Сочинение на тему сестрица аленушка и братец иванушка

8 вариантов

  1. Сочинение по картине В.Васнецова «Алёнушка»
    Сочинение Чуриной Айнур, ученицы 4 класса 132 лингвистической гимназии г. Алматы, по картине В.Васнецова “Алёнушка”.
    Передо мной картина В. Васнецова «Алёнушка». Художник написал её по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Но воодушевила его к написанию этой картины реальная девушка. Её он увидел в усадьбе Ахтырка, где художник рисовал пейзажи.
    На картине я вижу грустную девушку. Она сидит на камне возле пруда и грустит. У Алёнушки порван сарафан и растрёпаны волосы. Наверно она долго бегала по дремучему лесу в поисках братца Иванушки. Колючие ветки цеплялись за её волосы и одежду, мешая ей в поисках. Уставшая, она присела отдохнуть на берегу пруда.
    Я не вижу на картине солнышка. А вода в пруду такая тёмная! По воде плавают жёлтые листочки, значит, наступила осень. Сама природа грустит вместе с Алёнушкой.
    Девушка нарисована как живая! И вся природа как настоящая, не хватает только звуков леса. Но мне не очень понравилась эта картина, потому что она грустная, жалко Алёнушку. А ведь сама сказка заканчивается хорошо!От администрации сайта
    Уважаемые ученики, не списывайте. Почитайте внимательно сочинения и комментарии к ним.
    Сочинения публикуются без исправления ошибок. Учтите и то, что Интернет есть не только у вас, но и у ваших одноклассников и даже у учителей.
    Почитайте, подумайте и напишите свое сочинение? Написать комментарий
    Предложить свое сочинение

  2. Пожалуй, трудно встретить человека, который бы не видел эту картину. Эта работа является иллюстрацией к русским народным сказкам.
    На картине «Аленушка» я вижу, как девочка сидит на берегу озера, слегка склонившись над ним, и с грустью смотрит на озеро. Она будто просит у него помощи. Ее окружает чаща леса, почти непроходимая. От этого становится немного жутко. Краски, которыми пользовался художник, подчеркивают переживания девочки. Обычно лес рисуют более яркими красками: зелеными, желтыми, красными в пору «золотой» осени. Но здесь Васнецов использовал мрачные оттенки для изображения леса. Зеленый цвет он использовал темных, грязных оттенков. Редкие падающие листочки также показаны грязно-желтым цветом.
    Озеро также чаще рисуют небесно-голубыми тонами, синими, в данном случае использовался практически черный цвет, а по озеру плывут опавшие листья. Вода темная, возникает чувство, что озеро очень глубокое. Даже небо изображено оттенками серого цвета с кучевыми облаками. Солнца не видно совсем. От всего образа природы исходит грусть не только о прошедшем лете, но и о тяжелом положении Аленушки. Сразу вспоминается известная сказка о ней, и о ее братце Иванушке.
    Девочка сидит на большом камне и жалуется на свою тяжелую судьбу. Только с природой ей и остается разговаривать, просить помощи, потому что больше ее ждать неоткуда.
    Судя по одежде девочки, видно, что она из простой крестьянской семьи. Ее наряд очень скромный, обуви нет совсем. Обычно девушки в старину одевались в красивые сарафаны, здесь мы видим на ней простую кофту и юбку в цветок. Даже основной фон юбки черный.
    У Аленушки очень трогательный образ. Ее глаза грустные не по годам. Картина Васнецова говорит о трудной судьбе сироты, о тоске. В целом картина вызывает чувство жалости, грусти. Очень хочется помочь Аленушке, если бы знать, чем именно. Но, скорее всего, это невозможно.

  3. Русская народная сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
    Жанр: народная волшебная сказка
    Главные герои сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и их характеристика
    Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
    Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
    Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
    Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.
    План пересказа сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
    Смерть родителей
    Дорога в поле
    Коровье копытце
    Лошадиное копытце
    Козье копытце
    Встреча с купцом
    Ведьма
    Разговор козленка
    Прощание козленка
    Спасение Аленушки
    Смерть ведьмы
    Кратчайшее содержание сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” для читательского дневника в 6 предложений
    Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
    Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
    Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
    Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
    Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
    Ведьму привязали к конскому хвосту.
    Главная мысль сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
    Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.
    Чему учит сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
    Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.
    Отзыв на сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
    Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.
    Пословицы к сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
    Слушайся добрых людей – на путь наставят.
    Слушай умом, а не брюхом.
    Во всяком худе не без добра.

  4. Найти массу йода при электролизе раствора йода калия массой 15г
    Помогите пожалуйста
    Каким понятиям соответствуют следующие определения?
    По вертикали:
    1. Вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.
    2. Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
    3. Вероисповедание; объединение верующих, в пределах одной религии, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру.
    По горизонтали:
    1. Страх, неприязнь или ненависть к чужим взглядам, обычаям; восприятие чужого как опасного и враждебного.
