Сочинение на тему шымкент

8 вариантов

  1. «Кто в Шымкенте не бывал, тот много в жизни потерял», — говорят аксакалы.
    Наш областной центр славится особенным менталитетом и особыми людьми, которых большинство жителей нашей страны почему – то недолюбливает. То традиции не те, то ездят не так, то выражаются по— другому.
    А я люблю Шымкент и просто обожаю его жителей!
    Во – первых, Шымкент всегда встречает с такой теплотой и гостеприимством.
    Во – вторых, только здесь к гостям относятся с трепетом и добротой, что хочется возвращаться и возвращаться в этот город.
    В – третьих, у нас выработалась привычка: раз в месяц ездить в Шымкент на выходные. Этих двух-трех дней вполне достаточно, чтобы вернуться отдохнувшей , полной сил и энергии.
    Шымкент – старинный кент и современный мегаполис, третий по численности населения город Казахстана. Я часто приезжаю в областной центр в гости к брату и подруге Айше. Она живёт в доме, откуда видно Кошкар-ату, святую и главную реку Шымкента.
    Согласно одной из легенд, Кошкар-ата — это человек, который преуспел в изучении духовного наследия, в совершенстве знал Коран и Хадисы. Он пользовался огромным уважением в народе и был избран судьей. В течение многих лет , пребывая на этом посту, прославился своей справедливостью. Кошкар-ата считается одним из учителей Ахмеда Яссави. По народной легенде, когда Ходжа Ахмед получил благословение своего учителя и отправился на служение в Яссы, на память о родном крае он взял в руки молодую ветку и обмакнул ее в родник. А когда он двинулся в путь, по его следам и потекла эта река…
    По моим личным ощущениям, Шымкент – энергетически мощный город. Думаю, это связано с тем, что город находится в окружении многих культурных и исторических памятников. Одна мечеть Арыстан — Баб чего стоит! Там тихо, спокойно, умиротворенно.
    Но больше всего я люблю дендропарк, который выполняет роль «лёгких» Шымкента и наполняет его свежим воздухом.
    Когда я впервые приехала в Шым, я первым делом поехала в дендропарк, который, словно по мгновению волшебной палочки, возник на пустыре. Восхищались им и приезжали посмотреть на него не только жители нашей республики, но и из соседних стран и дальнего зарубежья.
    Здесь , на поверхности озера, плавают лебеди, утки и гуси. В вольерах дендропарка появились белки, косули, пятнистые олени и павлины, а вся территория благоустроена и украшена скульптурами.
    Безумно нравится парк «Кен-Баба», который находится в центре города . Здесь радуют глаз искусственное озеро и водопад, где плавают два лебедя. О том, какой вкусный шашлык, можно не рассказывать, об этом знают практически все!.. Именно в такие моменты начинаешь чувствовать себя настоящим шымкентцем !
    Наш Президент как — то произнёс слова, которые стали крылатыми: «Жизнь даётся один раз, и прожить её надо в Шымкенте!»…Я полностью с ним согласна!
    Думаю: очень скоро перееду сюда жить!
    Амитова А.А. — учитель коммунального государственного учреждения
    «Школы – гимназии №1 имени М. Горького» города Жетысая Мактааральского района ЮКО

  2. Мой любимый Шымкент
    Я родилась в прекрасном городе Шымкент. Мой город- это жемчужина Казахстана. Многие века Шымкент, расположенный у рек Бадам и Сайрам , был свидетелем разных исторических событий. Не раз этот город подвергался сокрушительным набегам завоевателей. Через него шли и грозные войска Чингисхана. Но несмотря на бесчисленные войны, Шымкент всегда оставался регионом развитого земледелия, садоводства и различных ремесел. Сегодня Южно-Казахстанская область – процветающий живописный край с развивающейся экономикой и крупными промышленными предприятиями.
    Больше всего фруктов, овощей, ягод и бахчевых культур во все регионы страны завозится именно из Южно-Казахстанской области. Что и говорить, умеют наши сельские труженики выращивать сладкую ягоду, медовые дыни, сахарные арбузы.
    У нашей области очень давняя история. Здесь много исторических достопримечательностей: самый крупный в Республике мавзолей Хаджи Ахмета Йассауи и еще более восьмисот памятников истории и культуры.
    Когда летишь на самолете над нашим городом , ты видишь зеленую чашу. Это наш город утопает в зелени. Завораживают красоты родной земли, ее безбрежные просторы, белоснежные громады гор, синева озер и бурное клокотание горных рек. Особенно прекрасна шымкентская степь весной. Колышутся степные травы от вольного ветра, вспыхивают алым кумачом степные маки.
    Сказочно красивы наши горы. Когда пойдешь в ущелье Бургулюк или Машат, заберешься на высокую скалу, то чувствуешь себя вольной птицей, радуешься красоте снежных вершин, синему небу, горной реке.
    Щедра казахская земля. Народ ее тоже щедр и гостеприимен. Я люблю тебя, мое Отечество, за красоту и уникальность, за щедрость и широту твоей необъятной души!

  3. Мой любимый Шымкент
    Я родилась в прекрасном городе Шымкент. Мой город – это жемчужина Казахстана. Многие века Шымкент, расположенный у рек Бадам и Сайрам, был свидетелем разных исторических событий. Не раз этот город подвергался сокрушительным набегам завоевателей. Через него шли и грозные войска Чингисхана. Но несмотря на бесчисленные войны, Шымкент всегда оставался регионом развитого земледелия, садоводства и различных ремесел. Сегодня Южно-Казахстанская область – процветающий живописный край с развивающейся экономикой и крупными промышленными предприятиями.
    Больше всего фруктов, овощей, ягод и бахчевых культур во все регионы страны завозится именно из Южно-Казахстанской области. Что и говорить, умеют наши сельские труженики выращивать сладкую ягоду, медовые дыни, сахарные арбузы.
    У нашей области очень давняя история. Здесь много исторических достопримечательностей: самый крупный в Республике мавзолей Хаджи Ахмета Йассауи и еще более восьмисот памятников истории и культуры.
    Когда летишь на самолете над нашим городом, ты видишь зеленую чашу. Это наш город утопает в зелени. Завораживают красоты родной земли, ее безбрежные просторы, белоснежные громады гор, синева озер и бурное клокотание горных рек. Особенно прекрасна шымкентская степь весной. Колышутся степные травы от вольного ветра, вспыхивают алым кумачом степные маки.
    Сказочно красивы наши горы. Когда пойдешь в ущелье Бургулюк или Машат, заберешься на высокую скалу, то чувствуешь себя вольной птицей, радуешься красоте снежных вершин, синему небу, горной реке.
    Щедра казахская земля. Народ ее тоже щедр и гостеприимен. Я люблю тебя, мое Отечество, за красоту и уникальность, за щедрость и широту твоей необъятной души!

  4. Этот город славится какими-то особенными людьми и особенным менталитетом, которых большинство жителей нашей страны не «долюбливает». То традиции не те, то ездят не так, то выражаются по-другому.
    Если делать статистику среди моих друзей и знакомых, то 99% обязательно найдут сказать что-нибудь плохое в адрес шымкент ских людей. При любом, даже маленьком застолье, как в порядке вещей, речь заходит о том, какие сволочи эти чимкентские люди, особенно водители. Создается впечатление, будто в Алмате нет «таких» людей. Подобное притягивает подобное.
    Многие удивляются, когда я говорю о своей любви к этому городу и местному населению южного Казахстана. Мне, в отличии от тех 99% повезло в этой жизни с этим городом и людьми. Я действительно люблю Шымкент. А их людей просто обожаю!
    Признаться честно, до моего первого приезда в этот удивительный город была наслышена интересными историями и приключениями знакомых о шыме. В моей голове была картинка – просто большой аул на верблюдах. Кругом одни бездари, хамы и неграмотные. Картинка моментально поменялась в 2007 году, как только я сошла с поезда на вокзале. Это была любовь с первого взгляда. Город встретил меня с такой теплотой, что в тот год я вернулась еще раз осенью, с сестренкой. Я хотела, чтобы она тоже увидела ту красоту своими глазами, ощутила на себе гостеприимство наших южных соотечественников. Моя двоюродная сестренка тоже в восторге от Шымкента. Южно-Казахстанская область славится своим гостеприимством. Только там к гостям относятся с трепетом и добротой, что хочется возвращаться и возвращаться в этот город.

  5. 1.Кіріспе.
    Шымкент – ?аза?станны? к?не ?алаларыны? бірі. Тарихи деректерге с?йенер болса?, ?ала б.з.д. II ?асырда салын?ан. Шымкент ?аласы ?лы Жібек Жолы керуен к?шіні? жолында орналас?ан. К?птеген жылдардан бері к?не ?алада ?ылыми зерттеу ж?мыстары ж?ргізіліп, шетелден келетін туристерді? санында шек болмайды.
    О?т?стік ?аза?стан зерттеушілеріні? ойынша, Шымкентте отыры?шылар ХІ-ХІІ ?. пайда бол?ан. Біра? со??ы археологиялы? деректер бойынша, Шымкентке VI-VII ?. адамдар ?мір с?рген деген негізді к?рсетеді. Парсы тарихшысы Шараф ад-дин Али «Зафар Наме» кітабында Шымкент ?ала ретінде 1425 жылдары пайда болып, ?лы Жібек жолымен ?иылыс?ан. Шымкент ?аласын ертедегі орта ?асырлы? – Отырар, Исфиджаб (Сайрам), Яссы (Т?ркістан), С?ткент, Сы?ана?, Сауран ж?не та?ы бас?а а?ыз?а айнал?ан ?алалар ?орша?ан. Шымкент – тарихи- м?дени ?она?жайлы? ж?не индустриялы? инфра??рылымы туристік демалушылар ?шін ?ызы?тыратын айма? болып ?ала бермек. Шымкентті? орталы?ында Ескі ?алашы? са?талып ?ал?ан, ол тек ?алымдарды? ?ана емес, сонымен ?атар студенттерді?, тарихшыларды?, тіпті туристерді? де ?ызы?ушылы?ын тудыруда.
    Негізгі б?лім
    Шымкент ?аласыны? атауы ?айдан шы??ан?
    Шымкент ?аласы атауыны? шы?у тарихы мен оны? ма?ынасы ?лі к?нге дейін белгісіз. Б?л ж?мба?ты? жауабын белгілі зерттеуші-?алымдар таба алма?ан. Біреулер ?ала атауы «?ала-ба?», «жасыл ?ала» десе, біреулер «жерді? бет ?абатымен ?аптал?ан ?ала» дейді. «Шым» с?зі жерді? беткі ?абаты, шымды ?ыртысы, ал «кент» ?ала, ша?ар деген ма?ына береді. Кейбір зерттеуші-?алымдарды? пайымдауынша, «Шымкент» с?зі к?не шы?ыс тілінен шы??ан. Шы?ыс тіліндергі «чиминь» («чемень») деген с?здер «жасыл ал?ап», «к?к жайлау» деген ма?ына береді.
    1914 жылы ?аза? еліні? Ресейді? ??рамына енуіні? 50 жылды? мерейтойы ??рметіне орай, Шымкент ?аласыны? атауы Черняев болып ?згертілген. Біра? та, к?п ?замай 1921 жылы ?ала?а ?з атауы ?айта берілді.
    Республиканы? е? ірі айма?тарыны? бірі болып табылатын О?т?стік ?аза?стан облысы шы?ысында – Жамбыл, солт?стігінде – ?ара?анды, батысында – ?ызылорда облыстарымен, о?т?стігінде – ?збекстан Республикасымен шекаралас жатыр. Облыс орталы?ы Шымкент ?аласы – Оренбург-Ташкент ж?не Т?ркістан-Сібір халы?аралы? к?лік магистральдарыны? т?йіскен жерінде орналас?ан. Б?дан б?лек, Ташкент-Шымкент-Тараз-Алматы ж?не Ташкент-Шымкент-Т?ркістан-Самара автомагистральдары ар?ылы ы??айлы байланыс орнатыл?ан. ?азіргі ?нерк?сіп, сауда ж?не м?дениет орталы?ы болып табылатын Шымкент ?аласы ?зіні? миллион?а жуы? хал?ымен ?аза?стан Республикасыны? е? ірі ?алаларыны? ?атарында. ?лы жібек жолыны? бір б?лігінде орналас?ан керуен жолдары ?иылысында пайда бол?ан Шым?ала Орта Азияны? к?не ?алаларыны? ??рамына енеді ж?не бай тарих пен м?дениетке ие.
    ?ала аума?ы – 300 шаршы ша?ырым жерді ??райды
    Хал?ыны? саны – 627,5 мы? адам
    Халы? саныны? к?лемі жа?ынан Шымкент ?аласы б?кіл республика бойынша ?шінші орында. Алайда, бейресми м?ліметтер бойынша, Шымкент ?аласында халы? саны ?лде?айда к?п. Себебі, ?алада алыс-жа?ын шетелден келген, тіркеуден ?тпеген мигранттар т?рады.
    2011 жылы ?алада 353 ?ндірістік к?сіпорындар тіркелген.
    Оны? ішінде:
    – ірі ж?не орта ?нерк?сіп к?сіпорындар саны – 74;
    – ша?ын к?сіпорындар – 243;
    – ?осал?ы к?сіпорындар – 36.
    Шымкент ?аласыны? к?рікті орындары
    Шымкент ?аласы – ?аза? еліні? сауда, м?дениет, ?нерк?сіп орталы?тарыны? бірі. ?алада ?аза?, славян, ?збек, татар, неміс, еврей, корей, поляк, баш??рт, ?зірбайжан т.с.с. 19 ?лтты? м?дениет орталы?тары ж?мыс істейді.
    ?аланы? к?рікті мекендеріні? бірі – орталы? саяба?тар. ?ш саяба? 19-?асырда салын?ан. Бір саяба? Ш?мші ?алдая?ов атында?ы облысты? филармония аясында орналас?ан. Сондай-а?, Абай атында?ы демалыс ж?не м?дениет саяба?ы, «Ке?-баба» этнография саяба?ы, Дендро саяба?, зооба?, ипподром, «MegaCenter» ойын-сауы? ж?не сауда кешені, «Nimex Land», «Бамзик» ойын-сауы? орталы?тары ?ала т?р?ындары мен ?она?тарыны? жайлы демалысы ?шін ?здіксіз ?ызмет к?рсетеді.
    ?нерс?йер ?ауым ?шін Орыс Драма театрыны? есігі ашы?. Театр сахналарында ?аза? ж?не шетел классиктеріні? шы?армаларыны? желісімен ?ойыл?ан спектакльдер к?рсетіледі.
    2011 жылы Шымкент ?аласында 353 ?ндірістік к?сіпорын тіркелген. Оны? ішінде 74 ірі ж?не орта ?нерк?сіп к?сіпорын, 243 ша?ын к?сіпорын, 36 ?осал?ы к?сіпорын. ?алада к?лік жасау, химия, кен ?ндіру, та?ам т.б. ?нерк?сіп орындары ?ар?ынды даму ?стінде.
    3.?орытынды
    Шымкент «?шінші ?ала» деген м?ртебеге ие болды
    ?ала туралы роман, повесть, ?ле?дер жаз?ан Ф. Чирва, О. Посников, Ю. Кунгурцев, Хайкин сия?ты тілі бас?а бол?анмен тілегі бір а?ын-жазушыларды есіме т?сірейік. Олар осы ?аланы? перзенттері еді. Шымкент ?аласы туралы шы?армалар жаз?ан ?.Жыл?ышиев, Н. Сер?лиев, О. Мал?аров, Н. С?лейменов, ?.?азиев, Ж. Т?я?баев, ?. Т?леметов, ?.Айма? сия?ты ?мірден ?ткен талант иелеріні? кітаптарын о?имыз… 1991 жылы жазушы Оралхан Б?кеев а?ын ?бділд? Айма??а: – Мынандай ?сем ?алада т?рып жатырсы?дар. Таулар мен б?ла?тар ?орша?ан ?аланы сирек кездестірдім! – деген еді. ?бділд? Айма? к?п кешікпей ?ала?а арнап ?ле? жазды. «Жібек жолы» журналы т???ыш рет осы ?алада жары? к?рді. Редакторы Т?регелді Байтасов болатын. Ш?мші ?алдая?ов атында?ы ?н фестивалі т???ыш рет осы Шымкент ?аласында ?тті. ?лы жазушы Шы??ыс Айтматов ?алада?ы Ж.Шанин атында?ы драма театрында кездесу кешін ?ткізіп ел ??рметіне б?ленді…
    2011 жылды? тамыз айында Шымкент ?аласы ?здіктерді? ?атарынан к?рінді. Халы?аралы? ірі ?алалар мен астаналар ассамблеясы Шымкент ?аласыны? басшылы?ына III халы?аралы? бай?ауыны? арнайы дипломымен марапаттап, «ТМД ж?не ЕврАзЭС ?алаларыны? ішіндегі е? ?здік ?ала» ата?ына лайы? деп таныды.
    Шымкент ?аласы жыл ?ткен сайын к?ркеюде. С?улеті мен ?леуеті ?атар дамы?ан к?рікті де ??т мекенні? аума?ы ?лкейіп, халы? саны артты. Елордасы Астана мен ?сем ?ала Алматыдан кейінгі «?шінші ?ала» деген м?ртебеге ие болды.

  6. Та?ырыбы: Шырайлы Шымкент!
    Ба?ыт т?н?ан к?ндер-ай!
    Ж?лдыз там?ан т?ндер-ай!
    ?зі? ку? ?мірде ,
    Кімдер ?тті,
    Кімдер-ай!
    Атамекен-ай!
    Кіндік ?аны? тамып, туып – ?скен мекені?ді, табаны? тиіп т?р?ан топыра?ты б?рінен арты? к?руге ха?ылысы?. Ту?ан жерді? бір асым топыра?ыда сені? бьарлы? ?мірі? бар. Дулы?алы ата – бабаларымыз ке? даласын, ас?ар тауын, сар?ырап а??ан к?к ?зенін ?ор?ап, ма?тан еткен, бізге м?ра?а ?алдыр?ан. ?азіргі тарихи ша?та, т?уелсіздік ке?істігінде к?ндей жар?ырап отаншылды? рух пен ту?ан жерге деген махаббат с?уле шашып т?руы керек. ?р ?аза?станды? ?з еліні? картасына к?з салып, байта? ?лкесін, ту?ан жерін ма?тан т?ту?а тиісті.
    Ту?ан жер жайлы жыр да, ?ара с?збен жазыл?ан шы?армалар да ?рбір халы?ты? ?дебиетінде молынан кездеседі. Б?дан біз ?р халы?ты? ту?ан жерін арда? т?тып, анасындай ?астерлейтінін бай?а?андаймыз. Бізді? ?аза? хал?ы да ту?ан жер ?адірін жас ?рпа? бойына, санасына бала кезінен – а? сі?іруге ?мтылатынды?ын ту?ан жер жайлы ма?ал – м?телдерден, а?ыз ??гімелерден, батырлар жырынан к?реміз «Ту?ан жердей жер болмас, ту?ан елдей ел болмас» деп ерекшелеп к?рсетеді. Б?ларды? б?рінен шы?атын ?орытынды ?ркімге ту?ан жері, ту?ан елі ?ымбат екендігі деп ойлаймын.
    Егеулі найза ?ол?а алып, е?ку – е?ку жер шалып, ел ?ор?а?ан батыр бабаларымыз бен аналарымызды? бізге ?алдыр?ан аманатындай ту?ан елімізді ?ор?ау, ны?айту – б?рімізге парыз.
    – Айпырай! Ту?ан жер – ай!
    Те?десер кім
    Б?л жерге сен болмаса? келмес едім.
    Кіндігімді байла?ан ?азы?ым – ай
    Сен болмаса? б?л ма?ды к?рмес едім, – деп а?иы? М. Ма?атаев жырла?андай, ?зімні? кіндік кескен, туып – ?скен мекенімді ?астерлей, оны? тыныс – тіршілігін, тарихын, м?дениетін, экономикалы? хал – ахуалын, зиялы ?ауымын, е?бек ерлерін, ас?ар таудай а?са?алдарын, абзал аналарын ма?тан ете отырып, ту?ан жерді? болаша?ы ж?нінде на?ты деректермен ой тол?ама?шымын.
    С?лу дала! Мені? с?йген еркемсі?
    Жаным сенен жаратыл?ан ?лкемсі?
    О, ту?ан жер! Тамашасы?, к?ркемсі?, – дей келе ту?ан жерді? тамашасы мен ?аламатын с?з еткелі ?олыма ?алам алып отырмын.
    О?т?стік ?аза?стан облысыны? орталы?ы Шымкент ?аласы жыл санап т?рленіп, ?леуметтік-экономикалы? т?р?ыдан ?сіп, ?ркендеп келеді. Хал?ыны? саны да б?рна?ы жылдармен салыстыр?анда ед?уір артып, ел-ж?ртты? т?рмыс-тіршілігі де жа?сара т?суде. О?т?стік ?аза?стан?а жаса?ан сапарында Елбасы Шымкент ?аласын дамыту?а ерекше к??іл б?ліп, б?л ж?нінде бір?атар тапсырмалар беріп келеді. «Шымкент – с?улетті ?ала. Тарих?а т?нып т?р. Астана, Алматыдан кейінгі ?аза?станны? ?шінші ?аласы – Шымкент дегенді мен б?рын да айт?анмын. Хал?ыны? саны бір миллион?а жетерлік ?аланы? к?ркі б?гінгісінен де к?ркем болады!» деген Елбасыны? с?зі бар.
    Г?лденген, к?ркейген ша?ар
    И?, Шымкент ?аласыны? т?р­?ын­­дары да ша?арды? г?лденіп, к?р­кейіп келе жат?анын айтуда. Б?­гінгі Шымкент – мемлекетімізді? ?нді­рістік ?ар?ындылы?ын арттыруда айры?ша ?лес ?осатынды?тан экономикалы? даму саласында ма?ыз­ды р?л ат?арып отыр?аны с?зсіз. Сонымен ?атар ма?та-то?ыма шаруашы­лы?ы, фармацевтикалы? ж?не м?най ??деу кластері аясында жо?ары технологиялы?, б?секеге ?абілетті ?нім ?ндіретін ?ала ретінде еуразиялы? континенттегі халы?аралы? транзиттік орталы?ты? біріне айналу?а м?мкіндігі зор. «Батыс-Еуропа-Батыс-?ытай» халы?аралы? к?ре жолыны? О?т?стік ?аза?стан аума?ында?ы ??рылысы Шымкентті? тиімді бизнес-орталы??а айналуына ж?не ке?ейтілген серіктестік ?арым-?атынастар орнатуына жол ашады. Сондай-а? ?алада?ы жа?адан ??рыл?ан индустриялы? айма?та заман талабына сай ?нерк?сіп орындары ж?зеге асырылуда.. М?селен, ?алада?ы «?асірет», «Да??» мемориалдары, «Т?уелсіздік» саяба?ы, «Ш?мші» аллеясы тек м?дени демалыс орындары ?ана емес, ?лтты? ??н­дылы?тарымызды? ?адір-?асиетін танытатын, жас ?рпа?ты отанс?йгіштікке т?рбиелейтін бірегей танымды? кешендер екені с?зсіз» деген ой-пікірінен ша?арды? дамуына байланысты к?птеген жайтты а??ару?а болатындай.
    Б?гінгі та?да аты ?лемге тарал?ан е?бек?ор т?р?ындарымен да??ы шы??ан Шым ?аламда 130 дан астам ?лт ?кілдері тату-т?тті, ынтыма?таса, бірлікте, а?айын-жолдас болып ?мір с?руде. Мен Елбасымыз бас?арып отыр?ан ?діл саясатыны? ар?асында бейбіт Отанда ?мір с?ріп отыр?анымды ма?тан етемін. Осы к?нге дейін к?ркіне к?рік ?ос?ан Шым ?аламды б?дан кейін де г?лденуіне к?міл сенемін. Біз жастар- Елбасымыз айтып, ?лкен сенім білдіргендей, ?аза?станны? болаша?ы болуымыз керек. ?з елімні? ?сіп, ?ркендеуіне ?лесімімді ?ос?ым келеді.
    Тек ?аза?стан?а емес, бас?а да елдерге е?бегімен ?лгі бол?ан ди?ан бабаларды?, д?мі тіл ?йрер жемістерімен танымал бол?ан ба?бан бабабларды? ?рпа?ы бол?аныма, таза ауасы, тамаша таби?аты, ?она?шыл мінезімен бас?а халы?тар?а ?лгі бол?ан Шым ?аламда д?ниеге келгеніме ризамын!

  7. Этот город славится какими-то особенными людьми и особенным менталитетом, которых большинство жителей нашей страны не “долюбливает”. То традиции не те, то ездят не так, то выражаются по-другому.
    Если делать статистику среди моих друзей и знакомых, то 99% обязательно найдут сказать что-нибудь плохое в адрес шымкент ских людей. При любом, даже маленьком застолье, как в порядке вещей, речь заходит о том, какие сволочи эти чимкентские люди, особенно водители. Создается впечатление, будто в Алмате нет “таких” людей. Подобное притягивает подобное.
    Многие удивляются, когда я говорю о своей любви к этому городу и местному населению южного Казахстана. Мне, в отличии от тех 99% повезло в этой жизни с этим городом и людьми. Я действительно люблю Шымкент. А их людей просто обожаю!
    Признаться честно, до моего первого приезда в этот удивительный город была наслышена интересными историями и приключениями знакомых о шыме. В моей голове была картинка – просто большой аул на верблюдах. Кругом одни бездари, хамы и неграмотные. Картинка моментально поменялась в 2007 году, как только я сошла с поезда на вокзале. Это была любовь с первого взгляда. Город встретил меня с такой теплотой, что в тот год я вернулась еще раз осенью, с сестренкой. Я хотела, чтобы она тоже увидела ту красоту своими глазами, ощутила на себе гостеприимство наших южных соотечественников. Моя двоюродная сестренка тоже в восторге от Шымкента. Южно-Казахстанская область славится своим гостеприимством. Только там к гостям относятся с трепетом и добротой, что хочется возвращаться и возвращаться в этот город.

  8. На протяжении столетий Шымкент нередко подвергался опустошительным нашествиям завоевателей. В начале XIII века через Сайрамский оазис прошли в Мавераннахр войска Чингисхана, после чего он стал частью владений потомков завоевателя. В XIV веке в результате успешных военных действий против ханов Ак-Орды и Золотой Орды Тимур включил его в состав своей державы. В начале XVI века Шымкент вошёл в состав Казахского ханства, затем на протяжении XVII-XVIII веков стал объектом нашествий джунгарских завоевателей. Несмотря на бесчисленные войны и междоусобицы, пагубно сказывающиеся на жизнедеятельности населения, Сайрамский оазис продолжал представлять собой регион развитого земледелия, садоводства и ремесла.
    В конце XVIII века и 1-й половине XIX века за владение Шымкентом вели борьбу Кокандское и Бухарское ханства. В 1810?1864 годах город представлял собой военный лагерь-крепость под властью Коканда с многочисленным войском и резиденцией наместника хана. В 1821 г казахский султан Тентек-торе возглавил восстание против Кокандского ханства. Войска повстанцев взяли штурмом Сайрам и Шымкент, однако из Коканда прибыли крупные силы, которые после нескольких сражений подавили восстание.
    В 1864 году город был штурмом взят русскими войсками и становится важным транзитным пунктом, связывающим европейскую часть России и Западную Сибирь со Средней Азией.
    В 1914 году, в честь 50-летия присоединения Казахстана к Российской империи, городу было присвоено имя русского генерала Черняева, но в 1924 году возвращено прежнее название.
    В 1930-х годах в Шымкенте построен свинцовый завод. На его долю приходилось 70 % от общего объёма свинца производимого в СССР. Введены в эксплуатацию масложировой комбинат (МЖК), чулочная и зеркальная фабрики. В 1932 году создана база сельскохозяйственной авиации, положившая начало созданию и развитию городского аэропорта.
    В годы Великой Отечественной войны Шымкент стал одним из городов СССР, куда был эвакуирован ряд промышленных предприятий страны. Из прифронтовой полосы сюда было перебазировано 17 заводов и фабрик. Город производил запасные части к танкам, снаряды, металл, свинец, оптические приборы и другую продукцию. Две пули из трёх, отстрелянных в фашистов, были сделаны из Шымкентского свинца. Семеро шымкентцев были удостоены звания Героя Советского Союза.
    Послевоенные 50-80-е годы отмечены бурным ростом экономики города.

    2.1. Городу Шымкент 2200 лет

    Интерес горожан и общественности Южного Казахстана к началу летоисчисления города Шымкент уже имеет свою историю, которая ведет начало с дореволюционного времени. Академик В. В. Бартольд, опиравшийся на средневековые письменные источники указал, что впервые Шымкент упоминается в сочинении «Зафар-наме» (Книга Побед) историка Шараф-ад-дина Али-Йазди, как «деревня около Сайрама».
    В 1912 году, используя опросные сведения и этнографические данные, исследователь Туркестанского края А. Добросмыслов в своей книге «Города Сырдарьинской области» утверждал, что город Шымкент существовал уже в XII веке. Основным аргументом послужило сообщение жителей города, которые утверждали, что в Шымкенте покоятся останки Баба-Дервиша — современника Ходжа Ахмета Яссауи.
    В 1980 году Р. Бекназаров, А. А. Клименко, М. С. Сейсенбаев отметили, что большинство ученых склонны считать, что в XI-XII веках городское поселение — предшественник Шымкента уже существовало. Спустя несколько лет в 1991 году М. Аяпов и Н. И. Наумов в историко-информационном путеводителе без ссылки на конкретный источник писали: «Шымкент — один из древних городов республики, ему более 1300 лет».
    Н. П. Подушкин в историко-информационном путеводителе повторил вслед за В. В. Бартольдом, что Шымкент упоминается в «Зафар-наме» (1365?1366 годах). Уточнение этой даты возможно при обнаружении новых письменных документов, что маловероятно, или при широкомасштабных археологических работах, утверждал он. Однако в «Зафар-наме» имя города упоминается в форме Чаманкент и Чимикент. В переводе узбекистанских ученых А. Ахмедова и Х. Бобобекова по этому поводу читаем: «Бахрам Жалаир, не спросив разрешения у Сахибкирана, вернулся с войсками Жеты из Ташкента и отправился в сторону Сайрама и дошли до Чаманкента…». С. Волин это сообщение из сочинения Али-Йазди по Калькуттскому изданию перевел так: «…Бехрам Джелаир без разрешения и одобрения Тимура и Кейхосрова с войском Джете ушел из Ташкента к Сайраму. Так как обозы Тимура и Кейхосрова были у Бехрама, то они со своими людьми поскакали вслед (за ним) в ту сторону. Когда они прибыли в Сайрам, то нашли свои обозы в селении Чимикент».
    Данные обстоятельства указывают на то, что в этимологии слова «Шымкент» ещё имеются вопросы, и топоним может быть истолкован по-другому, что, в свою очередь, является темой отдельной работы. Как видно в вопросе о возрасте города не было ещё единого мнения. Учёные ссылались на сведения из «Зафар-наме». Последние же явились опорными в датировке возникновения города Шымкента. Эта дата, принятая как время появления города, указывается в различных справочных изданиях, путеводителях, картах-схемах города Шымкента. Однако первое упоминание города в источниках отнюдь не означает, что он возник в это время. Понятно, что ответ на вопрос о начале жизни города могли дать только археологические исследования.
    Роль археологии в вопросах определения возраста городов общеизвестна — благодаря ей стали известны возраст Самарканда, Бухары, Ходжента, Ташкента, Казани. И археологические исследования городища Шымкент начались.
    Судьба городища Шымкент в качестве объекта археологии была довольно типична для крупных издревле урбанизированных центров. Руины древнего Шымкента быстро разрушались в процессе бурного роста города XIX?XX веков. При этом уничтожалась в значительной степени периферийная часть памятника. В настоящее время шахристан городища Шымкент и возвышающаяся в центре современного города цитадель имеют сравнительно небольшую площадь, которая составляет 4 га.
    Первые же широкомасштабные исследования 2003 года сразу же опровергли мнение, что город Шымкент возник в XIV веке. Уже в верхних строительных горизонтах была обнаружена монета Бухар-худатского типа, чеканенная в VIII веке с именем «ал-Махди». Была найдена ранне-средневековая керамика VII?IX веков и керамика «караханидского типа» XI?XII веков.
    Всего на городище было заложено три стратиграфических раскопа.
    Здесь мы должны пояснить, что понимается в археологии под «стратиграфическим исследованием». Стратиграфия — это изучение культурных слоев конкретного археологического объекта. Дело в том, что в период жизнедеятельности человека все предметы быта (органические и неорганические остатки, в том числе и архитектурно-археологические конструкции), накапливаются в одном и том же месте. Постепенно здесь образуется бугор — тобе, достигающий высоты нескольких метров. Чем дольше жил на этом месте человек, тем выше тобе. Археологи разрезают памятник и сантиметр за сантиметр фиксируют найденные предметы. Они шифруются, нумеруются и изучаются в кабинетных и лабораторных условиях. Нижний не тронутый человеком слой называется в археологии «материком», а культурный слой над ним и дает дату возникновения памятника.
    Мощность культурных напластований Шымкента составила в общей сложности 14 метров. В самом нижнем слое Шымкента собран комплекс керамики, который датируется концом III в. до н. э. — началом II в. до н. э., он характерен для урбанизированных поселений Согда. Это сделанные на круге красно-ангобированные чаши, цилиндрические сосуды, корчаги. Эта керамика находит аналогии в городской культуре Самарканда (городище Афрасиаб) III—II века до н. э., что указывает на контакты Самарканда и Южного Казахстана. В слоях стратиграфического шурфа отразилась история города, начиная со II века до н. э., когда в Средней Азии господствовало Греко-бактрийское государство, граничившее с востока с государством Кангюй, центр которого находился по долине Сырдарьи. Первые сведения о Кангюе мы находим во II в. до н. э. в записках китайского путешественника Чжан-Цяня. Выше к свите культурных слоев примыкали материалы отрарско-каратауской культуры, датируемой I в. до н. э. — VI в. н. э. Таким образом, возникновение Шымкента как поселения городского типа относится ко II в. до н. э.
    Стратиграфия памятника даёт возможность проследить взлёты и экономические спады, смуты и военные действия. Например, в слоях VIII—IX веков Шымкента обнаружены повсеместно пожары и предметы вооружения в виде наконечников стрел. Этот период нам известен походами арабов и саманидов. Они принесли на территорию Южного Казахстан ислам. Крупнейшим городским центром Южного Казахстана в это время был город Испиджаб-Сайрам. В те годы об Испиджабе и его округе, в которую несомненно входил и Шымкент, величайший арабский географ Х века Аль-Макдиси писал: «Эта славная пограничная крепость и место войны за веру. Они не знают неурожая и не платят хараджа». В период X?XII веков расширяются рабаты Шымкента. Они тянутся вдоль речки Кочкар-аты. С целью выяснения площади рабатов Шымкента в 2004-05 годах было заложено 4 стратиграфических шурфа. Они располагались в старом городе. Был найден археологический материал, который указывал, что территория города далеко выходила за пределы шахристана и занимала площадь приблизительно 300 га. Сейчас рабаты Шымкента застроены жилыми микрорайонами.
    Археологическая экспедиция помимо изучения стратиграфии памятника ведет раскопки широкими площадями. Вскрытые участки верхнего строительного горизонта датируются в основном XVIII—XIX вв. Изучены южные и западные оборонительные стены шахристана. На вскрытых участках выяснено, что к оборонительным стенам примыкали различного рода помещения: для жилья и хозяйственных нужд. В них найдены предметы быта и вооружения XIX века. Найдено большое количество пуль и пушечных ядер. Ядра различных размеров. Несомненно, они принадлежат орудиям кокандского гарнизона, их калибр соответствует размерам стволов орудий, хранящихся в фондах Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
    Археологические исследования, проведённые по верхнему строительному горизонту городища Шымкент, установили, что после захвата города русскими войсками, последовавшего в сентябре 1864 года, цитадель и шахристан подверглись перепланировке. Хотя кардинальные перемены в целом в общей планировке внешней оборонительной стены не произошли, внутренняя часть крепости была приспособлена под нужды гарнизона. Это в первую очередь прослеживается в западной оборонительной стене, где были снивелированы башни и к ним пристроены комнаты, очевидно использованные для военного персонала. Все это согласуется с данными А. К. Гейнса, который говорил, что на месте кокандской крепости находится русский гарнизон, а в самой цитадели — военный госпиталь. В материальной культуре также наблюдаются перемены. Наряду с местной керамической продукцией, появляются предметы российского фабричного производства.
    Найденные предметы материальной культуры в настоящее время изучаются и реставрируются. Они займут достойное место в музеях Казахстана. Городище Шымкент с его средневековой крепостью при полной реставрации и воссоздании может стать крупным объектом туризма по маршруту Великого Шелкового пути.
    Исследования городища Шымкент продолжаются.[4]
    8 сентября 1992 года транскрипция названия города Чимкент на русском языке была изменена на Шымкент[5].

    3. Население

    Население города в конце 19-го века
    По данным переписи 1897 года в городе Чимкент было 11 194[6] жителей (6185 мужчин и 5009 женщин).
    Распределение населения по родному языку в 1897 году[6]: сарты — 84,5 %, русские (включая великоросов, малоросов и белорусов) — 7,4 %, киргиз-кайсаки (казахи) — 4 %, евреи- 1,7 %, татары — 1 %, узбеки — 0,08 %.
    В Чимкентском уезде в целом в 1897 году проживало 285 059 человек, распределение населения по родному языку был следующим[7]: киргиз-кайсаки (казахи) — 78,8 %, сарты — 11,2 %, узбеки — 7,2 %, русские (включая великоросов, малоросов и белорусов) — 2,2 %, татары — 0,2 %, евреи — 0,06 %.
    Население города в настоящее время
    По последним данным свыше 70 % населения города составляют казахи. Также в городе проживают русские, узбеки, корейцы, татары, турки, немцы, курды, греки, азербайджанцы, чеченцы и другие.

    4. Климат

    Среднегодовая температура воздуха — 13,5 °C
    Относительная влажность воздуха — 58,5 %
    Средняя скорость ветра — 2,7 м/с
    Климат Шымкента
    Показатель
    Янв
    Фев
    Мар
    Апр
    Май
    Июн
    Июл
    Авг
    Сен
    Окт
    Ноя
    Дек
    Год
    Средняя температура, °C
    ?0,5
    2,7
    8,0
    13,8
    19,3
    24,4
    26,2
    26,1
    20,3
    12,9
    7,0
    0,6
    13,5
    Источник: NASA. База данных RETScreen

    5. Герб города

    Проект герба Чимкента 1866 года[8]:
    Герб уездного города Чимкент утвержденный 21 апреля 1909 года[8]:
    Устаревший неофициальный герб города Шымкент (до августа 2008) [9]:
    Современный герб города Шымкент[10]:

    6. Экономика

    Шымкент — один из ведущих промышленных и экономических центров Казахстана. В городе насчитывается 69 промышленных предприятий цветной металлургии, машиностроения, химической, нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности.
    В советское время крупнейшим предприятием города было ЧПО «Фосфор», производившее жёлтый фосфор и триполифосфат натрия. Ныне нефтехимическая и фармацевтическая промышленность представлена такими предприятиями как ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (бывший Чимкентский НПЗ — переработка нефти), АО «INCOMTYRE» (бывший НПО «Чимкентшина» — производство шин), АО «Химфарм» (производство лекарственных препаратов). Металлургическая — АО «Южполиметалл» (бывший ЧСЗ, Чимкентский свинцовый завод — производство свинца и др. продукции). Машиностроение — АО «Карданвал» (производство карданных валов и крестовин для автомобилей и тракторов), АО «Южмаш» (производство кузнечно-прессовых машин, запчастей и оборудования), ТОО «Электроаппарат» (производство силовых выключателей и др. продукции).
    Предприятия легкой промышленности — «Восход» (изготовление швейных изделий из шерстяных и полушерстяных тканей: костюмов, пальто, курток и т. д.), «Адал» (текстильное производство), «Эластик» (производство носков из высококачественной пряжи). Строительные материалы производят АО «Шымкентцемент» (бывший Чимкентский цементный завод), «Курылыс материалы» (производство строительного кирпича) и другие. Также в городе работают АО «Шымкентмай» (бывший МЖК) и ТОО «Кайнар» (переработка семян хлопчатника, подсолнечника, сафлора, сои, производство пищевого рафинированного масла и др. продукции), АО «Шымкентпиво» (производство пива), АО «Визит» (производство прохладительных напитков), АО «Шымкентсут» (производство молочной продукции) и др.

    7. Городские СМИ

    Областная общественно-политическая газета «Южный Казахстан» (издаётся также на казахском и узбекском языках), сайт газеты
    Областная общественно-политическая газета «Панорама Шымкента», Архив газеты на Бизнес-Портале Шымкента
    Областная еженедельная рекламная газета «Шара-Бара», Официальный сайт газеты
    Областная еженедельная общественная газета «Рабат» (выходит в двуязычном формате — на русском и казахском языках), официальный сайт газеты
    Телеканал «ОТЫРАР»
    Газета для рациональной жизни «Город Мастеров» (выходит 2 раза в месяц), Официальный сайт газеты

    8. Искусство и культура

    Осуществляемая в городе культурная политика исходит, прежде всего, из сложившегося жизненного уклада населения, синтеза самобытных национальных культур полиэтнического общества Южного Казахстана. В Чимкенте действует 19 культурных национальных центров: казахский, славянский, узбекский, татаро-башкирский, немецкий, еврейский, корейский, курдский, польский, азербайджанский и др. При их участии и поддержке проводятся народные праздники, решаются вопросы совершенствования образовательно-воспитательной деятельности, национальной политики и досуга населения Чимкента. Для их работы предоставлен Дом дружбы имени С. Сейфуллина.
    В 2002 году в Шымкенте была возрождена «Аллея ветеранов». В городе действуют 8 парков и скверов, три из них были основаны ещё в середине XIX и начале XX века. Успешно работает областная филармония имени Ш. Калдаякова, старое здание которой находится в данный момент на реконструкции. Никогда не пустуют залы трёх дворцов культуры. Современные фильмы можно посмотреть в трёх кинотеатрах. Уникальные экспонаты эпохи Государства Кангюй выставлены в областном краеведческом музее, основанном в 1920 году. В городе действуют 28 библиотек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *