Сочинение на тему шульган таш

11 вариантов

  1. Самым известным памятником и достопримечательностью заповедника является Капова пещера (научное название), которую местные жители называли Шульган Таг. Название произошло от слова «капище», которое означает святилище. Археологи, геологи и историки нашли в пещере наскальные изображения, которые были сделаны в 12-10 тыс. до нашей эры. Ученые считались, что пещера была древним капищем первобытных людей. Рисунки были открыты в 1959 г.Пещера имеет три яруса с большими залами, подземными озерами и галереями, через которые течет река Шульган. Именно она образовала пещеру много тысяч лет назад.
    Рядом с пещерой находится большая 30-тиметровая арка, в которой находится озеро. Его диаметр равен 3 м, а глубина 35 м. Воду пить нельзя, поскольку в ней очень много различных примесей. В течение веков озеро и воду из него используют для принятия лечебных ванн. Пещера является карстовой, имеет протяженность в три километра.
    Наскальные рисунки изображают животных, знаки и антропоморфные фигуры. Сделаны изображения, в основном, охрой, в некоторых местах – углем;
    Мед пчелы-бурзянки цениться во всем мире за свои уникальные качества и свойства, поэтому туристы во время посещения заповедника стараются прикупить баночку этого продукта пчеловодства.
    По рассказам коренных жителей, в Шульган Таше живут снежные люди, которых тут называют шурале.

  2. Шульган-Таш — государственный природный заповедник в Башкортостане, имеющий федеральный статус. Расположен в западных предгорьях Южного Урала, в горно-лесном поясе, в пределах Бурзянского района. Общая площадь — 22 531 га (225 кв. км).
    Вместе с заповедником Алтын-Солок входит в состав комплексного биосферного резервата Башкирский Урал, который является кандидатом на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
      Где остановиться в заповеднике Шульган-Таш?
    Заповедник был создан в 1958 году как Прибельский филиал Башкирского заповедника, а 16 января 1986 года стал самостоятельным заповедником. Основанием для организации заповедника было обитание в этом регионе ядра чистокровной аборигенной популяции медоносной пчелы — бурзянской бортевой пчелы, или «бурзянки» — в условиях бортничества — башкирского народного промысла. Филиал оказался первой в мире зоной, охраняющей аборигенных диких пчёл.
    Среднемесячная температура января ?16° С, июня и июля +16° С. Климат умеренный континентальный, резко изменчивый по годам, осадков от 270 до 750 мм. Рельеф низкогорный. Смешанные широколиственные и хвойно-широколиственные леса занимают 92 процента территории.
    Заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением. В штате около 90 человек, из них 3 кандидата наук и 2 аспиранта, 5 научных сотрудников. Библиография заповедника составляет более 900 работ, за 2008 год подготовлено 53 научные публикации. Ежегодно готовится всеобъемлющий научный отчёт — «Летопись природы».
    В заповеднике в условиях искусственных дупел — бортей и колод — обитает 138 семей пчёл, на пасеках — 242 семьи, бортничеством по совместительству занимаются госинспектора охраны. Насущной проблемой является охрана генофонда пчелы от метизации, к которой привел ныне запрещенный ввоз в регион инопородных пчел. Для устойчивости популяции «бурзянки» необходимо расширение её ареала, для этого в 1997 году был создан заказник «Алтын-Солок» (Золотая борть), поддерживается бортничество на прилежащих территориях и продвигался проект расширения заповедника. Умелый маркетинг бортевого меда сделал бортничество рентабельным, и оно стало возвращаться в быт башкир.

    Флора и фауна заповедника Шульган-Таш

    Наиболее известным представителем энтомофауны является бурзянская бортевая пчела, для поддержки популяции которой и был создан заповедник «Шульган-Таш».
    Встречаются: рыбы — 30 видов, земноводные — 5, пресмыкающиеся — 6, птицы — 206, млекопитающие — 61 вид. Беспозвоночных выявлено около 1700 видов, из них бабочек — 378, жуков — 458. В Красную книгу РФ занесён 31 вид животных, в Красную книгу Башкортостана — 67 видов. Здесь обитают все типичные лесные виды средней полосы России. Необычно велика плотность обитания бурого медведя. Разнообразна фауна птиц. Есть и проблемы: в регионе идет вытеснение европейской норки американской. Ввиду потепления климата, строительства Юмагузинского водохранилища на реке Белой все более ухудшаются условия обитания реофильных рыб — тайменя, форели, хариуса.
    Богатая ландшафтная мозаика обуславливает и высокое разнообразие растительного мира. На начало 2009 года выявлено 816 видов высших сосудистых растений, 184 — мхов, 233 — лишайников, 117 видов грибов, 202 вида водорослей и цианобактерий. 14 видов растений относятся к Красной книге России, 57 — Башкортостана. Реликтовых и эндемичных видов около 10 процентов от всей флоры. Наиболее редкие растительные сообщества — реликтовые ельники и горные каменистые степи. На территории граничат восточноевропейские широколиственные, светлохвойные предлесостепные и темнохвойные южнотаёжные леса.

    Шульган-Таш — уникальный культурно-исторический объект

    Упоминается во многих мифах и легендах башкир — например, в эпосе башкирского народа Урал-батыр.
    На территории заповедника находится уникальная карстовая Капова пещера, или Шульган-Таш. Протяжённость всех ходов пещеры составляет более 2,9 км. Пещера имеет три яруса, внутри пещеры протекает речка Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру.
    В 1959 году зоолог заповедника А. В. Рюмин открыл в Каповой пещере (Шульган-Таш) наскальные рисунки эпохи палеолита. Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём.

  3. Пещера Шульган-Таш – место обитания древних людей

    (по Щелинскому, 1996)
    Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной принадлежности настенных рисунков пещеры.
    Найденная стоянка палеолитических людей располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 м от входа в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 см, но в ряде мест толщина его не превышает 2-3 см. Верхняя часть слоя почти повсеместно размыта и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованьями, сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым – близким к климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного леминга и других мелких грызунов.
    Для культурного слоя, по анализу древесного угля в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные даты: 14680 +/- 150 и 13930 +/-300 лет. Если учитывать, что возраст культурного слоя, как это сейчас уже доказано, такой же как и возраст настенной живописи, то рисунки в пещере Шульган-Таш написаны древними художниками не менее 13-14 тыс. лет тому назад.
    Учитывая местоположение стоянки в отдаленном зале пещеры, не может удивлять факт обилия кострищ, равно как и древесного угля в культурном слое. Все говорит о том, что в древности в пещере пылали костры. Однако в настоящее время это совершенно невозможно, так как в потолке пещеры нет каких-либо выходов на поверхность и пещера сегодня слабо проветривается. Очевидно, в древности зал Знаков, где располагалась стоянка, имел какую-то естественную вентиляцию, достаточную для выхода дыма многочисленных костров.
    Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры – в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.
    Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонковидные бусинки их зеленного серпентинита – сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.
    ——————————————————————————–
    Пещера Шульган-Таш – уникальный культурно-исторический объект
    (по Котову, 1997)
    С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган, располагающегося перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в них носит имя хозяина подземного мира (подводного падишаха) Шульгена. Шульген – один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала (эпосы: “Урал-Батыр”, “Акбузат”, “Кара-Юрга”, “Акхак Кола” и др.), которому противостоит национальный герой – батыр: Урал-батыр в одноименном эпосе; Хаубан в эпосе “Акбузат”; Кушлак-батыр в эпосе “Кара-Юрга”; батыр Минэй в эпосе “Кунгыр буга” и др.
    Озеро Шульган (Шульген) возникло по преданиям из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с действительной природной обстановкой пещеры Шульган-Таш. Об озере Шульген, например, в эпосе “Акбузат” сказано так: “Когда водяной падишах начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой. … Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном”.
    В эпосе “Акбузат” и эпосе “Урал-батыр” описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводного (подземного) мира приносились девушки-красавицы. Может быть найденная П.И. Рычковым “сухая человеческая голова” и есть след этого жертвоприношения?
    Во многих легендах и преданиях озеро Шульган часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе “Акбузат” разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан получает в дар от нее крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада. Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной появлением из озера тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и их частичного исчезновения в этом же озере распространен в многочисленных легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко.
    Например, в эпосе “Кара-Юрга” Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник, который просит батыра отдать ему охотничью птицу – кречета в обмен на что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и наконец, за табун лошадей он расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть. Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет в одно место и сразу же умирает.
    С аналогичным сюжетом в Бурзянском районе широко бытует легенда об озере Елкысыккан-Куль, из которого вышли кони. В этой легенде (по М.В. Лоссиевскому) рассказывается о батыре Бышлаке, который во время охоты в окрестностях Шульгана повстречал удивительного странника. Странник попросил у батыра собаку. Бышлак долго отпирался пока незнакомец не предложил ему за нее табун лошадей. Странник взял собаку и нырнул в озеро, а затем вывел кобылу, наказав сесть на нее верхом и ехать не оглядываясь. Из любопытства Бышлак оглянулся, и тут же половина табуна нырнула обратно в воды озера. Охотник стал богатым человеком, а его потомство с тех пор называется байулинцами. От этого табуна, пошла порода лошадей пегой масти с серой спиной. А озеро получило название Елкысыккан – озеро, откуда вышли кони. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган-Таш, и которое также называют озером Шульганом.
    В народных преданиях озеро Шульган очень часто является местом рождения чудесного коня. Так, в варианте сказания “Акхак кола” появления вожака стада Акхак кола описывается следующим образом: “К озеру Шульган в одно и то же время приходила жеребится кобылица из того табуна, что вышел из шульгановой породы – с мышиным хребтом. Люди подстерегли ее здесь, но им удалось поймать только жеребенка – кобыла обратно нырнула в озеро, но при этом жеребенок стал хромым (отсюда и его имя: “Акхак Кола” – “хромой буланый конь”). Этот то жеребенок и положил начало новому табуну”.
    С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания “Кунгыр буга”. В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной – хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.
    Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда – выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения (Котов, 1997).
    Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: “…В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы … Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность”.
    По словам П.И. Рыжкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.

  4. Шульган-Таш, Капова пещера – одна из крупнейших карстовых пещер на Башкирском (Южном) Урале. Расположена она на правом берегу реки Белой в 4 км ниже д. Новоакбулатово Бурзянского района, на территории одноименного заповедника.
    Поводом для организации заповедника было обитание в этом регионе ядра чистокровной аборигенной популяции среднерусской медоносной пчелы – бурзянской бортевой пчелы или «бурзянки» в условиях бортничества – тысячелетнего народного промысла.
    Отчет о загородной поездке Евгения Мальцева (или просто Жоры) из Клуба любителей путешествовать на автомобиле
    Я давно мечтал съездить в это уникальное место. Кроме того, что я вообще никогда не видел пещеры, дорога сюда достаточно живописна, так как пролегает по самому сердцу Южного Урала и сулит наслаждение необыкновенными видами и чарующими пейзажами. Всякая мечта должна сбываться, освобождая дорогу следующей – и вот мы выдвигаемся. Состав экспедиции небольшой, мы едем на двух машинах.
    Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим – привольные степи. C Челябинской областью граничит горная часть Башкортостана, поэтому мы постоянно контактируем именно с горными башкирами. На мой взгляд, у этой ветви башкирского племени в наибольшей степени сохранились основные черты своих предков, и в укладе жизни, и в манере поведения, особенно в быту.
    Чем дальше в горы, тем сильнее сгущались над нами облака, начал капать противный дождик, который превратился в ливень, стоило нам только подняться на перевал Урал-Тау.
    Когда мы спустились в долину реки Белой, то погрузились в пелену густого тумана, весь Белорецк был им окутан. В Серменево сворачиваем на Узян и Кагу. По этой дороге я еще не ездил, поэтому ничего не знаю об ее состоянии. Все сведения о старой стерлитамакской дороге были подчеркнуты из рассказов бывавших в этих местах, или от третьих лиц. Но дорога до Саросубхангулово оказалась асфальтированная, с покрытием на «три с плюсом». До Каги трасса проложена по долине реки Белой, и за деревней Азнагулово пересекает ее в необыкновенно живописном месте. В Каге трасса, огибая пруд, поворачивает на запад, на Стерлитамак, а мы сворачиваем налево на юг до Старосубхангулово. Теперь дорога уходит в гору и спускается к Белой только у деревни Байназарово, здесь мы остановились, чтобы перевести дух и сориентироваться на местности и на карте.
    Старосубхангулово оказалась довольно симпатичной деревенькой, расположенной вдоль небольшой речушки. С одной стороны она окаймлена оголившимися скалами, с другой – «лысой» горой и лесами. По слухам я уже знал, что дальше не будет асфальтированной дороги, так оно и оказалось на самом деле. Далее она была насыпной, размытой во многих местах, с ямами и рытвинами. Участок длинной примерно 30 километров. Несмотря на плохое покрытие, дорога изобилует восхитительными видами горной Башкирии. У деревни Миндигулово она опять встречается с Белой, а далее уходит в горы.
    За Гадельгареево через несколько километров видим сворот на право и указатель на Шульган-Таш. Дорога становится еще уже (теперь по ней может проехать только один автомобиль), поднимается в гору, а далее идет крутой спуск, который в конечном итоге выводит к берегу реки Белой. И вот тут кипит жизнь: с левой стороны расположены стоянки туристов, которые либо сплавляются по Белой, либо просто приехали в заповедник, разбиты палатки, шатры, дымятся костры… С правой стороны расположен сам музейно-экскурсионный комплекс.
    Вход в музейный комплекс платный, на территорию музея и в пещеру необходимо покупать разные билеты, в сумме это около 120 рублей. Сам комплекс тянется вдоль реки Белой и завершается непосредственно пещерой. Мы решили начать осмотр сразу с пещеры и прямиком направились туда.
    Осмотр заповедника – только по экологической тропе, которая имеет длину около 2 километров. В конце же ее – главная достопримечательность Башкирии Капова пещера, известная петроглифами, возраст которых 15 000 лет.
    Сначала тропа ведет через луг, и первая достопримечательность – грот Спящий Мамонт. Говорят, на закате тени грота ложатся так, что он похож на горбатого мамонта с закрытыми глазами и опущенным хоботом – отсюда и название. Виден в скале и сам грот, но подходить к нему нельзя из-за угрозы камнепадов. Тропа уходит в лес, и за деревьями сереют высокие скалы. А в траве виднеются колоды. Прямо у тропы стоят две пасеки: действующая экспериментальная и музейная – просто множество колод в высокой траве.
    Как я уже говорил, башкиры издревле занимались бортничеством, и до сих пор местные жители выводят пчел и собирают мед. Вот и здесь колодная пасека, матковыводная пасека с рамочными ульями и музей-гостиная «Пчелиный лес», где можно попробовать местный мед.
    Здесь же устроен музейный павильон с подлинным инвентарем бортника и даже настоящей бортью. Также в павильоне представлены тамги – башкирские родовые знаки, которыми каждый бортник помечал свою борть. Я видел два стенда с тамгами – собственно на Шульган-Таше и в Национальном музее в Уфе. Некоторые тамги похожи друг на друга: в каждом последующем поколении сын добавлял к тамге отца одну линию.
    Река и высокие скалы вдоль ее берега – типичный уральский пейзаж. На Среднем Урале таких рек еще больше. Трудно поверить, что это на самом деле водохранилище. В начале 2000-ых Муртаза Рахимов задумал поставить себе «памятник» – построить ГЭС на Белой около своего родного села. Естественно, строительство ГЭС должно было покончить со сплавами и туризмом на реке, но главное – в зоне затопления оказались две лучшие пещеры Урала: Капова и Сумган-Кутук. Протестовали все страшно, да только это же восток! В конце концов, на Муртазу надавили из центра, и водохранилище было построено на 2/3 проектной мощности. Капова пещера была спасена, а Сумган-Кутук (протяженность которого превышала 12 км), говорят, ушел под воду. С тех пор был установлен столб, показывающий уровень воды в реке Белой во время наводнения 1990 года.
    Далее тропинка вышла на обрыв к реке Белой, откуда, повернув направо и перешагнув через мостик, привела нас к павильону для экскурсантов. Вход в пещеру оказался огромным, над небольшим озерцом свисал массивный каменный свод.
    Протяженность всех ходов пещеры составляет более 2,9 км. Пещера имеет три яруса, внутри нее протекает речка Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру. В 1959 году зоолог заповедника А.В. Рюмин открыл в Каповой пещере наскальные рисунки эпохи палеолита, которые перевернули представления об истории Восточной Европы. Благодаря исследованиям сейчас описано 173 рисунка или их реликтов – красочных пятен. Рисунки выполнены в основном охрой – природным пигментом на основе животного жира, возраст их 14-14,5 тысяч лет. Изображены мамонты, лошадки и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углем. Рисунки в разной степени сохранности – часть их скрывается под натеками кальцита, часть до заповедания пещеры оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии рисунков в натуральную величину в привходовой части пещеры.
    Когда солнечный свет совсем исчез, гид предложил посветить фонариками наверх. Свод пещеры озарился блеском, как будто он унизан тысячами бриллиантов. На самом деле это капельки воды, поэтому пещера и называется «каповой». Если вглядеться в рельеф потолка, то можно различить очертания мальчика. Легенда гласит, что древние люди доводили до конца пещеры двенадцатилетних мальчиков и оставляли самих искать выход, кто найдет его, тот и считался настоящим мужчиной.
    В башкирской мифологии с Шульган-Ташем связано немало различных сюжетов. Они связаны с почитанием этой пещеры в древности как культового центра Южного Урала. Пожалуй, самая красивая легенда – эпос «Урал-батыр», который посвящен космической борьбе двух братьев – младшего Урала и старшего Шульгана. Считалось, что в пещере Шульган-Таш обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит – повезет. Есть поверье, что здесь обитал подземный народ во главе с дивом в образе огромного батыра. Эти существа, большие искусники, хранили золото, у них имелись мельницы, приводимые в движение подземными реками, они хорошо делали оружие. По преданию, те, кто окажет какую-либо услугу Хозяину пещеры, получат от него удачу в жизни.
    Вообще пещера восхитила всю нашу экспедицию. Необычайное природное творение жилище древних людей оправдало ожидания на все сто.
    Возвращаясь, мы обещали обязательно вернуться, когда откроются для посещений следующие залы. Дальше тоже еще много интересного: и подлинные наскальные рисунки, и сталактиты со сталагмитами, удивительное озеро, искупаться в котором по преданию мужчины водили своих жен, чтобы вернуть им девственность.
    Когда мы выходили из пещеры, один мужчина с разбегу нырнул рыбкой в небольшое озерцо. Я уже было, подумал, что он разобьется. Оказалось что озерцо это уникальное, и вовсе не озеро, а речка с одноименным названием Шульган, исток которой находится в 12 км к северу от входа. На расстоянии 2 км до Шульган-Таша эта речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя небольшое озеро диаметром 3 м, разведанная глубина его составляет 71 м, а предположительная глубина около 120 м. Проходя под землей воды этого озера-речки впитывают в себя кучу минералов и становятся необыкновенно полезными.
    Купание в этом озере омолаживает и восстанавливает организм. И не смотря на то, что температура воды около 7 градусов, вода настолько приятная, что все равно находятся желающие ополоснуться. Вода очень соленая и жесткая (пить нельзя), и поэтому озеро абсолютно безжизненно. Если верить «Урал-батыру», именно здесь находится вход в царство мертвых, где правит Шульган.
    Обратный путь всегда короче, но этот участок длинной в 30 км с насыпным покрытием измотал в конец. Почему-то на обратном пути пейзажи показались мне более живописными, наверно потому что выглянуло солнышко.
    Отчет о квадро-эндуро рейде от Ильи Гизатуллина «Chelextreme.ru»
    В понедельник, 20 июля, взяв первый за 3 последние года отпуск, в 7 утра зацепил прицеп с «квадриком» и поехал на Банное. Незаметно за разговорами о мотоциклах там пролетел вечер. С утра собрались и поехали на стоянку в Юбилейный. Встретили карталинцев, потом подтянулись магнитогорцы.
    На небе ни облачка, день обещал быть жарким…
    Всего собралось 12 мотоциклов, 2 квадроцикла и 2 машины. Разделились на 2 группы: дорожники и Яна на машине поехали по асфальту, а большая часть, наоборот, решила максимально возможно асфальта избежать.
    Самое удивительное, что по бездорожью решил ехать и магнитогорец Серега на ВАЗ 21099! Мотоцикл его был в ремонте, а проехать хотелось вместе с боевыми товарищами.
    Солнце жарило, дороги настолько высохли, что поднималось огромное количество густой пыли. Иногда, при езде вплотную за «квадриком» Мурата даже создавалось впечатление, что въезжаешь в густое облако (парашютисты меня поймут), приходилось сбрасывать газ или наоборот, отрываться вперед.
    Периодически встречали «девятку», идущую параллельным курсом. «Безумству храбрых поем мы песню» – они ехали по дорогам, куда ни каждый джип бы рискнул залезть. Благо было сухо и они не буксовали. При прохождении ям и канав Серега доставал из багажника доски, подкладывал под колеса и ехал вперед!
    Останавливались часто, так что хватало времени полюбоваться красотами Крыктытау. Была идея разделиться и пустить «квадрики» вперед как более быстрые, но решили, что русские на войне своих не бросают, и поехали вместе. Как оказалось, не зря.
    Выехали на дорогу, где в дождливое время проехать не просто из-за раскисшей глины, а сейчас просто была твердая засохшая колея от УАЗов.
    Тут случилось ЧП. В колее ногу Артема затянуло под заднее колесо. В результате падение и перелом голеностопа, возможно открытый. Привязали ногу к той самой доске, посадили Артема в девятку на переднее сидение (задние были до крыши забиты сумками). Серега сел за руль и повез пострадавшего в Белорецк, а Олег сел ко мне на «квадрик» вторым.
    Как мне показалось, после происшествия все стали ехать чуть медленнее.
    Башкирка предпенсионного возраста на заправке с неподдельным изумлением на лице пыталась обсчитать рублей на 400, но тщетно. Поехали дальше. То и дело встречали то лошадей, то коров, претендовавших на преимущество на дороге и не желавших пропускать колонну. А в Старосубхангулово они, видимо, вообще священные животные. Оттуда еще 30 км по пыльной грейдерной насыпи, и мы на месте!
    От пыли отряхиваться было бесполезно, но это нас и не заботило.
    С утра пошли на экскурсию в пещеру. По пути встречали убежища древних людей.
    В глубине пещеры обнаружили наскальную живопись эпохи палеолита. Но самое удивительное – это изображение граненого стакана, которому более 20 тысяч лет!
    Вход в пещеру размером с пятиэтажный дом. Меда достать не получилось… Зато видели муравейник почти с человеческий рост.
    Часов в 12 выехали в обратный путь. Так как пункты назначения у всех были разные, выезжали группами по 2-3 человека, чтобы меньше пылить. Ехали уже по другой дороге, по началу удавалось срезать. Отведали кумыса, добрые хозяева угостили еще и хлебом.
    Чуть позже Мурат прямо на наших глазах совершил кульбит, чудом не оказавшись под «квадриком». Колея там была, действительно, предательская. Я тоже был на грани переворота, т.к. темп был намного выше среднего.
    Потом заехали в лес, пыли практически не стало, дорога поворачивала между деревьями каждые 20 метров. От души повеселился в управляемых заносах, пока не проколол колесо. Оказалось, от насоса из-за тряски открутилась гайка. Поиски успехом не увенчались. Пришлось открутить такую же с «квадрика» Мурата (кстати, потом забыл отдать), 15 минут на ремонт, и поехали дальше.
    Периодически спрашивали у местных, есть ли впереди дорога. Если они говорили что есть, дорога вскоре заканчивалась. Если говорили что нам там не проехать – мы легко проезжали.
    По открытой местности было ехать одно удовольствие: трава 2 сантиметра, холмы и редкие деревья.
    Потом попали в капкан хребтов с трех сторон. Единственно возможная дорога вперед была обозначена на навигаторе как тропинка. На деле же эта тропка давно заросла метровой травой и была завалена упавшими деревьями. Теперь вперед пошла тяжелая артиллерия.
    Трава становилась все выше. Я шел первый и то и дело видел лежбища животных – круги примятой травы диаметром метра полтора. Фотоаппарат был наготове на случай встречи кого-нибудь из местной фауны. Но напрасно, рев моторов распугал все живое. Один раз увидел только двух здоровенных птиц. Переезжали через поваленные деревья, ломали их или объезжали, примерно придерживаясь направления на навигаторе. Думаю, мы первые лет, как минимум, за 10, кто пошел через перевал этой дорогой, если можно так ее назвать.
    И вот бурелом закончился, и мы на вершине! Еще 50 км до Банного доехали без происшествий. На стоянке у Юбилейного встретили магнитогорцев, которые удивились почему мы так долго едем. «Нормальные герои всегда идут в обход!» Скоро снова в дорогу, только теперь уже на двух колесах. Ведь человек, которого «укусил» эндурист, сам становится эндуристом.
    Материалы предоставлены «Клубом любителей путешествовать», Chelextreme.ru.

  5. Важнейшим и численно преобладающим компонентом
    живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического
    облика. Раньше их связывали со схематическими изображениями разного рода
    изделий или жилых сооружений палеолитических людей. Сейчас геометрические
    фигуры многими исследователями воспринимаются как знаки пола. Надо отметить,
    что условные знаки пещеры Шульган-Таш своеобразны и не имеют прямых аналогий
    среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной живописи
    Западной Европы. Смысловая нагрузка этих знаков трактуется учеными по-разному:
    кто-то связывает их со схематическими изображениями разного рода изделий или
    жилых сооружений палеолитических людей, кто-то воспринимает их как знаки пола.
    Большинство этнографов видит в них аналоги тамг более позднего времени.
    Верхнепалеолитический возраст настенной живописи
    пещеры Шульган-Таш сейчас уже можно считать достоверно установленным. По
    расположению и содержанию рисунков можно также утверждать, что пещера
    Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифологические
    представления палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере был частью
    этого святилища и выполнял свои функции, но какие именно – это еще предстоит
    выяснить.
    Имеющиеся сведения позволяют утверждать, что
    шульганташские рисунки были доступны населению Южного Урала вплоть до наших
    дней, оказывая эффективное влияние на воображение народов края. Об этом
    свидетельствуют многочисленные памятники башкирского фольклора, где речь идёт о
    царстве Шульгана, несметных богатствах и бесчисленных стадах животных на дне
    глубокого озера.
    5. Пещера Шульган-Таш – место
    обитания древних людей

    Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в
    последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических
    людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и
    конкретизировать возраст живописи по геологическим и археологическим данным и
    ответить на вопрос о культурной принадлежности настенных рисунков пещеры.
    Найденная стоянка палеолитических людей
    располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 м от входа в нее, в
    обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в
    весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в
    северо-западной части зала, и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине
    около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 см, но в ряде
    мест толщина его не превышает 2-3 см. Верхняя часть слоя почти повсеместно
    размыта и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев
    позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий
    осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают
    озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было
    очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованьями,
    сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и
    проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище
    функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного
    осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым – близким к
    климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта,
    кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика,
    копытного леминга и других мелких грызунов.
    Для культурного слоя, по анализу древесного угля
    в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные даты:
    14680 +/- 150 и 13930 +/-300 лет. Если учитывать, что возраст культурного слоя,
    как это сейчас уже доказано, такой же как и возраст настенной живописи, то
    рисунки в пещере Шульган-Таш написаны древними художниками не менее 13-14 тыс.
    лет тому назад.
    Учитывая местоположение стоянки в отдаленном
    зале пещеры, не может удивлять факт обилия кострищ, равно как и древесного угля
    в культурном слое. Все говорит о том, что в древности в пещере пылали костры.
    Однако в настоящее время это совершенно невозможно, так как в потолке пещеры
    нет каких-либо выходов на поверхность, и пещера сегодня слабо проветривается.
    Очевидно, в древности зал Знаков, где располагалась стоянка, имел какую-то
    естественную вентиляцию, достаточную для выхода дыма многочисленных костров.
    Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета,
    из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита.
    Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть
    коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно
    неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные
    выходы которой находятся далеко от пещеры – в Зауралье. Наряду с каменными,
    найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным
    ретушированным лезвием и грубое шило.
    Совершенно уникальны обнаруженные в слое
    украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонковидные бусинки их
    зеленного серпентинита – сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также
    подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца.
    Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы,
    поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются
    очень редкими находками.
    6. Пещера Шульган-Таш – уникальный
    культурно-исторический объект

    С пещерой Шульган-Таш связано очень много
    легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то,
    что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных
    произведениях привязаны именно к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган,
    располагающегося перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в
    них носит имя хозяина подземного мира (подводного падишаха) Шульгена. Шульген –
    один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала
    (эпосы: “Урал-Батыр”, “Акбузат”, “Кара-Юрга”,
    “Акхак Кола” и др.), которому противостоит национальный герой –
    батыр: Урал-батыр в одноименном эпосе; Хаубан в эпосе “Акбузат”;
    Кушлак-батыр в эпосе “Кара-Юрга”; батыр Минэй в эпосе “Кунгыр
    буга” и др.
    Озеро Шульган (Шульген) возникло по преданиям из
    остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о
    землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с
    действительной природной обстановкой пещеры Шульган-Таш. Об озере Шульген,
    например, в эпосе “Акбузат” сказано так: “Когда водяной падишах
    начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у
    того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой…». Того падишаха
    звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном.
    В эпосе “Акбузат” и эпосе
    “Урал-батыр” описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган.
    В жертву подводного (подземного) мира приносились девушки-красавицы. Может быть
    найденная П.И. Рычковым “сухая человеческая голова” и есть след этого
    жертвоприношения?
    Во многих легендах и преданиях озеро Шульган
    часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе “Акбузат”
    разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние
    появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан
    получает в дар от нее крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада.
    Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в
    сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной
    появлением из озера тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают
    в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и
    их частичного исчезновения в этом же озере распространен в многочисленных
    легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко.
    Например, в эпосе “Кара-Юрга”
    Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник,
    который просит батыра отдать ему охотничью птицу – кречета в обмен на
    что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и наконец, за табун лошадей он
    расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть.
    Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять
    же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет
    в одно место и сразу же умирает.
    С аналогичным сюжетом в Бурзянском районе широко
    бытует легенда об озере Елкысыккан-Куль, из которого вышли кони. В этой легенде
    (по М.В. Лоссиевскому) рассказывается о батыре Бышлаке, который во время охоты
    в окрестностях Шульгана повстречал удивительного странника. Странник попросил у
    батыра собаку. Бышлак долго отпирался, пока незнакомец не предложил ему за нее
    табун лошадей. Странник взял собаку и нырнул в озеро, а затем вывел кобылу,
    наказав сесть на нее верхом и ехать не оглядываясь. Из любопытства Бышлак
    оглянулся, и тут же половина табуна нырнула обратно в воды озера. Охотник стал
    богатым человеком, а его потомство с тех пор называется байулинцами. От этого
    табуна, пошла порода лошадей пегой масти с серой спиной. А озеро получило
    название Елкысыккан – озеро, откуда вышли кони. По тексту описания это озеро
    соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган-Таш, и
    которое также называют озером Шульганом.
    С озером Шульган связано действие и другого
    широко распространенного сказания “Кунгыр буга”. В этом озере батыр
    Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной –
    хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов
    чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.
    Нетрудно заметить общий для всех приведенных
    отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера
    Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда –
    выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро
    воспринималась предками современных башкир не только как место обитания
    почитаемых животных, но и как место их рождения.
    Немало легенд и сказаний связано и с самой
    пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили
    какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты,
    сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с
    пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как
    отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая
    нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам,
    собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского
    фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и
    преданиям башкир так: “…В подземелье этом обитало когда-то особое племя
    людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины,
    дивы … Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див,
    окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что
    дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она
    издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность”.
    По словам П.И. Рычкова, башкиры во время своих
    войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При
    малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и
    старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до
    трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто
    бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много
    места, воды и воздуха.
    7. Экскурсия по пещере
    Осмотреть можно первые 200 метров пещеры. Для
    посетителей проложена пешеходная дорожка. Недалеко от входа в пещеру на стенах
    видны копии рисунков первобытных людей: мамонты, лошади, носороги, бизоны,
    различные символы. Они выполненные художникам – реставраторами из Третьяковки.  Настоящие
    рисунки находятся в глубине пещеры. Пройдя до первого, главного поворота в
    пещере, попадаешь в Главную галерею. Света здесь еще достаточно, но ты уже на
    пороге подземелья. После первой решетки надо включать фонарь, иначе имеешь все
    шансы ушибиться, пол неровный. Преодолевая нагромождения камней, поднимаешься
    медленно вверх, и вот – последние ворота. С правой стороны луч выхватывает
    скромный памятник Игорю Нассонову. Молодой парень, спелеотурист, погиб от
    остановки сердца ещё в 50-е годы прошлого века. Может быть, он чего-то
    испугался, может ещё что. На следующий год его товарищи вернулись в Капову
    пещеру и установили этот памятник. Наконец мы внутри. За спиной с металлическим
    лязгом захлопнулись ворота, отделяющие нас от дневного мира. Зал, где
    встречаешься с пещерой по-настоящему, носит название Сталактитовый, здесь
    дорога раздваивается: можно по металлической лестнице взобраться на верхний
    этаж, а можно пройти в средний, который, кстати, намного короче. До развилки
    доходят почти все жаждущие пещерной экзотики, а вот дальше не каждый решится
    перешагнуть барьер, отделяющий мир земной от подземного. У решетки экскурсовод
    предлагает потушить фонари и послушать звуки пещеры. В наступившей тишине
    слышится «кап – кап – кап»… Возможно, поэтому пещера и называется – Каповой?
    Пещера изменчива не только в пространстве, но и
    во времени: летом, проползая по узкому проему, ведущему к Дальнему озеру,
    наполовину оказываешься в воде, а зимой, с удивлением отмечаешь, что стало сухо
    и пролезть можно, оставшись сухим и чистым.
    Названия залов и ходов пещеры полны романтики,
    но они точно передают ощущения, которые испытываешь, находясь в них. В зале
    Хаоса луч фонаря теряется в нагромождении огромных глыб, служащих полом зала,
    через которые трудно перебраться, а множество выступов и провалов, из-за
    которых теряешь ориентацию, создают впечатление полного беспорядка. Зал Храм
    приводит в трепет, настраивая на таинство. Белоснежность стен зала
    подчеркивается красками самых разных оттенков. Причудливая игра создает
    впечатление, что находишься в каком-то архитектурном чуде. Зал Купольный,
    Мраморный тупик, ход Преисподняя, Зал Радужный, Бриллиантовый, Бездна.
    Описывать пещеру очень трудно, подобрать эпитеты
    для передачи красоты и того особого состояния, которое испытываешь в ней, почти
    невозможно. Кто не ходил по пещере, не пил хрустальную, сладкую воду из
    подземных озер, не сидел во влажной, гулкой темноте подземных залов,
    вслушиваясь в дыхание пещеры, тому невозможно передать это на словах, а кто был
    – предпочтет всем рассказам возможность побывать в Шульган-Таше еще раз.
    А посетителей в пещере немало. Ежегодно тысячи
    людей посещают Государственный природный заповедник Шульган-Таш, основная их
    часть совершает экскурсию по знаменитой пещере (в среднем 4-5 тысяч человек за
    летний сезон). Но кроме известной во всем мире Каповой, заповеднику есть чем
    гордиться. Здесь живет известная во всем мире пчела “бурзянка”,
    прародительница славы башкирского меда. Само слово “заповедник”
    подразумевает богатство и нетронутость природы. Горы покрыты диким лесом, луга
    напоены запахом цветов и трав, прозрачны ручьи с редкой нынче форелью,
    множество живности от крошечной полевки до бурого медведя. И все это вплоть до
    самой маленькой былинки охраняется и окружено заботой сотрудников заповедника.
    Естественно, что в начале наплыва людского потока, вызванного славой
    сенсационного открытия, заповедный край оказался под угрозой потери
    девственности природы…
    8. Охрана пещеры «Шульган-Таш»
    Поскольку основным объектом охраны заповедника
    является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для
    начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке
    Белой проходил всесоюзный водный туристический маршрут, в проспектах которого
    одним из объектов посещения была указана Капова пещера. В Башкирии были даже
    отпечатаны рекламные буклеты и комплекты фотографий, призывающие посещать в
    частности и эту пещеру. Вход в пещеру находится на берегу реки, которая
    является границей заповедника и пещера располагается как бы под заповедником и
    как бы его не касается. Все бы было ничего и посещение пещеры туристами
    продолжалось бы и дальше, если бы не забеспокоились археологи.
    Проведя свою экспедицию в пещеру, они
    обнаружили, что рисунки стали покрываться слоем натечного кальцита. В этом в
    общем-то ничего удивительного нет, поскольку в начале 1960-х годов рисунки были
    вскрыты из под довольно толстого слоя натека. Но археологи начали искать пути
    предотвращения этого явления и в том числе обнаружили бесконтрольное посещение
    пещеры, которое также может повлиять на рисунки, так как часто туристы посещают
    пещеру, освещая свой путь факелами, которые коптят стены и своды. Был поднят
    вопрос перед дирекцией Заповедника, Главохотой (которая контролировала
    заповедник) и Центральным Советом ВООП. Сразу встали проблемы с посещением. Как
    объяснить туристам, что пещера закрыта? Была даже идея построить рядом избушку,
    где показывать туристам крупные слайды рисунков. Т.е. хотели сделать слабую
    копию того, что испанцы сделали в пещере Ласко: они  в пещеру пускают только
    специалистов, да и то только по одному разу, а для туристов сделали из
    папье-маше точную копию той части пещеры, где расположены рисунки, и показывают
    ее.
    Понятно, что наши туристы не удовлетворились бы
    слайдами. В тоже время штат заповедника не позволял выделить нескольких егерей
    для охраны пещеры. Кончилось все тем, что недалеко от входа была поставлена
    избушка для егеря, а на входе установлена решетка (уже который раз, ведь
    благодаря сезонной мерзлоте, которая сохраняется в этой части пещеры, решетка
    постоянно деформируется и разрушается). Туристы нашли способ договориться с
    егерем…
    Потом над пещерой нависла другая угроза: в
    нескольких километрах ниже пещеры начали строить Иштугановское водохранилище.
    Створ плотины должен был располагаться так, что максимальный уровень
    водохранилища не доходил до пещеры около 1 км. Однако весенние ледяные заторы,
    которые возникают в верховьях водохранилищ, могли создать условия, когда
    весенние воды устремятся в пещеру (естественно, это сказалось бы на
    микроклимате пещеры, что могло бы плохо повлиять на рисунки). К тому же
    создание водохранилищ сопровождается строительством баз отдыха, а значит,
    неконтролируемое посещение ее еще бы возросло.
    Экологическая экспертиза проекта, проведенная в
    1989 г., показала несостоятельность его как не отвечающего основной идее –
    очистке реки Белой от промстоков. И начавшееся уже строительство было свернуто.
    С разрушением СССР упал уровень жизни населения и исчез всесоюзный маршрут.
    Проблема с пещерой затухла как бы сама собой. Тем не менее, она вновь встанет
    во весь рост, как только начавшийся подъем жизни возродит водный маршрут по реке
    Белой.
    Имеются сведения, правда, пока еще не
    подтвержденные официально, что проблемы Каповой пещеры вновь встают в полный
    рост: как будто бы вновь возник проект оборудования пещеры для экскурсий и как
    бальнеологического стационара. В настоящее время на реке Белой строится
    Юмагузинское водохранилище, которое несколько меньше планировавшегося
    Иштугановского, но последствия его воздействия на пещеры окружающего района
    мало отличаются от отвергнутого ранее варианта. Ведь при наполнении
    водохранилища будут уничтожены гнездовья редких птиц, и будет залит водой
    нижний этаж пещеры Сумган-Кутук, находящейся, кстати, на территории
    национального парка. На этом примере мы видим, что расположение пещеры в
    пределах государственного заповедника еще не обеспечивает ей заповедный режим
    охраны.
    Заключение
    Тайны происхождения карстовой полости, ее
    потрясающие воображения размеры, фантастически замысловатые контуры входа и
    галерей, дивное сочетание всевозможных нерукотворных пещерных атрибутов, вечная
    кромешная темнота, сырость и прохлада недр, воспринимаемые зрительные, слуховые
    и переменные температурные эффекты, массивные нагромождения известняков
    отдаленных геологических эпох в кровле и многое другое – снискали Шульган-Ташу
    широкую славу сильно впечатляющего зрелища. Подлинная слава, с годами обрастая
    загадочными преданиями и красиво сложенными легендами, а порою и чистыми
    вымыслами, возбуждала большой интерес к полости. Всевозможными людьми
    Шульган-Таш интенсивно посещался во все времена. Даже целыми селениями, с
    домашним скотом и скарбом в телегах скрывались в нем люди от врагов. Пещера
    Шульган находится в окружении живописных залесенных гор западного склона Южного
    Урала. За чередой горных хребтов и речных долин природа определила ей место.
    Горный рельеф сделал этот район труднодоступным и редконаселенным. В сущности
    он явился и причиной сохранения неповторимых по красоте и обаянию, почти
    первозданных. горнолесных ландшафтов. Громады скал посреди пышной зелени,
    чистый воздух, настоянный на аромате лесных и луговых  цветов, хрустальный звон
    горных родников с леденящей зубы прозрачной водой и глубокая тишина. В наш век
    это – то неоценимо дорогое, чем щедро одаривает этот край каждого, кто умеет
    любить природу.
    Спелеокомплекс Шульган-Таш изучается как
    многоплановый, сложный и многогранный научный объект, но все же главное в нем –
    это проявление духовной культуры наших далеких предков. Рассказывая о
    Шульган-Таше, нельзя не сказать о ее роли в духовной жизни современных народов
    Южного Урала. Значение пещеры Шульган-Таш в рождении мифов, влияние на
    творчество и историю народов, населяющих территорию Южного Урала, огромно.
    Можно сказать, что культ пещеры во многом определяет мировоззрение древнейшего
    населения края. В этой и других пещерах юноши проходили посвящение во взрослых
    охотников, испытывались на мужество и выносливость, совершали обряды,
    иллюстрирующие древние мифы. Подобные святилища были у многих древних народов,
    и в их понимании они являлись центром, осью мироздания. Вся жизнь современного
    человека, несмотря на “цивилизованную” его оболочку, пронизана
    мифологией. Порой мы не осознаем этого огромного влияния, лежащего в нашем
    подсознании. Поэтому иногда просто необходимо столкнуться с живым источником
    мифологии, воплощенным в Шульган-Таше, чтобы осознать себя как часть огромного
    мира, ощутить его нескончаемый поток из прошлого в будущее и ощутить себя
    связующим звеном времени. Расположившись рядом со входом в Шульган-Таш, приятно
    смотреть на людей, выходящих из пещеры с восторженно-счастливыми лицами. Они
    сделали открытие в окружающем мире, но прежде всего открыли что-то новое в
    себе. Подобно Рычкову и тысячам других исследователей, люди, вышедшие из
    пещеры, стали богаче и опытнее если не на все тысячелетия истории пещеры, то во
    много раз больше того времени, что они провели в подземном мире. И хочется
    верить, что Шульган-Таш, эта связующая нить поколений, не оборвется во времени,
    и век за веком все так же будет устраивать экзамен человеку на силу,
    выносливость и красоту духа.
    Список использованной литературы
    1.
    Богданович Е.Д., Кудряшов И.К. Об этажности строения Каповой  пещеры //
    Советская археология. № 1. М., 2003. С. 150-154.
    2.
    Котов В.Г. Мифология Южного Урала. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2002. 66 с.
    3.
    Ляхницкий Ю.С., Мельникова Е.П., Шигорец С.Б. Результаты экспертной оценки состояния
    палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) и перспективы
    реставрационных работ // Пещерный палеолит Урала. Мат-лы межд. конф. 9 – 15
    сентября  2001 г. Уфа, 2002. С. 119-121.
    4.
    Энциклопедия “БАШКОРТОСТАН” .
    ШУЛЬГАН-ТАШ
    Для подготовки данной работы были использованы
    материалы с сайта:
    5.

    6.

    7.

    8.
    http://www.bashinform.ru/
    9.
    http://www.bashvest.ru/
    10.
    http://www.ufacity.info/

  6. Вера Синозорцева
    Пещера Шульган-Таш
    Пещера Шульган-Таш (Капова)
    Пещера Шульган-таш (Капова) — одна из крупнейших карстовых пещер на Южном Урале, где обнаружены более 150 настенных рисунков разного размера (изображений мамонтов, носорогов, диких лошадей) эпохи палеолита, имеющих мировое значение. Шульган-таш — единственная пещера в Восточной Европе, где хорошо сохранились образцы росписи краской времен каменного века. Столь древняя наскальная живопись встречается в мире еще только во Франции и Испании.
    Внутри протекает река Шульган. Здесь обнаружен самый большой в Европе (400 метров в диаметре) так называемый «сифон» – полость, заполненная водой без воздуха. Возраст пещеры — около миллиона лет.
    Вход в пещеру в виде огромной, сорокаметровой высоты арки. Первый этаж тянется на триста метров в длину. Второй все еще до сих пор не изучен. На каждом шагу подстерегает опасность — неожиданные узкие и глубокие расщелины, обрывы. Стены пещеры украшены разнообразными кальцитовыми натёками самых причудливых форм и узоров.
    На стенах верхнего и среднего этажей найдены различные рисунки, сделанные красной охрой. Главные рисунки сделаны на двух стенах верхнего этажа, где имеются изображения шести мамонтов, двух лошадей, носорога.
    Все животные переданы в реалистичной манере и в движении идут влево. Это единственный рисунок, который смотрит “не в ту сторону”. Его называют”Мамонтом-диссидентом”.
    Скорее всего люди почувствовали, что у пещеры имеется положительная энергетика. Любой человек, попадая в пещеру чувствует какую-то связь с космосом или что-то близкое к этому. Пещерная вода, воздух, глина, кальциевые натеки имеют целебные свойства.
    Когда выходишь из Шульган-Таша, оглядываться назад нельзя. Такая традиция.
    http://www.maam.ru/blogs/okno-v-mir

  7. 1.1.5. Пещера Шульган-Таш – место обитания древних людей
    Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной принадлежности настенных рисунков пещеры.
    Найденная стоянка палеолитических людей располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 м от входа в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 см, но в ряде мест толщина его не превышает 2-3 см. Верхняя часть слоя почти повсеместно размыта и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованьями, сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым – близким к климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного леминга и других мелких грызунов.
    Для культурного слоя, по анализу древесного угля в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные даты: 14680 +/- 150 и 13930 +/-300 лет. Если учитывать, что возраст культурного слоя, как это сейчас уже доказано, такой же как и возраст настенной живописи, то рисунки в пещере Шульган-Таш написаны древними художниками не менее 13-14 тыс. лет тому назад.
    Учитывая местоположение стоянки в отдаленном зале пещеры, не может удивлять факт обилия кострищ, равно как и древесного угля в культурном слое. Все говорит о том, что в древности в пещере пылали костры. Однако в настоящее время это совершенно невозможно, так как в потолке пещеры нет каких-либо выходов на поверхность и пещера сегодня слабо проветривается. Очевидно, в древности зал Знаков, где располагалась стоянка, имел какую-то естественную вентиляцию, достаточную для выхода дыма многочисленных костров.
    Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры – в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.
    Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонковидные бусинки их зеленного серпентинита – сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.
    1.1.6. Пещера Шульган-Таш – уникальный культурно-исторический объект
    С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган, располагающегося перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в них носит имя хозяина подземного мира (подводного падишаха) Шульгена. Шульген – один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала (эпосы: “Урал-Батыр”, “Акбузат”, “Кара-Юрга”, “Акхак Кола” и др.), которому противостоит национальный герой – батыр: Урал-батыр в одноименном эпосе; Хаубан в эпосе “Акбузат”; Кушлак-батыр в эпосе “Кара-Юрга”; батыр Минэй в эпосе “Кунгыр буга” и др.
    Озеро Шульган (Шульген) возникло по преданиям из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с действительной природной обстановкой пещеры Шульган-Таш. Об озере Шульген, например, в эпосе “Акбузат” сказано так: “Когда водяной падишах начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой. … Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном”.
    В эпосе “Акбузат” и эпосе “Урал-батыр” описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводного (подземного) мира приносились девушки-красавицы. Может быть найденная П.И. Рычковым “сухая человеческая голова” и есть след этого жертвоприношения?
    Во многих легендах и преданиях озеро Шульган часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе “Акбузат” разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан получает в дар от нее крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада. Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной появлением из озера тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и их частичного исчезновения в этом же озере распространен в многочисленных легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко.
    Например, в эпосе “Кара-Юрга” Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник, который просит батыра отдать ему охотничью птицу – кречета в обмен на что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и наконец, за табун лошадей он расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть. Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет в одно место и сразу же умирает.
    С аналогичным сюжетом в Бурзянском районе широко бытует легенда об озере Елкысыккан-Куль, из которого вышли кони. В этой легенде (по М.В. Лоссиевскому) рассказывается о батыре Бышлаке, который во время охоты в окрестностях Шульгана повстречал удивительного странника. Странник попросил у батыра собаку. Бышлак долго отпирался пока незнакомец не предложил ему за нее табун лошадей. Странник взял собаку и нырнул в озеро, а затем вывел кобылу, наказав сесть на нее верхом и ехать не оглядываясь. Из любопытства Бышлак оглянулся, и тут же половина табуна нырнула обратно в воды озера. Охотник стал богатым человеком, а его потомство с тех пор называется байулинцами. От этого табуна, пошла порода лошадей пегой масти с серой спиной. А озеро получило название Елкысыккан – озеро, откуда вышли кони. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган-Таш, и которое также называют озером Шульганом.
    В народных преданиях озеро Шульган очень часто является местом рождения чудесного коня. Так, в варианте сказания “Акхак кола” появления вожака стада Акхак кола описывается следующим образом: “К озеру Шульган в одно и то же время приходила жеребится кобылица из того табуна, что вышел из шульгановой породы – с мышиным хребтом. Люди подстерегли ее здесь, но им удалось поймать только жеребенка – кобыла обратно нырнула в озеро, но при этом жеребенок стал хромым (отсюда и его имя: “Акхак Кола” – “хромой буланый конь”). Этот то жеребенок и положил начало новому табуну”.
    С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания “Кунгыр буга”. В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной – хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.
    Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда – выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения (Котов, 1997).
    Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: “…В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы … Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность”.
    По словам П.И. Рыжкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.

  8. В западных отрогах Южого Урала в междуречье белой и Нугуша расположен самый маленький, но наиболее известный заповедник Башкортостана – “Шульган-Таш”. По причуде Природыы здесь, всего на 22,5 тыс. гектаров, встречаются уголки, характерные для северной, центральной и южной Башкирии. По велению Истории именно в этих местах сохранились следы пребывания многих древних племен. По прихоти Географии особо охраняемая природная территория оказалась в центре “заповедника” национальной культуры башкирского народа.
    Поразительно разнообразие ландшафтов: горные сосняки и ельники, скалы, узкие каньоны с многочисленными пещерами, безлесные остепненные участки, дубовые и липовые рощи, уремные леса. И все это пронизано многочисленными речками и ручейками. Здесь обитают животные, занесенные в Красную книгу России: сурок, беркут, сапсан, скопа, подкаменщик. Много редких и реликтовых видов растений. Один из них – нежный и хрупкий, как фарфор, венерин башмачок настоящий из семейства орхидей.
    Заповедник “Шульган-Таш” – сложное учреждение. Это форма охраны природы и объект научных исследований. Это природоохранного просвещения и пропаганды экологических знаний. Это знаменитая пещера Шульган-Таш (Капова) и ее проблемы. Это бурзянская бортевая пчела и деятельность, связанная с сохранением ее генофонда в условиях древнего промысла. И, наконец, это материально-техническая база и финансовое обеспечение с множеством проблем. Многообразие целей и решаемых задач превращает сотрудников заповедника в универсалов.
    Из поколения в поколение передавались знания и навыки бортевого пчеловодства. Заповедник вдохнул новую жизнь в древний народный промысел, угасавший в послевоенное время. С 1958 года в заповеднике заботливо сохраняются древние промыслы башкирского народа – бортевое и колодное пчеловодство, охраняется особая, аборигенная форма медоносной пчелы – “бурзянка“. Инспектора охраны заповедника – еще и бортевики. Содержится бурзянская бортевая пчела и на пасеках заповедника. Она отличается исключительной выносливостью и зимостойкостью, генофонд “бурзянки” бесценен. Научные исследования и расширенное воспроизводствао чистопородной популяции – цели пчеловодства на заповедной территории. Под влиянием заповедника возрождается интерес к бортничеству у окружающего местного населения, здесь в 1997 году организоавн государственный природный заказник Алтын Солок” (“Золотая Борть“), крупнейший в республике. Начинают работу общественное экологическое объединение пчеловодов “Алтын Солок” и школа лесного пчеловодства.
    Более 14 тысячелетий под кальцитовыми натеками хранилища Капова пещера выполненные оърой при свете факелов рисунки человека из палеолита.
    Обнаруженные в 1959 году, они произвели сенсацию в археологии, оказавшись самыми древними наскальными изображениями в Восточной Европе. Пещера Шульган-Таш(Капова) – грандиозный карстовый комплекс Величие и загадочность сделали пещеру объектом поклонения, а в смутные времена она становилась убежищем от врагов.
    Научные исследования в пещере продолжаются, сегодня самое актуальное – поиск надежного метода сохранения рисунков.
    Бурзянский район, на территории которого расположенгосударственный природный заповедник “Шульган-Таш, всегда был местом малонаселенным, отдаленным, труднодоступным, а потому таинственным и сказочным.
    Ознакомиться с достопримечательностями заповедника ” Шульган-Таш” приезжают со всех концов света. Всех он встречает гостеприемностью, и открытой душой.
    В 1997 году для заповедника уважаемыми гостями были главы районных и городских администраций Республики Башкортостан, делегацией которых руководил Президент Башкортостана Муртаза Губайдуллович Рахимов.
    Каждого посетителя потрясает грандиозный карстовый комплекс пещеры, общая протяженность исследованной части которой достигает 2,8 км. Пещера – одна из крупнейших на Урале. Всемирную известность ей принесли уникальные рисунки мамонтов, лошадей, носорогов, магических символов, изображенных неведомыми художниками 14 тысячелетий назад.
    В 1996 году на территории заповедника побывала международная экспедиция, обосновавшая заявку для внесения заповедника “Шульган-Таш” в “Список мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО”.

  9. Озеро Шульган – одна из достопримечательностей заповедника «Шульган-Таш».

    Где находится заповедник «Шульган-Таш»

    Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» находится по адресу: Республика Башкортостан, Бурзянский район, деревня Иргизлы, улица заповедная, 14. Телефон +73475533710.

    Как лучше добраться

    Добираться до заповедника лучше на собственном автотранспорте. Если вы путешествуете со стороны Уфы, следуйте по трассе Е240 в южном направлении до Булгаково, после поворот на Дубки и далее через Сахаево, Кургаш, Кулмасово, Усмангали, Бердагулово, Серменево, Кагарманово, Кургашлы на Старосубхангулово и Гадельгареево.
    Со стороны Оренбурга по трассе Е240 в северном направлении до поворота на Бугульчан, далее через Воскресенское, Кузьминовку, Сюрень.
    Из Магнитогорска на Белорецк, а затем на Кагарманово, и далее по маршруту.
    Если вы решились путешествовать своими силами, то из Уфы вам нужно доехать до Белорецка, туда ходят рейсовые автобусы. Из Белорецка, также автобусом, можно добраться до села Старосубхангулово. Оттуда до заповедника около 20 километров.

    Посещение

    Пребывание на территории заповедника «Шульган-Таш» допускается с разрешения администрации учреждения и при наличии входного билета.
    Путешественники могут посетить такие экскурсии и экологические маршруты:
    Экскурсия по музейно-экскурсионному комплексу. Посещение музеев пчеловодства, пещер, пасеки, смотровых площадок. Стоимость в летний период (май-октябрь) – 240 руб. с человека в будние дни и 320 руб. в выходные и праздничные дни, в зимний период (ноябрь-апрель) – 180 руб. с посетителя.
    Маршрут «на гору Тимертау». Доступна в летний период. Стоимость 50 руб. в рабочие дни и 30 руб. с посетителя в выходные.
    Маршрут «скалы над пасекой». Доступна в летний период. Стоимость 100 руб. с посетителя.
    Экскурсия в бортевые угодья. Предусматривает наблюдение за работой бортника, доступна в летний период. Стоимость при использовании автотранспорта учреждения – 600 руб. с человека в рабочие дни и 1100 руб. в выходные и праздничные дни. При условии выезда на транспорте посетителя 300 руб. в рабочие дни и 500 руб. с посетителя в выходные.
    Экскурсия с наблюдением за работой бортевика на территории экскурсионно-экспозиционного комплекса. Доступна в летний сезон. стоимость 160 руб. с посетителя.
    Сплав по реке Белой от Каповой пещеры до деревни Кутаново. Доступна в летний сезон. Стоимость 1100 руб. в рабочие дни и 1300 руб. в выходные с одного человека при обратной доставке транспортом заповедника. При условии возвращения на транспорте туристов стоимость составит 600 и 700 руб. с одного человека соответственно.
    Общая экскурсия по всем объектам экскурсионно-экспозиционного комплекса. Стоимость 4500 руб. с посетителя в летний период и 400 руб. в зимний.
    Скалистые берега реки Белая на территории заповедника.

    Животные и растения заповедника «Шульган-Таш»

    Флора

    Мир растений заповедника включает в себя таких представителей:

  10. Шульган-Таш — природный заповедник на территории республики Башкортостан. Он был создан в 1958 году и первоначально считался Прибельским филиалом Башкирского заповедника, с 1986 года стал самостоятельным. Шульган-Таш располагается в Южном Урале, его площадь насчитывает более 22 гектаров, точнее 225 квадратных километров. Главной причиной основания заповедника стала медоносная пчела – бурзянская бортевая пчела.
    На территории Шульган-Таша обитает 138 пчелиных семей, кроме того, 30 разновидностей рыб, 206 – птиц, а также пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие. 31 вид животных заповедника занесены в Красную книгу России, 67 вид – в Красную книгу Башкортостана. Богат заповедник и разнообразием растительного мира: более 800 видов растений. Кроме того, выявлено 184 вида мха, 233 – лишайника, 202 – водорослей. 14 из низ занесена в Красную книгу РФ, 57 – Башкортостана. Самые редкие – реликтовые ельники и каменистые степи.
    В Шульган-Таше находится легендарная пещера – Капова. Ее протяженность 2,9 километра. Капова пещера имеет 3 яруса, а внутри ее – речка Подземный Шульган. В природоохранном учреждении трудятся 90 человек, библиография насчитывает более 900 работ, каждый год готовят научный отчет под названием “Летопись природы”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *