Сочинение на тему синтаксис и пунктуация 5 класс

3 варианта

  1. – Есть ли смысл в том, что записано в 1-м столбике?
    Что мы представляем, когда произносим эти слова?
    – Есть ли смысл в том, что записано во 2-м
    столбике?
    – В чём разница между записанным в 1-м и 2-м
    столбиках?

    Вывод
    : если слово называет предмет, его
    действие, признак, то предложение говорит о том,
    что происходит с предметом, какое действие с ним
    совершается, как в предложении между словами
    устанавливается определённый смысл.
    – Как установить смысл в предложении между
    словами, законы сочетания слов в предложении и
    самих предложениях изучает раздел науки о языке
    – СИНТАКСИС.
    Запись на доске.

    Синтаксис
    (греч. – составление, построение) –
    наука о строении словосочетаний и предложений.
    – Правильно понять смысл написанного часто
    помогают знаки препинания. Правила употребления
    знаков препинания изучает ПУНКТУАЦИЯ.
    Запись на доске.

    Пунктуация
    – наука о правилах постановки
    знаков препинания.
    Рассказ учителя “О том, как всё зависело от
    запятой
    ”.
    – Уже много веков рассказывают небольшую
    быль-небылицу о том, как от одной запятой
    зависела жизнь человека.
    Новый повелитель на смертном приговоре
    какому-то человеку написал окончательное
    решение, но забыл – или не знал как – поставить
    запятую: казнить нельзя помиловать.
    Как же понять это решение: то ли нельзя казнить
    и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и
    следует казнить? Полную ясность внесла бы
    запятая: казнить нельзя, помиловать. – Казнить,
    нельзя помиловать.
    Так жизнь человека
    оказалась зависимой от запятой.
    – Какую мысль доказывает автор этого текста? Где
    бы вы поставили запятую?
    Запись предложений в тетрадь. В зависимости от
    интонации учителя, учащиеся ставят запятую.
    ЗАПЯТАЯ – от глагола запять – “задержать”
    (этимологический словарь).

    Вывод
    : чтобы правильно уметь формулировать
    свои мысли и грамотно их излагать на письме,
    нужно изучать синтаксис и пунктуацию.
    Чтения стихотворения С. Я. Маршака “Знаки
    препинания” (заранее подготовленными учащимися
    по ролям).

    Чтец.

    У последней точки,
    На последней строчке,
    Собралась компания
    Знаков препинания
    Прибежал чудак –
    Восклицательный знак.

    Восклицательный знак
    (вбегая).
    – Ура!
    – Долой!
    – Караул!
    – Разбой!

    Чтец.

    Притащился кривоносый
    Вопросительный знак.

    Вопросительный знак.

    – Кто?
    – Кого?
    – Откуда?
    – Как?

    Чтец.

    Явились запятые,
    Девицы завитые.

    (Входят запятые.)

    Чтец.

    Живут они в диктовке,
    На каждой остановке.

    Запятые.

    Мы особые запятые,
    Не обходятся без нас,
    Ни диктовка, ни рассказ.

    Точка с запятой.

    Если нет над вами точки
    Запятая – знак пустой.

    Чтец.

    Прискакало двоеточие,
    Прикатило многоточие.

    (Показываются двоеточие и многоточие.)

    Двоеточие.

    Нет, постой!
    Я важней, чем запятая,
    Или точка с запятой.
    Потому что я в два раза
    Больше точки одноглазой.
    В оба глаза я гляжу,
    За порядком я слежу.

    Многоточие.

    Если вам угодно знать,
    Я важней, чем прочие.
    Там, где нечего сказать,
    Ставят многоточие…

    Чтец.
    Вопросительный знак удивился.

    Вопросительный знак.
    То есть как?

    Чтец.
    Восклицательный знак возмутился.

    Восклицательный знак.
    То есть как!

    Чтец:

    И сказала точка,
    Точка-одиночка

    Точка:

    Мной кончается рассказ.
    Значит, я важнее вас.
    – Кто, по-вашему, прав в споре знаков препинания?
    О каких знаках препинания шла речь в этом
    стихотворении? Какие из этих знаков ставятся в
    конце предложения?

    V. Закрепление изученного материала.

    Тренировочные упражнения.
    Комментированное письмо.

    На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт
    подземный ключ. Откуда он? Это в болотах и вязких
    трясинах рождается Волга. Наши поэты и художники
    прославляют красоту родной реки в удивительных,
    сказках, песнях, картинах.

    – Докажите, что это текст. Стиль текста?
    – Тема текста?
    – Идея текста?
    Задание. Закончить текст восклицательным
    предложением.
    Во время комментированного письма 3-4 ученика
    делают индивидуальное задание по карточкам.
    Задание: установить границы предложений,
    списать, ставя знаки в конце предложения: точку,
    вопросительный или восклицательный знак.

    Между ств…лов веток промелькнула белка куда
    она скрылась где её домик кругом стоит т…шина
    хорошо осенью в л…су но что это паучок уц…пился
    за хрустальную паутинку и л…тит куда он л…тит
    счастливого тебе путешествия ,паучок

    – Какие знаки ставятся в конце предложения?
    Запись на доске (знаки в конце предложения не
    проставлены).
    1. О чем ты воешь, ветр ночной?
    О чем так сетуешь безумно?..
    2. Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною,
    Засвищут скоро соловьи
    И лес оденется листвою!
    3. Белый снег, пушистый
    В воздухе кружится
    И на землю тихо
    Падает, ложится.
    4. Под музыку осеннего дождя иду во тьме…
    – В последнем предложении автор поставил
    многоточие. Как вы думаете, почему оно здесь
    уместно? (Автор размышляет, идя под дождём, его
    движение не закончено
    ).
    – Какое необычное сочетание слов вы услышали в
    этом отрывке? С какой целью оно употреблено?
    Этот художественный приём называется метафора.
    Звук дождя похож на своеобразную музыку, поэтому
    автор и употребил такое сочетание в своём
    стихотворении.

    Вывод
    : мы выражаем мысль не только с помощью
    слова, нам оказывают в этом помощь и знаки
    препинания.

    VI. Контроль.

    – Что изучает синтаксис? Что изучает
    пунктуация?

    VII. Домашнее задание.

    Упражнение 127. Учитель объясняет выполнение
    упражнения.

    VIII. Итоги урока.

    Комментирование знаний, умений и навыков,
    полученных на уроке. Оценка работы класса и
    отдельных учащихся.

  2. 1. Что изучается в синтаксисе?
    Синтаксис изучает связь слов в словосочетании и предложении.
    2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
    Грамматическую основу предложения составляют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Иногда она может состоять из одного какого-нибудь члена: только подлежащего (Зима.) или только сказуемого («Люблю грозу в начале мая…»)
    3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу предложения?
    Грамматическую основу предложения распространяют второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
    4. На какие группы делятся предложения по наличию главных и второстепенных членов, цели высказывания и интонации?
    Предложения делятся по наличию главных и второстепенных членов на распространённые и нераспространённые, по цели высказывания – на повествовательные, побудительные и вопросительные, по интонации на восклицательные и невосклицательные.
    5. Для чего нужна пунктуация?
    Пунктуация нужна для того, чтобы текст было удобнее читать, сразу было бы ясно, какие слова связаны между собой. Иногда постановка знаков препинания проясняют смысл, как, например, в примере из сказки: «Казнить нельзя помиловать».
    6. На какие три группы по роли в предложении делятся знаки препинания?
    Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), разделения (например, запятая при однородных членах) и выделительные (например, запятые перед и после обращения).
    7. Какие пунктуационные правила вы изучали в этом разделе?
    Мы изучили постановку знаков препинания при обращении, в предложениях с однородными членами и прямой речью, а также в сложных предложениях и в диалоге.
    8. Какие опознавательные признаки постановки (употребления) изученных знаков препинания вы узнали?
    В разных случаях мы встречаем разные опознавательные признаки для употребления знаков препинания: в конце предложения – интонация завершения, при однородных членах – перечислительная интонация или союз, при обращении – звательная интонация, в сложном предложении – наличие нескольких грамматических основ и союза, в предложении с прямой речью – граница между словами автора и собственно высказыванием.

  3. Сказка про Синтаксис и Пунктуацию.
    Жили-были Синтаксис и Пунктуация. Как-то раз они встретились у моря.
    – Привет!
    – Привет, Синтаксис!
    Пунктуация начала смеяться над Синтаксисом:
    – Ха-ха-ха, у тебя нету запятой, точки, восклицательного и вопросительного знака.
    – Ну и что? Зато у тебя нет словосочетания, текста и предложения, –  возразил Синтаксис.
    – Зато, если не было бы знаков препинания, то и не было бы смысла в предложении!
    – А если не будет предложения, зачем знаки препинания?
    Хвастались Синтаксис и Пунктуация, спорили, кто лучше, так и ни к чему не пришли.
    Величко Вика.
    Жили на свете два раздела русского языка: Синтаксис и Пунктуация. Они очень крепко дружили и никогда не спорили.  Синтаксис и Пунктуация очень любили сочинять сказки, рассказы, стихи.
    Однажды во время сочинения очередного рассказа у них возник спор. Дело было в написании предложения «Когда мы пошли гулять (,) подул ветер».
    – Надо ставить запятую – настаивал Синтаксис на своем.
    – Нет, не надо!- утверждала Пунктуация.
    Спор мог затянуться надолго, но Синтаксис решил разобрать предложения по членам. Оказалось, что в предложении две грамматические основы. Пунктуация сказала: «Я и забыла, что по моим правилам  две части сложного предложения разделяются  запятой».
    Она подошла к Синтаксису и сказала: “Прости меня, Синтаксис, пожалуйста”.
    Они повторили все правила и больше не попадали в такие ситуации.
    Саломатова  Юля.
    Жил-был король. Было у него двое детей: Синтаксис и Пунктуация. Когда король уехал в поход, дети стали спорить, кто из них важнее. Для решения своего спора они  решили отправиться в мир людей. Попали они в одну тетрадь, а там все зачеркнуто, ни одной запятой, слова стоят не по порядку.
    –  Интересно, чья это тетрадь? – спросила Пунктуация.
    – Это, наверно, тетрадь двоечника,- ответил Синтаксис.
    Но тут в комнату вошла маленькая девочка. Она подошла к тетради, не  заметив никого, и начала размышлять, как  исправить двойку в тетради.
    –  Если вырвать листок, мама  заметит, а если исправить оценку, учитель увидит. Что же делать?- проговорила девочка.
    –  А надо было внимательно слушать! – сказал кто-то еле слышно.
    – Кто здесь!? – воскликнула девочка.
    –  Это мы, Синтаксис и Пунктуация, – проговорили брат и сестра.
    Девочка наклонилась и увидела их.
    –  Хочешь, мы поможем тебе?- спросили они.
    Девочка недоверчиво посмотрела и наконец спросила:
    – А вы что, сумеете?
    – Конечно, вот только не можем  решить, кто из  нас  главнее, – проговорил Синтаксис.
    Девочка подумала, подумала и наконец сказала:
    – Это Синтаксис,  постойте, нет,  это  Пунктуация, ой, я запуталась.
    Но тут появился король. Он вместе со своими  детьми объяснил девочке, как нужно расставлять знаки препинания и как строить   предложения. Ну, а на вопрос своих детей он ответил: «Вы оба важны».
    Вот так разрешился спор между Синтаксисом и Пунктуацией.
    Петрунина Саша.
    Однажды Синтаксис и пунктуация заспорили, что важнее изучать: словосочетания и предложения или знаки препинания. Очень долго они спорили, но никто не мог рассудить их. Одни говорили, что лучше изучать Синтаксис, а другие говорили, что Пунктуацию.
    Но однажды пришёл учитель и сказал: «Изучать надо всё!»   С тех пор Синтаксис и Пунктуация больше не спорили.
    Эзау Карина.
    Жили – были брат и сестра Синтаксис и Пунктуация. Они были очень дружные и не представляли жизни друг без друга. Синтаксис умел сочинять красивые тексты и предложения, а пунктуация умела грамотно расставлять знаки препинания.
    Однажды Синтаксис написал сказку. А пунктуация  расставила знаки препинания. Но  в одном из предложений  « Казнить нельзя помиловать!» Пунктуация поставила запятую после слова ,, Казнить “. Тогда синтаксис возмутился:   ,, У меня добрая сказка и не хочу никого казнить!”  Пунктуация решила переставить запятую, и получилось такое предложение: «Казнить нельзя, помиловать!»
    Такое решение понравилось им обоим.
    Макарова Влада.
    В одном сказочном лесу жили белка и заяц. Они очень любили учиться, ходили в школу.
    Как-то на уроке учитель их спросил:
    –  Зверята, а вы знаете, что такое синтаксис и что такое пунктуация?
    Заяц ответил:
    –  Синтаксис – это  раздел грамматики, в котором изучается строение и значение
    синтаксических единиц.
    –  Какие бывают основные единицы синтаксиса? – спросил учитель у зайца.
    – Словосочетания, предложение и текст.
    – Белка, а ты знаешь, что такое пунктуация?
    – Пунктуация – это система правил постановки знаков препинания, которые помогают делить текст на предложения.
    Учитель остался доволен ответом своих учеников и поставил им  пятёрки.
    Калинченко Алина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *