Сочинение на тему штольц как антипод обломова

13 вариантов

  1. Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.
    Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?
    Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца. Его отношение к образованию и науке тоже было сформировано окружающими: “ученье не уйдет”, главное – аттестат, “что Илюша прошел все науки и искусства”, но внутренний “свет” образования был неведом ни обломовцам, ни самому Илье.
    В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал “почву” Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой “почвой”, извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не “немецким бюргером”, а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с “белыми руками” барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.
    Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…
    Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.
    Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей — –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот “вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода”. Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья “никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты”. Андрей “не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, “не лежал у ног” красавиц, хотя не испытывал огненных страстей”. Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.
    Время шло и шло… Штольц развивался – Обломов “уходил в себя”. И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?
    Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… но он внутренне помаленьку устает от такого ритма жизни. И тогда ему помогает друг детства – Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?
    Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц “без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием”. Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий.
    Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.
    Для Андрея Ивановича основа всего – разум и труд. Для Обломова – счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова –прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, “чтоб сегодня походило на вчера”. Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, “загнив” окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым Человека можно назвать человеком. Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.
    Эти два человека – друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево – две противоположности – возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.

  2. Небо, солнце, облака… Обломов. Земля, луна, тучи… Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они оба органичные люди, поэтому четко следуют законам природы. Обломов – мягкий, нежный, неповоротливый. Штольц – твердый, жесткий, целеустремленный. Я считаю их абсолютными антиподами. Это можно доказать, рассмотрев их жизнь, описанную в романе И.А. Гончарова “Обломов”.
    Обломов родился в барской семье. Илюша рос живым и жизнерадостным мальчиком. Все его попытки что-либо сделать самостоятельно пресекались взрослыми. Утро его начиналось с ласк, сухариков, сливочек. Потом мать, приласкав его еще, “отпускала гулять в саду, по двору, на луг, со строгим подтверждением нянек не оставлять ребенка одного”.
    Обломов подрос, до пятнадцати лет учился в пансионе. “Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому, что ничего другого делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки…” Примерно также позднее он относился и к службе. Правда, в самом начале он мечтал служить России, “пока станет сил”. Но лень и безразличие к жизни были столь глубокими, что все его благородные мечты остались неосуществленными. Он превращается в ленивца и лежебоку. Окружающие привыкли к этому. Не может смириться только Штольц.
    Штольц “был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская”. Образование Андрей получил с раннего детства. “С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака”. Отец мечтал, чтобы из сына вырос “добрый бурш”. Не волновался, когда Андрей исчезал. Матери же “в сыне мерещился идеал барина, хотя выскочки из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки”.
    Штольц с детства приучен к порядку и твердо знает, что в жизни всего можно добиться только трудом. Эту мысль он повторял Обломову неустанно. Это естественно, ведь Илью Ильича взращивали, как “экзотический цветок в теплице”. Штольц же рос “кактусом, привыкшим к засухе”.
    К настойчивости и упорству Штольца привязывает его заграничная жизнь. Вечные скитания, поиски нового ведут его по жизни. Он любит и ценит ее, и мечтает о том, чтобы к этому вернулся и его друг Обломов. Претворить в жизнь эту идею Штольцу помогает Ольга. Я перелистываю всего несколько глав, после первой встречи Обломова и Ольги, и мне становится понятно: их чувство неизбежно. История любви Ольги и Обломова, на мой взгляд, и является основной в доказательстве того, что Штольц и Обломов – антиподы.
    Имена “Илья Ильич Обломов” и “Ольга Ильинская”, волею автора, сближены фонетически. В романе они часто встречаются: “Обломов”, “Ольга”, “он” и “она”, Солнце, Обломов, облако, кольцо… Все переплетается между собой, плетутся колечки кружева. И все они складываются в одно слово любовь!
    Что это? Мириады звезд? Кольца, браслеты? Чьи-то глаза? Соскользнувшие с нитки жемчужины? Плоды орешника? Пузырьки шампанского? Воспоминания о детской юле? Неважно! Важно то, что все это связало Обломова с Ольгой Ильинской. Но, к сожалению, ненадолго. Протяжное “О” в имени Обломова наскучило ей, вечная ровная жизнь в “Обломовке” уже не привлекает ее. Быстрое и четкое “О” в имени “Штольц” магически завораживает и обещает неизведанное и новое. Штольц и Ольга были хорошими друзьями. После она увидела в Андрее поклонника, и “дружба утонула в любви”. “Они молча сидели рядом, глядели одними глазами и одной душой на творческий блеск природы и без слов понимали друг друга”.
    Женитьба Штольца на Ольге не помешала отношениям с Обломовым. Штольц нуждался до сих пор в Илье Ильиче, Илья Ильич – в Штольце. Андрей ценит в Обломове “чистое, светлое и доброе начало”, его “вечно доверчивое сердце”. Его часто тянет вырваться из “светлой толпы” и успокоить его “встревоженную и усталую душу” беседой с Обломовым на его “широком диване”. И при этом Штольц испытывает такое чувство, будто он возвратился “от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком”.
    Каждая встреча Обломова с Штольцем способна всколыхнуть его, но ненадолго: стремление что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время. Пока Штольц рядом с ним. Но у немца не хватает ни времени, ни упорства “вести” Обломова по его же жизни. Находятся другие люди, которые в корыстных целях не отпускают от себя Илью Ильича. Они в конечном счете определяют новое русло, по которому будет двигаться его жизнь. Обломов уже не пытается двигаться по новому руслу жизни, он сдался. Штольц, напротив, ищет все новые и новые дороги в своей жизни. Он идет по ним, спрашивая “Что?”… Штольц. Не случайно “что” очень часто сопровождается в тексте вопросом. Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: “Что делать? Куда идти дальше?” И идет! Без Обломова…
    Штольц, активный и целеустремленный, идет вперед. Спокойный лежебока Обломов остался позади. Жизнь и смерть, небо и земля, облака и тучи… Если можно было соединить несоединимое, то получится идеал. А это невозможно. Поэтому Гончаров показал в романе две крайности, две противоположности, антиподов Обломова и Штольца.

  3. Андрей
    Штольц как антипод Обломова

    Обломову
    противопоставлен в романе Андрей Штольц. Первоначально он мыслился Гончаровым
    как положительный герой, достойный антипод Обломову. Автор мечтал, что со
    временем много “Штольцев явится под русскими именами”. Он пытался
    соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с
    русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком
    предназначении человека. Отец у Штольца – деловитый бюргер, а мать – русская
    дворянка. Но синтеза немецкой практичности и русской душевной широты у
    Гончарова не получилось. Положительные качества, идущие от матери, в Штольце
    только декларированы: в плоть художественного образа они так и не вошли. В
    Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая
    логическому контролю даже самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к
    поэзии свободных чувств и страстей. В отличие от Обломова, Штольц – энергичный,
    деятельный человек. Но каково же содержание его деятельности? Какие идеалы
    вдохновляют Штольца на упорный, постоянный труд? По мере развития романа
    читатель убеждается, что никаких широких идеалов у героя нет, что практика его
    направлена на личное преуспеяние и мещанский комфорт.
    В конфликте
    Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает еще
    и другой, историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает в романе
    вызов современной цивилизации с ее идеей исторического прогресса. “И сама
    история,- говорит он,- только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де
    настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает,
    гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни. Вот настали они –
    тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание
    рухнуло, опять работать, гомозиться… Не остановятся ясные дни, бегут – и все
    течет жизнь, все течет, все ломка да ломка”.
    Обломов готов
    выйти из суетного круга истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились
    наконец и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали
    заниматься техническими играми, оставили большие города и вернулись к
    деревенскому миру, к простой, непритязательной жизни, слитой с ритмами
    окружающей природы. Здесь герой Гончарова в чем-то предвосхищает мысли позднего
    Л. Н. Толстого, отрицавшего технический прогресс, звавшего людей к опрощению и
    к отказу от излишеств цивилизации.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  4. Понятие «антиподы» в литературе означает двух людей с абсолютно противоположными взглядами на реальность. Чтобы понять, можем ли мы считать Обломова и Штольца антиподами, нужно внимательно изучить характеры этих персонажей и выяснить, каким каждый из них видит мир и так ли сильно различаются их взгляды на жизнь, как кажется на первый взгляд.
    Безусловно, Обломов и Штольц – очень разные люди. Автор так описывает Илью Ильича: «человек с чертами удивительно мягкими», «обрюзг не по летам», «тело его…казалось слишком изнеженным для мужчины». А вот что говорится о Штольце: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов…ни признака жирной округлости». Различия в их внешности во многом обусловлены тем, какой они ведут образ жизни. Андрей Иванович очень деятелен: «он беспрестанно в движении…ездит и в свет, и читает: когда успевает – Бог весть». Обломов же живёт так, что невольно напоминает тепличное растение: «Лежанье у Ильи Ильича…было нормальное состояние. Когда он был дома – а он почти всегда дома – он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате», «Жизнь в его глазах подразделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья».
    В свою очередь, различия в их образах жизни вытекали из полученного ими воспитания. Деревня, в которой вырос Илья Ильич, называлась Обломовка. Это было тихое небольшое поселение, где жизнь текла мирно и совершенно не менялась. Всё бытие обломовцев состояло из постоянно повторявшихся циклов, и веками в их размеренное течение жизни ничто не вмешивалось. Илья Ильич всё своё детство был окружен толпой любящих родственников, старавшихся сделать его жизнь как можно более лёгкой. Ему не давали делать что-либо самому, он постоянно находился под опекой слуг. Няня часто рассказывала маленькому Илюше разные сказки, из-за которых он всю жизнь потом жил в воображаемой реальности и боялся настоящей жизни и её суеты: «Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть – едва знает, и на каждом шагу всё ждёт чего-то страшного и боится». Образование он получал в Верхлёве, находившемся в пяти верстах от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца, отца Андрея Ивановича, в его пансионе для детей окрестных дворян. Но Обломов ничему толком и не научился: «Немец был человек дельный и строгий… Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва…Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралась и на Верхлёво… там, кроме дома Штольца, всё дышало той же первобытною ленью».
    Иначе был воспитан Андрей Иванович. С детства он получил от родителей превосходное образование: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи…, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака»». Андрей был очень живым мальчиком, любил пошалить, всегда был полон энергии и жизненной силы. Трудовое, практическое воспитание, полученное им, должно было сделать его похожим на отца – «немецким бюргером», строгим и жёстким человеком, никогда не отступающим от установленных правил. Но матери Штольца не хотелось, чтобы её сын во всём походил на отца. Она желала, чтобы он стал настоящим русским барином, был деликатным, снисходительным и мягким. «Утешься, добрая мать: твой сын вырос на русской почве…. Вблизи была Обломовка: там вечный праздник! Там сбрасывают с плеч работу, как иго; там барин не встаёт с зарёй и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колёс и пружин». Обломов и Штольц были хорошими друзьями, Андрей искренне любил Илью и часто бывал у него в деревне. И, конечно, ленивая атмосфера Обломовки не могла не повлиять на юного Андрея. Она смягчила жёсткое немецкое воспитание и расширила сознание мальчика.
    Но, несмотря на то, что характер Штольца был несколько изменен под влиянием Обломовки, он всё же остался человеком, для которого праздность была хуже смерти. Труд для него – «образ, содержание, стихия и цель жизни». Совсем иначе видит смысл своего существования Обломов, для которого главное в жизни – «это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая».
    Вся жизнь Ильи Ильича – это его мечты, лишь там он мог раскрыться и реализовать свои неисполненные желания, амбиции. Не сумев научиться прикладывать усилия для достижения своих целей, Обломов был обречён на вечную зависимость от воли окружавших его людей. Иначе относится к мечтаниям Штольц: «Мечте, загадочному и таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман». У меня сложилось впечатление, что для Андрея Ивановича понятие «воображение» было неразрывно связано с «обломовщиной», всегда пугавшей его. Тот образ жизни, который вёл Илья Ильич, противоречил всем убеждениям Штольца.
    Но между ними есть несомненное сходство: они оба – люди, очень замкнутые в себе. Их внутренняя жизнь скрыта от чужих глаз, и мало кто смог бы понять их до конца. Андрей считал, что надо «без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно», а Илья Ильич всю жизнь старался «не потерять, не растратить всех богатств своего духовного мира». Общим было и их чувство к Ольге, к женщине, находившейся в состоянии постоянного духовного роста. В Ольге была сила, которой не хватало им обоим: она не сковывала себя какими-либо рамками и оставалась свободна в выборе своего пути.
    Конечно, нет никаких сомнений в том, что Обломов и Штольц – люди, имеющие различное воспитание, мировоззрение, цели в жизни. Если не приглядываться внимательно к их характерам, а лишь бегло оценить каждого из них, то может сложиться впечатление, что они совершенно не имеют ничего общего. Однако почему же тогда они так привязаны друг к другу? Что притягивает этих двух столь разных людей? Я считаю, что они оба чувствовали, что им чего-то недостаёт для того, чтобы достичь состояния душевной целостности. Штольц ощущал, что, не давая себе мечтать, он очень сильно ограничивает свои возможности познать всю красоту окружавшего его мира. Обломов же понимал, что в нём нет того стержня, желания жить и быть в движении, которым был наполнен его друг. Они оба чувствовали себя ограниченными людьми и пытались найти недостающие им качества друг в друге.
    И, тем не менее, на этом сходство этих двух персонажей заканчивается, что заставляет меня все-таки считать их антиподами. Гончаров, подчеркивая их взаимное различие, пытается найти, собрать воедино душевные качества, которые, воплотившись в одном человеке, создадут героя, способного открыть новые перспективы и пути для России.
    Добавил: Elistratova

  5. Произведения И.А. Гончарова получили широкую известность у читателей. Особенной популярностью пользовался и пользуется роман “Обломов”. Главные герои романа “Обломов” — это Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц.
    Илья Ильич — русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с имения. Обломов — человек “лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами”. Это культурный человек, получивший приличное образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. Было время, когда он мечтал о том, чтобы служить, пока не станет сил, путешествовать по чужим краям, увлекался поэзией.
    Обломов — человек со многими положительными качествами. Но положительные качества Обломова — это клад, заваленный дрянью. В Обломове видна беспробудная лень, и при этом он живет воображением. Идеалом жизни для Обломова служит покой. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не
    приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся.
    Илья Ильич родился и вырос в имении, находившемся в глуши, в Обломовке. Обломовка была тихим захолустьем, где жизнь текла вяло, и куда совсем не проникали вести. Обломовцы даже письмо открывали на четвертый день опасаясь какой-либо плохой вести. Главной заботой в Обломовке была пища. Илюша рос здоровым, живым и любознательным мальчиком. Но Обломовка постепенно заглушила в нем хорошие качества.
    С ранних лет Илью Ильича окружали слуги, которые не только старались по возможности все за него делать, но и пресекали его попытки совершить чего-нибудь самостоятельно. Это происходило везде, где бы он ни был. Вполне очевидно, что уже в это время начинает
    формироваться главная черта характера Ильи Ильича — лень.
    Полная противоположность Обломова — Андрей Штольц. На протяжении всего романа видно сравнение Штольца с Обломовым и противопоставление их друг другу. Они
    различаются буквально во всем: внешне, по происхождению, по воспитанию и образованию, которое они получили. Штольц с детства проявлял способности и деловую хватку. Он был приучен к труду, и, благодаря бесконечным усилиям, он выбивается из низов. Штольц — человек действия.
    Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская. Маленький Андрей рос и воспитывался в селе. С восьми лет сидел с отцом над географической картой. Дрался с окрестными мальчишками, часто исчезал из дома. Мать беспокоилась, а отец лишь приговаривал: “Добрый бурш будет”.
    Штольц достиг всего, о чем мечтал. Во многом он полная противоположность Обломову: в кипучей деятельности, наполненной до краев жизни, в способности довести задуманное до конца.
    Но по прочтении романа возникает впечатление, что есть нечто, очень их между собой
    роднящее. А именно — отсутствие ведущей идеи. У Обломова ее нет — понятно, а Штольц сам говорит, что идти ему дальше некуда. Поэтому, на мой взгляд, жизнь Штольца приведет к нисколько не лучшему концу, нежели обломовскому.

  6. Понятие «антиподы» в литературе означает двух людей с абсолютно противоположными взглядами на реальность. Чтобы понять, можем ли мы считать Обломова и Штольца антиподами, нужно внимательно изучить характеры этих персонажей и выяснить, каким каждый из них видит мир и так ли сильно различаются их взгляды на жизнь, как кажется на первый взгляд.
    Безусловно, Обломов и Штольц — очень разные люди. Автор так описывает Илью Ильича: «человек с чертами удивительно мягкими», «обрюзг не по летам», «тело его… казалось слишком изнеженным для мужчины». А вот что говорится о Штольце: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… ни признака жирной округлости». Различия в их внешности во многом обусловлены тем, какой они ведут образ жизни. Андрей Иванович очень деятелен: «он беспрестанно в движении… ездит и в свет, и читает: когда успевает — Бог весть». Обломов же живёт так, что невольно напоминает тепличное растение: «Лежанье у Ильи Ильича… было нормальное состояние. Когда он был дома — а он почти всегда дома — он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате», «Жизнь в его глазах подразделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья».
    В свою очередь, различия в их образах жизни вытекали из полученного ими воспитания. Деревня, в которой вырос Илья Ильич, называлась Обломовка. Это было тихое небольшое поселение, где жизнь текла мирно и совершенно не менялась. Всё бытие обломовцев состояло из постоянно повторявшихся циклов, и веками в их размеренное течение жизни ничто не вмешивалось. Илья Ильич всё своё детство был окружен толпой любящих родственников, старавшихся сделать его жизнь как можно более лёгкой. Ему не давали делать что-либо самому, он постоянно находился под опекой слуг. Няня часто рассказывала маленькому Илюше разные сказки, из-за которых он всю жизнь потом жил в воображаемой реальности и боялся настоящей жизни и её суеты: «Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть — едва знает, и на каждом шагу всё ждёт чего-то страшного и боится». Образование он получал в Верхлёве, находившемся в пяти верстах от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца, отца Андрея Ивановича, в его пансионе для детей окрестных дворян. Но Обломов ничему толком и не научился: «Немец был человек дельный и строгий… Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва… Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралась и на Верхлёво… там, кроме дома Штольца, всё дышало той же первобытною ленью».
    Иначе был воспитан Андрей Иванович. С детства он получил от родителей превосходное образование: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи…, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же „Телемака“». Андрей был очень живым мальчиком, любил пошалить, всегда был полон энергии и жизненной силы. Трудовое, практическое воспитание, полученное им, должно было сделать его похожим на отца — «немецким бюргером», строгим и жёстким человеком, никогда не отступающим от установленных правил. Но матери Штольца не хотелось, чтобы её сын во всём походил на отца. Она желала, чтобы он стал настоящим русским барином, был деликатным, снисходительным и мягким. «Утешься, добрая мать: твой сын вырос на русской почве… Вблизи была Обломовка: там вечный праздник! Там сбрасывают с плеч работу, как иго; там барин не встаёт с зарёй и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колёс и пружин». Обломов и Штольц были хорошими друзьями, Андрей искренне любил Илью и часто бывал у него в деревне. И, конечно, ленивая атмосфера Обломовки не могла не повлиять на юного Андрея. Она смягчила жёсткое немецкое воспитание и расширила сознание мальчика.
    Но, несмотря на то, что характер Штольца был несколько изменен под влиянием Обломовки, он всё же остался человеком, для которого праздность была хуже смерти. Труд для него — «образ, содержание, стихия и цель жизни». Совсем иначе видит смысл своего существования Обломов, для которого главное в жизни — «это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая».
    Вся жизнь Ильи Ильича — это его мечты, лишь там он мог раскрыться и реализовать свои неисполненные желания, амбиции. Не сумев научиться прикладывать усилия для достижения своих целей, Обломов был обречён на вечную зависимость от воли окружавших его людей. Иначе относится к мечтаниям Штольц: «Мечте, загадочному и таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман». У меня сложилось впечатление, что для Андрея Ивановича понятие «воображение» было неразрывно связано с «обломовщиной», всегда пугавшей его. Тот образ жизни, который вёл Илья Ильич, противоречил всем убеждениям Штольца.
    Но между ними есть несомненное сходство: они оба — люди, очень замкнутые в себе. Их внутренняя жизнь скрыта от чужих глаз, и мало кто смог бы понять их до конца. Андрей считал, что надо «без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно», а Илья Ильич всю жизнь старался «не потерять, не растратить всех богатств своего духовного мира». Общим было и их чувство к Ольге, к женщине, находившейся в состоянии постоянного духовного роста. В Ольге была сила, которой не хватало им обоим: она не сковывала себя какими-либо рамками и оставалась свободна в выборе своего пути.
    Конечно, нет никаких сомнений в том, что Обломов и Штольц — люди, имеющие различное воспитание, мировоззрение, цели в жизни. Если не приглядываться внимательно к их характерам, а лишь бегло оценить каждого из них, то может сложиться впечатление, что они совершенно не имеют ничего общего. Однако почему же тогда они так привязаны друг к другу? Что притягивает этих двух столь разных людей? Я считаю, что они оба чувствовали, что им чего-то недостаёт для того, чтобы достичь состояния душевной целостности. Штольц ощущал, что, не давая себе мечтать, он очень сильно ограничивает свои возможности познать всю красоту окружавшего его мира. Обломов же понимал, что в нём нет того стержня, желания жить и быть в движении, которым был наполнен его друг. Они оба чувствовали себя ограниченными людьми и пытались найти недостающие им качества друг в друге.
    И, тем не менее, на этом сходство этих двух персонажей заканчивается, что заставляет меня все-таки считать их антиподами. Гончаров, подчеркивая их взаимное различие, пытается найти, собрать воедино душевные качества, которые, воплотившись в одном человеке, создадут героя, способного открыть новые перспективы и пути для России.

  7. 7
    Текст добавил: Чилийский перчик

    Штольц как антипод Обломова в романе И.А. Гончарова “Обломов”
    Произведения И.А. Гончарова получили широкую известность у читателей. Особенной популярностью пользовался и пользуется роман “Обломов”. Главные герои романа “Обломов” — это Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц.
    Илья Ильич — русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с имения. Обломов — человек “лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами”. Это культурный человек, получивший приличное образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. Было время, когда он мечтал о том, чтобы служить, пока не станет сил, путешествовать по чужим краям, увлекался поэзией.
    Обломов — человек со многими положительными качествами. Но положительные качества Обломова — это клад, заваленный дрянью. В Обломове видна беспробудная лень, и при этом он живет воображением. Идеалом жизни для Обломова служит покой. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся.
    Илья Ильич родился и вырос в имении, находившемся в глуши, в Обломовке. Обломовка была тихим захолустьем, где жизнь текла вяло, и куда совсем не проникали вести. Обломовцы даже письмо открывали на четвертый день, опасаясь какой-либо плохой вести. Главной заботой в Обломовке была пища. Илюша рос здоровым, живым и любознательным мальчиком. Но Обломовка постепенно заглушила в нем хорошие качества.
    С ранних лет Илью Ильича окружали слуги, которые не только старались по возможности все за него делать, но и пресекали его попытки совершить чего-нибудь самостоятельно. Это происходило везде, где бы он ни был. Вполне очевидно, что уже в это время начинает формироваться главная черта характера Ильи Ильича — лень.
    Полная противоположность Обломова — Андрей Штольц. На протяжении всего романа видно сравнение Штольца с Обломовым и противопоставление их друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению, по воспитанию и образованию, которое они получили. Штольц с детства проявлял способности и деловую хватку. Он был приучен к труду, и, благодаря бесконечным усилиям, он выбивается из низов. Штольц — человек действия.
    Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская. Маленький Андрей рос и воспитывался в селе. С восьми лет сидел с отцом над географической картой. Дрался с окрестными мальчишками, часто исчезал из дома. Мать беспокоилась, а отец лишь приговаривал: “Добрый бурш будет”.
    Штольц достиг всего, о чем мечтал. Во многом он полная противоположность Обломову: в кипучей деятельности, наполненной до краев жизни, в способности довести задуманное до конца.
    Но по прочтении романа возникает впечатление, что есть нечто, очень их между собой роднящее. А именно — отсутствие ведущей идеи. У Обломова ее нет — понятно, а Штольц сам говорит, что идти ему дальше некуда. Поэтому, на мой взгляд, жизнь Штольца приведет к нисколько не лучшему концу, нежели обломовскому.

  8. Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.
    Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?
    Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца.
    В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал «почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой «почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не «немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с «белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.
    Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…
    Интересно даже сравнить, как они это сделали.
    Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.
    Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей – –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья «никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Андрей «не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей». Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

  9. Произведения И.А. Гончарова получили широкую известность у читателей. Особенной популярностью пользовался и пользуется роман «Обломов». Главные герои романа «Обломов» — это Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц.
    Илья Ильич — русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с имения. Обломов — человек «лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серы- ми глазами». Это культурный человек, получивший приличное образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. Было время, когда он мечтал о том, чтобы служить, пока не станет сил, путешествовать по чужим краям, увлекался поэзией.
    Обломов — человек со многими положительными качествами. Но положительные качества Обломова — это клад, заваленный дрянью. В Обломове видна беспробудная лень, и при этом он живет воображением. Идеалом жизни для Обломова служит покой. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся.
    Илья Ильич родился и вырос в имении, находившемся в глуши, в Обломовке. Обломовка была тихим захолустьем, где жизнь текла вяло, и куда совсем не проникали вести. Обломовцы даже письмо открывали на четвертый день, опасаясь какой-либо плохой вести. Главной заботой в Обломовке была пища. Илюша рос здоровым, живым и любознательным мальчиком. Но Обломовка постепенно заглушила в нем хорошие качества.
    С ранних лет Илью Ильича окружали слуги, которые не только старались по возможности все за него делать, но и пресекали его попытки совершить чего-нибудь самостоятельно. Это происходило везде, где бы он ни был. Вполне очевидно, что уже в это время начинает формироваться главная черта характера Ильи Ильича — лень.
    Полная противоположность Обломова — Андрей Штольц. На протяжении всего романа видно сравнение Штольца с Обломовым и противопоставление их друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению, по воспитанию и образованию, которое они получили. Штольц с детства проявлял способности и деловую хватку. Он был приучен к труду, и, благодаря бесконечным усилиям, он выбивается из низов. Штольц — человек действия.
    Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская. Маленький Андрей рос и воспитывался в селе. С восьми лет сидел с отцом над географической картой. Дрался с окрестными мальчишками, часто исчезал из дома. Мать беспокоилась, а отец лишь приговаривал: «Добрый бурш будет».
    Штольц достиг всего, о чем мечтал. Во многом он полная противоположность Обломову: в кипучей деятельности, наполненной до краев жизни, в способности довести задуманное до конца. :
    Но по прочтении романа возникает впечатление, что есть нечто, очень их между собой роднящее. А именно — отсутствие ведущей идеи. У Обломова ее нет — понятно, а Штольц сам говорит, что идти ему дальше некуда. Поэтому, на мой взгляд, жизнь Штольца приведет к нисколько не лучшему концу, нежели обломовскому.

  10. Обломову
    противопоставлен в романе Андрей Штольц. Первоначально он мыслился Гончаровым
    как положительный герой, достойный антипод Обломову. Автор мечтал, что со
    временем много “Штольцев явится под русскими именами”. Он пытался
    соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с
    русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком
    предназначении человека. Отец у Штольца – деловитый бюргер, а мать – русская
    дворянка. Но синтеза немецкой практичности и русской душевной широты у
    Гончарова не получилось. Положительные качества, идущие от матери, в Штольце
    только декларированы: в плоть художественного образа они так и не вошли. В
    Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая
    логическому контролю даже самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к
    поэзии свободных чувств и страстей. В отличие от Обломова, Штольц – энергичный,
    деятельный человек. Но каково же содержание его деятельности? Какие идеалы
    вдохновляют Штольца на упорный, постоянный труд? По мере развития романа
    читатель убеждается, что никаких широких идеалов у героя нет, что практика его
    направлена на личное преуспеяние и мещанский комфорт.
    В конфликте
    Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает еще
    и другой, историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает в романе
    вызов современной цивилизации с ее идеей исторического прогресса. “И сама
    история,- говорит он,- только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де
    настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает,
    гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни. Вот настали они –
    тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание
    рухнуло, опять работать, гомозиться… Не остановятся ясные дни, бегут – и все
    течет жизнь, все течет, все ломка да ломка”.
    Обломов готов
    выйти из суетного круга истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились
    наконец и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали
    заниматься техническими играми, оставили большие города и вернулись к
    деревенскому миру, к простой, непритязательной жизни, слитой с ритмами
    окружающей природы. Здесь герой Гончарова в чем-то предвосхищает мысли позднего
    Л. Н. Толстого, отрицавшего технический прогресс, звавшего людей к опрощению и
    к отказу от излишеств цивилизации.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  11. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность.
    Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто невозможно. Штольц настолько погряз в рутинной суете жизни, что выбраться из нее уж не смог. Андрей – человек действия, он не в состоянии остановиться и созерцать, подобно Обломову, ему необходимо постоянное движение вперед. Жизнь для Штольца – это жизнь разума, преобладающего над сердцем. Ольга Ильинская намного ближе Штольцу, чем Обломову. Она тоже живет рассудком, не задерживаясь долго на одном месте. Штольц для Обломова – своеобразный демон?искуситель, который пытается затащить Обломова в искрящийся суетливый мир, а Илья Ильич этому отчаянно сопротивляется. Такое положение вещей ничуть не омрачает их дружбу, напротив, Штольц – единственный человек, которому Обломов доверяет свои самые сокровенные мысли и чувства. Именно ему Илья Ильич говорит о своих переживаниях, откуда мы узнаем, что он далеко не однозначная натура, что его, подобно всякому живому человеку, тоже обуревают страхи, сомнения, противоречия. Мы узнаем, что Обломов пытался «жить и гореть, но огонь его двенадцать лет томился, сжигая свою темницу, и, наконец, погас». Обломов долгие годы томился на службе, так и не сделал карьеру, потому, как не захотел, а точнее, не смог опуститься до мелких интриг, которые претили его природе.
    Образ Обломова неразрывно связан с миром его вещей. Автор мастерски использует литературный прием, когда по описанию предмета мы узнаем много интересного о его обладателе. Так, например, туфли и халат Обломова (широкие, мягкие) словно отражают широкий и мягкий нрав их хозяина, его покладистый и добродушный характер. Не потому ли так любят бывать у Обломова его друзья? Пусть в его квартире не царит идеальный порядок, пусть сам хозяин встречает их в старом халате и потрепанных туфлях, но зато это едва ли не единственное место, где можно отдохнуть душой от всеобщей суеты и духовного холода в этом мире, где царит разум.
    В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить «лишние» мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски. Он точно знает, что, когда и как сделать, чтобы было так, как надо. Как ни странно, в читателе такая цельность не вызывает симпатии. Я не могу сказать, что в Штольце нет положительных черт характера. Напротив, этим человеком можно восторгаться, но он никогда не будет нам так близок, как Обломов. Скорее его положительные черты затвердели в этой суматохе, когда нет времени задуматься о верности идеалам, да и самих?то идеалов, кроме неких меркантильных интересов, почти не осталось. Он твердо знает, чего хочет от жизни и каким образом достичь поставленной задачи. Так зачем же останавливаться и задумываться о своей судьбе. Ему вполне достаточно мелкого бюргерского счастья, когда «дом – полная чаша», преклонение друзей, уважение врагов, красивая жена с богатым приданым, хорошие связи – чего еще может желать человек? Но нет. Именно такие люди в конце жизни часто думают, что что?то упущено, чего уже не вернешь, когда вроде все есть, а чего?то не хватает. Осознание, что они просто забыли жить, наслаждаться каждым моментом бытия, приходит не ко всем.

  12. Безусловно, Обломов и Штольц – очень разные люди. Автор так описывает Илью Ильича: «человек с чертами удивительно мягкими», «обрюзг не по летам», «тело его…казалось слишком изнеженным для мужчины». А вот что говорится о Штольце: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов…ни признака жирной округлости». Различия в их внешности во многом обусловлены тем, какой они ведут образ жизни. Андрей Иванович очень деятелен: «он беспрестанно в движении…ездит и в свет, и читает: когда успевает – Бог весть». Обломов же живёт так, что невольно напоминает тепличное растение: «Лежанье у Ильи Ильича…было нормальное состояние. Когда он был дома – а он почти всегда дома – он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате», «Жизнь в его глазах подразделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья».
    Иначе был воспитан Андрей Иванович. С детства он получил от родителей превосходное образование: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи…, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака»». Андрей был очень живым мальчиком, любил пошалить, всегда был полон энергии и жизненной силы. Трудовое, практическое воспитание, полученное им, должно было сделать его похожим на отца – «немецким бюргером», строгим и жёстким человеком, никогда не отступающим от установленных правил. Но матери Штольца не хотелось, чтобы её сын во всём походил на отца. Она желала, чтобы он стал настоящим русским барином, был деликатным, снисходительным и мягким. «Утешься, добрая мать: твой сын вырос на русской почве…. Вблизи была Обломовка: там вечный праздник! Там сбрасывают с плеч работу, как иго; там барин не встаёт с зарёй и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колёс и пружин». Обломов и Штольц были хорошими друзьями, Андрей искренне любил Илью и часто бывал у него в деревне. И, конечно, ленивая атмосфера Обломовки не могла не повлиять на юного Андрея. Она смягчила жёсткое немецкое воспитание и расширила сознание мальчика.
    Но, несмотря на то, что характер Штольца был несколько изменен под влиянием Обломовки, он всё же остался человеком, для которого праздность была хуже смерти. Труд для него – «образ, содержание, стихия и цель жизни». Совсем иначе видит смысл своего существования Обломов, для которого главное в жизни – «это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая».
    Вся жизнь Ильи Ильича – это его мечты, лишь там он мог раскрыться и реализовать свои неисполненные желания, амбиции. Не сумев научиться прикладывать усилия для достижения своих целей, Обломов был обречён на вечную зависимость от воли окружавших его людей. Иначе относится к мечтаниям Штольц: «Мечте, загадочному и таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман». У меня сложилось впечатление, что для Андрея Ивановича понятие «воображение» было неразрывно связано с «обломовщиной», всегда пугавшей его. Тот образ жизни, который вёл Илья Ильич, противоречил всем убеждениям Штольца.
    Но между ними есть несомненное сходство: они оба – люди, очень замкнутые в себе. Их внутренняя жизнь скрыта от чужих глаз, и мало кто смог бы понять их до конца. Андрей считал, что надо «без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно», а Илья Ильич всю жизнь старался «не потерять, не растратить всех богатств своего духовного мира». Общим было и их чувство к Ольге, к женщине, находившейся в состоянии постоянного духовного роста. В Ольге была сила, которой не хватало им обоим: она не сковывала себя какими-либо рамками и оставалась свободна в выборе своего пути.
    Конечно, нет никаких сомнений в том, что Обломов и Штольц – люди, имеющие различное воспитание, мировоззрение, цели в жизни. Если не приглядываться внимательно к их характерам, а лишь бегло оценить каждого из них, то может сложиться впечатление, что они совершенно не имеют ничего общего. Однако почему же тогда они так привязаны друг к другу? Что притягивает этих двух столь разных людей? Я считаю, что они оба чувствовали, что им чего-то недостаёт для того, чтобы достичь состояния душевной целостности. Штольц ощущал, что, не давая себе мечтать, он очень сильно ограничивает свои возможности познать всю красоту окружавшего его мира. Обломов же понимал, что в нём нет того стержня, желания жить и быть в движении, которым был наполнен его друг. Они оба чувствовали себя ограниченными людьми и пытались найти недостающие им качества друг в друге.

  13. Введение
    Различия личностей Обломова и Штольца
    Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

    Введение

    Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.

    Различия личностей Обломова и Штольца

    В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией.
    Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.
    Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.

    Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

    Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.
    Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.
    Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).
    Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.
    Андрей Штольц как антипод Обломова сочинение по теме романа Гончарова | источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *