего-то удивительного: площадь, трапезная, повсюду цветники и шумящие майской листвой белые русские берёзы…
Святые места Мордовии – это родники России, утоляющие духовную жажду страждущих
На территории Мордовии располагается не один десяток исторически ценных мест, которые ни чуть не уступают селу Чуфарово. Я считаю, что очень важно знать историю малой родины, потому что из истории наших малых родин получается одна огромная история великого Русского народа и великой страны России.
Сочинение по тексту:
Проблема отношений отцов и детей – именно об этом рассуждает русский писатель – Владимир Николаевич Крупин.
Мы знакомимся с историей, произошедшей в одной деревне: Пожилой мужчина, оставшийся без жены, от своих детей узнает, что деревню собираются уничтожить, и ему придется переехать. Дети также настаивали на переезде. И когда старик, горячо любивший родину, отказался уезжать, дети увезли его насильно. После этого герой никому не сказал ни слова.
Позиция автора такова: Дети должны уважать своих родителей и не лишать их собственного духовного мира. Преемственность поколений есть залог будущего России.
Моё мнение полностью совпадает с мнением автора. Об этой проблеме рассуждали многие известные писатели. В том числе и Иван Сергеевич Тургенев, который в своём произведении “Отцы и дети” ярко демонстрирует отношение к родителям. Евгений Базаров признается, что любит своих родителей. Однако, его любовь выражается более сдержано, не так как мы привыкли видеть.
К сожалению, бывает и такое, что родители не хотят идти навстречу детям. Например, Иван |V убил собственного сына, не выслушав его.
Таким образом, я пришла к выводу: Чтобы отношения между детьми и их родителями были крепкими, обязательно нужно, чтобы обе стороны делали шаг навстречу.
Текст В. Н. Крупина:
(1)На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть и поздно, но хочется рассказать.
(2) Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин. (3)Он жил бобылём. (4)Похоронив жену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу у могилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. (5)Дети у них были хорошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все разорены), старика навещали постоянно. (б) Однажды объявили ему, что его деревня попала в число неперспективных, что ему дают квартиру в центральной усадьбе, а деревню эту снесут, расширят пахотные земли. (7)Что такой процесс идёт по всей России. (8)«Подумай, — говорили сыновья, — нельзя же к каждой деревне вести дорогу, тянуть свет, подумай по-государственному».
(9)Сыновья были молоды, их легко было обмануть. (10)Старик же сердцем понимал: идёт нашествие на Россию. (11)Какое там расширение пахотной площади! (12)Болтовня! (13)Гнать трактора с центральной усадьбы за десять-пятнадцать километров — это разумно? (14)А выпасы? (15)Ведь около центральной усадьбы все будет вытоптано за одно лето. (16)И главное — личные хозяйства. (17)Ведь они у будут — и стали — не при домах, а поодаль. (18)Придёшь с работы измученный, и надо ещё тащиться на участок, полоть и поливать. (19)А покосы? (20)А живность?
(21)Ничего не сказал старик. (22)Оставшись один, вышел во двор. (23)Почти все, что было во дворе, хлевах, сарае, — всё должно было погибнуть. (24)Старик глядел на инструменты и чувствовал, что предаёт их. (25)Он затопил баню, старая треснутая печь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. (26)Заплаканным и перемазанным сажей он пошёл на кладбище.
(27)Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. (28)Они говорили: «Ты хоть съезди посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь водопровод!» (29)Старик отказался наотрез.
(30)Так он и зимовал. (31)Весной вышел окончательный приказ. (32)Сверху давили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные угодья. (33)Коснулось и старика. (34)Уже не только сыновья, но и начальство приезжало его уговаривать. (35)И ещё раз приехал начальник. (36)Увещевал: — Ты сознательный человек, подумай. (37)Ты тормозишь прогресс. (38)Твоей деревни уже нет ни на каких картах. (39)Политика такая, чтоб Нечерноземье поднять. (40)Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. (41)Они приехали на тракторе с прицепом, стали молча выносить и грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. (42)Старик молчал. (43)Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. (44)Он не поверил,
стал вырываться. (45)Про себя он решил, что будет жить в лесу, выкопает
землянку. (46)Сыновья связали отца: «Прости, отец» — посадили в тракторную тележку и повезли. (47)Старик мотал головой и скрипел зубами. (48)Пёсик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежал
обратно в деревню. (49)Больше старик не сказал никому ни слова.
(По В. Н. Крупину)
(1)На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть и поздно, но хочется рассказать.
(2) Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин. (3)Он жил бобылём. (4)Похоронив жену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу у могилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. (5)Дети у них были хорошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все разорены), старика навещали постоянно. (б) Однажды объявили ему, что его деревня попала в число неперспективных, что ему дают квартиру в центральной усадьбе, а деревню эту снесут, расширят пахотные земли. (7)Что такой процесс идёт по всей России. (8)«Подумай, — говорили сыновья, — нельзя же к каждой деревне вести дорогу, тянуть свет, подумай по-государственному».
(9)Сыновья были молоды, их легко было обмануть. (10)Старик же сердцем понимал: идёт нашествие на Россию. (11)Какое там расширение пахотной площади! (12)Болтовня! (13)Гнать трактора с центральной усадьбы за десять-пятнадцать километров — это разумно? (14)А выпасы? (15)Ведь около центральной усадьбы все будет вытоптано за одно лето. (16)И главное — личные хозяйства. (17)Ведь они у будут — и стали — не при домах, а поодаль. (18)Придёшь с работы измученный, и надо ещё тащиться на участок, полоть и поливать. (19)А покосы? (20)А живность?
(21)Ничего не сказал старик. (22)Оставшись один, вышел во двор. (23)Почти все, что было во дворе, хлевах, сарае, — всё должно было погибнуть. (24)Старик глядел на инструменты и чувствовал, что предаёт их. (25)Он затопил баню, старая треснутая печь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. (26)Заплаканным и перемазанным сажей он пошёл на кладбище.
(27)Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. (28)Они говорили: «Ты хоть съезди посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь водопровод!» (29)Старик отказался наотрез.
(30)Так он и зимовал. (31)Весной вышел окончательный приказ. (32)Сверху давили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные угодья. (33)Коснулось и старика. (34)Уже не только сыновья, но и начальство приезжало его уговаривать. (35)И ещё раз приехал начальник. (36)Увещевал: — Ты сознательный человек, подумай. (37)Ты тормозишь прогресс. (38)Твоей деревни уже нет ни на каких картах. (39)Политика такая, чтоб Нечерноземье поднять. (40)Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. (41)Они приехали на тракторе с прицепом, стали молча выносить и грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. (42)Старик молчал. (43)Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. (44)Он не поверил,
стал вырываться. (45)Про себя он решил, что будет жить в лесу, выкопает
землянку. (46)Сыновья связали отца: «Прости, отец» — посадили в тракторную тележку и повезли. (47)Старик мотал головой и скрипел зубами. (48)Пёсик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежал
обратно в деревню. (49)Больше старик не сказал никому ни слова.
(По В. Н. Крупину)
На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть, и поздно, но хочется рассказать.
Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин.
Полный текст
Сочинение
Из века в век меняются устои, ситуации и люди, но спор между поколениями был и будет актуален всегда и повсеместно. В данном тексте В.Н. Крупин предлагает нам задуматься над проблемой взаимоотношений отцов и детей.
Проводя её анализ, автор приводит в пример ситуацию из жизни бобыля, ставшего жертвой кампании «по сносу деревень». Старика на склоне лет решили лишить малой родины, и он, естественно, сопротивляясь, был предан собственными детьми. Герой не желал бросать свою усадьбу и могилу жены и сопротивлялся этому «нашествию на Россию», однако его дети были молоды, «их легко было обмануть» – поэтому они, некоторое время пытаясь безрезультатно уговорить отца словами, в итоге применили насилие и увезли отца из деревни в тракторной телеге. Писатель делает акцент на отчаянном сопротивлении героя: он «стал вырываться», «старик мотал головой и скрипел зубами» – настолько дорога была для него его малая родина, однако его дети посчитали, что везут отца к лучшей жизни, что стало их роковой ошибкой.
Автор считает, что дети априори должны уважать своих родителей и с пониманием относиться к их духовному миру. Именно взаимопонимание является залогом доверительных и теплых отношений между поколениями.
Я полностью согласна с мнением писателя и тоже считаю, что необходимо понимать своих родителей и уважительно относиться ко всем их привязанностям, даже если они не соответствуют происходящим в мире изменениям – светлое будущее не может строиться на ссорах между отцами и детьми.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представителем старого поколения является Фамусов и общество, его окружающее, а противопоставлен ему Чацкий, который является представителем нового поколения. Весь главный конфликт произведения разворачивается вокруг этих двух личностей, вплетая в себя других, внесценических персонажей, которые дополняют позицию каждой из сторон. Чацкий представлен революционной личностью, настроенной на изменения во всех сферах жизни: на крушение старых устоев, на разрушение таких пороков как чинопочитание и лицемерие, и, что самое главное, на более глубокое умственное развитие. Фамусов же настроен враждебно к любым переменам, революционер для него то же, что и преступник: он предпочитает жить заслугами своих предков, существовать прошлым, уважать человека за чин и богатство и развиваться лишь в самобытности, протестуя против учености и образованности, перебирая бумаги и настраивая связи с «уважаемыми» людьми. Он ценит патриархальный устой жизни и испытывает ненависть ко всему иностранному, но лишь потому, что французские романы являются «губителями карманов и сердец», во всем остальном фамусовское общество следует за западом, и это высмеивает Чацкий. Для Фамусова большим пороком является бедность, и эту мысль он пытается навязать и своей дочери, однако та, хоть и была воспитана приверженцем прошлого, является представителем нового поколения, хоть и по-своему глупа. Девушка, так же, как и Чацкий, сопротивляется устоям отца, однако воспитание все же дает о себе знать. И это противостояние века минувшего и века будущего заканчивается не в пользу Чацкого, но лишь потому, что тот был в своих суждениях одинок, однако автор подводит нас к мысли о том, что изменения все-таки грядут.
Конфликт поколений представлен также и в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Представителем «нового» поколения является Евгений Базаров, а его героем-антагонистом, представителем старых устоев, Павел Петрович Кирсанов. Уже в самом начале произведения намечается конфликт разночинца-демократа и представителя либерального дворянства, выраженный во внешнем виде героев: балахон и лохмотья Базарова противопоставляется «изящному и породистому» Павлу Петровичу, одетому в дорогой фрак. В дальнейшем мы узнаем, насколько разное мировоззрение у этих личностей. Павел Петрович глубоко убежден, что опорой человеческой личности являются моральные устои аристократов, Базаров же принимает только то, что считает нужным, что может быть полезным людям, самым главным критерием существования он считает отрицание. Павел Петрович же не признает подобной жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Кирсанов считал, что молодежь в лице Базарова способна лишь разрушать, но не созидать, и в какой-то степени был прав. Однако и за его устаревшими аристократическими устоями, за праздным образом жизни не было будущего. Герои спорили и о «вечных ценностях», таких как искусство, семья, любовь, и в этих дискуссиях их мнения были абсолютно разными.
Таким образом, можно сделать вывод, что спор поколений будет существовать до тех пор, пока век будет сменяться следующим, и этого избежать нельзя, как и нельзя представителю старых устоев успеть за новым, грядущим временем, и это, к сожалению, неотвратимо. Однако в споре рождается истина и нет абсолютно верной жизненной позиции, в каждом поколении есть свои недостатки.
Родные Вятские просторы
Леса, овраги и цветы,
Долины рек, луга, озера –
Истоки вечной красоты.
М. Андреева
Что такое Родина? Родина – это самое дорогое сердцу место, уголок Земли. Здесь человек рождается, растет и начинает взрослеть.
В мире много красивых, замечательных, удивительных мест. Но для меня самым красивым местом является моя малая Родина, мой поселок с теплым названием Красная Поляна.
Находится Красная Поляна на Вятской земле. Вокруг нашего поселка расположен лес. Природа леса сказочно разнообразна и богата. Любоваться лесной красотой можно в каждое время года. Лес по-своему великолепен и летом, и зимой, и весной, и осенью! Я очень люблю наши белые кудрявые березы, заросли черемухи, земляничные поляны, величественные ели и сосны, могучие и корявые дубы. Сердце переполняет счастье, когда я гуляю по бору, вдыхая свежий сосновый аромат или, любуюсь дубравой, собирая листья и желуди. Слушаю несмолкающее радостное пение птиц. А еще лес дарит нам грибы и ягоды.
На юго-запад от поселка расстилаются бескрайние луга, где растет сочная трава и множество луговых цветов. Среди цветов порхают бабочки, жужжат пчелы, шмели, зависают стрекозы.
Моя Красная Поляна расположилась на левом берегу реки Вятка. Летом мы ходим купаться и загорать. Правый берег реки крутой и мне кажется очень высоким. На его склонах растут красавицы елки, малина, рябина, шиповник, клубника. Из-под земли бьют ключи. А вода в ключах очень холодная и вкусная. А еще правый берег реки приютил целую колонию серых цапель. Они строят гнезда на высоких деревьях. Все лето совершают перелеты на болота и луга поселка.
Я очень хочу, чтобы мой поселок процветал, а природа жила и дарила всем нам радость. Хочу, чтобы не вырубали леса, вода в реке Вятка была чистой и водилась там рыба.
Может быть, кода я стану взрослой, то буду жить где-нибудь далеко от дома. Но дорога домой самая короткая. Я обязательно буду возвращаться домой, к своим истокам, в родной мне поселок, где смогу любоваться песчаным берегом Вятки, чайками, кружащими над водой. Как будет здорово взять лукошко и набрать душистой земляники. Съездить на велосипеде на Лесное озеро, искупаться в нем, вдохнуть запах луговых цветов и трав родной земли.
Да, именно здесь Родины моей начало. Здесь я воспитываюсь и получаю первые уроки жизни. Я учусь любить дорогих мне людей, учусь любоваться природой, замечать красоту даже в самых простых вещах. Значит, я учусь любить и дорожить уголком Земли, который зовется моей Родиной.
Я люблю свой поселок с теплым названием Красная Поляна!
Этот текст посвящен многострадальной русской деревне, проблеме безумного и бездушного отношения к ней со стороны власть имущих. Автор раскрывает эту проблему на примере случая из жизни, изображая старика, который не хотел бросить землю отцов и могилку жены и был переселен буквально силой: родные сыновья связали его и перевезли. Автор приводит и несколько своих мыслей, между делом комментируя повествование (например, в предложениях 9 и 40).
Автор уверен, что бесхозяйственное отношение к деревне – причина гибели настоящей Руси, ее ценностей и богатства. Это настоящее «нашествие на Россию». Гибнет не только сельское хозяйство – гибнет память, гибнут устои. Я согласен с автором текста, да и как можно с ним не согласиться! Мы видим, что сейчас идут попытки восстановить то, что прежде с таким воодушевлением разрушалось. В прессе часто появляются репортажи о том, как в разных селах появляются фермеры. И хотя это не совсем то, что было раньше (в большинстве случаев только богатым по карману купить землю и наладить производство), но все же это попытка оживить деревню.
В литературе второй половины 20 века есть немало произведений, посвященных теме гибели русской деревни. Наверное, самое пронзительное – это повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой». Автор этого произведения тоже уверен в том, что такое «хозяйствование» губит и землю, и сельское хозяйство, и души людей. Героиня этой повести Дарья не спорит с внуком или соседкой, которые выражают мнение начальства о якобы прогрессе. Она только про себя понимает, что так обращаться с землей и людьми нельзя, безнравственно. Об этом стоит задуматься всем нам.
ГОРОДСКОЙ ЗАОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
«МОЙ ОТЧИЙ КРАЙ»
Литературное произведение
Край родной – кусочек сердца моего
(сочинение)
Выполнила: Сорокина Марина
Владимировна, ученица 9 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
Потуданская школа»;
Белгородская область Староосколь
ский район село Потудань
Руководитель: Боева Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная
Потуданская школа».
Старый Оскол – 2009
В жизни каждого человека есть уголок земли, где он родился, вырос, где ему всегда рады, где его обязательно кто-то ждет. И уголок этот все равно, что кусочек сердца: нельзя безболезненно вырвать и забыть. И говорить о любви к родному краю равносильно тому, что говорить о любви к матери. Как мама – самый дорогой человек в жизни каждого из нас, так и то место, где ты родился и вырос, самое близкое сердцу.
Мой родной край носит красивое звучное «имя» – Белгородчина. Сколько здесь лесов, рек, бескрайних полей! Всего и не перечислишь. Славится наш край природными богатствами. Но, что и говорить, люди у нас тоже вносят свой вклад в процветание малой родины. Среди всех близлежащих областей Белгородская область самая благоустроенная, самая чистая, самая гостеприимная. Посмотрите вокруг! Строятся школы, открываются библиотеки, прокладываются дороги, возводятся памятники… Но что особенно греет человеческую душу, так это духовное процветание родного края. Сколько грязи, пошлости, фальши, жестокости творится в современном мире! И человек сможет выкарабкаться изо всего этого только в том случае, если душа его будет светлой, а мысли – чистыми. На нашей земле создаются все условия для людей, желающих исцелить свои души.
Если посмотреть на Белгородский край с высоты птичьего полета, то он может показаться волшебной страной под названием Святая Земля. Ведь куда ни взглянешь, даже в самых отдаленных уголках Белгородчины строятся красивые церкви и часовни, в городах возвышаются величественные соборы и храмы.
Бесспорно, люди заботятся о своей земле. Не то что с годами, а с каждым днем наша область все более процветает, облагораживается. Радостно смотреть на город, встречающий тебя чистыми улицами, цветущими клумбами, ухоженными парками.
Но моему сердцу ближе простая сельская красота.
Село! Для каждого из нас это слово означает что-то свое, личное. Для одного – это свежий чистый воздух, для другого – собственное домашнее хозяйство, для третьего, быть может, село ассоциируется с грязью на дорогах. А лично я вкладываю в это слово иной смысл. Для меня село – это тот крохотный кусочек огромной планеты, который принадлежит только мне, потому что я здесь родилась, выросла, потому что с ним связаны самые приятные моменты моей жизни. И в целом мире для меня нет более уютного, желанного сердцу уголка, чем родная Потудань.
Представьте себе удивительную картину: небольшое село, окруженное со всех сторон лесами, бескрайние поля, речка с зеркальной гладью, скромная часовенка, спрятавшаяся в лесной гуще… Воображение рисует просто райский уголок. И это моя малая Родина.
Наше село в своем роде уникально. Природа одарила его редкими достопримечательностями. Так, на всю область славится Потудань своим целебным источником. По преданию, когда-то из недр земли несколько ключей выбрасывали много воды на поверхность. Мощные фонтаны размыли земной грунт, и рядом с родником образовался глубокий прудок, заросший тиной. Длина его была метров 50, ширина – 25, а глубина местами доходила до 5-7 метров. Были случаи, когда в прудке тонули люди. Ходила легенда, будто их топила русалка. Местные жители решили поймать ее, но вместо нее в сеть попалась щука с человеческий рост. Русалка ли это была в образе рыбы, неизвестно, но тонуть в роднике люди перестали.
Но это всего лишь легенда. А вот что, действительно, правда, так это то, что верят люди в живительную силу Потуданского родника. На великие праздники съезжается сюда народ со всех окрестных областей. Собираются, чтобы помолиться Богу, набрать из родника святой воды, очистить свои души.
А для выпускников нашей школы стало традицией встречать рассвет у источника, наблюдая, как первые лучи восходящего солнца скользят по глади воды, как рассыпаются по траве хрустальные капельки росы.
Рассветает, и красные блики
Опоясали весь горизонт.
Светел краешек неба, откуда
Скоро солнце разбег возьмет.
Так и кажется: хочет Потудань
Повернуться на солнца восход.
А еще настоящей гордостью нашего села являются люди, живущие здесь. Это не только люди труда настоящего времени, но и пенсионеры, отдавшие свои силы на благо родного края, и ветераны Великой Отечественной войны, рисковавшие жизнью ради нас, ныне живущих в мире и довольствии. Каждый год Потуданская школа чтит память погибших и поздравляет с Победой живых героев войны.
Писать о моей родной Потудани можно до бесконечности. Этот райский уголок останется в моем сердце, в моей памяти навсегда. Я хочу, чтобы мое село продолжало жить вопреки всем невзгодам, чтобы процветало день ото дня, чтобы каждый год наш добрый родничок встречал гостей. А для этого, прежде всего нам, потуданцам, нужно заботиться о своем селе, относиться к нему так, как мы относимся к отчему дому. И пока в сердце хотя бы одного человека теплится любовь к родной земле, село наше будет жить.
Работа: Шиховец А.Н., ученицы 7 класса
Руководитель: Кожевникова Е.А.
Конкурс эссе «Милый сердцу уголок»
Насколько я знаю, мои предки со стороны отца были родом из белорусского города Гомеля. Мой папа появился на свет в Германии – его родители были военными. Дедушка по материнской линии родился в селе Погромном в Волгоградской области, а бабушка – в Митякино. Но себя я считаю уроженкой Волгограда – города, в котором прошла большая часть моей жизни.
Я люблю свой город за его героическое прошлое. Невозможно не гордиться защитниками Сталинграда, ценой собственных жизней не дававших врагу пересечь тот рубеж, за которым им была бы открыта дорога вглубь страны. В те страшные годы, когда даже реки горели, людям хватило сил не только отстоять, но и отстроить родной город.
Я люблю Волгоград. Я люблю его степи с шумящими волнами зеленого ковыля, его короткую, но нежную весну: сперва долго не тает снег, и все еще бывает морозно, потом внезапно зазеленели и распустились почки, появились бледные подснежники, расцвели дурманяще-ароматные ландыши, – и весна оборвалась. Наступило лето, жаркое и сухое, с палящим полуденным солнцем и дикими, желтыми, фиолетовыми и розоватыми ирисами, вокруг которых собирается множество других, скромных цветов и трав: пастушья сумка, тысячелистник, терпко пахнущая полынь. Осень, пожалуй, длится дольше, чем хотелось бы, захватывая и часть зимы. Но как не восхититься яркой красотой ее первых, теплых месяцев – «бабьего лета»! Даже самое холодное время года, когда земля завернута в снежный саван, в Волгограде по-своему прекрасно.
Многое может измениться с годами. Может и я покину Волгоград ради нового места. Но детские впечатления – самые сильные. Мой родной город навеки останется в моем сердце.
Россия – священная земля, необъятная, великая держава, щедрая, мудрая, сильная, отличающаяся от других государств богатейшей культурой, историей, людьми… Россия всегда была могучей, и в процессе становления своей мощи она вбирала в себя малые народы и слабые государства, давая им защиту и помогая развивать, сохранять отличительные особенности культуры и быта. Так произошло и с Мордовией.
Мордовские племена проживали на правом берегу Волги еще в эпоху мезолита, а древнемордовская культура начала складываться в первом тысячелетии нашей эры, тогда же появилась возможность говорить о мордве как о сформировавшейся этнической общности с собственной зарождающейся культурой. Народ мордовский был малочислен и не мог развиваться вровень со славянами или монголами, поэтому мордва то и дело находилась в центре конфликтов: сначала между Русью и Булгарией, затем оказалась под влиянием Монгольской империи. Официально вхождение мордовских племен в состав Русского государства произошло в 1551 году, когда народы правобережной Волги присягнули на верность русскому царю. Это и стало правовым закреплением присоединения мордвы. Вследствие этого территория Мордовии постепенно была освоена и включена в социальную структуру сословно-представительской монархии – Мордовский народ стал проходить постепенную культурную ассимиляцию. Так, например, в Мордовии появилось православное христианство.
Процесс христианизации среди населения в основном шел насильно, так как коренные жители отказывались добровольно принять православие. Свидетельством этого есть тот факт, что данный процесс начался с конца ХVI века, а закончился только в конце ХVIII. Этот затянувшийся период позволяют нам судить о том, что христианизация проходила очень тяжело.
Я считаю, что крещение было необходимо: христианство формирует устойчивый морально-этический стержень, способствующий прививанию традиционной культуры для окончательного вливания «мордовского человека» в общество Русского государства. При этом христианство не уничтожало традиционного быта мордвы и позволяло культурно развиваться в рамках того времени.
С постепенным укоренением православия в жизни мордовских народов стали появляться духовно-культурные памятники, связанные преимущественно с религией, Святыни земли Мордовской. Чаще всего это были церкви или монастыри. Мне хочется рассказать об одном из таких святых мест. Речь пойдет о Большом Чуфарове. Это русское село в Ромодановском районе Республики Мордовия, расположено оно на реке Аморда. Название этого села – антропоним: Чуфаровы – владельцы данного населенного пункта, являвшегося волостным центром. Здесь существовало земское училище. Во второй половине ХIХ столетия здесь был основан Свято-Троицкий женский монастырь, который стал достопримечательностью не только района, но и всей республики. Его основателем являлся Игнатий Парамонович Вершин.
Игнатий Парамонович родился в семье крепостных крестьян, с самого детства молодого человека манила стезя служения Богу, так Игнатий удалился в Болтинский лес, где вырыл себе тесную землянку, затем он отстроил для молитвы келью. Вместе с ним и его жена потянулась к монашеской жизни, она принадлежала к числу первых монахинь Чуфаровского монастыря, ее иноческое имя Епроксия. Постепенно к ней присоединились девушки и женщины, не желавшие вступать в брак, так было положено начало общины. Старец Игнатий назначил Евдокию Тро фимову главой общины, как единственную грамотную. Затем местный землевладелец предложил старцу территорию для нужд общины. Так был заложен монастырь, а в 1867 году в кельях насчитывалось уже более двадцати сестер.
Но на долю этой Священной обители выпала крайне печальная участь. Монастырь строился долго ценой непосильного труда, великой жертвенности Чуфаровских сельчан, а в советское время прослыл олицетворением насилия безбожного режима. На его территории была организована исправительно-трудовая колония НКВД. Эта тюрьма стала самой страшной в Мордовии. За все время ее существования в ней побывало около 20 тысяч человек, многие из которых были либо расстреляны, либо умерли от болезней и непосильного труда. На месте массовых захоронений в наши дни установлена мемориальная доска в память о невинно замученных заключенных.
В народе говорят, что Свято место пусто не бывает. Советская власть хотела не только разрушить монастырь, но и превратить его в памятник жестокости, насилию, порабощению человека и церкви, ужасающей духовной пустоте. Но произошло чудо: вера народная, любовь к Богу помогла этой Святой обители возродиться.
После распада СССР Свято-Троицкий монастырь обрел новейшую историю. 16 декабря 1993 года насельник Санаксарского монастыря иеромонах Лазарь был направлен для восстановления обители в Большом Чуфарове. Уже в феврале 1994 года туда вернули монашествующие, на сей раз мужчины. Игумен Лазарь за короткое время с братией восстановили два корпуса. За год возвели каменный храм о двух небольших главах. Храм был назван в Святую память Новомученников Российских, и это очень символично – построить церковь людям, чьи жизни сломала политическая система. Освящение храма состоялось 13 августа 1996 года в присутствии большого числа родственников людей, замученных в советские годы. Вот так сложилась судьба Чуфаровского монастыря, плоть к плоти связанного с судьбой русского народа и существующего в неотъемлемой связи с его судьбой.
Всё за стенами монастыря теперь создаёт впечатление чего-то удивительного: площадь, трапезная, повсюду цветники и шумящие майской листвой белые русские берёзы…
Святые места Мордовии – это родники России, утоляющие духовную жажду страждущих
На территории Мордовии располагается не один десяток исторически ценных мест, которые ни чуть не уступают селу Чуфарово. Я считаю, что очень важно знать историю малой родины, потому что из истории наших малых родин получается одна огромная история великого Русского народа и великой страны России.
Сочинение по тексту:
Проблема отношений отцов и детей – именно об этом рассуждает русский писатель – Владимир Николаевич Крупин.
Мы знакомимся с историей, произошедшей в одной деревне: Пожилой мужчина, оставшийся без жены, от своих детей узнает, что деревню собираются уничтожить, и ему придется переехать. Дети также настаивали на переезде. И когда старик, горячо любивший родину, отказался уезжать, дети увезли его насильно. После этого герой никому не сказал ни слова.
Позиция автора такова: Дети должны уважать своих родителей и не лишать их собственного духовного мира. Преемственность поколений есть залог будущего России.
Моё мнение полностью совпадает с мнением автора. Об этой проблеме рассуждали многие известные писатели. В том числе и Иван Сергеевич Тургенев, который в своём произведении “Отцы и дети” ярко демонстрирует отношение к родителям. Евгений Базаров признается, что любит своих родителей. Однако, его любовь выражается более сдержано, не так как мы привыкли видеть.
К сожалению, бывает и такое, что родители не хотят идти навстречу детям. Например, Иван |V убил собственного сына, не выслушав его.
Таким образом, я пришла к выводу: Чтобы отношения между детьми и их родителями были крепкими, обязательно нужно, чтобы обе стороны делали шаг навстречу.
Текст В. Н. Крупина:
(1)На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть и поздно, но хочется рассказать.
(2) Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин. (3)Он жил бобылём. (4)Похоронив жену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу у могилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. (5)Дети у них были хорошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все разорены), старика навещали постоянно. (б) Однажды объявили ему, что его деревня попала в число неперспективных, что ему дают квартиру в центральной усадьбе, а деревню эту снесут, расширят пахотные земли. (7)Что такой процесс идёт по всей России. (8)«Подумай, — говорили сыновья, — нельзя же к каждой деревне вести дорогу, тянуть свет, подумай по-государственному».
(9)Сыновья были молоды, их легко было обмануть. (10)Старик же сердцем понимал: идёт нашествие на Россию. (11)Какое там расширение пахотной площади! (12)Болтовня! (13)Гнать трактора с центральной усадьбы за десять-пятнадцать километров — это разумно? (14)А выпасы? (15)Ведь около центральной усадьбы все будет вытоптано за одно лето. (16)И главное — личные хозяйства. (17)Ведь они у будут — и стали — не при домах, а поодаль. (18)Придёшь с работы измученный, и надо ещё тащиться на участок, полоть и поливать. (19)А покосы? (20)А живность?
(21)Ничего не сказал старик. (22)Оставшись один, вышел во двор. (23)Почти все, что было во дворе, хлевах, сарае, — всё должно было погибнуть. (24)Старик глядел на инструменты и чувствовал, что предаёт их. (25)Он затопил баню, старая треснутая печь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. (26)Заплаканным и перемазанным сажей он пошёл на кладбище.
(27)Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. (28)Они говорили: «Ты хоть съезди посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь водопровод!» (29)Старик отказался наотрез.
(30)Так он и зимовал. (31)Весной вышел окончательный приказ. (32)Сверху давили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные угодья. (33)Коснулось и старика. (34)Уже не только сыновья, но и начальство приезжало его уговаривать. (35)И ещё раз приехал начальник. (36)Увещевал: — Ты сознательный человек, подумай. (37)Ты тормозишь прогресс. (38)Твоей деревни уже нет ни на каких картах. (39)Политика такая, чтоб Нечерноземье поднять. (40)Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. (41)Они приехали на тракторе с прицепом, стали молча выносить и грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. (42)Старик молчал. (43)Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. (44)Он не поверил,
стал вырываться. (45)Про себя он решил, что будет жить в лесу, выкопает
землянку. (46)Сыновья связали отца: «Прости, отец» — посадили в тракторную тележку и повезли. (47)Старик мотал головой и скрипел зубами. (48)Пёсик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежал
обратно в деревню. (49)Больше старик не сказал никому ни слова.
(По В. Н. Крупину)