    2. Внутренняя установка человека, побуждающая его действовать по совести, опираясь на нормы морали.
    3. Крайняя санкция группы, выражающаяся в отказе разговаривать, издевательствах, преследовании
    4. Специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.
    5. У античных народов и народов Древнего Востока тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвящённые; жанр средневекового западноевропейского религиозного театра на сюжеты Ветхого или Нового Завета.
    6. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
    Прочитай текст.Спиши його, заминиюючи выдилени диеслова йхньою неозначеною формою.Перероби цей текст на текст-инструкцию. У рази потреби додавай слова треба,слид,не можна. Чи знаеш ти,як слид себе поводити пид час грози? Не шукай захисту вид грози пид высокымы деревами. Не купайся у ричци чи ставку,бо голова плавця над водою е найвищою точкою.куди може вцилытыся блыскавка. Не ховайся пид копыцямы й стогами сина на луках
    электромагнитное поле которое распространяется в пространстве называется
    А1. Птицы отличаются от пресмыкающихся тем, что у них:
    1)сухая, практически лишённая желёз кожа; 2)перьевой покров тела;
    3)тело состоит из головы, шеи, туловища и хвоста;
    4)в плечевом поясе имеется воронья кость – коракоид.
    А.2
    К яйцекладущим млекопитающим относится:
    1)летучая мышь; 2)утконос; 3)кенгуру; 4)кролик.
    А.3.
    К Сумчатым млекопитающим относится:
    1)ехидна; 2)серый кенгуру; 3)синий кит; 4)хомяк.
    А.4.
    Автором учения об искусственном и естественном отборе является:
    1)К. Линней; 2)Аристотель; 3)Ч.Дарвин; 4)Антони ван Левенгук.
    А.5.
    Орган слуха у рыб состоит из:
    1)наружного, среднего и внутреннего уха;
    2)внутреннего и среднего уха;
    3) только из внутреннего уха;
    4)отсутствует.
    А6.
    Головастиками называют личинок:
    1)костных рыб; 2)хрящевых рыб; 3)пресмыкающихся; 4)земноводных.
    А7
    У наземных позвоночных животных лопатка, ключицы и коракоид – это кости:
    1)передней конечности;
    2)плечевого пояса;
    3)задней конечности;
    4)тазового пояса.
    А8
    У земноводных венозная и артериальная кровь смешиваются в:
    1)правом предсердии;
    2)левом предсердии;
    3)желудочке сердца;
    4)не смешивается.
    А9. Птицы отличаются от пресмыкающихся тем, что у них:
    1)более высокая интенсивность обмена веществ;
    2)дыхание осуществляется с помощью лёгких;
    3)кожа сухая и лишена желёз;
    4)два круга кровообращения.
    А10
    Механизм двойного дыхания у птиц заключается в том, что:
    1)после двух вдохов следует один выдох;
    2)газообмен происходит в лёгких и воздушных мешках;
    3)газообмен в лёгких происходит и на вдохе и на выдохе;
    4)после одного вдоха следует два выдоха.
    А11
    В связи с полётом у птиц:
    1)переваривание пищи происходит в желудке;
    2)облегчённый скелет;
    3)органами выделения служат почки;
    4)малый круг кровообращения проходит через лёгкие.
    А12
    Птицы, у которых детеныши вылупляются из яйца почти голыми и незрячими и вскармливаются родителями до тех пор, пока не научатся летать, относятся к
    1)выводковым; 2)птенцовым; 3)гнездовым; 4)оседлым.
    А13 Наличие грудобрюшной перегородки (диафрагмы) характерно для:
    1)земноводных;
    2)пресмыкающихся;
    3)птиц;
    4)млекопитающих.
    А13
    Благодаря естественному отбору:
    1)в природе возникают новые виды животных;
    2)человек вывел новые породы крупного рогатого скота;
    3)были выведены новые породы кур;
    4)были выведены новые сорта растений.
    А14
    Хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек и плавательного пузыря характерно для:
    1)речного окуня;
    2)осетра;
    3)щуки;
    4)акулы-молота.
    А 15
    К классу Земноводные относится:
    1)огненная саламандра;
    2)прыткая ящерица;
    3)водяной уж;
    4)гребнистый крокодил.
    А16
    У пресмыкающихся венозная и артериальная кровь смешиваются в:
    1)правом предсердии;
    2)левом предсердии;
    3)желудочке сердца;
    4)не смешивается.
    На складе было 740 ящиков с яблоками сколько ящиков вывезли на продажу если на складе осталось 370 ящиков.
    В понедельник на склад привезли 39,8т картофеля, во вторник в 1,5 раза больше,чем в понедельник, в среду-на 10,6т меньше, чем во вторник. Сколько тонн картофеля привезли на склад за три дня ? (( Решение столбиком )).
    Из каких этапов состоит деятельность человека?
    Угол падения луча света из воздуха на поверхность стекла равен 30 градусам. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами, и угол преломления света?
    На рисунке в виде кругов схематически изображена живая и неживая природа. Подумай, как с помощью третьего круга показать на этой схеме место почвы.

  5. Сказка про “Сестрицу Аленушку и братца Иванушку” будет интересна любому ребенку, на ней воспитано не одно поколение. Автор этого замечательного литературного шедевра – А. Н. Толстой. Это его обработка сказки, которая была народной, состояла из многих устаревших слов.
    Если вдуматься в содержание, то виден глубокий смысл, можно сделать немало полезных выводов, чтобы не повторять ошибок.
    Сюжет повествует о двух близких людях: сестрице Аленушке и ее младшем братце Иванушке. Иванушка заколдован, превратившись в козленочка, после того, как утолил жажду водицей из лужицы от копытца козлика. Но купец взял в жены Аленушку и братика Иванушку в обличье козленочка. Злая ведьма выманила девушку и утопила в речке. А братец бегал к речке. К счастью, все благополучно завершается.
    Главные действующие лица:
    сестирца Аленушка, ее младший братец Иванушка, которые осиротели после того, как не стало родителей;
    купец, который предлагает девушке выйти за него замуж;
    ведьма, которая завлекла юную особу к речке, чтобы погубить;
    слуга купеческий, который выследил козленочка на речке и услышал разговор, а потом рассказал хозяину;
    люди, которые извлекли Аленушку из воды при помощи сетей.
    Главная мысль произведения – необходимо любить друг друга и заботиться, как сестрица Аленушка и братец Иванушка, когда у них больше никого нет. Также, необходимо слушать старших, чтобы не попадать в скверные ситуации, как Иванушка, когда ослушался сестрицу. Другая мысль – необходимо осторожно относиться к незнакомым людям, быть бдительными, без особенной причины сразу не надо им доверять, как Аленушка, которая пошла вместе с ведьмой. И еще один смысл – все будет хорошо и благополучно, добрые люди помогут и заступятся, зло будет наказано.

  6. Ответ оставил Гость
    Описание картины В.М.Васнецова «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка»«Алёнушка» картина известного русского художника В. М. Васнецова, написана маслом в 1881 году по сказке «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка». Со слов автора, идея написания этой картины возникли ещё в далёком прошлом и сопровождали художника с самого детства. Художник посвятил много своих работ, именно народному фольклору, может, это отголоски его счастливого и беззаботного детства, когда мама или бабушка долгими зимними вечерами, рассказывали ему народные русские сказки, образы былинных героев, которые так надолго закрепились в сознании автора. Картина была написана с молодой крестьянки, проживавшей в селе Ахтырка.Васнецова сразу же пленил образ девушки, в глубине его сознания чётко прорисовались наброски будущего шедевра, он давно носил идеи передать то неуловимое сочетание волшебного мира сказок в реальность. Лицо девушки и её стать настолько впечатлили художника, что он немедля приступил к написанию данной картины, боясь упустить момент нахлынувшего на него вдохновения.Описание картины В.М.Васнецова «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка»Описание картины В.М.Васнецова «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка»Юная девушка, сидящая на камне у озера, казалось бы, что здесь примечательного? Но присмотритесь к деталям. Молодое лицо измождено усталостью, в глазах её непомерная грусть, голова на коленях возможно от того, что не осталось сил. Особенно художник талантливо передал момент грусти, кажется, что девушка уже на грани отчаяния и заплачет. Она словно на минутку присела на камень, что бы собраться с силами и пуститься снова на очередные поиски брата Иванушки. Об этом говорят и мелкие детали запутавшиеся, растрёпанные волосы, ноги, изодранная одежда говорит о том, как она долго бродила в чаще леса, в самых непроходимых местах, в поисках своего брата.Она смотрит в глубину пруда, пытаясь найти в его глубинах ответ. Немой вопрос застыл на её растрескавшихся губах, она уже не замечает происходящего вокруг, дуновение ветерка, шелест листьев, палящего солнца. Возможно, её мучает жажда и голод, но физические трудности она будто и не замечает, на лице застыло отчаяние от потери брата. Художник , так же замечательно показал окружающий пейзаж, гладь озера, окружающие девушку деревья, на втором плане картины-берёзки и осины, словно сопереживают главной героине, склоняясь в её сторону, грустя вместе с ней, словно пытаясь её успокоить, что то сказать важное.Обратите внимание , что автор картины сознательно указал на время года- это начало осени об этом свидетельствуют опавшие листочки на ровной глади, пруда и чуть пожелтевшие на ветках деревьев — это ещё более навевает грусть. Картина настолько реальна, порою кажется, что Алёнушка после недолгого отдыха вот -вот поднимется и пойдёт дальше , на поиски своего братца. Она словно поглощает зрителя , если смотреть на неё долго , то может показаться , что слышишь шелест камыша и листочков на деревьях, всплеск воды от падающих слёз девушки и даже начинают чувствоваться запахи хвойного леса , опавших листьев, дуновение ветерка. феру картины.Картина навевает грусть на зрителя, начинаешь сопереживать вместе с ней. Исполненная по большей части в тёмно зелённых тонах, воздействует умиротворяюще. Работу В. М. Васнецова оценили и современники того времени. Великий художник своими работами внёс неоценимый, огромный вклад в развитие художественного искусства России.

  7. 7
    Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовёт: – Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! А из реки ему отвечают: – Ах, братец мой Иванушка! Тяжёл камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли.
    8
    Слуга побежал домой, рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чисто поле. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
    9
    Ответь на вопросы по содержанию сказки Вопросы: Вопросы: Ответы: Ответы: Сравни свои ответы, с ответами на слайде справа. 1)Мать и отец умерли. «Остались Алёнушка да Иванушка одни- одинёшеньки». 2)Было жарко. Братец хотел пить. «Не послушался Иванушка сестрицу и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком». 3)Злая ведьма утопила Алёнушку в реке. 1. Какие беды выпали на долю Алёнушки? Понравилась сказка?
    10
    3. Злая ведьма утопила в реке Алёнушку. 2. Купец. Он женился на Алёнушке и взял в свой дом козлёночка. Купец увидел добрую, работящую девушку, но несчастную, бедную. Купец хотел, чтобы Алёнушка была счастлива. 3. Кто нарушил счастливую жизнь Алёнушки и козлёночка в доме купца? 2. Кто пожалел бедную Алёнушку, узнав, что у неё нет ни отца, ни матери, а братец превратился в козлёночка? Почему? Вопросы: Вопросы: Ответы: Ответы:
    11
    Вопросы: Вопросы: Ответы: Ответы: 4. Почему ведьма попросила купца убить козлёночка? 4. Никто переодетую ведьму не распознал. «Одному козлёночку всё было ведомо. Утром и вечером ходил он по бережку около воды и звал Алёнушку. Про это прознала ведьма», она не хотела, чтобы ещё кто-нибудь узнал, что она не Алёнушка.
    12
    Вопросы: Вопросы: Ответы: Ответы: 5. Кто спас Алёнушку и козлёночка от смерти? Почему? 5. Слуга услышал, как козлёночек звал сестру у реки, рассказал купцу. «Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой». Добрые люди помогли Алёнушке и Иванушке, потому что они сочувствовали бедным детям- сиротам и не могли мириться со злом.
    13
    Найди описание Алёнушки в тексте сказки. (Чтобы перечитать сказку, нажми левой кнопкой мыши на кнопку в виде квадратика. После перечитывания сказки, нажми на такую же кнопку, чтобы вернуться на этот слайд). Сказка повествует нам об Алёнушке, но описания героини в сказке нет. Сказка повествует нам об Алёнушке, но описания героини в сказке нет. Есть ли описание девушки в сказке?
    14
    Представь Алёнушку. Подбери слова, характеризующие девушку (запиши их в тетрадь). добрая спокойная ласковая красивая внимательная заботливая скромная Сравни свои слова, характеризующие Алёнушку, со словами на экране. А какой ты представил Алёнушку? Алёнушка Рисунок И.Кузнецова
    15
    Домашнее задание: Дома нарисуй Алёнушку, какой ты её представляешь. Свой рисунок можешь прислать по электронной почте на адрес:
    16
    На следующем уроке будем писать сочинение по картине русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка» Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка» Вернувшись на главную страничку ученика, познакомься с биографией и творчеством художника В.М.Васнецова.
    17
    Чтобы вернуться на главную страничку для ученика, нажми левой кнопкой мыши на ссылку Главная страничка для ученика

  8. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
    Собираясь прочитать эту сказку детям, вы, разумеется, начнете с названия, но, скорее всего, прочитаете его бегло, просто, чтобы они знали о том, какую сказку будут сейчас слушать.
    … А теперь, пожалуйста, перечитайте его еще раз, только медленно, не торопясь, чтобы можно было вслушаться в каждое слово: «Сест-ри-ца Але-нуш-ка и бра-тец Ива-нуш-ка»… Тогда-то и удастся расслышать нежную, немного протяженную мелодику его звучания. Ведь не случайно сказочник обратился к таким словам, как сестрица (а не сестра), братец (а не брат), а именам придал ласкательный оттенок. Так он стремился настроить читателей на сочувственное внимание к судьбе двух одиноких детей, которые бредут по белу свету в поисках лучшей доли. Часто мы забываем, что поначалу (интуитивно) улавливаем интонационно-эмоциональное звучание той или иной сказки. И это звучание, предопределяет весь дальнейший процесс восприятия, как бы программируя «сочувствие» читателя. Недаром говорится, что название служит «входной дверью» в текст.
    … Идут дети по бескрайним просторам, сестрица постарше, братец помладше. В волшебной сказке дорога обычно предстает и как вступление на новый жизненный путь, как некая метафора. Шли, шли, притомился Иванушка, пить захотел, а на пути пруд, почему не напиться? Но увидела Аленушка: рядом стадо коров пасется — и попросила: «Не пей, братец, а то станешь теленочком». Послушался Иванушка, но вскоре реку увидел и снова стал просить пить, тут заметила Аленушка у реки табун лошадей и опять попросила: «Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком». Так и озеро прошли, потом ручей, а Аленушка все просит и просит: «Не пей!», «Не пей!» «Не пей!» Не вытерпел наконец Иванушка и напился из водоема, где козы паслись. И вот бежит уже к Аленушке козленочек. «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!» — кричит. Что сказать хочет? Разве поймешь теперь? Так произошла первая сказочная метаморфоза, за которой непременно следует поворот судьбы.
    Осталась Аленушка одна-одинешенька. Такой мы и видим ее на известной картине В. Васнецова «Аленушка». Сидит девушка на берегу, скрылась от людских глаз, чтобы выплакать свое горе. Смотрит в воду с безнадежным отчаянием. Мысли, путаясь, проносятся одна за другой: «Куда идти?», «Как жить?», «Что будет с братом?», «И есть ли у меня теперь брат?»…
    В. Васнецов в одном из писем отметил, что образ Аленушки у него получился не сразу, а окончательно оформился, когда он встретил поразившую его воображение девушку, особенно ее глаза: «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в них». Именно это настроение на полотне помогает передать общая атмосфера загадочности — притихший лесок, недвижимая поверхность воды, надвигающиеся сумерки.
    В волшебных сказках часто приходится сталкиваться с неожиданными сюжетными поворотами, предопределенными как бы волею случая — «игрой судьбы». Превращение братца в козленочка как раз и определило дальнейшую судьбу героев. Оставшись мальчиком, Иванушка вряд ли забежал бы в чужой царский сад, а Аленушка не встретила бы там своего суженого. Скоро и свадьбу сыграли, и «стали жить себе, козленочек с ними — гуляет по саду, и пьет, и ест вместе с царем и царицей». Но тут снова вторгается в жизнь детей власть случая, ожидает их еще один поворот судьбы… Решила злая ведьма занять место Аленушки, заманила ее на берег и сбросила в море. На этот раз судьба девушки оказалась в руках братца-козленочка, ведь только он один видел, что произошло с сестрой. Но что может сделать безмолвный козленочек? Как помочь сестре?
    Размышляя о поэтике жанра сказки, М. М. Бахтин ввел понятие «фольклорный человек». Образ такого героя часто воплощает идею превращения или тождества. В отличие от Иванушки образ Аленушки воплощает идею тождества. А это означает, что, пережив все превратности судьбы, она должна остаться самой собой, во что бы то ни стало сохранить верность брату. И хотя нет в этой сказке невыполнимых заданий, борьбы с Кощеем или трехголовым Змеем, тем не менее и в ней главенствует идея испытания — испытания родственных чувств. И чувства эти предстают как незыблемая человеческая ценность. Глубокая сердечная привязанность сестры к Иванушке — в стремлении уберечь его от беды, которую чует ее любящее сердце, в том, как, сняв с себя поясок, обвязывает им козленочка, чтобы не потерять его в пути. Образ «фольклорного человека» строится на отдельных, решающих его судьбу моментах, к которым сказочник стремится привлечь наше внимание приемом повтора. «Не пей!», «Не пей!» — умоляет сестра. И братец-козленочек, когда нависла над ним смертельная опасность, прибегает и прибегает к берегу моря, взывая к погибшей сестре:
    Аленушка, сестрица моя!
    Выплынь, выплынь на бережок.
    Огни горят горючие,
    Котлы кипят кипучие,
    Ножи точат булатные,
    Хотят меня зарезати!
    И даже с камнем на шее отвечает ему сестра, чтобы услышал он ее голос, знал, почему не может она ему помочь:
    Иванушка-братец!
    Тяжел камень ко дну тянет,
    Люта змея сердце высосала!
    «Выплынь! Выплынь!» — заклинает брат сестру, и на третий раз показалась из воды Аленушка, сделала все, на что хватило сил. Тогда-то и удалось ее спасти.
    Евгений Шварц в своих дневниках вспоминал, как бесконечное число раз просил он в детстве рассказывать ему эту сказку. Неизъяснимым образом врезалось ему в память трогательное и необыкновенное слово «выплынь». И это было, по его словам, одно «из первых сильных поэтических впечатлений детства». Такова сила «памяти чувств». Разве не от нас зависит, сколь долго наши дети будут помнить свои первые художественные впечатления? Во многом это будет зависеть и от того, в какой обработке они эту сказку услышат.
    Широко известны две обработки этой сказки. Одна принадлежит А. Н. Афанасьеву, другая — Алексею Толстому. Какую из них предпочесть? Часто, к сожалению, этому вопросу вообще не придается особого значения. Читается сказка в той обработке, которая оказывается под рукой. Между тем они существенно отличаются друг от друга. Речь не о частностях, а об отличиях, затрагивающих суть сказки, ее поэтику. Но что стоит за этим понятием, к которому мы то и дело обращаемся?
    Герои волшебных сказок преодолевают всяческие препятствия, ищут, спасают, отправляются за тридевять земель. Ибо идея испытания несет в себе мощный не только эмоциональный, но и нравственный заряд. В нашей сказке она не столь очевидна, тем не менее именно идея испытания определяет ее суть. Иначе зачем же на своем пути дети встречают реку и озеро, пруд и ручей, т.е. Иванушка постоянно видит воду, но пить ему никак нельзя. Разве это не испытание? Подлинное испытание жаждой и есть. И только пройдя долгий путь, Иванушка не выдерживает: все же ребенок! Почему же тогда Алексей Толстой заменил реку, озеро, ручей и пруд едва приметными копытцами? Заставил Иванушку пить уже из третьего копытца? Видимо, заново обрабатывая сказку, он не стремился опереться на идею испытания. Превращение для Толстого важно было само по себе как чисто сюжетный поворот. Но ведь испытание жаждой — это одновременно и испытание чувства — чувства привязанности, верности брата сестре? Для Афанасьева в этом суть, и поступок Иванушки он объясняет так: «Он не вытерпел и не послушался», не выдержав испытания, разорвал тем самым тесную духовную связь между самыми близкими людьми. Когда Алексей Толстой оставляет лишь одно оправдание проступку Иванушки — «не послушался», он невольно сводит содержание сказки лишь к однозначной морали: нужно слушаться старших.
    Два сказочника — два разных финала. Обе сказочные концовки благополучны и радостны, но радость радости рознь. Не придавая особого значения проступку Иванушки, Толстой завершает сказку так: «Козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком». Но ведь данная сказка лишает героев волшебной силы, в ней главенствует воля случая с его специфической логикой, т. е. козленочек сам по себе не может превратиться в мальчика. Концовка Толстого вне поэтики этой сказки, как бы совсем из другой сказки. Такой финал снимает присущий ей драматизм, снижает эмоциональное воздействие. Афанасьевский финал тоже радостный. Возле спасенной Аленушки «козленочек так и прыгает, а в саду все зазеленело и зацвело», но, хотя даже природа радовалась, козленочек остался козленочком. Совершил брат опрометчивый проступок и несет за него ответ. И такая суровая кара досталась ему не за простое непослушание, поскольку в народных волшебных сказках другой жизненный масштаб. Брат оставил сестру одну на белом свете — вот в чем суть. Когда рядом с тобой брат, с которым легче переносить тяготы жизни,— это одно. А когда безмолвный козленочек, которого нужно водить за собой,— это совсем другое. Но, несмотря ни на что, сестра осталась верна ему. И это главное.
    Сказка эта утверждает верность как ценность — перед нами сказка о верности. Вот почему традиционную концовку: «Царь с царицей и с козленочком стали жить да поживать, да добра наживать» — Афанасьев продолжает: «…и по-прежнему вместе и пили и ели». Стал братец козленочком, но по-прежнему брат и сестра вместе.
    Идею верности и стоит поставить во главу угла в работе после чтения сказки. На то и создавал народ идеальные образы, чтобы можно было измерить реальное мерой идеального.
    Вряд ли кто-либо осмелится сказать, что Алексей Толстой не чувствовал своеобразия жанра сказки. Тем не менее вторгался в ее поэтику достаточно произвольно, как бы вовсе не стремился, чтобы новое вытекало из старого, опиралось на него. И это явная печать времени. В изданной в 1998 году «Поэтике фольклора» особо подчеркивается многолетнее неприятие идей В. Я. Проппа советской фольклористикой. Долгие годы ученого критиковали за формализм, а впервые опубликованная в 1928 году «Морфология сказки» была забыта на десятки лет. Все это, видимо, и сказалось на отношении Алексея Толстого к идеям ученого.
    Выбрав для чтения с детьми афанасьевскую обработку сказки, мы стремились с самых первых шагов окунуться в атмосферу истинно народного искусства. Это и определило направленность педагогической работы, которая будет состоять из четырех типов творческих заданий:
    1. Послушаем, как называется сказка.
    2. Поиграем в «превращения».
    3. Посмотрим, как оживает «Аленушка».
    4. Выберем для сказки конец.
    Детям предстоит вслушиваться, всматриваться, превращаться, размышлять, выбирать — активно действовать, постигая смысловую суть сказки, осваивая ее поэтику.
    1. Послушаем, как называется сказка
    Попытаемся вместе с детьми на разные лады произнести вслух название сказки. Сначала прочитаем его сами медленно, напевно, чтобы дети обратили внимание не только на его звучание, но и на отдельные слова. И задумались: почему сказочник говорит «сестрица», а не «сестра»? «Братец», а не «брат»?
    Можно произносить название сказки не только вслух, но и про себя. Но и в этом молчаливом звучании невольно проявит себя отношение к героям. Оно будет складываться еще активнее, если попросить детей поразмышлять о том, как лучше было бы назвать сказку. Скажем, «Сестра Аленушка и брат Иванушка»? Или просто «Аленушка и Иванушка»? Обсуждая разные варианты, они с особой силой почувствуют, что, стоит изменить хотя бы одно слово, и сразу рождается не только другое настроение, но и совсем иной смысл. Стоит только убрать слова «сестрица» и «братец», как тут же исчезает нежное, ласковое отношение сказочника к героям сказки. Если оставить только имена, то не узнаешь, как значимы их родственные отношения. Так постепенно придет понимание того, как важно обращать внимание на название сказки, потому что оно помогает каждому попасть именно в эту сказку — является «входной дверью» в нее.
    2. Поиграем в «превращения»
    Дети прекрасно понимают, что превращение Иванушки в козленочка очень важный момент. Но как они относятся к поступку Иванушки — с пониманием или осуждением? Кого больше жалеют: брата или сестру? Чтобы отношение детей к героям окрепло, лучше всего в игре-драматизации им самим пройти путь до того самого момента, когда Иванушка «не вытерпел и не послушался» сестры.
    Участники игры: сказочник, Аленушка, Иванушка и еще 4-5 ребят, которым предстоит превращаться то в стадо коров, то в табун лошадей, а затем в гуляющих у пруда баранов, пасущихся у водоема свиней… А как можно быстро в них превращаться? Прицепить хвост, укрепить на голове рога, надеть пятачок, а еще припомнить, как мычат коровы, блеют бараны, обмахиваются хвостами лошади, хрюкают свиньи.
    Игра будет состоять из пяти маленьких сценок.
    Сказочник. Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой… Вот царь с царицей померли; остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров… (В этот момент и появляются наши «коровы», одни гуляют, травку пощипывают, другие мычат и т. п.)
    Иванушка (увидев пруд). Я хочу пить.
    Аленушка. Не пей, братец, а то будешь теленочком.
    Сказочник. Он послушался, и пошли они дальше; шли, шли и видят реку, а около ходит табун лошадей… (В этот момент и появляются «лошади». «Коровы» успели снять свои рога, прицепили лошадиные хвосты, гуляют себе, мух хвостами отгоняют и травку пощипывают.)
    Иванушка. Ах, сестрица, если бы ты знала, как мне пить хочется.
    Аленушка. Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком.
    Сказочник. Иванушка послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец… (Появляются «овцы», успевшие снять лошадиные хвосты и надеть заранее приготовленные изогнутые рога.)
    Иванушка. Ах, сестрица, мне очень пить хочется.
    Аленушка. Не пей, братец, а то будешь баранчиком.
    Сказочник. Иванушка послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят ручей, а возле него свиньи (К этому моменту «овцы» сняли рога и одели «пятачки». Одни хрюкают и роют «пятачками» землю, другие нежатся на травке).
    Иванушка. Ах, сестрица, я напьюсь; мне ужасно пить хочется!
    Аленушка. Не пей, братец, а то будешь поросеночком.
    Сказочник. Иванушка опять послушался, и пошли они дальше. Шли, шли и видят, пасется у воды стадо коз (чтобы превратиться в «коз», «пятачки» следует снять и на шею надеть колокольчики).
    Иванушка. Ах, сестрица, я напьюсь…
    Аленушка. Не пей, братец, а то будешь козленочком.
    Сказочник. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком.
    Под звон козьих колокольчиков и появляется Иванушка-козленочек. Увидев его, Аленушка горько заплакала и, обвязав своим поясом, увела с собой.
    В игре (испытав на себе) дети неизбежно обратят внимание на то, как долго Иванушка терпел жажду, т. е. перед ними раскроется идея испытания во всей полноте. Они почувствуют, как оберегала брата Аленушка: не давала ему напиться, но не заставляла, не приказывала, а просила, уговаривала. Была настойчива, но терпелива, потому что была в ответе за брата, а ее любящее сердце подсказывало грозящую беду. Что стало с Аленушкой после того, как она увидела брата, ставшего козленочком? Об этом можно узнать, если рассмотреть картину В. Васнецова «Аленушка».
    3. Посмотрим, как оживает «Аленушка»
    В своей известной работе «Поэзия педагогики» М. О. Кнебель признавалась, что очень любила со своими студентами рассматривать репродукции картин известных художников. По ее словам, это помогало развивать «зрительное внимание», острее и глубже воспринимать картину. Подмечая изображенные на картине детали, жесты, выражение глаз, «мизансцену тела», будущие актеры учились через пластический язык изобразительного искусства глубже постигать человеческий характер. Чем внимательнее и зорче удавалось все рассмотреть, тем успешнее выполнялось еще одно задание — «оживить» картину, т. е. самим воспроизвести то, что изобразил на полотне художник.
    Воспользуемся этим упражнением и советом. Картина В. Васнецова «Аленушка» должна появиться перед  детьми дня за два до занятия. Они могут, проходя мимо репродукции, посматривать на нее, подходить и рассматривать, обмениваться впечатлениями. Наконец наступит день, когда «Аленушка» окажется в центре всеобщего внимания.
    Выяснив, что на картине изображена героиня прочитанной сказки, можно поразмышлять: какой момент сказки изобразил художник? Почему Аленушка одна? Где она сидит? Куда и как смотрит? О чем она думает? Может быть, о том, что перед ней тот самый пруд, из которого напился ее брат Иванушка? Корит ли она брата или сетует на то, что недоглядела за ним?
    Если дети прониклись сочувствием к Аленушке, то обрели и способность слышать ее внутренний голос, понимать ее состояние. «А кто хочет стать Аленушкой, той самой, которая перед нами на картине? «
    Пока та или другая девочка будет пытаться изобразить Аленушку, остальным придется внимательно следить: так ли она села, так ли повернула голову, положила руки и т. п. А для этого придется всматриваться в картину еще и еще. Тогда-то каждый и откроет для себя что-то заново. И в картине. И в сказке.
    4. Выберем для сказки конец
    Не часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда одна и та же сказка имеет две разные концовки. Как упустить такую возможность? Никак невозможно. Если детям перечитать афанасьевскую концовку, а толстовскую прочитать заново (ведь всем известно, что каждый сказочник сказывает сказку по-своему), то можно предложить им самим выбрать финал.
    Непростая задача. Оставить братца Иванушку козленочком? Но может быть, лучше, чтобы он три раза перекинулся через голову и снова превратился в мальчика? Прежде чем дети сделают свой выбор (учитывая сложность задания), стоит поговорить о том, как Аленушка и Иванушка относились друг к другу. Из каких эпизодов сказки мы узнаем об этом? Аленушка когда-нибудь сердилась на брата? Как относилась к козленочку ведьма, которая, превратившись в Аленушку, хотела зарезать козленочка?
    Как, какими словами заканчивается сказка? («Царь с царицей и козленочком стали жить-поживать да добра наживать и по-прежнему вместе пили и ели».) Означают ли слова «вместе» и «по-прежнему», что для Аленушки брат всегда остается братом, будь он мальчиком или козленочком, потому что главное для нее, чтобы они были вместе? Может быть, оставляя Иванушку козленочком, сказочник хотел показать нам, какой верной, любящей сестрой была Аленушка, ведь верность всегда проявляет себя в испытаниях?
    Выбор концовки лучше всего провести с помощью двух разных карточек. На одной может быть нарисован козленочек, на другой — мальчик. Взял карточку с козленочком — выбрал афанасьевский вариант, предпочел карточку с мальчиком — стремление к традиционной благополучной концовке победило.
    Нам, взрослым, остается только ждать. Понимая, что это всего лишь первый шаг к постижению верности как ценности. Ждать и надеяться, что сказка запомнится детям. И возможно, через много, много лет кто-то вспомнит слова: «Аленушка, сестрица моя, выплынь, выплынь на бережок…»
    Была ли у тебя в детстве любимая сказка?
    (из ответов пятиклассников)
    –    «Гуси-Лебеди» – про сестру и брата, как они любили друг друга.
    –    «Колобок» – очень веселая. В конце мне его жалко, Колобок был очень доверчивый.
    –    «О рыбаке и рыбке», в ней золотая рыбка наказала сварливую бабушку, а дед ничего не захотел от золотой рыбки.
    –    «Золушка» – добрая, волшебная. После этой сказки всем девочкам хочется поехать на бал и встретить прекрасного принца.
    –    «Конек-Горбунок».
    –    «Щелкунчик», с замиранием сердца слушала ее и переживала за героев.
    –    «Синдбат – мореход» – в ней много загадок и приключений.
    –    «Колобок» – доверчивого Колобка перехитрила Лиса.
    –    «Теремок» – я поняла, что в жизни надо помогать друг другу.
    –    «Дядя Федор, пес и кот».
    –    «Золушка» – это самое невероятное, что могло случиться с бедной девушкой.
    –    «Дети капитана Гранта» – там приключения.
    –    «Золушка», всем людям желала добра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *