Сочинение на тему сергий радонежский духовно сильная личность

12 вариантов

  1. Выбери самое главное на твой взгляд)))
    Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил в 1406–1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти ХV века переработал Пахомий Логофет. “Житие Сергия Радонежского” является одним из лучших древнерусских памятников агиографической литературы.
    Преподобный Сергий Радонежский  не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского это его жизнь.
    Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, так как он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
    В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к “жизни во Христе”, ввел идею и практику “высокого жития”, как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам “иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”, “смирением украшать себя”, “единомыслие друг с другом хранить”, “ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения”. По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи “высокого жития”.
    Проповедуя “высокое житие”, Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим”, говорил Сергий.
    Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
    В Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство “осветления души”, ибо страдание должно именно осветлять душу, а не “истязать” тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического “истязания плоти”. И недаром в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за “чистоты жизни” преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.

  2. Эссе
    “Сергий Радонежский”
    Выполнила :ученица 6 Б класса МБОУ СОШ№36
    Кодочигова Арина Вадимовна
    Руководитель: Семина Ольга Николаевна
    Нижегородская область
    г.Дзержинск 2015
    «Поистине Богу не важно, кто ты, дева (монахиня) или
    супруга, монах или мирянин, но ему важно, какой ты и
    желает ли твое сердце творить добрые дела».
    (Училище благочестия СПб; 1891г. стр.160).
    Земля русская богата не только своими полезными ископаемыми, огромными просторами, но и людьми. Ведь именно они и являются главным достоянием любой страны. А сколько святых породила Русская земля! Кто не знает Тихона Задонского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского … Многие из них жили в глубокой древности: святые первоучители словенские Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный великий князь Владимир, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские. Другие — всего сто-двести лет тому назад: преподобный Серафим Саровский, святители Иннокентий Московский, Феофан Затворник. А некоторые жили среди наших отцов и дедов. С ними молились, беседовали, трудились, их учили: святой праведный Иоанн Кронштадтский, святейший Патриарх Тихон, святители митрополиты-мученики Владимир и Вениамин, миряне-мученики Юрий и Иоанн и многие другие. Среди русских святых — люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и нет. И каждый из нас может выбрать себе примеры для подражания. О русских святых написано множество статей, книг. Нам, живущим на русской земле, освященной их святыми мощами, созданными ими храмами и монастырями, надо знать и любить все то, что веками формировало духовный мир русского Православия.
    Более 600 лет приходят люди поклониться игумену всея Руси святому преподобному Сергию Радонежскому («преподобные» – монахи, подобные ангелам). У каждого свои думы , мольбы, чаяния. Что уносят паломники с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надо вспомнить время, когда в народе жил страх и ужас от татарского нашествия .Именно Сергий Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее. Свято преподобный считал, что именно сила духа, нравственность и совестливость народа России способны устроить достойную человека жизнь. Сергий совершенно искоренил в себе порочные качества: гордое властолюбие, удовольствие от власти над другими. Человек, обладающий властью, забывает, что он в первую очередь не повелитель и начальник, а слуга подчиненных ему людей. Став игуменом, Сергий ничем не отличался от простых иноков: ни одеждой, ни поведением, ни кельей, только трудился больше других, совершенствуя свою высокую нравственность. «Желаю лучше учиться, нежели учить», – говорил Сергий Радонежский ученикам.
    А как преподобный стал таким? Из какого рода произошёл? Бояре Кирилл и Мария, жившие на территории княжества Ростовского, были родителями Сергия Радонежского .Семья отличалась благочестием. У Кирилла и Марии было трое детей – Стефан, Варфоломей, Петр. Когда Ростов был разорен, семья переехала в город Радонеж, находившийся под властью московского князя.
    С малых лет Варфоломей слышал в церкви , дома молитвы и псалмы и запоминал их. Вот в каком благочестивом, дружном семействе посчастливилось расти мальчику. А вскоре его мать стала замечать, как не похож ее Варфуша на своих братьев и других детей. Он не любил шумных игр и детских забав, искал уединения и мог часами сидеть где-нибудь в саду, погруженный в глубокую задумчивость. Когда исполнилось Варфоломею семь лет, его, по обычаю, отдали в учение к дьячку. Вместе с ним учились и его братья – старший Стефан и младший Петр, которому не было еще и шести лет. Каково же было огорчение родителей, когда вскоре Стефан и Петр выучились грамоте, а Варфоломей не только не умел складывать буквы, но и не знал их. Учитель жаловался, что много раз повторял отроку одно и то же, но тот как будто не слышал и не понимал, о чем ему говорят, хотя мальчик старался и усердно молился.
    Однажды Варфоломею явился инок, который благословил мальчика. С тех пор Варфоломей без труда усваивал все науки. Когда родители состарились, то они ушли в монастырь. После их смерти Варфоломей, оставил все завещанное родительское наследство Петру. Вместе со Стефаном решил принять монашеский постриг, к которому долго готовились . Братья срубили в Радонежском лесу келью, в которой горячо и усердно молились. Жили в постоянном труде и через некоторое время возвели маленький деревянный собор Святой Троицы. Но Стефану была в тягость уединенная жизнь. Он попрощался с Варфоломеем и ушел в Богоявленский монастырь.
    Варфоломей решил продолжить уединенный образ жизни. Он преодолел страх перед дикими животными, жил в труде. Вскоре слава о Варфоломее разнеслась во все уголки земли русской. Митрополит московский Феогност приехал в лес, чтобы освятить храм, построенный Варфоломеем и Стефаном. Здесь же Варфоломей был пострижен митрополитом в монахи и стал Сергием. Различные чудеса приписывали Сергию, будто даже с медведем научился он ладить . Рассказывали, что большой дикий зверь лежал в ногах Сергия и слушался его, принимал еду с рук Святого.
    Молва о Сергии Радонежском приводила в лес много самых разных людей. Кто-то приезжал сюда ненадолго в поисках уединения и покоя, кто-то хотел провести всю свою жизнь в трудах и молитвах. И через некоторое время вокруг Троицкого собора появилось много домиков, в которых жили монахи. Они носили воду, кололи дрова, возделывали землю, молились.
    Спустя десять лет крестьяне окружили монастырь своими посёлками. Преподобный заботился о монастырских огородах и обсуждал содержание новых икон. Заботился о списывании книг и знал, что квас не должен слишком бродить. В каждом деле он видел движение жизни и проявление Бога, устремляя свой дух к постижению Его воли. Обитель росла. Вскоре Сергию Радонежскому предложили сан игумена. Монах отказался, посчитав себя недостойным, но обстоятельства все же заставили Сергия Радонежского стать игуменом своей обители.
    Шли годы. Русь начала возвращать себе былое могущество. В эти тяжелые для государства годы примером для всех стал Сергий Радонежский .
    Преподобный сыграл большую роль в морально-нравственном становлении общества : благословил приехавшего к нему перед Куликовской битвой князя Дмитрия Донского, отправил в ряды русского войска двух своих монахов, русских богатырей Пересвета и Осяблю. Войско Дмитрия разбило татар на Куликовом поле. Наверное, не последнюю роль сыграли в этой ратной битве благословление Сергия Радонежского и Божья помощь.
    Вклад в дальнейшее развитие русского государства Сергия Радонежского огромен. Ему удалось сгладить непонимания князей, прекратить братоубийственные войны. Сергием Радонежским был разработан устав для монахов, который был принят с благословления митрополита Алексия. По этому уставу стали жить практически все монастыри России. Перед смертью Сергий Радонежский благословил на игуменство обители своего ученика Никона. На месте обители, построенной Сергием Радонежским и его братиями, сегодня находится Троице-Сергиева лавра – одно из самых благодатных мест на русской земле.
    Сергий Радонежский по праву считается одним из величайших русских святых, канонизированных русской православной церковью. Московские князья и цари, правившие после Дмитрия Донского, считали Сергия Радонежского своим небесным покровителем. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался. В 1452 году он был причислен к лику святых. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало мерилом праведной жизни. Святой преподобный в своей жизни ежечасно совершал добрые дела, из которых можно выделить следующие: им созданы и широко распространены монастыри нового типа, где были справедливые порядки, царил дух трудолюбия и высокой нравственности. В течение четырёх десятилетий «печальник Земли Русской» настойчиво внушал людям идею освобождения Руси от татаро-монгольского ига , став главным вдохновителем Куликовской битвы. Благодаря Сергию Радонежскому на Руси распространилось вероучение о Святой Троице, был создан уникальный духовно-нравственный и культурный центр Руси, России – Троице-Сергиева лавра, ставшая мощным национальным духовным центром.
    Скромному радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Имя Сергия было и остаётся символом духовного богатства русского народа. Заветы его – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путём мужественного самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры. И сам Сергий – то явно, то сокровенно – живёт в ней и будет жить, «доколе стоит земля Русская».
    Хотя Сергий Радонежский и не оставил после себя никаких писаний и будто бы ничему не учит, но его ученье дошло до нас благодаря ученикам. Епифаний Премудрый, написал «Житие Сергия Радонежского». Вот так безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере:
    Вот Сергий – старец на исходе дней,
    Остались в прошлом подвиги, затворы.
    В нем ищут люди мудрости, опоры,
    И жизнь его, окидывая взором,
    Хотят постичь: что было главным в ней?
    Упорный труд с зари и до зари,
    Уклад простой, но чистый и суровый,
    Он строил души и монастыри,
    Чтоб на Руси звучало Божье слово.
    Он веры протянул живую нить,
    Чтоб примирить князей, объединить
    Вокруг Москвы, и нанести удар,
    И сбросить иго тяжкое татар…
    Т.Шорыгина.

  3. Сергий Радонежский — истинный зиждитель русского иночества.
    Кочнева Надежда, ученица 11 б класса МБОУ СОШ № 49г. Мурманска.
    Эпоха Сергия совпала с важным историческим процессом – становлением Руси Московской. Подвижник считал, что жизнь созидающего государства должна основываться на трех факторах – внутреннем единстве, внешней независимости и Православной культуре – источнике нравственной силы народа.
    Власть при Сергии Радонежском была не от Бога, а от людей и за справедливую власть надо было бороться. Церковь Сергия Радонежского отрицала обращение «раб Божий». Сергий с особым вниманием следил за тем, что происходило внутри самой церкви. После кончины митрополита Алексия началось “мятежное время” — период ожесточённой борьбы за власть между различными церковно-политическими группировками. Сергий глубоко переживал это. Сергий избегал открытых конфликтов со светской властью.
    Предпосылками становления и развития духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского явились: 1)деятельность трудового народа, князей, передовых людей Руси, направленная на созидание государства и развитие отечественной культуры; 2)пробуждение национального самосознания, выразившегося в духовном противостоянии русского народа иноземным завоевателям; 3)политическое, экономическое и духовное возвышение Московского княжества в середине 14 столетия; 4)восстановление тесных культурных связей между Москвой и Византией, влияние исихазма на древнерусскую культуру.
    Преподобный Сергий никогда не был политическим деятелем. После победы на Куликовом поле Троице-Сергиев монастырь становится центром духовно-нравственного возрождения русского народа, а понятие Святой Троицы как категории высшей и нераздельной начинает отождествляться с идеей национального единения, с идеей духовного оздоровления нации.
    Основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского составляют следующие принципы: 1)непрерывное самосовершенствование личности осуществляется через систематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное служение Богу, народу, Отечеству; 2)воспитание инока в общине будет эффективным, если эта община представляет собой духовное содружество личностей – союз, основывающийся на гармонии личного и общественного; 3)духовно-нравственное возрождение нации возможно при условии соблюдения государственной целостности, обретения внешней независимости и распространения христианского просвещения, при условии единения церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности; 4) огромное значение в деле воспитания имеет личный пример духовного наставника.
    Центральное место в духовно-нравственном наследии Сергия Радонежского занимают педагогические идеи, имеющие важное значение в деле воспитания молодого поколения.
    1) идея преемственности
    2) идея целостного и комплексного воспитания
    3) идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой
    4) идея непрерывности воспитания
    5) идея общинного (соборного) единения
    6) идея бескорыстного служения обществу.
    Сергий утверждал еще одну важную педагогическую идею – идею преемственности поколений.
    Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой. Сергий полностью сохранил механизм духовной эволюции человеческого сознания.
    На Западе, особенно в Константинополе, хорошо знали, что московский князь Дмитрий «подстрекаемый» Сергием Радонежским, настроен отмежевать Русскую православную церковь от византийской. Поставить над ней своего, московского патриарха и этим объединить в единое целое все русские земли. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.
    Сергий причислен к лику святых в 1452 году. Сергий Радонежский совершил множество чудес. 25 сентября 1392 Сергий скончался. В Москве Сергию Радонежскому посвящены 67 храмов и часовен : 1) собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690—1694); 2)храм Сергия Радонежского в Бибиреве (1893—1894); 3)храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х); 4)храм Сергия Радонежского в Зеленограде (1997); 5)храм Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре (1787); 6)храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678).

  4. Впервые опубликовано: Ерёмина О.А. Духовный подвиг Сергия Радонежского / Русский язык и литература для школьников, № 9, 2012. – С. 3-10.

    Житие, написанное Епифанием Премудрым

    Сергий Радонежский. Имя это сохранилось в народной памяти благодаря житию, созданному в 1417 – 1418 годах. Написал его монах Епифаний Премудрый (ум. 1420), выдающийся деятель русской культуры. Он постигал богосливие в Ростове, в Григорьевском затворе, в обществе Стефания Пермского, затем много путешествовал, совершил паломничество в Святую землю. В конце жизни поселился в Троице-Сергиевом монастыре, был свидетелем деяний и последних дней жизни его основателя и настоятеля Сергия Радонежского.
    Житие посвящено личности выдающейся: Сергий Радонежский не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек, жизнь и дела которого оказали определяющее влияние на всю последующую жизнь народа русского, а его житийное изображение – на русскую литературу и культуру в целом.
    Автор жития стремится писать «невидимо на разумных скрыжалех, сердечных», а не на «чювственых хартиах». Стиль плетения словес, которым в совершенстве владел Епифаний Премудрый, делал русский литературный язык ярким, выразительным.
    Епифаний Премудрый хотел донести до читателя главное: образ человека, который не мыслит своей жизни без постоянного, каждодневного труда, человека высочайшей нравственной, внутренней, духовной силы. Сергий Радонежский всегда спешил на помощь другим, не гнушался никакой, даже самой грязной и неблагодарной работой, «без лени всегда в подвигах добрых пребывал и никогда не ленился». Подвижником добрых дел и предстаёт Сергий Радонежский в сочинении Епифания – замечательном произведении древнерусской литературы.

    XIV век – пунктиром

    Вскоре после монголо-татарского нашествия был проведена первая перепись населения. По спискам ордынцы определяли выход дани и количество человек, которые уводились в ордынские вспомогательные войска. Под перепись не попадали только священнослужители. Именно с этого времени начинается значительный рост числа монастырей в русских землях.
    До второй половины XIV века монастыри не были общежитийными. Каждый монах имел своё хозяйство, питался отдельно, жил в отдельной келье, с остальной братией встречался только для молитвы.
    Княжеские междоусобицы, начало возвышения Москвы, постоянный сбор дани для выплаты в Орду – вот основные черты исторического времени, в которое было суждено начинать свой путь мальчику Варфоломею, будущему святому Сергию Радонежскому. Епифаний Премудрый упоминает события, случившиеся при жизни святого. Среди них Ахмылова рать (1322 год), приведённая на Русь Иваном Калитой, когда был разорён город Ярославль и окрестные земли. Именно во время княжения Ивана Даниловича Калиты (1325 – 1340) после подавления тверского восстания 1327 года Москва подчинила себе и Ростовское княжество. Вотчины местных владельцев были конфискованы в пользу служащих Москве бояр. «Обнищал и оскудел» отец Сергия Кирилл, славный боярин ростовский, от преследований переселившийся в тихий Радонеж. Монгольское владычество оставляло свои следы на жизни всей русской земли.

    Варфоломей становится Сергием Радонежским

    В соответствии с житийным каноном Епифаний начинает свой рассказ с описания детства отрока Варфоломея. Ещё в утробе матери он был отмечен причастностью к божественным таинствам. Чудесным образом он постиг грамоту, получив из рук таинственного старца маленькую просфору. Став взрослым, Сергий – сын знатных родителей – отказывается от мирской, суетной чести и ищет смирения и покорности воле Божией. Вместе с братом Стефаном они основывают Троицкий монастырь. Но брат не выдерживает тягот пустынножития и уходит в Москву.
    Для Сергия начинаются дни, месяцы и годы полного одиночества, годы борьбы с тёмными силами, которые православным человеком осознаются как силы дьявола. Ни один из вступивших на путь духовного совершенствования не может избежать этой борьбы. Лишь при неуклонном стремлении к Свету, при строжайшей дисциплине духа с годами устанавливается внутреннее равновесие, каждый подвижник находит меру своего постоянного горения. Это труднейшее время, которое требует от Сергия напряжения всех духовных и физических сил. Епифаний передаёт, что Преподобный сам рассказывал своим ученикам о посетивших его видениях: бесовских полчищах и явлениях сатаны. Являлись ему и посланники светлых сил. Сохранилось предание о том, как однажды книга, открытая на житии Богородицы, просияла Светом Небесным, так что Сергий мог читать её и без лампады.
    Сергий духом постиг, что всё живое сотворено Господом. У него исчез даже страх перед дикими зверями. Огромный медведь приходил к дому Сергия, но святой не пугался его, а делился с ним своим хлебом.

    «Общежительный» устав

    Слухи о подвижническом житии молодого инока скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося совета, приходили ученики. Сергий никому не отказывал, но предупреждал о трудностях жизни в пустыне. Когда Сергий становится игуменом Троицкого монастыря, он в 1354 году меняет правила жизни в монастыре: вводит в нём «общежительный» устав.
    Отныне земля и имущество монахов стали общими. В этом был очень глубокий смысл. В монастырь приходили люди разных социальных групп, с разным имущественным положением. Отдавая своё имущество в общее пользование, новый член общины становился в то же время хозяином собственности всего монастыря. Имущественное неравенство теперь не разделяло монахов, они легче ощущали себя «братией». Общая работа и общее хозяйство дали возможность сооружать крупные постройки, основывать новые монастыри, осваивать новые земли за Волгой, где ещё много оставалось в те времена некрещёных жителей. Община могла брать на себя заботу о больных и немощных, кормить странников, в годы голода жертвовать из монастырской казны на хлеб для крестьян.
    Став основоположником нового иноческого пути, Сергий не изменяет основному типу русского монашества, сложившегося в Киеве XI века. Но в его облике проступают более утончённые и одухотворённые черты. Основа его духовного склада – кротость, ясность и простота. Он непрестанно трудится, но мы нигде не видим поощрения суровой аскезы, указания на ношение вериг или истязание плоти.
    Владимир Мономах писал: «…малым делом можно получить милость Божию». Сергий Радонежский не пренебрегает никаким малым делом: он работает в огороде, рубит избы, носит воду. Непрестанный физический труд побуждает к труду духовному. Введённая Сергием суровая дисциплина требовала от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, создавала из обители воспитательную школу, в которой росли мужественные, бесстрашные люди. Они готовы были отказаться от всего личного и работать на общее благо. Величайший смысл жизни Сергия Радонежского в том, что он создал новый тип личности, укоренившийся в народном сознании как идеал человека.

    Чудеса и обыденность

    Спустя десять лет крестьяне окружили монастырь своими посёлками. Преподобный входил во все нужды, во все будни своих учеников и приходящих к нему. Он заботился о монастырских огородах и обсуждал содержание новых икон. Заботился о списывании книг и знал, что квас не должен слишком бродить. В каждом деле он видел движение жизни и проявление Бога, устремляя свой дух к постижению Его воли.
    Епифаний описывает чудеса, которые совершает Сергий: чудо с источником, когда из креста, который начертил на земле преподобный, пробился родник; чудо воскрешения умершего ребёнка. Счастливый отец упал к ногам Сергия со слезами благодарности, но святой стал убеждать его, что никакого чуда не было: «Прельщаешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нёс больного, он изнемог от сильной стужи, тебе же показалось, что он умер, ныне же согрелся у меня в келии и припадок прошёл. Но иди с миром домой и не разглашай никому о случившемся, чтобы тебе вовсе не лишиться сына».
    Сергий просит свидетелей не рассказывать о чудесах, которые были явлены ему: видение чудного Небесного Света и явление Богородицы.
    Как чудо воспринимает братия общение на расстоянии своего игумена и Стефания Пермского, людей высокого духовного уровня. Как чудо воспринимают окружающие удивительную скромность Сергия, его желание жить в бедности, которая соединяется с духовной чистотой.
    Но жизнь в монастыре не всегда была гладкой. Возникли споры, кто создал новую обитель. Сергий не желает оспаривать у родного брата Стефана право называться основателем обители и тайно уходит в пустынное место, предоставляя брату и всем, кто недоволен суровыми правилами общежития, остаться наедине со своей совестью. Долго странствовали ученики Сергия по пустынным местам, пока не нашли святого в уединённом месте на реке Киржач. Лишь митрополит Алексий сумел уговорить Преподобного вернуться в Троицкий монастырь. Сам митрополит часто приезжал в святую обитель отдохнуть и посоветоваться с мудрым старцем. Порой он возлагает на Сергия труднейшие политические поручения – словом и делом усмирить распри удельных князей и привести их к признанию верховной власти князя Московского.
    Не случайно Алексий, чувствуя близкую смерть, хочет назначить Сергия своим преемником, но святой отказывается от этой чести. Алексий не стал настаивать, убоявшись, что Сергий вновь удалиться в пустыню.

    Благословление на битву

    Алексий умирает в 1378 году, за два года до великой битвы на Куликовом поле. В стране, на некоторое время лишённой митрополита, Сергий остаётся самым авторитетным церковным деятелем. Согласно житию, он благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
    С точки зрения человека нашего времени совершенно естественно воспринимается благословение православных на битву с Мамаем, данное Сергием Радонежским князю Дмитрию Ивановичу. Историки спорят, когда именно состоялась встреча великого князя и преподобного Сергия: непосредственно перед битвой или за два года до неё, перед сражением на реке Воже. Однако не конкретное место действия и не даже не время благословения придавали значимость этому событию с точки зрения современников.
    В XIV веке ордынский властитель носил сакральный титул царя, чья власть освящена Богом, а князь, даже великий, обязан был подчиняться царю. Темник (командующий «тьмой», то есть десятью тысячами воинов) Мамай, захвативший власть в левобережной Орде, не был потомком Чингисхана, но в народном сознании того времени он был «царь Мамай». По обычаям Средневековья князь был ниже царя и не имел даже права на открытую битву с царём, чья власть освящена свыше. Это означало бы противодействие Богу.
    Благословение, данное Сергием Радонежским князю Московскому Дмитрию Ивановичу, означало дерзкое нарушение средневековых обычаев и возведение великого князя в царское достоинство. Только авторитет святого мог подвигнуть великого князя на такой серьёзный шаг, как открытое противодействие царю. Этому способствовало осознание предстоящей битвы как сражения христиан с «погаными» в защиту православия.
    Во время битвы Сергий являет своим ученикам новое чудо: находясь в церкви на молитве, духом своим он там, где решается судьба русской земли. Перед его духовным взором проходят все события битвы на Куликовом поле. Стоя в церкви, он сообщает изумлённой братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая заупокойные молитвы о них. Наконец, он возвестил о поражении врагов и вознёс молитвенное благодарение Богу.
    Только великий эпос Индии «Махабхарата» даёт нам описание подобной сцены: во время грандиозной битвы на поле Курукшетры один из дваждырождённых, находясь в столице, в священном зале дворца, описывает собравшимся ход сражения. Так перекликаются эпос Индии и рассказ о русском святом.
    Победа в Куликовской битве, освящённая именем Сергия Радонежского, укрепила веру русских в помощь Божию и повысила значение Москвы как центра русских земель.
    Отслужили благодарственный молебен, но между княжествами вновь вспыхивает старая вражда. В 1385 году Сергий едет в Рязань, чтобы утвердить прочный мир между князем московским и грозным и неукротимым князем Олегом Рязанским. Через четыре года, 1389 году Сергий присутствует при кончине великого князя Дмитрия Ивановича, потомками названного Донским. Сергий скрепляет своей подписью его духовную грамоту, в которой впервые за время ордынского господства Великий князь завещает свой престол детям, не спрашивая на то позволения Орды.
    В 1392 году, на 78-м году от рождения, Преподобный Сергий скончался. По свидетельству братии, в момент преставления лик Преподобного озарился светом, и необыкновенное благоухание наполнило келью.
    Но и после смерти Сергия благодать пребывала на Троицком монастыре, те же, кто с верою приходил к мощам его, исцелялись.

    Подвиг как подвижничество

    Епифаний Премудрый в житии создал цельный образ уникальной личности. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало мерилом праведной жизни, как имена Андрея Рублёва, Феофана Грека, Стефана Пермского, Максима Грека.
    Значение слова «подвиг» не переводится адекватно ни на один из европейских языков. Подвиг – это не простой героизм. Не движение в пространстве, но духовное стремление, подвижничество становится нравственным наполнением слова «подвиг». Сергий становится в сознании народа посредником между миром земли и силами божественными. В течение многих столетий народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю.
    Ученики и «собеседники» Сергия основали до 40 монастырей нового «общежительного» типа, ученики его учеников – ещё около 60-ти обителей.
    Принятие «общежительного» устава имело и другие последствия. С этого момента монастыри сами начали приобретать земли. Бояре часто жертвовали монастырям целые вотчины, чтобы после их смерти «божьи люди» – монахи – молились за упокой души. Считалось, что молитвы «божьих людей» лучше доходят до Господа. В результате многие монастыри стали крупными собственниками и землевладельцами. Впоследствии это привело к возникновению концептуального спора русского средневековья: спора иосифлян с «нестяжателями». Однако во времена Сергия Радонежского такой ход развития событий было трудно предвидеть.
    В советскую эпоху имя Сергия Радонежского ушло в тень, хотя люди, искренне верившие в идеалы коммунизма, бессознательно продолжали стремиться к образу, созданному святым Сергием.
    В наши же дни важно не поклоняться слепо тому или иному имени, но знать, что содеял этот человек, почему столетия горел и продолжает гореть пламя народной любви и благодарности к нему. Недаром В. О. Ключевской писал: «Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём не всё ещё доброе погасло и замерло… он открыл им глаза на самих себя».
    Ваши комментарии к этой статье
    №53
    дата публикации: 14.03.2013

  5. Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого.
    Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души.
    Сергий славился своим исключительным смирением и трудолюбием. Долгое время он жил в «строжайшем монашестве» в лесу, ведя аскетический образ жизни. Позднее, обретя свой монастырь, Радонежский организовал там жизнь согласно божьим заветам – все монахи посвящали свои дни лишь труду и молитвам, избегая мирских соблазнов.
    Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю – московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель.
    Перед Куликовской битвой князь попросил у Сергий благословения, и тот предрек ему победу и спасение от смерти, а также отпустил с Донским двух своих воинов – двух ангелов-хранителей. Да и во время битвы Сергий всячески поддерживал князя и помог ему, таким образом, победить Мамая и освободить Русь.
    Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу – он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.
    Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины.

  6. Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого.
    Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души.
    Сергий славился своим исключительным смирением и трудолюбием. Долгое время он жил в «строжайшем монашестве» в лесу, ведя аскетический образ жизни. Позднее, обретя свой монастырь, Радонежский организовал там жизнь согласно божьим заветам — все монахи посвящали свои дни лишь труду и молитвам, избегая мирских соблазнов.
    Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю — московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель.
    Перед Куликовской битвой князь попросил у Сергий благословения, и тот предрек ему победу и спасение от смерти, а также отпустил с Донским двух своих воинов — двух ангелов-хранителей. Да и во время битвы Сергий всячески поддерживал князя и помог ему, таким образом, победить Мамая и освободить Русь.
    Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу — он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.
    Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины.

  7. Кулабухова Я.Е.,
    учитель русского языка и литературы,
    МАОУ «СОШ №1 с УИОП»
    г. Губкин, Белгородская область
    СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
    Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий,
    чистоту душевную и любовь нелицемерную…
    (Завещание Сергия Радонежского)
    Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм. Самый большой колокол на колокольне весит десять тонн. Он был подарен монастырю русским царём Борисом Годуновым.
    А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры — Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.
    Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому. [1]
    В 2014 году мы празднуем 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. У русских людей есть повод объединиться и достойно встретить эту важную дату.
    Масштаб деяний этого великого человека трудно представить. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, ставшей духовным и культурным центром Московских земель. Учитель многих прославившихся русских святых, основавших впоследствии на Руси свыше 150 монастырей, которые стали источниками просвещения для многих людей. Наставник русских князей, направлявший их политику на единение Руси. Неутомимый труженик, яркий пример духовного подвижничества.
    Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому  можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь. [2]
    Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
    В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела, в этом завещании, в краткой форме  выражены все главные составляющие идеи «высокого жития».
    Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал, прежде всего, к отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают человеку верующему  сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», — говорил Сергий.
    Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Он очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому сподвижники Сергия практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Более того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
    Отказ от всего мирского должен был способствовать тому, чтобы иноки хранили «чистоту души». Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: «голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный». Страх Божий помогал оградиться от грехов.  Это начало подвига, начало всякой добродетели.
    «Бесовских искушений» Сергий избегал не практикой «истязания плоти», но лишь строгим постом. Самое же главное средство в борьбе с искушениями — нравственный подвиг, та самая «чистота души», когда, не прибегая к физическим истязаниям, человек лишь одними «стрелами чистоты» способен преодолеть все соблазны.
    Немаловажным условием «высокого жития» были идеи смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим — жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: «Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности».
    Необходимой составляющей «высокого жития» являлась идея «внутренней» духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. В основе этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Идея «внутренней свободы» получила свое яркое воплощение в жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского.
    Примерами «внутренней свободы» преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего, которые приводятся в его Житие. Озабоченный только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих, наделенных реальной мирской властью.
    Еще одно из условий «высокого жития» — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, — преподобный Сергий видел в единомыслии. Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.
    Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков — человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным — всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ.
    По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца,  примиряя враждующих.
    Нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».[3]
    Вся жизнь Сергия Радонежского является примером для луховно-нравственного воспитания подрастающего поколения. «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…», – так писал Рерих.
    Благодарные потомки нарекли Сергия Радонежского «воспитателем русского народного духа». Хотя великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, но таким поучением стала вся его жизнь. Преподобный Сергий именно своей святой жизнью дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел сам он. И он по праву считался всенародным учителем.
    По словам историка В.Ключевского, «при имени преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, проверяет себя, пересматривает свой нравственный запас». Не это ли так нужно нам сегодня?
    Список литературы
    1. Троице-Сергиева лавра. К 1000-летию Крещения Руси. Изд. Московской Патриархии, 1987.
    2. Зайцев Б., Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.
    3. Голубинский, Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 7. С. 85

  8. Двенадцатый областной краеведческий конкурс
    среди школьников и студентов
    «Край Воронежский Православный»
    Сочинение
    «Подвиг преподобного Сергия Радонежского»
    Луконина Юлия
    ученица 4 класса
    МКОУ «Поселковая СОШ».
    397300, Воронежская область
    Поворинский район,
    пос. Октябрьский,
    ул. Школьная, д.1
    8-47376-5-05-30
    2013 г.
    Имя Сергия Радонежского сохранилось в народной памяти благодаря житию, написанному в 1417-1418 годах монахом Епифанием Премудрым. Сергий Радонежский  – личность выдающаяся. Он не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек жизнь и дела которого оказали определяющее влияние на историю русской церкви, русского подвижничества и жизнь русского народа.
    Согласно житию, будущий подвижник родился в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. При крещении его нарекли Варфоломеем. Он уже с детства был отмечен Божьей благодатью. С первых дней родные стали примечать в младенце нечто необыкновенное: младенец всем на удивление отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу. На седьмом году жизни Варфоломея вместе с родными братьями Стефаном и Петром родители отдали учиться грамоте. Не давалось учение Варфоломею, не смотря на все его старания. Часто где-нибудь в уединении отрок со слезами молился Господу о даровании ему «книжного разумения». Чудесным образом он постиг грамоту, получив из рук таинственного старца маленькую просфору. Эти знамения убеждают в «богоизбранности» отрока.
    Вскоре семейство переехало жить в село Радонеж. В юности Варфоломей  твердо решил принять монашеский постриг. Став взрослым, он отказывается от мирской, суетной жизни и ищет смирения и покорности воле Божией. Вместе с братом Стефаном они основывают Троицкий монастырь. Но брат не выдерживает трудностей жизни  в пустынном месте и уходит в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же принимает пострижение  в монашество с именем святого мученика Сергия.
    Для Сергия начинаются годы полного одиночества, годы борьбы с темными силами, которые православным человеком осознаются как силы дьявола. Это труднейшее время требует от него напряжения всех духовных и физических сил. Как всякому  отшельнику, ему пришлось пройти  сквозь тоску, отчаяние, усталость, обольщение более легкой жизнью. Но он вышел победителем из этой борьбы, совершив духовный подвиг.
    Чувствуя огромную духовную ответственность за все, что происходило вокруг, он  всегда стремился к установлению евангельских отношений между людьми.
    Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений: чудо с источником, когда из креста, начерченного на земле преподобным, пробился родник; чудо воскрешения мертвого ребенка; видение чудного Небесного Света и явление Богородицы.
    Мне кажется, что неслучайно великий избранник Божий Сергий Радонежский дарован Богом земле русской именно в такое тяжелое время, когда многострадальная Русь томилась под тяжким татарским игом. Примером своей святой жизни, он поднял упавший дух родного народа, вернул доверие к себе, вдохнул веру в помощь Божию.
    Собрав войско на борьбу с татарским ханом Мамаем, великий князь Дмитрий Донской накануне битвы посетил Троице-Сергиев монастырь с тем, чтобы принять напутственное благословение на предстоящее сражение от великого  старца. В святой обители Дмитрий получил от преподобного Сергия благословение. Кроме того Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия. Тогда же он предсказал победу великому князю Дмитрию.
    Пророчество исполнилось 8 сентября 1380 года – в день большого церковного праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Находясь в церкви на молитве, духом своим он был там, где решалась судьба русского народа. Перед его духовным взором  проходят все события Куликовской битвы. Стоя в церкви, он сообщает изумленной братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая о них молитвы. Наконец, он возвестил о решительной победе русского народа и вознес молитвенное благодарение Богу.
    Именно в 16 веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Богу. В сознании народа Сергий Радонежский является посредником между миром земным и силами божественными. Народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало примером праведной жизни. Поэтому в Троице-Сергиеву лавру к преподобному Сергию, как к неиссякаемому роднику крепкого русского духа, приходят на поклонение, для назидания, молитвы и до сегодняшнего дня тысячи людей.

  9. 9
    Текст добавил: *нО4НАйа бАб()4kа*

    Андреева Анастасия, 8 класс
    МБОУ “СОШ с. Енотаевка
    Енотаевский район
    Астраханская область
    Руководитель: Спирочкина О.В.,
    учитель русского языка, литературы
    МБОУ “СОШ с. Енотаевка
    2014 г.
    Сочинение на тему:
    «Почему преподобный Сергий Радонежский стал великим Святым русской земли?»
    “…Примером своей жизни, высотой своего
    духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного
    народа, пробудил в нем доверие к себе
    к своим силам, вдохнул веру в свое будущее”.
    В.О.Ключевский
    Люди зачастую забывают очень важную, но довольно-таки простую истину: у Бога нет мёртвых, у него жив каждый. И когда человек умирает, о нём говорят: «Его больше нет с нами». Жизнь Святых напоминает об этой истине, к тому же после их смерти они помогают верующим, проявляя чудеса к ним. Ведь канонизируют только тех святых, святость которых подтвердил Бог именно через чудеса. Примером может служить Преподобный Сергий Радонежский, который был канонизирован церковью и проявляет их даже и после своей телесной смерти.
    Преподобный Сергий родился в Тверской земле. Отца звали Кириллом, а мать – Марией. Удивительное и потрясающее чудо совершалось ещё до рождения Святого. Мария пошла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребёнок трижды громко прокричал. Услышавшие крик люди изумились и устрашились. Мария же, когда носила ребёнка с усердием, молилась и постилась. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. Вскоре мальчика крестили и дали ему имя Варфоломей. Когда он подрос его стали обучать грамоте. Но ему плохо давалась учёба, от этого Варфоломей сильно печалился. Однажды отец послал мальчика пасти лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника, которому он рассказал о своих неудачах и попросил молиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми. Прошло ещё немного времени и вскоре Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Когда другие дети играли на улице, он читал церковные книги и часто посещал храм. Вскоре время взяло свое, и родители отрока умерли. Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. В двадцать лет старец игумен Митрофан постриг юношу в монашество с наречением имени Сергий. Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась, и вошёл сам дьявол с множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены. Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года. Немного погодя, Сергий стал игуменом в другом монастыре, он ежедневно вёл литургию и наставлял братию. Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял. Он ходил в бедной, потёртой одежде, походившей на лохмотья. Бывало так, что проходивший мимо человек принимал игумена за обыкновенного бродягу. Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных. Вот ещё о чудо, произошедшее с этим Святым. Один благочестивый человек пришёл в монастырь с больным сыном. Но принесённый мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением. Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнёс несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырём. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его. Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чём не хотел рассказывать, а потом открыл, что это ангел Божий служил с ним. Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окропил его водой, помолился о нём, больной сразу же заснул и скоро выздоровел. За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолвствовать. Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось
    благоухание, а лицо было белым как снег.
    И по сей день Сергий Радонежский проявляет к верующим чудеса, помогает исцелить душевные раны и недуги. Этому святому молятся не только русские, но и иностранцы, не только пожилые люди, но и дети. Перед своей смертью Сергей Радонежский завещал, прежде всего, строго хранить чистоту православной веры, блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь во всём непомерное усердие. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам…

  10. Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого.
    Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души.
    Сергий славился своим исключительным смирением и трудолюбием. Долгое время он жил в «строжайшем монашестве» в лесу, ведя аскетический образ жизни. Позднее, обретя свой монастырь, Радонежский организовал там жизнь согласно божьим заветам – все монахи посвящали свои дни лишь труду и молитвам, избегая мирских соблазнов.
    Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю – московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель.
    Перед Куликовской битвой князь попросил у Сергий благословения, и тот предрек ему победу и спасение от смерти, а также отпустил с Донским двух своих воинов – двух ангелов-хранителей. Да и во время битвы Сергий всячески поддерживал князя и помог ему, таким образом, победить Мамая и освободить Русь.
    Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу – он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.
    Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины. .

  11. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 1»
    IV- й районный конкурс
    для обучающихся общеобразовательных учреждений
    Ракитянского района «Юные богословы»
    Номинация: «Литературное творчество»
    Сочинение-размышление:
    «Сергий Радонежский –  заступник перед Господом за Русскую землю»
    Автор: Шкурупий Валерия, 13 лет.
    8 “А” класс МОУ «Пролетарская средняя
    общеобразовательная школа № 1»
    Ракитянского района Белгородской области
    Руководитель: Шевцова Елена Павловна,
    учитель русского языка и литературы
    п. Пролетарский
    2013 год
    Сочинение-размышление:
    «Сергий Радонежский –  заступник перед Господом за Русскую землю»
    Тщеславие растлевает душу точно так же,
    как блудная страсть растлевает душу и тело…
    Лицо России… Кто и что может представлять нашу, такую многогранную и противоречивую, страну? Какие имена являются воплощением русского национального характера, наиболее ярких черт русской души?
    Безусловно, таких личностей множество – каждая из них выражает одну из граней, одно из «лиц» России». Но самое главное  именно то, что наша страна известна во всем мире своей глубокой духовностью, нравственностью, культурой. Как приятно, что во всем мире ценится русская литература, которая поднимает важнейшие вопросы человеческой жизни. Такой глубины и интереса по отношению к человеческой душе, диалектике души  нет больше ни в одной культуре мира.
    Известна Россия и своими духовными авторитетами. Среди них много «святых», которые известны духовным подвигом, выражающимся в силе духа, самоотречении, жертвенности во благо всего народа, постижении нравственных законов жизни.
    Одним из самых уважаемых, как мне кажется,  Святых на Руси является Сергий Радонежский. Когда я однажды прочитала “Житие Сергия Радонежского”, то мне показалось, что вся жизнь его была подвигом. Житие написано Епифанием Премудрым, который пришёл в Троице-Сергиев монастырь уже после смерти Сергия и, следовательно, никогда не видел святого игумена. Он создал свой труд, опираясь на рассказы старых монахов, и там, где фактов не хватало, дополнял их отсутствие «общими местами» из житийной литературы. Так, Епифаний рассказывает, что, будучи грудным младенцем, Святой по средам и пятницам отказывался от материнского молока, соблюдая пост; но то же самое постоянно сообщается и о других святых, например, о Николае Чудотворце.Типичен для монашеского жизнеописания и целый ряд других деталей. Епифаний рассказывает, что Сергий проводил ночи в молитве, почти без сна — но так поступают все святые монахи, и об этом упоминает чуть ли не каждый автор монашеского жития. В почти полном отсутствии конкретного материала нет ничего странного. И более того, это одна из черт подлинной святости. Жизнь Святого проходит при наглухо запертых дверях: добрые дела он совершает так, чтобы их не видели, молится у себя в келье и постится, как заповедано в Евангелии, так, что его окружающие не обращают на это никакого внимания, — в противном случае он уже не Святой. С молодых лет он посвятил себя служению Богу. Свой нравственный долг и смысл жизни этот человек видел в духовном самосовершенствовании и служении людям. Именно поэтому он много лет прожил в отшельничестве, где всего себя посвятил беседам с Богом – молитвам в надежде духовного очищения, постижения божественной истины.
    Сергий находит для своей обители место, куда не вело дорог, пустынь, где не было поблизости ни сёл, ни домов, ни людей. Здесь, в одиночестве, он непрерывно творит молитвы, а затем, когда к нему начинают приходить будущие иноки, учит их «прилежно молиться Богу, и не беседовать ни с кем после повечерия, и не ходить из своей кельи по чужим кельям без большой необходимости в чем-либо нужном, но в своей келье каждому втайне молиться Богу наедине и заниматься по возможности своей работой, которую руки его могут делать, во все дни псалмы Давида всегда на устах своих имея».Так рассказывает Епифаний, описывая жизнь святого. Нам этот рассказ даёт возможность увидеть в Сергии, хорошо укорененного в древних монашеских традициях, созидающего свой монастырь по принципу «молись и трудись».
    При этом, однако, постичь, в чем заключается подвиг святого, не очень просто; добиться в этом каких-то успехов мы сможем, наверное, только в том случае, если его житие станет для нас не просто материалом для размышлений, пусть даже благочестивых, а примером (напомню, что слово «пример» без труда выделяется как ключевое в житии преподобного Сергия) для подражания.
    Не надо только думать, что, уйдя в монастырь и став монахом, человек способен одухотвориться. Конечно же, нет. Сергий Радонежский учит нас не этому. «Чему же?» – спросите вы. Сегодня, все мы стремимся к свободе: хочется чего-то нового, неизведанного, быть «не как все». Стремился к такой свободе и Сергий, но результатом его ухода стало то, что служение ближнему он сделал главным в своей жизни.
    Уйдя из мира, отвергнув те формы человеческого общежития, которые навязывало ему русское общество середины XIV века, он не стал отшельником-одиночкой, а стал искать (что было не просто) способы для воплощения в реальность той открытости по отношению друг к другу, которую Иисус назвал словом «агапэ» (любовь) и без которой человек теряется и, каким бы счастливцем он себе ни казался, в конце концов довольно быстро погибает.
    «Ибо, если упадет один, то другой, – говорит Священное Писание, — поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл 4: 10).
    Сергию Радонежскому  было трудно. Нам сегодня тоже не просто. И, тем не менее, по примеру преподобного и нам не следует бросать своих братьев, хотя именно это было бы проще всего.
    Благодаря неистовой любви к Богу Сергий заслужил уважение своих собратьев. А вскоре и всенародную любовь: у него открылась способность исцелять – словом и делом. Не раз он спасал людей – не только от смертельных физических болезней, но и от болезней нравственных, духовных. Беседуя с людьми, открывая им те истины, которые он познал в многочасовых молитвах, Сергий многих наставил на правильный путь.
    Своим подвижничеством и целительством Сергий Радонежский заслужил уважение всего русского народа – он является одним из самых почитаемых святых.            Это авторитет и вера настолько сильны, что продолжают жить и после смерти Святого. Так, чудотворными считаются его нетленные мощи, которые покоятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Думается, что каждый православный христианин, у кого была такая физическая возможность, хоть раз в жизни поклонился мощам великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского.
    Мне кажется, что имя Сергия Радонежского олицетворяют мою Родину наиболее полно, – оно связано с духовным подвижничеством, жизнью во благо целого народа.
    Кто может представить нашу страну с лучшей стороны? Какие личности являются воплощением русского характера, его чуткости, доброты и сострадания?
    В наши же дни важно не поклоняться слепо тому или иному имени, но знать, что содеял этот человек, почему столетия горел и продолжает гореть пламя народной любви и благодарности к нему. Недаром В. О. Ключевской писал: «Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём не всё ещё доброе погасло и замерло… он открыл им глаза на самих себя».
    Его подвиг духовной борьбы за обретение единства с Богом означал упорную борьбу с самим собой, со всем, что уводит от Бога, со своим воображением, с неуверенностью и со всеми страхами. Это подвиг борьбы за достижение чистоты сердца и за обретение силы духа в предстоящей борьбе за свободу. Значение слова «подвиг» не переводится адекватно ни на один из европейских языков. Подвиг – это не простой героизм. Не движение в пространстве, но духовное стремление, подвижничество становятся нравственными наполнениями слова «подвиг». Сергий стал в сознании народа посредником между миром земли и силами божественными. В течение многих столетий народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю. И так будет всегда…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *