Сочинение на тему щедрое дерево

5 вариантов

  1. Здравствуйте! Я написал сочинение в стиле ЕГЭ. Я был бы признателен, если бы прокомментировали его.
    Текст:
    Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.
    Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве.
    Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала:
    — Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
    — Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?
    — Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!
    И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива.
    После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости.
    — Иди скорей сюда, малыш! — воскликнула она. — Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!
    — У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?
    — Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет дома. Мой дом — мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.
    И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.
    — Иди сюда, мальчик, — прошептала она, — поиграй со мной.
    — Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, — ответил мальчик. — Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?
    — Спили мой ствол и сделай себе лодку, — сказала яблоня, — и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.
    И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива.
    …Хоть в это и нелегко поверить.
    Прошло много времени. И мальчик снова пришёл к яблоне.
    — Прости, мальчик, — вздохнула яблоня, — но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.
    — На что мне яблоки? — ответил мальчик. — У меня почти не осталось зубов.
    — У меня не осталось ветвей, — сказала яблоня. — Ты не сможешь посидеть на них.
    — Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, — ответил мальчик.
    — У меня не осталось ствола, — сказала яблоня. — И тебе не по чему больше взбираться вверх.
    — Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, — ответил мальчик.
    — Прости, — вздохнула яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.
    — А мне теперь много и не нужно, — ответил мальчик. — Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
    — Ну что ж, — сказала яблоня, — старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.
    Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.

  2. Цель: обучение сочинению.
    Оборудование:
    Доска с записью темы урока, эпиграфа, домашнего задания.
    Иллюстрации к произведению, рисунки учеников.
    Текст рассказа Ш. Сильверстейна “Щедрое дерево” на каждой парте.
    Портреты ребенка, молодой девушки, женщины, старухи.
    Музыкальные записи: Л. Бетховен “Соната № 14”, Ф. Шуберт “Аве Мария”.
    Текст рассказа “Щедрое дерево” является благодатным материалом для понимания
    таких крупных философских проблем, как верность и бескорыстие в дружбе,
    мотивация и оценка поступков, умение сопереживать, зависимость совершаемых
    поступков от собственного “Я”. Можно также поговорить о том, что основное
    назначение человека не потребительство, а созидание и служение людям и всему
    окружающему нас живому миру.
    Эпиграф:
    Скажи:
    Какой ты след оставишь? След,
    Чтобы вытерли паркет
    И посмотрели косо вслед?
    Или незримый прочный след
    В чужой душе на много лет?
    Л. Мартынов
    Ход урока
    1. Организационный момент. Приветствие.
    Тема урока “Жизнь дана на добрые дела”. Наша задача – научиться выражать свои
    мысли и чувства на основе прочитанного рассказа, поделиться своими
    впечатлениями. Хочется пожелать, чтобы урок стал уроком настроений, открытий,
    раздумий и доброты. Помогать нам будут прекрасная музыка и ваши картины.
    2. Беседа.
    – Как вы понимаете значение слова “эпиграф”?
    (Эпиграф это цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия
    перед текстом. Эпиграф помогает лучше выразить, раскрыть тему. Чаще его
    подбирают в широкой теме.)

    На прошлом уроке мы познакомились с рассказом американского писателя Шэла
    Сильверстейна “Щедрое дерево”. На основе этого произведения мы будем учиться
    писать сочинение.
    – Какие чувства вызвал у вас рассказ “Щедрое дерево”?
    ( – Грустные, потому что мальчик все брал у яблони, но ничего не давал
    взамен.
    Мне кажется, что яблоня – это мама, которая никогда ничего не пожалеет для
    своего ребенка.
    Счастливой оказалась яблоня, так как мальчику отдала все, что у нее было.
    – Яблоня умела чувствовать, жалеть и заботиться…..)
    3. Определение жанра и стиля сочинения.
    Итак, “Щедрое дерево” – текст, докажите это.
    (Текст – сочетание (группа предложений), расположенных в определенной
    последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически.
    Предложения здесь связаны общей темой – взаимоотношения яблони и мальчика. В
    тексте представлен диалог между яблоней и мальчиком, использованы местоимения,
    союзы, прямой порядок слов.)

    – Есть ли у текста название?

    {“Щедрое дерево”. Название текста
    это своеобразная “входная дверь”
    письменного текста, рождает догадку о том, что будет дальше, вызывает различные
    вопросы и предположения)
    Назовите тип речи, стиль речи.)

    (Тип речи – повествование с элементами рассуждения. Примеры из текста. Стиль
    речи – художественный. Это рассказ – сказка, есть автор, название. Использованы
    вопросительные и восклицательные предложения, лексика, эмоционально-окрашенные
    слова. Примеры из текста)
    Какую лексику использует автор?

    (Общеупотребительная лексика, много исконно русских слов, например, дом, лес,
    щедрое и др.)

    – Какие изобразительные средства употребляет автор?
    (Олицетворение –яблоня вздохнула, была счастлива, загрустила и др.;
    сравнение – венок надевал, как корону; метафора – щедрое дерево.)

    – На сколько частей можно разделить текст? (На пять.)

    – Какая фраза повторяется в конце каждой части?
    (И она была счастлива)

    4. Анализ и корректирование материалов рассредоточенной подготовки,
    проведенной дома и в классе.

    Давайте восстановим в памяти этот текст и послушаем “Лунную сонату”
    Бетховена. Чтение текста по ролям.
    5. Составление плана текста, запись на доске и в тетрадях.
    ( Дружба маленького мальчика и яблони.
    Мальчик стал взрослым, ему понадобились деньги. Яблоня отдала свои
    яблоки.
    Яблоня долго грустила. Мальчик срубил ее ветки и построил себе дом.
    Мальчик построил лодку из ствола яблони.
    От яблони остался старый пень. Но она счастлива, потому что
    мальчику–старику можно на пне отдохнуть.) Вариантов плана может быть
    несколько.

    6. Подбор рабочих материалов. Языковая подготовка:
    а) словарная работа, индивидуальная работа по карточкам. Здесь же происходит
    орфографическая подготовка.
    (Например, работами с орфограммами “Чередование корней”: подр…стал,
    выр…с, подросток, выросший, взб…ратъся, соб…рал. “Безударная гласная в
    корне, проверяемая ударением”: прих…дж, к…р…тала, хотелось, развлечений,
    л…сного и т.д.)

    б) работа над образными средствами языка.
    7. Работа с текстом.
    – Назовите героев рассказа. – Мальчик и яблоня.
    – Какой частью речи являются эти слова и что обозначают? – Имена
    существительные.
    – Чем отличаются друг от друга?
    – Мальчик – кто? – одушевленное существительное Яблоня – что? –
    неодушевленное существительное
    – На самом деле живого больше у яблони (дерева), чем у человека (мальчика).
    – Кто из них вызывает у вас особые симпатии и почему.

    (Конечно, яблоня, она как добрая, заботливая мама заботилась о своем
    мальчике. Отдала свои яблоки, ветки, ствол, даже пень пригодился. Так каждая
    мама отдает своим детям личное время, свое здоровье, свою душу, работает не
    покладая рук, чтобы дети ни в чем не нуждались.)

    Словарная работа
    На столе у вас приготовлены карточки со словами. Какие из данных понятий вы
    можете отнести к характеристике яблони? Какие только к мальчику? Объясните.
    – Какие понятия объединяют и мальчика, и яблоню. Докажите.
    Характер
    душа
    Развитие
    молодость
    старость
    желание
    дружба
    помощь
    забота
    чувствовать
    ощущать
    сочувствие
    сопереживание
    сострадание
    щедрость
    бескорыстие
    доброта
    любовь
    нетерпеливость
    осторожность
    умеренность
    эгоизм/ст
    верность
    прощение
    счастье
    память
    одиночество
    тосковать
    (Учащиеся объясняют происхождение слов, а также распределяют их по
    группам. Например, душа (общеслав.) – внутренний мир человека. У яблони была
    добрая, щедрая душа. Забота (искон. рус.)
    внимание, беспокойство за
    кого-нибудь. Яблоня была как заботливая мама. Эгоизм (иностр.)

    себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других. Это слово
    отнесем к мальчику.)

    Работа с иллюстрациями.
    Проверка индивидуальных заданий.
    Слова-магниты. Эпитеты к слову “яблоня” +, к слову “мальчик” –.
    + добрая, щедрая, верная, надежная, терпеливая,
    бескорыстная…
    – нетерпеливый, себялюбивый, одинокий…
    – Ребята, чем отличаются характер, душа, желание, молодость, старость,
    одиночество яблони и мальчика?
    – О чем говорит название “Щедрое дерево”?
    – Кто был по-настоящему счастлив в этом рассказе?
    – Чье счастье оказалось сиюминутным, а чье было постоянным?
    – Чем вы можете подтвердить?
    Дети читают домашние заготовки, пословицы о счастье, о дружбе.

    (Большой вырос, а ума не вынес. Мудрость в голове, а не в бороде. Вдвоем
    легче, чем в одиночку. Друзья познаются в беде. Доброе братство – дороже
    богатства. Легко найти счастье, а потерять его и того легче. Что в детстве
    приобретешь, на то и в старости обопрешься. Детство – зелено, молодость –
    храбра, старость – мудра.)

    8. Итоги урока.
    Объяснение домашнего задания: написать сочинение. Темы по выбору: “Добрая
    душа”, “Советы–пожелания мальчику”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Письмо
    мальчика яблоне”.
    На фоне музыки Шуберта звучит стихотворение Е. Евтушенко “Метаморфозы”.
    Вывод: Одному человеку нелегко. Ему нужен настоящий друг: добрый,
    верный, готовый на все ради другого. Если у тебя есть такой друг, береги его,
    защищай его. Учись быть щедрым, бескорыстным, ведь жизнь дана на добрые дела.
    Литература

    В.А. Синицын.
    “Путь к слову”. Изд–во АО “Столетие”, М., 1996.
    Детство – это село Краснощеково,
    Несмысленово, Всеизлазово,
    Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
    Но Беззлобино, но Чистоглазово.
    Юность – это село Надеждино,
    Нараспашкино, Обольщаньино,
    Ну, а если немножко Невеждино, –
    Все равно оно Невеждино, –
    Все равно оно Обещаньино.
    Зрелость – это село Разделово:
    Либо Схваткино, либо Пряткино,
    Либо Трусово, либо Смелово,
    Либо Кривдино, либо Правдино.
    Старость – это село Усталово,
    Понимаево, Неупреково,
    Забывалово, Зарасталово
    И – не дай нам бог – Одиноково.
    Е. Евтушенко
    Шэл Сильверстейн
    Щедрое дерево
    Жила в лесу дикая яблоня …
    И любила яблоня маленького мальчика.
    И мальчик каждый день прибегал к яблоне,
    Собирал падавшие с нее листья,
    Плел из них венок, надевал его, как корону
    И играл в лесного короля.
    Он взбирался по стволу яблони
    И качался на ее ветках.
    А потом они играли в прятки,
    И когда мальчик уставал,
    Он засыпал в тени ее ветвей.
    Но шло время и мальчик подрастал, и все чаще
    Яблоня коротала дни в одиночестве.
    Как-то раз пришел мальчик к яблоне.
    И яблоне сказала:
    – Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках,
    поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
    – Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне
    хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты мне можешь их
    дать?
    – Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет денег, одни только листья и
    яблоки.
    Возьми мои яблоки, и унес их с собой.
    И яблоня была счастлива.
    После этого мальчик долго не приходил, и яблоня загрустила.
    И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.
    Иди скорей сюда, малыш! – воскликнула она. – Покачайся на моих ветках, и нам
    будет хорошо!
    У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. –
    Мне хотелось бы иметь семью, завести детей.
    Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?
    – Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет дома. Мой дом – вот мой лес.
    Но зато у меня есть ветки.
    Сруби их и построй себе дом.
    И ты будешь счастлив.
    И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом.
    И яблоня была счастлива.
    После этого мальчик долго-долго не приходил.
    А когда появился, яблоня чуть не онемела от радости.
    Иди сюда, мальчик, – прошептала она, – поиграй со мной.
    Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, – ответил мальчик. – Я хотел бы
    построить лодку и уплыть на нее далеко-далеко.
    Но разве ты мне можешь дать лодку?
    – Спили мой ствол и сделай себе лодку, – сказала яблоня. – И ты можешь уплыть
    на ней далеко-далеко.
    И ты будешь счастливым.
    И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко.
    И яблоня была счастлива.
    Прошло много времени.
    И мальчик снова пришел к яблоне.
    Прости, мальчик, – вздохнула яблоня. – Но я больше ничего не могу тебе дать.
    Нет у меня яблок…
    На что яблоки? – ответил мальчик. – У меня почти не оказалось зубов.
    У меня не осталось ветвей, – сказала яблоня. – Ты не сможешь посидеть на них.
    Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, – ответил мальчик.
    У меня не осталось ствола, – сказала яблоня. – И тебе не по чему больше
    взбираться вверх.
    Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, – ответил мальчик.
    Прости, – вздохнула яблоня, – мне бы очень хотелось дать тебе хоть
    что-нибудь, но у меня ничего не осталось.
    Я теперь только старый пень. Прости…
    А мне теперь много и не нужно, – ответил мальчик. – Мне бы теперь только
    тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
    Ну что ж, – сказала яблоня, – старый пень для этого как раз и годится. Иди
    сюда, мальчик, садись и отдыхай.
    Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.

  3. Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.
    Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве.
    Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала:
    — Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
    — Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?
    — Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!
    И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива.
    После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости.
    — Иди скорей сюда, малыш! — воскликнула она. — Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!
    — У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?
    — Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет дома. Мой дом — мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.
    И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.
    — Иди сюда, мальчик, — прошептала она, — поиграй со мной.
    — Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, — ответил мальчик. — Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?
    — Спили мой ствол и сделай себе лодку, — сказала яблоня, — и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.
    И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива.
    …Хоть в это и нелегко поверить.
    Прошло много времени. И мальчик снова пришёл к яблоне.
    — Прости, мальчик, — вздохнула яблоня, — но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.
    — На что мне яблоки? — ответил мальчик. — У меня почти не осталось зубов.
    — У меня не осталось ветвей, — сказала яблоня. — Ты не сможешь посидеть на них.
    — Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, — ответил мальчик.
    — У меня не осталось ствола, — сказала яблоня. — И тебе не по чему больше взбираться вверх.
    — Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, — ответил мальчик.
    — Прости, — вздохнула яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.
    — А мне теперь много и не нужно, — ответил мальчик. — Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
    — Ну что ж, — сказала яблоня, — старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.
    Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.
    Москва, «Детская Литература» 1983 г.
    Перевод. В. Рамзеса
    Мультфильм «The Giving Tree» (США, 1973)
    The Giving Tree (США, 1973) 10-минутный мультфильм в стилистике оригинальных рисунков; текст читает Сильверстайн, который также сочинил для мультфильма музыку и выступил в роли продюсера.

  4. 5) Вывод “Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его
    душу, увидеть в глазах его радость, беду, счастье, горе”.
    В. – Какие чувства вызвали в вас яблоня, а какие мальчик?
    (Досады, горечи, обиды, жалости, грусти, печали.)
    В. – Был ли мальчик счастлив, когда навещал в детстве яблоню каждый день?
    В. – Почему автор не говорит, что мальчик был счастлив, а указывает только
    на счастье яблони?
    В. – Используя крылатые выражения, пословицы, поговорки, какое бы
    мальчику дали наставление в первой части рассказа?
    “Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в
    глазах его радость, беду, счастье, горе” В.А. Сухомлинский
    В. – Прочитайте 2 и 3­ю части. Что можно здесь посоветовать мальчику?
    Замечал ли он, как огорчается яблоня?
    (Необходимо уметь думать не только о себе, но и обо всем окружающем тебя,
    чаще самого себя спрашивать: зачем и как я живу? Что дал другому? Что
    доброго оставлю после себя? Помни юноша: жизнь дана на добрые дела.)
    В. – Обращаясь к 4 части, что вы посоветуете уже не мальчику, но пожилому
    человеку.
    (Одному человеку трудно. Ему нужен настоящий друг: добрый, верный,
    готовый на все ради другого. Если у тебя есть такой друг, береги, защищай
    его. На добро отвечай добром. Учись быть щедрым и бескорыстным.)
    Вдвоем легче, чем в одиночку.
    Доброе братство – дороже богатства.
    Дружбу водить – себя не щадить.
    Русские пословицы и поговорки
    В. – Что же бы вы сказали мальчику­старику в конце рассказа?
    (Надо уметь быть благодарным и помнить о тех, кто делал тебе добро.
    Спасибо тем, что поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб­соль помнит.)
    В. – Умеет ли герой рассказа любить людей и все что его окружает?
    Почему он остался в старости одиноким?
    Я думаю, что можно этому мальчику­старцу в качестве совета предложить
    слова Л. Толстого: “Наживи себе такое богатство, чтобы никто не мог отнять
    его от тебя, чтобы оно и после смерти осталось за тобой и никогда не
    убавлялось и не тлело. Богатство это – твоя душа”.
    Герой так и остался беден, потому что в течение жизни никого не любил, ни о
    ком не заботился. Он не вырастил в своем сердце любовь.

  5. В одном очень странном мире был красивый лес,где водились странные звери,росли странные кусты и деревья. И по среди опушки леса росло большое,красивое,высокое с золотистыми листьями дерево. Всегда ночью, когда было полнолуние,дерево начинало светиться,и по приданиям кто сорвёт один листок и загадает желание,то оно неприменно сбудится.
    Однажды в этот странный лес пошёл мужик у которого было в семье туго. Долго он шёл и наконец-то наткнулся на это чудесное дерево. Мужик подошёл,сорвал листок и произнёс такие слова: ” Щедрое дерево,прошу тебя,помоги мне,у меня в семье так туго,деток не могу прокормить,работу хорошую найти,пожалуйста помоги,помоги.
    Как в друг дерево обернулось три раза и вверх пошёл яркий свет,мужик испугался и закрыв глаза упал,открыл глаза мужик и смотрит,лежит он на красивой кровате,а рядом жена спит,а вокруг так красиво. Он улыбнулся и закрыв глаза сказал:” Спасибо тебе большое Щедрое дерево.”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *