Сочинение на тему сферой употребления вопросительных предложений

7 вариантов

  1. Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1) по тексту варианта 3 из сборника И.П.Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36). Новая демоверсия 2015», а также образец самого сочинения.





    Задание 15.1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В.Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их — поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи «.
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.Э.Розенталя. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  2. Мнение И.В.Артюшковой, о том, что раскрыть всю сущность вопросительных предложений может только диалог, абсолютно верно, на мой взгляд. Ведь основой такого диалога служит поиск новой, неизведанной информации, которую можно почерпнуть только путем диалогической беседы.
    Как часто мы задаем друг другу вопросы? Да практически каждую минуту разговора. Интересовать нас может все, что угодно, начиная от вопроса, где лежит чай и заканчивая заинтересованностью мнением собеседника по поводу новой постановке в театре. Вопросительные предложения мелькают в диалогах с поразительной частотой. И это не удивительно, ведь вопросы – это вполне свойственное и нормальное стремление человека стать лучше и почерпнуть новую информации. Вопросы — это двигатель прогресса. И, как правило, вопросительные предложения формируются в ходе беседы двух лиц, а это не что иное, как диалог. Именно на этом и настаивает И.В.Артюшкова.
    Не все вопросы стремятся получить заветный ответ, но это не делает их менее информативными и мотивирующими к размышлению и получению ответов. К примеру, существуют риторические вопросы, которые часто встречаются в диалогах. Подобные вопросительные предложения побуждают к размышлению, что в некотором роде является субъективным ответом для человека. Удачно поставленный вопрос в диалоге приводит к жаркому спору, а, как известно, в споре рождается истина.
    Вопросительные предложения могут быть общего плана, ответом на которые может служить да или нет. И вопросы, желающие получить развернутый ответ, с описанием собственного мнения или рассуждения. В любом случае, ответ удовлетворяет оппонента и дает ему познать неизвестную информацию. Вопросы в диалоге говорят о заинтересованности в новой информации, о желании узнать что-то новое и необходимое, что, несомненно, является двигателем стремительного развития. Поэтому я полностью согласна с мнением известного лингвиста.

  3. Задание 15.1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики»: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» … 
    Согласно одной из теорий происхождения речи, первыми человеческими словами были междометия. Не случайно многие из них звучат одинаково на разных языках.
    Междометия – слова особые. Они выражают самые разнообразные эмоции человека: восторг и изумление, боль и отчаяние. Мы почти неосознанно произносим эти слова-сигналы, реагируя на ту или иную жизненную ситуацию. Думаю, именно таков смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики.
    Особую роль междометий можно проиллюстрировать на примере текста Юрия Карловича Олеши. Лицеист Пушкин читает друзьям посвящённое им стихотворение. Вильгельму Кюхельбекеру адресуются довольно обидные строки, намекающие на недостатки его поэзии. Едва прочитав стихотворение, Пушкин спохватывается: понимает, что мог обидеть друга, готов сделать всё ради прощения. «О, как же я себя презираю!» — восклицает он. Эмоции поэта в данном случае выражены при помощи междометия «о».
    Но Виленька не обижается. Он восхищён талантом друга и желает лишь одного – вновь услышать прекрасное стихотворение. Да и можно ли обижаться на того, кого считаешь «добрым другом»? «Ах, Пушкин!..» — повторяет Кюхельбекер. Междометие «ах» в этом предложении выражает восхищение Виленьки и в то же время лёгкую досаду: как мог  Пушкин подумать, что его друг способен на обиду?
    Итак, междометия действительно являются «эмоциональными сигналами, выражающими реакцию говорящего на ситуацию». Мы убедились в этом, анализируя языковые особенности текста Ю.К. Олеши.
    Задание 15.2
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «-Ах, Пушкин, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!» …
    Назвать настоящим другом можно лишь того, кто тобой дорожит. Этот человек никогда не станет обижаться по пустякам или доказывать, что он в чём-то лучше: красивее, умнее, сильнее…
    Именно о таких друзьях рассказывает Юрий Карлович Олеша. Лицеист Пушкин читает стихотворение, в котором есть насмешливые строки, адресованные его товарищу Кюхельбекеру. Однако в сердце Виленьки нет места для мелочной обиды: он восхищён талантом юного поэта. Вильгельм смог почувствовать и то, что шутка в стихотворении дружеская, то есть совсем не злая.
    «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — повторяет Кюхельбекер, обращаясь к Пушкину.  Автор стихотворения вполне заслуживает таких слов. Поэт от души посмеялся над недостатками Виленьки, но он уважает его, дорожит дружбой с ним, готов на всё ради прощения (предложение 39). Но Вильгельм и не винит друга ни в чём. Он знает, что Пушкин требователен не только к другим, но и к себе, потому что осознаёт, насколько высок долг истинного поэта (предложения 51 – 52).
    Итак, настоящий друг всегда скажет в глаза самую неприятную правду, но при этом не перестанет тобой дорожить. Думаю, именно это имеет в виду Виленька, когда называет Пушкина «добрым другом».
    Задание 15.3
    Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное вами определение…
    Что такое дружба?
    Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.
    Именно о таких друзьях повествует Юрий Олеша. Лицеисты слушают стихотворение, написанное юным Пушкиным. Несколько строк поэт посвятил Вильгельму Кюхельбекеру. В них звучит насмешка над стихами Виленьки: они настолько скучны, что навевают сон. Едва закончив чтение, Пушкин бросается к другу. Он уважает Кюхельбекера и готов на всё, чтобы тот простил шутку. Однако в сердце Виленьки нет места для обиды. Он искренне восхищён талантом друга и просит его только об одном – ещё раз прочитать «дивное стихотворение». «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — говорит Кюхельбекер Пушкину. Думаю, те же слова могли бы относиться и к самому Виленьке. Чувствуется, насколько сильно Пушкин и Кюхельбекер уважают друг друга. Такие отношения и называют настоящей дружбой.
    У человека может быть огромное количество приятелей и знакомых. Но настоящих друзей у нас обычно немного. С чем это связано? Думаю, причина именно в отсутствии взаимоуважения. У моего старшего брата был приятель, которого он долгое время считал другом. Как ни странно, их отношения не прошли испытания не трудностями, а успехом. Брату удалось неплохо продвинуться по карьерной лестнице. Вместо радости от «друга» он дождался лишь злых насмешек и упрёков. Разумеется, ни о каких дружеских отношениях в дальнейшем не было и речи.
    Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы.

  4. Проект урока
    Тема урока: «Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».
    Выполнила:
    Васильева Н.С. учитель русского языка и литературы
    Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №8»
    Дата:19.03.2015г.
    г. Казань – 2015г.
    Тема урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: « Роль вопросительного предложения в речи». 9 класс.
    Цель урока: Развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенции учащихся в следующих направлениях:
    Языковая и лингвистическая компетенции:
    Обобщить знания учащихся о системе знаков препинания русской письменной речи.
    Повторить знания о вопросительном предложении, его значении и знаках препинания.
    Культуроведческая компетенция:
    Познакомить учащихся с историей вопросительного знака в русской речи.
    Коммуникативная компетенция:
    Совершенствовать навык грамотного письма, закрепляя умение пользоваться правилами о постановке знаков препинания при вопросительном предложении. Совершенствовать умение создать текст-рассуждение, систематизировать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Опережающее задание:
    Подобрать небольшой текст с вопросительными предложениями. Определить в них роль вопросительных предложений.
    Подготовить сообщение о стилистической роли вопросительных предложений в речи.
    Подготовить сообщение об истории возникновения вопросительных предложений.
    Ход урока.
    Учитель. Основная задача этого урока – подготовиться к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему: «Роль вопросительного предложения».
    Вопросительное предложение увидишь в тексте сразу, не вчитываясь. Как?
    Ученик. По знаку вопроса.
    Знак вопросительный –
    Очень удивительный,
    С виду словно старичок,
    Скрюченный,
    Как крючок,
    Но он любое мнение
    Поставить может под сомнение!
    Учитель. Совершим экскурсию в историю знаков препинания.
    Ученик. Учеными считается, что с современными значениями знаки препинания были предложены лишь в XVI веке венецианским печатником Альдо Мануцио.
    В XVII веке на основе его рекомендаций сформировалась пунктуация европейских языков, включая, русский, которая с тех пор между этими языками различается незначительно.
    Весьма поучительна история происхождения вопросительного знака (?). Он произошел от латинского слова «Quaestio – вопрос», которое, сокращенное до «Qo» ставилось в конце вопросительных предложений, а затем слилось в один символ – « ? ».
    Учитель. Вспомните, что вы знаете о вопросительном предложении?
    Ученик. Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Эти предложения могут иметь не только значение вопроса.
    Учитель. Какие, на ваш взгляд могут иметь значения вопросительные предложения?
    Ученик. Вопросительные предложения могут иметь дополнительные значения отрицания, недоумения, просьбы, совета, удивления.
    Учитель. Как называются вопросительные предложения не требующие ответа?
    Сообщение ученика. Предложение не требующее ответа называется риторическим вопросом. Риторический вопрос не требует ответа, потому что ответ этот содержится в самом вопросе. Например, «Кому хочется прослыть ленивым или неряхой, или неучем?» (В.Белов) Это риторический вопрос. По смыслу он почти равен повествовательному предложению. «Никому не хочется прослыть ленивым или неряхой, или неучем?».
    Имя прилагательное риторически образовано от основы существительного риторика, что значит теория красноречия, наука об ораторском искусстве, а слово риторика образовано от существительного ритор – оратор.
    Риторический вопрос – одно из синтаксических средств выразительности речи.
    Учитель. Перед вами тексты с вопросительными предложениями. Прочитайте выразительно. Определите их значение.
    Текст №1.
    Душа и спорт. Ужли – одно из двух?
    Ужели спорт взбирается на сцену,
    Не в помощь духу, а ему на смену?
    ( Н. Матвеева)
    Ученик. В этом тексте вопросительное предложение имеет значение удивления и выявляет авторскую позицию.
    Текст №2.
    Какие радости в чужбине?
    Они в родных краях!
    (К. Батюшков)
    Ученик. Первое предложение представляет собой риторический вопрос, имеет дополнительное значение отрицания.
    Текст №3.
    О родина святая,
    Какое сердце не дрожит,
    Тебя благославляя?
    (В. Жуковский)
    Ученик. Вопросительное предложение имеет значение утверждение. Предложение очень эмоциональное и выявляет чувства лирического героя.
    Текст №4.
    Лев – царь зверей… Почему льву присвоен этот титул? Он самый сильный из хищников? По силе он, пожалуй, уступает тигру. Самый ловкий?
    В этом он уступает леопарду. Самый большой из хищников? Опять нет …
    ( Ю. Дмитриев)
    Ученик. Вопросительные предложения использованы в прямом значении. Автор использует форму ответов и вопросов для привлечения внимания читателей.
    Учитель. Ребята, работая над текстом с вопросительными предложениями вы, наверное, обратили внимание на интонацию этих предложений. Она особая, яркая.
    На дом вы получили задание подобрать небольшие тексты с вопросительными предложениями, определить их роль и дополнительное значение.
    Запишите ответы и свои примеры в таблицу:
    Роль вопросительных предложений в речи.
    Роль вопросительного предложения
    Примеры
    1.Вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ.
    Вы не уйдете? Нет? ( Чехов А.П.)
    2.Выражает отрицание.
    Что же вам тут может нравиться?
    Что же вы нам можете рассказать?
    3.Выражает побуждение к действию.
    Итак, может быть, предложим наши занятия? Займемся сначала подготовкой.
    4.Выражает неуверенность.
    Вы как будто змее сочувствуете. (Пришвин)
    5. Выражает просьбу.
    Молока, не продашь ли, хозяюшка?
    6. Выражает совет.
    Почему бы не вспоминать почаще о родителях?
    7. Выражает утверждение.
    Так вы ведь любите писать в газетах (Солоухин)
    8. Выражает предположение.
    Видит Теркин погребушку,- Не оттуда ль пушка бьет? ( Твардовский)
    9. Выражает недоумение, удивление.
    Как, и мечтать, мечтать не можешь без спроса? (Гончаров)
    10. Выражает вызов.
    Что ж? веселитесь,…он мучений Последних вынести не мог. (Лермонтов М.Ю.)
    11.Риторический вопрос (Не требующий ответа). По смыслу равен повествовательному предложению.
    Кто не любовался многоцветной радугой? (Осетров)
    Учитель. Послушаем ваши примеры.
    Ученик. – Боже мой!- продолжал бушевать дед.
    – Как ты удивительно на нее похожа! И как я не понимал этого?! Это многое в тебе объясняет. Жизнь будто совершила круг. ( Д. Железников)
    В этом тексте вопросительное предложение выражает удивление и помогает понять чувство героя.
    Ученик. … Да, пожалуйста, зови меня просто Максим Максимыч и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? Приходите ко мне всегда в фуражке? (М.Ю. Лермонтов)
    Здесь мы видим, что вопросительное предложение имеет значение совета и создает впечатление непринужденности.
    Ученик. А вы! О, Боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! ( Грибоедов)
    В приведенном примере вопросительное предложение имеет значение недоумения, удивления, обиды. Оно помогает понять состояние и чувство героя.
    Ученик. По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец? … Кто кричал? (А.П. Чехов)
    Все вопросительные предложения имеют прямое значение вопроса. В этом монологе – весь Очумелов, ограниченный, трусливый, ущербный. Замечательная речевая характеристика героя.
    Ученик. Уж зачем ты алая заря просыпалася?
    На какой ты радости разыгралася? (М.Ю. Лермонтов)
    Здесь вопросительные предложения подчеркивают чувства лирического героя и выражают значения сожаления, грусти, тоски, печали.
    Учитель. Мы с вами повторили вопросительные предложения, их функции в речи. Эти знания нам будут необходимы при подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
    Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
    Учитель. Вспомните, как строится сочинение – рассуждение?
    Ученик. Схема сочинения – рассуждения выглядит так:
    Тезис
    Доказательства
    Вывод
    Учитель. Цель написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.
    Язык нужен для живой жизни – вот, наверное, основополагающий принцип отбора материала для сочинения.
    Прочитайте следующие рекомендации. Все ли вам в них понятно?
    Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, необходимо учесть следующее:
    Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
    Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.
    Сочинение может строиться по следующей логике рассуждений:
    Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мною и моим другом возник спор…», «Как-то раз я читал книгу и обратил внимание…») или прямая актуализация проблемы («Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!»,.. Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженными очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать какую букву писать в слове «корова»?»);
    Формулирование генерального тезиса («Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);
    Обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста. («Чтобы подтвердить…, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,…»);
    Вывод («Итак,…», «Следовательно,…»)
    Учитель. Обратите внимание на составленную таблицу. В ней отражена роль вопросительного предложения. Мы собрали с вами материал к будущему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
    Учитель. Ответьте, в какой части сочинения вы можете воспользоваться материалами таблицы о роли вопросительного предложения?
    Ученик. Материалом таблицы можно воспользоваться для аргументации.
    Учитель. Форма и жанр высказывания могут быть разными.
    Познакомьтесь с моделью, описывающую возможный способ развертывания текста сочинения-рассуждения.
    Определим проблему в виде вопроса.
    Для чего необходимо в речи вопросительное предложение?
    Тезис
    Вопросительное предложение выполняет важную функцию в речи.
    Обоснование (обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли)
    Во-первых, вопросительное предложение выражает вопрос, обязательно предполагающий ответ. Подтвердим это примером из текста: «…».
    Во-вторых, риторический вопрос – это очень яркая стилистическая фигура, состоящая в том, что вопросительное предложение усиливает эмоциональное воздействие. Прочитайте предложение: «…».
    Вывод.
    Таким образом, мы видим, что вопросительное предложение на самом деле играет важную роль в речи…
    Учитель. Часто трудно начать сочинение. Познакомьтесь с видами тезисов.
    Как начать сочинение на лингвистическую тему.
    Вид тезиса
    Пример
    1.Тезис – утверждение актуальности темы.
    На письме без знаков препинания обойтись невозможно.
    2.Тезис – риторический вопрос.
    Точка… Разве без нее можно обойтись на письме?
    3.Тезис – восклицательное предложение.
    Как необходимо тире на письме!
    4.Тезис – цитата.
    Важную роль знаков препинания отметил Паустовский: «Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
    5.Небольшое отступление, подводящее к теме
    Русская пунктуация – сложная система. Глубокое овладение ею помогают точно и четко передавать и воспринимать смысл написанного.
    Учитель. Попробуйте сами написать вступление к будущему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительных предложений в тексте»
    Ученик. Вопросительное предложение… Разве можно обойтись в речи без него?
    Ученик. Кто возьмется утверждать, что в нашей речи невозможно обойтись без вопросительных предложений. Они нужны на каждом шагу. «Язык до Киева доведет»,- гласит пословица.
    Ученик. Что такое вопросительное предложение? Это вопрос к собеседнику. Но, оказывается, на этом его роль не заканчивается. С его помощью можно выразить сомнение, удивление, просьбу…
    Ученик. «Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»,- писал К. Паустовский. А что же произойдет с текстом, если в нем не будет вопросительного знака?…
    Учитель. Как же мы с вами закончим сочинение? Давайте подумаем.
    Вспомним виды заключений.
    Виды заключений
    Примеры
    1.Риторический вопрос.
    Мы бесконечно изменили и уродовали прекрасный лик планеты.
    Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя.
    2.Призыв, обращение к читателю.
    «Дурную траву с поля вон»,- гласит пословица. Давайте же вместе постараемся очистить поле русской речи от мусора и сорной травы.
    3.Открытый финал.
    А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?
    Учитель. Послушайте сочинение – рассуждение, которое к уроку было написано вашим одноклассником, и проанализируйте его с точки зрения требований к сочинению на лингвистическую тему.
    Я считаю о том, что знаки препинания играют важную роль в тексте. Например, вопросительный знак спрашивает. Вопросительный знак используют для вопроса. Например, «Ты выполнил домашнюю работу?» Еще вопросительный знак применяется для выразительности чувств. Из этого следует, что вопросительные предложения нужны, как и все знаки препинания.
    Учитель. Ученик.- В работе нет вступления.
    – Повторяется вводное слово например.
    – Нет членения на абзацы.
    – Допущены речевые ошибки. («выразительности чувств». Можно написать просто «выразительность»)
    – Неверно сказано «Вопросительный знак спрашивает». (Правильно было бы написать вопросительное предложение выражает вопрос)
    – Нет названия.
    – Приведен только один аргумент.
    – Объем сочинения мал. (42 слова)
    Прочитайте и оцените второе сочинение.
    На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они несут в себе как стилистическую, так и грамматическую функцию.
    Они помогают избежать двойного смысла предложения, точнее передать смысл. Возьмем вопросительное предложение, которое играет важную роль. В конце его ставится вопросительный знак. «Ты какую книгу читаешь?»- спросил друг. Здесь вопросительное предложение. На мой взгляд знаки препинания играют важную роль.
    Ученик. – В работе нет заглавия.
    – Тема не раскрыта.
    – Нарушена логика рассуждения.
    – Есть неуместные повторения.
    – Вывод и заключение не соответствуют теме.
    Учитель. Познакомьтесь с памяткой, которая поможет вам в работе над сочинением.
    Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.
    Внимательно прочитайте утверждение лингвистического положения.
    Сформулируйте тезис и подберите в тексте примеры, доказывающие справедливость вашего утверждения.
    Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
    Чтобы не было логических ошибок, можно использовать следующие речевые клише:
    Чтобы доказать сказанное, обратимся к № предложению текста.
    Пример использования … можно найти в предложении…
    В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.
    Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое) … Это подтверждает вывод о том, что…
    Пишите сочинение от первого лица («Я считаю, что…»).
    Не забывайте, что объем работы должен быть не менее 50 слов.
    Учитель. Подведем итоги нашего урока. Цели, которые были поставлены в начале урока, мы достигли. Мы исследовали роль вопросительного предложения в тексте, собрали материал к сочинению – рассуждению, вспомнили композицию, повторили виды вступлений и заключений, проанализировали сочинения одноклассников. Думаю, что вы готовы к работе над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему.
    Итак, задание на дом. Написать сочинение рассуждение на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».
    Дополнительный материал к уроку. Образцы сочинений
    Сочинение №1.
    Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:
    «Роль вопросительного предложения в речи».
    Разве можно обойтись в речи без вопросительного предложения? Я считаю, что вопросительное предложение играет важную роль. С помощью него мы оформляем вопрос к товарищу, рассчитывая получить ответ. Например: «Вы сделали домашнюю работу?»
    Часто в текстах особенно публицистического и художественного стиля используется риторический вопрос. Это делает речь выразительной, эмоциональной.
    А.Н. Некрасов поэму «На Волге» начинает так: «О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» Начало получилось очень выразительным. В нем звучит авторское отношение.
    Без сомнения, вопросительное предложение играет важную роль в нашей речи.
    Анализ сочинения.
    С1К1 – 2б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос.
    С1К2 – 2б. Ученик привел 2 примера – аргумента.
    С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.
    С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью.
    Итого 7б.
    Сочинение №2.
    Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:
    «Роль вопросительного предложения в речи».
    Вопросительный знак возник в 17в. Основоположником был австрийский ученый Альдо Мануцио. А вопросительное предложение существует давно. Наверное, с возникновением необходимости что – то спросить. Конечно, вопросительные предложения в нашей речи играют очень большую роль.
    Во-первых, оно используется для создания вопроса. Широко вопросительное предложение применяется в диалоге.
    – Так ты женат? На ком?
    – На Лариной Татьяне.
    Это пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Вопросительные предложения в этом примере делают текст живым и непринужденным.
    Во-вторых, вопросительные предложения в тексте используются для выражения просьбы или совета.
    Наша речь без вопросительных предложений была бы скучной и не интересной.
    Анализ сочинения.
    С1К1 – 1б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, но выявил только одну функцию языка.
    С1К2 – 1б. Ученик привел только 1 аргумент.
    С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.
    С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью.
    Итого 5б.
    15

  5. Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопроси­тельного предложения — сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах.
    В оформлении вопросительного предложения используются осо­бые языковые средства:
    •  вопросительные местоимения (что, какой, который, чей и т.п.),
    •  вопросительные частицы (ли, неужели и т.п.),
    •  особая интонация.
    На письме в конце вопросительного предложения ставится вопро­сительный знак.
    Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные. Цель общевопросительных предложений — узнать о ситуации в целом. Ответом на них будет да или нет. Напри­мер: Вы читали эту книгу? Частновопросительные предложения за­прашивают какую-то конкретную информацию о действующем лице, о признаке, количестве и т.п., т.е. говорящий, зная о ситуации в целом, хочет выяснить некоторые подробности: Что Вы думаете об этом? Как Ваши дела? Частновопросительные предложения активно исполь­зуют вопросительные слова и частицы.
    Особую группу представляют альтернативные вопросы, которые по форме похожи на общевопросительные предложения (нет вопроситель­ных местоимений), но ответ на них не может быть дан в виде подтверж­дения (да) или отрицания (нет): Твой брат школьник или студент?
    Существуют вопросительные предложения, которые не подразуме­вают ответ, а выражают различные модально-экспрессивные значения. По форме они представляют собой вопросительные предложения, но по содержанию являются утверждением или отрицанием чего-либо, побуждением к действию и др. Это риторические вопросы (часто экспрессивно-эмоционального характера). Например: Разве можно так относиться к родной матери?!

  6. По тексту Е. Раневой «Котёнок » (Вариант № 2)
    И. В. Артюшков писал: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
    С высказыванием известного лингвиста я полностью согласна. Действительно, вопросительные предложения чаще всего используются в диалоге, когда один спрашивает, а другой отвечает. Так идёт обмен нужной информацией. Для подтверждения этой мысли приведу примеры из текста Елены Алексеевны Раневой.
    Во-первых, в одном из предложений диалога (15-18) мальчик Славка, задавая Свете вопрос: «…Ты чего домой не идёшь?», выясняет, почему девочка не спешит домой. А вопрос Светы: «Куда я его?» вызывает сочувствие мальчика и желание помочь бездомному котёнку.
    Во-вторых, в предложении 31 звучит риторический вопрос мамы: «Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?», который подчёркивает её равнодушие, чёрствость. И в то же время позволяет ей понять чувства и переживания отчаявшегося ребёнка.
    Таким образом, я доказала, что сферой употребления вопросительных предложений является диалог, через реплики которого идёт поиск неизвестной информации.
    Текст № 3
    (1) Город кончался, и вскоре показалось море.
    (2) Оно было мелким и плоским. (З) Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.
    (4) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.
    (6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.
    (9) Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.
    (10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:
    — (13)Ну поешь… (14)Ну поешь немного…
    (15) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
    (16) Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.
    (18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа… (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)0на ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.

  7. 7
    Текст добавил: ЛюБиМа Им ОдНиМ

    Комментарии к цитатам, положенным в основу задания 15.1
    /сб. И.П. Цыбулько, 2015 год/
    ЦИТАТА
    Комментарий
    № варианта КИМа
    в коллекции
    2015 года
    «Междометия – это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию ».
    Большой справочник русской грамматики
    Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
    Междометия – это чаще всего выражение спонтанной эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия – это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова». Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека.
    Порезал палец:- Ой!
    Узнал результат ЕГЭ: – Слава богу!
    Услышал неприятный запах: – Фу…
    Чувства, эмоции могут быть самыми разными: и положительными, и отрицательными, и сильными, и слабыми. Многие междометия многозначны. Может быть произнесён лишь один звук. Важно, как его произнести. Длительность гласного, интенсивность, громкость, регистр и тембр голоса, интонация (движение тона) – все это помогает выражать разные чувства. Например: А! (досада), А-а-а! (догадка), А-а-а! (угроза, крик при нападении). Тем не менее можно говорить о группах междометий с разным значением.
    Эмоциональные: Ай, ой, ах, ох, ух, эх, у-у-у, ой-ой-ой, фу, тьфу, чу, боже, боже мой, слава богу, ура, увы, О!, о-о-о, А!, а-а-а и др.
    Волеизъявительные: вон, прочь, долой, стоп, брысь, цыц, тс-с, ш-ш, ч-ч-ч, кис-кис, цып-цып, но, тпру, айда (из татарского), караул(из турецкого), алло (из французского), бис (из латыни) и др.
    Глагольные (звукоподражательные*, приближающиеся к передаче значения действия): бац, стук, бух, чебурах, хлоп, толк, трах, жик и др.
    Этикетные: спасибо, мерси, здрасьте, привет, пока, пожалуйста, простите и др.
    Бранные: черт, черт возьми, черт поберии др. Сюда же относится слово блин, используемое в качестве бранного междометия при выражении досады, огорчения, недовольства и др. отрицательных эмоций.
    1
    «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому»
    Дитмар Эльяшевич Розенталь
    Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку.  Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому. Экспрессивностью обладает часть разговорных и книжных слов. Например, в предложении В те годы его и упрятали в психушку несправедливость, незаконность совершенных действий выражена разговорными словами упрятали (поместили туда, откуда трудно освободиться) и психушка (пренебрежительное); ср. с нейтральным …поместили в лечебницу для душевнобольных, в психиатрическую клинику. В словосочетании разглагольствующиедепутаты негативное отношение к депутатам выражено с помощью книжного причастия, которое характеризует выступления депутатов как многословные и бессодержательные. Ср. также противоположные оценки в предложении Пушкин оставил нам пушкиниану, Бенедиктов –бенедиктовщину. В сочетании апологеты версии о руке Москвы отношение к достоверности этой версии выражено словом апологеты, обозначающим человека, чрезмерно защищающего или восхваляющего кого-либо или что-либо.
    2
    «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
    И.В. Артюшков.
    Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные предложения.
    Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения таким образом информируют о том, что хочет узнать говорящий.
    Диалог – это форма устного или письменного обмена
    информацией между двумя и более людьми.Благодаря направленности на получение информации, вопросительные
    предложения выступают как первый компонент сочетания реплик, предназначенного для обмена информацией в диалоге.                              Диалог – основная сфера функционирования
    вопросительных предложений.
    Находим в исходном тексте диалог, выделяем в нём
    вопросительные предложения. Оформляем
    примеры письменно.
    3
    «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди предают свои мысли».
    Лев Успенский.
    Гончаров отмечает особенности языка: он размышляет о   говоре, речи, подчеркивая функцию языка как средства общения (говор в одном из словарей трактуется так: «звучание устной речи, разговора», речь – «способность пользоваться языком слов».) Но эта функция, по его мнению, не единственная: язык отражает внутренний мир человека, его ум, отношение к окружающей действительности. Можно вспомнить знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
    4
    «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
    Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
    Примеры: лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы. . По законам грамматики мы строим предложения. Именно они являются средством выражения мысли. Нам порой необходимо выразить мысль в форме вопроса, утверждения или побуждения. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных – отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. В письменной речи такие мыслительные процессы обозначают знаками завершения предложений, вопросительным, восклицательным знаками или точкой. А выделить внутри суждения-предложения какую-то часть   помогают знаки выделения и разделения. Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
    Выделительными знакамипрепинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.
    К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящий в его состав.
    Выбор выделительных разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
    5
    «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
    Литературная энциклопедия
    Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
    Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
    При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого Для создания образа литературного героя наряду с другими приёмами используется речевая характеристика.
    Характеристика речевая — раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором.
    Речь действующего лица эпического произведения» драмы или лирического героя в поэзии не представляет собой непосредственного и буквального воспроизведения автором языка тех или иных лиц в самой жизни.
    Писатель стремится к тому, чтобы подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров, позволили бы читателю составить представление об их культуре, социальной среде, психологии и т. д.
    Это достигается при помощи тщательного выбора автором лексических и интонационно-синтаксических форм речи, придающих ей индивидуальное своеобразие, а также путём описания автором самой манеры речи действующих лиц и т. п.
    Всё это создаёт речевую характеристику, анализ которой весьма важен для понимания индивидуальных и типических особенностей речи действующих лиц.
    Примеры. В начале сочинения можно вспомнить понятие речевая характеристика героев.
    Если в тексте есть диалог, понаблюдайте за репликами отдельных персонажей, над тем, о чём они говорят, какие слова используют, как строят свою речь. Бывает, что диалогов нет, тогда анализируйте речь автора (рассказчика).
    6
    «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Константин Георгиевич Паустовский
    С помощью языка мы не просто общаемся, мы передаём друг другу мысли, наблюдения, он позволяет нам передать наши чувства, переживания. Чтобы сделать это как можно убедительнее, передать «самые тонкие ощущения и оттенки мыслей», мы прибегаем средствам выразительности речи. В художественном произведении писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка.
    Материал для наблюдения:
    • Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи);
    • прямое и переносное значения слова в художественном тексте, тропы и фигуры речи;
    • гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись;
    • богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно- ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др.
    7
    «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств
    различные языковые единицы?».
    Борис Николаевич Головин
    Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.
    Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.
    Примеры: использование языковых единиц. Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.)
    8
    «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Лев Васильевич Успенский
    В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.
    Примеры: лексическое и грамматическое явления.
    9
    «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Иван Александрович Гончаров
    В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.
    Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    10
    «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
    А. А. Зеленецкий
    Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут  усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов,  уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество),  передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Эпитеты – неисчерпаемый резерв вырази-тельности речи. Они дают дополнительную. образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения:
    – подчеркивают характерные признаки,
    – уточняют отличительные признаки,
    – оценивают предмет и выражают авторскую оценку.
    Роль эпитетов разнообразна: они усиливают выразительность, образность, яркость языка, выделяют характерную черту или качество предмета, явления, создают живое представление о предмете, вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское отношение к изображаемому, раскрывают внутреннее состояние героя. Зеленецкий обращает внимание на основную функцию эпитетов: усиление образности.
    Примеры: использование эпитетов. В качестве аргументов найдите эпитеты, которые помогают «увидеть» особенности героя или предмета, к которому относится образное определение, например, «с плачущей интонацией», «добропорядочные, примерные дети», «непримиримая злость».
    11
    «В устной речи чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак».
    Г.Г. Граник.
    Восклицательный знак указывает на эмоции говорящего, точнее, пишущего. Если в устной речи мы можем голосом, интонацией показать, что мы рады или чем-то недовольны, то на письме нам помогает восклицательный знак. который мы пишем в конце предложения или после того же обращения, чтобы привлечь внимание: Мария! Пойди сюда!
    Употребление восклицательного знака
    Наверняка многие будут обращаться к этой статье для написания сочинения о том, зачем нужен восклицательный знак и другие знаки препинания. Поэтому для начала разберемся, что такое восклицательное предложение. Восклицательным предложением называется предложение, выражающее ту или иную эмоциональную окраску. Это могут быть предложения, выражающие радость, восторг, удивление, испуг, упрек и другие эмоции. Также восклицательный знак принято ставить в конце предложений, в которых выражаются категоричные побуждения и в которых вопрос сопровождается выражением какой-либо эмоции (то есть, в конце побудительных и вопросительных предложений соответственно). Итак, кратко сформулируем некоторые правила постановки восклицательного знака.
    Восклицательный знак употребляется в конце всех восклицательных предложений.
    Восклицательный знак используется в конце предложений с риторическим вопросом (не требующим ответа).
    Восклицательный знак вместо запятой ставится в эмоциональном обращении.
    Восклицательный знак ставится в конце предложений, начинающихся с восклицательных слов (“как”, “какой”, “что за” и т.п.).
    После междометий, а также после слов “да” и “нет” восклицательный знак ставится для обозначения сильных чувств и эмоций.
    Для обозначения прерывистости речи восклицательный знак может ставиться после каждого однородного члена предложения.
    Если вопросительное предложение является еще и восклицательным, то в конце после вопросительного знака ставится восклицательный.
    В скобках восклицательный знак ставится либо для выражения различных чувств, либо имеет значение “внимание!”.
    Примеры: предложения с восклицательными знаками
    12
    «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
    Ираида Ивановна Постникова
    Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы/ лексика/, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения/грамматика/. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
    13
    «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
    Александр Александрович Реформатский
    Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.
    Примеры: предложения с местоимениями, в которых они играют разные роли.
    14
    «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
    Александр Александрович Реформатский
    Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.
    Примеры: содержание и структура предложений (члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).
    15
    «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
    Светлана Ивановна Львова
    Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. Одна из функций знаков препинания – функция выделения.
    Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки.
    Выделяемые конструкции:
    -обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства;
    – уточняющие члены предложения;
    – вводные слова и предложения;
    – обращения и междометия;
    – прямая речь и цитаты;
    – утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
    Мы воспринимаем текст соответственно расставленным в нём знакам препинания, потому что знаки эти несут в себе определённую информацию. Выбор знака препинания основывается на смысловых связях, фразовой интонации, эмоциональной направленности высказывания.
    Примеры: функции знаков препинания. Например, многоточие – один из знаков пунктуации. Употребление его связано с содержательной и эмоциональной стороной речи. Это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста. Многоточие употребляется при передаче недосказанности речи, прерывистости, разговорных пауз.
    16
    «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
    Л.Ю. Максимов.
    Абзац служит для выделения основной микротемы и для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает новый этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или лица, новую мысль в рассуждении или доказательстве.
    17
    «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Александр Иванович Горшков
    Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений.
    Примеры: изобразительно-выразительные средства языка.
    18
    «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет. Как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным».
    М.А. Кронгауз.
    В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.
    Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    19
    «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
    Ираида Ивановна Постникова
    Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.
    Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
    Примеры: способы связи слов и их выражение в словосочетаниях.
    20
    «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
    Георг фон Габеленц
    В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.
    Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    21
    «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
    Дмитрий Сергеевич Лихачёв
    В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.
    Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    22
    «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
    Е. В. Джанджакова
    При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано). В художественном тексте писатель стремится показать мир своими глазами, мы многое можем узнать о нём: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.
    Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение.
    В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
    На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения.
    Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. Подбирая аргументы к этой цитате, постарайтесь найти самые яркие избразительно-выразительные средства:   тропы (эпитеты, метафоры, сравнения) и фигуры речи, синтаксические и лексические средства и пр.
    23
    «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
    Георгий Яковлевич Солганик
    Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств.
    Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства
    24
    «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
    Николай Гаврилович Чернышевский
    Слова в предложениях связаны между собой не только грамматически, но и логически. Синтаксис, как один из разделов грамматики, помогает нам строить эти отношения. Не случайна в текстах и лексика. Лексика показывает уровень развития героев, она тесно связана с их образом жизни, традициями, опытом и т.д.
    25
    «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его
    мыслях, чувствах».
    Илья Наумович Горелов
    Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.
    Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    26
    «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
    Михаил Васильевич Исаковский
    Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.
    Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация.
    Примеры: лексическое и грамматическое явления,  обоснование орфограммы.
    27
    «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
    Михаил Викторович Панов
    Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
    Примеры: употребление языковых единиц
    28
    «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
    Лев Николаевич Толстой
    Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания  и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.
    Примеры: употребление форм имени существительного и глагола.
    29
    «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Георгий Владимирович Степанов
    Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет  связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.
    Примеры: лексическое и грамматическое явления.
    30
    «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
    Поль Рикёр
    Язык – универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. Человеку дано такое мощное средство общения , как язык. С его помощью мы делимся друг с другом мыслями, впечатлениями, эмоциями. Не случайно французский философ Поль Рикёр сказал: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Для человека важен не только факт общения как таковой, а то, в какую форму облачены чувства и эмоции. В этом случае ценно как богатство слов конкретного языка, разнообразие его синонимов, эпитетов, которые зачастую позволяют передать все мельчайшие оттенки чувства, так и лексикон конкретного человека, умение его пользоваться синтаксисом и пунктуацией.
    ПРИМЕРЫ
    Здесь лучше всего найти примеры использования изобразительно-выразительных средств речи. И снова вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1 лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы   слов по происхождению и употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания,
    31
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    Из учебника русского языка
    В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста.
    Примеры: употребление фразеологизмов в тексте.
    32
    «Союзы, будучи служебными словами,  то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний,  остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».
    И.Г. Милославский.
    Вспоминаем, что такое “союз”, классификацию союзов, их смысловые функции.
    Союз – служебная часть речи, которая служит для связи
    однородных членов предложения,
    частей сложного предложения,
    предложений в тексте,
    частей текста (абзацев).
    Союзы не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении.
    Союзы имеют 2 функции: синтаксическую и смысловую.
    Синтаксическая функция: союзы – средство связи синтаксических конструкций.
    Смысловая функция: союзы выражают различные отношения между явлениями действительности, вносят в предложения различные оттенки значения.
    Находим в исходном тексте предложения с союзами.
    Выбираем из найденных 2 с разными союзами. Определяем их смысловую функцию.Оформляем примеры в письменном виде.
    33
    «У каждой части речи свои  достоинства».
    А.М. Пешковский
    Части речи –это группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков.
    «Достоинства» существительного: обозначает предмет, является одушевлён-ным/неодушевлённым, собственным/ на-рицательным, принадлежит к одному из 3-х родов, изменяется по числам и падежам, в предложении может быть любым членом предложения.
    Примеры: любые части речи
    34
    «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
    Владимир Галактионович Короленко
    Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя С помощью языка мы не просто общаемся, мы передаём друг другу мысли, наблюдения, он позволяет нам передать наши чувства, переживания. Чтобы сделать это как можно убедительнее, передать «самые тонкие ощущения и оттенки мыслей», мы прибегаем средствам выразительности речи. В художественном произведении писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка.
    Материал для наблюдения:
    • Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи);
    • прямое и переносное значения слова в художественном тексте, тропы и фигуры речи;
    • гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись;
    • богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно- ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др.
    Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. Подбирая аргументы к данной цитате, постарайтесь найти самые яркие выразительные средства языка. Здесь вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1 лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы   слов по происхождению и
    употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.)
    35
    «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
    Нина Сергеевна Валгина
    Абзац – это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи – для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В художественных текстах автор порой делит текст на абзацы в зависимости от своих задач. Иногда такое деление кажется нелогичным, но если автору важна какая-то мысль, какое-то описание, он вправе использовать красную строку. Функция абзаца приобретает   эмоционально-экспрессивный характер.
    Примеры: функции абзаца. Подбирая аргументы, постарайся найти необычно выделенный абзац, проанализируй деление текста на абзацы с точки зрения развития основной мысли автора, особого эмоционального воздействия именно этой части текста на читателя.
    36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *