Сочинение на тему шемякин суд по литературе 8 класс

9 вариантов

  1. Сочинение по повести Шемякин Суд

    Повесть «Шемякин суд» похожа на сказку. Герои её — два брата, богатый и убогий (бедный), поп, житель города и судья Шемяка..
    Все «преступления» совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно убивает сына попа и отца жителя города. Автор не становится на чью-то сторону, потому что каж­дое несчастье рождено предыдущим. О том, кто из героев прав, тоже сложно судить: богатый не дал с лошадью хомута, из-за этого лошадь осталась без хвоста. Но и бедность убогого брата не оправдывается, так как богатый «много лет его ссужал». Яв­ными жертвами обстоятельств становятся только поп и «жи­тель того града». Им автор сочувствует.
    Главный герой повести совершил три преступления: оторвал лошади хвост, убил ребенка и старого человека, при этом все три преступления совершены им «не нарочно».
    Но наказаны в повести те, кто стал жертвой преступлений не очень умного «убогого» брат.
    Повесть высмеивает глупость, а также корыстолюбие и взяточничество, отсутствие системы законов, потому что реше­ния судьи имеют анекдотический характер.
    Сочувствие вызывают поп и житель города, потерявшие своих близких. Но и они в конце повести выглядят нелепо и смешно, так как они после суда сами стали мириться с обидчиком и «да­вать ему мзду». То, что справедливость не была восстановлена, отчасти и их вина.
    Выражение «Шемякин суд» вошло в современный русский язык как фразеологический оборот, значение которого — несправедливый, неправедный суд.
    Основные приемы сатирического изображения — несоот­ветствие, гипербола, гротеск.
    Гротеск — художественный прием сочетания фантастичес­кого и реального, ужасного и смешного, безобразного и пре­красного, забавного и зловещего.
    Несоответствия проявляются в том, что судья должен прав­диво, справедливо вершить правосудие, а он думает прежде всего о наживе, соблазняется возможной взяткой.
    Гротескными представляются решения судьи, настолько они невероятны.
    Гиперболизируются (преувеличиваются) глупость людей, количество преступлений, почти невероятных, совершенных человеком за короткий период.

  2. Повесть «Шемякин суд» похожа на сказку. Герои её — два брата, богатый и убогий (бедный), поп, житель города и судья Шемяка..
    Все «преступления» совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно убивает сына попа и отца жителя города. Автор не становится на чью-то сторону, потому что каж­дое несчастье рождено предыдущим. О том, кто из героев прав, тоже сложно судить: богатый не дал с лошадью хомута, из-за этого лошадь осталась без хвоста. Но и бедность убогого брата не оправдывается, так как богатый «много лет его ссужал». Яв­ными жертвами обстоятельств становятся только поп и «жи­тель того града». Им автор сочувствует.
    Главный герой повести совершил три преступления: оторвал лошади хвост, убил ребенка и старого человека, при этом все три преступления совершены им «не нарочно».
    Но наказаны в повести те, кто стал жертвой преступлений не очень умного «убогого» брат.
    Повесть высмеивает глупость, а также корыстолюбие и взяточничество, отсутствие системы законов, потому что реше­ния судьи имеют анекдотический характер.
    Сочувствие вызывают поп и житель города, потерявшие своих близких. Но и они в конце повести выглядят нелепо и смешно, так как они после суда сами стали мириться с обидчиком и «да­вать ему мзду». То, что справедливость не была восстановлена, отчасти и их вина.
    Выражение «Шемякин суд» вошло в современный русский язык как фразеологический оборот, значение которого — несправедливый, неправедный суд.
    Основные приемы сатирического изображения — несоот­ветствие, гипербола, гротеск.
    Гротеск — художественный прием сочетания фантастичес­кого и реального, ужасного и смешного, безобразного и пре­красного, забавного и зловещего.
    Несоответствия проявляются в том, что судья должен прав­диво, справедливо вершить правосудие, а он думает прежде всего о наживе, соблазняется возможной взяткой.
    Гротескными представляются решения судьи, настолько они невероятны.
    Гиперболизируются (преувеличиваются) глупость людей, количество преступлений, почти невероятных, совершенных человеком за короткий период.

  3. «Повесть о Шемякином суде»
    Герои повести «Шемякин суд» — это богатый и убогий, бра­тья-земледельцы, поп, «житель града», у которого убогий убил отца, и судья Шемяка.
    Главный герой повести совершил три преступления: «ото­рвал» хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, кото­рого сын вёз мыться в баню.
    Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: бо­гатого земледельца, попа и «жителя града», у которого убогий убил отца.
    Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повес­ти является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать, на чьей стороне автор — в определённые моменты он сочувствует каждому герою. Особенное сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.
    Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, про­дажный суд. Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до то­го времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земле­дельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.
    Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в госу­дарстве.

  4. Комментарии преподавателя

    Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через “царев кабак”. Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны.
    Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.
    Повесть о шемякином суде
    Повесть посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.
    Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. “Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его”. Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке.
    По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп.
    В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем.
    Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему “узел злата”, во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил.
    В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем.
    Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы.
    ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ — произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.
    В первой части повести рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню).
    Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
    Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.
    Источники
    http://www.youtube.com/watch?v=SPcEbW2zNP8
    http://molodaya-strana.ucoz.ru/publ/urok_quot_povest_o_shemjakinom_sude_quot/1-1-0-29
    http://volna.org/literatura/russkiie_satirichieskiie_poviesti_17_vieka__shiemiakin_sud.html
    http://www.myshared.ru/slide/909239/#
    http://bibliotechka.ucoz.com/publ/detskaja/russkie_narodnye_skazki/shemjakin_sud/88-1-0-1636 – иллюстрация
    http://ppt4web.ru/mkhk/povest-o-shemjakinom-sude.html

  5. Герои повести «Шемякин суд» — это богатый и убогий, бра­тья-земледельцы, поп, «житель града» , у которого убогий убил отца, и судья Шемяка.
    Главный герой повести совершил три преступления: «ото­рвал» хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, кото­рого сын вёз мыться в баню.
    Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: бо­гатого земледельца, попа и «жителя града» , у которого убогий убил отца.
    Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повес­ти является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать, на чьей стороне автор — в определённые моменты он сочувствует каждому герою. Особенное сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града» , у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.
    Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, про­дажный суд. Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до то­го времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земле­дельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.
    Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в госу­дарстве.

  6. 6
    Текст добавил: МиЛ@Я(//ДЕВА4КА//)

    “Повесть о шемякином суде” очень сложное и глубоко философское произведение, о котором можно написать многое. За первой внешней канвой повествования легко находится вторая внутренняя, а там может быть и третья имеется.
    Вот только в качестве эпиграфа к повести я бы взяла пословицы, вроде таких:
    Судья в этой повести отнюдь не главное действующее лицо, хотя его действия оказались столь эффектными, что несчастный бедняк, готовый убить судью, после того, как оторвал хвост коню, и по дороге уже убил двоих человек, получил и коня, и деньги и попадью в придачу. Интересно, что и сам судья кажется не прогадал и остался вполне доволен исходом дела и своим судейством – он хоть и не получил никакой мзды, но и не умер, забитый тяжелым камнем.
    Интересен вывод, который делает судья – я судил правильно. То есть, знай он заранее, о намерении бедняка выбить ему мозги, он также присудил бы дело в пользу потенциального убийцы.
    Поведение бедняка в этой повести хочется окрестить здоровым народным пофигизмом. Это когда человек понимает, что от него ничего не зависит, когда он теряет всякую надежду, даже не на справедливость, а вообще на жизнь, то ему вдруг становится легко и спокойно, он принимает решения, совершенно неправильные и неэтичные, но твердо убежден в их высшей справедливости, он готовится сам творить суд, не доверяя суду Шемяки. И что самое интересное, этот суд, который готов был сотворить бедняк и есть шемякин суд – несправедливый и предвзятый.
    Я бы сделала не совсем обычный вывод из этого произведения – не будь шемякин суд несправедливым, дело бы кончилось бы большой трагедией, а так просто преступник избежал наказания.

  7. Сочинение по повести Шемякин Суд

    Повесть «Шемякин суд» похожа на сказку. Герои её — два брата, богатый и убогий (бедный), поп, житель города и судья Шемяка.. Все «преступления» совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно убивает сына попа и отца жителя города. Автор не становится на чью-то сторону, потому что каж­дое несчастье рождено предыдущим. О том, кто из героев прав, тоже сложно судить: богатый не дал с лошадью хомута, из-за этого лошадь осталась без хвоста. Но и бедность убогого брата не оправдывается, так как богатый «много лет его ссужал». Яв­ными жертвами обстоятельств становятся только поп и «жи­тель того града». Им автор сочувствует. Главный герой повести совершил три преступления: оторвал лошади хвост, убил ребенка и старого человека, при этом все три преступления совершены им «не нарочно». Но наказаны в повести те, кто стал жертвой преступлений не очень умного «убогого» брат. Повесть высмеивает глупость, а также корыстолюбие и взяточничество, отсутствие системы законов, потому что реше­ния судьи имеют анекдотический характер. Сочувствие вызывают поп и житель города, потерявшие своих близких. Но и они в конце повести выглядят нелепо и смешно, так как они после суда сами стали мириться с обидчиком и «да­вать ему мзду». То, что справедливость не была восстановлена, отчасти и их вина. Выражение «Шемякин суд» вошло в современный русский язык как фразеологический оборот, значение которого — несправедливый, неправедный суд. Основные приемы сатирического изображения — несоот­ветствие, гипербола, гротеск. Гротеск — художественный прием сочетания фантастичес­кого и реального, ужасного и смешного, безобразного и пре­красного, забавного и зловещего. Несоответствия проявляются в том, что судья должен прав­диво, справедливо вершить правосудие, а он думает прежде всего о наживе, соблазняется возможной взяткой. Гротескными представляются решения судьи, настолько они невероятны. Гиперболизируются (преувеличиваются) глупость людей, количество преступлений, почти невероятных, совершенных человеком за короткий период.

  8. Герои повести «Шемякин суд» — это богатый и убогий, бра­тья-земледельцы, поп, «житель града», у которого убогий убил отца, и судья Шемяка.
    Главный герой повести совершил три преступления: «ото­рвал» хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, кото­рого сын вёз мыться в баню.
    Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: бо­гатого земледельца, попа и «жителя града», у которого убогий убил отца.
    Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повес­ти является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать, на чьей стороне автор — в определённые моменты он сочувствует каждому герою. Особенное сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.
    Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, про­дажный суд. Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до то­го времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земле­дельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.
    Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в госу­дарстве.

  9. В некоем месте жили два брата Земледельцы, один богат. другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришел однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:
    — Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
    А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
    — Даже своего хомута и того у тебя нет!
    И не дал ему хомута.
    Пошел убогий от богатого, ваял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привез ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мели бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
    Убогий привел к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брага убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил ее, и, не взяв лошади, пошел бить на него челом в город к Шемяке-судье.
    Убогий, видя, что его брат пошел бить на него челом, пошел за братом своим, ведая, что если он сам не пойдет, то за ним из города пришлют и придется за проезд приставам платить.
    И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришел к тому же попу и, придя, лег у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идет он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал о братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.
    И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шел за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вез под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти? Сын схватил его и привел к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил и шапку и летал перед судьею. Принес богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.
    Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
    — Отвечай.
    Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завернутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:
    — Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бори, покамест у нее не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь сбою возьмешь.
    Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завернутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:
    Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживет он тебе с нею ребенка. Тогда возьми у него попадью и ребенка.
    И начался третий суд. Убогий опять показал судье завернутый в плит камень, Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
    — Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как и убил отца твоего.
    После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
    — По судейскому приказу, как у нее хвост вырастет, так п отдам тебе твою лошадь.
    Окончание >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *