Сочинение на тему сила и слабость характера катерины

13 вариантов

  1. Замужество оказалось настоящей пыткой и теперь читатель видит ее уже уставшей и измученной женщиной. Она не весела и все дни проходят в печали, ей ненавистны все из ее новой семьи, а муж вызывает лишь жалость. Она была такой счастливой и беззаботной, но за несколько лет в ней умерло все самое сказочное и волшебное, то что привлекало ее в других людях. Появление Бориса меняет жизнь главной героини, создавая шатающейся мост, который в любой момент может упасть.
    Катерина очень религиозна, ей стыдно от одной лишь мысли – изменить своему мужу, предать его и стать грешной. С каждым разом видя при встрече Бориса она желает скрыться, убежать, но влюбленное сердце заставляет смотреть, подойти ближе и завести разговор.
    Действительно, такая ситуация не могла оставаться на одном месте долгое время. Борис так же полюбил Катерину и намеривался увезти ее с собой, где они бы могли упиваться своим счастье. Надвигалась гроза, автор применяет подобный символ что бы охарактеризовать не только настроение вокруг, момент, когда крепостное право будет отменено, но и настроение главной героини, которое двигалось к своему апогею.
    Катерина и Борис позволили любви поглотить полностью их сердца и сознание. Герой обещал ей выбраться из железных лам семьи Кабановых, но вот только Катерина не смела и мечтать о таком счастье. Она прекрасно понимала какое предательство совершила, какой грех обрушился на ее хрупкие плечи.
    Нельзя точно сказать, сильная и слабая личность Катерина. Она представляется читателем с нескольких сторон, первая это сторона ее слабости. Девушка была замужней, но несмотря на это она поддалась чувствам, которые, по ее словам, было сложно сдержать. Другая сторона – это сторона сильной Катерины, ее роковой поступок, подаривший ей спокойствие и отсутствие выбора. Многие могут подумать, что самоубийство было попыткой сбежать от проблем, но это ни так. Ведь она понимала какой грех принесет подобное преступление, она хотела наказать себя, наказать за то, что совершила такую ужасную и глупую ошибку – отдалась воле своего сердца.

  2. Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А.
    Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров.
    В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в
    мрак темного царства? ” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его
    новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя — обличение и
    психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза”
    — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями
    которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане,
    чиновники.
    Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом
    Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это
    птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей
    “темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со
    зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой,
    сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина,
    от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная
    дома, уплыла одна в лодке по Волге.
    В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама
    знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с
    Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего
    люди не летают? ”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но
    много значат для понимания характера Катерины и ее положения в
    кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая
    может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой
    возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает,
    как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой
    свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова
    героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где
    подавляется и убивается любое живое чувство.
    Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса.
    Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность
    глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая
    говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире
    искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится
    разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского
    стыда? ” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на
    окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между
    возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и
    приземленным, осторожным увлечением Бориса.
    И не забудь нажать СпаСибО

  3. Сочинение на тему:
    “Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
    в произведении Островского “Гроза”?
    Читая пьесу Островского “Гроза”, невольно задаешься вопросом: сила или слабость
    Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
    нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил “сильные, бунтующие
    мотивы” в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
    российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
    процесс раскрепощения оживающей души.
    Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым – Борисом. Сцена пронизана
    тревогой. Звучит мотив народной песни – мотив неминуемой гибели (“Ты убей, загуби меня
    со полуночи… “). “Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?” – предчувствует
    беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
    верную гибель! “Не жалей, губи меня!” – восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
    любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.
    А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
    Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: “Для меня, маменька, всё одно, что родная
    мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит”. В отличие от жены, Тихон произносит свои
    оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на “вы”.
    Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
    просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на “ты” (как к равной). Она
    стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.
    В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
    сломанной волей и растоптанной душой. “Маменька её поедом ест, а она как тень какая
    ходит, безответная. Только плачет да тает как воск”, – говорит о жене Тихон. И вот она сама
    перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
    вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
    потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: “Для чего мне
    теперь жить, ну для чего?”
    Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. “Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя.” размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: “Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться”.
    Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
    грехах, они обращены к любимому; “Друг мой! Радость моя! Прощай!” Так свободное от
    предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины
    С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
    зрения существует у Писарева, когда в статье “Мотивы русской драмы” он оценивал
    “Грозу”. Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
    Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”: “Вся жизнь Катерины, по его
    мнению, – состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
    одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
    сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
    руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.
    На самом деле самоубийство – не глупое, а последнее средство отчаявшегося
    человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины – сила. Но с точки зрения
    православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
    один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
    судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
    умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: “Под
    деревцем могилушка… Солнышко ее греет… Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
    выведут. ” Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.
    Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
    формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
    нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
    уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
    набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
    человеческой жизни.

  4. Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров.
    В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в мрак темного царства?” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя — обличение и психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза” — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники.
    Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подробно анализируя это произведение, пишет, что Катерина — “луч света в темном царстве”. Почему же именно она? Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с протестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно, можно сказать обратное. Это мечтательница девушка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоянным ощущением счастья, радости, и маменька в ней души не чаяла. Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь.
    Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей “темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина, от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге.
    В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего люди не летают?”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство.
    Но героиня изо всех сил сражается против “темного царства”, и именно эта ее неспособность до конца смириться с кабановским гнетом обостряет уже давно назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”
    Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса. Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и приземленным, осторожным увлечением Бориса.
    Но даже в такой трудной ситуации девушка пытается быть верной себе, своим жизненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву верности, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с Борисом Катерина колеблется. “Зачем ты пришел, погубитель мой?” — говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась.
    Катерина не могла жить с грехом, в четвертом акте пьесы мы видим ее покаяние. И выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в содеянном, тем более, что Катерина всю жизнь боялась умереть “со своими грехами” — не покаявшись. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой идти, что в могилу, даже “в могиле лучше”. Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество нужно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся “жить… да мучиться” Тихон. Своим поступком Катерина доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”.
    Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных условий жизни. Катерина, которая своей искренностью, цельностью и безоглядностью чувств враждебна этому миру, подтачивает “темное царство”. Слабая женщина смогла выступить против него и одержала победу.
    Героиня Островского — поистине луч света в “темном царстве”. В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты — вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

  5. Самоубийство Катерины: сила
    или слабость?
    Драма Островского
    “Гроза” была написана во второй половине XIX века, вызвав в среде критиков и рецензентов заметные
    противоречия. Главная героиня пьесы – Катерина, воспринималась одними критиками
    как светлое явление, олицетворение добродетели в “тёмном царстве” города
    Калинова, другими – как слабая, ранимая и суеверная женщина. Основной вопрос, рассматриеваемый
    критиками – является ли самоубийство Катерины в конце пьесы силой или
    слабостью.
    Рассмотрим этот
    вопрос поподробнее. Для начала, нужно определить жанровую принадлежность этого
    произведения. Что же это- драма, как пишет Островский в начале, или трагедия?
    На первый взгляд кажется, что разницы между этими жанрами не существует, но это
    не так. Трагедия- это форма героического представления, у неё возвышенный стиль
    и конфликт в ней всегда глобален, то есть выходит за рамку мыслей и чувств одного
    человека, становится всеобъемлющим и актуальным для всех. Обычный исход
    трагедии- смерть главного героя, которая является не поражением, а победой и
    разрешением конфликта. Драма, несомненно, во многом похожа на трагедию, но
    конфликт происходит лишь между главными героями, не выходя за пределы личных
    интересов персонажей. Проблема героя- его личная проблема, которая не может
    быть всеобъемлющей. Очень часто завершением драмы является смерть главного
    героя, как и в трагедии, но конфликт далеко не всегда разрешается смертью.
    Что же мы видим в
    “Грозе”? Провинциальный городок Калинов, располагающийся на живописном берегу
    Волги, дворянская семья. Основной конфликт “Грозы” заключается во
    взаимоотношениях Катерины с обществом города, в котором правят самодуры. Конфликт
    Катерины- её личная проблема, так как она смиряется с порядками, царящими в
    среде дворян. Где-то в глубине души Катерины всё-таки есть искорка
    противостояния, но её постоянно заглушает неуверенность и шаткость характера. В
    результате самоубийства конфликт не решается. Значит “Гроза” всё-таки драма.
    Катерину, по
    старинному дворянскому обычаю, выдают замуж за Тихона, сына купчихи Кабановой.
    Кабаниха постоянно наставляет Тихона на верный путь, рассказывая ему, что и как
    делать. Сам же Тихон не способен принимать серьёзные решения и во всём
    соглашается со своей матушкой, никогда не нарушая её волю. Катерина страдает от
    этого, потому что она вместе с Тихоном находится в подчинении у Кабанихи, более
    того, она не любит своего мужа, но “жалеет” его, как она впоследствии сказала
    Варваре. Сама Катерина очень набожна, она считает, что её брак- подчинение воле
    божьей, но в то же время влюбляется после обмена несколькими взглядами в
    Бориса, человека, приехавшего за наследством в город, но желает сохранить в целости
    свою добродетель. Зная, что измена- грех, она всё-таки встречается с Борисом во
    время непродолжительного отъезда Тихона. Варвара помогает Борису встречаться с
    Катериной, но неожиданно приезжает Тихон и главная героиня терзается
    угрызениями совести, худеет, бледнеет, очень пугается грозы, принимая её за
    выражение божьего гнева, пугается она также слов сумасшедшей барыни о “геене
    огненной” и на улице при народе падает на колени и признаётся мужу в
    совершённом ею поступке. Тихон пытается обнять и успокоить жену, но Кабаниха,
    выслушав рассказ Катерины, приказывает сыну побить немного супругу. Катерина
    ещё сильнее падает духом. Затем выясняется, что Борис, по приказу своего
    дядюшки Дикого, уезжает в Сибирь, на заработок. Катерина сбегает из дома,
    встречается последний раз с Борисом, они обсуждают свои чувства и после отъезда
    Бориса, немного подумав, решает покончить жизнь самоубийством, решая, что нет
    выхода из её положения.
    Конечно же, можно
    сказать, что Катерина светлое явление, “луч света в тёмном царстве”. В каждом
    поступке Катерины можно найти нечто хорошее, и если сложить всё это вместе,
    получится героическая персона, полная добродетели и достойная обожания. Можно
    сказать, что такое было время, что у Катерины не было выбора, но разве
    Катерина, не любя Тихона, пыталась хоть как-нибудь предотвратить свадьбу? Разве
    она пыталась доказать, что нельзя выходить замуж без любви? Нет, она покорно
    следовала мнению необразованных людей старшего поколения.
    Но заглянем
    всё-таки поглубже в характер героини. Вся жизнь Катерины основана не на разуме,
    а на чувствах и предубеждениях. С детства не приученная размышлять, она
    кидается из одной крайности в другую. Примером этого может служить монолог с
    ключом. Первой мыслью Катерины было выбросить ключ, данный Варварой: “Бросить
    его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то мне жжёт,
    точно уголь”. Затем, немного порассуждав о поступке Варвары и испугавшись быть
    увиденной с ключом в руках, она прячет его в карман: “ Видно, сама судьба того
    хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него [Бориса] раз, хоть
    издали-то!” и заканчивает монолог словами “Ах, кабы ночь поскорее!”. Одна
    встреча с Борисом повлекла за собой другую, третью, и вот Катерина уже встала
    на порочный круг. Её совесть просыпается только после приезда мужа.
    Катерина думала,
    что её жизнь управляется судьбой и поэтому всегда предоставлялась воле случая.
    Она не понимала, что человек должен сам управлять своей жизнью, что он сам
    хозяин своим действиям.
    Каждое внешнее
    впечатление, самое ничтожное событие, пустой разговор потрясает весь её
    организм. Катерина прислушивается к словам полоумной барыни, тогда как Варвара
    проносит их мимо ушей:
    “Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцев поджидаете,
    кавалеров? Красота- то ваша вас радует? Не радуйтесь, все в огне будете гореть
    неугасимом!
    Катерина. Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она
    пророчит мне что-нибудь”
    Более того, услышав
    гром, Катерина ужасно пугается, воспринимая это природное явление как гнев
    бога.
    Если Катерина
    всё-таки любит Бориса, то сам Борис глубокого чувства к героине не имеет. Когда
    Дикой отправил его в Сибирь, Борис не согласился взять Катерину с собой,
    объясняя это просто: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду”. Прощяясь с
    “Катей” он даже не хотел с ней встречаться, он хотел лишь “С тем местом
    проститься, где они встречались”. Кто же после этого Борис? Но Катерина не
    видит этого, полагая что им положено разлучиться судьбой. И затем, наконец,
    следует смерть главной героини. Что она нам доказывает? Разрешается ли конфликт
    драмы? На мой взгляд, нет. Все свои проблемы, которые она сама себе создала,
    Катерина хочет решить смертью, показывая слабость своего характера и разума.
    Так что самоубийство Катерины, я считаю, является слабостью.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с
    сайта http://www.studentu.ru

  6. История девушки довольна банальна для того времени. Детство Катерины было веселым и беззаботным, находясь под крылом родителей она чувствовала себя в безопасности. Девушка любила жизнь и мир, и, казалось бы, он отвечал ей тем же. Ситуация изменилась после ее взросления, будучи наивной и мечтательной девушкой. Она вышла замуж за нелюбимого ей человека, для того что бы быстрее стать самостоятельнее и наконец-то обрести статус замужней, о чем мечтали все девочки того времени.
    Замужество оказалось настоящей пыткой и теперь читатель видит ее уже уставшей и измученной женщиной. Она не весела и все дни проходят в печали, ей ненавистны все из ее новой семьи, а муж вызывает лишь жалость. Она была такой счастливой и беззаботной, но за несколько лет в ней умерло все самое сказочное и волшебное, то что привлекало ее в других людях. Появление Бориса меняет жизнь главной героини, создавая шатающейся мост, который в любой момент может упасть.
    Катерина очень религиозна, ей стыдно от одной лишь мысли – изменить своему мужу, предать его и стать грешной. С каждым разом видя при встрече Бориса она желает скрыться, убежать, но влюбленное сердце заставляет смотреть, подойти ближе и завести разговор.
    Действительно, такая ситуация не могла оставаться на одном месте долгое время. Борис так же полюбил Катерину и намеривался увезти ее с собой, где они бы могли упиваться своим счастье. Надвигалась гроза, автор применяет подобный символ что бы охарактеризовать не только настроение вокруг, момент, когда крепостное право будет отменено, но и настроение главной героини, которое двигалось к своему апогею.
    Катерина и Борис позволили любви поглотить полностью их сердца и сознание. Герой обещал ей выбраться из железных лам семьи Кабановых, но вот только Катерина не смела и мечтать о таком счастье. Она прекрасно понимала какое предательство совершила, какой грех обрушился на ее хрупкие плечи.
    Нельзя точно сказать, сильная и слабая личность Катерина. Она представляется читателем с нескольких сторон, первая это сторона ее слабости. Девушка была замужней, но несмотря на это она поддалась чувствам, которые, по ее словам, было сложно сдержать. Другая сторона – это сторона сильной Катерины, ее роковой поступок, подаривший ей спокойствие и отсутствие выбора. Многие могут подумать, что самоубийство было попыткой сбежать от проблем, но это ни так. Ведь она понимала какой грех принесет подобное преступление, она хотела наказать себя, наказать за то, что совершила такую ужасную и глупую ошибку – отдалась воле своего сердца.

  7. Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А.
    Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров.
    В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в
    мрак темного царства? ” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его
    новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя — обличение и
    психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза”
    — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями
    которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане,
    чиновники.
    Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом
    Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это
    птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей
    “темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со
    зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой,
    сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина,
    от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная
    дома, уплыла одна в лодке по Волге.
    В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама
    знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с
    Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего
    люди не летают? ”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но
    много значат для понимания характера Катерины и ее положения в
    кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая
    может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой
    возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает,
    как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой
    свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова
    героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где
    подавляется и убивается любое живое чувство.
    Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса.
    Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность
    глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая
    говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире
    искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится
    разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского
    стыда? ” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на
    окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между
    возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и
    приземленным, осторожным увлечением Бориса.
    И не забудь нажать СпаСибО

  8. Люди, которые прочитали произведение Островского «Гроза», задумываются над смыслом жизни и о поступке Катерины. После прочтения пьесы человек сразу начинает рассуждать о действии и решении девушки, слабость ли это или проявление силы. Есть те люди, которые считают, что данный поступок является силой. Она убила себя, а ведь не каждый человек сможет пойти на столь отчаянный шаг. Кому-то становится страшно, а кому-то жалко себя, своих родителей, близких и знакомых людей. К тому же, стоит обратить внимание, что Катерина на самом деле очень сильная девушка. Она смогла при людях признаться в своей измене мужу. Девушка не побоялась насмешек других людей, ей было все равно на то, что о ней скажут и подумают. Собственной смертью Катерина прекратила издевательства свекрови, разговоры о себе и заставила Тихона изменить свое мнение. Хоть и на несколько минут, но ей это удалось сделать.
    Еще одно доказательство силы девушки заключается в том, что она была верующим человеком. А для таких людей совершить самоубийство – это один из самых страшных грехов. Но и это ее не остановило. Она все равно сделала то, что задумала. Все эти факты указывают на то, что самоубийство Катерины является силой характера.
    Но есть и другое мнение по этому поводу. Некоторые люди утверждают, что это слабость и Катерина просто полоумная девушка. Да и способ уйти из жизни она очень глупый выбрала. Всем известно, что самоубийству нет прощения и оправданий. Девушка просто не выдержала того, что с ней происходило, что на нее обрушилось. В этом и заключается ее слабость.
    Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Всегда найдутся те, кто считает Катерину сильной, но и будут такие, которые ее не понимают и считают слабым человеком. Мнения до сих пор разделены на два лагеря. А ведь неудивительно. Сколько людей, столько и мнений. Но все зависит от человека и его характера. Может, есть такие, которые поступили бы точно также, как эта девушка. А часть людей, возможно, вообще бы не понимала такого выхода из ситуации. Все потому, что для них это неприемлемо. Очень многое зависит от внутреннего мира читателя.

  9. В Катерине видели мы протест против
    кабановских понятий о нравственности,
    протест, доведенный до конца.
    Н. А. Добролюбов
    Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”, так как в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души.
    В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показана и живучесть морали “темного царства”, и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью “темного царства” борется Катерина — главная героиня пьесы А. Н. Островского.
    Светлым и тихим было ее детство. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, “тихий и светлый”.
    Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: “Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”
    Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных “поедом ест”, “точит, как ржа железо”, стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни “темного царства”. “Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” — решительно говорит она Варваре.
    Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь — это тоже протест против моральных устоев “темного царства”. Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!”
    Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.
    “Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!” — со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной.
    Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис “не по своей воле” уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого.
    Последняя надежда погасла в душе Катерины. “Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!” — думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых — это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с “жалким прозябанием”.
    Н.А. Добролюбов пишет: “…она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве”. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, “доведенный до конца!”
    В ответ на статью Н.А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д.И. Писарева “Мотивы русской драмы”. В ней Писарев критикует статью Добролюбова “Луч света в “темном царстве” и удивляется, что критики не смогли “сделать Добролюбову ни одного возражения”. Писарев говорит о Катерине: “Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?” Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого “луч света в “тем-
    ном царстве”. Писарев не может согласиться с этим, так как “воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум — все”.
    Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого — о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.
    Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: “…Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость”.
    Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее “лучом света в темном царстве”? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать “лучом света в темном царстве”, так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, “не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу”.
    В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины

  10. Сочинение на тему: “Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
    в произведении Островского “Гроза”? Читая пьесу Островского “Гроза”, невольно задаешься вопросом: сила или слабость
    Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
    нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками
    40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил “сильные, бунтующие
    мотивы” в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
    российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
    процесс раскрепощения оживающей души.
    Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым – Борисом. Сцена пронизана
    тревогой. Звучит мотив народной песни – мотив неминуемой гибели (“Ты убей, загуби меня
    со полуночи… “). “Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?” – предчувствует
    беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
    верную гибель! “Не жалей, губи меня!” – восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
    любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.
    А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
    Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: “Для меня, маменька, всё одно, что родная
    мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит”. В отличие от жены, Тихон произносит свои
    оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на “вы”.
    Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
    просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на “ты” (как к равной). Она
    стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.
    В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
    сломанной волей и растоптанной душой. “Маменька её поедом ест, а она как тень какая
    ходит, безответная. Только плачет да тает как воск”, – говорит о жене Тихон. И вот она сама
    перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
    вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
    потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: “Для чего мне
    теперь жить, ну для чего?”
    Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. “Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя.” размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: “Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться”.
    Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
    грехах, они обращены к любимому; “Друг мой! Радость моя! Прощай!” Так свободное от
    предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины
    С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
    зрения существует у Писарева, когда в статье “Мотивы русской драмы” он оценивал
    “Грозу”. Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
    Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”: “Вся жизнь Катерины, по его
    мнению, – состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
    одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
    сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
    руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.
    На самом деле самоубийство – не глупое, а последнее средство отчаявшегося
    человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины – сила. Но с точки зрения
    православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
    один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
    судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
    умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: “Под
    деревцем могилушка… Солнышко ее греет… Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
    выведут. ” Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.
    Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
    формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
    нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
    уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
    набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
    человеческой жизни.

  11. сочинение на тему сила и слабость характера катерины

    Ответы:

    Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А.
    Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров.
    В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в
    мрак темного царства? ” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его
    новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя — обличение и
    психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза”
    — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями
    которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане,
    чиновники.
    Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом
    Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это
    птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей
    “темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со
    зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой,
    сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина,
    от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная
    дома, уплыла одна в лодке по Волге.
    В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама
    знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с
    Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего
    люди не летают? ”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но
    много значат для понимания характера Катерины и ее положения в
    кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая
    может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой
    возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает,
    как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой
    свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова
    героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где
    подавляется и убивается любое живое чувство.
    Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса.
    Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность
    глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая
    говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире
    искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится
    разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского
    стыда? ” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на
    окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между
    возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и
    приземленным, осторожным увлечением Бориса.
    И не забудь нажать СпаСибО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *