Сочинение на тему шинель

9 вариантов

  1. Главный герой повести – ничем не примечательный советник Акакий Башмачкин – скромный человек без особого интереса к жизни, ведь в его мире была лишь работа, которой он жил. Но все меняется, мир персонажа переворачивается «с ног на голову», когда рождается идея покупки новой шинели. Он долгое время на нее копил и, наконец, смог купить. С чувством собственного достоинства Башмачкин гуляет в новой шинели и начинает наслаждаться жизнью. Но вечером этого же дня его шинель воруют, а в просьбе о помощи у «важного лица» по поимке преступника он получает отказ.
    Вскоре главный герой заболевает и умирает. Через некоторое время он появляется в образе призрака, который срывает шинели у всех прохожих. Долгое время призрак пугал жителей Петербурга и не мог найти покой. В департаменте начинает развиваться беспокойство. И только когда призрак Акакия Башмачкина находит «важное лицо» и срывает с него его же шинель, он исчезает. Напуганный меняет свои жизненные ценности и начинает добрее и уважительнее относиться ко всем окружающим людям.
    «Шинель» учит своих читателей почитанию и уважению ко всем окружающим людям, призывает к сочувствию и понимаю чужого горя. За каждое недоброе дело рано или поздно предстоит ответить. А если человек не делал плохих дел, ему и опасаться нечего, его жизнь будет полна настоящего человеческого счастья.

  2. В повести Н. В. Гоголя «Шинель», автор продолжает тему «маленького человека». Первым эту тему поднял А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Автор описывает Вырина с позиции барина, а Гоголь рассказывает о людях Петербурга, приблизившись к ним вплотную, полностью проникшись их чувствами.
    Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель». Это скромный титулярный советник, служивший в одном из департаментов Петербурга. Башмачкин ничем не примечательная и незначительная личность. Он всегда был тихим, спокойным и скромным человеком. Акакий Акакиевич очень редко обращал внимание на насмешки других.
    Жил Башмачкин очень бедно. “Он не думал вовсе о своем платье: …вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то, что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною…”; “…И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…”
    Духовный мир Башмачкина был очень скуден. В его мире существовала только работа, которую он выполнял с усердием. В жизни Акакия Акакиевича нет ни друзей, ни книг, ни природы. Его жизнь, можно сказать, была бессмысленна, пока не появилась цель – покупки новой шинели. Башмачкин полгода копил на новую вещь. Он мало ел, экономил на всем, на чем мог. Стоит заметить, что только портной Петрович проявлял к герою интерес, сочувствие и понимание. И вот настал долгожданный момент. Его шинель была готова. Акакий Акакиевич идет по улице в новой шинели. Она давала ему чувство собственного достоинства. В ней он чувствовал себя не последним в обществе. Но в этот же вечер грабители срывают с него шинель и мир Башмачкина рушится. Акакий Акакиевич впадает в уныние. Но он делает все возможное, чтобы вернуть свою шинель. И довершает эту жизненную катастрофу поход Башмачкина к «значительному лицу», который даже не выслушал Акакия Акакиевича. «Значительное лицо» прогнал Башмачкина, тем самым унизив его.
    Акакий Акакиевич вступил в неравную борьбу с обществом, у которого нет идеалов, совести, уважения к другим. С обществом, которому чужды нормальные человеческие отношения. Силы были неравные, и Башмачкин проиграл эту битву.
    Акакий Акакиевич стал жертвой не только неравной борьбы, но и своей бесхарактерности. Он позволил себе быть жалким и униженным.
    После встречи со «значительным лицом» Башмачкин заболел и умер. О нем не сразу вспомнили в департаменте. Но появление на улицах Петербурга Акакия Акакиевича в образе призрака, срывающего шинели с прохожих, напугало многих. И только тогда, когда призрак стащил шинель с плеч «значительного лица», он успокоился. «Значительное лицо» очень испугался. И после этого случая он стал лучше относиться к людям.
    На протяжении всей повести видно, что Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Автор показывает, что главный герой не желает никому зла. Он тоже имеет право на счастье. Сам человек, несмотря на свою маленькую должность, не должен быть маленьким. Он должен всегда оставаться человеком. К.Г. Паустовский написал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек».
    Добавил: 10028081

  3. Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести» . Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека» , поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе» , Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них – это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека» , задавленного бюрократическим строем кре-постническогогосударства. Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями. Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра» . Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек» . В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха» . Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках» , чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели» . Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении клюдям, в трудолюбии, в сознании служебного долга…

  4. В повести Н. В. Гоголя «Шинель», автор продолжает тему «маленького человека». Первым эту тему поднял А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Автор описывает Вырина с позиции барина, а Гоголь рассказывает о людях Петербурга, приблизившись к ним вплотную, полностью проникшись их чувствами.
    Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель». Это скромный титулярный советник, служивший в одном из департаментов Петербурга. Башмачкин ничем не примечательная и незначительная личность. Он всегда был тихим, спокойным и скромным человеком. Акакий Акакиевич очень редко обращал внимание на насмешки других.
    Жил Башмачкин очень бедно. “Он не думал вовсе о своем платье: . вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то, что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною. “; “. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка. ”
    Духовный мир Башмачкина был очень скуден. В его мире существовала только работа, которую он выполнял с усердием. В жизни Акакия Акакиевича нет ни друзей, ни книг, ни природы. Его жизнь, можно сказать, была бессмысленна, пока не появилась цель – покупки новой шинели. Башмачкин полгода копил на новую вещь. Он мало ел, экономил на всем, на чем мог. Стоит заметить, что только портной Петрович проявлял к герою интерес, сочувствие и понимание. И вот настал долгожданный момент. Его шинель была готова. Акакий Акакиевич идет по улице в новой шинели. Она давала ему чувство собственного достоинства. В ней он чувствовал себя не последним в обществе. Но в этот же вечер грабители срывают с него шинель и мир Башмачкина рушится. Акакий Акакиевич впадает в уныние. Но он делает все возможное, чтобы вернуть свою шинель. И довершает эту жизненную катастрофу поход Башмачкина к «значительному лицу», который даже не выслушал Акакия Акакиевича. «Значительное лицо» прогнал Башмачкина, тем самым унизив его.
    Акакий Акакиевич вступил в неравную борьбу с обществом, у которого нет идеалов, совести, уважения к другим. С обществом, которому чужды нормальные человеческие отношения. Силы были неравные, и Башмачкин проиграл эту битву.
    Акакий Акакиевич стал жертвой не только неравной борьбы, но и своей бесхарактерности. Он позволил себе быть жалким и униженным.
    После встречи со «значительным лицом» Башмачкин заболел и умер. О нем не сразу вспомнили в департаменте. Но появление на улицах Петербурга Акакия Акакиевича в образе призрака, срывающего шинели с прохожих, напугало многих. И только тогда, когда призрак стащил шинель с плеч «значительного лица», он успокоился. «Значительное лицо» очень испугался. И после этого случая он стал лучше относиться к людям.
    На протяжении всей повести видно, что Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Автор показывает, что главный герой не желает никому зла. Он тоже имеет право на счастье. Сам человек, несмотря на свою маленькую должность, не должен быть маленьким. Он должен всегда оставаться человеком. К.Г. Паустовский написал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек».
    6948 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Гоголь Н.В. / Шинель / Сочинение по повести “Шинель”

    Смотрите также по произведению “Шинель”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Тема «маленького человека» в повести «Шинель» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли имя отца: Акакий – переписали, получилось: Акакий Акакиевич.

  5. ПЛАН
    1)Вступление
    2)Проблема (одиночество, сомореализация, равнодушие чиновников)
    3)Позиция автора
    4)Моя позиция
    5)Первый аргумент (жизнь Акакия Акакиевича)
    Второй аргумент (любое похожее произведение например “Ревизор” “Станционный смотритель”
    6)Заключение
    Повесть «Шинель» , начатая в 1839 году и законченная весной 1841 года, впервые появилась в третьем томе сочинений Гоголя. Ее тема – положение «маленького человека» , а идея – «духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества» .
    Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник» . То есть статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретения личного дворянства; в военной службе этому чину соответствовало звание капитана. «Маленький человек с лысинкой на лбу» служит переписчиком бумаг «в одном департаменте» .
    Акакий Акакиевич обезличен от рождения, он – жертва обстоятельств. Его имя в переводе с греческого означает «незлобивый» . Башмачкин обречен на жизнь в обезличенном обществе, поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа «один день» , «один чиновник» , «одно значительное лицо» . В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому даже речь рассказчика синтаксически нелогична и перегружена однотипными и лишними словами.
    Акакий Акакиевич принадлежит к литературно-социальному типу «маленького человека» , занимавшему русских писателей 1830-1840-х годов.
    Судьба «маленького человека» безысходна. Он не может, не имеет сил подняться над обстоятельствами жизни. И лишь после смерти из социальной жертвы Акакий Акакиевич превращается в социального мстителя. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (в бедной части столицы) , так и в богатой части города.
    Но недаром рассказ о «посмертном существовании» Акакия Акакиевича в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности. Настоящего выхода из тупика автор не видит. Ведь социальное ничтожество ведет к ничтожеству самой личности. У Акакия Акакиевича не было никаких стремлений и пристрастий, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг, кроме любви к мертвым буквам. Ни семьи, ни отдыха, ни развлечений.
    Жизненная катастрофа героя определена как бюрократически-обезличенным, равнодушным социальным устройством, так и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Акакий Акакиевич. Гоголь убеждает читателей, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
    Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду. Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести.
    Тема «маленького» , бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести «Шинель» , сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных.

  6. «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
    Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
    В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
    Значение образа шинели в одноименной повести Н.В. Гоголя
    Идейно-художественный анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»
    Образ “Маленького человека” в повести Гоголя “Шинель”
    Образ «маленького человека» (по повести «Шинель»)
    Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
    Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
    Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
    Образ Башмачкина (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
    Образ маленького человека в произведении Н. В. Гоголя “Шинель”
    Повесть «Шинель»
    Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
    Ревностное отношение Акакия Акакиевича к “выписываемым завитушкам”
    Рецензия на повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
    Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н.В. Гоголя “Шинель”
    Роль образа «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
    Сочинение по повести “Шинель”
    Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»
    Тема «маленького человека» в повести «Шинель»
    Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя
    Трагедия “маленького человека” в повести “Шинель”
    Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)

  7. Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них — это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем крепостнического государства.
    Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
    Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина — маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: ‘«низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель — собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».
    Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»».
    Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».
    Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
    В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

  8. Сочинение на тему шинель с планом

    Ответы:

    ПЛАН
    1)Вступление
    2)Проблема (одиночество, сомореализация, равнодушие чиновников)
    3)Позиция автора
    4)Моя позиция
    5)Первый аргумент (жизнь Акакия Акакиевича)
    Второй аргумент (любое похожее произведение например “Ревизор” “Станционный смотритель”
    6)Заключение
    Повесть «Шинель» , начатая в 1839 году и законченная весной 1841 года, впервые появилась в третьем томе сочинений Гоголя. Ее тема – положение «маленького человека» , а идея – «духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества» .
    Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник» . То есть статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретения личного дворянства; в военной службе этому чину соответствовало звание капитана. «Маленький человек с лысинкой на лбу» служит переписчиком бумаг «в одном департаменте» .
    Акакий Акакиевич обезличен от рождения, он – жертва обстоятельств. Его имя в переводе с греческого означает «незлобивый» . Башмачкин обречен на жизнь в обезличенном обществе, поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа «один день» , «один чиновник» , «одно значительное лицо» . В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому даже речь рассказчика синтаксически нелогична и перегружена однотипными и лишними словами.
    Акакий Акакиевич принадлежит к литературно-социальному типу «маленького человека» , занимавшему русских писателей 1830-1840-х годов.
    Судьба «маленького человека» безысходна. Он не может, не имеет сил подняться над обстоятельствами жизни. И лишь после смерти из социальной жертвы Акакий Акакиевич превращается в социального мстителя. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (в бедной части столицы) , так и в богатой части города.
    Но недаром рассказ о «посмертном существовании» Акакия Акакиевича в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности. Настоящего выхода из тупика автор не видит. Ведь социальное ничтожество ведет к ничтожеству самой личности. У Акакия Акакиевича не было никаких стремлений и пристрастий, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг, кроме любви к мертвым буквам. Ни семьи, ни отдыха, ни развлечений.
    Жизненная катастрофа героя определена как бюрократически-обезличенным, равнодушным социальным устройством, так и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Акакий Акакиевич. Гоголь убеждает читателей, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
    Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду. Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести.
    Тема «маленького» , бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести «Шинель» , сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных.

  9. С ласковым юмором рассказывает Гоголь об этом большом ребенке, который «умел быть довольным своим жребием» и «служил с любовью», который своей кротостью и христианским поведением оказывал облагораживающее влияние на других людей. Когда молодые чиновники «подсмеивались и острили» над ним, он терпел. Если же шутка оказывалась слишком невыносимой, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И было’в этих словах чтото такое, «преклоняющее на жалость», что вздрогнул однажды молодой человек «и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу». А в словах его звенели другие слова: «Я брат твой».
    Но есть у Акакия Акакиевича безусловный враг — стихия петербургского климата, зима, пронизывающий до костей обветшавшую шинелишку мороз. Этот несчастный «капот» — предмет насмешек сослуживцев — уже нельзя подлатать и заштопать. А покупка новой шинели для героя равнозначна приобретению имения для богатого человека. Только шинель для него не роскошь, не прихоть, а насущнейшая вещь, единственная защита от холода и холодной смерти.
    Начинается аскетический подвиг. Собирая средства на новую шинель, Башмачкин отказывается от ужинов, от свечки по вечерам, от стирки белья у прачки. Даже по улицам надо ходить осторожно, на цыпочках, чтобы не истереть подметки на са’погах. Однако почти монашеское самоограничение искупается питанием «духовным». Он носит в мыслях своих «вечную идею» будущей шинели. Она для него «венец творения», предел мечтаний. Он видит в ней не только подругу жизни, но и защитницу, теплую заступницу в холодном мире.
    Проходя строгую аскезу, Башмачкин становится тверже духом, крепче характером. Огонь показывается в его глазах. В голове мелькают дерзкие и отважные мысли: «не положить ли куницу на воротник?» В эти трудные минуты житейских испытаний он находит себе достойного друга — портного Петровича, горького пьяницу, но зато мастера своего дела^
    Петрович — «духовный брат» Акакия Акакиевича. К своему делу он относится с любовью как художник и артист. Когда Башмачкин в новой шинели направляется в департамент, Петрович идет вслед за ним и даже забегает вперед, чтобы полюбоваться произведением своего искусства и порадоваться счастью своего друга.
    В маленьком мире маленьких по чину и положению людей Гоголь открывает те же самые тревоги, утешения и радости жизни, что и в высших сферах, у людей утонченного светского круга. День с новой шинелью был для Башмачкина самый большой и торжественный праздник. Он вернулся со службы в самом счастливом расположении духа. Сняв шинель, повесил ее на стене, долго, долго любовался достоинствами сукна и подкладки. Даже вытащил прежний «капот» и — рассмеялся: «такая далекая была разница!»
    В день великой радости своей Акакий Акакиевич забылся и загордился. Счастье выбило его из колеи: был нарушен весь привычный обиход его жизни. «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели». Как стемнело, отправился он — первый раз в своей жизни — на приятельский ужин по поводу приобретения новой шинели. По дороге он тоже расслабился: даже обращал внимание на уличную рекламу! А на вечериике наш герой и совсем раскутился: даже выпил шампанского — целых два бокала. Возвращался он домой совсем веселым: «побежал было вдруг, неизвестно почему, за какоюто дамой», а потом подивился «неизвестно откуда взявшейся прыти».
    Он забыл, что за великое счастье смертному приходится платить равновеликим несчастьем. «Светлый гость в виде шинели» оживил на миг его бедную жизнь, осветил его’каморку неземным сиянием счастья — и оставил его навсегда…
    «Нестерпимо обрушивается несчастье» на голову бедного человека, но ведь так же оно обрушивается и «на царей и повелителей мира». Сцена ограбления героя навевает жуткий холод на душу читателя. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает полное одиночество. Какаято злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся все глуше, фонари на них мелькают все реже. «Он
    приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.
    Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какойто будке, которая казалась стоявшею на краю света». Ровно на середине этой пустынной площади он «увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какието люди с усами…». «А ведь шинельто моя!» — сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник…
    Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади». Подобно бедному Евгению из «Медного всадника» Пушкина, Акакий Акакиевич терпит бедствие от разгула стихий и хочет найти защиту у государства. Но в лице служителя его гоголевский герой сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе. Его просьба о защите лишь разгневала «значительное лицо»:
    «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это, я вас спрашиваю?»— Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом…
    Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего этого не помнил Акакий Акакиевич». Равнодушие значительного лица соединилось со злым холодом природной стихии: «Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырёх сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распекание!»
    Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал, произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом «ваше превосходительство». Но с его смертью сюжет повести не обрывается. Он переходит в фантастический шган. Начинается возмездие.
    История значительного лица, распекавшего Акакия Акакиевича, повторяет почти буквально то, что случилось с последним. Весь день значительное лицо чувствовало угрызения совести, получив известие о смерти своего просителя. Но потом генерал отправился на вечер к приятелю. Там он развеселился, «сделался приятен в разговоре, любезен». Как и Башмачкин, выпил он два бокала шампанского и по пути домой решил заглянуть к знакомой даме. Завернувшись в роскошную шинель, генерал расслабился, с удовольствием припоминая веселые места проведенного вечера.
    Вдруг внезапно налетел порывистый ветер. Он «резал в лицо, подбрасывая туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему на голову». И, как продолжение разбушевавшейся стихии, явился таинственный мститель, в котором не без ужаса он узнал Акакия Акакиевича: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоейто шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек,— отдавай же теперь свою!»
    А потом один коломенский будочник видел собственными глазами, «как показалось изза одного дома привидение… он не посмел остановить его, а так шел за ним в темноте до тех пор, пока наконец привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «Тебе чего хочется?» — и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: «Ничего»,— да и поворотил тот же час назад. Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте».
    «То, что «Шинель» завершается именно так, ясно показывает, сколь неадекватно выражают смысл повести ее трактовки, замыкающиеся на «гуманной» теме,— замечает В. В. Кожинов.— Сам Акакий Акакиевич предстает в свете этой концовки только как часть (хотя, конечно, неоценимо важная) художественной темы повести. Финал же посвящен теме Стихии. Все, казалось бы, заковано в гранит и департаменты, но Стихия все же готова показаться изза каждого дома и дует ветер «со всех четырех сторон», словно пророча «Двенадцать» Блока. И бессильна перед Стихией внешне столь могущественная государственность».
    «Шинель», завершенная Гоголем в 1842 году, перекликается с «Повестью о капитане Копейкине», включенной в первый том «Мертвых душ». Финалы обеих повестей — бунт возмущенной стихии против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности. Намеки на возможность такого исхода ощутимы и в конце первого тома «Мертвых душ», в той смуте, которая овладела умами губернских обывателей.
    Видя в возмущении стихий Божье попустительство, объяснимый акт возмездия, Гоголь считал эти стихии опасными, разделяя мысли Пушкина о русском бунте, «бессмысленном и беспощадном». Спасение от социальных и государсгвенных болезней, охвативших русское общество, Гоголь видел на путях религиознонравственного самовоспитанйя. В этом заключался главный пункт расхождения писателя с зарождающимся русским либерализмом и революционной демократией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *