Сочинение на тему сиротство

7 вариантов

  1. Если обратиться к словарям русского языка, то в них мы прочтём, что сирота – это ребёнок, у которого один или оба родителя умерли. Наше время несколько расширило это понятие. Сиротами стали называть и детей, изъятых из семьи. То есть это дети, родители у которых всё-таки живы, но в силу определённых обстоятельств (алкоголизм, наркомания, тюремное заключение) они не могут заниматься их воспитанием. Естественно, данную проблему государство не оставило без внимания.
    Не обошла эту тему и наша литература. Возьмём, к примеру, сказку «Морозко» или «Крошечка-Хаврошечка». В них девочки осиротели так же, как это происходит и в жизни: родители либо просто умирают, либо после долгой болезни. А их дети становятся батраками и терпят издевательства и от мачехи, и от сводных сестёр. Да и сказки любимых авторов указывают на это. Взять хотя бы сказку А.С. Пушкина о мёртвой царевне. Там царевна – неродная для правящей царицы. Но в сказках всё заканчивается хорошо, в жизни такое случается редко.
    Обратимся к творчеству Н.А. Некрасова. Прочитав стихотворение «Плач детей», ярко представляешь себе всю безысходность их положения: из дома их гонит «нужда и забота», а на фабрике их ждёт не по-детски изнурительный труд.
    Литература 20 века тоже не обошла стороной данную проблему. В рассказе Шолохова о судьбе человека мы встретимся с героем, потерявшим всё: дом, жену, деток. Но встреча с мальчуганом-сиротой Ванюшкой, у которого глазки, как «небушко», заставила сердце старого солдата биться с новой силой.
    Но если проблема сиротства детей во время войны хоть как-то объяснима, то что можно сказать о сегодняшних сиротах. Речь идёт о сиротах при живых родителях, о брошенных детях, никому ненужных. Эта проблема лишь набирает обороты и по-прежнему висит в воздухе. И очень хорошо, что современные писатели не обходят эту проблему стороной. Произведения Екатерины Мурашовой тому доказательство. Она пишет о детях, которые бегут не только из детдомов, но и из приёмных семей. Видимо, тому есть ряд причин. И не последней является обстоятельство, объяснить которое пока не удаётся никому: им нравится выбранная ими вольница и бесконтрольность. И что с этим делать, совсем непонятно. Но хочется верить, что помочь им можно. Надо уметь лишь воспринимать чужую боль как свою.

  2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №1
    г.Аркадака Саратовской области
    Сочинение
    «Чужих детей не бывает?!»
    Работу выполнил
    ученик 10 класса МБОУ-СОШ №1
    г.Аркадака Саратовской области
    Кузнецов Андрей
    Руководитель: Кузнецова Т.В.
    Семья – главная ценность в жизни любого человека. Семья – это место, где нас любят и ждут. Семья – это люди, которых мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
    Время от времени в семье случается чудо. Это чудо, когда в ней рождаются дети. В первые минуты жизни, все малыши очень похожи друг на друга. Но жизнь сурова и беспощадна. Одним малышам  все рады, они желанны и любимы, других же молодые мамы оставляют в родильном отделении, сразу после рождения. Эти дети оказываются ненужными, лишними в жизни своих родителей. Судьба приготовила малышам суровое испытание, пожалуй, самое жестокое, которое может быть в жизни. Они совершенно одни в этом огромном мире, брошенные на произвол судьбы.
    По законодательству Российской Федерации дети, оставленные в родильном доме, подкинутые к каким-либо учреждениям или найденные на улице, доставляются в больницу, где их обследуют и передают в дом ребёнка. С этого момента ребёнок приобретает статус сироты и вместе с ним шанс на обретение новых родителей.
    Конечно же мы все любим детей. Любим их забавные лица и милые улыбки, их наивные вопросы и весёлый смех. Но всегда ли люди готовы заглянуть в глаза тех из них, что остались без родительской заботы?
    К сожалению, по числу брошенных детей в мире, первое место занимает Россия. К  настоящему времени в нашей стране количество таких детей составляет более одного миллиона человек. Каждый шестой из них – «социальный сирота», то есть ребёнок без семьи при живых родителях.
    О детях-сиротах, конечно же, всегда заботится государство, в отдельных случаях родственники или те, кто готов отдать частичку душевного тепла одинокому человечку. Только проблема в том, что таких людей очень мало. Мало тех, кто готов взять на воспитание такого малыша.
    В США например, существует очередь на усыновление детей-сирот, там вообще нет детских домов, поэтому многие из таких семей берут на воспитание детей из других государств. А что же у нас?
    Многие семьи элементарно боятся, придерживаются своеобразных «мифов» о приёмных детях. Кто-то сваливает на плохую наследственность, кто-то считает, что у всех отказников родители-алкоголики, нормальные люди от своих детей не отказываются или у детей имеются физические или умственные отклонения и так далее можно перечислять до бесконечности. Только,  скорее всего в человеческом сознании скрывается социальная несостоятельность, боязнь ответственности, что не справятся. А смогут ли они полюбить ребёнка? Сможет ли ребёнок полюбить их?
    Это всё выдумки!
    Будет ли человек добрым, сможет ли в дальнейшем создать свою семью, любить и растить своих детей, найдёт ли себя в жизни, определяется не по генам, а зависит от любящих его людей. Психологи всего мира утверждают, что если в семье любят ребёнка, то он обретает внутреннее спокойствие и уверенность, чувствует себя защищённым.
    Ребёнок может научиться любить! Научиться этому он может только у взрослых! В руках людей, вырастут ли они добрыми и любящими, или от людской бесчеловечности их сердце превратится в камень.
    Главное, шагнуть ему навстречу! Не остаться равнодушными!

  3. –>
    Родители – самые близкие люди для каждого человека. Именно Семья позволяет нам измениться, вырасти и стать личностью. В своем произведении Альберт Лиханов затрагивают тяжелую тему, которая не может оставить никого равнодушным – проблему сиротства. Мне искренне жаль тех, кто по велению судьбы подвергся такому нелегкому испытанию, и стал сиротой.
    Однако если взглянуть на эту ситуацию с другой стороны, то именно сироты становятся сильнее и напористее тех, кто имел семью. Сироты порой добиваются больших успехов, но какое достижение может быть теплее материнских объятий?
    Автор предложенного текста задается вопросом, почему в благополучное время появляются дети сироты? В чем причина данной проблемы и как ее моно разрешить? Лиханнов повествует о простой женщине Лепестинье, которая размышляет о том, почему родители бросают своих детей. Мы испытываем жалость при прочтении такой трогательной истории. Героиня готова забрать детей из детдома, ведь у нее у самой нет детей, она считает, что именно они источник жизненного счастья и радости, что отказываться от них – немыслимо глупо. Автор произведения заключает, что сиротство, в тот момент, когда родители живы – признак плохих людей, недостойных мам и пап.
    Нельзя не согласиться с мнением автора, ведь это действительно ужасно. Каждому из нас хочется получить свою порцию тепла, но при этом не у всех есть такая замечательная возможность. Многие родители не задумываются, что ребенок это труд, а впоследствии столкнувшись с препятствиями, они трусливо отступают назад.
    Вспомните роман Шолохова «Судьба человека». В этом произведении рассказывается о мужественном участнике боевых действий, которые не стал черствым и бесчувственным человеком, а напротив назвался отцом осиротевшего мальчика. И я так же считаю, что при любой возможности мы должны помогать детям, а не оставлять их в трудной ситуации, в том числе и отказываться от них.
    Антон Павлович Чехов в своём произведении «Ванька» рисует обратную, страшную картину темы сиротства. Здесь, к сожалению, читатель не увидит счастливого конца. Главный герой, мальчик Ванька Жуков, стал сиротой и был отдан на обучение сапожнику в Москву. Парню живется тяжело, несладко, о чем мы узнаем из его письма, адресованного отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу», которого он очень просит забрать из этого страшного места. Однако судьба распорядилась иначе. Мальчик остается один в жестоком, сером мире.
    В заключение хочется добавить: если есть сироты в обществе в мирное время, то это общество неблагополучно. Не пора ли нам всем задуматься, а все ли у нас правильно?
    Понравилось сочинение » Проблема сиротства, тогда жми кнопку

  4. Мы привыкли жить, не обращая внимания на то, что происходит с другими людьми, незнакомыми нам. Лишь немногие, пройдя определенный этап жизненного пути, столкнувшись с чёрствостью, понимают, что человек не может быть один, что ему необходима моральная поддержка, доброе и чуткое отношение, друзья, родные. Но ведь среди нас есть люди, лишённые близких. И им, как никому, необходимо внимание. Как сделать так, чтобы эти люди не чувствовали себя одиноко, чтобы им было комфортно в этом мире? Может быть, просто нужно стать внимательнее к другим.
    Проблема сиротства интересовала людей во все времена. Заняться изучением этой проблемы меня побудило многое: рекламные заставки о детских домах, мероприятия, проводимые в нашей стране, посвященные году семьи. Всё это заставило меня задуматься над вопросом: «Как относятся художники слова в разные исторические периоды развития общества к проблеме сиротства, проблеме, волнующей многих?»
    Цель моего исследования – рассмотреть отношение писателей к теме сиротства в разные исторические периоды, исследовать отношение людей к проблеме сиротства, а также определить пути решения данной проблемы.
    Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
    1) сделать анализ произведений художественной литературы, в которых затрагивается как детское, так и взрослое сиротство;
    2) выяснить, почему так серьезно стоит проблема сиротства в обществе (опрос социальных педагогов, психологов, знакомых).
    Объект исследования – художественные произведения В. Короленко, Г. Белых, Л. Пантелеева, А. Платонова, В. Богомолова, А. Приставкина, И. Дубова, М Шолохова, В. Шукшина, В. Астафьева, а также статистические данные.
    Сиротство – детское одиночество, сиротство – тяжелый груз для ребенка, и многие писатели не проходят мимо этой серьезной проблемы, она во все времена интересовала художников слова. Литература отражает те перемены, которые происходят в жизни общества. Распространённой темой детской литературы конца XIX – начала ХХ вв. становится тема сиротства, и это вполне закономерно: в эпоху двух войн и революции сиротство в России становится настоящим национальным бедствием: сколько людей погибло, сколько детей осталось одинокими. Начало ХХ в. – время трагических событий, повлекших за собой серьёзные изменения в общественном сознании. В такие переломные моменты в литературе и культуре в целом осуществляются попытки осмыслить происходящее. Авторы произведений доносят до нас мысль: не отворачивайтесь от одиноких детей, помогайте им жить, не обижайте и не отвергайте их. Для любого человека страшно одиночество. «Будьте милосердны к ближнему своему», – слышится со страниц произведений.
    Для дореволюционной детской литературы характерен идеалистический подход к проблеме сиротства. Как правило, сиротам встречается человек, который способен поддержать и помочь. Эти сироты добрые по своей натуре люди, которые на добро отвечают добром. Так, в повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко – повести о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России – писатель пишет от лица ребенка, у которого нет самого дорогого человека на свете. Рассказывает нам о нравственных исканиях, о том, что происходило в окружающем его мире после потери любимой, нужной каждому человеку женщины, матери. Жизнь Васи разделилась на две части, которые он определяет так: до смерти мамы и после. При жизни матери в доме царит уют и спокойствие, понимание и доброта. Вася помнит только хорошее, приятное его сердцу. Ему не хватает родительской ласки, несмотря на то, что рядом ещё один близкий и родной человек, отец. Непонимание со стороны погружённого в состояние печали отца плохо действует на ребёнка. Ему всего шесть лет, но, сколько он уже пережил. Дружба с Валеком и его больной сестрёнкой позволило мальчику заполнить пустоту, отвлечься от происходящего в семье. Для человека в любом возрасте необходимо общение, а для ребёнка тем более. Короленко своим произведением указывает нам, взрослым, что в тяжёлый жизненный момент мы должны поддерживать друг друга и ни в коем случае не оставлять человека в одиночестве. Каких жизненных сил стоило Васе выдержать потерю родного человека, эту неподъёмную для ребёнка ношу? Нельзя без волнения читать эту незабываемую повесть: она написана так правдиво, с таким горячим сочувствием и любовью к несчастным людям. В своих произведениях В. Короленко всегда боролся за правду. Он не мог равнодушно смотреть на страдания простого народа, горячо ненавидел зло, насилие, несправедливость. «Нельзя так жить, – говорили его повести, рассказы, очерки, – нельзя безропотно терпеть жестокую, несправедливую власть богатых над бедными. Нужно бороться за лучшую долю для всех честных тружеников на Земле, потому что «человек создан для счастья, как птица для полета».
    После революции ситуация сменилась: на смену тихим сироткам приходят беспризорники, способные и на плохие дела. В своих произведениях авторы показывают действительность, реалии беспризорной жизни. В других произведениях этого периода мы встречаемся с мотивом вседозволенности, сюжет увлекает безграничной свободой, которая есть у сирот. Однако в конце 20-х гг. наступает осознание подобной романтики. Об этом повесть А. Гайдара «На графских развалинах». Главный герой повести живёт в страшном мире, от власти которого он и освобождается, потому что подлинной свободы там нет, а беспризорники на самом деле вовсе не романтические герои, а несчастные запуганные дети.
    Порой авторы обращаются к проблеме перевоспитания беспризорников. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид» главная мысль- проблема воспитания. Л. Пантелеев писал: «В сущности, мы с Макаренко делали одно дело. Разница только в том, что Макаренко был талантливее, в – первых, а во – вторых, ему было легче. Он имел всё-таки дело с нормальными селянскими хлопцами, а я – с такой вот изощрённой публикой» . «Много подростков во время революции, голода и гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем сделаться налётчиками. Нужно было немедленно взяться за них, и вот сотни и тысячи пустующих, полуразрушенных домов снова приводили в порядок, для того, чтобы дать кров, пищу и учение маленьким бандитамТак появилась особая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых стала и вновь испечённая «Школа социально- индивидуального воспитания имени Достоевского», позднее сокращённая её дефективными обитателями в звучное «Шкид». Жизнь этого учебного заведения показана изнутри. Главным предметом изображения становится сложный процесс превращения бывших беспризорников в полноценных граждан своей страны. Процесс воспитания – поединок между детьми и воспитателем, из которого последний выходит победителем.
    В романе Андрея Платонова «На заре туманной юности» 14-летняя девочка Оля остается сиротой. Ей хочется, чтобы кто-нибудь взял ее к себе. «На девочку глядел помощник машиниста; он помнил ее отца и мать, знал, что они скончались, позвал сироту на машину. Девочка влезла по трапу на паровоз; механик развязал красный платок с пищей и вынул оттуда четыре печеных картошки; затем он погрел их на котле, посыпал солью и дал Ольге две картошки, а две съел сам. Ольге захотелось, чтобы механик взял ее к себе домой, она бы стала у него жить и привыкла бы к нему. Но паровозный механик ничего не сказал девочке доброго, он только покормил ее и спрятал обратно свой пустой красный платок. Он сам был многодетный человек и не мог решить, сможет ли он прокормить лишний poт» Действительно, не каждый способен взять на себя ответственность за воспитание чужого ребёнка. Но что же говорить о чужих людях, ведь и родные не всегда возьмут детей-сирот. Так вышло и с Ольгой. Её желание иметь семью было сильным, но никто не понял её, не сжалился над ней. Ребёнок в отчаянии. «Ольга пошла мимо домов по чужому большому городу, но смотрела она на все незнакомые места и предметы без желаний, потому что она чувствовала сейчас горе от своей тетки, и это горе в ней превратилось не в обиду или ожесточение, а в равнодушие; ей стало теперь неинтересно видеть что-либо новое, точно вся жизнь пред ней вдруг омертвела» . Человек, оставшись один, бессилен, слаб. Как найти силы жить? В период становления советской власти государство принимало участие в судьбе обездоленных – Ольге повезло.
    Во время второй мировой войны сирот становится ещё больше. Сколько детей участвовало в неравной борьбе с действительностью. В художественной литературе о том времени встречается большое участие людей в несчастье детей. В произведении В. Богомолова «Иван» сироте Ване 12 лет. У него на глазах погибла мама, а на руках оставалась годовалая сестренка, которую равнодушно убила война. Но даже суровые, обтесанные войной мужчины приняли живое участие в судьбе подростка, они поддерживают его в трудной жизненной ситуации и понимают, что перед ними человек, пусть молодой, но уже испытавший все тяготы войны.
    В повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» мы вновь видим детей- сирот. Годы войны – это годы мучительного голода, бед и горя. Детям, оставшимся одним, намного тяжелее, чем тем, у кого есть близкие люди, готовые всегда помочь. В произведении Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показаны сироты военного времени – братья-близнецы Кузьменыши. Это очень сильные дети, они никогда не показывают, как им тяжело, как хочется есть. Они делятся своими чувствами только между собой, так им легче. Они умеют любить по-настоящему и слушать людей, пытающихся помочь им. Несмотря на голод и страх, необходимость изворачиваться, врать, эти дети остаются наивными, добрыми, веселыми и мудрыми не по годам. А. Приставкин много раз упоминает о своих детских годах, которые тоже были очень тяжелыми. Именно поэтому ему так хорошо удается показать всю скудность военных лет.
    Во все времена нас учат относиться к сиротам добродушно и понимающе. Дети, потерявшие родителей, требуют особого внимания государства, общества, наконец, отдельных людей.
    И. И. Дубов в повести «Сирота» пишет о том, что те, кто когда-то жил в детдоме, всегда выделяются среди тех, кто жил с родителями, даже тогда, когда становятся взрослыми. Бывшие детдомовцы скромнее, сдержаннее, незаметнее. Писатель говорит о неспособности такого человека (Горбачева) противостоять мнению своего начальника. Начальник неправ, он увольняет ни в чём невиновного человека. Горбачёв понимает, что если его уволят, то ему негде будет жить, но ничего сделать не может. Хорошо, что находятся люди, способные вступиться за него. Это Гущин. Он способен ворваться в кабинет начальника и рассказать всю правду. К сожалению, в наше время таких людей становится все меньше и меньше.
    Я считаю, что ребенок, лишенный родителей, и во взрослой жизни может остаться сиротой, если он не приобретет свою собственную семью, помощь, поддержку близких ему людей.
    Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека». Перед нами предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе черты национального русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война. Война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами: она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. Страдания Соколова – это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа “Судьба человека”. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. А сам стал понемногу возвращаться к жизни. Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни А. Соколова. Этот мальчик-сирота, со “светлыми, как небушко, глазами” оживил его душу. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им избавиться от одиночества. Андрей Соколов своего рода тоже сирота, и ему также тяжело осознавать это и жить. Оба, Андрей и Ванюша, бредут к своему будущему, и каждый из этих образов говорит о вечности жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, народ бессмертен. Рассказ М. Шолохова – это вызов времени и призыв к людям всего мира сохранить общечеловеческие ценности, отказаться от войн и насилия, утвердить ценность человеческой жизни, ценность семьи.
    В центре внимания повести «Ямская слобода» А. Платонова простой человек, «сирота» по своему душевному состоянию. Он пребывает в своеобразном странствии, скитальчестве. Это человек, убоявшийся после событий революции «остаться без смысла жизни в сердце».
    Главный герой повести «Ямская слобода» – сирота Филат, вечный поденщик у мещан-ямщиков. Он сирота в личном и социальном плане, вечный подсобный рабочий, который всё- таки побеждает страшные следствия былого угнетения. Человек без памяти о своем родстве жил разным заработком: он мог чинить ведра и плетни, помогать в кузнеце, замещал пастуха, оставался с грудным ребенком, когда какая-нибудь хозяйка уходила на базар, бегал в собор с поручением поставить свечку, караулил огороды, красил крыши суриком и рыл ямы в глухих лопухах, а потом носил туда вручную нечистоты. Все люди в слободе пользовались услугами Филата, не замечая его самого, а лишь посмеиваясь над его физическим недостатком.
    Люди не понимали, что Филат «был единственным и неповторимым мастером, способным выполнить любую работу». Стоило ему уйти, дела в деревне пришли в запустение, но и тогда люди не поняли Филата, по-прежнему просили его помочь по хозяйству. Он по доброте сердца никому не мог отказать. Но и тогда люди не стали к нему относиться иначе. Филат любит свою работу. «В неугомонной суете ему всегда жилось легче: что-то свое, свое, сердечное и трудное, в работе забывалось». Он чувствует свое одиночество. «Филат дремал и думал о госте, что тяжело ему было сына и жену хоронить – хорошо, что у него нет никого». Но в конце рассказа эти смутные чувства пробуждают у Филата достоинство и даже некоторую гордость. Когда Макар говорит: «хорошим людям погибель приходит, а таким маломощным как ты, надо прямо ложиться в снег и считать конец света!», Филат неожиданно для себя самого обижается и отвечает: «Для кого в снегу смерть, а для меня он – дорога» . Обида – это проявление самосознания, когда человек впервые чувствует потребность защитить себя самого. «Филат почувствовал такую крепость в себе, как будто у него был дом, а в доме обед и жена». Читая повесть, мы понимаем, что сироте приходится сложно. Каждый хочет иметь семью. Будет семья, будет и спокойствие.
    Тема семьи как залог будущего счастья прослеживается и в творчества В. Астафьева. Проблемы, которые писатель поднимал в последние десятилетия своей деятельности, не перестают быть актуальными. Среди множества проблем и тем особенно выделяется обращение Виктора Астафьева к вопросам современности: милосердие и братство, одиночество и равнодушие, сиротство и семья. Астафьев утверждает, что семья – основа общества. Он много выступал публично, затрагивая тему сиротства. Очевидно, эта тема так волновала его, что выступления были направлены на решение этой проблемы. Мир писателя- мир всеобщего сиротства. Одиноки люди, особенно дети. Его герои чувствуют своё сиротство в этом мире.
    Виктор Астафьев в своем произведении «Пролётный гусь» рассказывает историю послевоенного времени. Прошедший службу солдат Данила по дороге домой, встречает на станции Чуфырино девушку, которая ему очень понравилась. Они понимают, что должны быть вместе. Деревня Данилы была разгромлена фашистами во время войны, и молодоженам негде было остаться. Они вернулись на станцию, где и познакомились. Это люди, у которых нет родных, но они были друг у друга. На их жизненном пути встретился понимающий человек: Виталия Гордеевна, она разрешила им жить у нее.
    Рождение ребёнка, болезнь его, смерть Сколько пришлось испытать этим людям. Настоящим ударом становится для Марины и смерть мужа. Она понимает, что осталась совсем одна. Смерти близких, одиночества не выносит Марина На мой взгляд, в данной сложившейся ситуации она приняла верное решение. Жить на свете без близких людей, каждый день вспоминать их, думать о них – это невыносимо для молодой, полной жизненных сил девушки.
    Одиночество, на мой взгляд, равносильно сиротству.
    С этими повестями перекликается рассказ В. Шукшина «Горе». Писатель, как и многие его предшественники, обращается к теме одиночества. В этом рассказе говорится о старике Нечае, который потерял свою жену. После смерти близкого человека он не мог найти себе места: плакал по ночам, разгуливал по огороду. Однажды его увидел соседский мальчик, у него в отличие от Нечая были родные люди. Мальчик позвал своего деда, который попытался успокоить Нечая. Рассказывая о своей жизни, дед затронул и трагическую её сторону: он потерял сына. Беседа двух взрослых людей оказала воздействие на мальчишку: он долго не мог успокоиться, он понимал, что чувство одиночества очень страшно как для детей, так и для взрослых. И, наверное, этот мальчишка никогда не обидит одинокого человека. Сможет оказать посильную помощь.
    Изучая произведения писателей разных времён, я пришла к выводу о том, все авторы схожи в одном: у всех у них болит душа за настоящее и будущее нашей Родины. Все они в одинаковой степени переживают за тех, кто когда-то по каким-то причинам остался один в этом, хочется сказать словами А. Платонова, « прекрасном и яростном мире» .
    2. СТАТИСТИКА
    Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн. ) находится в зоне социального риска. Ceгодня в России I миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадают 1800 детей, совершающих попытки суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке.
    В нашей школе на данный момент состоит на учёте 39 несовершеннолетних, находящихся под опекой(попечительством). Из них дошкольников- 8, учащихся 1-9 классов- 27, 10-11 классов- 1, учащихся других учебных заведений- 3 человека.
    Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием. Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении ХХ века и связанных с революцией 1917 г. , тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20– 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.
    Люди, решившие взять ребенка, обязаны пройти разные инстанции, которые подтвердят их способность содержать ребенка материально, а также их психическое состояние, которое в случае неуравновешенности, может отразиться на ребенке. Многие люди просто не выдерживают всех проверок и инстанции и отказываются от желания взять ребенка. С одной стороны, можно было бы упростить процедуру оформления документов, а с другой стороны, нельзя доверять детей, и без того несчастных, в руки неизвестных лиц.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Сколько детей, лишённых родительской ласки. От цифр становится плохо. Как помочь? Оказать помощь способен не каждый. Человек, на мой взгляд, никогда не испытывающий чувства одиночества, не сможет взять приемного ребенка и полюбить его, как родного. Многие считают, если ребенок брошен родной матерью, так он не нужен никому. Люди часто сомневаются в своей способности полюбить чужого ребенка. На самом деле при желании самого человека можно подарить ребенку настоящее семейное тепло.
    Я решила провести опрос среди своих знакомых, которые не имеют детей или же имеют одного ребёнка. Из 30 человек 17 сказали, что не хотят приемных детей, либо, что уже получили жизненное удовлетворение, имея родных детей. 13 оставшихся указали на то, что этот вопрос очень сложен для столь быстрого ответа и требует серьезного рассмотрения.
    Для людей главное – отчий дом, где всегда примут, поймут и поддержат. Человек, не имеющий такого дома, намного слабее, часто закомплексован, агрессивен. Сироты, которым не удалось вновь получить родительское тепло, совершают преступления. Среди детей, оставшихся без попечительства родителей, много детей-инвалидов, которые часто обречены на одиночество. Для человека, который когда-то остался один, будет счастьем получить тепло вновь приобретенных отца и матери. Для детей, попавших из детдома в новую семью, это начало новой счастливой жизни.
    2008 год- это «Год семьи». Проводимые мероприятия, рекламные акции помогут принять решение многим, кто когда-нибудь хотел взять на воспитание ребенка. Я считаю, что такие мероприятия должны проводиться как можно чаще.
    Администрация нашего города оказывает поддержку родителей, взявших детей на постоянное или временное воспитание. 10 апреля 2008 года на базе МОУ «СОШ №12» прошло награждение родителей приемных детей.
    Побывав на таком мероприятии, понимаешь, как счастливы и дети, и родители. Все семьи дружно поднимались на сцену, улыбались, показывали свои семейные фотоальбомы, где запечатлены самые яркие и веселые моменты их жизни.
    В нашем городе проживает много людей, которые по-настоящему заслуживают уважения. Они, действительно, подарили свою любовь и ласку детям, которые когда-то остались одни. Вот несколько из них: Тищенко Любовь Васильевна, проживающая в п. Порожский, имеет 6 приемных детей. Семья Грибоедовых- 2 приемных ребёнка и одного собственного. На вопрос: «Кого мама и папа любят больше?», дети отвечали, что мама и папа всех любят одинаково. Сухомазов Николай Андреевич воспитывает двух девочек, которые под руководством отца занимаются резьбой по дереву, играют на пианино.
    Государство не оставляет без внимания родителей приемных детей. Ежемесячно государство выплачивает по 6 тыс. руб. на содержание одного ребенка, ребенка-инвалида 9 тыс. руб.
    Многие частные предприниматели занимаются благотворительностью, которая значительно улучшает положение детдомов. В Братске наиболее серьезной поддержкой детдомов занимается компания РУСАЛ. Предприятие закупает для воспитанников учебные принадлежности, одежду, игрушки и др. Каждый, на мой взгляд, должен хоть раз в жизни задуматься над вопросом: «Могу ли я помочь кому-то?» У нас в школе традиционно проводится акция «Помоги ближнему своему». Учащиеся школы откликаются на призыв помочь. Отрадно, что дети понимают необходимость участия в жизни обездоленных.
    Этому доброму, чуткому отношению учат нас со страниц своих книг писатели.
    Проблема одиночества актуальна. В наши дни человеку очень сложно быть одному. Каждый день мы сталкиваемся с теми или иными трудностями. Порой их очень сложно преодолеть, не имея поддержки близких нам людей. У каждого должны быть те, с кем мы можем поделиться обо всём, что происходит с нами ежедневно. Человек, не имеющий таких людей очень быстро «сгорает». Мы не можем позволить таким людям стать «живыми трупами». Следует оглянуться вокруг, я уверена, что каждый найдет в своем окружении такого человека и постарается помочь.
    Заместитель Губернатора Иркутской области, директор департамента социальной защиты населения Иркутской области С. В. Круть в своём обращении к юным жителям Иркутской области сказал: «Семья и здоровье населения являются фундаментом, на котором строится вся система социальных отношений. Если разрушить этот фундамент, то рухнет всё общество. Ни одно государство не сможет быть долговечным без опоры на эти основополагающие ценности Для каждого из нас нет на земле ничего дороже, чем семья».

  5. Много предстоит трудов,
    Чтобы выйти в люди.
    Приютом управляет директор Сорокин, не потерявший при советской власти ни чести, ни интеллигентности. Однако хулиганы и воры всех мастей не желают менять свои привычки и жить по правилам. В качестве эксперимента директор предлагает ребятам самоуправление без «поблажек» и с наказаниями за нарушение дисциплины. Сорокин приучает ребят уважать и любить свой и чужой труд. Постепенно, шаг за шагом, формируются души и характеры ребят, происходит их духовное и гражданское становление.
    Наш земляк, Михаил Александрович Шолохов, во многих своих произведениях уделял большое внимание детям – сиротам. Доказательством этому служат: «Алешкино сердце», «Судьба человека», романы «Тихий Дон», «Поднятая целина».
    В рассказе «Судьба человека» главный герой прошел все муки ада, был на волоске от смерти в лагере у фашистов. После победы чудом уцелел, но остался «большим сиротой»: один на один со своей старенькой машиной.
    Соколов, которому довелось, по его собственному признанию, «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и у которого «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть», потерял все: и родимый дом, и жену, и детей. Осталось ли хоть что-нибудь у этого многострадального русского человека? Да, осталось. Никто и ничто не могло отнять у него любовь к родине и умертвить его живую, отзывчивую душу. Андрею оказалось достаточно двух этих нерушимых, неистребимых координат для того, чтобы продолжить жизнь, чтобы не озлобиться на весь мир, чтобы не приходить в ярость при виде чужого счастья. И все же без встречи с маленьким Ванюшей осиротевшему солдату было бы гораздо труднее. Эта сколь случайная, столь и закономерная встреча нужна была недавнему участнику войны, нужна была как спасение, как исцеление, как надежда на будущее, как источник, дающий силы идти дальше. Ведь сердце героя, испившего до дна горькую чашу, не раз ощущавшего дыхание смерти, в течение какого-то периода, как он сам говорит своему собеседнику, «закаменело от горя». Где было найти ту живую воду, способную растопить душу, заледеневшую от мук и страданий, собственных и общенародных, заставить с новой силой биться сердце, окаменевшее от пережитых трагедий? Такой сказочной живой водой оказался мальчуган «со светлыми, как небушко глазами». «И вот один раз, – рассказывает Андрей Соколов о своем новом сынке, с которым он встретился в Урюпинске, – вижу возле чайной этого парнишку, на другой день – опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нему, спешу из рейса поскорее его увидеть. Около чайной он кормился, – кто что даст». И далее: «Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет, да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?». Мысль об усыновлении одинокого птенца, выброшенного из гнезда, разоренного войной, пришла как-то неожиданно, вдруг, непроизвольно, она тут же окрылила, согрела Андрея, которому уже начинало иногда казаться, что его жизнь кончена, что впереди лишь завеса скорби и тоски: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».
    Соколов нежно заботится о мальчике, старается сделать все для того, чтобы тот как можно скорей забыл о недавней бездомности, о слезах сиротства. С тех пор, как в его безрадостную жизнь ворвался вихрастый парнишка, Андрей Соколов внутренне преобразился и окреп, приемный малыш стал для него той дополнительной опорой, которой так не хватало ему в первые мирные дни. Взяв на себя ответственность за судьбу другого человека, многострадальный герой Шолохова постепенно выходит из трагического оцепенения, понемногу освобождается от непосильного, парализующего груза прошлого. Шагает Андрей с осиротевшим мальчиком в Кашары: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
    Сиротство детей во вторую мировую войну имело характер всеобъемлющий, массовый. Сколько детей было брошено в водоворот жестокости, неравной борьбы!
    сиротство сказка беспризорник литература
    4. Проблема сиротства в сегодняшнем мире
    История последнего столетия в России отмечена уже тремя волнами массового сиротства детей. С первыми двумя, вызванными Гражданской и Великой Отечественной войнами, удалось справиться комплексными государственными мерами.
    Сегодня мир вступает в XXI век. Проблема детей-сирот по-прежнему актуальна. Природа нынешнего сиротства и бродяжничества детей печальна и вовсе не похожа на ту, что была в 20-е и 30-е годы. Тогда дети просто голодали, просто теряли крышу над головой, лишались родни, хотя слово «просто» тут вряд ли употребимо, ведь речь идет о трагедии детской судьбы. Их собрали (пусть и с солдатами да милицией) с улиц, вытащили из подвалов, отмыли, накормили, усадили за парты и вернули к жизни. Этого им было достаточно. Справедливости ради надо заметить: большинство тех ребят получило высшее образование. Другие обрели престижные профессии, состоялись как граждане.
    Но вся беда в том, что нынешние брошенные дети совсем не похожи на своих предшественников. Среди нынешних сирот мало детей одиноких. Отца, как правило, нет, или он пьёт, мать тоже – пьющая или ведущая «свободный» образ жизни. Бабушки и дедушки? Ну, так дедушек почти нет по той же причине, что и отцов, а бабушки с самовольными внуками не справляются. Появилась и новая причина сиротства – дети сами хотят быть оторванными от семьи, от родителей. Ими овладела жажда вольницы, желание ночевать в теплом коллекторе или подвале, но без взрослых указок и без всяких там школ и детдомов с их «занудными» учителями и воспитателями.
    И еще одно отличие совсем уж разделяет эпохи: беспризорники «Республики ШКИД» не знали, что, нанюхавшись клея «Момент», можно сладко «забалдеть», ну, а те, кто добрался до иглы, вообще отправляются на небеса, где школа не нужна, нет взрослых с их претензиями, нет правил и ограничений.
    Несмотря на то, что министерство образования и местные власти стараются каждому ребенку найти семью (существует несколько форм устройства детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат, семья выходного дня), число детей в детских домах не уменьшается, проблема сиротства остается.
    Но я думаю, ситуация в стране находится под контролем. Способствуют этому и СМИ. В центральных и региональных газетах тема сиротства все чаще выносится на первые полосы, о жизни беспризорных детей снимают документальные и художественные фильмы. Политику государства об усыновлении брошенных детей поддерживает телевидение. На I канале в программе «Пока все дома» недавно появилась рубрика «У вас будет ребенок». Идея ее создания принадлежит Тимуру Кизякову (который был награжден орденом Дружбы) и его жене – Елене. Каждое воскресенье ведущая Елена Кизякова рассказывает об одном малыше из детского дома или Дома ребенка. В конце рубрики – телефон для тех, кого заинтересовали этот ребенок. Поднимает тему сиротства и Андрей Малахов в передаче «Пусть говорят».
    Как жаль, что в наши дни так много в России детей-сирот, детей, брошенных родителями. Помочь им может любой хороший человек, воспринимающий чужую боль как свою.
    Заключение
    Тема сиротства, и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной и злободневной проблемой. При смене времен, социальных событий проблемы детей-сирот остаются теми же.
    Проблемы, которые сопутствуют сиротству, это:

  6. Альберт Лиханов поднимает проблему, которая никого не может оставить равнодушным – проблему сиротства. Почему в мирное и благополучное время появляются сироты? От чего это зависит? эта проблема настолько остро стоит в обществе, что рассуждают о ней практически все. В рассказе о простой женщине Лепестинье, которая никак не может понять, почему родители бросают своих детей, А.Лиханов тонко смещает акцент с, казалось бы, очевидной жалости к сиротам на ответственность человека за судьбу детей. Бездетная Лепестинья готова взять ребенка из детдома, потому что иметь детей, любить их и заботиться о них – естественное качество и потребность человека. Автор приходит к выводу: сиротство при живых родителях – качество, недостойное человека, и он очень рад, что таких, как Лепестинья, все-таки больше в мире.
    Во всем можно согласиться с автором. Причина того, что появляются дети-сироты в мирное время, не бедствия, а безнравственные и безответственные взрослые. Массовые бедствия и катастрофы все-таки не так часто случаются в мире, чтобы говорить о них как о причине сиротства. Наоборот, распространение социальных язв, наркомании, алкоголизма приводит к тому, что все больше детей оказываются на улице. Естественно, возникает вопрос: разве в этом виновата тяжелая жизнь? Нет, сами люди, которые просто не хотят задуматься о последствиях.
    Читая рассказ А.Лиханова, вспоминаешь страницы рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Герой рассказа Андрей Соколов, потерявший все во время войны, пережил самое страшное в жизни. Но он просто не может видеть, как страдает маленький сирота, желание заботиться о мальчике и любить его пересиливает ожесточение и опустошение, потому что Андрей прежде всего человек. А те, кто бросает детей в угоду собственным удовольствиям, не могут называться людьми. Общество им не поможет, пока не проснутся в них совесть и человечность.
    В заключение хочется добавить: если есть сироты в обществе в мирное время, то это общество неблагополучно. Не пора ли нам всем задуматься, а все ли у нас правильно?

  7. Реферат
    на тему:
    “Тема сиротства в русской литературе”
    г.
    Введение
    Сирота (по словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
    Сиротство – состояние сироты, одиночество.
    Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. При смене времен, политических, экономических и социальных формаций проблемы детей-сирот остаются. Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу государства, общества, церкви.
    Русская литература, пронизанная сочувствием к слабым и угнетенным, никогда не остаётся в стороне от этой темы, старается привлечь внимание к судьбам таких детей. Литература воспитывает в людях бережное и чуткое отношение к детям – сиротам, призывает к состраданию.
    Путь исследования. От фольклора до произведений современной литературы.
    Цель исследования.
    Выявить жизненную основу причин сиротства и проследить, как воплощается эта тема в произведениях русской литературы.
    1. Как воплощается тема сиротства в русской литературе
    Отражение в устном народном творчестве проблем сирот.
    Проблема сирот находит широкое отражение в русских народных пословицах и поговорках:
    Без отца – полсироты, Без матери-пчелки
    Без матери – вся сирота. Пропащие детки.
    «Не строй церковь – пристрой сироту», – призывает русская пословица.
    «Сироту воспитать, что храм возвести», – утверждает мысль народа.
    Мотив сиротства являлся распространенным и в народных сказках. Сказки отражают жизнь людей, проблемы, с которыми сталкивается человек. Дети в сказках становятся сиротами по тем же причинам, что и в жизни: болезнь и смерть одного из родителей или сразу обоих. Бедствия, выпадающие на их долю, бывают и вполне реальными (притеснения со стороны мачехи и сводных сестер в сказках «Морозко», «Крошечка – хаврошечка»), и фантастическими – дети в сказке, оказавшись вне семьи, подвергаются постоянной опасности: их выманивают ведьмы, они превращаются в козлят, напившись из копытца «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
    Но сказка изображает идеальный мир, в котором, если и возникают беды – голод, болезни, сиротство, то в финале любой конфликт имеет идеальное разрешение. Появившийся вовремя избавитель: солдат, шедший мимо, добрый молодец, готовый жениться и взять под защиту – разрешает любую проблему.
    2. Тема сиротства в русской классике
    Нелюбовь мачехи к падчерице часто встречается и в авторских литературных сказках. В произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» царевна – не родная дочь царицы. Героиня добра, прекрасна, трудолюбива: «и хозяюшкой она в терему меж тем одна уберет и приготовит…». Верна, покорна судьбе: «…но другому я навечно отдана…». Испытания, выпавшие на долю, царевны ужасны: ее выгоняют из дома, оставляя на съедение волкам в лесу. А злая мачеха, узнав о счастливом спасении, сама решает убить ее ядом, которым пропитано яблоко. Но смерть несчастной оборачивается глубоким сном, даже богатыри не могут оживить ее. Финал сказки тоже традиционен: царевна оживает. Добро и любовь объединяются в своей победе. И злу не устоять против этого союза: царица умерла без «посторонней помощи», от собственной злости – «тут ее тоска взяла, и царица умерла». Это еще одно отличие сказок: сколько бы зла ни сделали главному герою, он прощает и не собирается мстить.
    Судьбы сирот отражаются не только в сказках, но и в произведениях других жанрах. Так, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых, Простаковых, способных глумиться над положением Софьи, думая, что она круглая сирота. «Сколько горестей терпела я…Бессовестные мои свойственники…», – говорит главная героиня. «Сегодня, однако ж, первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницей, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости». Финал комедии оптимистичен: Софья выходит замуж за любимого, имение Простаковых взято под опеку, они лишаются реальной власти над крестьянами и имуществом.
    Писатель В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» ярко, с детской доверчивой откровенностью пишет от лица ребенка, потерявшего мать. Жизнь мальчика Васи как бы разделилась на два ярких фрагмента: до смерти матери и после. Жизнь при матери – полная, ласковая, уютная. Даже если где-то была несправедливость, то мать своей любовью затмевает печали и горести неурядиц, ребенок не одинок. После смерти он остается один, несмотря на то, что отец жив, есть и сестренка.
    Каким запомнил Вася себя в детстве? Обратим внимание на сравнения, какими герой пользуется, рассказывая о себе. Вспоминая детские годы, когда он был ещё просто Васей, рассказчик замечает, что он «рос, как дикое деревце в поле», как «молодой волчонок», как «пугливый зверёк». Есть ли общее в тех эпитетах и сравнениях, которые употребляются в этих характеристиках? Да, используются уменьшительно-ласкательные слова, подчёркивающие возраст героя, из чего видно, что он совсем ещё маленький. Эпитеты несут уточняющую нагрузку. Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра. Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте? Вопрос побуждает внимательно присмотреться к той атмосфере, что царила в его семье. После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый горем, «совсем забыл о моём существовании», «отворачивался от меня с досадой и болью». А когда замечал, то думал, «что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем». Может быть, у кого-нибудь другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе? Нет, таких людей рядом с ним не оказалось. Автор их не показывает. Позже герой с горечью скажет, что в родном доме он «не встречал ни в ком привета и ласки». Печаль отца по жене была огромной, он не хотел замечать сына, и мальчик отвечал ему тем же. Васе было горько и досадно. И вскоре он прекратил все попытки занимать сестру Соню играми, а еще через некоторое время ему стало тесно в доме и в садике, где он не встречал ни в ком привета и ласки.
    Вася начал бродяжить. Набравшись смелости, он заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там герой увидел мальчика лет девяти и девочку с голубыми глазками. С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Девочка напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из Маруси жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему также дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Дружба с Вальком и его больной сестренкой отвлекала от происходящего в семье, он не одинок.
    Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня – Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: «Я краду, и он будет красть». Будущее Валека – на дне жизни.
    Писатель в произведении переживает трагедию вместе с мальчиком. Как бы указывает взрослым на необходимость в таких случаях максимально уделять внимание ребенку, для которого потеря одного из родителей – неподъемная душевная ноша.
    Горькая судьба детей – сирот не могла оставить равнодушным и Н.А. Некрасова, который заявляет об этой проблеме с огромной поэтической силой. Об этом стихотворения «Крестьянские дети», «Железная дорога». С особой пронзительностью говорит он о судьбе детей-сирот, которые вынуждены сами зарабатывать хлеб, работая на фабрике. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни передается монотонным ритмом стихотворения:
    Целый день на фабриках колеса
    Мы вертим – вертим – вертим!…
    Бесполезно плакать и молиться,
    Колесо не слышит, не щадит:
    Хоть умри – проклятое вертится,
    Хоть умри – гудит – гудит – гудит!
    Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.
    3. Как воплощается тема сиротства в литературе XX века
    В годы становления советской власти по улицам Питера шныряют беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников.
    В 1927 году в свет вышла книга «Республика Шкид», написанная двумя авторами в 1926 году, когда старшему из них – Г. Белых – шёл всего лишь двадцатый год, а младшему – Л. Пантелееву – не было ещё и восемнадцати. Эту повесть написали бывшие беспризорные, они были теми самыми голодающими, бродягами, которые в тысяча девятьсот двадцать первом году попали в исправительное заведение для малолетних преступников, в детдом имени Достоевского. В повести авторы изобразили самих себя с беспощадной правдивостью.
    Бывшие беспризорники и воришки отданы на перевоспитание в школу полутюремного режима имени Достоевского – сокращенно ШКИД. Рассказ о столкновении и взаимовоспитании (взаимокоррекции) беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал упреки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального «порядка». Однако динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им. Ф.М. Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупает искренним оптимизмом, питаемым постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью.
    Путь наш длинен и суров,
    Много предстоит трудов,
    Чтобы выйти в люди.
    Приютом управляет директор Сорокин, не потерявший при советской власти ни чести, ни интеллигентности. Однако хулиганы и воры всех мастей не желают менять свои привычки и жить по правилам. В качестве эксперимента директор предлагает ребятам самоуправление без «поблажек» и с наказаниями за нарушение дисциплины. Сорокин приучает ребят уважать и любить свой и чужой труд. Постепенно, шаг за шагом, формируются души и характеры ребят, происходит их духовное и гражданское становление.
    Наш земляк, Михаил Александрович Шолохов, во многих своих произведениях уделял большое внимание детям – сиротам. Доказательством этому служат: «Алешкино сердце», «Судьба человека», романы «Тихий Дон», «Поднятая целина».
    В рассказе «Судьба человека» главный герой прошел все муки ада, был на волоске от смерти в лагере у фашистов. После победы чудом уцелел, но остался «большим сиротой»: один на один со своей старенькой машиной.
    Соколов, которому довелось, по его собственному признанию, «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и у которого «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть», потерял все: и родимый дом, и жену, и детей. Осталось ли хоть что-нибудь у этого многострадального русского человека? Да, осталось. Никто и ничто не могло отнять у него любовь к родине и умертвить его живую, отзывчивую душу. Андрею оказалось достаточно двух этих нерушимых, неистребимых координат для того, чтобы продолжить жизнь, чтобы не озлобиться на весь мир, чтобы не приходить в ярость при виде чужого счастья. И все же без встречи с маленьким Ванюшей осиротевшему солдату было бы гораздо труднее. Эта сколь случайная, столь и закономерная встреча нужна была недавнему участнику войны, нужна была как спасение, как исцеление, как надежда на будущее, как источник, дающий силы идти дальше. Ведь сердце героя, испившего до дна горькую чашу, не раз ощущавшего дыхание смерти, в течение какого-то периода, как он сам говорит своему собеседнику, «закаменело от горя». Где было найти ту живую воду, способную растопить душу, заледеневшую от мук и страданий, собственных и общенародных, заставить с новой силой биться сердце, окаменевшее от пережитых трагедий? Такой сказочной живой водой оказался мальчуган «со светлыми, как небушко глазами». «И вот один раз, – рассказывает Андрей Соколов о своем новом сынке, с которым он встретился в Урюпинске, – вижу возле чайной этого парнишку, на другой день – опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нему, спешу из рейса поскорее его увидеть. Около чайной он кормился, – кто что даст». И далее: «Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет, да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?». Мысль об усыновлении одинокого птенца, выброшенного из гнезда, разоренного войной, пришла как-то неожиданно, вдруг, непроизвольно, она тут же окрылила, согрела Андрея, которому уже начинало иногда казаться, что его жизнь кончена, что впереди лишь завеса скорби и тоски: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».
    Соколов нежно заботится о мальчике, старается сделать все для того, чтобы тот как можно скорей забыл о недавней бездомности, о слезах сиротства. С тех пор, как в его безрадостную жизнь ворвался вихрастый парнишка, Андрей Соколов внутренне преобразился и окреп, приемный малыш стал для него той дополнительной опорой, которой так не хватало ему в первые мирные дни. Взяв на себя ответственность за судьбу другого человека, многострадальный герой Шолохова постепенно выходит из трагического оцепенения, понемногу освобождается от непосильного, парализующего груза прошлого. Шагает Андрей с осиротевшим мальчиком в Кашары: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
    Сиротство детей во вторую мировую войну имело характер всеобъемлющий, массовый. Сколько детей было брошено в водоворот жестокости, неравной борьбы!
    сиротство сказка беспризорник литература
    4. Проблема сиротства в сегодняшнем мире
    История последнего столетия в России отмечена уже тремя волнами массового сиротства детей. С первыми двумя, вызванными Гражданской и Великой Отечественной войнами, удалось справиться комплексными государственными мерами.
    Сегодня мир вступает в XXI век. Проблема детей-сирот по-прежнему актуальна. Природа нынешнего сиротства и бродяжничества детей печальна и вовсе не похожа на ту, что была в 20-е и 30-е годы. Тогда дети просто голодали, просто теряли крышу над головой, лишались родни, хотя слово «просто» тут вряд ли употребимо, ведь речь идет о трагедии детской судьбы. Их собрали (пусть и с солдатами да милицией) с улиц, вытащили из подвалов, отмыли, накормили, усадили за парты и вернули к жизни. Этого им было достаточно. Справедливости ради надо заметить: большинство тех ребят получило высшее образование. Другие обрели престижные профессии, состоялись как граждане.
    Но вся беда в том, что нынешние брошенные дети совсем не похожи на своих предшественников. Среди нынешних сирот мало детей одиноких. Отца, как правило, нет, или он пьёт, мать тоже – пьющая или ведущая «свободный» образ жизни. Бабушки и дедушки? Ну, так дедушек почти нет по той же причине, что и отцов, а бабушки с самовольными внуками не справляются. Появилась и новая причина сиротства – дети сами хотят быть оторванными от семьи, от родителей. Ими овладела жажда вольницы, желание ночевать в теплом коллекторе или подвале, но без взрослых указок и без всяких там школ и детдомов с их «занудными» учителями и воспитателями.
    И еще одно отличие совсем уж разделяет эпохи: беспризорники «Республики ШКИД» не знали, что, нанюхавшись клея «Момент», можно сладко «забалдеть», ну, а те, кто добрался до иглы, вообще отправляются на небеса, где школа не нужна, нет взрослых с их претензиями, нет правил и ограничений.
    Несмотря на то, что министерство образования и местные власти стараются каждому ребенку найти семью (существует несколько форм устройства детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат, семья выходного дня), число детей в детских домах не уменьшается, проблема сиротства остается.
    Но я думаю, ситуация в стране находится под контролем. Способствуют этому и СМИ. В центральных и региональных газетах тема сиротства все чаще выносится на первые полосы, о жизни беспризорных детей снимают документальные и художественные фильмы. Политику государства об усыновлении брошенных детей поддерживает телевидение. На I канале в программе «Пока все дома» недавно появилась рубрика «У вас будет ребенок». Идея ее создания принадлежит Тимуру Кизякову (который был награжден орденом Дружбы) и его жене – Елене. Каждое воскресенье ведущая Елена Кизякова рассказывает об одном малыше из детского дома или Дома ребенка. В конце рубрики – телефон для тех, кого заинтересовали этот ребенок. Поднимает тему сиротства и Андрей Малахов в передаче «Пусть говорят».
    Как жаль, что в наши дни так много в России детей-сирот, детей, брошенных родителями. Помочь им может любой хороший человек, воспринимающий чужую боль как свою.
    Заключение
    Тема сиротства, и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной и злободневной проблемой. При смене времен, социальных событий проблемы детей-сирот остаются теми же.
    Проблемы, которые сопутствуют сиротству, это:
    Oсоциальное неравенство общества,
    Oпадение нравственных устоев.
    Предлагаемые пути решения проблемы:
    Oнеобходимо поднять культурный уровень населения;
    Oвоспитывать в людях естественное, гуманное чувство к детям, новорожденным;
    Oвведение в образовательные программы уроков нравственности.
    Список литературы
    1.В.Г. Короленко. Дети подземелья. Издательство «Стрекоза-Пресс», 2006.
    .Н.А. Некрасов. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985.
    3.Г.Г. Белых, Л. Пантелеев. Республика ШКИД. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
    .А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. М.: «Детская литература», 2006.
    .Д.И. Фонвизин. Недоросль. М.: «Просвещение», 1988.
    .М.А. Шолохов. Судьба человека. Ростовское книжное издательство, 1977.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *